Суд открывает новую страницу гитлеров-
ских злодеяний. И по мере того, как пред-
ставитель обвинения приводит документ за
документом, цитату за цитатой, кажется,
будто раздвигаются стены судебного зала.
В дымке морозного дня, далеко за Нюрн-
бергом, оживают страшные картины жесто-
ких военных лет. Одна из них: по бесчис-
ленным осенним дорогам тянутся нескон-
чаемые вереницы людей. Изможденные ли-
ца, пустой взгляд, отчаяние и тоска, повто-
ренные тысячу тысяч раз, бредут среди раз-
рушенных городов и обуглившихся садов
Езропы. Это невольничьи караваны — жен-
щины, дети, старики... Русские, поляки, че-
хи, французы... Они обречены. Кто оторвал
их от родного очага, от отчей земли, кто
Bpepe в пучину страданий миллионы ни в
цем неповинных людей? Неужели вот этот,
похожий Ha обожравшегося паучка, Зау:
кель или Шпеер, все время прячущий свои
злые глаза за темные очки? Да, они! А
вместе с ними палач Польши Франк и по-
за хожий на нетопыря  рейхскомиссар Нидер-
‚ ландов Зейсс-Инкварт, и Геринг, и Кей-
‚ тель, и все они, представшие перед судом
. вародов,
« Нет преступления, известного в судеб-
ной практике, которого не повторили бы,
1 возведя в чудовищную степень, гитлеров-
ские заговорщики против мира и разума.
№ Черный список их злодеяний дополнен но-
вой, кровоточащей сстрокой — рабовла-
en, дельчество! Для того, чтобы осуществлять
че» ©80ю разбойничью военную доктрину, эту

жи ДЬЯвОоЛЬСКую смесь насилия, вероломства,

\, провокаций, вожаки Германия нуждались
‚ в невольничьих руках. Кровавый бред’ ту-

® манил мозпи немецкого бюргера и. завола-
Ха цнвал сознание гитлеровского солдата: Гим-
Ч млер в октябре 1943 года долбил им:

«Меня не интересует ни в малейшей сте-
пени, что случится с русскими или чеха-
‚ ми.. Будут ли эти нации жить в условиях
‚ благоденствия или они будут умирать го-
 додной смертью, интересует меня лишь
jo. постольку, поскольку мы нуждаемся в чих
„ как в рабах в интересах нашей культуры...
Упадут ли от истощения десять тысяч
` русских женщин в то время, как они роют
’противотанковый ров, интересует меня
лишь с одной точки зрения: закончен ли
этот ров для Германии».

А несколько раньше, в марте 1943 года,
титлеровский сатрап на Украине Кох гово-
рыл в Киеве, что «мы приехали сюда не для
того, чтобы раздавать манну... Мы являем-
ся расой господ, и мы должны помнить, что
самый низший германский рабочий в расо-
вом и биологическом отношении в тысячу
раз ценнее, чем здешнее население».

Практика захвата невольников для гер-
уанской военной машины была такова:
людей просто хватали на улицах оккуци-
`рюванных городов или устраивали облавы в
а нь Фатрах, церквах и под конвоем автомат-
ния, 08 отправляли в Германию.  Генерал-
nb, ne Убернатор Польши был еше циничнее и
 (»‚ УПрощал метод «вербовки»: он предписы-

вал окружать при помощи полищии дерев-
ви, а затем забирать всех мужчин и жен-
щин силой и отправлять их в Германию.

Разлучали мать и ребенка, мужа отры-
вали от жены и гнали за колючую прово-
‘еатр Лоу концентрационного лагеря. Кто зани-
тваю: Мался этнм, — эсэсовцы? Не только они:
нн,‹ Вот 97 сказано в секретном. документе,
воён Юдготовленном для министерства оккупи-

юзанных восточных территорий и одобрен-
B. © Розенбергом: «Армейская группа
Центр» имеет намерение отправить на тер-
иторию империи 40 — 50 тысяч подрост-
‹0в в возрасте от 10 до 14 лет... Эта акция
меет целью не только предотвратить уси-
ение военной мощи врага, но также со-
сны’ фатить его биологический потенциал в бу-
ным: Зущем».

Цей pe

Зеке
непри
Ст}
103%,
Oo Ch

Opoid
allies
жет
}. (д
CHL ¢
непри:

Свой:

Пра»

же с
пьесе
гривы
е с

ЧЕТВЕРГ, 13 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 291 (8801)

Рабовлалельны

Чем дальше, тем более изошренными ста-
новились методы вербовки. Рабовладельцы
оказались в затруднительном положении,
На совещании гитлеровцы констатировали:
Перед нами теперь сложная задача — на-
брать еще один миллион рабочих, ‘после
того как военнопленные умирают от голо-
да, как мухи. Больше ста тысяч рабочих,
которые были вызезены в Германию, ‹долж-
ны быть отправлены обратно, потому что
они не могут болыше работать.

Здесь, в Германии, немцы сосали из сво-
их жертв кровь и мозг, они лишали их по-
следних жизненных сил, превращая в жи-
вые трупы. А в городах и селах, захвачен-
ных гитлеровскими ордами, велась охота
за людьми. Ночами врывались в дома, спя-
щих стаскивали с постели и полураздетых
волокли в лагери. Дома «непокорных» сжи-
гали. Огню предавались целые селения,
целые районы украинских городов. Это ка
языке заукелей называлось «мерой мораль-
ного воздействия».

Военные заводы Круппа и Геринга бы-
стро перемалывали мясо и кости рабов, а
фашистский Молох требовал все новых и
новых жертв. Уже в 1942 году Заукель
требует от Розенберга, чтобы тот с Укран-
ны ежедневно отправлял не менее пяти
тысяч мужчин и женщин.

Так были согнаны в Германию миллионы
рабов. Известна горькая судьба большин-
ства. Их выматывали досмерти на. каторж-
ной работе. Морили голодом. Они тысяча-
ми гибли от эпидемий, пыток, побоев. На
смену замученным из захваченных стран
шля и шли новые караваны рабов. Фашист-
ский конвейер продолжал работу.

Как же обращались с рабами в фашист-
ской Германии? И это изложено в фа-
щистской программе: «Всех этих людей на-
до кормить, селить и обращаться © ними
таким\` образом, чтобы эксплоатировать их
в самой высокой степени и при этом при
самых минимальных расходах». Они немно-
го тратили на своих рабов! Страшен был
путь невольников на фантистскую каторгу.

Смертность среди них была велика
уже в пути. Сутками запертые в вагонах
для перевозки скота, лишенные воздуха,

воды, пищи, света, больные и здоровые
вместе, люди призывали смерть, как избав-
ление от неслыханных мучений. Охотники
за людьми вталкивали в вагоны беременных
женщин. На остановках немецкие полицей-
ские выбрасывали из вагонов трупы взрос-
лых, умерших от голода, вместе с новорож-
денными младенцами.

В дни войны, когда части Красной Ар-
мии очищали от немецкой чумы территорию
Советской Украины, мне изредка доводи-
лось встречать девушек, которым удалось
избежать страшной судьбы — быть угиан-
ными в Германию. Они были счастливы —
они остались дома. В селе Дмитриевка пох
Мелитополем учительница Зинаида Попова
упросила соседку, чтобы та облила ей спи-
ну серной кислотой. Страшные язвы не за-
живали. Пусть — только бы не ехать в
Германию.

И новые картины оживают в памяти. Дзи
нашего наступления. Части Красной Ар-
мии вторглись в пределы фашистской `Гер-
мании. Кто забудет слезы радости, с кото-
рыми встречали своих спасителей замучен-
ные, доведенные до последней степени от-
чаяния люди, которых немцы сначала пре-
вратили в рабов, чтобы потом уничтожить?
Сегодня и те, кто погиб за ржавой колю:
чкой, и те, кому посчастливилось дождать-
ся своих освободителей, пред’являют свой
счет той страшной машине для истребле-
ния людей, которая называется фашизмом.

К. ТАРАДАНКИН,
спеи, корр. «Известий»:
г. НЮРНБЕРГ.

пох.
этно
НСкИХ

на:
НЫ
ча  НЬЮ-ЙОРК, 12 декабря. (ТАСС). В про-
рен шлем месяце комиссия палаты представи-
ЗаЦИ телей США «по расследованию антиамери-
34 1 канской деятельности» обратилась к Наци-
гор” ональному совету американо-советской дру-
mC жбы с предложением разрешить комиссии

Заявление председателя

мить осмотреть дела совета. 10 декабря совет
ми, : ередал представителям Печати письмо
их! председателя совета Ламонта, адресован-

ка’ ное комиссии, в котором заявляется, что
ены совет отказывается ° допустить ` подобное
08 расследование», так как полномочия ко-
00  Миссии по проведению расследования. явно
не включают в себя право расследовать
2067 деятельность совета, поскольку он не про-
ви водит антиамериканской пропаганды и не
стремится устранить американскую форму
правления.
Описав деятельность совета в деле раз-
зития советско-американской дружбы и от-
, тив, что Рузвельт, Трумэн и другие

„ Процеес главных военных преступни-
„в № в Нюрнберге продолжает попрежне-
, XY привлекать внимание всей мировой
Фщественности. Многие народы Еврены
ми пережили все те ужасы фашистской
агрессии, 0 которых свидетельствуют
хногочисленные хокументы, оглашаемые
обвинением. Миллионы людей жадно
зчитываются в отчеты 0 процессе.
Эт вполне естественно. Процесс вокры-
завет тайну рождения агрессивной вой-
„ НЫ, показывает и иллюстрирует
„ Бявольскую механику  подлейшего в
и“ Нетории заговора против безопасности
м вего мира.
Разгромив фалистекую Германию и
” в дав, таким образом, осуществиться
 , Чудовищным планам, евободолюбивые на-
„ №ды направляют свой мысли на то, что-
‚ Ы предотвратить в будущем повторенче
недавнего прошлого. Изучая уроки вто-
  рой мировой войны, они делают вытекаю-
‚ Щие из этих уроков выводы. В этом от-
ношении Нюрнбергский процессе еще и
еще раз дает возможность всем народам
оглянуться на только-что прошедцгие гу-
‚ Г ды, поразмыелить над источниками агрес-
\\ сии, над условиями, которые порой по-
 рождали у некоторых народов слабость
перед лицом смертельной внептней опас-

y we

” Hoorn, Е
у «Мы судим немецких военных престул-
1 Виков ради нантих потомков», — пишет

`- английская газета «Ивнинг стандард»,
ис нею нельзя не согласиться.
”’ Поэтому народы, наиболее пострадав-
‚ шие от фашистекой агрессии, каждый
исходя из своих национальных и иото-
рических особенностей, стремятся вы-
рвать те ядовитые корни, на которых
еще гнездятся поросли фашизма, искоре-
, HUT те условия, в которых могут про-
  расти еще оставшжеоя семена фашизма.

BCH

Национального совета

американо-советской дружбы

‘видные американские деятели одобритель-
но относились к достижениям совета, Ла-
монт заявляет, что подобное расследование
не только повредило бы совету, но и не-
благоприятно повлияло бы на внешнюю по-
литику США и таким образом нанесло бы
ущерб стране.

В другом письме, адресованном предсе-
дателю палаты представителей  Рэйбэрну,
Ламонт заявил, что, суля по деятельности
и методам комиссии, предполагаемое рас-
следование не представляло бы собой по-
пытку обнаружить антиамериканскую под-
рывную деятельность, а имело бы целью
нанести вред советско-американским отно-
шениям, от которых зависит всеобщий мир.
Ламонт призывает конгресс обратить вни-
мание на попытки комиссии дискредити-
ровать истинно демократическую деятель-
ность в США.

На международные темы

В одном из документов, фигурировав-
ших на процессе в показаниях бывшего
американского консула в Берлине и по-
сланника & Bene Мессерсмита,  гово-
рится об условиях, облегчавших немец-
ким фашистам порабощение Юго-Восточ-
ной Европы, «В Югославии, — читаем
мы в документе, —она (т.-е. гитлеровская
партия) играла на старых расхождениях
между хорватами и сербами... В Венгрии
она играла на аграрных трудностях...»

Понятно поэтому, какое значение
имеет провозглашение Федеративной На-
родной Реснублики Югославии, Оно яз-
ляется большим шагом внеред по пути
укрепления мира в послевоенной Европе,
выкорчевывания условий, облегчающих
происки фашистской агрессивной pear-
ции. Народы Югославии внесли ценный
вклад в дело ликвидации межвациональ-
ной вражды на Балканах, лихорадившей
всю Европу.

Наряду с победой Отечественного
френта в Болгарии провозглашение Юго-
славии Федеративной Народной Респуб-
ликой закладывает прочный камень в
фундамент мира в послевоенной Еврепе.

И как жалко выглядят попытки по-
следнего из Карагеоргиевичей оклеветать
молодую югославскую наподную демокра-
тию. В противовес мужественному, зака-
ленному в боях за честь и независимость
своей родины народу он нашел умест-
ным и возможным противопоставить
мрачную фигуру столь же мрачного He-
давнего прошлого... генерала Михайлови:
ча. Поистине мертвый пытается схватить
живого. :

Не случайна и та страсть, с которой де-
путаты Национального Собрания Венгрий
защищали от клеветнических нападок
аграрную реформу. призванную покончить
с олним из тех основных условий, кото-

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Se ee ee

К положению в Японии

ТОЙОХАРА, 12 декабря. (ТАСС). По со-
общениям из Токио, происходящая там уже
в течение полутора недель сессия японского
парламента отчетливо демонстрирует неспо-
собность этого парламента разрешать по-
ставленные перед ним проблемы.

Внимание депутатов концентрируется по
существу на двух вопросах — на стремле-
нии избежать ответственностн за войну и на
создании предпосылок личного успеха де-
путатов на предстоящих парламентских вы-
борах.

Приказ генерала Макартура ‘об аресте
сначала 59, а затем дополнительно 9 япон-
ских лидеров затронул и парламент, по-
скольку в списках арестованных значится
6 членов нижней палаты и 18 членов верх-
ней палаты.

Следует отметить, что в списки военных
преступников включен ряд представителей
родовой аристократии, в том числе принцы
Носимото и Коноз.

Сессия парламента проходит, вяло. Депу-
таты по существу саботируют сессию. Пле-
нарные заседания проходят ‘в присутствии
25—30 процентов полного числа депу-
татоз. Из-за отсутствия кворума часто сры*
вается работа парламентских комиссий. За
10 дней парламентом не утвержден ни один
законопроект, хотя близок срок окончания
сессии. Сессия настойчизо уклоняется от
обсуждения законопроектов, носящих де-
мократический оттенок и выдвигаемых пра-
вительством под давлением сложившейся
обстановки. Вряд ли будет ошибочным ут-
верждать, что усилия парламента и прз-
вительства направлены к тому, чтобы без
лишнего шума похоронить или заморозить
законопроекты. Газета «Ниппон таймс»
7Т декабря, характеризуя работу сессии,
писала: и

«Вея процедура сессии — фарс полити-
канства, проводимого в низменных целях.
После рассмотрения избирательного закона
парламент должен немедленно очистить ме-
сто и чем скорее — тем лучше‘ для нации...
Парламент имеет консерзативную окраску.
Парламент и правительство, затяривая рас-
смотрение законопроектов о земельной ре-
форме и рабочих союзах, стремятся похоро-
нить эти законопроекты»,

Нелишне указать, что парламент полно-
стью ‘и безраздельно поддерживает сущест-
вующую императорскую систему в Японии.
Не разрешены до сих пор вопросы о реор-
ганизации верхней палаты, роспуске тайно-
го совета, пересмотре. конституции.

Под давлением обстоятельств сама япон-
ская пресса критикует правительство; ука-
зывая, что оно занимается лишь разработ-
кой различных проектов, не имея сколь-
либо серьезных намерений осуществлять
эти проекты через парламент.

Наблюдаются сильнейший разброд и рас-
терянность в недрах парламентеких партий.
В состоянии развала находится крупнейшая
парламентская партия прогрессистов, что
является следствием, с одной стороны,
ожесточенной внутренней борьбы и, с дру-
гой стороны, ареста одного из лидеров’ пар-
тии Сакураи и теоретика партии Orta.

Так называемая либеральная партия не-
многим по своей реакционности отличает-
ся от партии прогрессистов, все ее усилия
направлены к тому, чтобы избавить своих
членов от ответственности за войну.

Руководители социалистической партии
в ходе парламентской сессии. зарекомендо-
вали себя последовательными  защитника-
ми императорской системы в стране. Со-

циалисты дважды отклонили предложение
коммунистической партии о создании еди-
ного фронта. Кстати, партия социалистов
является своего рода убежищем для ряда
членов «прогрессивной» партии, по различ-
ным мотивам покинувших ряды этой пар-
тии. На сессии парламента социалисты
часто блокируются с членами  либераль-
ной партии.

Коммунистическая партия пользуется в
стране возрастающим влиянием. С 1 по
3 декабря происходил с’езд коммунисти-
ческой партии, На с’езде присутствовало
свыше 500 делегатов. С докладом о зада-
чах партии выступил Токуда, подчеркнув-
ший необходимость для партин бороться
за стабилизацию жизненных условий‘ наро-
да, за расширение промышленного и сель:
скохозяйственного производства и установ-
ление в стране республиканского режима,
‘поскольку основные национальные’ задачи
не могут быть разрешены при сохранении

императорской системы. С’езд избрал ЦК в

составе 7 членов и 8 кандидатов; Токуда
избран генеральным секретарем.

Создана «Коммунистическая
лодежи»,

Для сегодняшней Японии

Лига мо-

характерен

процесс резкого размежевания политиче-
к

ских сил. Народные массы стремятся
демократизации государственного режима
страны. Примером этому служит большой
под’ем, с которым прошли созванные ком-
мунистами и пятью левыми организациями
8 декабря митинги в целях составления
списков виновников войны. В Токио поме-
щение, где происходил митинг, не могло
вместить всех желающих. Самый же спи-
сок, включающий тысячу военных преступ-
ников, был встречен бурными аплодис-
ментами.

Список включает в себя императора, им-
ператрицу, вдовствующую  императрнцу,
всех совершеннолетних членов (мужчин)
императорской фамилии, за исключением
слабоумного принца Ямцина, 23 придвор-
ных, 130. представителей армии и флота,
135 бывших членов правительств, 19 ди-
пломатов, 16 губернаторов провинщий, 39
судейских чиновников, 32 полицейских чи-
новников, 38 тайных советников, 165 чле-
нов верхней палаты, 357 членов нижней
палаты, 86 руководителей концернов, 158
лидеров правых группировок, 112 писате-
лей и журналистов и т. д. Кстати, в спи-
сок военных преступников вошли 6 членов
нынешнего правительства — Сидехара,
Иосида, Сибусава, Маеда, Ивата, Хорики:
ри, а также лидеры социалистов Коно и
Хирано.

Японская печать почти не откликается на
положение в деревне, Судя по отрывочным
данным, как центральное правительство,
так и местные органы японской власти по-
теряли в глазах крестьянства всякий авто-
ритет. Японские ` крестьяне не ждут, что
нынешние японские власти сумеют и по-
желают разрешить земельную проблему.
Газета «Ниппон таймс» 10 декабря опубли-
ковала сообщение, что 15 представителей
префектуры Акита посетили премьер-ми-
нистра и потребовали скупки государством
всей помещичьей земли для наделения кре-
стьянства этой землей.

Репатриация японских граждан из-за гра-
ницы характеризуется такими данными: на
2 декабря репатриировано 693 тыс. япон-
ских граждан, остается за границей 6.063.000
японцев, Из Японии репатриировано 18.717
китайцев и 445.751] кореец, — осталось в
Японии 12.884 китайца и 597.949 корейцев.

Совместное заявление Трумэна, Эттли и Кинга

ВАШИНГТОН, 12 декабря. (ТАСС). Бе-
лый Лом опубликовал 8 декабря совместное

‘заявление Трумэна, Эттли и Кинга, в кото-

ром говорится, что Об’единенный комитет
производства и ресурсов и Комитет по co-
вместному использованию сырья будут лик-
видированы 31 декабря. Англо-американ-
ский об’единенный комитет по вопросам
продовольствия будет ликвидирован
30 июня 1946 г. или скорее, если это поз-
волят обстоятельства,

Однако в заявлении предлагается, чтобы
созданные при соответствующих комитетах
комиссии, в ведении которых находятся та-

кие товары, как хлопок, текстиль, олово,
каучук, шкуры и кожа, являющиеся дефи-
цитными, продолжали свою деятельнасть до
тех пор, пока будет ошущаться нехватка
указанных товаров.

В заявлении говорится также, что после
ликвидации Об’единенного комитета по во-
просам продовольствия возможно необходи-
мо будет сохранить несколько комиссий по
различным видам продовольствия.

Заявление Трумэна, Эттли и Кинга было
одновременно опубликовано также в Лон-
доне и Оттаве.

Программа демократического блока Аргентины

МОНТЕВИДЕО, 12 декабря. (ТАСС).
Аргентинская газета «Ла критика» сообщи-
ла, что 7 декабря руководящий комитет
аргентинского демократического блока
опубликовал совместную программу дейст-
вий 4 партий. Эта программа будет постав-
лена на обсуждение каждой ‘партии блока
в отдельности. Программа включает защи-
ту конституции, признание автономии про-
винций (по существующим законам феде-
ральное правительство имеет право распу-
стить провинциальные органы власти, из-
бранные народом, и назначить новые орга-
ны без выборов), борьбу с коррупцией и
действиями, способствующими‘ установле-

рые помогли фашистской Германии осед-
лаль венгерский народ.

Победа демократическом фронта на
выборах в Учредительное собрание Алба-
нии — еще один знаменательный факт
того же порядка. Всем известна недавняя
история этого небольнгого народа, который
агресворы пытались превратить в яблоко
раздора между народами Балкан и Среди-
земноморья и в то же время использовать
как плацдарм для агрессии против балкан-
ских государств. «На Балканах, цинич-
но заявлял Гитлер 22 августа 1939 г.—
Албания играет роль той силы, которая
сохраняет равновесие».
албанский народ, кровью завоевавший
независимость, не хочет возврата к прош-
лому. Выборами в Учредительное собра-
ние он внес свою хепту в дело укрепления
демократии, в дело мира, в дело выкорче-
вывания корней фалтистокой агрессии.

*

Находятся люди, претендующие на
принадлежность к поборникам мира и
демократии, которых недавние мрачные
годы разгула фашистской реакции, види-
мо, ничему не научили. Одни из них пря-
мо берут под защиту фашистских пре-
ступников, как то делает газета «Чикаго
трибюн», об’являя процеес в Нюрнберге
«лишенным законности» и «пристраст-
ным», Это— старая песня, уже раздавав-
шаяся в залах суда и заглушенная убий-
ственными по своей силе документами 0б-
винения. Писак из сей газеты, очевидно, не
смущает то обстоятельство, что на Нюрн-
бергеком процессе фигурировало достаточ-
но неопровержимых документов о фашиет-
ском заговоре против демократии США,
т.-е. той демократии, защитником которой
претендует быть «Чикаго трибюн».

Другие напоминают пойманного с по-

личным жулика, который дхя обмана пуб-
лики кричит на ни в чем не повинного

нию фашистского режима, расширение гра-
жданских прав, свободу‘ слова, собраний,
религии и профсоюзного движения, запре-
щение распространения расовой теории и
антисемитизма, повышение уровня жизни
народа и постепенную отмену налогов на
предметы широкого потребления, тесное со-
трудничество Аргентины с демократиче-
скими странами и республиками американ-
ского континента, выполнение международ-
ных обязательств, солидарность с испан-
ским народом против Франко, борьбу про-
тив безработицы, проведение аграрной ре-
формы и т. д.

прохожего: «Держи вора!» Тажие «побор-
ники демократии» 3a последнее время
счень много говорят о подозрительноести,

мешающей, мол, установлению подлинного

мира и единства свободолюбивых народов.

Английская газета «Католик геральд»
предоставила свои страницы пресловутому
лидеру «черного фронта» Отто Штрассеру,
который возрождает геббельсовскую про-

паганду и пугает Англию и США... ком-
мунистической опасностью. «Желают ли

западные державы, — вопрошает он, —

чтобы вся Германия подпала под русское
господство и, таким образом, раньше или
Мужественный   позже, стала коммунистической?»

Можно сразу догадаться, из какого ap-
сенала вытащено это отравленное оружие,
Вот <«Католик геральд», повидимому,
действительно имеет слабое представле-

ние о внешнем мире. Ей, видимо, неиз-
вестно, что уже неё раз разоблаченный
ныне В
Нюрнберге приобщен к документам, изо-
бличающим подготовку фаптиетекой аг-

<антикоминтерновски й пакт»

рессии,
Процесс в Нюрнберге еще и еще раз
‚вскрыл перед всеми свободолюбивыми

народами, какими методами  пользо-
вались фашистские агрессоры в подго-
товке заговора против мира. Одним из

этих методов, как известно, было сеять
отравленные семена взаимного подозре-
ния, раз’единять народы, натравливать
друг на друга, отвлекаль их внимание
разными жупелами, ‘а под этой дымовой
завесой творить свои черные дела.
Установление длительного, прочного
мира невозможно без сотрудничества сво-
бодолюбивых народов, нашедитего свое
выражение в организации 00’единенных
наций. Их взаимное доверие и уважение
не должны быть и не будут поколеблены
шумливой возней ‘различных злопыхате-

лей.
НАБЛЮДАТЕЛЬ.

Суд над виновниками войны в Финляндии

ХЕЛЬСИНКИ, 12 декабря. (ТАСС). Вче-
ра на заседании суда по делу финских ви-
HOBHHKOB войны был оглашен документ
«план Барбаросса», из которого явствует,
что прежние руководители Финляндии за-

ранее и точно договорились об участии в

нападении на СССР и что участие Финлян-
дий было точно предусмотрено в агрессив-
ных планах Гитлера. Во второй части засе-
дания суда 11 декабря началось слушание
речи обвиняемого Рюти. Речь была забла-
повременно подготовлена и имеет целью
оправдать действия тех кругов Финляндии,
которые стремились поддержать любой
военный план против СОСР. 1 декабря
Рюти успел прочесть меньше половины
своей речи.

Сегодня заседание суда началось вопро-
сом председателя суда Меллера к канцле-

ру юстицин Тарьянне, имеются ли у него

какие-нибудь замечания. Тарьянне сказал;

во вчерашней речи Рюти, есть основания

Погода в Хельсинки резко изменилась:
идет снег, ударил мороз. Жители торопли-
во снуют по узким, во многих местах кри-
вым улицам шумного города. Здание суда
оцеплено пешей и конной полицией в чер-
ных шинелях с голубыми петлицами. Точно
в назначенное время открывается судебное
заседание, :

После переклички, проведенной предсе-
дателем суда, подсудимый Рюти получает
слово. Он продолжает читать свою речь,
начатую еще накануне. Однообразно и
монотонно звучит его голос. Чтение про-
должается бесконечно долго. Подсудимые
заняты своими делами: высокий худоща-
вый пастор Кукконен читает толстую кни-
гу, Кивимяки попрежнему орудует каран-
дашом, Таннер откинулся на спинку стула,
его мертвенно бледное лицо неподвижно,
глаза закрыты. Неподвижно сидят и судьи,
лишь оеспокойные журналисты иногда ме-
няются местами, чтобы лучше рассмотреть
кого-нибудь из подсудимых. Изредка вспы-
хивает электролампочка, освещая дощечку
с фамилией журналиста, вызываемого к
телефону.

Нет надобности приводить здесь гнус-
ную, лживую речь Рюти, но на одном месте
все же следует остановиться.

— По нашему пониманию, — читает Рю-
ти, — мы действовали на благо нашего на-
рода и нашей земли. Мы уверены и верим,
что история признает правильность линии
нашей деятельности в целях сохранения не-
зависимости Финляндии и неприкосновен-
ности нашей страны.

И мне вспомнилась другая речь Рюти,
произнесенная на совете министров 9 июня
1941 года. В ней Рюти говорил, что, по его
мнению, война, которая, возможно, вспыхнет
между Германией и Советским Союзом, бы-
ла бы в интересах всего мира, так как Гер-
мания является единственным государством,
которое в состоянии победить Советский
Союз. После такой речи Рюти и всей его
дальнейшей деятельности матерому при-
служнику Гитлера приходится прибегать ко
всяким уловкам. на суде. Рюти 3aHH-
мал пост президента. Он хотел войны и,
злоупотребляя своим служебным положе-
нием, втянул в нее свой народ на стороне
Германии. Даже после того, когда ее карта
была бита, Рюти всеми мерами препятство-
вал заключению мира. Рюти, часто прибегая
к помощи гадалок, надеялся на какое-то
чудо и ждал; может быть, он и сейчас ждет
оправдания своей преступной деятельности,

Рюти пытается доказать, что был верным
слугой своего народа, но в действительно-
сти он занимал командную позицию в раз-
жигании войны. Он вместе с Таннером,
прислуживая Гитлеру, обманывал свой на-
род, обрушил на него тяжесть войны, горе,
нужду.

Мы проехали с востока на запад значи-
тельную часть Финляндии. Видели ее поля,
леса, луга, города и деревни. Мы должны
сказать, что встретили признаки трудолю-
бия финского народа. Прекрасные леса —
богатство страны — почти всюду огороже-
ны. Зима только началась, но на полях и
лугах мы видели немало крестьян. Они. вы-
возили на свои неболышие участки, во мно-
гих местах покрытые огромными валуна-
ми, удобрения, на лугах ремонтировали сен-
ные сараи, строили прясла для сушки тра-
вы. Дороги, по сторонам которых стоят
опрятные домики, содержатся в порядке,
На них можно одновременно увидеть и бы-
стро мчашегося велосипедиста, и лыжника,
и крестьянку, спешащую на рынок с гру-
зом, уложенным на легкие железные санки.
Кто же заставил финский народ оторвать-

«На основании того, что было заявлено

предполагать, что продолжение этой речи

будет содержать такие моменты, которые
по закону на данном судебном процессе
должны рассматриваться при закрытых две-
рях. Я представляю на рассмотрение суда
вопрос о том, следует ли принять подобное
решение»,

С возражением выступил защитник Рюти
Прокопе.

После этого суд удалилея на совещание.
Заседание суда: возобновилось в 12 часов
45 мин. Суд решил, что в настоящий момент
нет основания проводить заседание суда
при закрытых. дзерях. Вместе с тем сул
предложил обвиняемому Рюти придержн-
ваться рамок обвинительного заключения.
Однако последующая часть речи Рюти не
отличалась от ранее оглашенной, Суд счел
себя вынужденным прервать обвиняемого
и снова удалилея на совещание, после ко-
торого предложил обвиняемому Рюти не
допускать никаких оскорбительных заме-
чаний по адресу Об’единенных наций. Слу-
шание речи обвиняемого Рюти, составлен-
ной с явно пропагандистской антисоветской
целью, займет еще несколько дней.

Финские подручные Гитлера

ся‘от мирного труда, взяться за оружие и
помогать фашистской Германии выполнять
преступный «план Барбаросса»? Это сдела-
ли Рюти, Таннер и его подручные со своим
бредовым планом «великой Финляндии».

Проезжая но стране, мы видели и много-
численные военные укрепления, воздвигну-
тые на полях. Кто же заставил финских
лесорубов и каменщиков, обездоленных
женщин и подростков строить ROTH, копать
противотанковые рвы и траншеи, начинять
землю минами и фугасами? Кто заставил
финский. народ голодать, испытывать вся-
ческие лишения? Кто обездолил многих
финских женщин, оставив их без мужей,
сыновей, без отцов? Это сделали те же
главные преступники войны Рюти, Таннер
и компания,

Мы, русские, знаем и другое. Тысячи жи-
телей Ленинграда погибли во время войны,
которую вели немцы в союзе с финнами.
Ленинград был блокирован немецко-фаши-
стскими и финскими войсками. Мы знаем
и о многочисленных зверствах финской ар-
мии в Советской Карелии и в лагерях со-
ветских военнопленных. Всего этого забыть
нельзя. Это результат деятельности Рюти,
Таннера и их подручных.

В Ленинграде мне рассказывал один
журналист, что ему пришлось побывать в
специальном детском учреждении, в кото-
ром воспитываются ребята в возрасте от
5 до 10 лет, пострадавшие во время войны.
Сотни безруких и безногих ребят, искале-
ченных варварскими обстрелами города, —
также результат. деятельности преступни-
ков войны,

Мы беседовали с некоторыми представи-
телями финского народа, и они рассказыва-
ли, как трудно сейчас жить. Нехватает про-
дозольствия, одежды и даже топлива.
случилось это совсем не потому, что оску-
дели леса и поля, — нехватает рабочих
рук. Люди волею Рюти, Таннера и всех
остальных, ныне сидящих на скамье подсу-
димых, были брошены в мясорубку войны,
принесены в жертву бредовой идее «вели-
кой Финляндии»,

Наступил час возмездия. Преступники на
скамье подсудимых. Их судит финский суд,
и народ ожидает‘ от него справедливого, но
сурового’ наказания.

Сидит Рюти под’ огромной сверкающей
люстрой и читает свою речь. Ox
призывает историю не забыть его деятель-
ности. Он говорил об этом вчера в тече-
ние четырех часов, продолжает говорить и
сегодня. Несколько’ раз речь Рюти пре-
рывается ‘и суд удаляется на совещания.
Всякий раз председатель предупреждает,
чтобы Рюти не ‘отклонялся от существа
дела, но прожженный хитрец -снова про-
должает бубнить свое. Он что-то гнусавит
0б истории, воле народа, но обходит глав-
ное — о своей преступной деятельности
ничего не. говорит,

..Мы видели, каков начале речи Рюти
его защитник Прокопе, которого, кстати
сказать, некоторые ‘финские газеты назы-
вают девятым военным преступником, напи-
сал председателю суда записку. После
прочтения ее председатель разрешил Рюти
продолжать чтение речи сидя. Мы знаем,
что тот же Прокопе пытался устроить в
уборной свидание ‹ председателя суда с
подсудимым Рюти. Вряд ли подобная дея-
тельность Прокопе сослужит службу фин-
скому народу, вряд ли принесет она пользу

подсудимым.
Н. БАКАНОВ,

> спец. корр. «Известий».
г. ХЕЛЬСИНКИ.

Работа комитетов подготовительной комиссии
организации Об’единенных наций

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Вчера в
комитете № 8 подготовительной комиссии
Об’единенных наций продолжалось обсуж-
дение вопроса о местонахождении штаб-
квартиры организации Об’единенных наций,
Выступивший с заявлением советский деле-
гат тов. Громыко, касаясь доводов тех, кто
заявлял, что штаб-квартира должна нахо-
диться в Европе, так как проблемы, с кото-
рыми ей придется сталкиваться в будущем,
касаются Европы, указал, что этот аргумент
может быть и верным, и неверным. Если
организация Об’единенных наций будет ре-
шать только европейские проблемы, то она
превратится в региональную организацию,
что было бы неправильно. Такое положение
было бы трудно примирить с идеей созда-
ния всемирной организации Об’единенных
наций. Для того, чтобы работа организации

Об’единенных наций была успешной, она
лолжна быть действительно всемирной
организацией. Не должно быть и речи о

регионализме. Всемирный характер органи-
зации был определен в уставе, ратифициро-
ванном всеми ее членами. В исполнительном
комитете советская делегация сообщила
свою точку зрения, которая поддерживает
избрание Соединенных Штатов местом пре-
бывания организации. Она до сих пор при-
держивается этой точки зрения.

В пользу избрания Европы местопребыва-
нием организации на этом заседании высту-
пил французский посол в Лондоне Массиг-
ли. Он выступил против предложения‘ соз-
дать штаб организации на территории боль-
щой страны.

Чехословацкий делегат Масарик не свя-
зал себя высказыванием определенного мне-
ния, заявив, что он не получил инструкции
от своего правительства, но все же указал,
что если организация будет находиться в
США, то отделение этой организации дол-
жно быть в Европе, или наоборот.

Белорусский делегат тов. Киселев в своей
речи возражал против доводов тех, кто вы-
сказывался в пользу Европы, а также вы-

ступил против предположения, что американ-
ское правительство будет оказывать нажим
на организацию Об’единенных наций, если
ee штаб-квартира будет находиться на его
территории. «Дело не в том, — сказал тов.
Киселев, где будет находиться штаб-квар-
тира организации — в большой или малой
стране, в большом или малом городе. Важ-
но, чтобы эта организация встречала искрен-
нюю поддержку со стороны правительств и
народов в борьбе за предотвращение новой
мировой войны. Это главная задача и осно-
ва нашей новой организации». Тов. Киселев

зысказал мнение, что новая организация
должна находиться в США,
Представители Гватемалы, Панамы и

Гондураса также поддержали предложение
об избрании США местопребыванием орга-
низации, а представитель Дании высказался
в пользу Европы.

Пока только один`из 8 комитетов, соз-
данных подготовительной комиссией Об’-
единенных наций, закончил свою работу.
Председатель этого комитета делегат Сирин
Наджиб-Арманаджи заявил вчера на пресс-
конференции, что стоявшая перед комитетом
проблема заключалась в том, чтобы неко-
торые аспекты деятельности Лиги наций
передать организации Об’единенных наций.
Комитет рекомендовал, чтобы техническая
и неполитическая деятельность Лиги на-
ций, польза которой была признана, как,
например, эпидемиологический отдел и от-
дел, ведавший борьбой с наркотиками, бы-
ла временно сохранена. Комитет решил, что
не следует принимать никаких долгов Лиги
наций.

Отсрочка сессии Генеральной ассамблеи
06’единенных наций —
ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, полготовитель-
ная комиссия Об’единенных наций решила
перенести сессию, Генеральной ассамблеи
с 7 на 10 января.

Предоставление Соединенными Штатами Мексике
кредита в 20 миллионов долларов

ВАШИНГТОН, 12 декабря.
Председатель Экспортно-импортного банка
США Тэйлор и мексиканский посол в Сое-
диненных Штатах Монтейрос сообщили, что

(ТАСС). [ими заключено соглашение о предоставле-

нии Соединенными Штатами кредита Мек-
сике в размере 20 млн, долларов для осу-
ществления программы электрификации
Мексики.