4.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге

Вечернее заседание 12 декабря

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАОС). На ве-

чернем заседании Трибунала 12 декабря
продолжалось выступление представителя

американского обвинения Додда, посвящен-
ное эксплоатации иностранной рабочей силы
в Германии, эверскому обращению с воен-
нопленньыми, а также анализу ответствен-
ности подсудимых ‘Геринга, Розенберга,
Кейтеля, Заукеля, Шпеера 3a нарушевие
международного права и за совершение
упомянутых преступлений против человеч-
ности.

Обытитель доказывэет, что зверское об-
ращекие с иностранными рабочими соста-
вляло кзот’емлемый элемент фашистской
политЕки. б марта 1541 года германские
власти в Бадене издали секретную дирекги-
ву, поезященную вопросу об обращении с
сэльскохозяйственными рабочими польской
национальности. В этой директиве гозерит-
ся, что на основе пореговороз с высшими
офнцерами СС и полиции были установле-
ны правила обращения с иностранными ра-
бочими. В этих правилах говорится: «В oc-
Hope сельскохозяйственные рабочие  поль-
ской национальности не имеют права пода-
вать какиз-либо жалобы, и никакие их жа-
лобы не могут приниматься официальными
инстанциями. Польские сельскохозяйствен-
выз рабсгие не имзют праза покидать мэет
своего пребывания и мест своей работы. Им
запоещается пользование велоснпедами. По-
сещание ими церкзей вке зависимости от их
веронспозедания строжайше воспрещается.
Им также запрешается посещение театров,
кико и других культурных учреждений.
Им запрещается собираться BiecTe Kak Ha
фермах, так и в их жилищах. Очи не имеют
права пользоваться железными дорогами»
автобусами или другими средствами пере-
движения. Покидать деревню им разрешает-
ся только в отдельных исключительных
случаях с разрешения высших властей. Их
рабочее время не ограничено. Каждый
предиганематель имеет право наказать
польского рабочего, если он не выполняет
псотрукции».

7 мая 1942 года гитлеровский генераль-

ный уполномоченный по мобилизации рабо-
чей силы Заукель издал, специальную ин-
струкцию об обращении с так называемыми
восточными рабочими. В этой инструкции
в разделе «Свободное время» говорится:
«Не может быть и речи о свободном време-
ки. Домашние работницы с Востока, как
правило, могут покидать дом только для
выполневия поручений. Им запрещено посе-
щать рестораны, кинотеатры или другие по-
добного рола учреждения. Им запрещается
посещать церкви. В тех случаях, когла им
разрешается покидать дом, они должны
иуэть с собой свою рабочую карточку.
В награду за хорошую работу им можно по-
эвслять проводить один раз в неделю три
часа вне дома».

Одной из основных целей массового выво-
за рабочей силы было обеспечение рабочей
силой германской военной промышленности.
В. нарушение Гаагской конвенции гитлеров-
цы использовали в военной промышленно-
сти труд не только насильственно вывезен-
ных советских мужчин н женщин, но и
военнопленных. В отношении этих военно-
пленных гитлеровцы также применяли звер-
ские способы обращения, которые. в резуль-
тате приводили к их полному истощению H
массовой смертности. Сам шеф гестапо и
начальник СС Гиммлер. устанавливал пра-
ила обращения с советскими людьми на
германской каторге. Обвинитель Додд ци-
тирует циркуляр Гиммлера, датированный
20 февраля 1942 года, в котором имеется
спениальный раздел «Борьба против нару-
шений дисциплины». В этом разделе гово-
putea:

«В соответствии с общими положениями,
определяющими обращение с ‘восточными
рабочимы и советскими возннопленными, не-
обходимо поддерживать на местах их рабо-
ты и в их жилищах строжайшую дисщипли-
ну. Нарушения дисциплины, включая отказ
кли увыливакие от работы, должны немед-
лаенно доволиться до сведения государ-
ственной тайной полиции. Даже малейший
случай нарушеная дисциплины должен быть
немедленно установлен начальником охра-
ны, согласно имеющимся инструкциям. Для
того, чтобы подавить всякое сопротивление,
охране разрешается использовать против
этих рабочих физическую силу. Об этих
фактах нужно доводить до сведения самих
рабочих. В тех серьезных случаях наруше-
ния дисциплины, когда такие меры будут
недостаточны, вмешаться должна государ-
ственная полиция, применяя все средства,
находящиеся в ее распоряжении. Cancer

ственно этому она должна поступать, как
правило, весьма <строго, передавая нару-
шивших правила в концентр ационный ла-

герь или подвергая их специальному обра-
щению. Перевод в концентрационный лагерь

должен совершаться обычным способом.
Под специальным обращением подразуме-
вается повешение. Повешение не должно

производиться в непосредственной близости
ст лагеря. Однако известное количество ра-
бочих co старой русской территории
должно присутствовать при повешении.
В таком случае они должны быть специаль-
но предупреждены об обстоятельствах, ко-
торые привели к такому наказанию. В от-
дельных случаях, когда имеются для этого
специальные причины, повешение может про-
изводиться внутри самого лагеря».
Обвинитель специально подчеркивает, что
обвиняемый Заукель, назначенный специаль-
ным декретом Гитлера от 21 марта 1942 го-
да генеральным уполномоченным по мобили-
зации рабочей силы, несет большую ответ-
ственчость за зверское обращение с совет-
скими и другими иностранными рабочими. Но
обвиняемый Заукель был подчинен этим же
декретом Гитлера генеральному уполномо-
ченному по выполнению четырехлетнего пла-
на Герингу. Обвинитель цитирует соответ-
ствующие места приказа Гитлера и приоб-
пает этот приказ в качестве документально-
го доказательства к протоколам ‘Трибунала.

15 апреля 1943 года Заукель написал Гит-
леру письмо, в котором говорится: «После
одного года моей деятельности на посту ге-
керального уполномоченного по мобилиза-
ции рабочей силы я могу сообщить вам, что
германское военное хозяйство за время с
1 апреля прошлого года до 31 марта этого

года получило 3.638.056 новых иностранных

рабочих. Эти 3.638.056 рабочих распределя-
ются среди следующих отраслей германско-
го военного хозяйства: промышленность во-
оружений — 1.568.801...». (Далее перечис-
ляются другие отрасли промышленносги, че-
го обвинитель не цитировал, поскольку его
целью было лишь доказать нарушение гер-
манскими фашистами международного
права).

В марте 1944 года в германском плановом
бюро состоялось специальное  совеща-
ние, посвященное . вопросам ‘рабочей си-
лы. На этом совещании выступил бызший

министр вооружений Шпеер, который ©90б-
щил о том, что он добился соглашения ©
Гиммлером об использовании военнопленных
на работах в военной промышленности. Гим-
млер будет доставлять ему от. 30 до 40 ты-
сяч человек в месяц, Имеются сведения, за-
явил Шпеер, как распределены русские
вэениопленные. Военная промышленность
получила всего 30 проц. «Я всегда жаловал-
ся на это». На этом же совзшании высту-
пали Заукель и Мильх из Министерства
авиации. Заукель говорил о необходимости
использовать в военной промышленности
военнопленных. Мильх заявил, что предста-
вители министерства авиации специально
испрашизают приказ о том, чтобы опреде-
ленное число военнопленных было напраз-
лено на артиллерийские заводы. Гитлер и
Кейтель отдавали приказы об использова-
нии военнопленчых на работах по возведе-
нию военных укреплений.

Обвинитель пред’явил Трибуналу дэку-.

мент, подписанный Гитлером и Кейтелем, в
котором говорится об использовании на
фортификационных работах побережья воен-
нопленных.

Далее обвинитель пред’являет Трибуна-
лу ряд фотодокументов, свидетельствующих
о том, что военнопленные были использсвз-
ны на военных работах, что противоречит

статье шестой Гаагской конвенции 1907
rows.
На работах в военной промышленности

использовались и французские взеннонлен-
вые. Обвинитель цитирует документ геоман-
ского министра труда, датированный 14 ав-
густа 1941 года, в котором говорится: «Го
личному приказу‘ рейхемаршала Геринга не-
обходимо передать авиационной промыш-
ленности 100 тысяч французских  воечно-
пленных из числа не ‘занятых до сих пор в
военной промышленности. Недостаток в ра-
бочей силе, который образуется благодаэя
этому, необходимо возместить за счет со-
ветских военнопленных, перевод упомянутых
французских военнопленных необходимо за-
кончить до 1 октября».

31 октября 1941 года начальник штабз
верховного командования германских воору-
женных сил Кейтель издал специальный
приказ, в котором говорится: «Фюрер издал
приказ об использовании русских. военно-
пленных в бэлыших масштабах в военной
промышленности». В этом приказе подробно
перечисляются отрасли военной промышлен-
ности, в которых должны быть использова-
ны советские военнопленные, а также дают-
ся указания об отборе из числа военноплен-
ных квалифицированных рабочих.

Заключенные концентрационных лагерей
также применялись в качестве рабочей си-
лы в военной промышленности. 30 апреля
1942 года начальник главного экономиче-
ского ‘департамента гестапо доносил Гим-
млеру: «Война принесла заметные измене-
ния в структуре концентрационных лагерей
и изменила их обязанности. Главной целью
является теперь использование заключен-
ных в целях успешного ведения войны». Да-
лее’этот гестаповец доносит, что он собрал
на совещание инопектороз концентрацион-
ных лагерей и комендантов лагерей в тече-
ние 23 и 24 апреля 1942 года, инструктиро-
вал их, как использовать труд заключен-
ных в концентрационных лагерях в интере-
сах военной промышленности. Он издал
специальный приказ ло этому вопросу, где
говорится, что только комендант лагеря яз-
ляется ответственным за использование ра-
бочей силы. «Это использование, —говорит-
ся в приказе, должно быть, в истинном зва-
чении этого слова, истощающим, чтобы  до-
биться наиболее высокой производительно-
сти труда. Не должно быть никакого огра-
ничения их рабочего времени. Их рабочее
время устанавливает комендант лагеря.  Вое-
мя, необходимое для питания, должно быть
сокращено до минимума. Перерывы в рабо-
те должны производиться только на корот-
кое время для еды».

18 сентября 1942 года между Гиммлером
и министром юстиции состоялось специаль-
ное соглашение, по которому евреи, поляки,

] цыгане, русские и украинцы не должны бы-

ли больше судиться обыкновенными судами
за свои «преступления», а должны были
передаваться в распоряжение рейхсфюрера
СС. В этом соглашении говорится о том,
что такие «антисоциальные элементы необ-
ходимо применять на работах до полного
истощения, ведущего к смерти». В телефон-
ном разговоре от 11 марта 1943 года геве-
рал-лейтенант Нагель—начальник Экономи-
ческого штаба армейской группировки на
Восточном фронте— сообщал, что по требо-
ванию Гитлера срочно должен быть доста-
влен в Германию один миллион мужчин и
женщин. С этой целью, —говорил он,—Зау-
кель требует, чтобы, начиная © 15 марта,
ежедневно отправлялось пять тысяч рабЭ-
чих, а начиная ©   ‘апреля — десять тысяч
рабочих. Заукель специально обращался по
этому вопросу к генерал-фельдмаршалу
Кейтелю и подчеркнул, что на всех окку-
пировакных тёрриториях должны быть при-
менены известные меры насилия, чтобы вы-
полнить эту задачу.

Чтобы доказать участие обвиняемого
Шлеера в осуществлении всех этих мер, на-
правленных на порабощение иностранной
рабочей силы и на зверское обращение с
ней, обвинитель Долд заявляет, что он на-
мерен процитировать протокол ‘допроса
Ulneepa, состоявшегося 18 октября 1945 го-
да в Нюрнберге, В этом месте защитник
Шлеера перебивает обвинителя и заявляет,
что сличение английского и немецкого тек-
стов этого протокола обнаружило большие
ошибки в переводе и в изложении ответов
Шпеера. Поэтому защитник настаивает на
том, чтобы этот документ не был использо-
ван в качестве документального доказа-
тельства. Председатель Трибунала спраши-
вает обвинителя Додда: «Когда защитни
получил немецкий и английский тексты
этого документа?» Обвинитель Додд отее-
чает: «Четыре дня тому назад». Тогда пред-
седатель заявляет, что обвинитель имеет
право процитировать этот документ, а если
защитник имеет какие-либо замечания к
процитированным местам, то о: будет иметь
время представить свои замечания.

Обвинитель цитирует следующее место
из протокола допроса Шпеера:

«Вопрос следователя: «В связи © вашей
поездкой в Австрию не можете ли вы ска-
зать, не была ‘ли целью вашей поезлки ор-
ганизация концентрационных лагерей збли-
зи фабрик с тем, чтобы заключенные кон-
центрационных лагерей могли быть всегда
использованы на работе на этих фабриках?»

Ответ: «Это должно было быть в 1943
или в 1944 годах. Я не помню точно. Я по-
стараюсь вспомнить. Фактом является то,
что мы стремились использовать труд за-
ключенных концентрационных лагерей на
фабриках и организовать небольшие концен-
трационные лагери вблизи фабрик, чтобы

АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. в. Пушкинская площшаль. 5.
Советского строительства. -К 3-98-77; Пронагаяды-—К 5-28-20; Литерутуры и искусства —K 0-57-27; Иностранного—К 3-91-08; Писем—К 5-15-11; Художественного—К 5.36-53. Издательство К 4-11-35, К

использовать рабочую силу этих лагерей.
Но это не связано только с этой поездкой».

Обвинитель также пред’являет протокол
допроса: Розенберга, состоявшегося 6 октя-
5ря 1945 года; Во время этого допроса Ро-
зенберг пытался показать, что он стоял за
более мягкие методы вербовки рабочих на
территории Советекого Союза, однако он
признал, что получил как министр оккупи-
рованных восточных территорий от Заукеля
точные задания и нормы вербовки рабочей

силы, Предусмотренное этими нормами ко-
личество рабочей силы, которая должна
была вербоваться на восточных террито-
риях, могло быть доставлено. на территорию
Германин только насильственно. И это Ро-
зенберг вынужден был-на допросе признать.
Он также признал, что он не. имел какях-
либо разногласий с Заукелем или с Гитле-
ром по, вопросам, связанным с насильствен-
ным вызозом советских рабочих в Герма-
HHIO.

a
Утреннее заседание 13 декабря

НЮРНБЕРГ, 13 декабря. (ТАСС). 13 де-
кабря на утреннем заседании Трибунала об-
винитель Додд снова возвращается к во-
просу об. иностранной рабочей силе, кото-
рую фашистские заговорщики в нарушение
международных норм и конвенций исполь-
зовали ка кемецких военных предприятиях,
на постройке фортификаций и в сельском
хозяйстве. Ссылаясь на показания гитле-
POBCKOTO уполномоченного по использоза-
нию рабочей силы подсудимого Заукеля, а
также на многочисленные документы, за-
хваченные в архивах германского министер-
ства восфужений, обвинитель доказывает,
что подсудимые — бывший мивБистр воору-
жений Шпеер, бывший гитлеровский на-
местник в Голландии Зейсс-Инкварт и гит-
лерозский сатрап в Польше Франк — при-
нимали активное участие в создании совре-
менного рабовладения. Заукель признал,
что Зейсс-Инкзарт по его, указанию пои-
нудительно посылал из Голландии рабочих
для германской военной промышленности.

Как выясняется из многочисленных до-
кументов ‘переписка Заукеля с Гитлером,
Шпеером, Ламмерсом и др., отчеты конфе-
ренций так называемого «экономического
планового бюро», письменные показания
подсудимых Заукеля и Шпеера), подеуди-
мый Шпеер был одним из инициаторов при-
нудительной отправки рабочей силы из
оккупированных стран в Германию. Шлдеер
неоднократно ‘требовал от’ `Заукеля иби-
сылки иностранных рабочих, хорошо зная,

что эти рабочие могут быть доставлена в

Германию только насильственными средст-
вами.

Впрочем, все фашистские главари хоро-
шо знали об этом. Обвинитель оглашает
запись состоявшейся 4 января 1944 года в
ставке Гитлера конференции по вопросу о
рабочей силе. Запись сделана министром
Ламмерсом. Излагая доклад Заукеля, Лам-
мерс указывает, что Заукель гарантировал
доставку рабочих рук при условии усиле-
ния принудительных мер. Гиммлер немед-
ленно обещал усилить помощь, сказывае-
мую отрядами СС «вербовщикам рабочей
силы». На этой конференции Шпеер потре-
бовал предоставить ему для военной про-
мышленности и для организации Тодта до-
полнительно 1.300 тыс. иностранных рабэ-
чих. При этом Шпеер предупредил, чтобы
«вербовщики» Заукеля не пытались «вер-
бовать» рабочих, занятых на военных заво-
дах оккупированных стран. Гитлер под-
держал Шпеера, предложив Заукелю до-
стать необходимые рабочие руки любыми
средствами. Резюмируя итоги конференции,
Ламмерс записал: «Уполномоченный по
использованию рабочей силы должен до-
быть по меньшей мере четыре миллиона
новых рабочих с оккупированных терри-
торий».

Источники рабочей силы постепенно ис-
черпызались, Несмотря на многочисленные
и настоятельные требования Шпеера, Зау-
кель не мог удовлетворить быстро расту-
щего спроса на рабочие руки. Основной
причиной постоянной убыли рабочей силы
было то, что Шнеер приказывал давать ино-
странным рабочим такую нагрузку, при ко-
торой они через несколько месяцев выхо-
дили из строя. Лишенные элементарных ус-
ловий человеческой жизни, иностранные ра-
бочие вымирали в трудовых лагерях, кото-
рые -ничем не отличались от концентра-
ционных лагерей. Иностранные рабочие не
получали даже млнимума продовольствия,
веобходимого для поддержания существо-
вания, были лишены одежды и нормальных
жилищных условий. Это приводило к мас-
совым болезням и большой смертности.
Подсудимый Шпеер хороню знал об усло-
виях, в которых находились иностранные
рабочие. Обвинитель доказывает, что Шпе-
еру хорошо были известны не только усло-
вия рабочих лагерей, но и условия концент-
рационных лагерей, поскольку он неодно-
кратно посещал и те, и другие. Сходство
этих двух типов лагерей не заставило Шпее-
ра позаботиться об улучшении условий жиз-
ни иностранцых рабочих. Он продолжал
требовать присылки новых и новых партий
рабочих, особенно из восточных оккупиро-
ванных районов. От директоров военных за-
волов и от начальников рабочих батальонов,
работавших на постройке укреплений, Шпеер
требовал выжать из иностранных рабочих
все, что можно, не останавливаясь ни пе-
ред какими средствами.

По предложению Шпеера Заукель послал
на военные предприятия несколько десят-
ков тысяч военнопленных, Показаняями
свидетелей ‚ обвинитель разоблачает пси:
стине варварские условия, в которые были
поставлены эти военнопленные. Гитлеров-
ские надомотрщики, вооруженные палками
или резиновыми дубинками, избивали зоен-
нопленных до смерти при малейшей «иро-
винности». Самым частым поводом для. из-
биения была попытка голодных военноплен-
ных добыть себе кусок хлеба или хотя бы
сырую картошку.

Обзинитель Додд указывает, что подсу-
димый Шпеер, так же как и Заухель, ви-
новен в зверском обрашении < иностранны-
ми рабочими, в преднамеренном создании
для них таких условий, в результате кото-
рых многие десятки тысяч иностранных ра-
бочих умерли OT истощения и массовых
болезней.

После десятиминутного перерыва обвини-
тель Додд представляет Трябуналу доку-
‘менты об использовании фашистами коч-
центрационных лагерей. Обвинитель заяз-
ляет, что крнцлагери в Германии были
одним из инструментов гитлеровского ре-
жима, < помощью которого гитлеровцы
укрепляли свою власть и навязывали не-
мецкому народу сзою идеологию. Концент-
рационные лагери были также одним из
основных орудий, которые использовались
гитлеровскими заговорщиками для совер-
шения поеступлений против народов союз-
ных стран. Жертвы фашизма находились в
заключении без суда и без всякого указа-
ния сроков заключения.

После того, как Гитлер стал канцлером,
говорнт обвинитель, фашистские загозор-
щики чрезвычайным декретом от 28. фезра-
ля 1933 года уничтожили гражданскую
свободу. Этот декрет давал право так на-
зызаемого превентивного заключения, пра:
во гестапо зрестовывать и держать. в за-
ключении людей без судебного поеследо-

Телефоны

отделов редакции: Для справок—К 3-25-17; Военного-—К 5-68-29 и К 3-39-79.

вачия. Обвинитель приводит один из тилич-
ных приказов о превентивном заключении:
«На оснозании статьи 1-й декрета прези-
дента империи об охране народа и государ-
ства от 28 февраля 1933 года, вы подвер-
гаетесь Яревентивному заключению в ин:е-
ресах общественной безопасности и пэряд-
ка. Причина: подозрение в деятельности,
направленной против государства». Обра-
щазт на себя внимание, что в этом приказе
ничего не говорится о сроках заключения.

Ссылаясь на письменное показание сви-
детеля Герхарда Сигар, обвинитель утвер-
ждает, что гитлеровцы еще до их прихода
к власти рассматривали концлагери как
средство разгрома оппозиционных элемен-
тов. В декабре 1932 года Фрик во время
одной из бесед с Герхардом Сигар преду-
предил его: «Когда мы будем у власти, мы
всех вас посадим в концлагери». Как изве-
CTHO, заявляет свидетель, когда фашисты
захватили власть и Фрик был назначен ми-
нистром влутренних дел, он в сотрудниче-
стве с Герингом и Гиммлером выполнил
свою угрозу.

Обвинитель приводит еще один доку-
мент, в котором содержится высказывание
Фрика на эту жг. тему, относящееся к ск-
тябрю 1932 года. Фрик тогда заявил: «Мы
полны решимости осуществять силой то,
что мы проповедуем; так же как Муссо-
лини уничтожил марксистов в Итални, так
и мы должны достичь этой цели путем дик-
таторства и террора». Гитлеровцы заклю-
чали в концлагери также деятелей паци-
фистского движения и профсоюзов.

Далее обвинитель доказывает; что конц-
лагери были одним из орудий расправы с
еврейским населением.

После развязывания агрессии гитлеров-
цы серенесли всю систему террора на`ок-
купирозанные страны. Обвинитель сооб-
щает Трибуналу о трагической судьб?
польских и венгерских евреев, а также ев-
реев других оккупированных стран. При
этом он указывает, что трудоспособная
часть езрейского населения из оккупиро-
ванных территорий ваправлялась на рабо-
ту, а нетрудоспособная часть — в лагерн
уничтожения. В качестве одного из дока-
зательств Додд пред’являет Трибуналу
письменное показание ‘ доктора Рудольфа
Кастнера, бывшего сотрудника венгерской
организации сионистов. В этом показании
говорится, что в марте 1944 года в Буда-
пешт прибыли специальные отряды гер-
манской тайной полиции, единственной
целью которых была ликвидация венгер-
ских евреев. Коменданты лагерей смерти,
куда поступали эшелоны евреев, эвакуируе-
мых из Будапешта, отправляли пассажиров
этих поездов в газовые камеры. Как яркий
пример этого; обвинитель. называет лагерь
уничтожения в Освенциме; где в отноше-
нии еврезв применялись следующие прави-
ла: деги до 12 лет и старики свыше 59 лет,
а также больные немедленно поеле при-
бытия отправлялись в газовые камеры. Та-
ким же образом поступали с теми, кто по
внешнему виду не был способен к работе.

Додд приводит далее выдержки из досье
25 лиц, арестованных в Люксембурге для
заключения в концлагери, и сообщает, какие
обвинения против них были выдвинуты. Аре-
стованный Онкер: «Обзиняется как родег-
венник дезертира. Следует ожидать, что ес-
ли он не будет заключён под стражу, то бу-
дет наносить ущерб интересам Германни.
Заключение: лагерь в Заксенхаузене». Ape-
стованный Егер: «Родственник дезертира.
Следует ожидать, что он будет использо-
вать каждый случай для нанесения ущерба
Германии. Заключение: лагерь в Заксенхау-
зеке».

В качестве доказательства заключения
военнопленных ° в концлагери обвини-
тель приводит выдержку из официаль-
вого доклада об обследовании концлагеря
в Шлоссенбурге штабом 3-й американской
армии 21 июня 1945 года. В этом докладе
говорится, что в 1941 году был создан но-
вый корпус. в’ лагере Шлоссенбург, ‘рассчи-
танный на две тысячи советских пленных. Из
этих двух тысяч пленных выжило только
102 человека. Далее в этом документе ука-
зывается, что среди жертв Шлоссенбурга
были советские гражданские лица и воен-
нопленные, а также итальянцы, бельгийцы,
поляки, чехи, венгры, англичане и американ-
ские. военнопленные. Составить список
жертв этого лагеря не было возможным, так
как с момента его основания в 1938 году до
момента освобождения, как полагают, умер-
ло свыше 29 тысяч заключенных.

Вэеннопленных, пытавшихся бежать, по-
сылали в концлагерь, созданный специаль-
но для уничтожения людей. Одним из та-
ких лагерей был лагерь в Маутхаузене.

По мере развития агрессивной войны гит-

леровцы создавали густую сеть концлаге-.

рей по всей Европе, В связи с этим обвини-
тель представляет суду доклад о местона-
хождении концлагерей, подписанный гене-
ралом СС Пюлем. В этом докладе, между
прочим, говорится: «В начале войны су-
ществовали следующие концентрационные
лагери: а) Дахау, 6) Заксенхаузен, в) Бу-
хенвальд, г) Маутхаузен, д) Шлэссенбург,
е) Равенсбрук. В период с 1940 по 1942 год
было создано еще девять лагерей».

Обвинитель демонстрирует Трибуналу
большую карту, на которой показано раз-
мещение концлагерей в Европе. Болышин-
ство этих лагерей находится внутри гра-
ниц самой Германии. Каждый из больших

лагерей в свою очередь окружен группой
филиалов.

В заключение обвинитель привлекает
внимание Трибунала к тому, каким издева-
тельстзам подвергались заключенные в
этих лагерях. Он говорит: «Условия, кото-
рые существовали в этих концлагерях,
имели прямое отношение к целям, которых
нацистские заговорщики хотели достичь
использованием этих лагерей». Он. напоми-
нает о пред’явленных Трибуналу фильмах,
в которых показаны последствия заточения
в германских концлагерях, — горы трупов
замученных или уничтоженных ни в чем не
повикных людэй, а также погибших от
истощения и кепосильного труда. Несколь-
ко кадров из этих фильмов помещены
рядом © картой размещения концлагерей.

На .этом заканчивается утреннее заседа-
Hue !3. декабря.

Б 17198.

4 Типография «Известий Созетов депутатов трудящихся СССР» имени И.

ПЯТНИЦА, 14 ДЕКАБРЯ 1945 г. № 292 (8902)

Палачи из концлагеря в Дахау
приговорены к смертнои казни

ЛОНДОН, 13 декабря. (ТАСС). ЮЛондон-
ское радио передает сообщение американ-
ской информационной службы в Германии. о
том, что американский военный суд приго-

ворил к смертной казки 36 обвиняемых в  ре

преступлениях в концлагере Дахау. 1 обвя-
ндемый приговорен к пожизненному тюрем-
ному заключению и З—К 10 годам тю-
много заключения.

Палачи Лахау

Вместе с большой группой американских
кинооператоров я отправился в Дахау, где
заседал ‘американский военный суд по де-
лу сорока гитлеровских палачен.

Дахау — маленький городок в пятнадца-
ти километрах от Мюнхена. Городок ни-
чем не привлекателен. Не на всякой карте
он помечен. Но слово Дахау, ставшее си-
нонимом смерти, останется в истории, как
‘страшный призрак фашистского изуверства.
И неслучайно, что при одном упоминании
этого ‘слова на нюрнбергской скамье под-
судимых проходит заметное движение, опу-
скают глаза, закусывают губы Розенберги,
Франки и Риббентропы. M60 знают, что
только одного этого слова достаточно для
того, чтобы повесить их.

Дахау был первым концентрационным ла-
герем, основанным фашистами в 1933. году,
как только они захватили власть. Они тог-
да еще не протянули своих щупальцев в со-
седние страны, и поэтому первыми заклю-
ченными в Дахау были немцы. Он был рас-
считан на восемь-—десять тысяч политиче-
ских заключенных. Но вот гитлеровцы за-
хватили Австрию, Чехословакию, и в Да-
хау пошли эшелоны с чехами, австрийца-
MH. ервые поляки прибыли в Дахау в
1940 году. В 1941 году пошли сюда соста-
вы с Балкан, потом начали прибывать рус-

ские, украинцы, белоруссы. Постоянное
число узников в Дахау увеличилось до
трилцати тысяч. Впоследствии в лагере

уже насчитывалось больше шестидесяти
тысяч человек.

Мы не будем здесь приводить подробно-
стей страшной системы уничтожения ты-
сяч людей в газовых камерах, расстрелов,
пыток, голода и издевательств. Машина
уничтожения, система и порядки в Дахау
мало отличались от того, что творилось в
Майданеке, Бельзене, Освенциме, Трем-
блинке, Равенсбруке. Страшные документы
уже пред’явлены палачам, сидящим в за-
ле нюрнбергокого суда. Когда в том зале
погас свет и на экране возникли горы тру-
пов, страдальческие оскалы замученных
уэников Дахау, впервые мы увидели жи-
вотный страх на лицах палачей. Они  опу-
стили головы, но не потому, ‘что они спо-
собны на раскаяние, а потому, что увидели
свою собственную смерть. ‚ Нэминуемую,
неумолимую, верную смерть.

Мы посетили и лагерь. У входа на желез-
ной решетке написано пЭ-немецки: «Работа
делает свободным». Тот, кто проходил че-
рез эту решетку, чтобы никогда больше нз
вернуться в жизнь, должен был думать, что
он попал в трудовой лагерь, что он еще
когда-нибудь увидит родину, детей, жену.
Но из Дахау никто не возвранкался.

Американский майор Смит, сопровождаю-
щий меня, рассказывает, как он ворвался в
Дахау.с первым разведывательным отрядом.
Немцы — охрана лагеря сопротивлялась
упорно. Но на помошь американцам при-
шли русские заключенные. Они, безоруж-
ные, еле державшиеся на ногах от истоще-
ния, бросились на своих палачей, сняли го-
лыми руками с башни пулеметчиков и от-
крыли ворота американцам. В лагере были
навалены горы трупэв. Мертвецами были
забиты до потолка газовые камеры, поме-
щения крематория. Солдаты пристрелили
разбежавшихся по лагерю огромных собак—
их там было больше ста. В бараках было
обнаружено больше девяти тысяч тифоз-
ных. Освобожденные узники ‘были настолько
истощены, что не могли стоять ‘и умирали.
проглотив небольшой кусочек шоколада. Их
было несколько десятков тысяч.

Суд над палачами Дахау происходил в
одном из зданий в черте лагеря. Сорок че-
лонек на скамье подсудимых. Стоит ли го-
ворить, что не найдется такой скамьи. ко-
торая бы вместила взех. кто повинен в кош-
марных преступлениях фашистских лагерей.

Но это самые главные,—это. бывшие хо-
зяева Дахау. У них на груди номера. Вот
номер первый — Мартин Вейс. Ou был ко-
мендантом лагеря. За его спиной большой
«опыт» — до этого он «работал» в Озвен-
циме, Майданеке. Вот Рупперт, который в
1944 году собственноручно казнил 95 плен-
ных русских офицеров. Он командовал сек-
тором лагеря, где помещались бараки за-
ключенных. Вот Жозеф Жаролин, казаив-
ший в 1941—42 годах 2.400 русских парги-
зан, привезенных в Дахау, и Отто Моол,
который во время эвакуации узников Лахау
пои приближении американских войск при-
стрелил на дороге 35 русских, которые от
истошения и болезней не могли больше
двигаться. Вот Иоган Кик, представитель
гестапо в лагере. Рядом < ним в очках с
седой борсджой сидит пресловутый доктор
Шиллинг, который организовал в Дахау
свою  экспериментальную ‘лабораторию no
изучению малярии. Это он умертвил своими
дьявольскими вспрыскиваниями свыше 309
человек, преимущественно поляков и рус-
ских. Тут же на скамье подсудимых сидят
его помошник № 2 доктор Фриц Хинтер-
мейер, коменданты близлежащих лагерей—
филиалов Дахау — Эйхельстоффер, Ленг-
лейст, Шоттель и другие. Вешатель лагеря
Маль, который собственными руками повэ-
сил более 800 человек, со смиренным видом
перебирает свой номерок, висящий на тоя-
ком шнурке на его шее. Он словно чувст-
вует, что очень скоро на его, шею ляжет
более солидная веревка, —ему ли не знать,
как’ это выглядит со стороны.

День за днем суд раскрывал чудовищ-
ные злодеяния этой шайки, которой были
отданы на растерзание тысячи людей. Но
это только поверенные. За их спиной стоя-
ли более высокопоставленные лица. Те за-
нимают свои Megta на другой скамье. Но
тень. главарей шизма незримо присут-
ствует в этом зале, откуда через окно вид-
ны бараки, окруженные колючей проволо-
кой с электрическими изоляторами. В Да-
хау, по рассказам подсудимых, часто наве-
дывались «большие люди». Сам Гиммлер
неоднократно приезжал сюда. Однажды он
пожелал присутствовать при эксперименте
с заключенными, которых погружали в ле:
дяную воду, чтобы испытать, сколько вре.
мени может человек продержаться до по:
тери сознания в такой воде. На глазах
Гиммлера несколько людей умерло. —
«Гут», — сказал OH \H пошел дальше
осматривать лагерь. Присутствовал они
при опытах доктора Шиллинга.

Немцы не успели уничтожить всех доку-
ментов Дахау. На каждого заключенного
здесь была карточка с его фамилией, на-
циональностьо, = профессией, возрастом.
Красный коест на карточке означает, что
заключенный убит. Таких карточек в Да-
хау обнаружили целые склады. Мне пока-
зали список, написанный на манлинке. Это
фамилии одной партии — 36 созетских лет-
чиков, расстрелянных в Дахау подсудимым

Руппертом. Заглавие списка гласит:
«Умершие — 22 февраля 1944 года. Рус-
ские летчики — офицеры». Далее следуют

их имена и фамилии: Николай  Селютин,
Петр Фомин, Григорий Семибратов, Анатс-
лий Дунов, Илья Кормилицын, Виктор Иг
натов, Дмитрий Синикоз, Алексей Пачин-
ский, Андрей Аксютин, Василий Ярошев-
ский и другие. А сколько еше тысяч имел
наших русских людей на этих страшных
карточках с красным крестом!

Преступлениям палачей Дахау нет меры,
как неизмеримы страдания и пролитая ими
кровь миллионов людей.

Тысячи жертв палачей Дахау взывают о
возмездии. Смерть им!
Р. КАРМЕН.

ДАХАУ.

ЗИЛ АААНА

Новые трюки фашистской пропаганды

НЮРНБЕРГ, 12 декабря. (ТАСС). В из-
дающейся в Нюрнберге американской га-
зете «Нейе цейтунг» на-днях было поме-
щено так называемое интервью Геринга, ко-
торое он дал через своего адвоката пред-
ставителю ‚агентства Ассошиэйтед пресс и
в котором этот глазарь гитлеровской шай-
ки с циничной развязностью  восхваляет
фашизм и гитлеровский режим.

По полученным здесь сведениям, глав-
ный обвинитель от Советского Союза тов.
Рудщенко на заседании Комитета Обвините-
лей заявил сегодня по этому поволу про-
тест, в котором указал на недопустимость
такого положения, когда подсудимым -уже
не перзый раз дается возможность исполь-

зовать в целях фашистской пропаганды
печать, выходящую для немецкого населе
ния в американской зоне оккупации Герма-
HHH.

В своем протесте тов. Руденко указал
также на необходимость устранить такие
недопустимые явлекия и установить такой
режим содержания обвиняемых, при кото-
ром в дальнейшем для них была бы исклю-
чена всякая возможность передавать в га-
зеты различные заявления, интервью и т. п.

По имеющимся сведениям, Комитет 05-
винителей согласился с протестом тов. Ру:
денко и передал его на рассмотрение Три:
бунала, решение которого по этому вопро
ожидается в пятницу.

Вредная

Международный Военный Трибунал в
Нюрнберге ведет большую работу по пол-
ному и исчерпывающему разоблачению пре-
ступлений, совершенных. фашизмом против
мира и человечества. `

В этом процессе, который не имеет при-
мера в истории и который ведется в полном
соответствии с нормами, определенными ус-
тавом Международного Трибунала, особен-
но важным становится значение печати.
Мировая пресса, широко представленная в
Нюрнберге, призвана правдиво и добросо-
вестно освещать перед общественным мне-
нием всех стран все, что происходит в зале
судебных заседаний.

Но иногда вредная погоня за сенсацией
сбивает некоторых представителей даже
довольно влиятельных органов печати с
этого единственно правильного пути. Мы
имеем в виду опубликованное в № 15 га-
зеты «Нейе цейтунг» (издается ‘американ-
скими оккупационными властями для не-
мецкого населения)‘ интервью с подсуди-
мым Герингом. Происхождение этого бес-
прецедентного интервью таково: предста-
витель агентства Ассошиэйтед пресс пере-
дал защитнику Геринга адвокату Отто
Штаммеру листок с вопросами, который
адвокат вручил подсудимому. ’Штаммер
записал ответы Геринга и передал их жур-
налисту.

Нет нужды в подробностях приводить
содержание этого письменного интервью.
Каждый здравомыслящий человек легко
представит себе, что может сообщить пред-
ставителю печати злодей, защищающий

сенсация

свою ‘шкуру. Тут и выпады против Трибу-
нала, и попытки оправдаться, и защита
гитлеровских принципов,

К сожалению, это не единичный случай,
За день-два раньше тот же корреспондент
агентства Ассошиэйтед пресс получил
письменное интервью от подсудимых Риб-
бентропа и Редера. Так же, как и Геринг,
она пытаются всячески обелить себя в
представить дело таким образом, что’ они
чуть ли не находились в оппозиции к гит:
леровским планам. т

И это в то время, как Трибунал на осно-
вании неопровержимых документальных дан
ных изобличил подсудимых, в том числе
Риббентропа и Редера, как инициатороз чу-
довищного заговора против мира.

Такие журналистские трюки бесспорно
вредны. Онн не помогают, а, наоборот, м
шают отзетственнейшей и благородной ра-
боте Международного Трибунала. Надо на-
деяться, что опубликование интервью с фа:
шистскимн преступниками вызовет опре
деленную реакцию и будет осуждено, дабы
в будущем исключить подобные  «сенса-

ции».
К. ТАРАДАНКИН,

: спец. корр. «Известий».

г. НЮРНБЕРГ.

TD

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.

Е ИИ RS LE TE EE Зе  ВНЕ TT
a

БОЛЬШОЙ ТЕАТР — 14/ХИ
THA». Нач. в 7.30 веч.

«Евгений Оне-

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — 14/ХП «Ро-
мео и Джульетта». Нач, в 7.30 веч.

МАЛЫЙ ТЕАТР — 14/ХП «Пиягмалион». Нач.
в 1.30 веч.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 14/ХП ¢«B
степях Украины». Нач. в 7,30 веч.

Pen MA И Е

Информа ционного—К 4-72-37; Экономического—К 4-12-46 и К 3-16-06; Сельского хозяйства—К 5-76-17;
4-75-06; Присм об’явлений в Москве—К 5-11423, в Ленинграде—36:78.

ВИ НЕ ВЕНЕ ВОО Ns ee HG TON ea ee ne a ete

И. Скворцова- Степанова, Пушкинская площадь, 5.

2.

МХАТ СОСР им. ГОРЬКОГО — 14/Х ПИ «Послед-
ние дни (Пупкин)». Нач. в 7.30 веч.

ФИЛИАЛ МХАТ — 14/ХП «Глубокая развед-
ка». Нач. в 7,30 веч,

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — 14/ХП
«Полководец». Нач в 7.30 веч.

ГОС. ТЕАТР им. Евг ВАХТАНГОВА (ул
Горького, пер. Садовских, 10) — 14/ХЦ «Послед-
ний день». Нач. в 1.20 веч.

a  .

=

\

ми
yr (
toil
м
И

BHCOR
nt
ANT
rane
HNO
Tule:
мт
mut
som
pron
B
cor
ную
1адо
(пар
ут
pile 0
у
Teb0)
ба
ToMor)
1 Roy
spam
Та
Noun.

Wy
ИЗНов
НЫ