Возрождённые вузы
Украины

На заседании Всесоюзного Комитета
по делам высшей школы был заслушан
доклад начальника Управления по делам
высшей школы при СНК УССР тов. С. М.
Бухало.

Высшие учебные заведения на Украине
сильно пострадали от немецкой оккупации.
Полностью были разрушены Горный ин-
ститут в Днепропетровске, Киевский тех-
нолэгический институт пищевой промышлен-
ности, основной корпус Киевского универ-
ситета и другие вузы.

Многое уже удалось восстановить, и сей-
час на Украине идут занятия в ста пятиде-
сяти двух высших учебных заведениях (до
войны здесь @ыло 164 вуза). Капитально
отр>монтированы химический корпус Харь-
ковского университета, здания Одесского
педагогического института и Львовского
университета.

В настоящее время в высших учебных
заведениях Украины занимается около 98
тысяч студентов. На первые курбы принято
более тридцати тысяч человек. Кроме того,

на старшие курсы зачислены десять тысяч

студентов из’ числа демобилизованных ‘или
вернувшихся из эвакуации. В будущем
учебном году контингент учащихся достиг-
нет довоенного уровня.

у По дорогам войны

ХАРЬКОВ, 1 декабря. (Но телеф. от
соб. корр.): В колхоз «Большевик» Зачепи-
ловокого района Харьковской области вер-
нулся демобилизованный из Красной Армии
Григорий Андреевич Чумак. В начале Оте-
чественной войны Г. А. Чумак отправился
на фронт с колхозной автомашиной. На ней
сн прошел по фронговым дорогам 260 тысяч
километров. Теперь за рулем той же маши-
ны Чумак вернулся в родное село.

Маршал Советского Союза тов. Конев
прислал колхозникам сельскохозяйственной
артели «Большевик» письмо, в котором го-
ворится: «Ефрейтор Чумак Григорий Андре-
евич честно и мужественно служил родине,
любовно сохранил порученную ему вашим
колхозом автомашину. Ефрейтор Чумак воз-
вращается в свой родной колхоз на вашей
же машине, которая еще сможет послужить
делу укрепления колхозного хозяйства.
Благодарю колхозников артели «Большевик»
за помощь, оказанную Действующей армии
во время Отечественной войны».

„Лекарства для населения

‘Недавно в Наркомате здравоохранения
СССР. образовано Главное аптечное управ-.
ление. Начальник управления тов. Бисярин

рассказал сотруднику «Известий» о пер-
спективах лекарственного обслуживания
населения:

— Уже сейчас мы добиваемся, чтобы ап-
теки не отказывали в отпуске по. рецептам
врачей таких медикаментов, как стрептоцид,
сульфидин, дисульфан и другие сульфамид-
ные препараты.

В порядке ручной продажи аптеки могут
и должны без ограничения отпускать аспя-
рин, уротропин, салол, иод, лекарственные
травы, те или иные средства от головной
боли, от кашля, желудочные ий успокаиваю-
шие лекарства. Медико-фармацевтическая
промышленность Наркомздрава CCCP в
ближайшие три года намечает такое расши-
рение производства, которое обеспечит пол-
ное удовлетворение потребности в основ-
ных медикаментах.

Подавляющее большинство лекарств, от
пускаемых аптеками по рецептам врачей,
можно готовить заранее. Опыт Московско-
го аптекоуправления полтверждает это.
Производство готовых лекарств должно.
быть налажено на специальных заводах и в
фасовочных цехах уже существующих
предприятий медицинской промышленности.

Оккупанты разрушили и разграбили че-
тыре ‘с половиною тысячи аптек, десятки
аптечных баз и‹ семь тысяч сельских
аптечных пунктов. Немедленно после из-
гнания врага началось их восстановле-
ние, и к началу послевоенной пятилет-
ки будет открыто около 3.400 аптек.

В избира

Вентспилсский избирательный округ

№ 353 по выборам в Совет
Национальностей

Вдавлены в землю низкие, © квадрат-
ными окнами, деревянные дома. Они цеп-

ко’ держатся за мые, далеко вынесший их

в море, готовые выдержать любые испы-
тания ветров Балтики. Улицы безлюдны.
На песчаном берегу колышутея разве-
шанные на шестах сети, тихая волна по-
качивает катера. Утомленные тяжелым и
богатым ночным ловом, люди отдыхают.
Потомотвенные рыбаки Вентепилеа ни-
когда не возвращаются с пустыми рука-
ми. Они хорошо злают море, повадки ры-
бы, и потому им всегда сопуетвует удача.
Осенняя путина проходит наредкость
успешно. Бригады Трелибса, Круминьша,
Пика сдают на завод рыбы в четыре раза.
больше плана. Старший инженер Кара
Иванович Смилгаин, потомственный ры-
бак, как и все тут, об’ясняет успех так:

‚— Снабжение сетями, оснасткой, го-
рючим, продовольствием и прочие забо-
Ты — все берет на ‘себя государетво. Ры-
баку остается только одно — ловить ры-
бу. А лет тридцать назад я на веслах в
простой лодке ездил за пятьдесят верст
на ловлю. И часто возвращалея пустым,
Как тут было жить? Да и что говорить,
при хорошей жизни не строили бы таких
лачужек. — И он широким жестом пока-
зывает на’ покосившиеся, приземистые
дома.

Полусгнившие постройки, разбитые до-
роги, обвалившиеся заборы — все свиде-
тельствует 0 серьезном запустении. Го-
род давно не благоустраивалоя, и, неемо-
тря ‘на благоприятные перспективы, кото-
рые создавал для развития незамерзаю-
щий порт; в Вентспилсе не было совсем
промынменности. В порту после первой
мировой войны была разрушена линия
мола, взорваны элеватор и холодильник.
Правительство буржуазной Латвии не
смогло восстановить даже этого. Редкий

Котовский избирательный округ № 317
< - по выборам в Совет Национальностей

Ганчешты — так назызалея раньше
поселок. Сейчас он носит имя легендар-
ного героя гражданской войны, славного
сына молдавекого народа Григория Ива-
новича Котовского. Здесь Котовекий ро-
дился, провел свои юные годы. Недалеко
от центра села, налево от церкви, стоит
небольшой домик, где жила семья Вотов-
ских, где родился Григорий Иванович. В
этом домике организуется музей.

Носелок Нотовское — центр  избира-
тельного округа по выборам в Совет На-
циональностей Верховного Совета СССР.
В округе активно готовятся к выборам.
Около десяти тысяч молдавеких крестьян
и крестьянок изучает в кружках Поло-
жение о выборах и Сталинскую Ёонети-
туцию. На этой работе занято свыше
шестисот агитаторов. Определены грани-
цы избирательных участков. Сельсоветы,
клубы, школы, а местами и просторные
хаты крестьян отведены под избиралель-
ные участки. Лучшие молдавекие ковры,
выканные за многие годы, несут сюда
крестьянки, чтобы украсить помещения.
Нереписчики пероступили порог мол-
давских хат и начали учет избирателей.

Крестьяне проявляют большой инте-
рес к предотоящим выборам.
‚ —_ Наша’ жизнь начинается заново.
Советская власть и Красная Армия вер-
нули нам счастье. Хотим выбрать в Вер-
ховный Совет преданных народу людей,
чтобы еще краше и сильнее была наша
родина; чтобы еще лучше жилось наро-
ду, — говорит крестьянка Елизавета По-
пакчу, организовавшая в селе Васиены
женский кружок по изучению Положения
о выборах.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

тельных

пароход заходил сюда, да и то разве зи-
мой, когда замерзал Тижский порт.

Как-то рыбаки послали делегацию К
президенту Ульманиеу с просьбой приве-
сти в порядок хотя бы город.

А как вы меня перед выборами
встречали? —— спросил’ Ульмание,

Рыбаки, воспитавшие в своей
немало  подпольщиков-революционеров,
хорошо помнили приезд Ульманиса. Они
ответили © уничтожающей  откровен-
ностью, едва сдерживая улыбку:

Но нашему  невежеству, тухлыми
лицами, господин президент.

На том разговор и кончился. Три с
лишним года немецкой оккупации приве-
ли город к еще большим разрушениям,
еще более увеличили страдания трудо-
любивых рыбаков. 06 этом вопоминают
сейчас  агитаторы,  котда раз’`ясняют
Стахинскую Конституцию или знакомят
население с Положением о выборах в
Верховный Совет, .

Для населения Вентепилеа старая, бее-
правная жизнь стала вчерашним днем.
Новая, советекая жизнь стала сегодняш-
ним днем.

В первый же год существования.
советской власти в Вентепилее был по-
строен самый мощный в Латвии и лучший

среде

по оборудованию рыбокоптильный завод.

Какой бы богатый улов ни привозихи ры-
баки, рабочие завода успевают его обра-

‘ботать, — коптят, ‘вялят, солят, сушат

рыбу. Когда бывало. чтобы здесь готови-
ли рыбу в таком разнообразном ассорти-
менте? На этом не остановились рыбаки,
Осуществляется уже другая давнишняя
мечта: на самом берегу моря закладывают
консервный завод. В Вентепилее мечтатот
0 том, чтобы лучшими в Латвии считались
их консервы.

Дни подготовки в выборам в Верховный

Изучая «Положение о выборах в
Верховный Совет СССР», крестьяне Bemo-
минают, как проводились тах называемые
«свободные» и «тайные» выборы в приз
марию, когда Бессарабия была нод пятой
румынеких захватчиков. Вот что, напри-
мер, расеказывал в беседе с крестьянами
Фишель Меремес, выдвинутый недавно
председателем Ульманского сельсовета:
Всех, кто значился в слиеках тай-
ной политической полиции неблагонадеж-
ными, упрятывали в тюрьму задолго до
выборов в примарию. В. предвыборные
дни партий, ототаивавитие своих канди-
датов, спаивали население вином. Село
Васиены, где я последний раз голосовал,
в день выборов было оцеплено войсками.
В избирательном помещении и у входа
стоял усиленный наряд жандармов в
полном боевом вооружении с привинчен-
ными в винтовкам штыками: Тут же де-
журил начальник  жандармекого поста.
В село избирателей пускали через цепь
войск. Проголосуют крестьяне одной де-
ревни и выйдут из Васиен определенным
путем; тогда только разрешалоя вход в
село группе избирателей из другой де-
резни. 0 тайне голосования ‹ нечего

было и говорить. Двери в избирательную“

комнату не закрывались,  жандармы,
предетавители партий зорко ‘наблюдали
за голосующими.

— Мы уже теперь видим, что совет-
ские выборы отличаются от выборов вре-
мен Антонеску, как небо от земли, — го-
ворит крестьянин поселка Котовское
Г. Паскаль.

Жотовские крестьяне отмечают пред-
стоящие выборы в Верховный Совет вы-

полнением своих обязательств перед го-

a

OKPYyIAx

На берегу моря

Совет у рабочих рыбного завода отмече-
ны радостным событием: коллектив заво-
да получил первую всесоюзную премию за
успешную переработку рыбы. В новым
трудовым подвигам призывают лозунги,
развешанные в красном уголке, где сей-
час оборудуется избирательный участок.

Не менее напряженно живет порт.
то — будущая слава Вентепилеа. Но
пока предстоит большая работа. Взорван
морской вокзал, разорено портовое хозяй-
ство. В самые последние минуты был
предотаращен взрыв всех сооружений,
который немцы подготовили е большой
тщательностью. Много здесь предегойт
вложить труда. Нужно одеть в гранит
берега глубоководной реки Венты. Необ-
ходимо построить дома. Очень быстро на-
до сонастить по последнему слову тех-
ники пофтовое хозяйство. Все так и будет.
В это глубоко верят латыши.

Более двух десятков агитаторов рабо-
тает в порту. Среди них начальник тамо-
женного района тов. Артамонов и диспет-
чер тов. Витоле, хорошо известные тем,
что умело организуют досрочную разгруз-
ву судов. х

Каждый день в порт прибывают паро-
ходы. В какие только города не налравая-
ются грузы! Калининским текстильщикам
возвращается награбленное немцами 060-
рудование фабрик. Идут механизмы воз-
реждающемуся Донбасеу, поднимающе-
муся из пепла Сталинграду, красавцу Кие-
BY...

оао — co избирательного
округа по выборам в Совет Националь-
ностей. И город, его жители с большим
под’емом готовятся в выборам.

Н. ЧУРАКОВ,

соб. корр. «Известий».
г. РИГА. (По телефону).

В молдавских сёлах

сударством: В селах Каракуй, Caparo-
Голбино, Васиены и во многих других
были организованы красные обозы с хле-
бом, сдаваемым сверх плана. Труженики
Котовского района: внесли в фонд Крас-
ной Армии уже около 30 тысяч пудов
хлеба. План хлобопоставок вынолнен по
району на месяц раньше установленного
правительством срока.
° Успешно идет в. Коговском районе вос-
становление народного . хозяйства и
культурных учреждений. В ирошлоем го-
ду более 5 тысяч гектаров пахотной зем-
ли пустовало. Теперь посевная площадь
достигает довоенного уровня. За год вос-
становлено свыше двух тысяч гектаров
заброшенных виноградников.
Молдаване энергично восстанавливают
школы, больницы, Вновь построено в ce-
лах 99 бань. Дают строительные матерна-
лы и предметы широкого потребления
23 предприятия местной промышленно-
CTH. с. ¢ м: 3 ;
Тосударство и ‘общественность ‘оказые
валот большую ‘помощь””‘ бедняцким хо-
зяйствам. Резземельные й малоземельные
кроетьяне Котовского района получили
‘более четырех тысяч тектаров земель,

отрезанных у кулацких хозяйств, и десят-`

ки тонн семенной `ссуды. -
ти
Трудящиеея Котовского района идут к
выборам с чувством горячей благодарно-
сти советской власти, которая помогает
им строить новую жизнь, избавив их от

рабства, нищеты и бесправия.

А. СОЛОНИЦЫН,

соб. корр. «Известий».
МОЛДАВСКАЯ ССР.

” СРЕДА,

12 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 290 (8990)

ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР
ет

НАУКА И ТЕХНИКА

Важнейнше задачи теплотехники

Новая сталинская пятилетка, 1946—
1950 г. ставит перед советокой тепло-
техникой весьма ответетвенную задачу—
в кратчайший срок обеспечить стран
электроэнергией в количестве, достаточ-
ном для широкого развития всех отрас-
лей мародного хозяйства. Для этого ио-
обходимо прежде всего быстро осущест-
вить энергостроительство в таком мас-
штабе, чтобы прирост электрических
мощностей не только покрывал текущую
потребность, но и создал несоходимые
резервы мощностей. . о

Совершенно понятно, что при неизоеж-
ном напряжений ресуреов страны на вос-
становление и дальнейшее развитие вее-
го народного хозяйства средотва, выде-
ляемые на энергостроительство, не могут
быть неограниченными. Поэтому, чем де-
шевле будет обходиться один установлен-
ный киловатт, тем выше будут и темпы
энергостроительства. 0с0б0е значение
приобретает здесь экономия металла. ©
другой стороны, при бурных темпах вос-
становления и развития народного хозяй-
ства будет, несомненно, ощущаться,
особенно в первые годы, дефицит топли-
ва, который может ограничивать возмож-
ную выработку электроэнергии. При. за-
данном расходе топлива выработка пос-
ледней будет, естественно, тем больше,
чем выше будет экономичность электро-
станций, Отсюда ясно, что необходимо
строить  высокоэкономичные — электро-
станции, ибо в противном случае даже
большая установленная мощность не
обеспечит потребной выработки электро-
энергии.

Таким образом, перед советскими теп-
лотехниками стоит довольно трудная за-
дача —— быстро построить большое число
дешевых и в то же время высокоэконо-
мичных и надежных электростанций.

Учитывая исключительную важность и
актуальность. вопроса © рациональной
компановке и профихе советских электро-
станций, я приступил` к его разработке в
Энергетическом институте Академии наук
СССР еще в годы эвакуации. По возвра-
щении в Москву эта работа была нами
продолжена в Бюро прямоточного. котло-
строения.

Результаты проделанной обширной ра-
боты приводят в бесспорному выво-
ду, что при той же экономичности
и надежности стоимость. электростан-
ций возможно снизить в два и иногда
даже в три раза. Столь значитель-
ное удешевление достигается за счет ра-
ционального выбора единичных мощно-
стей турбин и котлов, применения более
рациональных ‘и дешевых конетрукций
отдельных элементов электростанций (на-
пример, замена дорогих барабанных ког
лов прямоточными), устранения  ненуж-
ных резервов и излишеств при проекти-
ровании, выбора более экономичных ме-
тодов наращивания мощностей‘ и т. п.

При грандиозном масштабе предетоя-
щего энергостроительства понятно, что
его удешевление сбережет   миллиарды
рублей народных средетв, а самое глав-
Hoe .— обеспечит гораздо болёе высокие
темпы прироста мощностей и  накопле-
ния резервов, столь необходимых для
широкого и беспрепятетвенного развития
всей экономической жизни и обороно-
способности нашей родины.

Разработка проблемы рациональной
компановки электростанций выявила. зна-
чение, роль и очередность целого ряда
отдельных задач, которые в свою очередь
подвергаются разрешению. `

В числе важнейших задач надо указать
прежде всего на массовый переход co-
ветекой энергетики с давления 29 атмос-
dep при 400°С на давление 90 атмос-
фер при 480°С, который даст экономию
топлива около 12—14 процентов; здесь
необходимо в кратчайшее время создать
и освоить новые типы и конструкции

турбин, котлов и других элементов стан-

ционного оборудования выюового давае-
ния. Надо, однако, помнить, Что давле-
nue 90 атмосфер, уже применяемое

за границей, отнюдь не есть предел; под=
счеты показывают, что повышение дав ›
ления до 250 атмосфер при 550—600 С.
даст дальнейшую экономию топлива около
10—12 процентов, т.-е. почти такую же,
как при переходе с 29 на 90 атмосфер.
Поэтому, широко внедряя в четвертой пя-
тилетке давление 90 атмосфер, необходи-
мо сегодня же подготовляться к следую-
щей ступени давления. Работы по пару
сверхвысоких параметров . уже давно
ведутся во Всесоюзном теплотехническом
институте и были прерваны лишь вой-
ной; теперь эти работы. мы. енова в0300-
новили. В настоящее время в Бюро пря-
моточного котлостроения выполнен для
Всесоюзного теплотехничесвого — инсти-
тута проект опытного прямоточного кот-
ла на 300 атмосфер при 600°С. Идея со-
здания опытной установки сверхвысокого
давления встретила активную поддержху
со стороны Наркомата тяжелого машино-
строения, который обязал Подольский
завод построить котел к 1 июдя 0у-
дущего года. Опытный котел будет
установлен на экспериментальной стан-
ции Всесоюзного теплотехнического ин-
ститута для изучения целого ряда во-
‘провов, связанных 6 применением сверх-
высоких давлений и температур пара:
металла, водного режима, гидродинамикя
и, теплопередачи, поведения арматуры и
прокладок, работы питательных насосов,
автоматики и т. п.

Завершением исследовательской pabo-
ты по пару сверхвысокого давления я
считаю постройку и опробование еще до
конца четвертой пятилетки ‘первой про-
мышленной установки на эти параметры,
мощностью не менее 50.000 киловатт;
такая новая установка, аналогичная, на-
пример, ‘американской станции «Твин
Бренч», работающей на’ давлении около
160 атмосфер при 500° С, позволит про-
верить расчеты уже в промышленном ма-
сштабе, ибо проверка вопровов экономич-
ности в мелких лабораторных установках
неосуществима.

Рекордной по экономичности была до
сих пор американская  ставция «Порт-
Вашингтон», дающая термический коэфи-
циент полезного действия в эксплоатации
до 33,5 процента, в расчете на полезно
отданную в сеть энергию. С 1941 года.
этот рекорд перешел к вышеупомянутой
электростанции «Твин Бренч», показав-
шей экономичность в 35 процентов. По
нашим подочетам, проектируемая нами
установка на 250 атмосфер будет иметь
экономичность около 39 процентов, т,-е.
заметно перекроет теперешний ‘амери-
канекий рекорд.

При благоприятных* результатах рабо-

‚ты станции на 250 атмосфер, в чем, ме-

жду прочим, у меня нет никаких сомне-
нии, мы сможем в следующую пятилет-
ку, т.-е. примерно с 1951 года, уже вне=

дрять сверхвысокое давление, пара, вото- 27

ров обеспечит дополнительную экономию.
топлива еще на 10—12 процентов, Ha-
роднохозяйственное значение такой эко-.
номии топлива невозможно переоценить,

‚ Интереено отметить, что при сверхвы-
соких давлениях выше 200 атмосфер
барабанные котлы любой системы уже
неприменимы, и единственным возмож-
ным типом котла для всей области сверх-
высоких давлений оказывается лишь
прямоточный котел, не имеющий никако-
го ограничения по давлению. Это обетоя-
тельетво лишний раз подчеркивает зна-
чение прямоточных котлов как наиболее
прогрессивного типа парового котла и
необходимость их дальнейлтего внима-
тельного изучения и усовершенствова-

ния,
Проф. Л. РАМЗИН,

лауреат Сталинской премии.

Побела ростов

forza на редные шахты после изгна-
ния немцев возвратились горняки KOM-

бината  «Ростовуголь». они увидели
страшную картину разрушения. Немцы
взорвали, затопили все, шахты. Многим

казалось, что навоегда уничтожено то,
что создавалось десятилетиями. Не про-
шло, однако, и трех лет, и вот горняки
комбината не только подняли шахты из
руин, но и достигли довоенного уровня
угледобычи. Победа эта далась. нелегко.

Партия и правительство окружили
вниманием возрождающийся Донбасс, но
в условиях войны полностью удовлетво-
рить нужды ‘чахт было трудно. Много
творческой инициативы и предприимчи-
вости нужно было проявить  шахтерам
для того, чтобы на месте изыскиваль не-
обходимые материальные ресурсы. Соб-
ственными силами горняки реставрирова-
ли под’емные машины, в шахтных мас-
терских изготовлялась сложная  пуско-
регулирующая аппаратура, из залоплен-
ных шахт извлекались и восстанавлива-
лись механизмы.

Большую помощь горнякам оказали
трудящиеся освобожденного Дона. Едва
становившиеся на ноги заводы и фабри-
ки Ростова, Таганрога и других горо-
дов области’ делились с шахтерами 060-
рудованием.

0 том, как много труда, сил, изобре-
тательности вложили ростовекие горня-
ки в дело возрождения угольной промыш-
ленности, можно судить по примеру
восстановления одной. из крупнейших в
стране шахт — «Западно-Капитальная».
Эта шахта была полностью разрушена и
затоплена водой. Откачка воды обычным
методом требовала очень много времени,
и тогда инженер-новатор т. Тугаев раз-
работал новый метод откачки воды с под-
весных люлек. Это помогло намного
раньше срока откачать из шахт более
трех миллионов кубометров воды, (Ме-
тод инженера Тугаева широко исполь-
зован на других шахтах). Ряд рацио-
натизаторских мероприятий помог сокра-
тить сроки восстановления горных вы-
работок. В итоге шахта «Западно-Калеи-
тальная» была принята государственной

СКИХ.

П. АЛЕКСАНДРЮК,

секретарь Ростовского обкома ВКП(б)
oo

комнесией на два месяца раньше срока.
Блестяще оправдат себя технический
риск, на который пошли восетановители
другой крупной в Донбассе шахты—име-
ни Артема. Здесь не удавалось обычным
способом закрепить главный ствол, шей-
ка воторого оыла полностью разрушена.
Но проекту инженера т. Новикова при
восстановлении ствола было применено
специальное подвесное тюбинговое креп-
ление.

При возрождении предприятий уголь-
ной промышленности много было сдела-
Но, чтобы внести усовершенствования,
устранить недостатки первоначального
строительства, учесть все новое, что до-
етигнуто техникой за последние годы.
Эти. мероприятия создали дополнительные
резервы повышения мощности шахт,
улучшения качества угля. Реконструк-
тивные работы в процессе восстановле-
ния старых Богураевеких и многих дру-
гих шахт в значительной мере обуслови-
ли возможность превзойти ими довоенный
уровень угледобычи,

Так напряженным трудом горняков-вос-
становителей за два с половиной года
одна, за другой в строй действующих воз-
вращены тридцать три из тридцати че-
тырех основных шахт комбината <Рос-
товуголь».

Экснлоатационники работали не. хуже
восстановителей. Рост угледобычи шел
непрерывно. В ноябрю нынешнего года
суточная добыча выроела против янзаря
на 50 процентов. Инициаторы Всееоюзно-
го соревнования угольщиков сдержали
слово и в ноябре достигли ‹ довоенного
уровня добычи. Шахты имени Кирова,
имени Максима Горького, Горняцкая-13
и многие другие оставили довоенный
уровень далеко позади. Тресты  «Богу-
раезутоль», «Гундоровуголь» дают  сей-

час предприятиям металлургии кокеую--

шахтеров

щихся углей в несколько раз’ больше, чем
ДО ВОЙНЫ.

Успех горняков комбината  «Ростов-
уголь» в первую очередь определили та-
кие факторы, как создание достаточной
линии забоя, полное использование ee,
механизация процессов добычи угля,
рост квалифицированных кадров шахте-
ров. По сравнению- с прошлым годом
фрэзят горных работ сейчас расширен в
два с лишним раза. у

Пример треста. «Богураевуголь» ха-
рахтерен для илаюстрации того. какой
эффект дает полное использование су-
щезтвующей линии забоя. В первый год
после освобождения действующая  ли-
ния забоя на «Богураевугле» по отноше-
нию к довоенной составляла 83 процен-
fa, a добыча угля в сравнении с довоен-
ным уровнем — 103,3 процента. Сейчас
действующая линия забоя здесь в пол-
тора раза больше, чем в 1940 году, а по
углелобыче богураевцы превысили. дово-
енный уровень в 2,5 раза. Забота о заз-
траинем дне шахт становитея непрелож-
ным законом для большинства руководи-
телей. В сравнении с 1940 годом средне-
месячное прохождение основных  подго-
товительных работ увеличилось на три
тысячи метров. Трест «Богураевуголь»
в октябре нынешнего года достиг 338
процентов довоенного плана  прохожде-
ния подготовительных работ.

В довоенные годы шахты «Ростовугля»
считались наиболее механизированными
в Донбассе. Естественно, что для дости-
жения довоенного уровня добычи нуж-
но было вновь насытить шахты Heod-
ходимым количеством механизмов. В
мастерских, на местном рудоремонтном
заводе, часто в неприспособленных поме-
щениях, реставрировались, собирались,
ремонтировались старые механизмы,
Большую помощь оказало государство. В
начале 1944 года в комбинате насчиты=
валось всего 48 врубовых машин. Сей-
час их — 233. За тот же срок коли-
чество электровозов выросло с 17 до 94,
конвейерных приводов — с 51 до 271.
Механизированная выемка угля на шах-
тах комбината составляет сейчас 93 про-

цента. На шахтах крупнейших трестов
«Шахтантрацит» и «Несветайантрацит»
вызмка угля механизирована полностью.
Довоенных показателей достиг комбинат
по механизации откатки.

Пожалуй, наиболее важным итогом ра-
боты комбината являетея рост фа
цированных кадров горняков. Подготов-
ка их началась с первых же дней вос-
становления, Она ведется в широких мас-
штабах и сейчас. За последние десять
месяцев на курсах машинистов врубовых
‘машин и электровозов, а также других
прафессий, связанных © ‘механизацией,
обучалось и обучаетея 3.500 человек.
Индивидуально-бригадным обучением в
течение десяти месяцев охвачено около
15 тысяч вчерашних колхозников, дому-
хозяек, Подростков, демобилизованных
воинов. Многие из них успели оталь
знатными горняками. Семнадцатилегний
стахановец шахты имени  «Комесомоль-
ской правды» Анатолий Сизов занял од-
но из первых мест в соревновании ма-
шинистов врубовых машин треста
«Шахтантрацит».

0 восстановлении шахт, под’еме добы-
чи угля заботятся все, кто живет в гор-
няцких поселках. Немалую роль в этом
играют депутаты, активисты Советов.
На шахте имени Кирова треста «Несвз-
тайантрацит» женщины— депутаты мест-
Horo Совета организовали из домохозяек
бригаду откатчиц, силами  обществен-
ности благоуетооили поселок. Большую
организаторекую работу по воестановле-
нию родной шахты и под’ему угледобы-
чи проделала депутат’ и член исполкома
Шахтинекого горсовета. машинист шахты
«Красненькая» тов. Крюкова. Депутат
того же горсовета потомственный шахтэр
тов. Гревцов обучил десятки молодых
горняков. Он является вожаком соревно-
вания врубмашинистов.

Шахты, участки, бригады борются за
первенотво. в’ соревнозании, Тысячи шах-
теров являются участниками областного
соревнования по профессиям. Ряды пе-
редовиков растут изо дня в день. На
шахтах комбината работает сейчас более
тысячи мастеров угля, около 12 тысяч
стахановцев, среди которых немало та-
ких, как богураевекий забойщик Ива-
новекий, выработывающий в смену по

шести норм, старый навалоотбойщик Але-
ксей Устинович Елютин, который выпол-
няет воеемь норм за смену, как врубма-
шияист Крюков, еще в июне выполниз-
ший свой годовой план.

Замечательное патриотическое движе-
ние развернулось среди горняков треста
«Шахтантрацит». Здесь, на шахтах, по
инициативе победителей соревнования,
были открыты лицевые счета врубмаши-
нистов, зарубщиков, навалоотбойщиков.
В счета записывалось количество тонн
угля, добытого ими сверх плана в ony
победы. Городская партийная организа-
ция возглавила это движение, ставшее
векоре популярным,. массовым. Свои ли-
цевые счета сверхплановой добычи ` 0т-
крыли 95° врубмашиниетов, более 600
навалоотбойщиков. С первого августа

прошлого года по День Победы владель-
цы лицевых счетов сверх нормы заруби-
ли 144 тысячи квадратных метров уголь-
ных пластов, выгрузили из лав около
140 эшелонов антрацита. После modern
советского народа над немецкими захват-
чиками шахтинские горняки открыли но-
вые счета сверхилановой добычи в фоах
дальнейшего усиления  военно-экономи-
чесхого могущества советской державы.

Дать стране больше угля! — это цель
не телько горняков. Как и в первона-
чальный период восстановления, города
и станицы Дона оказывают шахтам
большую помощь. Тысячи колхозников,
городское население взялись За горняц-
кий труд. Все крупные города области
шефетвуют над угольными  трестами.
Шефство возглавили городские комигегы
ВЕН(5), гориеполкомы. Помощь  ropo-
дов довольно существенна. Таганрожцы,
например, направили подшефным шахтам
несколько вагонов металла, 200’тэнн
прокатных труб, 9 тысяч мелких инстру=
ментов. Из Ростова, Новочеркасска, Ка-
менска подшефные шахты получили мпо-
жество самых разнообразных предметов
оборудования. Шефы помогают = maxtan
улучшить бытовое обслуживание горня-
ков. Предприятия и артели Новочеркле-
ска помогли организовать образцовые хо-
лостяцкие общежития на шахтах треста
«Гуковуголь», ростовский завед «Эмаль-
посуда» направил шахтинским горнякам

четыре вагона посуды. Десятки тысяч
комплектов спецодежды, платья, белья
для шахтеров изготовлены на швейных

предприятиях Ростовской области.

Воллективы всех шахт борются сейчае
за досрочное выполнение годового плана
угледобычи. Горняки шахты № 3/35 тре-
ета «Несветайантрацит», a  велед за
ними еще двадцати четырех шахт уже
дают стране тысячи тонн антрацита и
кокоующихея углей сверх годового пла-
на. На многих шахтах горняки становят-
ся ва стахановекие вахты в честь пред-
стоящих выборов в Верховный Coser
СССР. В последние дни среди горняков
широко развернулось. соревнование за
право подписать рапорт товарищу
Сталину об освоении комбинатом довоен-
ного уровня добычи топлива.

Чтобы неё остановиться Ha достигиу-
TOM ив короткий срок перекрыть довоен-
ный - уровень угледобычи, руководителям

комбината, трестов, шахт, средним п
младшим командирам угольного  произ-
водотва предстоит разрешить серьезные
задачи. Надо прежде всего закрепить

постоянные кадры, помочь молодым шах-
зерам лучше и быстрее овладеть профес-
сиями, привить им любовь к шахте, к
горняцкому труду. Создание лучших бы-
товых и производственных условий дол-
жно явиться одним из чанболее дейст
венных методов борьбы с текучестью ра-
бочей силы.

Дальнейший под’ем добычи требует
серьезного внимания к увеличению длины
лав, соблюдения режима работы лав,
лучшего использования механизмов, ‘бес-
пощадной борьбы с авариями. Надо ор-
ганизовать труд в шахтах так, чтобы
производительность рабочих ведущих
нрофессий была выше довоенной.

Донбасс, его рабочие, инженеры, тех-
ники повседневко ощущают исключитель-
ное внимание и помощь нашей партии,
правительства, лично товарища Сталина.
Вся страна помогает всесоюзной коче-
гарке. Горняки в ответ на помощь и вни-
мание дадут еще больше угля и этим по-
могут скорее залечить раны, нанесенные
войной, и оккупацией, укрепить военно-
экономическую мощь своей социалисти-
ческой родины.