ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ

ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ЧЕТВЕРГ,

13 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 291 (8901)

Права и обязанности граждан СССР

Советский строй является самым демо-
кратическим строем. Наш демократизм,
указывал товарищ Сталин, является не
«демократизмом вообще, & хемократизмом
социалистическим»,

Сущность нашего социалистического
демократизма, демократизма, невиданного
ранее в истории человечества, наиболее
полно раскрывается в десятой главе
Сталинской Конституции, в которой за-
фикоированы основные права и обязан-
ности граждан СССР.

I.

«Граждане СССР имеют право на труд,
то-есть право на получение гарантиро-
ванной работы с оплатой их труда в со-
ответотвии с его количеством и каче-
ством», — гласит 118-я статья Сталин-
ской Конституции. Празо на труд обесне-
чивается социалистической организацией
налиего народного хозяйства,  неуклон-
ным ростом производительных сил 600-
ветокого общества, отсутствием в Hamel
стране хозяйственных кризисов и ликви-
дацией безработицы.

Ни в одной другой стране трудящиеся
массы не пользуются таким правом. Ка-
питалистическая система хозяйства не
может обеспечить для трудящихся гаран-
тированной работы. Кризис и безработица,
обнищание трудящихся, их постоянная
неуверенноеть в завтраланем дне — не-
избежные явления капитализма.

В СССР ликвидирована возможность
кризисов, навсегда уничтожена безрабо-
тица.

В нашей стране, где нет экеплоатации,
люди работают на себя, на свое государ-
ство, на общество; труд является неот’-
емлемым правом и высоким почетным
долгом каждого члена общества. Есте-
ственно, что в условиях советского строя
трудовой человек, как указывал товарищ,
Сталин, не может чуветвовать себя за-
брошенным и одиноким. Наоборот, тру-
довой человек чувствует себя у нас сво-
бодным гражданином своей страны, свое-
го рода общественным деятелем.

Используя свое право на труд, совет-
ский народ показывает образцы трудо-
вой активности и самоотверженности,
что получает свое выражение в широком
размахе социалистического соревнования
и стахановского движения, охвативших
все отрасли социалистического  произ-
водетва.

В голы Отечественной войны нали на-
род совершил великий подвиг и одержал
военную и экономическую победу над вра-
rom. Несмотря на лишения и невзгоды
военного времени, советекие люди рабо-
тали не покладая ук, самоотверженно
трудились женщины и советская мо-
лолежь.

Советским женщинам и молодежи, за-
менившим на производстве ушедших на
фронт защитников родины, были оказаны
всеобщал забота и внимание. Они прошли
необходимый курс производетвенного обу-
чения, получили всестороннюю. помощь в
деле освоения квалификаций и быстро
заняли свое почетное место на производ-
стве.

После войны Bee  демобилизованные
еспрепятетвенно получают работу в с0-
ответетвии с их квалификацией. Верхов-
ный Совет СССР 23 июня 1945 года
принял закон, по которому все руковохи-
тели обязаны предоставлять работу де-
мобилизованным не позднее месячного
срока со дня прибытия их к месту жи-
тельства.

Советское правительство большое вни-
мание уделяет также трудоустройству
инвалилов Отечественной войны. Оно
принимает все меры к тому, чтобы oby-
чить инвалидов Отечественной войны
таким профессиям и специальностям, кэ-
торые соответствовали бы их способно-
стям и физическому состоянию.

В настоящее время в народном хозяй-
стве нашей страны заняты почти вее
инвалиды войны, признанные ограничен-
но трудоспособными и отнесенные к 3-й
группе инвалидности. Более половины
инвалидов, имеющих серьезные физиче-
ские дефекты, т.-е. инвалидов 2-й груп-
пы, также трудоустроены. Уже сейчас из
каждых ста инвалидов — 85 человек
возвращены к трудовой деятельности.

*

Реальное осуществление в СССР права
на труд неразрывно связано с правом
трудящихся на отдых. В нашей стране
для рабочих и служащих, помимо ежене-
дельных выходных дней, установлены
ежегодные отпуска с сохранением зара-
ботной платы.

Условия войны вызывали необходи-
мость временного прёкращения  ежегод-
ных отпусков для рабочих и служащих,
Но после разгрома фашистской Германии
советское правительство  восстановило
отпуска, и миллионы трудящихся вновь
получили возможность длительного от-
дыха.

Советским гражданам  гарантируетея
не только право на труд и право на от-
дых, но и право на лечение, на матери-
альное обеспечение в старости, а также—
в случае болезни и потери трудоспособ-
ности.

В нашей стране широко развито со-
циальное страхование рабочих и служа-
щих за счет государства; трудящиеся
пользуются бесплатной медицинской по-
мощью, широкой. сетью курортов, на всех
предприятиях организована охрана труда.

В 1945 году по сравнению с прош-
тым годом в нашей стране значительно
увеличиловь число рабочих и служа-
щих, направленных на отдых и на лечение
в дома отдыха, санатории и профилакто-
рии. Так, если в прошлом году отдыхом и
лечением в санаторных учреждениях поль-
зовалось 270 тысяч человек, то в 1945 ro-
ду— 750 тысяч рабочих и служащих. Го-
сударственные ассигнования на народное
здравоохранение по сравнению в довоен-
ным временем в нынешнем году возросли
но четыре миллиарда рублей.

Наряду с условиями материального
обеелечения советский народ пользуется
широкими возможностями культурного
развития. Все граждане СОбР имеют пра-
во на образование. В нашей стране уста-
новлено всеобщее обязательное начальное
образование. Обучение во всех начальных
и неполных средних школах (семилет-
ках) проводится бесплатно. В последних

Bo

И. ВЛАСОВ,
Зам. Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР

Bo СЯ

трех классах средних школ (десятиле-
ток) основная часть расходов на обуче-
ние также покрывается за счет государ=
ства. В высльих учебных заведениях и в
техникумах успевающим студентам вы-
плачиваетея государственная стипендия.

`Во всех ремесленных и железнодорожных

училищах и школах фабрично-заводекого
обучения, & также в суворовских учити-
шах и в специальных ремесленных учили-
щах для детей воинов Врасной Армии,
партизан и лиц, погибщих от рук немец-
ких фашистов, обучение бесплатно, и все
учащиеся в течение всего периода учебы
находятся на полном  госуларотвенном
обеспечении.

Бееплално проводится также и масео-
вое производственно-техническое и агро-
номичеекое обучение в различных школах
и курсах на предприятиях, в совхозах,
МТС и колхозах.

Общее число обучающихся в СССР во
всех школах и на курсах уже в 1938—
1939 году достигло около 48 миллионов
человек. В 1939—1940 учебном году в
нашей стране только в высших учебных
заведениях обучалось студентов значи-
тельно больше, чем в том же году обуча-
лось в 22 странах Европы. Сейчас в на-
ших высших учебных заведениях 0бу-
чается на 27 тысяч отудентов больше,
чем до войны,

Советское правительство, несмотря на
трудности военной обстановки, не только
не сокращало, & из года в год увеличива-
ло ассигнования из государственного
бюджета на народное образование, здраво-
охранение и социальное обеспечение
трудящихея. Если в 1943 году на co-
циально-культурные = мероприятия = по
бюджету Союза ССР было ассигновано
37,2 миллиарда рублей, то в 1944 тоду—
51,4 миллиарда рублей, ав 1945 году —
66,1 миллиарда рублей.

На основе общего культурного нод’ема
наптего народа идет быстрый процесс
роста советской социалистической интел-
лигенции, крепнет морально-политическое
единство советского общеетва. А вее это
ведет к новому под’ему советского демо-
кратизма.

«В быстром росте культурной жизни
нашей страны и в том фажте, что теперь
интеллигенция, как передовая и наиболее
культурная часть, слилась со своим на-
родом, подняв, тем самым, морально-по-
титическое единство coBeTcKoro обще-
ства на еще более высокую ступень, —
во всем этом, — говорит тов. Mo-
лотов, — нельзя не видеть нового нод’е-
ма советского демократизма, окрыляюще-
го нас новыми надеждами и уверенностью
относительно будущего нашей страны»,

*

В Сталинской Конституции СССР за-
конодалельно закреплено установленное
в нашей стране полное равноправие жен-
щин. «Женщине в СССР, — говорится в
Конституции, — предоставляются равные
права с мужчиной во всех областях хо-
зяйственной, государственной, культурной
и общественно-политической жизни».

Советекая женщина является аклив-
ным строителем социалиетеческого обще-
ства. За годы сталинских пятилеток чи-
сло женщин работниц и служащих уве-
личилось почти до десяти миллионов.
В 1940 году у Hac было более
двенадцати тысяч ‘женщин — научных
работников. В налмей стране   огромное
число женщин учится в высших учебных
заведениях и выполняет общественно-ор-

ганизаторекую работу, находясь на руко-

вводящих постах в промышленности, на
транспорте и в сельском хозяйстве, в раз-
личных государетвенных и общественных
организациях.

годы Отечественной войны еще
выше поднялась роль женщины во всей
жизни нашей страны.

Женщины составляют половину насе-
ления нашей страны. Наряду © активным
участием во всех областях трудовой и 0б-
щественно-политической жизни страны
женщины призваны  воепитывать Ha-
mux детей, наше будущее поколение.
Советское правительство оказывает им в
этом всестороннюю помощь. Воспитание
детей в Советском Союзе является боль-
шим государственным делом. Наше прави-
тельство высоко ценит женщин-матерей и
проявляет 0 них повседневную заботу.

Правительство постоянно заботится
также о раснгирении сети родильных до-
мов, детских яелей и ‘консультаций, об
улучшении обслуживания в них матери
и ребенка. 060 всем этом красноречиво го-
ворят следующие данные: лиить за один
год после издания известного Указа Пре-
зидиума Верховного Совета СССР от
8 июля 1944 года, число матерей, полу-
чающих пособие от государства, возроело
в семь с половиной раз. За то же время
количество мест в родильных домах уве-
тичилось на одиннадцать тысяч, & воли-
чество мест в делоких яелях — на
28 тысяч. Дополнительно открыто око-
ло полутора тысяч женских и детских
консультаций. .

По бюджету социального страхования
на 1945 год сотни миллионов рублей вы-
делены на пособия по беременности и ро-
дам, 70 миллионов рублей — на пособия
для приобрежения предметов ухода за но-
ворожденными, 30 миллионов рублей —
на пособия кормящим матерям.

Только to PCOCP 2.864 женщины
удостоены высокого звания «Мать-герои-
ня» и свыше 550 тысяч многодетных. ма-
терей награждены орденами «Материн-
ская слава» и медалями «Медаль мате-
ринетва».

*

Одним из великих завоеваний, добытых
нашим народом под руководством партии
Ленина — Сталина и закрепленных в
Сталинской Конституции, является уста-
новленное в СССР фактическое равнонра-
вие граждан независиме от их националь-
ности и расы во всех областях хозяй-
ственной, государственной, культурной и
обитественно-политической жизни,

В нашей стране Bee нации и pa-
сы, все народы СССР пользуются одина-
ковыми правами.

Ленинско-сталинская политика брат-

зяйственного, культурного

войны еще более окретьла и явилась одним

ского союза и дружбы народов выра-
жена и в государственном устройстве
СССР, осуществивием добровольное об’-
единение равноправных советских социа-
листических республик — государствен-
ный с0юз народов. <
Нерушимая дружба народов СССР яв-
ляется одной из основных движущих сил
советского общества, одним из источни-
ков силы и могущества нашего Советеко-
го государства.
`За годы советской власти все народы’
налтей страны прошли огромный путь хо-
и политиче-
ского развития. В результате победы с0-
циализма все наши советские республики,
все народы СССР достигли небывалого
расцвета экономики и культуры-—нацио-
нальной по своей форме, социалистиче-
ской по содержанию. Дружба народов
СССР за годы Великой Отечественной

из решающих источников нашей победы.

В Советском Союзе для всех граждан
СССР гарантируются законом свобода Co-
вести, свобода слова и нечати, свобода, со-
браний и митингов, уличных шествий и де-
монотраций, а также неприкосновенность
личности, жилища и тайна переписки.

Эти права отражают интересы трудящих-
ся и имеют отремное значение для укреп-
ления нашего социалистического строя,

Советская власть предоставила в рас-
поряжение трудящихея и их организа-
ций типографии и запасы бумаги, обще-
ственные здания и средства связи и Apy-
гие материальные условия, необходимые
для всестороннего и полного использова-
ния предоставленных им законом свобод.

В буржуазных странах нет и не может
быть у трудящихся таких политических
прав и овобод, какие существуют в на-
шей стране. Формальное провозглалнение
политических прав и 0в0бод факти-
чески низводитея на-нет властью капи-
тала.

Выражением широких политических
прав и свобод советского народа являет-
ся также последовательный и до конца
выдержанный демократизм нашей избира-
тельной системы. Выборы депуталов ‘во
все Советы депутатов трудящихся, как
в местные, так и в высшие, производятся
на основе действительно всеобщего
действительно равного и прямого избира-
тельного права при тайном голосовании.
Советское избиралельное право является
мощным и действенным фактором актив-
ного участия  широчайших масс трудя-
щихся в управлении государством.

соответствии © интересами тру-
дящихея и в целях развития орга-
низационной “самодеятельности и 10-
литической активности широких нафод-
ных масс в нашей стране гражданам,
СССР обеспечивается право об’единения в
профессиональные союзы, кооперативные
об’единения, организации молодежи, в
спортивные, оборонные, культурные, тех-
нические и научные общества, в козорых.
об’единены многие и многие десятки мил-
лионов советских граждан.

Через Советы и все эти организации
трудящиеся масеы приобщаются к ак-
THBHOMY участию в управлении госу-
дарством и во всей общественно-полити-
ческой жизни страны.

Наиболее активные и сознательные
граждане из рядов рабочего класса и
других слоев трудящихея СССР об’еди-
няются во Веесоюзную Коммунистическую
Партию (большевиков), которая является
передовым отрядом трудящихея в их
борьбе за укрепление и развитие социа-
тистического строя и представляет руко-
водящее ядро всех организаций трудя-
щихся, как общественных, так и государ-
отвенных.

Великая партия Ленина— Сталина свя-
зана в нашим народом тееными узами,
является вождем народа, его основной
руководящей и направляющей силой.

Ни одна партия не связана так с наро-
дом и не имеет такого авторитета среди
народных масс, как наша большевистская
партия — партия Ленина—Сталина, дна
умело и непреклонно ведет наш народ от

победы к победе, мужественно боретея за.

свободу и счастье народа. Под мудрым
руководством партии большевиков рабо-
чие, крестьяне и интеллигенция нашей
страны завоевали себе свободу и построи-
ли социалистическое общество. «В дни
Отечественной войны партия предстала
перед нами, как вдохновитель и организа-
тор всенародной борьбы против фалгиет-
ских захватчиков. Организаторекая рабо-
та партии соединила воедино и направи-
ла к общей цели все усилия советеких
людей, подчинив все наши силы и сред-
ства делу разгрома врага. За время войны
партия еще более сроднилась с народом,
еще теснее связалась с широкими масса-
ми трудящихся.

В этом источник силы нашего государ-
ства» (И. Сталин).

re

Права и свободы граждан Советокого
Союза тесно связаны с возлагаемыми нз
них обязанностями. Неразрывная связь
между правами и обязанностями граждан
СССР отражает общноеть интересов,
единство целей и задач Советекого госу-
даретва и ‘народа. В нашей стране
впервые в истории, последовательно и до
конца сочетаются интересы личности с
интересами всего общества,  обеспечи-
вается всестороннее развитие личноети.
Вот почему советский народ с особой го-
товностью выполняет возложенные на
него обязанности, считая их неот’емле-
мыми от своих прав.

Основным условием осуществления
прав советского народа является сохра-
нение свободы и независимости нашей
родины, защита напего Сбветокого co-
циалистического государства. Защита оте-
чества есть священный ‘долг каждого
гражданина СССР. И эту свою свяшонную
обязанноеть наш народ выполняет с
честью. Для защиты родины советский
народ создал могучую Красную Армию и
неустанно заботится 0 ев укреплении.
Воинскую службу в рядах Красной Армии
созотекий народ считает своей почетной
обязанностью.

В суровые дни войны весь советский на-

ки социалистического

at

род поднялся против немецко-фанистских
захвалчиков и самоотверженной, героиче-
ской борьбой спаё свободу и незавиеи-
мость своей социалистической отчизны.
Каждый гражданин нашей ы 0бя-
зан соблюдаль Конституцию СССР, ис-
полнять законы налтего государетва, блю-
сти  диецинлину труда, чеетно относять-
ся к общественному долгу, уважать пра-
вила социалистического общежития.
Конституция СССР — Основной Закон
нашего государства, в котором закренле-
ны  веемирно-исторические завоевания
нашего народа — победа социализма в
CCCP и полная демократизация нашего
общества. Неуклонное соблюдение, про-
ведение в жизнь Конотитуции СССР обе-
спечивает дальнейшее укрепление налше-
го советского социалистического строя,
рост сил и могущества нашего государ-
етва, развитие демовратизма и под’ем ма-

териального и культурного уровня совет-

ского народа.
Соблюдение всех законов Советского
государства укрепляет устои нашего

общественного строя, упрочивает поряд-
общежития, под-
нимает организованность людей и, таким
образом, облегчает и ускоряет процесс
социалистического строительства, хозяй-
ственный и культурный под’ем страны,
рост благополучия нашего народа. Вот
почему соблюдение законов и репгитель-
ная борьба против их нарушителей яв-
ляются священной обязанностью и дол-
гом каждого советокого гражданина.

Налта партия, ее вожди Ленин и Сталин
воспитывали и воспитывают народ в
духе точного соблюдения законов. Еще в
первые годы советокой власти В. И. Ле-
HUH, требуя «соблюдать свято законы и
предписания Советекой власти», указы-
Bad, что «малейшее беззаконие, малейшее
нарушение советского порядка есть уже
дыра, которую немедленно используют
враги трудящихея...».

В нашей стране каждый способный в
труду гражданин обязан трудиться и
строго соблюдать социалистическую дис-
циплину труда. Труд — первое и оенов-
ное условие развития и процветания со-
циалистического ‘общества. Организация
социалистического труда основана на ©0-
знательной дисциплине труда. Наруше-
ние дисциплины труда приносит огром-
ный вред нашему обществу, нашему го-
сударству и всем  трудящимея нашей

‚ отраны.

Высокая организация социалистиче-
ского труда и твердая › его дисциплина
являются одним из важнейних условий
успешного развития всего нащего обще-
ственного производства, укренления мо-
гущества Hamero государства. В. И. Ле-
нин подчеркивал огромное значение ©0-
знательной и твердой социалистической
дисциплины труда и требовал тех, кто
нарушает трудовую дисциплину, «отдавать
под суд и карать беспощадно».

Советский народ в большинетве своем
высоко ценит значение твердой и неру-
шимой социалистической  дисциллины
труда и ‘беспощадно борется с ее нару-
шителями, с теми, кто мешает им само-
отверженно трудиться на благо родины.

Высокий уровень сознательной трудо-
вой дисциплины проявляется бейчас в
растущем и игирящемся в налией стране
социалистическом соревновании трудя-
щихся в честь предстоящих ‘выборов в
Верховный Совет СССР.

Каждый гражданин ОССР обязан так-
же беречь и укреплять общественную с0-
циалистическую собственность, ках свя-
щенную и неприкосновенную основу на-
шего советского строя.

В нашей отране лица, покушающиеся
на общественную, социалистическую с0б-
отвенность, об’являются врагами народа:
Советский народ зорко оберегает обще-
ственную, социалистическую  соботвен-
ность, ибо она является источником 60-
гатетва и могущества нашей родины,
источником зажиточной и культурной
жизни всех трудящихся.

*

Победоносное окончание войны поста-
вило перед нами новые, еще более гран-
диозные задачи в деле хозяйственного и
культурного строительства. Немецко-фа-
шистекие захватчики нанесли нашей
стране огромный ущерб. Общая сумма
только прямого ущерба,  причинен-
ного немецко-фашиетекими захватчиками
нашему народному хозяйству и еоветоким
гражданам, исчисляется в 679 милтиар-
дов рублей.

Одновременно с выполнением больших
работ по восстановлению хозяйства и
культуры в освобожденных районах мы
должны и дальше развивать наше народ-
ное хозяйство, нашу культуру, неустан+
но укреплять военно-экономическую мощь
Советского государства. «Нам нужен, —
говорит тов. Молотов, — новый пол’ем
тяжелой промышленности, чтобы обеспе
чить- страну металлом, углем, неф-
тью, паровозами, вагонами, тракторами,
сельскохозяйственными машинами, авто-
мобилями, различными. судами, электро-
станциями и многим другим. Население
сел и городов ждет значительного‘ увели-
чения товаров широкого потребления, &
также улучшения снабжения продуктами
питания. Удовлетворение нужд колхозов
ий запросов сельского хозяйства назрело
как никогда. Наши культурные потреб-

роннее. Ни на минуту нельзя забывать и
о наших больших обязанностях по-на-
стоящему обеспечить нужды обороны
страны, нужды Красной Армии и нужды
Военно-Морского Флота». Успешное вы-
полнение этих задач требует дальнейше-
го укрепления нашей советской социали-
стисеской законности и дисциплины в
труде, неустанной борьбы за сохранность
социалистической = собственности, безу-
пречного выполнения правил воциали-
‘стического общежития, систематического
и неуклонного под’ема производительно-
сти труда, улучшения качества работы.

Впереди еще много трудностей; для их
преодоления потребуются огромные си-
лы и средства. Но наш народ уверен в
CBOHX силах и смело идет на преололение
трудностей,

Осуществляя свой священные праза и
обязанности, советский народ, под руко-
водством большевистекой падупии и муд-
рого вождя великого Сталина, уверенно
идет вперед к новым успехам социали-
стического строительства.

ности возросли и стали гораздо разносто-

ТЕАТР

„Мод каштанами Проали“

По случайному и знаменательному совпа-
дению в тот самый вечер, когда на Нюрн-
бертском ‘процессе представитель обвинения
огласил. «Зеленый план» Гитлера — план за
хвата и порабощения Чехословацкой рес-
публики, в Московском театре имени Ленин-
ского. комсомола состоялась › премьера
пьесы Константика Симонова «Под кашта-
нами Праги». Воэвикшая в результате не-
посредственных впечатлений Симонова-
писателя, военного корреспондента, пьеса
вводит зрителя в круг событий, происходя-
щих в одной чешской семье в канун осво-
бождения Праги. В доме видного ученого,
доктора медицины Франтишека Прохазка в
майские дни 1945 года сталкиваются пред-
ставители разных групп чешской интелли-
генции: ее лучшие люди, патриоты и борцы,
и те, кто еще колеблется в окончательном
выборе пути,—честные граждане, но не-
дальновидные политики, и отгородившиеся
от событий обыватели, заинтересованные
только в Личном благополучии, и, наконец,
прямые изменники родины, пособники Гит-
лера...

«Этот дом стал похож на Ноев ковчег.
Семь пар чистых, семь пар нечистых», — го-
ворит об обитателях особняка Прохазка
один из героев пьесы—поэт Богуслав Тихий,
твердо знающий, что его место в рядах бо-
рющегося народа, которому он посвятил
свое творчество.

Остро-сюжетная, с занимательной, бы-
стро развивающейся интригой пьеса Си-
монова затрагивает злободневные вопросы
современнюсти. Она напоминает о тех уро-
ках, которые многим людям на Западе сле-
дует извлечь из опыта второй мировой вой-
ны. Основную ее идею можно было бы
выразить следующим образом: народы
Европы понесли столько потерь и испыта-
ли так много потрясений, что у них нет
права на беспечность. «Не для отдыха ро-
дилось наше ‘поколение», — говорит один
из героев пьесы, русский полковник Пет-
ров. Эту мысль он поясняет в разговоре <
радисткой Машей, вместе с дочерью Про-
хазка — Боженой бежавшей из немецко-
го концлагеря: «Вот ты ездила и видела:
люди идут по улицам. Более или менее
одинаковые люди и на них более или менее
одинаковые шляпы, очки, перчатки, А вот
за какими очками прячутся глаза. фашиста?
Под какой шляпой голова, думающая о
том, как повернуть все обратно? В каких
перчатках руки, с удовольствием задущив-
шие бы нас с тобой?» Иначе говоря —
корни фашизма еще не выкорчеваны и че-
стным людям с этим мириться нельзя.

Пьеса «Под каштанами Праги» проникну-
та тем высоким сознанием гражданской от-
ветственности, которое составляет одну из
славных традиций русской литературы.
Воспитывая в народе чувство национально-
го достоинства, лучшие русские писатели все-
гда отличались интернациональной широтой
своих устремлений. Они видели свой пря-
мой долг в том, чтобы «поднимать голос в
защиту угнетенного человека, независимо
от государственных границ и географиче-
ских широт», i

К. Симонов, побываюмний, кажется, во всех
славянских странах, хорошо знает, какие
нерушимые кровные узы связывают теперь
русский народ © его западными братьями.
Русские люди, чья судьба в дни войны тес-
но переплелась с судьбой их чешоких дру-
зей, занимают немаловажное место в пьесе.
В доме Франтишека Прохазка еще в 1942 г.
нашел убежище раненый русский парашю-
тист — полковник Петроз, заброшенный в
тыл врага. СОтустя три года полковник Пет-

ров вновь у своих чешских друзей, на этот
раз как вестник освобождения от фашист
ского ига. Прямые и непоколебимые в соз-
нании правоты своего дела, русские люди—
Петров и Маша — оказывают глубокое
влияние на развитие событий в драме: чест-
ные.и мыслящие чехи, такие, как Франти+
шек и его сыновья, безоговорочно примыка-
ют к борцам за демократию и свободу, убе-
ждаются в невозможности в решающие дни
историм быть в стороне, «над схваткой», а
враги народа типа Грубека предстают 8
своем истинном свете, Пьеса настойчиво на-
исминает о тех скрытых силах фашизма, ко-
торые при малейшем попустительстве могут
стать губительными для будущего человече-
ства. Не должна иметь место беспечность—

ама доктора Прохазка состоит как-раз
: ae что в праздничной атмосфере Праги
размягчилась душа его, забыл он о суровом
законе борьбы и потерпел жестокое наказа-
ние: его сын убит рукою Грубека.

Три героя пьесы «Под каштанами
Праги» — русский Петров, чех Богуслав
Тихий и ослепленный немцами черноторец
Джокич еше у стен Мадрида хорошо ус-
воили священную мораль . антифашиста:
быть непримиримым и последовательным в
борьбе с врагом. Так драматург воскрешает
перед нами и прекрасную страницу исто»
рии — героическую борьбу испанского на“
рода против международных сил реакции.

Пьеса Симонова показывает нам людей не
только с общественно - политической сто-
роны, хотя в этом ее главное — значение,
Автор стремится придать своим героям жи-
вые черты характера, Но, увиденные в жиз“
ни, они в пьесе разработаны слишком бегло,
применительно к тем идеям, которые выра-
жает каждый из обитателей дома Прохазка,
Лирический мотив пьесы существует как бы
независимо от ее публицистического замыс=
ла.
Постановщик «Под каштанами Праги»
С. Бирман приложила немало усилий, чтобы
слить воедино публицистику и лирику пье-
сы. Страстность политической мысли у луч-
щих актеров этого спектакля только спо-
собствует выражению живых чувств героев.

Так передовая общественная тенденция
знаменитого поэта  Богуслава Тихого
(арт. А. Вовси), естественно, обусловлена
всем его поведением, всеми его личнымз
чертами. В этом обрюзгшем и несколько
опустившемся, уже немолодом человеке в
трудные минуты жизни просыпается непри-
миримый борец. Артист хорошо чувствует
национальный характер чешского поэта,
красоту его души, героичность и чисто сла-
вянский юмор, который нам так хорошо
знаком по произведениям Ярослава Хашека
и Карела Чапека. Менее цельной кажется
фигура полковника Петрова (apt. B. Co-
ловьев). Его взгляды подчас выражены ©
излишней подчеркнутостью, без той непри-
нужденности чувств, которая обычно свой:
ственна этому превосходному актеру. Прав-
да, и по тексту пьесы роль полковника не-
сколько однотонна. Даже его отношения с
Боженой, их зарождающаяся любовь, не
дополняют сущности его характера. В. Се
рова. играет Божену искренно, даже с
известным воодушевлением, но в ‘пьесе
это натура неглубокая, и попытка актрисы
сделать образ более драматическим не со-
всем достигает цели.

Зритель тепло встретил спектакль театра
им. Ленинского комсомола, рассказываю-
щий о новой, свободной Чехословакии, a
дружественной связи народов в послевоей“

ной Европе.
М. АЛЕКСАНДРОВ.

—_—_—_ миг
Экспедиция советских ученых на Балканы

На-днях из Москвы в Болгарию, Юго-
славию и Румынию выезжает  археолого-
этнографическая экспедиция Академии
наук СОСР;

— В задачи экспедиции, — сообщил
сотруднику «Известий» заместитель дирек-
тора Института истории материальной
культуры профессор П. Третьяков, —
прежде всего входит изучение вопросов
истории славянства, например, проблемы
происхождения славян, одним из центров
поселения которых былю поречье Дуная.
Важно изучить также культурные и поли-
тические связи славянского населения
Балканского полуострова с древней Русью.
Как известно, в Х веке киевский князь
Святослав ‘называл нижнее течение Дуная
центром славянской земли и намеревался
создать в Переяславе на Дунае столицу
древнерусского государства. В ту эпоху
культурные, политические и экономические
связи между Киевской Русью и балкански-
ми славянами были весьма прочными.

Вторая ‘задача экспедиции — установле-
ние культурных и научных связей с научно:

исследовательскими, научно-общественныт
ми учреждениями и высшими учебными
заведениями балканских стран.

Мы предполагаем также провести  под-
готовку к полевым археологическим и этно-
графическим исследованиям ° славянских
древностей на Балканах. Эти работы на
мечается проводить совместно с научными
учреждениями балканских стран. В част-
ности, с археологической точки зрения
болыной интерес представляет организация
раскопок на месте Переяслава на Дунае н
на месте других древних дунайских горо-
дов, упоминающихся в русских летописях,

Участники экспедиции хотят ознакомить“
ся с библиотеками, архивами, музеями, а
также с организацией археологических н
этнографических исследований в балкан-
ских странах. Кроме того, наши ученые
собираются выступить с докладами, посвя-
ao советской археологии и этногра

ии. .

Предполагается, что экспедиция пробу:
дет в Болгарии, Румынии их Югославии
около двух Месяцев.

Чествование академика К. И. Скрябина

Вчера в Московском Доме ученых со-
стоялось торжественное заседание, посвя-
шенное 40-летию научной, ‘педагогической
и общественной деятельности заслуженно-
го. деятеля науки, лауреата Сталинской
премии академика Константина Ивановича
Скрябина;

С докладом «К. И. Скрябин и гельминто-
логическая наука» выступил  генерал-лей-
тенант медицинской службы, лауреат Ста-
линской премии академик Е. i. Павлов-
ский. Он охарактеризовал К. И. Скрябина,

как создателя советской гельминтологичес-
кой науки, внесшего неоценимый вклад в
мировую науку.

За годы своей деятельности ученый
написал более пятисот научных работ, рял
специальных монографий и учебников, по
которым учатся спещиалисты и студенты,

Маститый ‘ученый, являющийся основате-
лем крупнейшей школы  гельминтологов,
сейчас возглавляет Киргизский филиал
Академии наук,

В адрес юбиляра поступили многочислен-
ные приветствия.

Новый Кишинев

КИШИНЕВ, 12 декабря. (По телеф. от
соб. корр.). Совнарком Молдавской ССР и
Центральный комитет КП(б) Молдавии
приняли решение «О мероприятиях по вос-
становлению города Кишинева», В буду-
mem году предполагается восстановить
82 тысячи квадратных метров площади жи“
лых, административных и общественных
зданий.

Большое внимание ‘уделяется развитию
коммунальных предприятий. Около 10 мил-
лионов рублей ассигнуется на строитель-
ство банно-прачечного комбината, на разви-
тие трамвайного и троллейбусного движе-

ния, энергетического и волопроводного хо-
зяйства,

Будет сооружен’ канал, который свяжет
город Кишинев с рэкою Днестр. Создается
лесозащитный пояс вокруг столицы Мол-
давии. Большая помощь будет оказана ин
дивидуальным застройщикам.

Для обеспечения строительно-восстанови-
тельных работ материалами сооружаются
лесопильный и деревообделочный заводы,
механические мастерские, асфальто-бетон»
ный завод, бетонно-мозаичное предприятие,

Как и в первые месяцы возрождения го-
рода, на восстановительные работы в 1946
году будут выходить тысячи кишиневцев.

Промышленные кадры для Узбекистана

СВЕРДЛОВСК, 12 декабря. (По телеф. от
соб. корр.). Из Свердловска’ специальным
эщелоном выехали на родину в Узбекистан
1.200 узбеков, работавших на предприятиях
Свердловска, Серова, Первоуральска, Кар-
пинска и других городов Урала.

Эти товариши пополнили кадры предприя-
тий Урала в первые месяцы Отечественной
войны. В подавляющем большинстве это
были колхозники, не имевшие промышлен-
ной квалификации. За время пребывания на
Урале, они в совершенстве изучили ряд
профессий. Так, например, молодая девуш-
ка Рамаджанова освоила три специально-

сти, она была отличным крановщиком в
одном ‘из цехов Уралмашзавода. Гулям
Ходжаев работал в строительной органи’
зации «Уралтяжстрой», сам отлично изучил
профессию электромонтера и обучил десять
человек.

Многие из работавших на Урале узбеков
награждены медаЛью «За доблестный труд

в Великой Отечественной войне 1941 —
1945 rr.».
Предприятия Узбекистана пополняются

теперь квалифицированными национальными
кадрами, прошедшими уральскую промыш-
ленную школу.

*
Колхозные рынки

АЛМА-АТА, 12 декабря. (По теяеф. от
соб. корр.). В городах, селаххи аулах Ka-
захстана быстро расширяется колхозная

торговля. Всего в Казахской республике
сейчас открыто и действует 212 колхозных
рынков.