ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

—.—

Пронесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге.

Вечернее заседание 10 декабря

НЮРНБЕРГ, 10 декабря. (ТАСС). Сего-
дня на вечернем заседании Трибунала впер-
зые появился обвиняемый Кальтенбруннер,
который до сих пор не присутствовал ‘на
судебных заседаниях ввиду кровоизлияния
в мозг (как об этом сообщалось ранее).
Председатель Трибунала торд Лоуренс, co-
общив о том, что Кальтенбруннер явился
сегодня на заседание Трибунала, заявил,
что, согласно уставу Трибунала, обвиняе-
мый Кальтенбруннер должен ответить на
вопрос, признает ли он себя виновным.
Кальтенбруннер отвечает, что он считает
себя невиновным. Кальтенбруннер садится
между Кейтелем и Розенбергом на первой
скамье подсудимых.

Затем председатель Трибунала предо-
ставляет слово представителю американ-
ского обвинения Олдермену, который про-
должает приводить документальные MoKa-
зательства, относящиеся к нападению Гер-
мании на СССР. Олдермен цитирует мемо-
фандум генерала Томаса от 20 июня 1941
года, в котором последний излагает новую
точку зрения Гитлера по вопросу об эконо-
мическом положении Германии. Генерал То-
мас пишет:

«Нижеследующее является новой точкой
зрения фюрера, которую мне раз’яснил ми-
нистр Тодт и которую позднее подтвердил
фельдмаршал Кейтель, Ход войны показал,
что мы зашли слишком лалеко в наших
стремлениях к автаркии. Невозможно пы-
таться произвести синтетическим путем или
каким-либо другим способом всякую вещь,
которой нам нехватает. Например, невоз-
можно развить произволство горючего в та-
кой степени, чтобы мы полностью стали не-
зависимыми’ в этой области. Все эти устре-
мления к автаркии требуют такого огромно-
го применения рабочей силы, что мы про-
сто не в состоянии изыскать ее. Необходи-
мо найти другой путь. То, чего не имеют, но
в чем нуждаются, обычно завоевывают.
елью должно стать обеспечение за собой
всех территорий, которые имеют специаль-
ное значение для военной экономики. Уже
в то время, когда был выработан четырех-
летний план, я заявил совершенно ясно, что
полная автаркия для нас невозможна, по-
скольку потребность в рабочей силе являет-
ся чрезмерно большой».

«Таким образом, заявляет Олдермен,—
цели германской агрессии против Советско-
то Союза были совершенно ясны. На этом
я заканчиваю приведение доказательств
преднамеренности германской агрессии про-
тив СССР. Другие представители обвине-
ния покажут, как немецкие фашисты вели
войну в этой стране. Никогда еще в исто-
рии всех времен не было такого примера,
чтобы неспровоцированная агрессия сопро-
зождалась такими варварскими методами
ведения войны. Страдания, перенесенные
советским народом, безграничны. Наказание
этих подсудимых должно соответствовать
тяжести их вины».

‚ Далее Олдермен переходит к анализу на-
падения Германии на США. Обвинитель го-
ворит, что агрессивные намерения. держав
оси возникли еще в то время, когда между
ними был заключен так называемый анти-
коминтерновский пакт,—25 ноября 1936 ro-
да. Обвинитель приобщает этот документ в
качестве доказательства к протоколам Три-
бунала. Он ссылается также на протокол о
присоединении Италии к германо-японско-
му антикоминтерновскому пакту, подписан-
вый 6 ноября 1937 года. 27 сентября 1940
года между Германией, Италией и Японией
был подписан тройственный пакт, согласно
которому Япония признавала руководящую
роль Германии и Италии в установлении
так называемого нового порядка в Европе,
тогда как Германия и Италия признали ру-
ководящую роль Японии в установлении но-
вого порядка в Великой Восточной Азии.
Юбвинитель специально подчеркивает тот
факт, что в заключении всех этих догово-
ров активное участие принимал подсуди-
мый Риббентроп. Все эти пакты носят явно
агрессивный характер. Сославшись на за-
явление государственного секретаря США
Корделла Хэлла от 27 сенгября 1940 года,
в котором он сказал, что правительство
Соединенных Штатов принимает во внима-
ние заключение этого пакта с целью опре-
деления своей внешней политики, обвини-
тель Олдермен доказывает, что фактиче-
ское сотрудничество в области агрессии ме-
жду Германией и Японией началось гораздо
раньше заключения этого пакта.

Далее обзинитель обращается к перего-
ворам обвиняемого Риббентропа с японским
поелом генералом Осима 23 февраля 1941
года. Документ представляет собой запись
этой беседы, подписанную Риббентропом.
Содержание этой беселы доказывает, что
руководители гитлеровской Германии не
жалели усилий, чтобы побудить Японию к
агрессии на Дальнем Востоке.

Во время этой беседы Риббентроп. за-
явал: — .

«Посол. Осима убедился в правильности
той политики, которую он проводил в от-
ношении Германии, несмотря на наличие
многих сомневающихся в Японии. Взиду
победы Германии на западе эта политика
полностью оправдывается. Он, Риббентроп,
сожалеет, что союз между Германией а
 Японией, во имя которого они вместе рабо-
тали столько лет, был заключен с некого-
рой оттяжкой времени, однако обществен-
ное мнение Японии тогда не созрело для
этого. Главное, однако, заключается в том,
что мы теперь вместе. Фюрер разобьет
Англию на всех фронтах. Наши силы не
только равны, но мы даже превосходим
об’единённые английско-американские воз-
душные силы. Число лётчиков, находящих-
ся в нашем распоряжении, неограниченно. То
же самое относится к производственным
возможностям нашей авиационной  про-
мынгленности. Что касается качества, то
мы всегда превосходили англичан, не гово-
ря уже об американцах. По приказу фюте-
ра противовоздутная оборона расширяется.
Поскольку армия снабжена значительно
выше своих потрабностей и накоплены
огромные резеовы (заводы по производству
амуниции даже вынуждены были снизить
темпы своей работы ввиду того, что на
складах накопились огромные запасы), то
теперь наши усилия концентрируются в

области произзодства подводных Лодок,
‘самолётов и зенитных орудий.
-Вее возможности были прелусмотрены.

Война нами уже выиграна в военном, эко-
номическом и политическом смысле. Мы
хотим лишь закончить войну. как можно
быстрее и принудить Англию запросить
мира. Фюрер бодр и вполне здороз, он
убежден в победе и полон решимости. до-
вести зойну до быстрого и победного кон*
а. Для осуществления этой цели сотрулни-
чество с Японией имеет важное значение.
Япония в своих собственных интересах дол-
жна выступить как можно скорее. Ее вы-
ступление призедет к полному разрушению
ключевых позиций Англии на Дальнем

обеспечит собственные позиции на Дальнем
Востоке, при чем она может захватить эти
позищии только путем войны».

Далее Риббентроп, согласно той же з3-
писи, заявил японскому послу; «Япония
имеет возможность глубоко проникнуть в
‘сферу английских интересов в Китае. Гер-
манская победа на континенте имеет огром-
ное преимущество для Японии. Франция
полностью устранена на Дальнем Востоке.
Англия значительно ослаблена, и Япония
имеет возможность приблизиться к Синга-
пуру. Германия уже внесла огромный вклад
в дело обеспечения будущей судьбы обеих
наций. В будущем благодаря нашему гео-
графическому положению мы также долж-
ны будем нести на себе основное бремя за-
ключительной фазы войны... Мы плывем в
олной лодке. Судьба обеих наций определе-
на на столетия вперед. То же самое отно-
сится и к Италии. Интересы трех держав
нигде не сталкиваются. Поражение Герма-
нии будет означать конец япоиской импе-
риалистической идеи».

Далее в процессе этой беседы  Риббен-
троп и Осима обсуждают возможность пре-

крашения дипломатических отношений с
США. «Я должен указать, — заявляет 06-
винитель, — на ловкость аргументов Риб-

бентропа. Сначала он говорит ‘Осиме, что
война уже фактически выиграна Германией,
но будет лучше, если Япония тоже вступит
в войну. Затем он пытается убедить Осима
ссылкой на то, что Япония может опоздать
и что она получит крупные преимущества
для себя, если она своезременно вступит в
войну. В этой связя следует вспомнить ©
циничной фразе Гитлера, который однажды
заявил, что тот, кто хочет кушать, должен
готовить и обед».

Военная гитлеровская клика также была
замешана в активной подготовке войны про-
тив США. 5 марта 1941 года штаб верхов-
ного командования германских вооруженных
сил издал директиву № 24, в которой гово-
рится: «Фюрер издал следующий приказ о
сотрудничестве с Японией: Первое. Целью
сотрудничества, основанного на тройствен-
ном пакте, является по возможности быст-
рое привлечение Японии к активным шагам
на Дальнем Востоке. В таком случае мощ-
ные английские силы будут связаны там, и
центр. тяжести интересоз США в ходе воен-
ных’событий будет перенесен Ha Тихий
океан. Чем скорее Япония вмешается, тем
лучшими будут перспективы ее успеха BBH-
ду неподготовленности к войне ее против-
ников, Операции по «плану Барбаросса»
создадут для нее благоприятные политиче-
ские и военные предпосылки. Второе. В це-
лях подготовки этого сотрудничества необ-
ходимо всеми силами помочь Японии укре-
пить ее военный потенциал».

Далее эта директива предусматривает
конкретные стороны военного сотрудничест-
ва между Японией и Германией. Директива
предусматривает поставки каучука Герма-
нии даже в случае. вступления Японии В
войну, поскольку «эти поставки имеют жиз-
ненное значение для Германии». «Захват
Сингапура, как ключевой позиции Британии
на Дальнем Востоке, будет означать решаю-
щий успех в ходе всей войны», — говорит-
ся в этой директиве.

18 марта 1941 года Гитлер принял Редера
в присутствии Кейтеля, Иодля, Путткамера.
Во время этой беседы Редер заявил, что
Япония готовится к захвату Сингапура, но,
по заявлению всех японских офицеров. она
проведет эту операцию только в! том случае,
если Германия начнет высадку. в Англии.
Поэтому Германия должна употребить все
усилия. чтобы побудить ` Японию! действо-
вать немедленно, 99 марта 1941 года в Бер-
лин приехал японский министр иностранных
дел Мацуока. Он имел беседу в германским
министром иностранных дел Ризбентропом,
убеждавиим Японию вступить в войну про-
тив Англии. \ :

5 апреля 1941 года состоялась новая бе-
седа Риббентропа < Мацуока, в которой
Риббентроп снова убеждал Мацуока в, не-
обхолимости торопиться с выступлением.
24 maa 1941 года терманский военный
атташе в Токио доносил, что японцы нача-
ли подготовку к захвату Сингапура и Ма-
нилы. ;

Между прочим, обвинитель процитировал
следующее место из речи Геринга, произ-
несенной 8 июля 1938 года перед герман-.
скими авиационными промышленниками: «Я
до сих пор не имею самолетов, которые мог-
ли бы взять на борт пятитонную бомбу,
долететь до Ньыюо-Иорка и возвратиться
обратно. Я был бы чрезвычайно счастлив,
если бы я имел такой бомбардировщик,
чтобы A мог однажды заткнуть глотку
хвастливым людям по ту сторону океана».
Обвинитель приобщает этот документ. к
протоколам суда, как изобличающий Ге-
ринга в планировании агрессии против Сое-
диненных Штатов:

14 июля 1941 года
приказ, адресованный военно-морскому
штабу, в котором дал следующие дирек-
тивы: «Первое. Наше военное господство в
Европе после поражения России прело-
ставит нам возможность в ближайшем бу-
дущем значительно сократить армию. В то
же время бронетанковые соединения долж-
ны значительно увеличиться. Морские во-
оружения должны быть рассчитаны исходя
из планов ведения войны против Англий,
а также, в зависимости от обстановки,
против Америки. Главные усилия в об-
ласти вооружений должны быть направле-
ны в сторону сильнейшего увеличения
мощи авиации».

Подстрекательство Германии сыграло круп-
ную роль в деле нападения Ялонии на
США. 7 декабря 1941 года японский флот
коварно, без всякого предупреждения ата-
ковал американский флот в Пирл-Харбор.
11 декабря 1941 года Риббентроп послал
поверенному в делах США в Берлине ноту,
в которой он привёл лживые мотивы для
оправдания об’явления Германией войны
Соединённым Штатам. Японское нападение
вызвало большой восторг. как у герман-
ских руководителей, так и у итальянских.
Обвинитель цитирует дневник бывшего
итальянского министра иностранных дел
Чиако. В дневнике Чиано в записи от 3 де-
кабря 1941 года говорится: «Сенсациснный
шаг японцев. Посол просил аудиенции У
дуче и прочёл ему длинное заявление по
поводу пезегозоров с Америкой, которые
прашли к мёртвой точке. Затем, ссылаясь
на тройственный пакт, он просил, чтобы
Италия немедленно об’явила войну Амери-
ке после того, как начнутся военные дей-
ствия на Дальнем Востоке, и предложил
‚подписать, договор о незаключении сёнарат+
ного мира. Дуче дал свои заверения, резер-
вировав, однако, за собой право предвари’
тельно посоветоваться с Берлином, прежде
чем дать окончательный ответ. Дуче был
весьма доволен и заявил; «Мы теперь на-
ходимся на пороге межконгинентальноЯ
войны, которую я предсказывал уже в сен-

Гитлер подписал

ком случае, это означает, что Рузвельт
имел успех в своих маневрах. Поскольку он
не мог лобиться вступления Америки в вой-
ну непосредственно, он теперь вступает в
эту войну, будучи атакованным японцами.
Это означает далее, что перспективы мира
отодзвигаются ещё дальше. Кто выдержит
такую длительную войну? Берлинский от-
вет носколько задерживается, потому что
Гитлер уехал на южный фронт повидать
генерала Клейста, армии которого продол-
жают отступать ввиду неожиданного насту-
пления Созетов».

В записи от 5 декабря дневника Чиано
гозорится: «Мой сон ночью был прерзан
благодаря бестактной настойчивости Риб-
бечтропа. После того, как он откладывал
свой ответ два дня, он не мог подождать ни
одной минуты и в 3 часа утра послал ко
мне Маккензена, чтобы передать планы
тройственного соглашения в связи с всту-

плением японцев в войну и о том, чтобы не
заключать сепаратного мира».

В записи дневника Чиано от 8 декабря
говорится: «Ночью позвонил Риббентрол,
Он чрезвычайно доволен японской атакой
на Америку. Он так счастлив, что я также
радуюсь вместе с ним, хотя я с00см не
уверен в преимуществах этого шага, Одна-
ко несомненно: Америка вступает в КоН-
фласт, и этот конфликт будет продолжаться
так долго, что она будет в состоянии пол-
ностью реализовать её военный потенциал.
Утром я сообщил об этом королю, котерый
очень рад событию. Он закончил беседу с
мной, сказав, что я, возможно, прав в олен-
ке некоторых перспектив. Муссолини был
счастлив. Лолгое время’ он мечтал об окон-
чательном выяснении отношений между
Америкой и державами оси».

На этом вечернее заседание заканчи-
вается.

Утреннее заседание 11 декабря

НЮРНБЕРГ, 11 декабря. (ТАСС). После
открытия утреннего заседания Трибунала
представитель обвинения заявляет, что об-
винители намерены пред’явить сегодня в ка-
честве доказательства документальные
фильмы, заснятые официальными гитлеров-
скими фотографами. Весь этот кинодокумент
называется «Нацистский план». Он распа-
дается на ‘четыре части. Первая часть пос-
вящена под’ему гитлеровской партии и ох-
ватывает период 1921—1933 гг. Вторая часть
показывает полный захват гитлеровцами
власти над Германией (1933—1935 гг.).
Третья часть посвящена подготовке к агрес-
сивным войнам (1936—1939 гг.). Четвертая
часть показывает агрессивные войны (1939—
1944 гг.).

Документальный фильм открывается по-
казом подсудимого Розенберга, который рас-
сказывает о первых шагах гитлеровской
партии и ее деятельности в период от 1921
до 1929 г. Его рассказ. иллюстрируется сце-
нами из кинохроники. Перед глазами зри-
теля проходят первые фашистские парады,
весьма похожие на сборища пьяных обэр-
ванцев, жалкая капитуляция фашистов пе-
ред полицейской палкой после знаменитого
пивного путча и ‘первый с’езд гитлеровской
партии в Нюрнберге, на котором широким
планом поданы подсудимые Гесс, Штрей-
хер, Ширах и Геринг. Этот «исторический
0бзор» заканчивается вторым появлением
Розенберга, произносящего несколько фраз
о приходе Гитлера к власти.

Затем снова показывается факельное ше-
ствие гитлеровцев по улицам Берлина, при-
бытие Гитлера в имперскую канцелярию и
его появление вместе с Гинденбургом в окне
канцелярии. Другие кадры показывают гос-
подство гитлеровцев после их прихода к
власти. День выборов в рейхстаг в Баварии
и в Берлине, зафиксировакный на пленку,
более напоминает картину города, захвачен-
ного ‘противником, нежели свободные. выбо-
ры: улины патрулируются’ ‘вооруженными
фашистами, у домов професюзов и‘ помеще-
ний политических партий выставлены отря-
ды вооруженных штурмовиков с ручными и
станкозыми. пулеметами.

Вторая часть фильма начинается показом
антисемитских погромов и бойкота, органи-
зованных гитлеровцами. Фашисты пикети-
руют еврейские лавчонки, не пропуская в
них покупателей, рисуют на дверях и окнах
еврейских магазинов ‘огромные плакаты с
изображением черепа и скрещенных костей,
встречают и провожают руганью людей, ко-
торыз все-таки  осмеливаются заглянуть в
эти магазины. Следующая сцена: изобража-
ет этих погромщиков ночью при освещении
факелов. Они жгут книги «неарийских пи-
сателей» и ганцуют вокруг огромных кост-
ров. Бесноватый Геббельс произносит речь,
призывая немецкую молодежь не. останав-
ливаться ни перед чем для достижения це-
ли; указанной гитлеровцами. ‘Толпа поет:
«Немцы; к оружию!»

В другой картине немцы уже получают
это. ‘оружие. Члены ‘гитлеровского прави-
тельства, включая подсудимых Геринга,
Папена и Нейрата, «благословляют» новый
колоссальный самолет. В последующих
сценах показывается, как немцы все больше
и больше обзаводятся оружием. Под апло-
дисменты членов «рейхстага» Гитлер заяв-.
ляет, что Германия намерена приостановить
свое «разоружение».

На экране появляются не только ору-
жне, но и будущие солдаты. Перед зрите-
лем маршируют солдатским шагом тысячи
молодых немцев. Вместо ружей на их пле-
чах пока еще сверкают лопаты. Но они
производят с этими лопатами такие упраж-
нения, которые показывают, что они умеют
обращаться и с винтовками. Вторая часть
документа заканчивается демонстрацией
шесгого с’езда гитлеровской паргии в
Нюрнберге. Перед зрителем проходят не
только. фашистские политические громилы,
вроде Гитлера, Гесса, Штрейхера и Бор-
мана, но и представители военной касты —
Редер н другие представители генерали-
тета. На улицах Нюрнберга вслед за
штурмовиками и охранниками, возглавляе-
MLIMH Гиммлером, маршируют солдаты
рейхсвера, во главе которых прусским
шагом идут генералы. На экране — беско-
нечные митинги, крикливые речи, барабан-
ный бой и маршировка. Хорошо вымуштро-
ванное стадо гитлеровцев дружно орет
«хайль», вскидывает руки и марширует.

В третьей части документа, посвященной
подготовке к агрессивным войнам, показа-
но, какими средствами гитлеровцы обраба-
тывали немецкое общественное мнение.
Подсудимый Ширах играл ведущую роль в
деле подготовки будущего пушечного мяса.
Перед зрителем проходят сцены многочис-
ленных сборищ и манифестаций фашист-
ской молодежи, шагающей военным строем.
выкрикивающей военные лозунги и при-
зывающей к захватам чужих территорий.
Ширах требует от молодежи действовать
так, как учит Гитлер в библии гитлеровцев
«Мейн кампф». Тысячи молодых гитлеров-
цев отвечают ему песней: «Сегодня нам
принадлежит Германия, а’ завтра — весь
мир». Для захвата этого мира гитлеровцы
начинают бешено вооружаться. На экране
появляются эскадрильи самолетов, тачки,
вобнные корабли. А вот и сам «фюрер». Он
инспектирует отряды гитлеровской моло-
дежи, занимающейся военной тренировкой.
Показано, как Гитлер произносит речь о
введении всеобщей воинской повинности.

На экране снова очередной с’езд. гитла-
ровской партии в Нюрнберге. Гитлер тре-
бует присоединения к Германии литовского
города Мемель. За ним поднимается жир-

Вене в сопровождении подсудимого Кей-

ские законы. Гесс, Нейрат, Фрик и другие
бешено аплодируют в знак одобрения.

Экран снова переносит зрителей на огром-
ное поле парадов около’ Нюрнберга, где
Гитлер и подсудимый Ширах инспекти-
руют многие тысячи молодых гитлеровцев.
С’езд, как обычно, завершается парадом,
которому Ha этот раз предшествуют, ма-
невры германской армии с танками, само-
летами, артиллерией и т. д,

Перед глазами зрителей появляется пер-
вый гитлеровский союзник ‘из-за рубежа —
это премьер Венгрин Гембеш. Он ведет
дружескую беседу с Шахтом. Подготовка к
агрессии завершается первым агрессивным
актом — отряды рейхсвера оккупируют
Рейнскую демилитаризованную зону.

В следующей сцене перед зрителями
появляются Нейрат, Фрик, Гессе, кото-
рые горячо одобряют гитлеровскую внеш-
нюю политику. За этим следуют оче-
редной с’езд гитлеровской партии с неиз-
менными речами, барабанным боем, марши-
ровкой и маневрами, очередная речь Гит-
пера о немецких вооружениях и первий
акт агрессии — вступление немецких войск
в Австрию, причем Гитлер появляется в

теля.

На экране — заседание рейхстага. Гит-
лер докладывает о захвате ‘Австрии. Ppuk,
Функ, Заукель, Риббентроп, Гесс и Зейсс-
Инкварт одобрительно аплодируют. За-,
тем следует новый кадр: речь Гитлера в
Спортпаласе. Он требует присоединить су-
детские земли Чехословакии к Германии.
Гитлер угрожает применить оружие. Но до
этого дело не дошло, На экране появляют-
ся Муссолини, Чемберлен, Даладье и Гит-
лер в сопровождении Геринга, Риббентропа
и других. Подписывается Мюнхенское со-
глашение. Геринг, вспотевший, видимо, под
тяжестью своих многочисленных орденов
и медалей, смеется и довольно  потирает
руки, словно после удачнейшей сделки или
хорошего выигрыша. Дальше — вступление
германских войск на территорию Uexo-
словакии.

И снова на экране — истеричный Гитлер

перед фашистским рейхстагом. Оз’ об’явля-
ет, что в случае войны еврейское население
Европы будет уничтожено. Среди «депута-
тов» рейхстага виден подсудимый Шпеер,
одобрительно аплодирующий.
‚ На-экране показывается появление Ha
улицах Берлина гитлеровского легиона,
воевавшего в Испании на стороне Франко.
Гитлер инспектирует немецкие фортифика-
ции на западной границе. Чиано приезжз-
ет в Берлин, чтобы подписать пакт о. соз-
даняи фашистской оси. За  липломатами
шествуют Геринг, Редер и Кейтель. В им-
перской канцелярии Гитлера ‘подписывает
ся пакт двух фашистских заговорщиков
против европейского мира. Этим кончается
третья часть фильма.

После перерыва продолжается демонстра-
ция документального фильма. Представи-
тель обвинения еще раз напоминает Трибу-
налу, что фильм-документ составлен на
основе официальной кинохроники, заснятой
гитлеровскими кинооператорами. Последняя
часть картины — агрессивные войны 1939
1944 гг. Гитлеровские заговорщики
приступили к ‚осуществлению своей про-
граммы в отношении Данцига. Они вторг-
лись на улицы этого города, и танки в упор
стреляют из орудий в жилые дома, расстре-
ливают сопротивляющихся. Город в огне.

1 сентября 1939 года. По приказу гит-
леровских заговорщиков танки с©метают
пограничные столбы и барьеры, за ними
границу пересекают мотомеханизированные
части, артиллерия и пехота. Над Поль-
шей — самолеты с фашистской свастикой.
В конце польской кампании райхс-маршал
Геринг бахвалится успехами гитлеровской
авиации.

1940 год. На экране — действия гитле-
ровекой военной машины в Норвегии и Да-
ник. Немецкие самолеты над Копенгагеном.
Фашистские стервятники бомбят Норвегию.
Они захватили Осло. Гитлеровские банды
маршируют пе улицам норвежской столицы.

Наступает очередь Голлапдии и Бельгии.
Снова воздушный десант, параппотисты,
бомбардировщики над мирными ‘городами,
пылающие кварталы Роттердама, женщины
и дети, спасающиеся от бомб и пожароз.

Французское командование подписывает
капитуляцию в Компьенском лесу. Гитлер
Паясничает перед киноаппаратом, выражая
свой восторг. На экране перелистывается
еще одна страница истории. Риббентроп,
Чиано и японский посол подписывают в
нозой имперской канцелярии тройственное
соглашение. Отныне они собираются вво-
дить «новый порядок» в Европе и в Азии.

Приходит срок осуществления планов
гитлеровских заговорщиков в отношении
Балкан. Болгарский премьер-министр пре®-
датель Филов присоединяется к странам
оси. На экране запечатлен момент, когда
Филов, приехавший в Вену, подобостраст-
но кланяется и жмет руку Гитлера.

1941 год. Войска гитлеровских заговор:
щиков ‘напали на Югославию и Грецию:
Германская авиация бомбит безоружные,
беззащитные города и села.

Наступает день 22 июня 1941 года. Гит-
перозские заговорщики двинули свои орды
на Советский Coro3. Гиммлер осматривает
концентрационный лагерь возле Минска,
где тысячи пленных живут в ужасных
условиях.

Фильм заканчивается показом «народного
Суда» над участниками покушения за Гит-
лера в 1944 году. Нет даже и видимости
суда. Это — pacnpasa.

Демонстрация фильма закончена. Пред-
ставитель английского обвинения просит
приобщить продемонстрированный фильм к

СРЕДА,

ПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

—»—»—————

И

12 ДЕКАБРЯ 1945 г. he 299 (8900)

Суд над виновниками войны
в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 11! декабря. {TACC). Ce-
годня. заведание суда по делу воэнных пре:
ступникоз началось слушанием памятной
записки тлазного обзинителя канцлера
юстиции Тарьянне, касавшейся некоторых
фактов мирной инищиативы сэ. стороны
Об’единекных наций. В записке подчеркну-
то то обстоятельство, что президент Рюти,
премьер-министр Рангель, министр  ино-
странных дел Виттинг, Министр обороны
Вальден, а также маршал Маннергейм об-
суждали и отвергли предложения о нача-
ле мирных переговоров.

Большой иктересе на заседании суда
вызвали документы, представленные Coi03-
ной Контрольной Комиссией в Финляндии
созету министров и переданные главному
обзинителю суда. В’зисле переданных ‘До-
кументов имеются: сообщение «от На-
родного комиёсариата иностранных дел»,
опубликованное в советских газетах и по
радио 18 ноября 1941 года; «О советско-
финских отношениях»—сообщение о пресс-
конференции, состоявшейся в Наркоминделе
СССР 22 апреля 1944 года; заявление пра-

Заметки с

10 декабря после двадцаяидвухдневного
перерыва вновь начался процесс над BH-
новниками войны в Финляндии. Предсе-
дательствует Оскар Меллер, заменивший
ушедшего в отставку Неовиуса.

Ровно в десять часов председатель суда
отдает приказание ввести подсудимых. Они
входят вместе со своими защитниками Ч
садятся за длинные столы против членов
суда.

В первом ряду — Рюти и его защитник

рокопе. Во втором — Линкомиес, Рамсай,
Таннер. Сзэди Кукконен, Рейникк, Киви-
мяки; справа — представители печати, сле
ва — члены дипломатического корпуса,
остальная часть помещения занята гостями.

Главный обвинитель — канцлер’ юстиции
Тойво Тарьянне, подтверждая сделанные
ранее заявления, дополняет объинение. Он
подчеркивает, что профессор Кивимяки в.
бытность свою посланником в Берлине не-
однократно делал письменные и устные
заявления, в которых преувеличивал силы
и возможности Германии и настаивал на
необходимости ‘одобрения Финляндией по-
литики Германии. Тарьянне считает, что
Кивимяки содействовал вовлечению Фин-
ляндии в войну в 1941 году против Совет-
ского Союза и во время войны решающим
образом препятствовал достижению мирл.
«Требую также,—говорит обвинитель, —его
присуждения к наказанию за неправильное
использование своего служебного положе-
ния во вред государству».

Кивимяки, до того сидевший спокойно,
вынимает большой блок-нот и торопливо де-
лает какие-то заметки. Еще быстрее взял-
ся за карандаш занжитник, сидящий рядом.

Обвинение передает суду документы.
Секретарь оглашает несколько донесений,
рапортов. олном документе Кивимякч
гозорит о мощи Германии, в другом делает
вывод: ^

—. Немцы победят. Нужно включатьсяв
борьбу.

Даже после поражения, нанесенного нем-
цам под Сталинградом, Кивимяки продэл-
жает прославлять мощь гитлеровской армии,
предлагает актизизировать ход военных
действий, настаивает на усилении блокады
Ленинграда. р

Чем больше оглашается документов,
раскрывающих деятельность Кивчмяки, тем
яснее станозится его роль в политике, про-
водимей финским правительством после
окончания зимней войны,

Пребывание в Сталинграде
конгресса СПТА. т-н

СТАЛИНГРАД, 11 декабря. (ТАСС). В
Сталинград прибыл президент Всеславин-
ского конгресса США г-н Лео Кржицкий—
видный деятель профсоюзного движения в
Америке,

Г-н Кржицкий осмотрел. центральную
часть города, набережную Волги, дом, в

На Всесоюзной строительной
выставке

Открывшаяся на-днях в Москве Всесоюз-
ная строительная выставка Наркомстроя
СССР продолжает привлекать большое кэ-
личество посетителей. Выставка отражает
работу, проделанную в области строитель-
ства в СССР в годы Великой Отечествеч-
ной войны. Вчера выставку посетил посол
Соединенных Штатов Америки в Советском
Союзе г-н Гарриман. Пояснения к экспопа-
там давал заместитель народного комисса-
ра по строительству тов. Бургман.

Осмотр выставки продолжался 3 часа. В
книге отзывов г-н Гарриман оставил запись,
в которой заявляет, что американцы бла-
годарны за творчество, за большие дости-
жения советских строителей во время вой-
ны, сделавшие возможным продолжение
производства военной продукции. Выставка
показывает, какие’ имеются резервы для

вительств Советского Союза, Великобри.
тании и Соединенных Штатов, обращенное
к сателлитам гитлеровской Германии —
Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии,
опубликованное в газете «Празда» 13 мая
1944 г.

После этого суд заслушал речь подсу-
димого, бывшего президента Рюти.

Состоявшиеся 10 и И декабря 4-е и 5
заседания суда по делу винозников войн
проходили и при новом председателе судя
Меллере в такой же мало официальной
обстановке, как и состоявшиеся в середиге
ноября первые три судебных заседания.
Суд по делам виновников войны не придер-
экивается элементарных процессуальных
норм.

В журналистских кругах предполагали,
что после оглашения 10—11 декабря ряда
новых обринительных материалов против
Таннера и Кивимяки суд вынесет вновь ре
шение об аресте по крайней мере хотя бу
этих двух нолбодее крупчых BHHOBHUKOS
войны. Однако эторо не случилось.

процесса

Кивимяки нероличает. Быстро, точно
соревнуясь, бегает по бумаге его синии ка

рандаш, а рядом так же прыткю  строчит
красный карандаш защитника. Обоим пред-
стоит трудное дело. Кивимяки в роли

Иуды предал свой народ за тридцать сре.
бренников и пегеметнулся на службу к
Гитлеру и по его указанию сознательно
трудился у мехов, раздувая пламя войны в
Финляндии. Меха действовали безотказно,
Поджитательная работа началась еще в 1940
году.

Однако раздуть пламя только огнем
из.Берлина, где подвизался Кивимяки, ко-
нечно, было трудно, и вот ту же по (у.
ществу работу внутри страны взял на себя
Таннер. Это-—большой специалист по таким
делам. Он уже заготозил и напечатал своо
речь; < которой выступит перед судом
Написана она на ста восьми страницах.

Мы знаем, что в обзичительном заключе-
нии указывалось, что публичные выступле-
ния Таннера против мира ве могут считать-
ся по свозму характеру ‹ частными. Bor
глазный обвинитель подтверждает сделан-
ные ранее заязления и начинает вновь го-
ворить о Таннере. Таннер настораживает
ся, открывает глаза, тянется правой рукой
к папке, а обзинитель уже делает новое
заявление, в котором все с большей и бол>-
щей очевидностью вырисозывается роль в
войне этого матерого мастера провокаци“,
Таннер пишег статьи, выступает с речами,
мобллизует силы страны на войну протиз
СССР. i

Обвинитель перечисляет должности, 3
нимаемые Таннерэм. Суду представляются
копии многих протоколов сеймовской
группы социал-демократов, собраний пар
тийного правления; из них видно, что Тан:
пер всюду действозал в одном направлении —
он разжигал войну. Он был против заклю-
чения перемирия с Советским Союзом и
заязлял; перемирие равносильно самоубий-
ству; но Таннера не послушались — перс
мирие было подписано и’он вместе с дру-
гимн виноозниками войны попал на скамью
подсудимых.

Как бы ни вертелясь Кивимяки и Тан-
нер, роль их обоих совершенно очевидна:
они разжигали пламя войны, они противи-
лись заключению перемирия.

Н. БАКАНОВ,

спен. корр. «Известий»-
г. ХЕЛЬСИНКИ.

МИМО -——

президента Всеславянекого
а Лео Кржицкого

котором был пленен командующий 6-H He
мецкой армией фельдмаршал Паулюс, по
бызал в новом здании областного драма. и:

ческого театра, просмотрел кинофильму,
посвященные обороше и возрождению
Сталинграда, и присутствовал на cele,

устроенном председателем исполкома го
созета Д. М. Пигалевым.

СУД

Грабителю — расстрел

15. сентября, дием, в одну из квар
дома № 75 по Большой Калужской улие
(Москва) проникли с целью кражи Р. Клие
кич и В. Гапонозв. В тот момент, когда о!
орудовали в одной из комнат, в кзартеру
вернулась проживавшая там П. Констан
тинова. Клинкин и Гапоноз убили Kot
стантинову. Найдя у убитой ключи ©
остальных комнат, преступники связали #
узел найденные ими домашние вещи 1
скрылись. Однако в тот же день грабители
были задержаны. Вместе © ними были 31
держаны также В. Гридасов, снабдившг!
Клинкина оружием, и А. Иванова, прож!
вазшая в Кзартире Константичовой и ука
завшая Клинкину и Гапонову на возмож”
ность совершения там кражи,

Вчера Московский городской cya 1%
председательством Н. А. Венедиктова pac

будущего советской промышленности.
(ТАСС).

Возвращение делегации
советских студентов из Праги

В Москву вернулась делегация советских
студентов с международного студенческого
конгресса в Праге. Делегацию в составе
14 человек возглавлял О. П. Шевцов.

смотрел это дело и приговорил Клинкина &
расстрелу, Гапонова — к десяти годам ли.
шения свободы < последующей  ссылко
на пять лет, Гридасова—на пять лет лише-
ния свободы, а Иванову — на один год Л”
шения свободы с последующей ссылкой в
пять лет.

RT EE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

SE LT TITY BE EE BSE КРУГ

_ БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 12/ХИ «Золушка». Нач.
в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА 12/XII
«Севильский цирюльник». Нач. в 7.30 веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 12/ХП «Варвары». Нач. в
7.30 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 12/ХИ «Евге-
ния Грайде», Нач. в 7.50 веч,

МХАТ ОСОСР им. ГОРЬКОГО — 132/ХИ пере-

мена: вместо сп. «Последняя жертва» — «Три
сестры». Билеты действительны. Нач. в 7.30
веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — 12/ХП «Дядюшкин con».
Hay. 8B 7.30 Bex, р

ЦЕНТР, ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — 12/ХП
«Ночь оптибок». Нач. в 7.30 веч.

ГОС, ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (ул.
Горького; пер. Садовских. 16) — 12/ХИ «Много

МОСК. ГОО. ЕВРЕЙСКИЙ . ТЕАТР — 12/51
«Замужество». Нач. в 1.30 веч.

ТОС. МОСК, КАМЕРНЫЙ ТЕАТР — 19/51
«Верные сердца». Нач, в 7.50 Bet.

ГОС. ТЕАТР им. МОССОВЕТА (Каретный pat,
3, тол. К 4-20-31) — 15/ХИ «Не все коту масле
ница». Нач, в 1.30 вез. ’

МОСК. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19—
12/ХИ +Отчий дом». Нач. B 7.30 Bex.

ГОС. МОСК. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени
К. С. ОТАНИСЛАВСКОГО и Вл. И. НЕМИРО-
ВИЧА-ЛАНЧЮНКО (Пушканекая ул, И-
12/ХИ «Царская невеста», Нач. в 7.30 веч.

МОСК. ТЕАТР САТИРЫ — 19/ХП «Чужой

ребенок». Нач. в Т.30 веч.

РЕПЕРТУАР КИНОТЕАТРОВ

на 12 декабря 1945 г.

шума из ничего». Нач. в 1.30 веч.

МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-

Новый художествениий американский фильм
«ЛИСИЧКИ» — Тгатр Киноактера (кинозал),
Метрополь, Ударник, Колизей, Москва.

«ТАХИР и ЗУХРА» «ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС»

Востоке. С другой стороны, сама Япония   тябре 1939 года». Что это означает? Во вся-  ный Геринг, который оглашает антиеврей-   делу. в а о И ПА АО ь: ОО ОЕ
. : Е рополь.
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВ А: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5. Телефоньт отделов редакции: Для сп { 7s —
> ыы у eae aot у дь, 5. . д; равок-—Ж 3-25-17; Военного—К 5-68-59 и К 3-39.70; Инфор» —К 4-72-37; $ q в $ 4-7 {3-7
Советского строительства—К 8-98-77; Пропатанды—К 5-28-20; Литературы и искусства —К 0-57-27; Иностранного—К 3-91-08; Ilucem—K 3-15-М; Художественного-—К 5-36-53. не ое 45 а а м крек Е нь.
° t > 7 -14-38, B JleHuHrpane—36-78.

B 17195.

Типография «Известий Созетов депутатов трудящихся СССР» имени. И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5.

М

\