‚ Процесс главных немецких военных преступников в Ню

Вечернее заседание б декабря

НЮРНБЕРГ, 6 декабря. (ТАСС). Вечер-
нее заседание трибунала 6 декабря нача-
лось сообщением представителя американ-
ского обвинения о том, что вечером защит-
никам будут показаны фильмы, которые
американское обвинение собирается прел’-
явить суду. Глава защитников, защитник
Шахта Дикс заявил, что защитники не же-
лают терять ‘времени на‘ предварительный
просмотр фильмов и поэтому сни просят
показывать их_на заседании трибунала. Аме-
риканский обвинитель сказал: «Как им это
‘удобнее. Мы это делаем для`них».

После этого слово предоставляется сно-
ва представителю английского обвинения
подполковнику Гриффитсу Джонсу. Обви-
нитель напомикает, что в августе 1939 года
тогдашний английский премьер-министр
Чемберлен и затем французский премьер-
министр Даладье предлагали Гитлеру всту-
пить в прямые переговоры с Польшей.

24 августа америкачекий президент Руз-
вельт обратился к Гитлеру и одновременно
к президенту Польской республики с прось-
бой мирным путем урегулировать спорные
вопросы. Обвинитель читает первый абзац
этого послания: «В своем письме от 24 ап-
реля я утверждал, что во власти руководи-
телей великих народов освободить свои
народы от грядущих несчастий. Но если не-
медленно не будут предприняты меры и
усилия < полным чувством доброй воли со
BC ; сторон для того, чтобы найти мирное
и удачное решение существующих противо-
речий, кризис, который стоял перед миром,
должен был бы иначе окончиться катастро-
фой. Сегодня эта катастрофа кажется очень
близкой».

Рузвельт обрашается с предостережени-
ем, что нависающая над миром война сулит
миллионам людей неисчислимые страдания.
‘Рузвельт обращается к Гитлеру и прези-
денту Польской республики, чтобы прави-
тельства Германии и Польши согласились
по-добрососедски разрешить противоречия,
которые возникли между ними. 25 августа,
когда ответ от германского правительства
еще не был получен, Рузвельт снова на-
писал письмо Гитлеру. Обвинитель цити-
рует те абзацы этого письма, в которых
Рузвельт сообщает, что польское  прави-
тельство хочет урегулировать все вопросы
на оснозах, предложенных в письме Руз-
вельта. Рузвельт обращается к германскому
правительству: «Мы надеемся, что <овре-
менные нации даже и теперь могут создать
основы для мирных и счастливых взаимо-
отношений, если вы и германское ‘правн-
тельство согласитесь на мирные методы раз-
решения вопросов, принятые польским пра-
вительством». ,

Обзинитель напоминает трибуналу, что
гитлеровская Германия не приняла этих’
предложений. В эту пору Германия интере-
совалась лишь тем, чтобы замаскировать
атаку против Польши. Обвинитель сумми-
рует последующие события. Он сообщает
трибуналу, что 24 августа германской армии
были даны приказы вступить в Польшу.
Велед за этим германское правительство
получило известие, что британское и. поль-
ское ‘правительства только-что подписали
пакт о ненападении и взаимной помощи. Об:
винитель напоминает, что еще ранее англий-
ский премьер-министр выступил в парла-
менте и затем было напечатано об’елинен-
ное коммюнике от 26 апреля © TOM,  4TC
Польша и Англия будут помогать друг дру-
гу, если любая из стран полвергнется напа-
дению, Вторжение в Польшу было отложе-
но, однако только для того, говорит обви-
нитель, чтобы сделать еще одну попытку
удержать Англию и Францию от участия в
войне. Гитлер сделал 25 августа заявление
английскому послу Гендерсону. Это заявле-
ние, замечает обвинитель, содержит смесь
угроз и подкупов. 28 августа Гендерсон от:
ветил Германии, что разногласия с Поль-
шей должны быть урегулированы мирным
образом.

29 августа, в 7 часов 15 мин. вечера, про-
должал обвинитель, Гитлер ответил Гендер-
сону, что германское правительство готово
начать переговоры, однако с тем условием,
что эти переговоры будут вестись на основе
возвращения Германии Данцига и Польско-
го коридора. Гитлер утверждал, что Поль-
ша нарушила договор 1934 года. Одновре-
менно было выставлено совершенно невы-
полнимое требование, а именно, чтобы Поль-
ша прислала для переговоров чрезвычайно-
го уполномоченного не позднее 12 час. но-
чи 30 августа. Это требование было выста-
влено в расчете на то, что оно не будет
принято, ибо оно было физически невыпол-
нимо. Гендерсон сказал, что фактически это
требование Германия означает ультиматум.
В 12 часов ночи на 30 августа Генлерсон
встретился с Риббентропом. Риббентроп бы-
стро прочел по-немецки германские предло-
жения, которые должны были бы OOcy-
ждаться, если бы переговоры межлу Гер-
манией и польским правительством имели
место. Вручить копию этих предложений
британскому послу Риббентроп отказался.
Таким образом, замечает обвинитель, поля-
ки не имели никакой ‘возможности даже
прочитать возражения, которые Германия
предлагала им для обсужления. 31 августа
польский посол Липский встретился с Риб-
бентропом. Когда Ряббентроп узнал, что
Липский не является чрезвычайным уполно-
моченным, он сказал, чго изложит положе-
кие вешей Гитлеру. Но фактически, заме-
чает обвинитель, был слишком поздно рас-
сказывать что-либо Гитлеру, ибо 31 августа
Гитлер уже лал свою директиву № I, a
именно, приказ о войне, в котором он на-
значил время наступления на 4 часа 45 мин.
Вечером 31 августа германское радно на-
чало передачу предложений, которые за
день до этого Ряббентроп показывал Ген-
дерсону. В радиопередаче говорилось, что
это те предложения. которые предлагались
для обсуждения, но. говорилось в радию-
передаче, поскольку нет полномочного прел-
ставителя Польши, Германия считает, что
эти предложения отвергаются Польшей.
Поляки же, говорит обвинитель, только в
этот вечер впервые услышали о том, како-
вы были геоманские прелложения

Представитель ачглийского обвинения
предлагает трибуналу обратить внимание
еще на один документ — выдержку из
протокола допроса Геринга.

Обвинитель цитирует выдержку из до-
проса Геринга, показывающую, что. Гиглер
не верил, что Англия выполнит свои обя-
зательства, данные Польше. Геринг, между
прочим, признает, что в течение кризиса
летом 1939 г: он поддерживал постоязный
контакт с лордом Галифаксом через спе-

кларациями, которые в основном уже
опубликованы в английской Голубой кни-
ге, во французской Желтой книге и в офи-
циальных публикациях польского прави-
тельства, обвинитель показывает, что гер-
манское правительство преднамеренно раз-
вязывало -мировую войну: Польша расема-
тривалась гитлеровскими руководителями
Германии как удобная позиция, с одной
стороны, прикрывающая германский удар
на запад и, с другой стороны, `предетав-
ляющая собой плацдарм для нападения на
Советский Союз. Последовательно, день за
днем обвинитель анализирует немецкие
приготовления в августе 1939 г., плохо
прикрытые различными дипломатическими
трюками. Обвинитель доказывает, что по
мере роста готовности Польши, поддер-
жанной Великобританией kK  уступкам
росли требования гитлеровских руководи-
телей Германии. Чтобы замаскировать ли-
хорадочные военные приготовления, гер-
манское правительство и особенно под-
судимый Риббентроп делали предложечия
о ведении переговоров с Польшей, хотя в
большей части эти предложения носили
ультимативный характер.

Обвинитель заявляет, что Гитлер отдал
приказ и назначил дату нападения на Ноль-
шу задолго до тэго, когда немцы полностью
сформулировали свои требования Польше..
Обвинитель цитирует следующий секретный
приказ Гитлера, отданный им 31 августа
1933 roma. ., :

«Директива № 1 для ведения войны.

1. Теперь, когда исчерпаны все политиче-
ские возможности разрешения мирными
средствами положения на восточной грани-
це, которое стало невыносимым для Герма-
нии, я намерен добиться решения силой.

2. Нападение на Польшу должно быть
проведено в соответствии с приготовления-
MH, сделанными по «Белому плану». Опе-
ративные цели, намеченные для отдельных
соединений. остаются неизменными.

Дата’атаки — 1 сентября 1939 г. Время
атаки — 4 часа 45 минут. Это же время
распространяется на операции против Гды-
ни, в Данцигском заливе и против моста
Диршау.

3. Весьма важно, чтобы ответственность
за начало враждебных операций на. западе
была возложена на Францию и Англию.
Сначала должны быть проведены только
операции местного характера против незна-
чительных нарушений наших границ. Гер-
манская сухопутная граница на западе не
должна быть пересечена ни в одном пунк-
те без моего одобрения. То же самое отно-
сится к военным операциям на море, а так-
же к операциям, которые могут быть и
должны быть ограничены исключительно
охраной границ против вражеских атак».

лантические подводные лодки должны нахо-
диться в состоянии выжидательной готов-
кости для операций».

Этот приказ Гитлера, говорит обвинитель,
был последним в целой цепи военноподго-
тозительных мероприятий. И даже зюсле
этого приказа германское радио с явно
провокационной целью обнародовало немец-
кие условия мира с Польшей. Условия бы-
ли сформулированы так, что ни”их обсуж-
дение, ни принятие не было возможным.

Обзинитель напоминает историю об’явле-
ния войны Германии со стороны Англии и
Франции. Действия Англии и Франции, го-
BOpHT обвинитель. не были агрессивными,
поскольку Англия и Франщия лишь выпол-
няли свои обязательства по договорам,
заключенным раньше. Он цитирует англий-
ский ультиматум германскому правительству
с требованием прекратить военные дейст-
вия и отозвать германские войска с поль-
ской территории. В этом ультиматуме ан-
глийское правительство указывало, что оно
намерено выполнить свои обязательства по
договору с Полышей о взаимной помощи.
Германское правительство отвергло ульти-
матум. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция
об’явили войну Германии.

Обвинитель приводит письмо Муссолини
Гитлеру от 2 сентября. Муссолини предла-
гал «созвать конференцию г участием Гер-
мании, Италии, Франции, Англии и Польши
на следующем базисе: 1) об’явление пере-
мирия с оставлением армии там, где она
есть; 9) созыв конференции в течение 2—3
дней; 3) решение польско-германского. епэ-
ра, которое должно быть определенно бла-
гоприятным для Германии.

Данциг уже германский, и Германия уже
захватила такие позиции, которые гаранти-
руют выполнение большей части ее треб>-
ваний. Кроме того. Германия уже получила
«моральное удовлетворение». Если бы она
приняла план созыва конференции, она до-
стигла бы всех своих целей и в то же вре-
мя предотвратила «бы борьбу, которая уже
сегодня принимает универсальный характер
и обещает быть исключительно долгой».

Итальянский посол, препровождая rep-
манскому правительству эти услозия Мус-
солини, добавил: «Дуче не настаивает на
этом, однако он подчеркивает, чтобы это
предложение было немедленно передано
Риббентропу и фюреру».

В своем ответе в адрес Муссолини Гит-
лер писал 3 сентября, что он не намерен
останавливать военных операций, посколь-
ку он рассчитывает . добиться военными
средствами значительно большего, чем ой
мог бы добиться путем пепеговоров. «На-
стоящий момент, — писал Гитлер, — луч-
ше для сопротивления. ‘Сейчас превосход-
ство германских вооруженных сил в Поль-

циального курьера, находившегося вне
обычных дипломатических каналов.
Обвинитель процитировал некоторые

части речи Гитлера, помещенной в Голубой
британской книге. Из этой речи следует,
что Гитлер стремился к тому, чтобы Ан-
глия не выполнила своих обязательств по
отношению к Польше.

После короткого перерыва подполков-
ник Джонс продолжал разоблачать перед
трибуналом детали гитлеровского ‘заговора
против Польши. Многочисленными дэку-
ментами-— записками, составленными в гер-
манском министерстве иностранных дел,

донесениями.. послов и официальными де-, Шахт. -

Б 16932. » 1

Карандашом помечено: «Согласно этому ат-,

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР___
нения

ше настолько велико, что польская армия
распадется в весьма короткое время.
сомневаюсь, чтобы этот успех, мог быть
достигнут в год или дза. Англия и Фран-
ция вооружили бы свонх союзников в та-
кой мере, что сокрушающее техническое
превосходство германских  вюоруженных
сил’ никогда бы не было таким выдаю-
щимся».

Процитировав переписку Муссолини н

Гитлера, подполкозник Джонс заканчивает

анализ немецкого заговора против Польши
и его реализации.

Трибунал предоставляет слово следую-
щему‘ представителю английского обвине-.
ния майору Эльвин Джоне (однофамилеци
первого), который анализирует и разобла-
чает немецкий план агрессивной войны
против Дании и Норвегии. Обвинитель
заявляет, что Германия напала на 9TH
страны 9 апреля 1940 года в прямое нару-
шение Гаагской конвенции и многочис-
ленных договоров и соглашений, заключен-
ных между Германией и этими страноми.
Германия заключила с Норзегией два сп<-
циальных договора, по которым она газан-
тировала  неприкосновенность Норвегии.
Германия заключила специальный договор
о ненападении с Данией. Договор был на-
рушен немцами меньше чем через год.
2 сентября 1939 года, на второй день после
нападения на Польшу, германское прави-
тельство нашло нужным специальным ме-
морандумом известить правительство Нор-
вегии о том, что Германия обязуется свято
считаться с нейтралитетом Норвегии и со-
блюлать неприкосновенность ее границ.
6 сктября 1939 г. Гитлер в своей речи еще
раз повторил. эти заверения и обязатель-
ства. Все эти шаги, говорит обвинитель,
были лишь маскировкой подготозки гер-
манской агрессии против этих стран. Ужев
октябре 1939 года подсудимый Редер co-
ставил специальную записку о направлении
и об’ектах военных операций против Норве-
гии. В то время как подсудимый Редер вз-
дал военной стороной подготовки нападе-
ния на Норвегию, подсудимый Розенберг
занимался политической подготовкой этого
нападения. Обвинитель пред’являет <уду
несколько серьезных документов, подробно
освещающих военную подготовку. Он при-

‘апрессии.

водит письмо подсудимого Редера адмира-
лу Асману — официальному ‘историографу
германского ‘военно-морского флота, Из
этого письма Редера видно, что Редер был
инициатором и автором плана нападения на
Норвегию. Другой документ, — меморан-
дум подсудимого Деница — подтверждает
письмо Редера’`и одновременно разоблачает
активную роль подсудимого Деница в де-
ле подготовки нападения на Норвегию.

После оглашения писем Редера к Po-
зенбергу и Розенберга к Редеру, из кото-
рых, между прочим, выясняется, что Ре-
дер первым представил Квислинга Гитлеру
и предложил использовать его, обвинитель
пред’являет трибуналу весьма интересный
документ, который называется «Краткий
отчет о деятельности внешнеполитического
департамента национал-социалистской пар-
тии с 1933 года по 1943 год». Документ <©э-
ставлен и подписан подсудимым Розенбер-
гом. Из документа явствует, чго этот
«вношнеполитический эпартамент» был
гнездом шпионажа и подготовки диверсион-
ных и шпионских кадров для стран, облю-
бованных немцами в качестве об’екта их
Глава, посвященная Норвегии,
носит знаменательное наззание: «Политиче-
ские приготовления для военной мия
Норвегии». В этой главе раскрывается пре-
дательская деятельность Квислинга и его
партии. Эта партия и особенно Квислинг
снабдили германское командование всем
необходимым, в том числе и шпионскими,
данными, о состоянии вооруженных сил
Норзегии и помогали германскому командо-
вачию разработать план неожиданной ата-
KH. :

Подчеркнув тесное сотрудничебтво не-
мецкого генералитета с гитлеровскими ру-
ководителями в деле подготозки агрессив-
ной войны против скандинавских стран,
обвинитель заявляет, что пред’явленные им
документы  неопровзэжимо — доказывают
«тесную связь военных лидеров Гермакии
< ее политическими лидерами, тесное со-
трудничество профессиональных солдат с
профессиональными мошенниками и заго-
ворщиками».

На этом вечернее заседание трибунала
закрывается.

Утреннее заседание 7 декабря

НЮРНБЕРГ. 7 декабря. (ТАСС). Сегод-
ня на утреннем заседании продолжалось
выступление представителя английского об-
винения майора_Эльвина Джонса, который
приводил документы, относящиеся к гер-
манской агрессии против Норвегии и Дании.
Цитируя ряд секретных документов, захва-
ченных в архивах германского верховного
командования, обвинитель доказывает тез-
ную связь, полное единомыслие между по-
литическим руководством гитлеровской
Германии и военной кликой, представлен-
ной на процессе Кейтелем, Иодлем, Реде-
рэм ‘и Деницем: Представители германской
милитаристской клики пытались после по-
ражения Германии доказать, что OHM He
имеют никакого отношения к внешнеполи-
тической линии. проводившейся Гитлером
и руководителями гитлеровской партни, что
они были лишь дисциплинированными сол-
датами, лойяльно проводившими в жизнь
приказы своего правительства, $
`^ Обвинитель приводит документы, которые
устанавливают полную солидарность руко-
водства германскими вооруженными силами
со всеми коварными замыслами Гитлера и
его шайки и_.их активное участие в нару-
щении международных договоров и правил
ведения войны. Несмотря на ряд заверений
и обязательств, которые Германия дала
Норзегии.и Дании, она тотчас же после на-
чала войны в 1939 году активно стала го-
товиться к нападению на эти страны. 12 де-
кабря 1939 года состоялось совещание Гит-
лера с морским штабом. На этом совеща-
нии присутствовали также Кейтель, Иодль
и адмирал Путткамер. Главнокомандующий

` военно-морским флотом Редер сообщил ‘на

этом заседании, что он видел Квислинга и
Хагелина. Квислинг передал Редеру, что он
имеет хорошие связи со многими офицера-
ми норвежской армии ин имеет сторонников,
занимающих важные посты. например, на
железных дорогах. Кзислинг был готов
взять власть в правительстве и призвать
Германию на помощь. Он также был готов
обсудить приготовления военного характе-
ра с представителями германских вооружен-
ных сил. Гитлер, как явствует из докумен-
тов, хотел лично переговорить < Квислин-
гом, чтобы составить себе представление о
нем. Он хотел также повидать еще раз Ро-
зенберга, поскольку последний давно уже

‚знал Квислинга. Главнокомандующий фло-

том заявил, что в случае, если Гитлер вы-
несет благоприятное впечатление из встречи
с Квислингом, штаб верховного командова-
ния должен получить указание выработать
вместе с Квислингом план оккупации стра-
ны. Эта оккупация может нроизойти двоя-
ким способом: или мнрным путем, или же
военным путем (Гитлер согласился с этим},
Затем обвинитель ссылается на меморандум
адмирала Асмана, на котором имеетсл под-
пись Редера. В этом меморандуме, в част-
ности, говорится:

«Морской атташе в Осло Шрейбер нахо-
дится в контакте с организацией  Розенбер-
га. Таким образом мы получили возмож-
ность связаться с Квислингом и Хагели-
ном, которые прибыли в начале декабря в
Берлин и были мной представлены фюреру,
с одобрения рейхслейтера Розенберга. На
основе переговоров фюрера с Квислингом

(Из

Папен.

и Хагелином 14 декабря 1939 года фюрер
дал приказ о подготовке норвежской опе-
рации верховным командованием воору-
женных сил».

Обвинитель цитирует также доклад, под-
писанный Розенбергом и озаглавленный:
«Краткий отчет ‘о деятельности внешне-
политического бюро партии (с 1933 года до
1943 года)». В этом отчете говорится: «Как
уже   упоминалось, из всех политических
группировок в Скандинавии‘ наибольшего
внимания заслужизала «Нашиналь  сам-
линг», руководимая бывшим норвежским
военным министром и майором запаса Вид-
куном Квислингом. Бюро’ сохраняло посто-
янные связи с Квислингом. Зимой 1938 —
`1939 гг. один из членов бюро частным об-
разом посетил Квислинга. Квислинг снова
появился в Берлине в декабре 1939 года:
Ou посетил рейхслейтера Розенберга и
гроссадмирала .Редера. Во время одного
доклада фюреру рейхслейтер Розенберг
затронул вопрос о Норвегии. Квиелинг по-
лучил разрешение на аудиенцию у фюрера
16 декабря. Он был у него также 18 декаб-
ря. Во время этой аудиенции фюрер под-
черкнул, что он лично предпочитает” нейт-
ралитет Норвегии, как и всей Схандинавии
в целом. Однако, если враг п. лытается
расширить войну, та ом вынужден будет
принять контрмеры. Он обещал Квиеслингу
финансовую поддержку для его движения.
Встал
приготовлений, и был ‘назначен специаль-
ный военный штаб. Рейхслейтер Розенберг
должен был заниматься политическими во-
просами. Финансовые операции были no-
ручены министерству’ иностранных дел.
Министр иностранных дел должен был так-
же поддерживать постоянный контакт с
внешнеполитическим бюро партии. Началь-
нику департамента, Шейдт было поручено
поддерживать постоянную связь с Квис-
лингом. Несколько позднее он был прико-
мандирован к морскому атташе в Осло. Бы-
ли даны приказы сохранять все в строжай-
шей тайне».

27 января 1940 г. подсудимый Кейтель
издает директиву, адресованную главнохо-
мандующему военно-морским флотом Ре-
деру. В этой директиве говорится: «Фюрер
и верховный главнокомандующий  воору-
женными силами выразил пожелание; что-
бы операции проводились в дальнейшем
под моим личным руководством и в тесной
связи с общей военной политикой. Поэто-
му фюрер поручил мне взять. на себя все
дальнейшие приготовления. С. этой, целью
создан специальный штаб при верховном
командовании вооруженных сил, который
одновременно составит ядро будущего опе-
ративного штаба. Вся операция в дальней-
шем будет носить шифрованное наименова-
ние «Везерские маневры». Кейтель».

В дневнике подсудимого Иодля в записи
от 6 февраля говорится: «Новая идея: осу-
ществление «Вэзерских маневров» и гаран-
тия бельгийского нейтралитета на все вре-
мя войны»; В записи от 21 февраля Иодль
пишет. «Фюрер говорил с генералом Фаль-
кенхорстом и поручил ему руководство
«Везерскими маневрами». Фалькенхорст с
радостью согласился. Изданы инструкции

-Фашистский зверинец
ага

суда)

Иодль.

‘план» и «Be3sepeKue маневры»

вопрос‘ ©” необходимости военных.

СУББОТА,

всем трем родам войск. ‘Фромм предлагает
использовать соединения только с герман-
ской экипировкой. Участие примут 7-я па-
раанютная дивизия, 22-я Дивизия, 1-й полк
1-й горной дивизии, две дизизии из резер-
ва и моторизозанная бригада». Следующая
запись в дневнике. Иодля полностью выда-
ет его активную роль в деле осушествле-
ния плана нападения на Данию и Норве“
гию. 28 февраля 1940 года Модль писал в
своем дневнике: «Я предложил ‘сначала
начальнику штаба ‘верховного команлова-
ния, а затем и фюреру, чтобы «Желтый
были осу-
ществлены отдельно один ‘ от другого по
времени и различными соединениями, Фто-
рер полностью согласился». 29 — февраля
Иодль записывает: «Фюрер желает, чтобы
для Копенгагена были применены крупные
силы и чтобы был выработан детальный
план, специально предусматризающий за-
хват береговых батарей ударными войсками,
Варлимонту даны указания заготовить при-
казы для армин, флота и авиации».

1 марта 1940 года’ был издан приказ,
подписанный самим Гитлером, под назва-
нием «План Везерских маневров». В этом
приказе говорится: «Развитие ситуации В
Скандинавии требует подготовки для осу-
щшествления оккупации Дании и Норвегии
частью германских вооруженных сил. Эта
операция должна предотвратить прэникно-
penne Британии в Скандинавию и ‘Балтику,
а также гарантировать подвоз железной
руды из Швеции и предоставить нашему
флоту и авнации новые возможности борь-
бы против Англии». В этом же приказе
говорится: «Переход датской границы и
высадка в Норвегии должны быть Ocy-
ществлены одновременно. Я подчеркиваю,
что операции должны быть’ подготовлены
как можно скорее. Очень важно, чтобы
скандинаюские страны, а Также наши за-
падчые враги были  ошеломлены  внезап-
ностью нашего удара».

В дневнике Модля в записи от 3 марта
говорится: «Фюрер весьма резко настаивает
па необходимости вторжения в Норвегию
мошными силами. Мы не хотим больше от-
лагательств. Главнокомандующий авиацией
возражает   против подчинения соединений
авиации 21-му ‘армейскому корпусу. Фюрер
решил сначала провести «Везерские ма-
невры», а потом «Желтый план» с интерва-
лом между ними в несколько дней». В за-
писи от 5 марта говорится: «Большое cobe-
щание трех главнокомандующих по поводу
«Везерских маневров». Фельдмаршал в бе-
шенстве, что с ним до сего времени не кон-
сультировались. Он не хотел никого слу-
шать и хотел показать, ‘что свсе приго-
тозления, сделанные до сих пор, были не-
правильными. Результат: . предусмотрено
6 дивизий для Норвегии, будут посланы
мощные силы в Нарвик, корабли войдут в
порты». В‘записях ст 13 и 14 марта дневни-
ка Иодля говорится: «Фюрер еще не дает
приказа о проведении «Везерских, манев-
ров». Он ишет оправдания этого шага для
внешнего мира. Англичане держат в Север-
ном море 15—16 подводных лодок». Одна-
ко в записи от 2 апреля ‹Иодль говорит:
«Главнокомандующий авиацией,  главно-
командующий флотом и генерал Фалькен-
хорст были у фюрера. Все приготозлекия
закончены. Фюрер’дал приказ провести «Ве-
зерские маневры» 9 апреля». В записи от
4 апреля говорится: «Фюрер набросал про-
кламацию. Пипенброк, начальник перзого
отдела контрразведки, возвратился с хоро-
шими результатами. после ‹ переговоров с
Квислингом в Копенгагене». :

Как должны были выглядеть «Везерские
маневры», видно из приказа Редера от
4 апреля 1940 года. В этом приказе гово-
рится, что корабли, предназначенные для
прорыва’ линии заграждений, должны про-
никнуть к портам под видом торговых ‘па-
роходов. На них должны бытв английские
опознавательные знаки. Если они. ’будут
опрашиваться командами норвежских сто-
рожевых судов, то ответы должны давать-
ся на’английском языке, Британский флаг
должен. быть поднят и освещен. В случае
опроса отвечать: «Идем в Берген для
короткого визита. Не имеем враждебных
намерений». Названия германских ‘ко-
раблей заменять в ответах английскими
названиями: «Кельн». называть «Каиро»,
«Кенигсберг» — «Калькутта» и т. д. В
случае предупредительной стрельбы ‘отве-
чать: «Прекратите стрельбу, ‘британское
судно. Ваши друзья».

30 марта 1940 года обвиняемый Дениц
отдал прнказ под назвакием «Операция
«Хартмут». Этот приказ содержит конкрет-
ные меры по захвату Дании и Норвегии. В
пучкте 5 этого приказа говорится, что
военно-морские силы, входя в порты, дол-
жны держать британский флаг до тех пор,
пока войска не высадятся. Обвиняемый Де-
ниц, заявляет обвинитель, не сможег те-
перь отрицать сзоего прямого участия в
нападении на Норвегию и Данию и в на-
рушении им законов ведения войны.

Далее обвинитель цитирует германский
ультиматум Норвегии, лживо об ясняющий
необходимость оккупации Норвегии жела-
нием предоставить ей защиту от Англии и
Франции.

9 апреля германские фашисты захватили
Норвегию и Данию. Как произошел захват
Дании, можно видеть из меморандума дат-
ского правительства, В этом меморандуме
говорится: «9 апреля 1940 года`в 4 ч,
20. минут германский посланник явился в
частную резиденцию датского министра
иностранных дел в сопровождении авиа-
ционного атташе.

Рисунки Бор. ЕФИМОВА.

«Гроссадмирал» Редер.   =

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5.

8 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 287 (8897)

нберге

Свидание с ним было назначено через ге-
нерального секретаря министерства иност-
ранных дел в 4 ч, утра. ПНэсланник тотчас
же заявил, что Германия имеет доказатель-
ства‘ намерения Великобритания оккупиро-
вать базы в Данииси Норвегии и что Гер-
мания’ должна защитить Данию против Ан-
глии. Поэтому германские солдаты в на-
стоящее время’ пересекают границу страны
и высаживаются в различных пунктах,
включая порт Копенгагена. Через некото-
р2е время над Копенгагеном появятся гер-
манские бомбардировщики, которые, одна-
ко, не будут сбрасывать, бомбы впредь дэ
особых Указаний. Датчане, во избежание
ужасных последствий, должны не допустить
сс-^отивления германским войскам».

Лживость заявлений Германии о целях ее
вторжения в Данию и Норвегию  вид-
на ‘из меморандума от 3 июня 1940 г, на-
чальника оперативного отдела германского
морского штаба в Дании и Норвегии Фрике,
В своем меморандуме Фрике пишет: «Терри:
тории Дании, Норвегии и Северной Фран.
ции, приобретенные в’ ходе войны, должны
быть оккупированы ‹и организованы таким
образом, чтобы они могли в будущем рас-
сматриваться, как германские владения»,

После 19-минутного перерыва на утрен-
нем заседании трибунала выступил предета-
витель английского обвинения Робертс, по-
святивший свое выступление нападению Гер-
мании на Голландию, Бельгию и Люксси-
бург. В начале своей речи Робертс перечис-
ляет договоры, которые нарушила Германия
своим нападением на эти страны.

25 августа 1938 года, говорит обвинитель,
(германский генеральный штаб издает сек-
ретный приказ, в котором предусматривает-
ся захват. Бельгии и Голландии в случае
войны против Великобритании и Франции.
«Захват Бельгии. и Голландри, — говорит.
ся в ‘этом приказе, — явится огромным
преимуществом для Германии, особенно в
смысле ведения воздушной войны против
Великобритании, а также Франции. Пэ-
этому уже сейчас необходимо выработать
условия, при которых такая оккупация мо-
жет совершиться, ‘и ‘определить, сколько
времени она может занять».

23 мая 1939 года состоялась ‘конференция
у Гитлера, протокол которой уже неодно-
кратно’ цитировалея  представителямм аме-
риканского иганглийского обвинения в Ходе
происходящего процесса. Этот документ,
составленный ад’ютантом Гитлера Шмуяд-
том, показывает, что ‘на упомянутом COpe-
щании присутствовали Геринг, Редер, Бра-
хич, Мильх, Гальдер, Боденшати, Ежощек,
Варлимонт и другие. На этом совещания
Гитлер говорил, что голландекие и бель-

гийскиё аэродромы должны быть заняты
германскими вооруженными силами. «Де-
кларации о нейтралитете, — заявило Гит-
дер, — должны’ игнорироваться». Peay Tut
лера, произнесенная перед командующими
армиями 52 августа 1939 года в Обер-Зальц-
бурге,. также показывает намерения Гер-
мании ‘нарушить нейтралитет Бельгии и
Голландии.

9 октября 1939 г. Гитлер издал директи-
ву № 6, адресованную Кейтелю, Редеру и
Герингу. В этой директиве говорится:
«Должны быть проведены, приготовления
для наступательных. операций на северном
фланге Западного фронта, предусматриваю-
щие пересеченке территорий „Люксембурга,
Бельгии, и- Голландии. Эта операция дол-
жна быть. проведена в широких масштабах.
Целью этого наступления ‘являетея  пора-
жение французских действующих армий на
широком фронте и. в TO же время захват
больших районов. ; Голландии, - Бельгии н
Северной Франции с целью использозания
их в качестве оперативной базы, опираякь
на которую, мы развернем воздушную и
мор-кую войну против Англии и одновре-
менно: прикроем жизненно-важный для нас
Рурский район».

В приказе Кейтеля от 15 октября 1939
года, посвященном выполнению «Желтого
плана» (так назывался план. нападения на
Голландию), говоригся: «Целью этих приго-
товлений. является поэтому оккупация —
после получения специального приказа —
территории Голландии, в первую очередь
до линии Граббе-—=Маас. Будет ли эта линия
передвинута далее вглубь, зависит от 1о-
литического и военного поведения голленд-
цев». Однако уже 20. ноября. 1939, г. планы
захвата’ Голландии были, видимо, настоль-
ко детально разработаны, что в этот день
Кейтель отдает приказ, в котором говорит-
ся: «Вопреки изданным. до сего’ времени ин-
струкциям, все ‘операции, предусматриваю-
щие захват Голландии, будут проведен,
не дожидаясь специального приказа, а од-
новременно с началом генеральной атаки»,

В. дневнике Иодля 1 февраля 1940 г.
сделана следующая запись: «Генерал Ежо-
нек. Поведение  парашютных соединений,
В районе Гааги они должны быть достаточ-
но обильны, чтобы сломить всякое сопро-
тивление. 7-я дивизия намерена сбросить
подразделения вблизи города». 3 марта
1940 года Иодль записывает: «Фюрер р:
шил провести «Везерские маневры» 10-
осуществления «Желтого плана». 8 мая ге’
нерал Иодль записывает; «Тревожные со:

общения. из Голландии, указывающие на
то, что там происходит эвакуация населе-
ния, блокировка путей сообщения, прозо-
дятся другие мобилизационные мероприя-
тия; Согласно сообщениям разведки, анг-
личане запросили. разрешения вступить В
страну, но ‚голландцы отказали им в. этом».

Обвинитель ссылается также на секрет-
ный приказ командующему. вторым  герман-
ским воздушным флотом, найденный на
сбитом германском самолете 10 января
1940 г. Этот приказ содержит конкретные
указания соединениям второго воздушного ¢
флота об осуществлении операций по захва”
ту Бельгии и Голландии: 10 мая 1940 года
германские войска вторглись в Бельгию,
Голландию и Люксембург,

На этом утреннее заседание заканчивает-

ся
PO TT месличетн

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР,

+ ТИТ a i
искусств при CHK
Союза Советских Ху: В
Московекий Союз (0-

Комитет по делам
СССР, Оргкомитет
дожников СССР и

ветских Хуложников с глубоким прискор-
извещают о смерти художественного
журнала

бием
критика, “члена редколлегии
«Творчество»

Николая Михайловича ЩЕКОТОВА

и выражают соболезнование по-

койного, у
панихида
час. дня в

зский пер.,

семье

Гражданская
кабря в 12

состоится 8 де-
мМООСХ е (Ермо-
17)

Строительству В

Народный Комиссариныьт

по

СССР с глубоким прискорбием извещает №
о кончине члена Технического Совета
Наркометроя заслуженного деятеля науки
и техники, доктора технических наук

профессора
Константина Михайловича
ДУБЯГА,

последовавшей 7 декабря с. г. и выра:
жает свое соболезнование семье покойного.