1 января 1942 г., № Т (952)

фашистских

В первыю месяцы военных действий в
  Злюлярье немцы имели превосходетво в

poaryxe. Используя авлащию, фашистекое

уаиндование пыталось помешать развер-
лызнию наших часлей. Оно расечитыва-

10 совершить победный март по Колъеко-

уу полуострову и «молниеносно» захва-

тиь столицу Заполярья — Мурманск.

Ло титлоравцы просчитались. Героиче-

ко сопротивление частей Красной Армии

зарушило планы немецкого командования.
  рмыпую роль в боях. с фашистекими за-
увичиками сыграла артиллерия Северно-
то флота.

Артиллеристы-североморцы своим отнем
Фе лавали противнику покоя ни днем, ни
т ночью. Дерзкими налетами и обстрелом
  рибежных позиций врага; схватками с
` мотушными бамхитами они оказали боль-

1 влиячие на весь ход военных дейст-
ий в Заполярье.

Принрьвая развертывание наших ча-
qrell, соэтавая огневую завесу для защи-
ты HAMAX десантов, производя артилле-
мйскую развелку, корабли Северного фло-
м Вей мощью своих орудий постоянно
RANMA фашистам о силе артиллерий-
(ам OHA.

В боях © врагом  артиллериеты-северо-
зорпы используют решительно все огне-
poe стедетва пюех кораблей, начиная с
ратеров-охотников и кончая подволными
ютахи, Пролошелигий недавно бой на-
у пей подводной лодки е кораблями mpo-
“о лвника похазывает, насколько артилле-

исты-тмводниюи ‘уверены в силе своей

артиллерии, насколько хорошо овладели
ани своим делом,
Cuero преодолевая старые  капоны и

HOE, YUTA создаватуюся обстановку м

приолособивитись к’ цей,  командир-под-

мик тов. Гаджиев сумел использовать

вртиллерию своего корабля с максималь-

x эфективнюстью и добилел блестящей
ды.

Новое слово в практике морских ome-
мий сказали налши  калера-охотники.
лы` войны на северном театре показал,
™ дизпазон их действий гораздо птире,
у прелполагалось, Ватра с успехом мо-
туг быть использованы для разведки ог-
вых точек и лаже для обстрела берего-
вых Позиций и минометных и пулемет-
вых гнезд противника,

3а полгода войны калера-охотники Ce-
зерного флота уничтожили подводную люд-
Ky противника, ебили 12 самолетов и на-
ли больлой урон врагу, “обстреливая
берега. В то же время мы не имели по-
Tpb HX CPCI личного состав» катеров,
ни в материальной части,

В качестве одной из осповных задач
артиллеристам флота поручалось полдер-
хивать приморекий фланг натей армии
г подавлять батареи врата. Североморцы
Выюлнили эту задачу се честью.

Немало оперативных замыелов фаптисть

2 «о командования потерпели на Мурман-
кои направлении крах именно из-за дей-
вай наших кораблей.

бистема взаимодействия кораблей © ча-
ями Красной Армии приобрела  тахую
четкость и отработанпость, без которых
юуыелим успех совместных ‘операций.
Пользуясь корректировкой с берега, флот-
ие артиллеристы наносили врату сокру-
пительные удары. Насколько  эффектив-
лыуи были они, можно судить по неко-
мрым лонесениям. Вот пример:

«Произволили обстрел частей тротив-
ника, расположенных в квадратах №№...
№ ланным наблюдения Bee снаряль ло-
amc в цель. Уничтожена 75-миллимет-
вая артиллерийская батарея, тазрутены
топы и проволочные заграждения. Боль-
Ine потери понес противник в живой
ие. Это подтверждается тем, что и на
етуютий лень после обстрела против-
НИЕ в течение нескольких часов выносил
13 блиндажей раненых и убитых»,

В лругом донесении сообщалось:

«По данным наблюлательных  пунетов
Установлено, что артиллерийские снаряды
лились в районе расположения отневьых
че, и пехоты противника. Уничтолжжно

a i Pats A hat

° Моряки Севера громят

захватчиков

до 200 человек пехоты, один станковый
пулемет, два миномета. Разрушено много
землянок, блиндажей и проволочных за
траждений»,

В третьем донесении сообщалось, что
во времл обстрела, который артиллери-
CTH вели в течение нескольких часов,
было уничтожено свыше 250 человек
вражеской пехоты, несколько пулеметных
и минометных точек, разрушено ло 50
землянок. .

Все эти сокрушительные удары наноси-
лись врагу без всяких потерь е чашей
стоны.

Особенно хорошие результаты действий

артиллерии имеются на корабле, me
командиром БЧ-2 старший лейтенант
т. Алексеев. Вооружение и механизмы

Торой боевой части этого корабля рабо-
тают 6 безупречной четкостью, личный
состав всегда отлично подготовлен. @ру-
Дия Алексеева бьют по врагу с исключи-
тельной точностью,

Кораблям Северного флота в первые ме-
сяцы войны приходилось выдерживать
бои тлазным образом ¢ вражеской авиа-
цией. Противник ставил перед собой 3a-
дачу— воздуха нанести удар нашим мор-
ским силам, пустить на дно наши кораб-
ли. Олнако, этот план, тщательно разрабо-
танный в петабах фаштиетекого командова-
ния, разошелея с реальной действитель-
ностью. Массированный отонь корабель-
ных и береговых зенитных батарей. ге-
роические действия морской авиации с03-
дали над нашими кораблями такую не-
проницаемую залциту, преодолеть кототую
фашистокие пикирозщики оказались бес-
сильными. При этом противник потерял
десятки самолетов, которые Haman cede
могилу в водах Баренпова моря.

Олнажды налши корабли, конвоировав-
кие тралслторт, в течение всего дня отра-
жали почти беспрерывные атаки amucr-
ских бомбарлировииков, волнами сменяв-
итих прут друга. Сотни бомб были cbpo-
шены на корабли, но искуеное маневри-
рование и точный огонь зенитчиков при-
вели к TOMY, что все 063 исключения
бомбы упали в море. Корабли вышли из
боя почти 693 поврежлений. Зало фапти-
стам этот многочасовой бой обошелея до-
рото. Отнем корабельных зепитк и бе-
пеговых батарей было сбито 8 вражеских
TUK MPABM.

Hugero He Jalor hanrncraw mompirkn Ha-
нести урон кораблям Северного флота с
помощью своих батарей. Показатлелен та-
кой эпизол. Ham корабль залтел в 3a-
лмв Н., чтобы обетрелять позиции против-
‚ника. Немцы пошли на хитрость. Неемют-
ря на то, что вход в залив простреливал-
ся орулиями их батарей, они, не выла-
вая себя, пропустили корабль в расчете
на то, что он попадется в ловуниху.

Котда моряки закончили обетрел, и,
разгромив немалый участок вражеских
позиций пошли обратно, фашистская fe-
реговая батарея ‘отерьла по кораблю ин-
тенсивный огонъ..

На хитрость ‘врага ‘моряки ответили хит-
ростью. Не снижая скорости, корабль по-
пел прямо на огневую завесу, а, прибли-
зивись к ней почти вплотную, резко
отверкул впразо. Вражеская батарея сра-
зу же перекинула отонь в сторону, куда
отвернул корабль. Тогда моряки снова
легли влево на старый куре. Расчет был
правилен. Фашисты быстро перенесли
свой огонь на новое месло. Именно этого
и ждали североморцьы. Корабль, как через
ворота, невредимым проскочил между сиа-
рялами,  падавзшими справа и слева от
Hero.

Манево, построенный на правильном
учете действий противника, блестяще
удался,

Шесть месящев войны © сильным и ко-
варным врагом многому научили моряков-
артиллеристов. Закаленяые, обогаленныю
боевым опытом, OHM продолжают тромить
ненавистных захватчиков.

Капитан 3-го ранга А. БАРИНОВ.
Действующий флот.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Разведчики в засаде. На переднем плане капитан И. И. Залявин.

Фото А. Межуева (Фотохроника ТАОО).

Возрождение

Тихая, лунная  предновомодияя ночь,
Безмольный, необ’ятный, нетронутый pyc-
CRE лес. т

Блиндажи и землянки, вырубленные в
далекой, едва заметной лощине. Черный
телефонный провот змеитоя в снегу. В
земляной нише -—— радиоприемник и пач-
ка свежих листовок. Белый халат часо-
вого, прижавшегося в старой, в два 00-
хвата сосне. Большая сильная ладонь ем

лежит на стволе трофейного  немешкого
автомата.
— Ве ушли в Вюлоколамек, -— тово-

рит часовой. — Там сегодня актив гор-
совета.

Через два часа мы в Волоколамоке.
Фронт още близок, еще струится горький
дымок над обторелыми балками, а на за-
палной окраине города, отчетливо слышно,
ках бушует минометный и орудийный ог-
невой шквал.

В маленьком домике на крутом при-
горке, где собрался актив, полным-полно
партизан. Вопоминаютея чудные строки
Гоголя, описывающие в’езд Тараса Буль-
бы в Сечь:

«Й витязи, собравшиеся со веего храб-
рого мира Восточной России, целовались
взатмно и тут понеслись вопросы: «А что
Васьян?, что Бородавка?, что Колопер?,
что Пидсыток?».

..Мредседалель Волоколамокого горсовета,
Зотов, полымаясь из-за иирокото, щерба-
Того стола, целовал каждого вновь при-
шедшего и тревожно спралгивал:
что Кузьма? Что Андрей? Что
Петр? Что Григорий?

Й только слышал он в ответ, что жив
И бодретвует полрывник Андрей, что
несравненный  подрывник и следопыт
Тригорий вернулся в своей старой профес-
син электромеханика, что в добром злравии
находится бесстраптный разведчик Кузьма,
и что боец партизанского отряда Петр
снова стал пюфером и привел первую ма-
шину © мукой и бараньими тушами в
освобожденный. Воловолалск, ты

В волоколамеком партизавеком отряде
насчитывалось 92 человека. Немпам He
Улалось выбить из отряда ни одного бой-
ца, Партизаны устроили свою базу в та-
кой лесной тлухомани, что даже лучший
проводник отряда тов, Б. подолгу 600-
дил по безвестным тропам, пока не на-
ходил, наконеп, свою землянку. Отряд
имел свою рапию, овою типографию.

В сводках Информбюро несколько pas
упоминалось о боевой славе  волоколам-
ских «лесных братьев».

Олнажль взлетел на воздух большой
склад немецких боеприпасов. Душой этого
смелого ночного дела был  потурман мо-
соковского речного пароходства Кузьма —
маленький, необычайно подвижной чело-
век, всегда носивший за плечами мепюк,
в котором, как он говорил, хранится
«шильце, мыльце, да пара, гранат на, вся-
кий ненастный случай». Белый костер
велыхнувшего пожара пылат так ярко,
что в ТУ ночь во всей округе бымю свет-
10, как днем.

Pexope после занятия  Волоколамока,
немцы расчиотили неподалеку or mocce
вторую птирокую дорогу. Эту лорогу они
многозначительно незывали «магистралью
Берлин — Москва». Нескончаемым — пото-
KOM MIM военные машины по «матистра-
ли», замедляя свой бег у моста близ
деревни Теряево. Молодой слесарь Анлрей,
вместе с трушюй  партизан-подрывни-
Ков, дождавшись наибольшего скопления
Малин, взорвал моет и удачно ушел еще
нехоженныхми тропами в глубь волоколам-
ских лесов. Через чае у зияющих проле-
Тов моста стояло больше пятисот мантии,
а Затем над «магистралью» нежданно по-
явились советокие штурмовики.

Еще через несколько дней шофер Петр
взорвал три немецких автоцистерны.

В середине декабря, котда Волоколам-
щина еще жила в полном неведении от-
носительно истинного положения вещей,
немцы в многочисленных листовках неод-
нокрално повторяли, что взят Саратов,
что московекие ралиостанлии вещают из
Саранска и что штаб Западного фронта
уже перебралея из Куйбышева в Чкалов.
Й во“ поэтним вечером радист партизан-

©Кото: отряда — «лесной Кренкель», как
ero называли  товатити. — начальник
paltoriena связи Семен принял и запи-

сал сводку Информбюро о поражении не-
мецких войск на подступах к Москве.
Эта сволка,. с соответствующим обращение
ем, мпновенно была отпечатана в парти-
занской типография. Лучшие лыжники
отряда немелленно разнесли ее по окрест-
ным лесам, И ужь на друтой день в селе

\ьксино, в ближайшем тылу у немцев,

цартизаны провели колхозное собрание,
советское собрание в советеком селе.

Так началось восстановление советской
власти в Волоколамском районе. Еще шли
бои за Истрой, & партизаны, соелинив-
шись с действовавшей по фолпиетеким ты-

‚лам частью полковника Ч., освобожщали

одну деревню за лругой. И там, тле они
TDN  тозьдалнатея PUREE. ©0-
ветский порядок жизни. Вурчавый лымок
вился нал трубами обезлюлеваних, бъило,
хат, опять завертелиеь крылатые мельыни-
цы, двигались санные 0003ы © проловоль-
ствтем для обездоленных и обобранных
до последней нитки деревень и уже пао-
‘тизаны  прикидывали* по-хозяйски, где
взять семенные фонлы для будущей вес-
НЫ.

‚ Дьижение по «магистрали Берлин —
Москва» шло отныне только в сторону
Берлина, и немецкие пут-машины, пред-
назначенные ‘для стремительных бросков
по нашим тылам, назывались теперь
драп-малтиналми.

Гитлеровцы не успели превратить Bo-
локоламек в зону пустыни, но все же го-
род лежал в дыму и руинах, когла map-
тизаны вернулись на, родные улицы, Раз-
валины на месте лома пионеров, руины
на месте здания торсовета, пепелище на
месте трех новых школ, грулы оброреватих
трупов у дома № 3/6 по Пролетарскому
ироезлу, где фашисты сожгли несколько

‹от пленных и раненых красноармейцев.
На каждом шагу ветрочались кровоточа-
щие следы, оставленные фатшистокой op-
дой, пришедшей к нам из-за Одера и
Рейна.

С каком конца начинать возрождение

города?! Но партизаны были не только
воинами, HO и созидателями. И как-то
сразу жизнь вошла в старую, родную,
лавно обжитую колею. Командир отряда
беспартийный учитель тов. Т. взял на
себя восвтановление школ. Комиссар от-
ряда товарищ М. вернужя к своим
обязанностям секретаря райкома  пар-
тии. «Лесной Кренкель» ‘монтирует те-
лефонную станцию на сто номеров. Штур-
ман и подрывник Кузьма стал и прорабом,
и строителем, и архитектором, и плани-
ровщиком. Под его руководством развед-
чики и полрывники восстанавливают в0-
Допровод, баню, почту, выпекалют хлеб,
ремовтируют здания трех магазинов.
‚ Механик местной электростанции Гри-
торий как-то взялся вывести два немецких
танка кратчайшим путем на пюсое. On
долго петлил по проселочным дорогам, за-
вел танки в лесистую болотную чалщобу
и скрылся, исчез, растаял пот самым но-
сом у немецких водителей. Сейчас Григорий
разыскал свои «подшефные танки», снял
G HEX моторы, перенес ма электростанцию
й готовится даль свет освобожденному го-
роду.

Кажлая воинская часть, проходящая
через Волоколамек, протягивает городу то-
варищескую руку подмоги и потллержюл.
Гварлейские танкисты Котукова выщелили
две трофейных машины для подвоза про-
довольствия. Краснофлотцы отряда, морекой
пехоты Чистякова помогают восстанавли-
вать связь. Стрелки вымели тофы мусора
из зланий трех еще уцелевигих школ.
TOPO. постепенно возвращаются тепло,
спокойствие, довольство...

Встречать новый тол партизаны ‹собра-
лись в своем снежном лагере, в старом
величественном лесу.

В болышой землянке жарко дышала
раскаленная печь, дымилея сухой валеж-
ник, слышалась песня людей, познавитих
торечь испытаний и ралость победы. Во
всех их разговорах чувствовалась. дружба,
ноумпрающая @ронтовая дружба, сролнив-
шая воедино тахутизан, согретых великой
любовью Е своей родине.

В углу. у земляной ниши, сидел на
своем привычном месте т. Семен и,
чуть повертывая  рычажжи  приэмника,
слушал Москву. И точно в двенадцать,
по знаку командира отряда, волоколам-
ские партизаны подняли свои похолные
кружки. Это был тост за Сталина, а зна-
чит и 3a победу, за Истру, за Клин, за
Калинин, за Елеп, за Наро-Фоминок, за
свой родной Волоколамок, за все освобож-
ленные русские города и села, лежащие
после немецкого нашествия в развалинах
п пепелитах. но уже  возрожлаемые к
жизни, к трулу, к борьбе, в счастью.

Гр. НИЛОВ.

Западный фронт.

‚ Письма
обреченных.

Лейтенант Франц Аббат не был лилен
сентиментальности. Вместе с порнотрафи-
ческими открытками из Варшавы и ф0то-
прафиями бравого лейтенанта, любующего-
ся повешенными на центральной площади
Белграда, в его чемодане лежали беэде-
лушки почти идиллического характера —
новогодние елочные сувениры. Врохотные
фигурки изображали Францию, Бельгию,
Голландию, Чехию. Польшу, покорно при-
ветотвующих Гитлера «Хайль!».

Франц Аббат возил сувениры © собой.
Они напоминали ему о том, как были
ветречены 1940 и 1941 годы. ensue
побелы, безудержный грабеж и еще одна
или несколько игрушек в чемодане, сим-
волически изображающих новые, покорен-
ные Германией, страны.

«Дорогой Франц! — чисала жена Абба-
та мужу на фронт. — Надеюсь, ты не
будешь там слишком долго находиться.
Несколько дней назад слышала четыре
спепиальных сообщения и поражаюсь, что
наши вооруженные силы в такой короткий
срок вве сделали. В Ёлоех оплакивают
ine потери. Это, вероятно, очень тяжело
для родных. Но не для всех определена
такая судьба, и я заранее радуюсь нашей
встоече с тобой. Эльза».

Меткий бросок краснофлотекой трава-

ты, которой был убит. лейтенант Аббат,
показал тлупой Эльзе и тысячам ей по-
добных германских самок, что немецкая
трабъармия, сумевшая якобы «в такой
короткий срок вее сделать», в действи-
тельности сделала лишь отно: она оте-
делила свою судьбу, судьбу смертников,
которым не вернуться домой.
Жотта же, наконец, наступит миф,
обещанный нам фюрером? — все © боль-
шей тревогой спрашивает германский обы-
ватель.

«Beerla ожилаешь © напряжением, —
читаем мы в письме из Германии, най-
денном у убитого немецкого соллата, —
что должен принести следующий лень. Но
то. чего мы все © нетерпением ожидаем,
не наступает. Кто знает, каж долго будет
еще тянуться время, пока не настушит
ми?

“Сегодня был день именин папы, но он
прошел без настроения. Все было тихо,
потому что мы в трое пумати только
96 отном: вернешься ли ты?».

«Уже снова кончается месяц, а До сих
пор нет никаких признаков мира, — пи-
шет мать сыну на фронт. — Вы уже
третий TOL B серых, похолных мундирах.
Кто думал, что эта война будет так долго
протолжаться».

«0 том, что y вас тяжелые бои, это
слышали уже также здесь. Должно быть
все же много раненых и убитых.

ужасно, если 06 этом полумать, Надеюсь,

что война скоро совсем кончится»,

Но войне не вилно конца. Немелкий
объватель в тылу начинает ее все явет-
веннее ощущать и на собетвенной шкуре.

Вместе с верой в непререкаемость 0бе-
шаний фюрера быстро и победоносно за-
кончить на Востоке войну испаряется ий
TOT тонкий налет метцанекого патриотиз-
ма, которым был пропитан термалокий
тыл. Сейчае уже не вотретить в письмах
в солдатам истошных призывов итти в
бой за, Гитлера и Германию. К чорту фю-
рера! Надо спасать свою собственную шку-
ру. И пресловутая германская мать пишет
сыну: р

«Мой милый Фриц! Получила сообще-
ние © твоем ранении. Я теперь успокои-
лась, ибо знаю, что ты на некоторое вре-
мя булешь в безопасности И ecan бы
твое возлоровление затянулось, я была бы
счастлива. Сообщения о русских приходят
очень стремительно. Таким коварным не
был еще ни один противник. Поэтому это
улваивает мои опасения. Злесь все нахо-
дятея в нервном состоянии».

Это нервозное состояние понятно. В об-
становке растерянности и страха, в пред-
чувствии налвигаютейся катастрофы
встречает терманский тыт 1942 гол.

Г. НОВОГРУДСКИЙ.

ЗАРЯ НАД МИРОМ

Еще год назад Европа и мир лежали

в мгле. Минувший тод начался под раз-
рывы терманских бомб над Лондоном, Ли-
верпулем, Саутгемптоном,  Бристолем. Or
` плоских берегов Нидерландов до Вардара
\ — 10 всему континенту разбросал свой
‘тупальцы германский спрут. И хотя Bos-
пушное вторжение в последнюю  нетюко-
1  западноевропейскую страну —
кобританию, 0б’явленное Гитлером с

наглой самоуверенностью, не’ увенчалось

Yenexom, Европа была раздавлена. Теперь
МЫ знаем, почему такая страшная судьба
постигла наш континент, Ни один народ,
ставший жертвой германской агрессии, ни
оно правительство, свергнутое германски-
ми штыками, не дали себе труда  поду-
мать и понять: Германия сильна лишь
потому, что ев жертвы были  Слишхом
слабы.

Германская военная малина в течение
семнадцати месяцев-—© сентября 1939 г.
№ 22 июня 1941 г. — не встречала на
полях сражения ни одного противника,
тотового сражаться ло конца. Континент
был разделен и покорен mo частям. Глу-
кая ночв опустилась над Ювропой, и ев
зловещие тени заслоняли весь мир. Сем-

”адцать месяцев, — эти страшные CeM-
надцать месяцев, мимо которых не прой-
дет ни один будущий историк . наших
дней, — германская военная машина н6-
лась вперед, увлекаемая жаждой завое-
заний, безнаказанным грабежом, призра-
ви немепкого господства надо миром.

Рабы и вассалы. страны, завоеваюные,
покоренные, купленные, но все одинаково
Зажатые в железный кулак жадного и

} безжалостно пемецкого жандарма, дол-
ъжны были платить Германии дань, рабо-
” тать на нее до провавого пота, постав-
лять ей солдат. Это было время, котла
BOCHHBTE успехи гитлеровской тирании до-
Шли до апогея,

Гитлер мог без особых затруднений
бросить в далекую Ливию целую танко-
вую аруию Роммеля для спасения злосча-
тном Трациани, за которым по пятам
Tacs Уэйволл. Он, не задумываясь, снял

6 Затадного фронта целую воздушную ap-!B этом мире, Гитлер

мию, чтобы начать битву в зоне Среди:
земного моря. Й ему снова повезло. Гер-
манские войска стояли на транице Hran-
та, как четверть века до того. И терман-
ский соллат услел за, это время прочно 1по-
верить, что он призван грабить, жечь и
насиловать, и никто не в состоянии ему
в этом помешать.

А Гитлер и его камарилья? Они столь
же прочно поверили, что ничто и никто
не может воопрепятствовать их безграни-
чному и бесконтрольному владычеству нал
Европой. Со всех сторон, казалось, при-
бывали силы кв му союзу наиболее хи-
щнических империалистов, поставивитему
на службу своим интересам наемников
тоех наций, изменников и вратов тсех на-
родов, наиболее подлых и отпетых негодя-
ев, которым нечего терять и которые толь-
ко под крылышком Гитлера могут кое-что
приобрести.

Империя, созданная Гитлером на чере-
пах, возвысилась, как мрачная тюрьма,
в самом центре Европы. Хотя трудно
предполагать, чтобы такие личности, как
Гитлер и ето клевоеты, верили бы во
что-нибудь, одно можно сказать с несом-
ненностью: еще в пропилом году они 6езу-
словно верили в конечную, и, самое глав-
ное, быструю и полную победу. Геббельс,
конечно, и в июне прошлого Тод» оста-
вался апостолом лжи, но и ол верил, что
ещё до того, Kak опадут осенние листья,
Германия зажончит зойну блистательной
победой и что она будет одержана на Bo-
стоке.

%#
*

Гитлер не просто верил в свою победу,
— он понимал, что’ поражение Германии
было бы прежде всего ето поражением.
Он знает, — этот пигмей,  возомнивиейй
себя Наполеовом, — что ни один евро-
пейский народ не удостоит его чести даже
заточения на острове св. Елены. Его не
примет на свою палубу современный «Бе-

лерофон»; фонарный столб и намымленная,

BOT лучинее, что ожидает его

веревка =—
сделал Германию

0б’ектом всемирной ненависти. Но меньше
всего он думал о ее судьбе, затевая пре-
ступную войну, п уж, разумеется, он
стремился к победе, шалая через миллионы
трупов, ибо с ней, и только © ней, свя-
зана его собетвенная сульба,

Он внушил своим солдатам, — не-
скольким поколениям немцев, отупевигих
и развращенных, — что они могут зарое-
валь весь мир и поступить с ним, как
им заблаторассудится. А на что способны
эти дикари, мы видели на протяженяй
6-месячной борьбы на Востоке: сожжекте
городов и чел, массовые убийства плен-
ных, фасстрелы и виселицы, насилия над
женщинами, осквернение очатов культуры,
порутание дорогих налюду памятников его
славы, разбой и опустонтение завоеванной
страны, физическое истребление ее насе-
ления. В захваченных  пами германских
приказах 06 этом товорится © типично
гитлеровской,  садистской  подробностью:
как жечь, как умерщвлять мужчин, жен-
щин, детей, стариков. Германия ловеде-
на Гитлером до атютея... подлости, и, быть
может, немцы только сейчас начинают
догадываться, что приближается день, ко-
гда’ им за все это придется’ ответить,

Шесть месяцев и девять длей назад
Гитлер двилул свои армий на Восток
против великой Страны Советов, On
надеялся на сочувотвие и поддержку сво-
их вчералтних впагов. Он уже видел себя
в0 главе европейской, & то и всемирной
антисоветокой — коалиции. Во  васса-
лы He смогли помочь ему завоевать
на Западе господотво над миром; быть мо-
жет, весь мир поможет ему стать власте-
лином Востока. Богемокий капрал, начав-
Mul свою «государственную» кафьеру в
качестве мелкото питиона в Тироле, видел
себя в окружении созвездий великих дер-
жав. Он нетерпеливо отмахивалея от за-
тробного голоса Шлиффена, который пре-
достерегал: в Россию можно войти, но
выйти из ее прелелов невозможно.

Великие державы, реальным интересам
которых угрожает гитлеровская Германия,
отвергли предложение о создании антисо-
ветской коалиции. Наоборот, вместе с Co-

ветским Союзом они составили антигитле-
ровскую коалицию. Это был тот именно
исторический поворот в международной об-
становке, которого в Берлине боялись
больше всего. Котда он стал фактом, Гит-
лер. и его генералы самоуверенно сказали
себе: «Что ж. мы победим раныше, чем
они! успеют практически — об’единиться».
В борьбе на Востоке решалась судьба по-
истине всего мира. И теперь уже ясно,
что  борьба эта Гитлером проиграна, хотя
впереди еще много тяжелых испытаний,

Vor, начавигийся многими победами Гер-
мании и возвещенный ее обнатлевшими
правителями «годом окончательной побе-
ды», заканчивается для гитлеровской им-
пери тяжелым кризисом. Вое шесть ме-
cates войны против Советекого Союза гер-
манокая верховная ставка ни разу не об-
молвилась ни единым словом 0 тяжелых
потерях германских войск. В октябре Геб-
белье заявил, что потери германской ар-

Mun na Востоке не превыштатт 310 тыс.

ченовек. В декабре Гитлер должен был,
наконец, из себя выдавить, что потери
германской армии составляют 750 тыс.
чел, Это было поэти в десять раз меньше
действительных потерь.

И только после того, как начатое Гит-
лером «генеральное наступление на Мо-
екиу для окончания войны» было отбя-
Tol Rpacnoii Армией и закончилось позор-
НЫМ крахом всех наступательных опера-
ций немецких войск на Востоке, после то-
тоя как Красная Армия, выполняя при-
каз своего Верховного ‘главнокомандующе-
го’товарища Сталина, перешла в контрна-
ступление почти на всем протяжении
фронта, от Черного моря до Ладожекого
озера, Гитлер. признал, наконец, что гер-
манская армия почесла «тягчайшие жерт-
вы», Этот авантюрист, конечно, не посмел
признать, что поражение, понесенное гер-
маской армией, значительно глубже, по-
TOMY что это — поражение всей  гер-
мансиой стратегии, это — поражение, ко-
торое по своим последствиям несравненно
серьезнее, чем Марна, чем Верден.

*

Гитлер может сказать себе сейчас: «Я
лгал, когда провозгласил в своей речи 3
октября, что терманский солдат — луч-
ший соллат в мире, ибо солдаты Красной
Армии побили моих солдат: они наступа-

ют там, тде для наю наступать оказалось
невозможным; я лгал, когда утверждал в
этой же речи, что германекая техника во-
оружения лучшая в мире, ибо во главе
технического прогресса в технике воору-
жения оказался Советский Союз, который
производит в этой области подлинный пе-
реворот; я лгал, когда назвал немецких
тенералов лучшими генералами в мире,
й60 мне самому пришлось сместить свое-
то лучшего генерала —_Браухича; нако-

Hel, я лгал, когда  превозносил самого
себя, заявляя ° терманскому народу, что
германское государственное руководство

не имеет себе равного: ведь мало-мальски
думающему человеку, даже немпу, должно
притти в голову -—— руководители, ввязав-
шиеся в заведомую авантюру на Востоке,
в лучшем случае заслуживают презритель-
ной клички авантюристов». .

Конечно, Гитлер всего этого никогда не
скажет. Ho вот проболталея же Геббельс
в припадке истерии, на что сейчас на-
деется гитлеровскал камарилья, В статье,
отубликовааной в «Рейх», он пишет:
«Ногда-нибудь (!) наступит час, когда про-
тивник зашатается, но когда именно этот
час настанет, никому неизвестно». Тот
ли это Геббельс, который заявил утром

22 июня, что через восемь недель война!

закончится победой Германии? Тот дя это
Геббельс, который по меньшей мере шесть
раз уничтожал Красную Армию? Конечно,

` все тот же тертый гитлеровский жулик.

Он сам, как и его повелитель, забыл при-
поднятый, — истияно-прусский вагло-высо-
комерный тон. В приказах Гитлера, в ре-
Wax и статьях Гебоельея преобладают ‘те-
перь истерические ноты, они говорят о
смерти. которая ожидает Германию в ©лу-
чае поражения. Гитлер заклинает своих
мародеров «фанатически держаться», упо-
вая на..помощь Японии, которая якобы
«молниеносно» одержит победу на Тихом
OME ATE.

Но тем временем германская армия от-
ступает, а Врасная Армия продолжает на-
ступать, Гитлеровская пропаганда приду-
мала для об’яснения, — вернее, для 60-
крыиия этого поворота в ходе войны, —
словечко: «переход на позипионное поло-
жение». Быть может, изгнание немцев из
Керчи и Феолосии = это тоже относится

К разряду событий «позиционной войны» ?!

т Кавказских тор до карельских уте-
сов Красная Армия прололжает теснить
«непобедимуто» гитлеровскую армию, вы-
полняя директиву своего Верховного глав-
нокомандующего: истребить всех немцев,
пробравшихся на территорию нашей роди-

ны в качестве ее оккупантов. А из Ли-
вии приходят не менее печальные для
Гитлера вести’ о разгроме английскими

войсками немецких и итальянских диви-
зий. Гитлер и злесь хотел бы перейти к
«позиционной войне». Но, увы, это не OT
него зависит, а в гораздо большей степе-
ни от воли генерала Ритчи.

Немцы потерпели ‘на пороге 1942 т.
поражения на всех фронтах, гле решаетея
исход нынешней войны, Как бы ни раз-
вивались до определенного момента воет-
ные собылия на Тихом океане, они не 0б-
летчат положения Гитлера на Востоке —
на этом решающем фронте второй миро-
вой войны.

Германия ‹ейчас не располагает таки-
ми. крупными силами, с которыми она
вступила в борьбу против СССР шесть
месяцев назад. Если даже гитлеровскому
командованию и удастся пеной потери

огромного количества артиллерии, танков,

автомашин, боеприпасов спасти свои 05-
новные кадры и отвести их на Запад, то
в этом нет никакой гарантии успелгного
наступления весной, которое Гитлер 0бе-
щает в своем приказе от 19 декабря.
Германской армии еще предстоит перене-
сти длинную зимнюю кампанию. когда
разразятся настоящие русские морозы.
Геббельс уверяет, что «наступит час, ко-
гда противник зашатается». Но пока мы
видим, как шатается и трешит под Уда-
рами Красной Армии весь германский
фронт.

И сегодня в полночь, когла раздается
бой часов, возвещающий наступление но-
вого года, он прозвучит для гитлеровской
Германии, как звон похоронного колоко-
ла. На пороге нового года народы, об’еди-
нившиеся для беспотадного истребления
немецких варваров, видят, как рассеивает-
ся мгла, в которую была погружена Ёв-
ропа, и сквозь пороховой дым сражений
встает над миром заря, предвещающая

побелу.
И. ЕРМАШЕВ.

2S

ВЕСЬ

i