ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

ЧЕТВЕРГ,

13 ДЕНАБРЯ 1945 г. № 291 (8901)

Положение

Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге —в’треции

НЮРНБЕРГ, 11 декабря. (ТАСС). На ве-
HepHeM заседании после просмотра доку-
ментальных кинофильмов выступил пред-
ставитель американского ‘обвинения полков-
ник Стори, который сообщил, что в течение
оставшихся дней этой недели представите-
ли обвинения изложат` трибуналу докумен-
тальные ‘доказательства, относящиеся к
преступлениям обвиняемых против ` чело-
вечности и законов ведения. войны.

Затем слово получил представитель аме-
риканского обвинения Додд, посвятивший
свое выступление изложению преступных
действий гитлеровцев, ‘направленных на по-
рабощение иностранных рабочих. В связи с
этим обвинитель‘ рассматривает также во-
прос о бесчеловечном обращении гитлеров-
цев с евреями и иностранными рабочими, ко-
торые были вывезены в Германию, как
рабы. че :

Указав, что для доказательства этих
пунктов обвинения будут приведены и фо-
тографии, обвинитель заявил, что вывоз
иностранных рабочих и их порабощение
гитлеровцами носнли массовый характер. В
качестве рабов использовались, вопреки за-
конам ведения войны ‘и международному
праву, и военнопленные, которых часто за-
ставляли работать против собственных
стран. Эти преступления были совершены
такими организациями, как имперский ка-
бичет, руководящий корпус гитлеровской
партии, СС, СА, СД, штаб верховного ко-
мандования, гестапо и др.

Обвинитель определяет конкретную от-
ветственность подсудимых за эти преступ-
ления. Заукель, как уполномоченный по
вербовке рабочей силы, отвечает за набор и
порабощение иностранной рабочей. силы;
Шпеер, как министр вооружения и руково-
дитель организации Тодта, — за примене-
ние насилия и бесчеловечное обращение с
иностранными рабочими, которое часто при-
водило к их гибели; Геринг отвечает за
применение всех этих мер, как генераль-
ный уполномоченный по проведению четы-
рехлетнего плана; Розенберг несет ответ-
ственность за эти меры, как министр окку-
пированных восточных областей; Франк —

как генерал-губернатор Польши;  Зейсс-
Инкварт — как наместник в Голландий;
Кейтель — как качальник штаба верхов-

ного командования германских вооружен-
ных сил. Бесчеловечное обращение с ино-
странной рабочей силой и порабощение ее
полностью соответствовало’ всем теорети-
ческим и политическим установкам гитле-
розских руководителей, которые провозгла-
сили германский народ «расой господ».
Эти установки содержатся в высказываниях
гитлеровских руководителей в их докумен-
тах.

23 мая 1939 года в новой рейхсканцеля-
рии Гитлера состоялссь совещание, на ко-
тором присутствовали Гитлер, Геринг, Ре-
дер, Браухич, Кейтель и другие. На этом
совещании Гитлер заявил: «Если судьба
приведет нас к конфликту < Западом, то
овладение широкими пространствами Во-
стока должно стать нашим преимуществом.
Мы тогда будем в состоянии положиться
на ресурсы этих районов. Население негер-
манских районов будет доступно нам в ка-
честве источника рабочей силы».

24 апреля 1942 года подсудимый Заукель
писал Розенбергу: «Целью этой новой ги-
гантской мобилизации рабочей силы являет-
ся наше стремление использовать богатые
ресурсы, завоеванные нашими вооруженны-
ми силами под руководством Адольфа Гит-
лера. Эти ресурсы должны быть использо-
ваны для наших вооруженных сил, а также
с целью снабжения Германии. Сырьевые
материалы, а равным образом’ и рабочая
сила завоеванных территорий должны быть
полностью и последовательно использова-
ны с выгодой для Германии и ее союзни-
ков».

«Теория» расового господства лежала в
основе проводившейся гитлеровцами поли-
тики. 5 марта 1943 года так называемый
рейхскомиссар Украины Кох заявил в своей

речи в Киеве: «Мы являемся расой господ
и должны управлять жестоко. Я прибыл
сюда, чтобы помогать фюреру. Население
должно работать, работать и еще раз рабо-
тать. Некоторые из этих людей истощают-
ся, так как население не получает доста-
точно пищи. Население не может ее требо-
вать. Мы приехали сюда не для того, что-
бы раздавать манну. Мы приехали сюда
для того, чтобы создать базу нашей побе-
ды. Мы являемся расой господ, и мы долж-
ны помнить, что самый низший германский
рабочий в расовом и биологическом отно-
шении в тысячу раз ценнее, чем здешнее
население».

4 октября 1943 года руководитель rec-
тапо рейхслейтер СС Гиммлер произнес в
Познани на совещании эсэсовских генера-
лов речь, в которой он заявил: «Меня не
интересует ни в малейшей степени, что слу-
чится < русскими или чехами. То, что эти
нации могут предложить из своих расово-
чистых ресурсов, мы возьмем, даже путем
увоза детей отсюда. Будут ли эти нации
жить в условиях благоденствия или они бу-
дут умирать голодной смертью, интересует
меня лишь постольку, поскольку мы нуж-
Ддаемся в них как в рабах в интересах на-
шей культуры. Ни с какой другой стороны
они меня не интересуют. Упадут ли от ис-
тощения десять тысяч русских женщин в
то. время, как они роют противотанковый
ров, интересует меня лишь с одной точки
зрения: закончен ли этот ров для Герма-
нии».

Далее обвинитель цитирует совершенно
секретный меморандум, одобренный Розен-
бергом и датированный 12 июля 1944 года.
В этом меморандуме речь идет об эвакуа-
ции молодежи с территорий, занятых армей-
ской группой центра. В меморандуме гово-
рится: «Армейская группа «Центр»
имеет намерение отправить на территорию
империи 40—50 тысяч подростков в возрас-
те от 10 до 14 лет. Бюро молодежи уже
начало об этом переговоры < организащией
Тодта. Оно намеревается — использовать
этих людей после двухлетней тренировки
в качестве квалифицированных рабочих.
Это обучение должно проводиться органи-
зацией Тодта, которая располагает для это-
го соответствующими техническими сред-
ствами. Германские учреждения особенно
настаивают на этом мероприятии, посколь-
ку они ощущают недостаток в учениках.
Эта акция, имеет ‘целью не только предот-
вратить усиление военной мощи врага, но
также сократить его биологический потен-
циал в будущем. Эта идея поддерживается
не только рейхсфюрером. но также‘и фюре-
ром».

Гитлеровцы вывозили из оккупированных
стран рабочую силу, отделяя жен от мужей
й детей от родителей. Вывоз осуществлял-
ся такими методами, что во время транс-
портировки, а также на работе в Германии
гибли солни тысяч людей. Франк, как гене-
рал-губернатор Польши, осуществил увоз
в германское рабство сотен тысяч поляков.
В своем письме Герингу от 25 января
1940 года Франк писал: «Необходимо на-
брать и отправить в империю по крайней
мере один миллион мужчин и женщин для
промышленности и сельского хозяйства, из
которых по крайней мере 750 тысяч долж-
ны быть сельскохозяйственными рабочими
и из них не меньше 50 проц. женщин».

В своем дневнике, в записи от 10 мая
1940 года, Франк писал: «Генерал-губерна-
тор занимается проблемой принудительной
вербовки польской рабочей силы. Принуди-
тельная отправка рабочей силы осуще-
ствляется в виду того, что добровольно не-
возможно отправить достаточное количе-
ство рабочей силы для работы внутри Гер-
мании. Принудительная вербовка предпо-
лагает аресты польских мужчин и женщин.
Генерал-фельдмаршал Геринг некоторое
время тому назад в своей длинной речи
указал на необходимость отправки в импе-
рию сдного миллиона рабочих. До сего вре-
мени отправлено 160 тысяч. Придется  пре-
одолеть болышие трудности. Необходимо по-

Вечернее заседание 11 декабря

этому проинструктировать начальников
районов и комендантов городов таким обра-
зом, чтобы уже в самом начале операции
быть уверенным в ее успехе. Аресты моло-
дых поляков, посещающих ‘церковную
службу или кино, вызовут, конечно, нер-
возность поляков. В общем говоря, нельзя
возражать против удаления с улиц этих
молодых людей, способных к работе. Луч-
шим методом была бы организация мас-
совой облавы, и она была бы полностью
оправдана. Во время массовой облавы нуж-
но останавливать тюляка на улице и спра-
шивать его, что он делает, где он работает
и так далее»,

В другой записи, а именно от 16 марта
1940 года, в дневниках Франка говорится:
«Генерал-губернатор имел длительные пе-
реговоры в Берлине с представителями ми-
нистерства финансов и министерства про-
довольствия. Было сказано, что срочно
необходимо послать в Германию большое
количество польских сельскохозяйственных
рабочих. Эта мера, раз она требуется, мо-
жет быть выполнена только силой, при
чем это требует применения полиции, кото-
рая должна окружать деревни и забирать
мужчин и женщин для отправки их в Гер-
манию».

17 апреля 1943 года имперский министр
Ламмерсе направил секретный доклад
Гиммлеру о положении в генерал-губерна-
торстве. В этом докладе он писал: «Вер-
бовка’рабочей силы проводилась более или
менее насильственными методами, когда,
например, группы, назначенные трудовыми
отделами, хватали поляков в церквах и
кино и отправляли их в империю».

В другом документе, касающемся KOH-
фискации польских ферм и отправки поль:
ских сельскохозяйственных рабочих в Гер-
манию, также процитированном обвините-
лем, говорится, что  восточно-германская
корпорация сельскохозяйственного  разви-
тия конфисковала болыное количество
польских ферм. Бывшие владельцы этих
польских ферм вместе со своими семьями
отправлены в Германию на сельскохозяй-
ственные работы. «Таким образом, — го-
ворится в этом докладе, — сотни польских
сельскохозяйственных рабочих могут быть
самым простым способом предоставлены в
распоряжение сельского хозяйства Герма-
нии. Таким путем может быть устранен не-
достаток  сельскохозяйственной рабочей
силы в империи».

26 ноября 1942 года Заукель, как гене-

‚ральчый уполномоченный по рабочей силе,

в своем циркуляре нижестоящим инстанци-
ям писал: «По согласованию вопроса с на-
чальником полиции безопасности и СД, ев-
реи, которые еще заняты здесь на какой-
либо работе, должны быть эвакуированы с
территории Германии и должны быть заме-
нены поляками, которые будут привезены
из генерал-губернаторства. Поляки, кото-
рые будут эвакуированы, должны быть ча-
стично помещены в концентрационные ла-
гери, если они являются преступными или
антисоциальными элементами. Остальные
поляки должны быть привезены в империю,
в частности в Берлин, без своих семей.
Здесь они поступят в распоряжение трудо-
вых отделов для направления их на воен-
ные заводы взамен евреев». a

В этом месте защитник Заукеля прервал
обвинителя, заявив, что его подзащитный
оспаривает подлинность этих документов.
Подпись на этих документах, — заявляет
защитник, — сделана на машинке, а не от
руки. Защитник заявляет также, что, пос-
кольку он не ‘получил возможности предва-
рительно ознакомиться с этими документа-
ми и переговорить по этому вопросу с под-
судимым Заукелем, то он просит трибунал
отложить оглашение этих документов.
Председатель суда лорд Лоуренс заявля-
ет, зто защитник будет иметь возможность
ознакомиться со всеми этими документами
завтра.

На этом председатель об’являет вечернее
заседание трибунала закрытым. .

Утреннее заседание 12 декабря

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАСС). Ут-
реннее заседание трибунала открывается
выступлением представителя американского
обвинения Додда, который напоминает три-
буналу о содержании вчерашнего вечерне-
го к gare При упоминании обвинителем
дневника подсудимого Франка защитник
последнего заявляет, что обвинение якобы
неправильно пользуется этим документом,
приводя лишь его часть. Он просит предо-
ставить в его распоряжение весь дневник
Франка, занимающий несколько больших
томов, а также ‘4 речи Франка, которые
якобы были подготовлены им в 1942 году и
отвергнуты Гитлером.

Председатель трибунала лорд Лоуренс
об‘’являет защитнику, что дневник Франка
будет передан в комнату защиты.

После этого обвинитель Додд присту-
пает к изложению обвинения гитлеровских
заговорщиков в осуществлении мероприя-
тий, рассчитанных на превращение взросло-
го населения Европы в немецких рабов.
Многочисленными документами, захвачен-
ными в архивах гитлеровского министра по
делам восточных территорий Розенберга и
в архивах гитлеровского уполномоченного
по вопросам мобилизации ‘рабочей силы
Заукеля, обвинитель доказывает, что гит-
леровцы систематически H хладнокровно
угоняли миллионы русских, украинцев, по-
ляков, французов, ‘бельгийцев, голландцев
и других в немецкое рабство. Гитлеровцы
не гнушались никакими средствами. «Вер-
бовка рабочей силы» превратилась в откры-
тую охоту за людьми.

Подобная «вербовка» вызвала решитель-
ное сопротивление населения оккупирован-
ных районов. Гитлеровские заговорщики
решили организовать вербовку военно-при-
нудительными средствами. На специальном
заседании экономического планового бюро
Заукель доложил, что «вербовщики» все
чаще становятся’ жертвами вооруженных
нападений. Начальник немецкого вербовоч-
ного бюро в- Варшаве был. застрелен срёди
белого дня в его собственной конторе. Зау-
кель. требовал полицейских подкреплений
для проведения «вербовки» и просил содей-
ствия подсудимого ‘Розенберга.

Специальным письмом от 3 октября
1942 года подсудимый Заукель требовал от
Розенберга принятия ‘решительных мер к
насильственному вывозу рабочей силы из
оккупированных районов в Германию. «Фю-
рер, — писал Заукель, — разработал новый
и весьма срочный план вооружений, кото-
рый потребует мобилизации двух дополни-
тельных миллионов иностранных рабочих.
Фюрер предоставил мне новые права и по-
ручил мне принять любые меры, которые я
найду нужными, чтобы любой ценой обес-
печить мобилизацию рабочей силы для
германской военной промышленности, как
из самой Германии, так и из протектората,
польского губернаторства и других оккупи-
рованных территорий. Дополнительная ра-

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬОТВА: Москва, 6, Пушкинская площадь, 5.
Советского строительства—К 3-98-17; Пропаганды-—К 5-23-20; Литеритуры и искусства —К 0-57-27; Иностра

бочая сила в своем большинстве должна
быть взята из недавно оккупированных вос-
точных территорий, особенно из имперско-
го комиссариата Украины: Поэтому импер-
ский комиссариат Украины должен доста-
вить 225 тысяч рабочих до 31 декабря
1942 года и 225 тысяч дополнительно — к
1 мая 1943 года».

Заукель предписывает не останавливаться
ни перед какими беспощадными мерами для
получения рабочих рук. Несколько позже
Заукель посылает в оккупированные районы
своего специального представителя Пюкер-
та с задачей обеспечить ежедневную при-
сылку 5 тысяч рабов. С типичной немецкой
педантичностью Заукель просит Розенберга
(письмо от 17 марта 1943 года) ежедневно
поставлять в Германию: из Белоруссии —
500 человек, из «Центральной экономиче-
ской инспекции» — 500 человек, из Украи-
ны — 3 тысячи человек, из «Южной эко-
номической инспекции» — 1000 человек.
Заукель предупреждает, что, «начиная с
  апреля 1943 года, ежедневная норма дол-
жна быть увеличена вдвое».

Не ограничившись посылкой писем, Зау-
кель лично отправляется в оккупированные
районы. 18 июля 1943 года Заукель произ-
нес в Каунасе речь, в которой потребовал
«посылки в Германию значительно больше-
го числа литовской рабочей силы». Не-
сколько раньше он побывал в Риге, где
предложил гитлеровскому комиссару пос-
лать в Германию не позже августа 1943 го-
да’ 183 тысячи человек, потребовав вклю-
чить в число их, по меньшей мере, 30 тысяч
молодежи.

Видимо, приказы Заукеля выполнялись
е трудом. Ему пришлось обратиться за по-
мощью к германской армии, которая держа-
ла гарнизоны. во всех оккупированных рай-
онах. В письме от 17 августа 1943 года, на-
правленном военным властям, Заукель пред-
лагал: «Вы должны завербовать и немед-
ленно отправить в Германию всю рабочую
силу, родившуюся’ на вашей территории в
течение 1926 и 1927 годов. Запись должна
быть закончена не позже 30 сентября
1943 года».

«Вербовочная кампания, — говорит об-
винитель, — увенчалась успехом». Заукель
имел возможность сообщить Шпееру, тог-
дашнему министру вооружений, что он,
Заукель, может дать ему миллион рабочих
до октября 1943 года, кроме того, он обе-
щает дать 700 тысяч рабочих для сель-
ского хозяйства. Гитлеровцы, не стесняясь,
описывали, какими средствами они доби-
лись этого. В меморандуме, найденном в
архиве Заукеля, рассказывается: «Сейчас
мы  присутствуем при комической картине
вербовки миллионов рабочих рук из’ окку-
пированных восточных территорий, чтобы
заполнить брешь в германской рабочей
силе после того, как военнопленные пере-
мерли, подобно мухам, от голода. Метод
«вербовки» (кавычки в документе), приме-

няемый нами, берет свое начало, вероятно,
с самых черных периодов работорговли.
Процветает настоящая охота на людей. Не
принимаются во внимание никакие сообра-
жения здоровья или возраста». й

Население оккупированных территорий
ответило на фашистскую «вербовку» усиле-
нием сопротивления и расширением парти-
занокой борьбы. 21 декабря 1942 г. Розен-
берг направил Заукелю письмо, в котором
писал: «Доклад, который я получил, пока-
зывает, что увеличение числа партизанских
отрядов в оккупированных восточных рай-
онах вызвано тем фактом, что методы,
применяемые для вербовки или насильст-
венного массового вывоза рабочих рук, та-
ковы, что люди, которым угрожает эта
судьба, предпочитают избежать ее, уходя
в леса или переходя в партизанские от-
ряды».

Розенберг приложил к своему письму
доклад, показывающий «методы вербовки»
Заукеля. В докладе описывается, что
во многих случаях немецкие полицейские
сжигали целые деревни, жители которых
отказывались «вербоваться» на работу в
Германию. «Когда пришел приказ, — гово-
рится в докладе, — послать 25 рабочих,
никто не явился. Все взрослые бежали.
Тогда появилась германская полиция и на-
чала поджигать дома тех, кто бежал. Не-
медленно возник огромный пожар, цосколь-
ку уже два месяца не было дождей. В до-
полнение к этому, урожай хлеба был сло-
жен в амбарах. Можете вообразить, что про-
изошло. Народу, который прибежал к
месту пожара, запретили тушить его. По-
лиция избивала и арестовывала прибежав-
ших. В это же время полицейские поджи-
гали другие дома». Далее в докладе ука-
зывается, что в других деревнях (судя по
наззаниям, дело происходит в Белоруссии)
полиция арестовала стариков, старух и де-
тей в качестве заложников, угрожая рас-
стрелять их, если трудоспособные не OT-
празятся на работу в Германию.

Обвинитель Додд хочет огласить пись-
менные показания подсудимого Розенберга,
однако защитник последнего решительно
возражает против пред’явления этого доку-
мента. Он требует, чтобы документ был
представлен полностью если не трибуна-
лу, то защите. Председатель трибунала
раз’ясняет, что трибунал пока не нуждает-
ся в полном тексте показаний Розенберга и
что дело обвинения решать, в каком виде
оно намерено преподносить этот документ.
Защита имеет право использовать документ
по своему усмотрению. Зашитник Заукеля
сообщает трибуналу, что он получил пол-
ный текст показаний Розенберга, однако
его коллеги не могут воспользоваться этим
документом, поскольку он написан по-анг-
лийски. Председатель дает указание обви-
нителю обеспечить защитников полным не-
мецким текстом показаний Розенберга.

Телефоны отделов

Е Tara Re STS es ee ee Lee

Tunorpatua «Aspecrmi Copetos menytatos трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Б 16937.

Пред’явление суду этого документа от-

кладывается.

Обвинитель Додд приводит все новые #
новые документы, показывающие, что’ так
называемая «вербовка рабочей силы» была
беспощадной и дикой охотой на людеи,
при чем страдали не только непосредствен-
ные об’екты немецкой охоты. Родители, де-
ти и даже дальние родственники жертв
этой охоты подвергались невероятным пре-
следованиям, избиениям, арестам и даже
расстрелам. Гитлеровцы оставили далеко
позади себя работорговцев средневековья.
Сжигание целых деревень вместе с запаса-
ми продовольствия обрекало население це-
лых районов на верную смерть от голо-
да и холода. Обвинитель цитирует про-
странный немецкий документ, показываю-
щий, что в результате фашистской охоты
на рабов целые районы и округа преврати-
лись в пустыню — население бежало, на-
селенные пункты были сравнены с землей.
Обвинение доказывает, что подсудимые
Розенберг и, особенно, Заукель не только
знали 0б этом, но. и были инициаторами
этих беспощадных мер. Додд пред’являет
суду письмо одного из фашистских CaTpa-
пов, некоего Пауля Рааб, подкудимому Ро-
зенбергу, в котором Рааб хвастается, каки
ми средствами он добился успешной «вер-
бовки». «Я решил, — пишет Рааб, — по-
казать все более непокорной украинской
молодежи, что наши приказы должны вы-
полняться. Я приказал сжечь дома всех
непокорных».

Далее Рааб рассказывает: «Когда начз-
лось пассивное сопротивление населения, я
снова начал производить аресты, конфиска-
ции и посылку людей в рабочие лагери.

Некоторое время спустя группа людей,
посланных на работу, опрокинула охрану
и разбежалась. Я снова увидел необхо-
димость принять строжайшие меры. Дома
беглецов были сожжены». Свое письмо

Рааб заканчивает ссылкой на то, что его
методы расправы были не только известны
окружному комиссару в Василькове и ге-
неральному комиссару в Киеве, но и были
одобрены ими. Несомненно, подсудимые

Заукель и Розенберг знали об этих мерах
и одобряли их.

По мере того, как росло сопротивление
народа господству современных  рабовла-
дельцев, увеличивались силы, которые по-
сылались на охоту за людьми. Помимо по-
лиции, армии и различных вспомогательных
частей, в это дело включились гитлеров-
ские охранные отряды.

Обвинитель оглашает секретнейший при-
каз, изданный по частям СС и полиции без-
опасности. В этом приказе, датированном
19 марта 1943 года, предлагается: «Актив-
ность рабочих контор и соответственно вер-
бовочных комиссий должна быть поддер-
жана в возможно более широкой мере. Ве-
роятно, не удастся воздержаться от исполь-
зования силы. Проводя обыски в деревнях,
сжигать, если будет необходимо, всю де-
ревню. Все население должно быть насиль-
ственно послано в распорзжение комисса-
ра».

По предложению председателя трибунала
обвинитель оглашает следующий параграф
этого приказа, гласящий: «Как правило,
дети не должны больше расстреливаться».
Этот ‘параграф показывает, что понимали
гитлеровские бандиты под термином «ис-
пользование силы».

‚.Додд еще раз подчеркивает, что эти чу-
довищные меры проводились с ведома и
одобрения и по прямому приказу подсуди-
мого Розенберга. Он оглашает секретный
отчет о совещании в Житомире, состояв-
шемся 30 июня 1943 года. На этом совеща-
нии присутствовал Розенберг, которому ге-
неральный комиссар Лейзер докладывал о
том, что «вербовку» рабочей силы прихо-
дится проводить только насильственными
средствами, применяя жесточайшие меры.

Эти меры привели к полному разруше-
нию экономики оккупированных районов.
Додд оглашает донесение от 28 июня 1943
года, присланное одному из ближайших
помощников Розенберга — некоему Рикке.
Донесение подчеркивает, что «в результа-
те очистительной операции, произведенной
отрядами СС и полиции в ноябре 1942 го-
да, около 115 тысяч гектаров плодородной
земли пустует, поскольку в этом районе
нет никакого населения и деревни сравне-
ны с землей».

Обвинитель показывает далее, что таким
же путем гитлеровцы вербовали рабочую
силу на Западе — во Франции, Бельгии,
Голландии. В результате насильственного
ввоза рабочей силы в одной только герман-
ской промышленности работало более семи
миллионов иностранных рабочих 14 наций.
Почти все они, за редким исключением,
были угнаны в Германию насильно и фак-
тически ‘были немецкими рабами. Даже сам
Заукель в одном из документов признает,
что из 5 миллионов рабочих приехали до-
бровольно менее 200 тысяч. Остальные бы+
ли привезены в Германию насильно.

Несколькими документами обвинитель
иллюстрирует зверское обращение с людь-
ми, насильственно угнанными в Германию.
Мужчины и женщины избивались, девушки
подвергались гнусным издевательствам со
стороны гитлеровских полицейских и даже
видных чиновников, Додд особо подчерки-
вает людоедское обращение гитлеровцев с
теми «восточными рабочими» в Германии,
которые, заболев или потеряв трудоспособ-
ность, оказались непригодными для экс-
плоатации. Их запихивали в вагон для пе-
ревозки скота, нередко со скотом, и пере-
возили в обратном направлении.

Как это ни кажется невероятным, гово-
рит Додд, однако в этих вагонах больные
‚дети лежали рядом с теми, кто по дороге
умирал, пока покойника не выкидывали
где-нибудь на станции или на перегоне.

Обвинитель читает выдержку из между-
ведомственного отчета, составленного 30
сентября 1942 года в министерстве Розен-
берга, в котором описывается поезд с воз:
вращающимися на Восток рабочими. В этом
документе сами гитлеровцы утверждают,

что детей, родившихся в этих поездах,
немцы выбрасывали из окон. Выбрасыва-
лись также трупы взрослых. Еше одним

доказательством бесчелозечного обрашения
питлеровцев с иностранными рабочими яв-
ляется ‘декрет, подписанный подсудимым
Заукелем в июле 1942 года. В декрете,
между прочим, говорится, что вагоны этих

Арест же

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). По со-  жену генерала Иодля, являющегося под-
общению корреспондента агентства Рейтер,   судимым по Нюрнбергскому процессу глав-
американская военная полиция арестовала   ных немецких военных преступников.

Смертный приговор Муссерту

ЛОНДОН, 12 декабря. (ТАСС). Arenr-
ство Рейтер передает из Гааги, что гол-
ландский специальный трибунал  пригово-

редакции: Для справок—К 3-25-17; Военного—К 5-68-59 и К’3-39-70: Информа ционного—К 4-72-87;
нного—К 3-91-08; Писем—К 5-15-11; Художественного—К 5-

НИНА

транспортов не отанливались, в них не бы-
ло ни окон, ни уборных,

— Эти документы я представляю трибу--
налу с двумя целями, — говорит обвини
тель. — Во-первых, чтобы   установить фак-
ты, во-вторых, в качестве доказательства
того, что гитлеровские заговорщики знали,
как обращались < людьми, насильственно
угнанными в Германию, и все-таки продол-
жали проводить в жизнь свою программу.

Документы, которые представляет далее
обвинитель Додд, свидетельствуют, что C
окончанием путешествия в Германию стра-
дания порабощенных рабочих не заканчи-
вались. В Германии эти рабочие попадали
в не менее тяжелые условия, чем в пути.
Гитлеровские заговорщики заботились
только о том, чтобы выжать из этих рабо-
чих все, что можно, нимало He счи-
таясь ни с их здоровьем, ни с жизнью.

— Сила и жестокость, как инструмент
производства, — продолжает далее Додд,—
нашли своего апологета в лице‘обвиняемого
Шпеера, который на заседании центральной
плановой комиссии назвал больных рабочих
«прогульщиками» и заявил, что полиция
сделает все, чтобы поместить их в концен-
трационные лагери. На заседании тои же
комиссии под председательством Шпеера
фельдмаршал Мильх пошел еще дальше,
указав, что списки этих «прогульщиков»
следует передавать в «верные и надежные
руки Гиммлера». Фактически же, — кон-
статирует Додд, — драконовские методы
обращения с иностранными рабочими были
еще более ужасными, чем об этом говорили
гитлеровцы. Рабочие помещались попросту
в концлагерях. Они были лишены элемен-
тарных условий жизни, не получали доста-
точного количества одежды, они были ли-
шены медицинского обслуживания, кроме
того, подвергались нечеловеческому униже-
HHIO.

В качестве особо яркого примера жесто-
кого обращения с рабочими обвинитель при-
водит заводы Круппа. Он заявляет, что ра-
бочие иностранного происхождения на за-
водах Круппа получали продуктов питания
так мало, что не могли работать от исто-
щения. В доказательство обвинитель пред-
ставил суду меморандум, найденный в
архиве Круппа. Меморандум датирован
14 марта 1942 года. Обвинитель цитирует:
«В течение последних нескольких дней мы
установили, что количество пищи, которое
получают русские, столь незначительно, что
люди с каждым днем все более слабеют:
Исследования показали, что некоторые рус-

ские не могут уже взять в руки кусок ме-

талла для того, чтобы положить его на
станок. Такие же условия существуют во
всех других местах, где работают русские
рабочие».

Еще более детально описаны условия, в
которых находились иностранные рабочие
на предприятиях Круппа, в другом доку-

`менте. Этот документ — письменное пока-

зание главного врача лагеря иностранных
рабочих, которые были заняты на заводах
Круппа в Эссене, доктора Эгера. В показа-
нии Эгера говорится: «Лагери, в которых
находились восточные рабочие, были окру-
жены колючей проволокой ‘и тщательно
охранялись. Бараки были переполнены. Лю-
ди спали на скамейках или на нарах в два
этажа. Рацион для восточных рабочих был
недостаточен. Они получали на тысячу. ка-
лорий меньше, чем было в минимальном ра-
ционе немца. Они не имели верхней одеж-
ды, поэтому пользовались одеялами в ка-
честве пальто в холодную и дождливую
погоду. У них не было обуви, многие рабо-
чие вынуждены были ходить на работу бо-
сиком даже зимой. Санитарное состояние
помещений, в которых размещались эти
рабочие, было ужасное.. В результате было
очень много серьезных заболеваний. Осо-
бенно широко был распространен туберку-
лез. Многие болели тифом. Рабочие умира-
ли, как мухи, из-за плохих  жилишных
условий, из-за плохой и недостаточной пи-
щи, от усталости и из-за того, что они не
могли достаточно отдыхать. В результате
антисанитарных условий почти все восточ-
ные рабочие страдали кожными заболева-
ниями. Рабочие обязаны были ходить на ра-
боту независимо от того, больны ли они,
или здоровы, ибо врачи в лагерях не по-
являлись. В марте 1943 года в связи с воз-
лушными налетами положение в лагерях
Круппа еще более ухудшилось. Даже снаб-
жение водой полностью прекращалось на
срок до двух недель. Барак, который был
отведен для больных, не годился даже для
жилья. Дождь лил сквозь крышу во всех
углах. Находившиеся там больные не могли
поправиться никогда».

Далее доктор Эгер сообщает свои наб-
людения при посещении лагеря для воен-
нопленных в начале 1944 года. «Условия в
этих лагерях, — показывает Эгер, — были
еще хуже, чем в лагерях для восточных
рабочих в 1942 году. Медицинского обслу-
живания в этих лагерях не существовало.
Такое невыносимое положение создалось
по вине командования вооруженных сил,
чей долг был наблюдать за состоянием ла-
герей для военнопленных. Когда же лагери
были разрушены бомбардировками, их оби-
Татели содержались в собачьих конурах
размером шесть на восемь футов».

В заключительной части своего показа-
ния Доктор Эгер сообщает © положении
еще в одном из лагерей при заводах Круп-
па. Этот лагерь был заселен итальянскими
военнопленными. После того, как итальян-
цев вывезли оттуда, в разрушенный во вре-
мя налета лагерь доставили 600 еврейских
женщин для работы на заводах Круппа.
«Я был первым врачом, —пюказывает Эгер,/—
которого они увидели в течение двух не-
дель. Все они страдали от острейших забо-
леваний, у многих были открытые раны.
Однако они нё имели даже бинтов, чтобы
перевязать эти раны. Они ходили босиком.
Вся их одежда состояла из мешка с ол-
верстиями для ног и рук. Лагерь был окру-
жен колючей проволокой и охранялся от-
рядами СС. Пищи в лагере было очень ма-
ло, и она была очень плохого качества. Лю-
ди жили не в домах, а в развалинах бывших
бараков, которые не предоставляли им ника-
кого убежища от дождя и ветра. Многие
серьезно болели туберкулезом, кровавым
поносом и раком, который нельзя уже бы-
ло оперировать. Кроме того, все страдали
дистрофией и общей слабостью».

Цитированием этого документа закончи-
лось утреннее заседание 12 декабря.

ны Иодля

рил к смертной казни главаря голландских
фашистов Муссерта,

Экономического—К 4-72-46 и K 3-76-
36-58. Издательство— К 4-71-45, К 4-75-06. Прием об’явлений в Москве—К 5

Центральный ‘комитет ЭАМ осуждает
деятельность правительства Софулиса

АФИНЫ, Ю декабря. (ТАФХС). Централь

ный комитет греческого национально-осв
‘бодительного фронта (ЭАМ) принял рех.
`лющию об отношении к правительству, у
которой говорится:

«После трех недель пребывания У влаги
правительства Софулиса центральный коз.
тет ЭАМ констатирует, что никаких из,
нений в положении не произошло и что пу,
должается политика, . начатая после д»
кабрьских событий. Правительство Софуз,
ca He признало движения сопротивления,
Закон, который оно вводит, фактически от,
меняет даже соглашение‘ в Варкизе. Прав,
тельство считает преступлением борьбу пр,
тив оккупантов и их агентов, отказывает
об’явить всеобщую амнистию и узаконивж

Убийственный террор продолжается в в
больших размерах, и ничего не делаетсядл
чистки жандармерии, полиции, армии ни.
сударственного аппарата. Таким образу
фактически ничего не изменилось, несмоти

на то, что члены правительства до образ,
вания кабинета признавали необходимым
все перечисленные мероприятия».
Поэтому, говорится в резолюции, цех
ральный комитет ЭАМ решил прекратнь

ских мероприятий, поскольку ничего не сдь
лано ‘для справедливого распределения xo,
номических тягот. ЭАМ решает продолжау
бойкотировать регистрацию населения :
фальшивые избирательные списки и ок»
зывается от участия подготовляемой изб
рафельной комедии. «Центральный коми
ЭАМ. констатирует, что правительство (х
фулиса потерпело полную неудачу и т
пребывание его у власти представляет о»
ромную. опасность, и тфебует образовани
представительного правительства с участь
ем в нем истинных представителей движь
ния сопротивления — ЭАМ». ЦК 9AM »
«особым возмущением указывает на поз»
цию вице-премьера Кафандариса, которы
после активной борьбы против прежни
правительств теперь перешел на стор
реакции».

В заключение руководство ЭАМ «вы
фактической капитуляции демократическо)
центра перед правыми» призывает нар
бороться «за признание движения сопроть
вления, за всеобщую амнистию, за предеи
вительное правительство, за хлеб, свобод,
демократию и независимость».

К сформированию нового
итальянского правительства

РИМ, 12 декабря. (ТАСС). 1! деки
итальянские газеты опубликовали офи»

ри со следующим официальным добавь
нием: «Расширение правительства за с
деятелей, стоящих вне партий, не дости»
нутое в ходе завершившегося — кризкь
остается целью правительства и будет щи»
ведено по возможности в скором времен
таким образом, чтобы оно не изменило №
литической физиономии правительства»,

По сведениям печати, в составе замес
телей министров не ожидается значител
ных перемен. Список заместителей миник
ров будет утвержден на первом заседан
совета министров нового кабинета, кото»
назначено на .13 декабря.

Тегеранская газета © подготовке
Сеид Зия-эд-Дином провокационных
демонстраций

ТЕГЕРАН, 12 декабря.
«Иране Ма» 9 декабря сообщила, что, »
имеющимся у нее сведениям, небезызве
ный иностранный агент Сеид Зия-эд-Дн
с помощью нанятых им хулиганов и брод
готовит в дни траурных религиозных дн

ционные демонстрации. Газета

обращает

вовлечения в эти демонстрации некоторых
воинских частей. ¢

К положению на Яве

НЬЮ-ЙОРК, 12 декабря. (ТАСС). Рали
Нью-Йорка передает, что — английски
командование в строжайшем секрете пре
водит на Яве подготовку к военным д
ствиям больших масштабов. Эти меропри
тия англичане об’ясняют тем, что, по и
данным, на-днях на Яве вспыхнет всеобще
восстание.

Действия английской авиации
в Индонезии

СИДНЕЙ, 12 декабря. (ТАСС). Несколь
ко австралийских газет опубликовало с00б
щение из Батавии о том, что английские вое!
ные самолеты уничтожили 10 декабря м
Яве деревню, находящуюся между Батавией
и Бандунгом. В сообщении указывается, чо
этот акт явился ответом на нападение индо-
незийцев на английский конвой, направляз
шийся из Батавии в Бандунг. В результате
нападения 30 индийских солдат были ране
ны и 15 убиты. В бомбардировке деревня
участвовали 4 самолета «Москито».

Прибытие в Москву делегации
молодежи США

Вчера, 12 декабря, в Москву по пригле
шению_ Антифашистского комитета совет
ской молодежи прибыла делегация моло“
дежи США. В ее составе — представителя
различных молодежных об’единений—Мол*
ли Либер, Дорис Сенк, Анна Постма 4
другие. Делегацию молодежи США воз
главляет представитель молодежи Народ’
ной Лиги Джозеф Энгел.

Прибывших встречала председатель Аят#
фашистского комитета советской молодежи
генерал-лейтенант Герой Советского (0088
Е. К. Федоров, руководитель советской де
легации на международном конгрессе сту“
денчества в Праге О. П. Шевцов, Л. Воино
ва, представители молодежи столицы.

(ТАСС).

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета СССР
назначил тов. Чувахина Дмитрия Степан
вича Чрезвычайным и Полномочным По-
сланником СССР в Албании.
р SN

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ССР.

08; Сельского хозяйства—К 5-76-17;
-14-38, в Ленинграде—36-78.

фальсифицированные избирательные спи

внимание военного министра на возможное

поддержку правительства и его экономнь

альный список нового кабинета де Ги:

(ТАСС). Гази!

Ашура 15 и 16 декабря какие-то, прове

те]
Ba

BOT
boy

Ap
ony
(h
Hoe
hor
Ri

ay

WR