ON
Ш
Wnty
  i
0}

ав
TOK,
OT),

Th yy
4 Yoy
DA,

aT
LH

JON

(Лаба
CTW
СВ
„В
all
ни М
през

орга
ВЕТ
ble i
отм
ти в
Эм]
без  ]
из 9

дир

НО
и 301
(HTC
Г Cif
Kame i
араб i]
Tod
fl B
по
TOM,
popu

{ He 1
пере
У,

ам
anal t
Hoi

ToBI!

СУББОТА,  8 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 2837 (8897)

У гроба _
В. Л. Комарова _

‚ Вчера общественность столицы проща-
лась с выдающимся советским ученым, за-
мечательным русским патриотом, академи-
ком В. Л. Комаровым,

Весть о смерти неутомимого борца за
передозую советскую науку глубокой
скорбью отозвалась в сердцах советских
людей. Тяжелую утрату, понесенную
семьей ученых нашей страны, разделяет
вэсь советский «народ, которому великий
гуманист и труженик науки посвятил свой
талант, всю свою благородную жизнь.

В трауре Нескучный дворен. Накануне
сюда, в Академию наук, которую 9 лет

ВАШИНГТОН, 5 декабря. (ТАСС). В
результате почти трехмесячных перегово-
ров Соединенные Штаты и Англия достигли
ряда соглашений по’ экономическим вопро-
сам. На оснозе этих соглашений Англия
обязуется проводить более либеральную
торговую политику в обмен на американ-
скей кредит ‘на сумму в 3.750 миллионов
доллароз. Этот кредит должен быть одоб-
рех законодательными срганами обеих
стран.

Трумэн и Эттли в опубликованном со-
вместном заявлении указывают, что этот
кредит имеет целью облегчить закупку
Англией товаров в Соединенных Шгатах,

возглавлял академик Комаров, был перз-  помочь Англии ликвидировать дефицит
везен гроб с телом покойного. Мраморные   платежного баланса в переходный после
колонны конференц-зала увиты  крепом.   военный период, поддерживать  соответ-
Траурно приопущены знамена. У постамен- ствующие запасы золота и долларов и

та — гирлянды живых цветов, многочис-
ленные вБенки: от Президиума Верховно-
го Совета СССР, Совета Народных Комас-
саров СССР, Президиума Академии наук,
Московского Совета, Отделений биологи-
ческих и химических наук, совета филиалов
и баз Академии, Ботанического сада им, Ко-
марова, Ленинградского университета, пре-
зидента Академии наук СССР академика

«взять на себя обязательства по многосто-
ронней торговле». В заявлении указывает-
ся, что этот кредит даст возможность
Англии ослабить контроль над импортом и
валютой, в том числе над валютными сог-
лашениями, затрагивающими районы стер-
лингового блока, и «вместе с Соединенными
Штатами и другими странами двинуться
вперед к общей цели расширения многосто-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Англо-американские соглашения
по экономическим вопросам

проникновению Соединенных Штатов на
английские рынки.

Помимо соглашения по финансовым во-
просам, Соединенные Штаты ‘и Англия
достигли соглашений по вопросу о широких
принципах торговой политики, урегулирова-
ния вопроса об ответной помощи на осно-
ве ленд-лиза, о судьбе излишков военного
имущества и различных претензий.

Дата вступления в силу соглашения по
финансовым вопросам зависит от ассигно-
вания конгрессом США необходимых фон-
дов. Это соглашение разрешает Англии пэ-
лучать у США на основе кредита в 3.750
миллионов долларов различные суммы в
любое время в период между вступлением
в силу соглашения и концом 1951 года.

Англия должна будет ногасить этот кре-
дит 50 ежегодными взносами, начиная с
31 декабря 1951 года; из’ расчета 2 процен-
тов годовых. Проценты за 1951 год должны
быть исчислены с суммы, полученной на
31 декабря 1951 года, а на каждый поеле-
дующий год исчисляться из суммы, остаю-
щейся на 31 января каждого данного года.
Таким образом, процентная ставка в дей-
ствительности будет несколько ниже, чем

В подготовительной комиссии
Об’единенных наций

ЛОНДОН, 6 декабря. (ТАСС). Вечером
5 декабря руководящий комитет подготовя-
тельной комиссни Об’единенных наций’ об-
суждал почти в течение 4 часов предложе-
нис о том, чтобы 5 официальных языков ко-
миссии (английский, русский, французский,
китайский и испанский) были прчняты так-
же в качестве рабочих языков. Секретазем
исполиительного комитета был внесен ме-
морандум, указывающий, что если подго-
товительная комиссия будет настаивать на
том, чтобы все 5 официальных языков рас-
сматривались как рабочие языки, то потре-
буется весьма обширный штат высоко опла-
чиваемых технических работников.

Советский делегат т; Громыко заявил,
что, как, говоритея в уставе Об’единенных
наций, официальными должны  ечитаться
5 языков. Относителью рабочих языков там
ничего не говорится. Поэтому основные ор-
ганизации Об’единенных ‘наций вольны при-
нимать решения относительно того, какие
из 5 официальных языков они хотят сделать
рабочими языками. Китайский делегат под-
держал советского делегата и заявил, что
в кастоящее время вопрос не имеет прин-
ципнального значения.

Английский делегат Ноэль-Бэйкер зая-

С. И. Вавилова, от многих советских науч-
ных, общественных организаций, родных,

anyon и учевиков покойного.
а

«За оборону Москвы»,
труд в Великой `Отечественной
1941 — 1945 гг.», — награды, которых был

удостоен академик В. Л. Комаров за свои
великие научные открытия, за самоотвер-

женное служение родине.

В И часов утра в конференц-зал был
Тысячн
москвичей пришли проститься с корифеем
отечественной науки. Мимо гроба прошли
‚‹ ученые, студенты и педагоги московских
вузов, рабочие и инженеры, бойцы, офице-

и генералы Красной Армии и Военно-

открыт доступ для посетителей.

орского Флота...

Звучит траурный марш Шопена. В по-

четный караул становятся Renate al a И.

АД

Сперанский, В. Н. Образцов, Я. О. Паркас,
Собол

Мещанинов, Д. Н. Прянишников,

С. П. Обнорский, С. Л. ев.

Бесконечной вереницей тянутся со всех

концоБ Москвы делегации трудящихся.
Владимира Леонтьевича Комарова она зна-
ли не только как крупнейшего исследоза-
теля русской природы. Миллионам людей
он был известен и как выдающийся госу-
дарственный деятель. Депутат Верховного
Совета СССР, академик Комаров поддер-
живал тесную связь со своими  избирате-
лями, отвечал на их многочисленные пихь-
ма, живо откликался на их просьбы. Вы-
полняя свои государственные функции, он
вгоды Великой Отечественной войны явил-
ся инициатором мобилизации  производи-
тельных сил страны для нужд, фронта.
Вклад академика Комарова в завоевание
победы над гитлеровской Германией mpa-
вительство высоко оценило, присвоив ему
звание Героя Социалистического Труда.

Прощальные почести покойному пришли
отдать делегации главных управлений Нар-
коматов Обороны и Военно-Морского Фло-
та, Герой Советского Союза’  генерал-лей-
тенант Федоров, инженер - вице - адмирал
Исаченков, контр-адмиралы — Петровский,
Кудрявцев и другие.

Каждые пять минут сменяется почетный
караул. Его несут  члены-корреспонденты
Акздемии наук СССР П. И. Лебелев-По-
лянский, Е. С. Истрина, А. В. Шубников,
Б. К. Шиикин, действительный член Ака-
‘демии медицинских наук’СССР”:В. Ф. Зе:
ленин. На траурную вахту становятся ру-
ководители управлений Наркоматов земле-
делия, путей сообщения, черной металлур-
гии, профессора, аспиранты и научные сот-
рудники Тихоокеанского института, инсти-
тутоз горного дела, географии, . геохими-

ческих проблем, депутаты Московского
Совета...

Вечером в почетном Kapayne — презн-
дент Академии наук СССР академик

С. И. Вавилоз, академики Т. Д. Лысанко,
Н. Г. Бруевич, А. М. Деборин.

До позднего вечера не прекрава ася
людской поток. Тысячи москвичей побывз-
ли вчера в Нескучном дворце, прощаяс® ©
замечательным ученым, чья жизнь — нпри-
мер самоотверженного служения родине.

(ТАСС).
нА
Научные труды

атласных подушках — три ордена
Ленина, медали «За оборону Ленинграда»,
«За доблестный
войне

ли свободными и тайными. В
опюзищий о’ том, будто оча’нё имела‘ вре:

ронней торговли».

Таким образом, в обмен на кредит Сое-
диненные Штаты получили обещание
Англии ослабить ограничения в области
торговли, против которых возражали аме-
риканские экспортеры, так как это мешало

Финансовое соглашение

ПАРИЖ, 5 декабря. (ТАСС). Официаль-
но сообщается, что 4 декабря французским
послом в Вашингтоне Анри Боннэ и госу-
дарственным департаментом США было
подписано финансовое соглашение. Амерн-
канский экспортно-импортный банк предо-

ставляет французскому правительству сро-.

ком на 30 лет кредит в размере 550 млн.
долларов для финансирования французских
закупок в США. производимых по соглаше-
нию, заключенному с американским прави-
тельством. На эти закупки распространялось

Заявление Энвера Ходжи на пресс-конференции

ТИРАНА, 5 декабря. (ТАСС). Вечером
3 декабря у председателя созета министров
Албании Энвера Ходжи состоялась пресс-
конференция, на которой присутствовали
иностранные журналисты и представители
албанской печати.

Подробно охарактеризовав историю бофь:
бы албанского народа за свою. незазиен-
мость, Энвер Ходжа коснулся основных

проблем внутреннего и международного по-

ложения Албании; Он сказал, что победа

над итало-немецкими захватчиками и успе-
хи новой Албании

являются делом рук
албанских патриотов, об’единившихся в де-
мократический фронт. Албанский народ,
малочисленный, но, великий духом и пат-
риотизмом, боролся и готов и в дальнейшем
бороться против всех, кто мешает его про
грессу и кто посягает на его свободу. До-
казательством этого являются выборы в
учредительное собрание, во время которых
народ голосовал за кандидатов демократи-
ческого фронта. Согласно предварительным
результатам выборов, сказал Энзер Хол-
жа, в них участвовало 92 процента избира-
телей, из которых 95 процентов голосова-
ло за демократический фронт. Выборы бы-

мени для организации, He соответствуют
действительности. Демократические  <во-
боды были об’явлены год тому назад, но
оппозиция никогда He пред`являла демо-
кратическому правательству своих, требо-
ваний, а что касается подготовки к выбэ-
рам, то оппозиния имела для подготовки
два месяца. Суть дела состоит в том, что
оппозиция не имеет в народе никакого авто-
ритета, так как народ знает, что оппози-
ция действовала против его интересов.
Албанские законы обеспечивают народу
полную свободу слова, организаций, печа-
ти, религии. Они охраняют собственность
всех честных трудящихся людей. Нег сво-
боды только для фашистов и профашистов.
Албанский народ твердо решил итти впе-
ред и защищать свои завоевания. На пути
к прогрессу ему не могут помешать кле-
ветники и предатели.

Отметив < благодарностью болыпную по-

Все разговоры

вил, что предложение о том, чтобы один ор-
ran организации Об’еднненных наций принял
один язык, а другие органы — другую си-
стему, вызвало бы полный хаос. Было при-
HATO компромиссное решение, согласно ко-
торому было решено сохранить нынешний
порядок, при котором французский и ан-
глийский языки считаются рабочими языка-
ми, а официальными языками считаются
французский, английский, русский, uenan-
ский и китайский. Было достигнуто согла-
шение, что это решение не является обяза-
тельным для Генеральной Ассамблеи и дру-
гих органов, которые должны быть созданы.

2 процента. Кроме того, заключенное сог-
лашенике разрешает Англии временно откла-
лывать выплату процентов при определен-
ных условиях неблагоприятного платежного
баланса, если это будет удостоверено меж-
дународным валютным фондом.

между США и Францией

действие закона о ленд-лизе (передаче в
аренду или взаймы). В связи с прекраще-
нием действия закона о ленд-лизе амери-
канское правительство решило предоставить
французскому правительству заем для оп-
латы упомянутых выше закупок. В настоя-
mee время французские представители в
Вашингтоне ведут переговоры с американ-
скими властями о предоставлении Франции
новых кредитов для закупок промышленно--
го оборудования.

Сэнат США принял закон
об участии США в организации
Об’единенных наций

ВАШИНГТОН, 4 декабря. (ТАСС). Сенат
США 65 голосами протнв 7 одобрил закон
0б участии США в организации Об’единен-
ных наций, не внеся в него существен-
ных поправок. Среди сенаторов, голого-
вавших против закона,—сенатор-демократ
Уилер {от штата Монтана) и сенаторы-
республиканцы Лангер (от Северной Дако-
ты), Уэрри (от Небраски). Риверкомб (от
Западной Виргинии), Тафт (от Огайо), Шип:
стед (от Миннесоты) и Мур (от Оклахо-
MBI). ;

Сенат утвердил закон после семидневных
прений, во время которых сенатор Уилер и
группа сенаторов-республиканцев, в 0со-
бенности Тафт, настойчиво выступали про-
тив законопроекта и предлагали различные
поправки, имевшие целью ограничить пол-
номочия президента и делегатов США в
организации Об’единенных наций. Однако
сенат отверг все ‘эти поправки.

Законопроект уполномочивает президента
назначать в организацию Об’единенных на-
ций американских делегатов и представите-
лей, подлежащих утверждению сената, при-
менять экономические санкции по решению
Совета безопасности, заключить соглашение
с организацией Об’единенных наций для ис-
пользования ею части вооруженных сил
США. Это соглашение подлежит одобрению
конгресса, ‘однако, после этого президенту
не потребуется разрешение конгресса для
отиравки войск по требованию Совета безэ-
‚Насности. Законопроект. предлагает. также
президенту докладывать конгрессу по край-
ней мере раз в год о деятельности органи-
зации Об’единенных наций и утверждает
отпуск средств на участие США в органи-
зации Об’единенных наций.

Выразив уверенность, что эти. недостатки
будут устранены, Энвер Ходжа подчеркнул,
что разрушенная войной ‘Албания нуж-
дается в продолжительной помощи, кото-
рая является актом гуманности и проявле-
нием солидарности союзвиков в отношении
албанского народа.

Энвер Ходжа заявил, что признание
албанского демократического  правитель-
ства Советским Союзом и Великобританией
является большой радостью для всего
албанского народа. Он выразил надежду,
что. страны, решившие признать Албанию,
скоро установят с ней дипломатические
отношения. Касаясь отношений < балкав-
скими странами, он сказал, что албанский
народ особенно признателен и благодарен
народам и правительству федеративной
Югославии, которые помогли Албании в
самые трудные дни ее борьбы. `Демократи-
ческие власти Югославии хорошо относят-
ся к албанскому меньшинству в Косово, где
албанцы имеют все демократические права
и национальные свободы. Аграрная рефор-
ма возвратила албанцам Косово землю, ко-
торая была у них отнята, Они принимают
участие в местной администрации, имеют
свои храмы и школы. Албанский нарол,
продолжал Энвер. Ходжа, дружит`<; Болга-
рией, к которой он всегда относился с боль-
шой симпатией. Албанцы ” счастливы, что
болгары нашли дорогу к демократии.

Останавливаясь на характеристике взаи-
моотношений < Грецией, Энвер Ходжа на-
помнил, что он уже неоднократно заявлял Пре Е
И о Утверждение сенатом США

Албании установить прочные дружествен-
ные отношения с’ Грецией, но афинские ассигнований для ЮНРРА

правители мешали этому, старалеь запутать
ситуацию и пред’являя необоснованные тре-
бования.

Касаясь положения албанского меньшин-
ства в Греции, Эявер Ходжа отметил, что
оно подвергается преследованиям. Фашисты
в Греции убиваюг албанцев, отнимают у
них землю и имущество, изгоняют из до-
моз. Албанское правительство всеми сила-
ми помогает албанским беженцам. Изгнан-
ные афинскими монархистами, албанцы про-
сят возвратить их обратно и вернуть им их

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). Сенат
США утвердил 5 декабря азсигнование 550
млн. долларов в качестве взноса в фонд ад-
министрацни помоши и восстановления
Об’единенных наций (ЮНРРА).

Вотум недоверия английскому
правительству отклонен.

мощь, оказанную Албании союзниками и
особенно СССР и Югославией, Энвер Ход-
жа заявил, что ЮНРРА, как организация
Об’ единенных наций, имеет возможность
оказывать большую помошь Албании, 6бо-
ровшейся против общего врага Об’единен-
ных наций. В частности, Энвер Ходжа укз-
зывает, что Албания нуждается в средствах
автотранспорта. Однако в то время, как
некоторые страны получили десятки тысяч
автомашин, в Албанию прибыло всего 60
машин. Поэтому часто бывает так, что
поступающие в страну товары лежат без
движения на складах, ибо нет транспорта.

по русскому языку

ЛЕНИНГРАД, 7 декабря: (По телеф. от
соб. корр.). Ленинградский филиал Инсти-
тута русского языка Академии наук СССР
занят составлением нескольких словарей.

Идет работа нал словарем современного
русского литературного ‘языка. К печати
подготовлены первые два тома этого изда-
ния, а всего намечено выпустить двенал-
цать — шестнадцать томов. Крупнейшим из-
данием явится исторический словарь pyc-
ского языка, который охватит русскую
лексику от половины XI no XVIII Bex. ‘

К 150-летию со дня рождения Пушкина,
исполняющемуся в 1949 голу, институт вы-
пустит словарь пушкинского языка. Для
этого словаря коллективом института уже
составлено около двухсот тысяч карточек.

Институт работает также над составле-
нием академической грамматики русского
языка и тринаднатаятомным ‘диалектологи-
ческим атласом русского языка. Атлас m0-
кажет распространение и особенности рус-
ских народных говоров. Первый том атласа
посвящается Ленингралу и Ленингралекой
области, второй — Вологодской области,
третий — Кировской и Молотовской обла-
стям, четвертый — Москве и Московской
области.

НЬЮ-ЙОРК, 7 дёкабря. (ТАСС). По ини:
циативе американского Всеславянского кон-
гресса штата Мичиган на-днях в Детройте
был организован митинг, на котором при-
сутствовало 4 тысячи человек. Участники
митинга направили Трумэну и Бирнсу пос-
лание, в котором заявляют, что выполнение
Тегеранского и Потсдамского соглашений
необходимо для укрепления советско-анг-
ло-американской коалиции и сохранения
всеобщего мира.

Сенатор-демократ Таннел в своем высту-
плении заявил, что силы, которые помеша-
ли участию США в Лиге наций, в настоя-
шее время пытаются подорвать организа-
цию Об’единенных наций, предлагая по-
правки, искажающие законопроект об осу-
шествлении участия США в организации
Об?елиненных наций. Таннел заявил, что
во время дебатов в сенаге на про’илой

Лесоруб Андрей Илатовский
выполнил три годовых нормы

АРХАНГЕЛЬСК, 7 декабря. (ТАСС).
Знатный лесоруб области Андрей Илатов-
ский на-днях завершил третью годовую
норму.

Свыше дзадцати лет работает Илатов-
ский в лесу. За это время он срубил более
трехсот тысяч деревьев. За день он заго-
товляет вагон леса.

НЬЮ-ЙОРК, 6 декабря. (ТАСС):
кийский корреспондент агентства Ассо-
шиэйтед пресс передает, что премьер-
миниетр Сидэхара в своей речи 4 декабря в
верхней палате японского парламента ут-
верждал, что, по его мнению, император не
ответственен за войну. Тем не менее, пишет
корреспондент, известно, что император до
войны присутствовал по крайней мере на
двух секретных совещаниях, на которых об-
суждались планы войны против Англии и
США. Согласно сообщениям из авторитет-
ных источников, принц Коноэ в беседе с
представителями союзников, в ходе которой
ему задавались вопросы, сообщил, что (им-
ператор присутствовал на совещании 6 сен-

То-

Приезд чехословацкой делегации

КИЕВ, 7 декабря. (ТАСС). По приглаше-
нию Украинского общества культурной свя-
зи с заграницей сегодня в Киез прибыла
делегация чехословацких деятелей куль-
туры—членов «Союза друзей СССР». Деле-
гацию возглавляет секретарь центрально-
го комитета союза г. Рудольф Шмиц. В со-
ставе делегации — доктор Петр Шимко, ин-
женер Лоуженский, госпожа Божена Ешко-
ва, инженер Jlany, г. Милослав Кошик
{представитель персонала завода Шкода),
г. А. Жальман,

Прибывших гостей на Киевском вокзале
встречали ответственные работники Укра-
инского общества культурной связи с за-
границей.

редает. корреспондент

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). ‘Агентство

землн. Энвер Ходжа подчеркнул, что в
Албании к национальным меньшинствам   Рейтер передает, что английская палата об-
относятся хорошо. Им предоставлены все  щин отклонила 381 голосом против 197 го-

политические свободы: они имеют право го-

лоса, имеют свою администрацию, школы,

церкви и наравне < албанцами служат в
армин.

Энвер Ходжа заявил далее, что албан-
ский народ должен иметь все права, кото-
рые имеют государства, воевавшие против
фашизма. Албания требует права на полу-
чение репараций с Италии и Германии, пра-
ва участия в союзной комиссии в Италии,
а также права участия в организации O6 -
едиченных наций. $

Митинг американцев славянского происхождения в Детройте

неделе не было ни одного прямого выступ-
ления против законопроекта, но делались
всевозможные попытки изменить и этсро:
чигь принятие законопроекта. По’ словам
Таннела, если бы некоторые из этих попра-
вок были приняты, организация Об’единен-
ных наций встретилась бы ‚с такими пре-
пятствиями, что не смогла бы выполнять
свон функции по предотврашению войн.
Таннел осудил. попытки представителей
руководства республиканской партии в
кон`рессе дискредитировать покойного ‘пре-
зидента Рузвельта. Он заявил, что эти эле-
менты пытаются восстановить деятельность
членов комитета «Америка прежде всего» и
внести разлад между народами и стра-
нами.

На митинге выступили также исполняю-
щий обязанности председателя конгресса
Балакович и секретарь Пиринский.

Американский корреспондент об ответственности
японского императора за войну

тября, на котором милитаристы выражали
свое нетерпение по поводу японо-амеэи:
канских переговоров и настаивали на том,
чтобы начать войну в середине октября.
Однако, как заявил Коноэ, правительство
убедило милитаристов в необходимости на-
чать в середине октября только подготовку
к войне,

Отставной генерал Нисио сообщил, что
другое заседание, в котором ‘император
принимал участие вместе с членами высше-
го военного совета, в который тогда входил
Нисио, состоялось в ноябре’ или в начале
декабря. Император. не выразил на этом со-
вещании никакого протеста против военных.

Послание населения Порто-Рико конгрессу США

НЬЮ-ЙОРК, 4 декабря. (ТАСС). Как пе-   жителей Порто-Рико обратились ‘к конгрес-
агентства Юнайтед   су США с требованием разрешить Порто-Ри-
пресс из Сан-Хуана (Порто-Рико), 300 тыс.   ко определять собственную форму правления.

лосов внесенный консервативной оппози-
цией вотум недоверия правительству по
его внутренней политике.

Итоги муниципальных выборов
в Хельсинки

ХЕЛЬСИНКИ, 7 декабря. (ТАСС). По
сообщению финского радио, сегодня утром
были подведены окончательные итоги му-
ниципальных выборов по городу Хельсин-
ки. В голосовании участвовала 151 тысяча
избирателей, что составляет 62 процента
общего количества избирателей.

Левые партии получили (в круглых циф-
pax) 64.000 голосоз, из которых на ‘долю
кандидатов Демократического союза наро:
да Финляндии (ACH®) приходится
37.000 голосов и на долю социал-демокрз-
тов — 27.000 голосов. Коалиционная паз:
тия получила 36.000 голосов; шведская на-
родная партия — 32.000 голосов, из кото-
рых левое крыло ‘этой партии получило
12.800 голосов; прогрессивная партия
16.000 голосов.

В новом составе муниципалитета г. Хель-
синки мандаты распределяются следующим
образом: левые партии — 26 мандатов (бы-
ло 24); коалиционная партия — 14 (было 9);
шведская народная партия — 13 (было 18);
прогрессивная партия — 6 (было 5).

Из 26 мандатов, полученных левыми
партиями, ДСНФ получил 15 и социал-де-
мократы 11! мандатов.

Смертный приговор
‚‹ генералу. Ямасита

ЛОНДОН, 7 декабря. (ТАСС). По сооб-
щению нью-йоркского корреспондента агент-
ства Рейтер, генерал Томоюки Ямазита,
бывший главнокомандующий японскими си-
лами на Филиппинах, признан виновным в
пред’явленных ему обвинениях и пригово-
рен к смертной казни через повешение.

Арест крупного албанского
военного преступника

ТИРАНА   7 декабря. (ТАСС). На-днях
власти арестовали крупного албанского
военного преступника Малик Бушати, кото-
рый был премьер-министром и министром
ьнутренних дел мариснеточных прави-
тельств Албании в период ег оккупации. В>
время оккупации Албании итальянцами Ма-
лик Бушати был главным организатором
предательской организации «Балли комо-
тари».

К предстоящему совешанию министров
иностранных дел Соединенных Штатов,
Великобритании и Советского Союза в Москве

Условлено, что в Москве 15 декабря
состоится встреча министров иностран-
ных дел Великобритании, Советского
Союза и Соединенных Штатов. Эта ветре-
ча устраивается в соответствии с реше-
нием, принятым на Ялтинской Конферен-
ции, предусматривающим совещания трех
министров иностранных дел через каждые

t

три месяца. Встреча даст возможность
Британскому, Американскому и Созветсво-
му Правительствам обсудить в нефэр-
мальном и исследовательском порядке
ряд вопросов, имеющих актуальное зна-
чение для трех стран, & Также обме-
няться мнениями по поводу контроля над
атомной энергией.

НИНЫ

Заседание У: чредительного собрания Юзославий

БЕЛГРАД, 7 декабря. (ТАСС). Вчера со-
стоялись заседания Союзной Скупщины и
Скупщины Национальностей Учредительно-
го собрания. На заседаниях обэих палат бы-
ло оглашено приветствие Национального
учредительного собрания Франции в связи с
провозглашением Югославии республикой.
Депутаты‘ бурными аплодисментами встре-
тили приветствие. По предложению лиде-
ров политических групп, обе палаты Учре-
дительного собрания позлали Национально-

му учредительному собранию Франции от-
ветное приветствие,

Заместитель председателя Союзной Скуп-
шины Филилович подал в отставку со свое-
го поста, мотизировав свое заявление тем,
что он явллется министром. Палата удозле-
творила его просьбу, избрав на этот поет
депутата Боснии и Герцегозины Авда Хумо.

Обе палаты Учредительного собрания ут-
вердили порядок своих заседаний и избра-
конституционные, планово-финансовые,
мандатные и административные комиссии,
а также комиссии по рассмотрению жалоб.

ли

Протесты против кампании, поднятой шведекими
покровителями гитлеровцев

СТОКГОЛЬМ, 7 декабря. (ТАСС). Швед-!
ская прогрессивная общественность продёл:

жает высказывать свое возмущение подня-
той шведскими  реакциэонными кругами
враждебной СССР кампанией по поводу пе-
редачи Советскому Союзу интернированных
в Швеции германских военнопленных.
Об’единение союза коммунальных pa6o-
чих в Стокгольме в обращении к правитель-
ству требует тщательного расследования

обстоятельств этой кампании, поднятой ре-

акцией в пользу гитлеровцев. «Мы. -гово-
рится в обрашении,—не хотим, чтобы ‘наша
страна стала убежишем для фашистских
конспираторов». .
Центральная профсоюзная организапия го-
рода Скара, профсоюз гражданских рабочих
и предприятий обороны в Урсвике, 118-е от-
деление союза` литейщиков в Бьернеборге,
355-е отделение. союза коммунальных рабо-
чих в Стокгольме, районная профсоюзная
организация лезэпильных заводов в ‘горо-
дах Седергамн и Худиксвалль в телеграммах
премьер-министру и правительству отмеча-
ют, что враждебная Советскому Союзу кам-

пания, поднятая по поводу передачи ему не-
которэго контингента немецких BOCHHO-
пленных, является не чем иным, как новой
поныткой «возобновить травлю Советского
Союза и ухудшить отношения между Шве-
цией и Советским Союзом». В этих теле-
граммах указывается, что правительство
должно активно воздействовать на тех ло-
дей, которые продемонстрировали свое фа-
шистское нутро в этой кампании.

Газета «Ню даг» опубликовала письма
известного писателя Эрика Бломберга, на-
ходящегося в настоящее время в Норвегии.
Касаясь поднятой шведской реакцией кам-
пании, Бломберг пишет, что она «показы-
вает, насколько сильно успела распростра-
ниться в Швеции приверженность к нациз-
му. Это,— продолжает Бломберг,—наклады-
вает на; репутацию Швеции позорное пятно
в глазах демократического мира.

Повидимому, реакционные круги Шзеции
беспокоятся только о свобэде продажных
угнетателей свободы. Эти круги  сочувст-
вуют мучителям людей и называют это гу-
манностью». i

«Ньюс кроникл» о документах, разоблачающих
английских сторонников Гитлера

ЛОНДОН, 4’ декабря. (ТАСС). Касаясь
документов, найденных в секретных делах
немецкого министерства иностранных дел и
разоблачающих английских сторонников
гитлеровского режима, «Ньюс кроникл» пи-
шет: «С тех пор как наличие этих доку-
ментов было установлено специальным кор-
респондентом «Ньюс кроникл» Бивеном,
были приняты самые тщательные меры пре-
досторожности, чтобы предупредить раз-
глашение имен тех лиц, которых касаются
эти документы... В дополнение к докумен-
там, которые были посланы в Лондон, сле-
дователи обнаружили ряд других писем ан-
гличан Гитлеру и другим нацистским руко-
водителям». ae ®

В связи с этим «Ньюс кроникл» в редак-
ционной статье требует опубликования пе-
реписки между английскими подданными и
гитлеровскими руководителями. Лица, со-
чувствующие гитлеровскому режиму, дол-
жны находиться под надзором. «Военная
победа над Германией не уничтожила риска
возрождения фашизма в Англии», — пишет
«Ньюс кроникл». Газета заявляет, что. «на-
ция имеет право знать, скрываются ли в ее
среде английские нацисты, в особенности
если они окажутся людьми, занимающими
видное положение. С основанием или без
оснований, но уже циркулируют слухи о
связи ряда видных лиц с нацистским дви-
жением».

Английский министр внутренних дел о деятельности
фашистской организации в Англии

ЛОНДОН, 4 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский министр
внутренних дел Чатер Ид заявил в палате
общин, что за деятельностью «легиона хри-

‘стианских реформистов», задачей которого,

как сообщают, является поклонение Гитле-

ру, будет установлено пристальное наблю-
дение. Однако, министр заявил, что он не
имеет полномочий вмешиваться в деятель-
ность легиона «до тех пор, пока его сто-
ронники не нарушают существующих зако-
нов».

Решение Французского комитета
‚ национальной обороны

ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). Комитет
национальной обороны, об’единяющкий дея-
тельность всех военных министерств Фран-
ции, решил сократить на одну треть расхо-
ды на оборону в будущем году. Числен-
ность армии определена комитетом предпо-
ложительно в 500—600 тысяч человек.

Острая нехватка угля во Франции

ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). В связи с
острой нехваткой угля французские заводы
будут работать только три дня в неделю.

ПАРИЖ, 7 декабря. (ТАСС). Касаясь
причины угольного кризиса во Франции, га-
зета «Пари магэн» напоминает, что `Амери-
ка прекратила с октября поставки угля
Франции. Англия поставляет лишь неболь-
шую часть обещанного угля:

Иранские газеты о необходимости
лишить Сеид Зия-эд-Дина депутатских
полномочий

ТЕГЕРАН, 5 декабря. (ТАСС). Судя по
сообщениям газет «Дад», «Ферман» и дру-
гих, всё большее число депутатов иранско-
го меджлиса приходит к выводу о необхо-
димости’ лишить иностранного агента Сеид
Зия-эд-Дина депутатских полномочий.

Газета «Дад» 3 декабря писала, что в на-
стояшее время группа депутатов подготови-
ла соответствующий проект, который пол-
писали уже 50 депутатов. Предполагают,
отмечает газета, что в ближайшее время по-
сле подписания проекта рядом других де-
путатов он будет официально внесен в
меджлис. ‘

Отклики в Мексике
на ноту Уругвая

МЕКСИКО, 3 декабря: (ТАСС). Коммен-
тируя ноту министра иностранных ‘дел
Уругвая, мексиканский правительственный
орган «Эль Насиональ» пишет: «Круги, ко-*
торые высказали свое мнение по. этому вд-
просу, в большинстве настроены открыто
скептически». Газета цитирует высказыва-
ния, в которых подчеркивается, что «прин-
UHM коллективного вмешательства чреват
серьезными опасностями для свободы и су-
веренитета латино-американских стран». Га-
зета утверждает, что необходимо принять
это в расчет.

Агентство Ахенсиа Нотисьера Латино-
Американа сообщает. что латино-американ-
ские круги «опасаются, что предложение
Уругвая выгодно только Соединенным Шта-
там. Эти круги указывают, что, очевидно,
экономические интересы США в Латинской
Америке окажут свое влияние на суждение
амзриканских представителей о характере
правительства».

Обмен нотами между США
и Италией

ВАШИНГТОН, 6 декабря. (ТАСС). Госу-
дарственный департамент США передал
для опубликования в печати заявление, в
котором указывается, что Соединенные
Штаты. и Италия обменялись сегодня но-
тами, определяющими соглашение о поин-
ципах, которыми будут руковолствоваться
обе страны в своем стремлении солейство-.
вать взаимно выгодным экономическим от-
ношениям и улучшению международных
экономических связей. В заявлении указы-
вается, что оба правительства вскоре нач-
HYT переговоры с целью разработки такой
программы.

Софулис о предстоящих
парламентских выборах в Греции

АФИНЫ, 6 лекабря. (ТАСС). Премьер-
министр Софулис подтвердил свое преж-
нее, заявление, что выборы в парламент
будут проведены в Греции 31 марта 1946
года.

Бои в Индонезии

ДЕЛИ, 7 декабря. (ТАСС). Радио Дели
передает, что военная ‘обстановка в Бан-
дунге (на ‘острове Ява) стала весьма напря-
женной. Английское командование перебро-
сило на самолетах из Батавии в Бандунг
подкрепления. Для этой цели были исполь-
зованы 12 транспортных ‘самолетов «Дако-
та», которые беспрерывно совершали поле-
ты между Батавией и Бандунгом.

САН-ФРАНЦИСКО, 7 декабря. (ТАСС),
Радио Сан-Франциско передало 5 декабря
сообщение голландского официального
агентства Анета из Батавии, что в Бандун-
ге японские танковые подразделения при
активной поддержке английской авиации
атакуют позиции индонезийцев.

‘

Покровительство. гитлеровцам
в Аргентине

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). Кор-
респондент «Нью-Йорк геральд  трибюн»
передает из Буэнос-Айреса сообщение. га-
зеты «Ла Вангуардия» о ‘том, что видные
члены аргентинского правительства  про-
должают защищать гитлеровских агентов
и мешают ликвидации важнейших герман-
ских предприятий в Аргентине.

Газета обвиняет министра иностранных
дел Кукав покровительстве бывшему авст-
рийскому военному промышленнику Манд-
лю; немецкому миллионеру Штауд, ‘а так-
же другим немецким миллионерам, кото-
рые оказывают финансовую поддержку кан-
дидатуре Перона на предстоящих прези-
дентских выборах.