3)

—

Пра.

ИНО.

T No.
2 Ta.
К НВ.
a №,
та №
Ю м.

была

ABH OH
HA yg
тонов,
KL,
Дол.
a Па.
’ ПОД.
МОИМ.
тан:
ие,

Титу
Cy le.
У №
[реду-
‘ cel.
IX, Mle

ед
HO Ta
AMIDA
обыля

Bos:
В. $
ТИ ДЕ
Дик

пре
оверх.
Ppace:
Я тек.
iX Ha
ВТ!
THILGH:
OIHE
  Om
anna:
зу дик:
Bew
орато-

аблю.
ой 10:
 МИЧе:
Ly KHL

pe

жен:

ВТОРНИК, 11 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 289 (8899)

У ———————_—_—_—_—_——_———-—--—-ы_

Законы, принятые Контрольным

=

Советом в Германии

БЕРЛИН, 10 декабря. (ТАСС). На засе:
дании Контрольного Совета в Германии
30 ноября были приняты закон № То нор-
мировании потребления электричества и га-
за, закон № 8 об отмене и запрещении воен-
ного обучения и закон № 9 o конфискации
имущества «И. Г. Фарбениндустри» и
контроле над ним,

В законе № 7 указывается, что в виду
крайнего недостатка угля и прочего горю-
чего пользование электричеством и газом
должно быть нормировано во всех зонах и
должны быть приняты всевозможные меры
1 их экономии. С этой целью командующие
30H должны издать соответствующие распо-
ряжения с учетом местных условий. Лица,
нарушающие этот закон или любое распоря-
жение, изданное в развитие его, подлежат
привлечению к уголовной ответственности.

В законе № 8 об «отмене и запрещении
военного обучения» говорится, что «всякая
деятельность каких-либо организаций,
фупп или отдельных лиц, которые препо-
дают прямо или косвенно теорию, практику,
технику н военную механику или готовят
участников для /всякой военной деятельно-
сти, запрещается и об’является противоза-
конной». Об’являются незаконными все во-
енные воспитательные учреждения, кото-
рые немедленно должны быть закрыты.

Все организации ветеранов войны и все
оганизации или группы, стремящиеся к
прозедению в жизнь немецких военных тра-
диций, должны быть распущены. Запре-
Щается ношение немецкой военной или на-
цистской формы, знаков различия, флагов,
знамен или знаков военных или граждан-
ких орденов, употребление нацистских или
венных приветствий или салютов и всякая
‘имволическая манифестация, которая выра-
жает нацистский дух; премии гражданского
или военного вида, военные и гражданские
варады или медали не должны принимать-
я или выдаваться.

В законе говорится далее, что какие:либо
уклонения от выполнения этого закона под
вндом спортивных обществ и. гимнастиче-
ких упражнений запрещаются. Запрещают-
я военные и гражданские парады и воен-
ные формирования всех видов. Гражданские
манифестации допускаются в исключитель-
ных случаях и только в той мере, в какой
OHH разрешены военным командованием:

Любая пропаганда или агитация, проводи-
уя письменно или устно каким бы то ни
было способом, направленная на сохране-
ние, восстановление и поддержамие военно-
или нацистского духа или нащистских ор-
мнизаций, или восхваление военных тради-
ций, — запрещается.

Лица, нарушающие указания этого зако-
на, будут нести уголовную ответственность.

В примечании к закону говорится: «Вре-
енно настоящий закон не распространяет-
я в той степени, в какой это относится к

ношению военной формы и дисциплине, на
некоторых лиц, ранее принадлежавших к
германской армии и ожидающих демобили-
зации или работающих по распоряжению
командующих зон, о чем должно быть из-
вестно Контрольному Совету».

В законе № 9 «О конфискации имуще-
ства, принадлежащего акционерному обще-
ству «И. Г. Фарбениндустри», и контроле
над ним» говорится:

«В целях ликвидации со стороны Герма-
нии угроз ее соседям или миру во всем ми-
ре, учитывая, что акционерное общество
«И. Г. Фарбениндустри» сознательно оказы-
вало большую помощь в установлении и
поддержании германского военного потен-
циала, Контрольный Совет постановляет:

Статья 1. Все заводы, имущество и акти-
вы в Германии, которые до или после 8 мая
1945 г, находились во владении или конт-
ролировались акционерным обществом
«И. Г. Фарбениндустри», — конфискуются,
и право собственности на это передается
Контрольному Совету.

Статья П. Для осуществления контроля
над конфискованными заводами, имуществом
и активами, принадлежащими акционерному
обществу «И. Г. Фарбениндустри», с0з-
дается комитет из 4 офицеров, назначаемых
командующими зон. Мероприятия, которые
будут согласованы на этом комитете от име-
ни Кочтрольного Совета, будут претворяться
в жизнь командующим соответствующей зо-
ны через своего офицера по осуществлению
контроля.

Статья ПТ. Комитет должен добиться
окончательных целей в отношении заводов,
имущества, активов и деятельности акцио-
нерного общества «И. Г. Фарбениндустри»:
а} устанозэления, какие заводы, имущество
и активы пригодны для репараций; б) уни-
чтожения заводов, которые применялись ис-
ключительно для военных целей; в) лише-
ния права собственности на оставшиеся за-
воды и имущество; г) прекращения кар-
тельных взаимоотношений; д) контроля над
научными изысканиями; е) контроля над
производственной деятельностью,

С заводами, об’явленными комитетом до-
ступными для репараций или для уничто-
жения, будут поступать через обычные ка-
налы.

Статья ПУ. Все действия, ‚произведенные
до этого командующими зон и их соответ-
ствующими контрольными офицерами в свя-
зи с конфискацией и контролем над акцио-
нерным обществом «И. Г. Фарбениндустри»
в соогветствующих зонах, этим законом ра-
тифицируются, одобряются и  утверж-
даются. ,

Составлено в Берлине 30 ноября 1945 г.».

Приведенные законы № 7, №8 и № 9 под-
писали: Маршал Советского Союза Жуков,
генерал-лейтенант Макнерни, фельдмаршал
Монтгомери, корпусной генерал Кениг.

Вручение в советском посольстве в Вашингтоне
‹оветских орденов и медалей американским военнослужащим

ВАШИНГТОН, 9 декабря. (ТАСС). На
приеме, устроенном в советском посольстве,
поверенный в делах СССР в США тов, Но-
виков вручил 190 орденов и медалей, ко-
торыми награждены ‚американцы, служа-
щие в рядах американского флота и отря-
дах береговой обороны, за отвагу, прояв-
ленную во время войны при перевозках
военных грузов в северные порты  Советско-
№ Союза. Ордена и медали были вручены
пля передачи этим лицам контр-адмиралу
Инглишу и представителю государственно-
0 департамента Дарброу.

а церемонии передачи орденов и меда-

H
ЗЫ дей тов. Новиков выступил с речью. В за-

АвШая
rath
Ta M0
cccP
град],
ОЧКО
1 Шах

заняла

ключительной части этой речи тов. Нови-
ков выразил «уверенность в том, что дру-
жественное сотрудничество американских
моряков и членов отрядов береговой обо-
рюны с властями и учреждениями Совет-
кого Союза является одной из гарантий

дальнейшего развития и укрепления дру-
жественных добрососедских отношений
между Соединенными Штатами и Совет-
ским Союзом».

С ответной речью выступил контр-адми-
рал Инглиш, давший высокую оценку
«братству по оружию, которое .символизи-
рует это награждение». «Военно-морские
силы Советского Союза и Соединенных
Штатов,—сказал Инглищ, — действовали в
тесном товариществе в период войны, и это
признание нащей тесной связи символизи-
рует обещание того, что мы будем продол-
жать и в дальнейшем действовать в друж-
бе». Представитель государственного депар-
тамента Дарброу в своем выступлении ска-
зал, что американский народ искренне на-
деется, что дух сотрудничества и взаимопо-
нимания между народами ОША и СССР со-
хранится. и расширится в послевоенных от-
ношениях. ‘

о» Статья Пьера Кот о франко-советских отношениях

aor
‚ Шах
The =~
eMeto

ТЫ

Cote!
opexel
mock

ПАРИЖ, 9 декабря. (ТАСС).
дельник «Марсейез» опубликовал большую
статью Пьера Кот, посвяшенную годовщине
франко-советского договора. В своей статье
Кот, между прочим, делает следующие три
замечания по поводу этого договора:

«Первое замечание необходимо сделать,
чтобы подчеркнуть, что политика франко-
советского согласия никоим образом не
направлена против англо-саксов...

Второе замечание необходимо сделать,
чтобы указать, что развитие французской
внешней политики, основанное на франко-
советском согласии, невозможно, если мы
\ откажемся от всяких прямых или кос-
вённых проектов «Западного блока» или
«Западной федерации». Советское прави-
тельство и общественное мнение считают;
‘раведливо или ошибочно, что создание
добного блока, даже в возможно смяг-
чнной форме, явилось бы серьезной опас-
юстью для мира. В течение двух лет нам

я делались самые ясные предостережения на

Этот счет. Если бы даже сторонники Запад-

‚ ного блока были вполне невинны или нахо-

Дились бы в полном неведении, то ясно, что
развитие такого блока очень скоро приве-
10 бы к расколу мира, и этот раскол сде-
Jaq бы неэффективной всякую организацию

1 мира. Стало быть, нужно выбирать: либо
з’ мы хотим поссориться с советским прави-
’ 1льством, — тогда скажем об этом откро-

ОСЛО, 9 декабря. (ТАСС). Норвежекое

„ Радио и газеты опубликовали заявление ми-
Нистра иностранных дел Трюгве Ли о дея-

тельности советских войск на севере Норве-

Трюгве Ли заявил, что все рапорты, по-
ступавшие от разных органов власти, имев-
Ших дело с русскими, полностью подтвер-
Ждают, что русские военные власти оказы“

‚ Вали населению болышую помощь. Отноше-

ния между советскими войсками и населе-
нием были очень хорошими и проникнутыми
взаимной симпатией.

Трюгве Ли сообщил, что в связи с отво-

Г дом советских войск из Северной Норвегии

был составлен протокол с кратким разбором
действий советских войск в Северной Нор

° вегии во время военных операций и позднее,
0h ВПлоть до их ухода.

В этом протоколе указывается, что немцы
во время своего отступления осенью 1944

‚ Ода жгли и уничтожали пром эшленные со-

оружения, жилые дома, не имеющие воен-
вого значения, взрывали мосты, портили. 10-
Роги, насильственно угоняли население, Это
главным образом происходило в западной
части Финмаркена, где Красная Армия не
наступала. Поэтому в этих местах немцы
успели испортить и уничтожить все строе-
Ния и другое ценное имущество.

Ежене-

венно, либо мы рассматриваем франко-со-
ветский пакт как драгоценный элемент на-
щей внешней политики; в таком случае мы
должны избегать с той же откровенностью
И той же ясностью всего того, что может
произвести впечатление, даже ошибочное,
что мы хотим организовать Западный блок,
будь То в политической или экономической
области...

Третье замечание можно присоединить ко
второму. Цель его — подчеркнуть, насколь-
ко безотлагательно необходимо пересмот-
реть нашу политику в отношении Германии
и в отношении Индо-Китая, учитывая наши
отношения с Советским Союзом. Здесь так-
же необходимо знать, чего мы хотим. Мы
должны призадуматься над тем, что пози-
ция, которая противопоставила бы нас одно-
временно Советскому Союзу и США в от-
ношении Германии и в колониальных воп-
росах, противоречила бы одновременно и
воле нации, и ее интересам.

Короче говоря, по истечении года можно
опасаться, что мы недостаточно использо-
вали франко-советский пакт. Конечно, мы
не нарушили букву этого пакта. Но мы еде-
лали немногое, чтобы развить его дух. По
этой причине мы рискуем не добиться во
время предстоящих международных деба-
тов всего того, на что мы законно могли
бы. надеяться. Но еще есть время испра-
вить наши позиции».

Норвежский министр о помощи советских войск.
населению Северной Норвегии

Пока продолжались военные действия,
советские власти вывели свои войска почти
из всех жилых домов и предоставили их в
распоряжение норвежского гражданского
населения, несмотря на то, что дело шло к
зиме. Немецкие продовольственные склалы
и другая военная добыча предоставлялись
в распоряжение гражданского населения.
Несмотря на трудности подвоза, советские
части помогали населению продовольствием
из своих складов. Кроме того, советское
командование помогало снаряжением и про-
довольствием регулярным и нерегулярным
норвежским войскам
’.Русские, говорится далее в протоколе,
всячески старались помочь норвежцам вос-
становить нормальное положение в эконо-
мическом и административном отношениях.
За время своего пребывания на освобожден-
ной норвежской земле советские войска ре:
монтировали дороги, строили мосты взамен
тех, которые были разрушены немцами, при-
нимая при этом во внимание нужды населе-
ния в смысле сообщения олного района с
другим. Русские в интересах норвежцев
предприняли расчистку от мин и восстано-
вили летную площадку в Хейбуктмуен. Ког-
да русские войска ушли, они оставили по-
сле себя занимавшиеся ими районы в полном
порядке.

1-я сессия Болгарского Народного

СОФИЯ, 9 декабря. (ТАСС). Опубликован
Указ регентского совета о созыве на 15 де-

собрания назначена на 15 декабря

кабея первой очередной сесски Народного
собрания.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Выступление Черчилля
в палате общин

ЛОНДОН, 6 декабря. (ТАСС). Выстунив-
ший во время прений в палате общин за
принятие вотума недоверия нынешнему пра-
вительству Уинстон Черчилль заявил: «Я
продолжаю принимать участие в полити-
ческой жизни только потому, что считаю
своим долгом не допустить, чтобы высокое
положение, которое мы завоевали во время
войны, было потеряно в результате безу-
мия и хуже чем безумия — на следующий
день после нашей победы».

Черчилль заявил, что правительство на-
меренно стремилось обострить разногласия,
которые, к несчастью, существовали в
Англии, и обвинил правительство в наме-
ренном поощрении партийных и групповых
интересов,

Черчилль повторил  приводившиеся им
еще во время предвыборной кампании об-
винения лейбористов в камерении превра-
тить Англию в социалистическое государ-
ство и резко осуждал лейбористов. «Я глу-
боко убежден, — заявил он, — что попыт-
ка превратить Великобританию в социали-
стическое государство будет по мере ее
продолжения способствовать широкому раз-
растанию политической борьбы, нищеты и
разрухи в стране. Наш остров не сможет
прокормить примерно % его населения,
Англия меньше, чем все другие крупные
общины, приспособлена к тому, чтобы пе-
режить подобную конвульсию».

Черчилль сравнил Англию с Венецией,
которая построила империю на сваях над
лагунами, с Голландией, построившей пло-
тины, чтобы сдерживать море, а также с
Египтом, жизнь которого зависит от Нила
и орошения.

ee

По поводу демобилизации Черчилль за-
явил: «Разве не абсолютное безумие дер-
жать весьма значительное число ‘людей
против их воли на полной оплате и ценой
огромных издержек, при чем эти люди ни-
чего не делают или выполняют искусст-
венно выдуманную работу?»

Он потребовал, в частности, чтобы темпы
демобилизации из состава вооруженных сил
не уменьшались с 12 тыс. человек в день
до 9 тыс. человек в день к концу года, как
это планируется.

Касаясь медлительности в области ре-
конверсии промышленности, Черчилль за-
явил, что приходится удивляться тому, что
к концу этого года в Англии будет занято
на 670 тыс. человек больше, чем летом
1939 года, выпускающих устаревшие виды
вооружения, которое ‘пополнит ‘и без того
огромные склады.

Касаясь вкратце внешней политики, Чер-
чилль заявил: «Нам говорят, что «Большая
тройка» никогда больше не встретится, о
чем я услышал с великим сожалением. Что
касается пяти министров иностранных дел,
которым предстояло подготовить так много
вопросов, то, повидимому, они кончили не-
удачей. Условия в Европе кошмарны. Ро-
ковые и трудные решения ожидают нас в
Индии».

Касаясь финансовых переговоров в Ва-
шингтоне, Черчилль заявил, что, если пра-
вительство было вынуждено делать заем у
США и если Соединенные Штаты предпи-
сали суровые условия, тем большая ответ-
ственность ложится на министров,

Выступление Эттли и окончание дебатов
: в палате общин

ЛОНДОН, 6 декабря. (ТАСС). Премьер-
министр Эттли под аплодисменты лейбори-
стов и под возгласы оппозиции выступил
с ответом на обвинения Черчилля в том, что
лейбористская партия вбила клин между
партиями в государстве.

В своей речи, последовавшей за речью
Черчилля в дебатах по внесенной консерва-
торами резолюции недоверия, Эттли заявил:
«Я не забыл выступления Черчилля по ра-
дио (по свидетельству агентства Рейтер,
Эттли имел в виду предвыборную речь
Черчилля, в которой последний заявил, что
в случае победы лейбористов в Англии мо-
жет возникнуть гестапо). Точно так же не
забыл об этом и народ Англии. Я имел так-
же удовольствие прочесть выступление Чер-
чилля перед его партией. То был совсем
иной стиль по сравнению со стилем речи,
которую мы слышали‘ сегодня. Основной
смысл речи Черчилля сводился к следую-
щему: он спрашивает, почему мы, избранные
для того, чтобы осуществлять социалисти-
ческую программу, ке выполняем программы
консерваторов. Для Черчилля все, что кон-
сервативно, нормально; для него каждый,
кто видит, как мир меняется, и желает пе-
ремен‚,—ошибается. Нам всегда предлагают
сплотиться, быть патриотичными и сохра-
нить все, как было. Однако мы поставлены
у власти не для этого». Эттли добавил, что
речь Черчилля, хотя и тщательно состав-
ленная в таких выражениях, которые утвер-
ждают, что он думает только о благе стра-
ны, представляла собой лишь речь предста-
вителя партии консерваторов. «Всякий, кто
с ним не согласен, по его мнению, покло-
няется какому-то фетишу».

Эттли отрицал утверждение Черчилля,
что темпы демобилизации сокращаются с
12 тысяч человек в день до 9 тысяч человек
в день к концу года.

Касаясь финансового положения, Эттли
заявил, что энергично ведется работа по со-

кращению расходов. Расходы министерства
снабжения за август, сентябрь и октябрь
были на 40 процентов ниже, чем за соответ-
ствующий период 1944 года. Военно-мор-
ское строительство даст экономию свыше
700 миллионов фунтов стерлингов, главным
9бразом, из-за отмены многих ассигнований
со времени Дня победы.

По словам Эттли, главное обвинение, с
которым выступает Черчилль,—это обвине-
ние в том, что над основными отраслями
промышленности реет мрачный стервятник
национализации, «Наша партия, — продол-
жал Эттли,—стояла за программу национа-
лизации сорок лет и более, и даже члены
оппозиции могли бы сейчас осознать, что,
получив большинство, мы, конечно, выдви-
нем вперед проблему национализации».
Эттли считает, что. хотя вотум недоверия
номинально направлен против правитель-
ства, однако создается впечатление, что
скорее речь идет о вотуме против избирате-
лей. Показалось ужасным потрясением,
что пришло к власти правительство, готовое
проводить свою политику. «Сейчас,—сказал
Эттли,отюзиционной партией ° брошен
изумительный клич: «Народ против социа-
листов». Во время всеобщих выборов партия
тори (т.-е. консервативная партия. — Прим.
ред.), если судить по черчиллевской пропа-
ганде, представляла нацию. Сейчас она —
народ».

Правительство, закончил Эттли,
продолжать свою политику.

Когда Этгли уселся на место, его сторон-
вики устроили ему бурную овацию.

Когда было проведено голосование; было
об явлено; что резолюция оппозиции отверг-
нута 381 голосом против 197. Либералы под-
держали правительство. Это заявление бы-
ло встречено громкой овацией сторонников
правительства. Однако никакой другой де-
монстрации не произоныю.

будет

Выступление Бирнса

в сенатской комиссии

по иностранным делам.

ВАШИНГТОН, 7 декабря. (ТАСС). На
заседании сенатской комиссии по инностран-
ным делам государственный секретарь
Бирнс, отвечая на недавние обвинения
Хэрли, утверждал, что американская поли-
тика в Китае направлена на создание демо-
кратического центрального правительства
на базе правительства Чан Кай-ши, но с
включением представителей «всех крупных
хорошо организованных групп, которые в
настоящее время не имеют голоса в прави-
тельстве Китая». :

Бирнс указал, что недавние заявления

Хэрли подчеркивают ту поддержку, кото-
рую Соединенные Штаты оказывают прави-
тельству Чан Кай-ши и которая является
наиболее ясной и наиболее очевидной чер-
той американской политики на Дальнем
Востоке.

Бирнс признал, что нахождение амери-
канских войск в Китае «явилось источни-
ком вполне понятного беспокойства амери-
канского народа». Присутствие американ-
ских войск в Китае Бирне об’яснил стрем-
лением «облегчить капитуляцию многочис-
ленных японских войск».

Член палаты представителей Деласей о внешней политике США

НЬЮ-ЙОРК, 10 декабря. (ТАСС). На
митинге, организованном в Филадельфии
7 декабря комитетом американо - советской
дружбы, выступил с речью член палаты
представителей США демократ Деласей
(от штата Вашингтон). Он заявил, что ame-
риканский народ должен добиваться про-
должения внешней политики Рузвельта, а
также немедленного отзыва американских
войск из Китая и прекращения американ-
ской интервенции в Китае. Он заявил, что

во время его беседы с Бирнсом 7 декабря
последний сообщил ему, что американская
политика. стремится содействовать об’еди-
нению Китая, но 06 отзыве американских
войск Бирнс ничего не сказал. Деласей зая-
вил: «Вы не можете проповедывать единст-
во за границей, создавая антикоммунисти-
ческие базы в Китае». Деласей настаивал
на международном контроле над атомной
бомбой, порицая американскую прессу за
искажение целей Советского Союза.

Реза Шахшахани о выступлениях
иранского посла в Вашингтоне

НЬЮ-ЙОРК, 7 декабря. (ТАСС). По при-
глашению  радиокомментатора Стила, во
время вечерней передачи выступил бывший
редактор иранского. телеграфного агентства
«ПНарс» Реза Шахшахэани, состоявший по-
следние три года на службе в качестве за-
ведующего иранским отделением Бюро во-
енной информации США. Шахшахани поло-
жительно отозвался о национальном демо-
кратическом движении азербайджанского
населения Северного Мрана’и заявил, что
декларация Народного собрания Иранского

Азербайджана опровергает обвинения в
сепаратизме, злонамеренно выдвигаемые
против азербайджанской демократической

партии. Шахшахани коснулся и выступлений
в американской печати иранского посла B
Вашингтоне Хусейна Ала, который, как из-
вестно, отличается большой развязностью и
враждебностью в отношении СССР. «Поло-
жение Хусейна Ала, — сказал Шахшаха-
Ни, — не таково, чтобы знать что-либо, и он
ничего не знает об иранском народе, так
как он имел самый слабый контакт с на-
родом, всегда живя в блестящей обстанов-
ке в качестве министра двора или директо-
ра банка». Шахшахани сказал, что в своих
выступлениях Ала повторяет клеветнические
вымыслы, которые распространяются в
Иране кликой иностранного агента Сеид
Зия-эд-Дина.

Волна преступлений в Англии

ЛОНДОН, 9 декабря. (ТАСС). По сооб-
щеннию агентства Рейтер, в. ночь на 9 де-
кабря тысячи агентов гражданской военной
полиции «прочесывали» Лондон с целью
ликвидировать невиданную волну преступ-
лений, охватившую город и страну в целом.
Эта облава последовала после целой неде-
ли многочисленных случаев грабежей, краж
и проч.

Итоги выборов
‚в Учредительное собоание Албании

БЕЛГРАД, 10 декабря. (ТАСС). Как со-
общает Албанское телеграфное агентство,
центральная избирательная ‘комиссия опуб-
ликовала’ результаты выборов в Албании
(исключая данные по двум’ избирательным
пунктам). За. кандидатов демократического
фронта голосовало 93,23 процента. избира-
телей, участвовавших в выборах, а в урны
без списка опустили шары лишь 6,77 про-
цента,

В префектуре Тираны из 48.129 избира-
телей, участвовавших в выборах, 42.418 че-
ловек, или 88,13 процента, голосовали за
кандидатов демократического фронта и
5.711 человек, или 11,87 процента, опустн-
ли шары в урны без списка.

Сообщение военного
министерства США

НБЬЮ-ИМОРК, 10 декабря. (ТАСС). По со-
общению вашингтонского корреспондента
агентства Ассошиэйтел пресе, военное ми-
нистерство США об’явило о назначении на
пост военного губернатора американской
оккупационной зоны в Корее генерал-майо-
pa Лэрча, бывшего начальника военной по-
лиции американской армии.

Переезд в Нанкин Национального
военного совета Нитая

ЧУНЦИН, 7 декабря. (ТАСС). Как сооб-
щает газета «Шицзежибао», Национальный
военный совет получил приказ постепенно
переезжать со всем своим аппаратом в Нан-
кин. В скором времени в Нанкич выезжают
заместители военного министра.

ХЕЛЬСИНКИ, 10 декабря. (ТАСС). 10
декабря возобновился суд по делу винов-
ников войны в Финляндии. На заседании
председательствовал ^ вновь назначенный
председатель верховного суда Оскар Мел-
лер.

Главный обвинитель канцлер юстиции
Тойво Тарьянне в памятной записке на имя
суда указывает на попытки обвиняемых —
в том числе бывшего президента Рюти —
рассмотреть в суде ряд обстоятельств
исторического и географического характе-
ра, которые не могут иметь значения при
суждении о наказании виновников войны
на основании принятого ранее ‘закона. Эти
попытки только раздуют без всякой нужды
судебный процесс путем рассмотрения во-
просов, не влияющих на суть дела. Наме-
рение Таннера огласить речи других лиц не
имеет никаких оснований, поскольку сле-
дует учесть, что, занимая руководящее по-
ложение, Таннер своими усердными пуб-
личными выступлениями влиял на общест-
венное мнение совершенно иначе, чем дру-
гие.

В заключение Тарьянне заявил: «Для то-
го, чтобы держать судебный процесс в над-
лежащих рамках, и для достижения наме-
ченной процессом цели, по моему мнению,
можно было бы установить такой порядок,
чтобы обвинительное заключение было рас-
смотрено предварительно в отношении каж-
дого обвиняемого в отдельности, пункт за
пунктом. Таким образом, обвиняемые, имев-
шие достаточно времени для ознакомления
с обвинительным актом и относящимися к
нему приложениями, могли бы заявить свои
возражения по каждому пункту в отдель-
ности. Во всяком случае, вследствие сде-
ланных мною заявлений относительно пре-
зидента Рюти и директора-распорядителя
Таннера я должен просить, чтобы суд о ви-
новниках войны уже предварительно уста-
новил свою точку зрения во избежание
представления в защиту такого материала,
который бесцельно раздул бы судебный
процесс без возможности влияния этого
материала на окончательное решение дела».

В самом начале заседания суда Тарьянне

финских виновников войны,
прерван 17 ноября 1945

ка суда до 10 декабря
ности освобождение от заключения подсу-
димых Таннера, Рейникка, Кивимяки и Кук-
конена вызвали возмущение широкой фин-
ской общественности, нашедшее свое вы-
ражение в ряде массовых митингов, осуж-
давших ни на чем необоснованное решение
06 освобождении главных виновников вой-
ны. Некоторые газеты открыто ставили во-
прос о том, что часть судей, несущая от-
ветственность за отсрочку процесса, оказа-
лась родственной по духу с обвиняемыми.

Финский народ имеет основание негодо-
вать на подобное поведение органов юсти-
ции по вопросу о виновниках войны. Еще
19 сентября 1944 года Финляндия, подпи-
сывая соглашение о перемирии с Советским
Союзом и Англией, статьей тринадцатой
обязалась: «сотрудничать с ‚Союзными Дер-
жавами в деле задержания лиц, обвиняе-
мых в военных преступлениях, и суда над
ними».

Потребовался длительный период време-
ни и специальный запрос группы депутатов
в сейме, чтобы финское правительство соз-
дало комитет под председательством д-ра
Хорнборга для расследования дела о во-
енных преступлениях.

Однако деятельность комитета, возглав-
ляемого д-ром Хорнборгом, была направле-
на отнюдь не на добросовестное выполне-
ние взятых Финляндией на себя обяза-
тельств. К ответственности привлекались
лишь второстепенные лица, в то время как
виновники войны к суду не привлекались.

Но даже и при расследовании дел второ-
степенных преступников полевые суды от-
носились к полсудимым слишком снисхо-
дительно и выносили необоснованно мяг-
кие решения. Союзная Контрольная Комис-
сия вынуждена была сделать по этому во-
просу соответствующее — представление.
Финское правительство, видимо, сочло осно-
вательным это представление, так как ли-
ювидировало комитет Хорнборга, не сумев-
щий вскрыть виновников вовлечения Фин-
ляндии в войну на стороне Германии, и
передало его функции министерству юсти:
ции.

Однако и после этого решения дело
продвигалось вперед слишком медленно.
Началась новая серия проволочек. В июне
двадцать пять депутатов сейма сделали
новый запрос и потребовали от правитель-
ства принятия самых решительных мер к
проведению политической чистки и привле-
чению к ответственности виновников войны.
В ответ на запрос премьер-министр ЦПааси-
киви заявил, что правительство разделяет
мнение депутатов. Однако судебные ин-
станции продолжали оставаться глухими к
голосу иирокой общественности.

Недовольство народных масс медлитель-
ностью и нерешительностью финского пра-
восудия нашло свое наиболее яркое выра-
жение в З0-тысячном митинге в Хель-
инки в августе этого года. Участники ми-
тинга отмечали неспособность нынешнего
высшего судебного аппарата Финлянтии
выполнить волю народа о наказании винов-
НИКОВ ВОЙНЫ.

В резолюции участники митинга потре-
бовали немедленного ареста и предания
суду виновников войны.

Демократический союз народа Финлян-
дии выступил с публичной декларацией, в
которой указывалось;

«Несмотря на то, что скоро ‘исполнится
год с момента заключения перемирия между
Финляндией и Советским Союзом, вопрос о
рассмотрении дел о виновниках войны и их
наказании еще не разрешен. Миение союз-
ников по этому вопросу, так же как и тре-
бование пункта 13 соглашения о перемирии,
настолько ясно, что оно не оставляет места
для наших особых толкований. Реакция в
нашей стране мобилизовала все свои силы
и пытается до последнего предела затянуть
разрешение этого вопроса».

Попытки оттянуть суд над виновниками
войны принимали самые разнообразные фор-
мы. Так, 29 августа групна социал-демокра-
тических депутатов внесла в сейм новый
законопроект с предложением «изучить»

года. Отероч-

ПРАГА, 7 декабря. (ТАСС). На пресс-
конференции пражских корреспондентов

тор Славик вместо отсутствующего  статс-
секретаря д-ра Клементиса огласил коммю-
нике, указывающее, что с 3 по 6 декабря
состоялись переговоры венгерской делега-
ции во главе с министром иностранных дёл
Яношом Дьендьеши с чехословацкой деле-
гацией. На совещаниях  председатель-
ствовал исполняющий’ обязанности мини-
стра иностранных дел статс-секретарь док-
тор Владимир Клементис. На совещании об-
суждалась проблема обмена населением и

Возобновление суда над виновниками.
войны в Финляндии

НИВА

иностранных газет 7 декабря посланник док-

дотюлнил обвинение в отношении Кивимяки
и Таннера. Отчеты и сообщения Кивимяки
из Берлина, а также его устные заявления
комиссии иностранных дёл сейма давали,
несомненно, основу и опору правительствен-
ному курсу. «Своей осведомительной де-
ятельностью профессор Кивимяки, — ука-
зал Тарьянне, — содействовал вовлечению
Финляндии в войну в 1941 году против Со-
ветского Союза и во. время войны решаю-
щим образом препятствовал достижению
мира».

На основании этого Тарьянне потребовал
подвергнуть Кивимяки «наказанию за не-
правильное использование своего служеб-
ного положения во вред государству».

Характеризуя деятельность ‘подсудимого
Таннера, главный обвинитель напомнил, что
в своих публичных речах Таннер стремился
предотвратить возможность заключения ми-
ра. Такой же характер имели его газетные
интервью. Вследствие занимаемого Танне-
ром положения в социал-демократической
партии, в сейме и в правительстве Таннер
играл особо важную роль во внешней и
внутренней политике. В феврале 1944 года
отдел военного правления главной кварти-
ры писал, например, в своем ‘обзоре, что
действительными вернгителями дел Финлян-
дии при наступающем осложнении были бы
Таннер и Вальден.

Занимая центральное и влиятельное поло-
жение в совете министров, Таннер оказывал
влияние на внешнюю политику даже в то
время, когда он не входил прямо в комис-
сию иностранных дел, Вследствие этого
видного положения Таннера и характера
всей его деятельности главный обвинитель
считает установленным, что Таннер являет-
ся виновником также тех наказуемых дея-
ний и упущений, которые определены в об-
винительном заключении под пунктом 4, а
также и под пунктом 2.

Главный обвинитель Тарьянне нотребовал
наказания Таннера за эти действия.

Вследствие болезни адвоката Микко
Эриха Таннер выступает на процессе само-
стоятельно, без защиты.

Суд над виновниками войны
  в Финляндии

10 декабря возобновился суд по делу   политику Финляндии с 1934 до 1940 го-
который был  да и рассмотреть вопрос о виновности

всех лиц, влиявших на вовлечение Фин-

и в особен-  лячдии в войну. Расчет был прост. Расши-

рением круга виновников авторы законо-
проекта пытались еще больше усилить со-
противление реакционных элементов при-
нятому законопроекту с наказании. винов-
ников войны и тем самым отвести удар от
главных преступников.

Этот маневр, однако, не удался. 6 сен
тября депутатам финского сейма был вру-
чен измененный конституционной  комис-
смей сейма проект, в первом параграфе ко-
торого говорилось: «Тот, кто оказал ре-
шающее влияние на вступление Финляндии
в 1941 году в войну против СССР или Сое-
диненного Королевства Великобритании и
Северной Ирландии, или же во время вой-
ны препятствовал заключению мира, дол-
жен быть осужден за злоупотребления
своим служебным положением во вред го-
сударству и должен быть приговорен к
тюремному заключению не свыше 8 лет или
при отягчающих вину обстоятельствах к
каторжным работам на определенный срок
или пожизненно».

Этот законопроект о наказаниях винов-
ников войны был принят, подписан Пааси-
киви и приобрел силу закона, на основании
которого обвинения должны рассматривать-
ся особым судебным органом по делам об
ответственности за войну. :

15 ноября в Хельсинки, в зале Дома со-
словий начался судебный процесс главных
виновников войны. На скамье подсудимых
оказались: бывший президент-—Рюти, быв-
шие премьер-министры — Рангель и Лин-
комиес, бывший министр иностранных
дел — Рамсай, бывший министр финан-
сов — Таннер, бывший министр просвеше-
ния — Кукконен, бывший второй министр
финансов — Рейникк, бывший финский
посол в Берлине — Кивимяки.

В обвинительном заключении было при-
ведено достаточное количество фактов, до-
казывающих, что привлекаемые к ответ-
ственности лица решающим образом повлия-
ли на вовлечение Финляндии в войну про-
тив Советского Союза и Великобритачии и
препятствовали стремлению финского наро-
да к заключению мира в годы войны. В
частности, обвинение констатирует наличие
обстоятельств, отягчающих виновность
Рюти, Рангеля, Линкомиеса и Таннера.

Несмотря на все это, суд нашел возмож-
ным отерочить дело до 10 декабря и ос-
вободил от заключения Таннера, Рейникка,
Кивимяки и Кукконена. Таннер, пользуясь
предоставленной ему свободой, пытался
изобразить себя невинным агнцем. В ин-
тервью корреспонденту «Нью-Морк таймс»
Таннер даже осмелился заявить: «Мы не-
виновны. Мы убеждены в этом». Таннера
мало смущает то обстоятельство, что
23 ноября в Нюрнберге обвинением был ог-
лашен документ, полностью разоблачающий
разбойничьи связи финских военных пре-
ступников, в числе которых виднейшее ме-
сто занимает Таннер, с Гитлером. В из-
вестном «плане Барбаросса», составленном
в декабре 1940 года, была совершенно точно
определена роль Финляндии в вероломном
нападении на Советский Союз. В этом доку-
менте указывалось, что «основной массе
финской армии будет дана задача сковать
наибольшие русские силы, атакуя западнее
или по обеим сторонам озера’Ладога и зах-
ватить Ханко». «Финляндия, — говорится
далее, — должна прикрывать наступление
немецкой группы «Север» (группа 19-я), иду-
щей из Норвегии».

Г-дам Таннерам, Рюти о и компании не
Удастся никакими трюками снять с себя
обвинение в тягчайшем преступлении — в
заговоре против независимости Финляндии
и в соучастии в разбойничьих планах Гит-
лера.

Финская общественность все решительнее
требует сурового наказания финских винов:
HHKOB войны,

Надо полагать, что требование финского
народа будет учтено судом на возобновив-
щемся процессе над виновникамн войны в

Финляндии,
Н. БАКАНОВ,

спец. корр. «Известий».

Чехословацко-венгерские переговоры

выселения мадьяр из Чехословакии, а
также выполнение венгерских реституцион-
ных и репарационных обязательств на осно-
вании договора ‘о перемирии:

«Совещания, происходившие. в дружест-
венной атмосфере;—говорится в коммюни-
Ke,—He увенчались успехом, но представи-
тели обоих правительств выразили желание
продолжать переговоры, при чем со стороны
чехословацкой делегации было категориче-
ски подчеркнуто, что разрещение проблемы
мадьяр в Словакии не может состояться и
никогда не состоится в форме исправления
границ в пользу мадьяр». :