№: ЗАЕМ eee

=
wy

>

=

’ Воть ставят на MeCTO,

3 января 1942 г. № 2 (953).

Моряки-артиллеристы

‚ громят

— Шёле огня наших артиллеристов
от фашистоких танков остается лишь ме-
таллический лом, & от пехоты — клочья
одежды и куски мяса.

Так говорят © своих  артиллериетах
бойцы и командиры соединения моряков,
действующего на одном направлений
фронта. В этих словах нет преувеличения.
Их правдивость доказана на деле. .

Смелые и дерзкие,  хладнокровные и
стремительные действия моряков-артилле-
pECTOB не раз заслуживали высокую
оценку команловалия,

Артихлеристы пратшпли на этот участок
фронта в начале декабря, Здесь они по-
гучили первое боевое крещение. Личный
состав р0е в боях, закалялея, мужал и
приобретал опыт. Меткий и мощный ар-
тичлерийсвий огонь моряков не позволял
олупантам ни на шахт продвигаться впе-
pel.

У станции Л. два немецких танка и
труппа автоматчиков, используя естест-
зенныю укрытия, незаметно подошли к
позиции одного подразделения и неожи-
ланно повели наступление на батарею. Ho
пи лязг гусениц фалпистских танков —
этих бронированных складов награблен-
ой талантереи, ни треск автоматов ne
сломили воли командира орудийного рас-
чета сержанта Лобченко. Быстро оценив
обстановку, Лобченкю повел беглый огонь,
Разрывы снарядов образовали сплошную
стену огня. Вскоре сержант отметил, что
зражескию тапки хотя и приближались,
HO BCO HO значительно снизили темп сво-
его бега. И котда бронированные фаши-
столе крепости подошли в орулию на
150—200 метров, он повел прицельный
огонь, После первых же выстрелов один
танк противника залорелея. Почти в ту
зе минуту ярким факелом вопыхнуя и
второй,

Смелые и настойчивые действия комат-
дира решили судьбу этой атаки. Заметив,
WN) их танки горят, группа фапистоких
автоматчиков бросилась наутек. № ни
мин из них не смог скрыться от метко:
№ огня артиллеристов. Bee они были
уничтожены,

Большую помощь оказывают артихле-
рты стрелковым подразделениям своего
соединения. Бежав под натиском частей
Врасной Армии из города В., фашисты
заврепились в селе И. Этот населенный
пункт господствовал над окружающей ме-
ствостью, Сосредоточив здесь большое ко-
личество артиллерии, минометов и we-
сколько таков, немцы, вихимо, решили
приостановить наше наступление. Важ-
дый дом, каждый сарай был ими ук-
}еплен и превращен в засады для авто-
матчиков и пулеметчиков.

Когда наши части начали продвигать-
ея вперед, фапеисты встретили их ураган-
выи огнем. Командир соединения отдал
приказ.

— Уничтожить вражеские огневые
точки и выбить из домов  фашистових
автоматчиков.

Надо было выхвинуть орудия на окра-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

врагов

ину села, но местность ‘не позволяла вез-
ти их ни на машинах, ни на лошадях.

— Тащить пушки на руках! — ви-
казал командир подразделения сталитий
лейтенант Арсеньев.

Преодолевая одно препятствие за хру-
тим, проваливаясь в глубокий снег, мо-
DAKE быстро выполнили приказ команди-
ра. Вскоре три орудия были на окраине
села и метко тромили вразкеские отневые
точки. А затем, засекая отонь немецких
автоматчиков и пулеметчижов, прямой нз-
водкой били по домам и сараям.

Около пяти часов продолжалась эта
схватка. Немцы перебегали из разрушен-
вых домов и сараев в соседние и продол-
HATH яростно сопротивляться. Моряки
заметили, что около одного дома стоят
четыре противотанковых пушви врага co
пегабелями снарядов. Смелый натиск—и
пушки захвачены.

Не прекращая стрельбы из своих. ору-
дий, лейтенант Крепский открыл отонь
по фашистам из их же пушек, Сила уда-
ра артиллеристов возросла. До наступле-
ния темноты артиллеристы выбили нем-
‘цев из всех домов и сараев. Остальное
доделали наши стрелки, автоматчики. №
вечеру село было очищено от захватчи-
ВоВ.

Н врат не хотел мириться © потерей
этого важном пункта. На расевете сле-
дующего дня оккупанты цачали яростную
атаку. Опи пустили в хол артиллерию и
мицеметы. Затем пошла фалпистская пе-
хота.

Эта попытка стоила врату очень хоро-
го. Встретив мощный контрудар и ocrTa-
BAB Ha поле боя много убитых, ‘фапистья
ОТЕЗТИЛИСЬ.

Случилось так, что в трудном боевом
походе вьшила из строя на первый взгляд
малозаметная, TO Ha ese очень важная
деталь навигационного прибора корабля.
Нужно было быстро замевить ее, чтобы
обеспечить безопасность плавалия Kopab-
ля в открытом море и У чужих враже-
ских берегов, успешно выполнить задание
командования. Но деталь эта находилась
в подводной части корпуса.

И раныше, до войны, приходилось стал-
Киваться с такой работой. Тогда поету-
пали просто — корабль вводили в док.
Это была длинная процедура.

Боевой коллектив корабля не мог при-
мириться © Такой задержкой, и штурман-
ский электрик Лебедев предложил заме-
нить деталь, не поднимая корабля в лок.

Специалист по штурманским приборам
военинженер 3-то ранга Фокин горячо
ухватился за эту идею. Решили заменить
деталь на плаву, создав в соответетвую-
ем отсеке противолавление. Тт. Фокин,
Лебедев, Иващенко спустились в orcen.
Горловину отсека герметически задраили
за ними.

Жотда гайки были отданы и деталь
снята, в отсек хлынула забортиая вода.
Мужествевные моряки He pacrepsance.
Условными ударами по корпусу Фокин и
`Дебедев дали знать об этом. В отсек по-
хали 10 магистрали воздух. Воздушное
противодавление было таким образом уси-
лено, вода вытеснена из отсека. Новую
деталь удалось установить без всяких
осложнений. Затем давление воздуха
снизили до нормального и проверили
плотность насадки детали. Вода больше
не поступала в отсек.

Оставалось теперь проверить работу
этого навигационного прибора в тазлич-

Боевая техника
в надежных рунах

вых условиях плавания. Вое время’ ис-
пытаний тт. Фокин, Лебедев м Иващенко
находились в наглухо задраенном отсеке.
Прибор дазал правильные показалтия. Ко-
рабль был готов к новым боевым похо-
дам.

Смелые, инициативные специалисты
сделали за одну ночь работу, которая
требовала затраты нескольких суток. Вы-
пужденная стояпка корабля была сокра-
щена до минимума.

Уничтожение девиации компасов обыч-
но проводится на ходу, занимает много
времени, требует затраты горючего и
прочих материалов. Младший лейтенант
Бобровников разработал и провел в жизнь
другой ©1060 уничтожения девиации для
некоторой калегории судов. Новый ©пюсоб
позводяет уничтожать девиацию вчетверо
быстрее обычного и не требует специаль-
HOPO выхода корабля в море.

Инженер Бутов навел полный тооядок
в радионавитационном деле, успепьню раз-
pels проблему уничтожежия радиодевиа-
ции для одной категории кораблей. Во-
енинженер 3-го рацга Орлов, имеющий
прекрасную теоретическую и практиче-
ку подтотовку в области астрономии,
произвел все расчеты для составления
навигационного пособия, которое раньше
делалось только в централизованном тпо-
рядке одним из научных центров страны,

Так блалодаря кропотливой, самоотвер-
женной работь специалистов обеспечиваете
ся уверенное плавание кораблей Северно-
то флота в боевых походах,  полготовля-
ются ‘условия для нанесения  сокрутши-
тельных ударов врату.

В. КОВАЛЕВ.

Действующий флот.

Через несколько минут вражеская ба-
тарея опять открыла отонь.

— Подавить! — шриказах
соединения.

Выполнить эту задачу поручили иро-
явившему себя в боях орудийному рас-
чету сержанта Лобченко.

Выход на позицию и наблюдение 38
вопыштками выстрелов фашистских opy-
ui заняли всего несколько минут. Бой-
цы заняли свои места. Пушка заряжена.

командир

Bee замерли в ожидании,

— Огонь! — приказал Лобченко. И в

сторону, где укрылась фашистская бата-
рея, полетели снаряды, Через несколько
минут © командного пункта сообщили:
Вражеская батарея подавлена.
Отонь прекратить!

Тогда фашиств бросили против одной
пушки соржанта Лобченко четыре танка.
Началея неравный поединок. Первыми же
выстрелами Лобченко вывел из строя два
вражеских танка, оставшиеся начали от-
ходить. Вражесокий снаряд вывел’ орулие
Лобченко из строя. В бою смертью храб-
рых пали сержант Лобченко и наводчих
Давлетиин,

Убнрая тела погиблиих, — моряки-зргил-
леристы поклялись жестоко отомстить
врагу за смерть своих товарищей,

И они отомстят. .

Батальонный комиссар Д. ГУЛЯЕВ.

Делегация челябинцев на фронте

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2 января.
(Спецкорр. ТАСС). К одной из прифрон-
товых станций подошел большой эшелон.
Ha покрытых инеем валонах — лозунги:
«С новым победоносным годом», «Бойцам
Красной Армии от Каменского района,
Челябинской области», «Лоблестным вой-
(кам от трудящихся города Челябинска,
Памонска и Кургана». В 44 вагонах ра-
бочте, колхознаки и интеллигенция Ye-
лябинской области прислали героическим
защитникам родины свои новогодние п-

ХИРУРГ

„.Мучительная поездка. Каждый толчок
машины на ухабистой дороге отзывался
в ране острой болью. Шина — ater гро-
Убэдкий металлический каркас, надетый на
раненого, чтобы дать срастись сломанной
кости, —не позволяла повернуть, прико-
вывала к койке усталое тело.

А когда похехали к госпиталю, Kak
трудно было выносить раненого сквозь
узкую дверцу машины, как мешала ему
самому и усложняла” уход за ним эта

ллеровская отводящая шина, близко на-
поминающая по форме самолет и Tak
окрещенная врачами и санитарами.

«Сазолет»—не единственная металли-
ческая  копструкция,  применявшаяся в
тоспитале для лечебных целей. При пе-
реломе бедра вокруг койки раненого уста-
вавливалось пелое сооружение из желез-
ных труб, блоков и противовесов, при по-
MOMH которого поврежденная нога под-
хуживалась на весу в нужном  @оложе-
кии. И опять раненый был обречен на TO,
чтобы месяцами лежать в постели на вы-
TARY, перенося все муки вынужденной
неподвижности. ;

Так делалось издавна во всех лечебных
учрежлениях мира. Так делалось в пер-
Вю дни нойны и в госпиталях Северного
флота,

Но вот приехал на Север главный хи-
рург флота Дмитрий Алехсеевич Аратюв и
предложил новый спюсоб лечения перело-
мов конечностей. He нужно никаких
«самолетов» и противовесов, не нужно 33-
ставлять раненых долгие дни, недели и
месяцы лежать плаетом, не. нужно делать
перевязки, тровожа бойцов и рискуя 3a-
нести инфекцию — в открытые раны, пе
Нужно тратить огромное количество пере-
вязочных материалов, ве нужно ломать
Голову над тем. как перевозить раненых,
которых из-за Беллеровской шианы не по-
местить ни в машину. ни в самолет.

Вов эф оказалось лишним и ненужным
© тех пор, как доктор Аралов научил вра-
%й, сестер и санитаров военно-морских
госпиталей Севера лечить переломы m0
Жетоду глухого гипсования.

мел очень прост. Сломанную

и затем © по-

мощью гипсовых бинтов рана наглухо 3a-
THICOBAIRAET CS.

Чудо происходит буквально на глазах.

Делегация чехябанцев выходит из то-
ловного вагона. Ее встоечают и приветст-
вуют бойцы и командиры Красной Армии.
Среди делегатов — т. Кравченко — отец
дважды Героя Советского Союза тенерал-
лейтенанта Г. И, Кравченко, депутат Вер-
ховного Совета СССР В. И. Айкашев и др.

Сразу же по прибытии эшелона нача-
лась его разгрузка. Олна за друтой подхо-
дят к вагонам тяжелые машины. Она
Увозят на передовые позиции драгоценный
труз——Яркое свидетельство любви народной
к защитникам родины,

Люли со сложным переломом бедра, обре-
зенные на то, чтобы в течение двух-трех
месяцев лежать на спине, после того как
на рану накладывалась глухая гипсовая
повязка, физически ощущали абсолютный
покой. Они обретали свободу движения,
могли шевелиться, повертываться, ‘через
четыре-пять дней вставали © постели и

посторонней помощи ходили смотреть
кино в зал. для выздоравливающих, а ме-
«яца через пюлтера возвращались в ©вою
часть, чтобы с еще большим ожесточениехи
и репимостью бить врага.

Глухое гипсование стало сейчас основ-
ным методом лечения переломов конечно-
стей в госпиталях Северного флота и рас-
пространилось в армейских госпиталях.

Стрептоцил, белый, похожий на caxap-
ную пудру порошок, — могучее ередетво
в борьбе < вредоносными микробами. Но
его принимали обычно внутрь. Доктор
Арадюв об’ездил все санитарные пункты
флота, побывал на фронте, в мелико-са-
нитарных батальонах и показал, как мж-
HO и нужно применять стрентоцид для
обозвреживания открытых ран.

Врачи торопились раньше обработать
рану, сделать операцию в любой обетанов-
ке, хотя бы в открытом поле, под кусти-
‘KOM или в какой-нибудь палатке, лишь
бы не затягивать это дело, не дать мик-
робам, попавшим в рану вместе с грязью
и пылью, начать свою разрушительную
работу.

(Сейчас, только посыпав рану етрелто-
цидом, можно без всякой опаски отправ-
лять раненого в тыловой госпиталь, если
даже он отстоит в двух-трех днах пути
от места боя, и там, в стюкойной обота-
новке, имея под руками все необходимое,
приступить к лечению бойца.

Отнажль, котла встал вопрос © не0бхо-
димости сделать раненому трепанацию че-
репа, довтор Аралюв сказал хирургу Слуп-
ману:

— А не пора ли, Лев Лазаревич, пе-
рейти к лоскутной трепанации? Ну, ка-
кой в самом деле смысл выкусывать тю
кусочкам отверстие в черепе и потом так
и оставлять человека с дыркой в голове;
6 не полностью восстановленным здоровь-
ем, котда можно вырезать из черепа, целый
лоскут, а потом поставить кость на место
‚и зашить так, как будто

ничего и перпроцеос пюдтотовки KR ней, доискивается

В тородах, освобожденных

го совета.

было. Ведь это не только  эначительно
упростит операцию, а и сохранит работо-
способность человека, нашего советского
человека, это вернет бойца флоту.

Врачей, чутких ко всему новому и пе-
редовому, не пришлось долго
Последнее достижение военно-полевой хи-
рургии быстро проложило себе путь в
морском госпитале.

Так же быстро нашел вегобщее прия-
знание военных врачей Севера разрабо-
танный главным хирургом флота метод
лечения газовой гангрены — этой страш-
ной спутницы раненых, причинявшей ар-
миям в прошлые войны опустошения
большие, чем самые кровопролитные сра-
жения. ?
°В германской армии и cefigac ranrpena
косит тысячи солдат, раненных нашими
пулями и снарядами. Главный медицип-
ский консультант фашистской армии Ле-
вен открыт в печати вынужден был

признать, что гитлеровеким медикам удают-
ся спасти, и то путем ампутации, только

TeX раненых, Y которых  гантренозный
процесс развивается на голени или пред-
плечье. Во всех же других случаях тан-
грены раненые умирают,

Советские хирурти и здесь одержа-
ли победу. Достаточно сказать, что в
госпиталях Северного флота за пое-
ледние месяды войны не было ня
одного случая гибели бойцов из-за
гангрены. Нет сейчас и случаев ампута-
ции конечностей, вызванной заражением
крови. Метод лечения, разработанный
главным хирургом Северного флота, пол-
ностью оправдал себя,

Всегда в движении, всегда полный
творческой энергии, хирург флота ‘неус-
танно добивается того, чтобы сложная
система флотской медико-санитарной
службы ‘работала, как хоропю выверен-
ный механием высокой точности. Цо се-
кундной стрелже следит он за тем, сколь-
во времени занимает в госпитале приго-
товление к операции. Й если счет хорош,
если для того, чтобы приступить ® опе-
рации, хирургу остается только надеть
перчатки, вся высокая, порывзистая, мо-
ложавая фигура доктора АраАпова в белом
халале и шапочке на селой голове выфа-
жает радость и удовлетворение. Если же
где-либо произошла заметная только ето
опытному глазу заминка, хирург флота
после операции тщательно разбирает Bech

от фашиетско-немецких оккупантов. Советские ак-
тивисты Плавека (Тульская область) оформляют лозунгами здание побелково-

убеждать.

считал, сколько раненых  североморцев,

Фото В. Арефьева (Фотохроника ТАСС).

причины заминки, укажет на нее и даст
совет, как устранить.

— Ведь мы, медицинские работники, —
неустанно поучзет он своих сотрудников,
— ome Bowem, да еще как! Разве то,
что мы спасаем жизнь раненых бойцов,
возвращаем им силы, даем им возможность
спова взять оружие в руки и стать на
защиту родины, — разве это пе удар по
врагу?

— Прямой и сокрушительный удар! —
отвечает доктор Cam на поставленный им
т вопрос. — Значит, чем луче мы
выполняем свое дело, чем быстрее ставим
бойцов na Ноги, тем быстрее мы прибли-
жаем час победы над фашизмом. Вот не-
давно у нас в госпитале лежал раненый
Василий Кисляков, а сейчас он опять на
фронте, опять громит фашистов. И, котда
я слышу © его новых подвитах, о его
знаменитом, кисляковском броске гранаты,
6 знаменитых кисляковских^ пулеметных
очередях, мне кажется, что в бросок. ето

гранаты вложена частица и моих сил, что

зоркости его глаз, твердости его руки,
разящей фаяпистов, в кажой-то степени
помог я. Й это сознание, что я вместе с
Кисляковым бью врага, доставляет мне
высокое уловлетвоение.

Высокое чувство советского патриота
движет главным хирургом, котда он неус-
танно совершенствует постановку врачеб-
пого дела на флоте, внедряет в практику
военно-морских госпиталей последние хо-
стижения мировой медицинской науки,
разрабатывает новые методы лечения, уе-
коряющие восстановление сил раненых,
возвращелие их в етрой.

Недавно санитарный отдел флота под-

находившихся па излечении ‘в  военно-
морских госпиталях, вернулось уже в
строй. Цифра оказалась такой, которой
momo гордиться. 92 проц. ввех бойцов,
раненых в борьбе с неназистными врага-
ми родины, благодаря заботам наших ие-
дицинских работников получило возмож-
ность снова взять в руки оружие и иро-
должать по-североморски громить врата.
В улары, которыю они палюсят фаши-
cram, вложена и сила человека в белом
халате —— главного хирурга Северного
флота, военврача 1-го ранга Арапова,

Тохнин-интендант 1-го ранга
CK НОВОГРУДСКИЙ.
‹ Действующий флот. (Наш корр,).

Кровавы

о
О

Откатываясь под ударами наших войск,
гитлеровские толоворезы оставляют `кро-
вавые следы зверских расправ, оголтело-
го грабежа и разрушений. В бессильной
3100е фашисты, отступая, ©житгают де-
ревни и села, убивают и увечат мирных
жителей — женщин, стариков и детей.

Зловещее зарево пожарищ озаряет путь
отхода немцев. Они предают пламени все,
что не успели разрушить.

До тла сожгли немцы села Пролетар-
ское, Гиилушку, Васильевку. Они учини-
ли здесь чудовищную расправу над ми-
вым населением. 100 стариков в возрасте
от 60 до 70 лет и 75 подростков расстре-
ляли и замучали фашисты. Двуногие зве-
пи убивали и терзали людей 6ез всякого
повода. В Гнилушке пьяный немецкий
ефрейтор, вломившиеь в дом Синельнико-
ва, застрелил его ‘десятилетнем — сына.
Вторым выстреюм немец ранил самого
Синельникова, а затем нагрузил его па-
грабленными вещами и заставил нести их
к повозке. Когда раненый под тяжестью
поши упал, немец приколол ето штыком.
В селе Пролетарское фалииетские мерзав-
цы замучали 11! мужчин и женшин и 8
подростков. Мучительной смертью погибла
гражданка Пучкова, а ее маленького ре-
бенка злодел выбросили толым на м0-
роз.

Стралиные рассказы очевидцев тнусных
преступлений фашистов приходится вы-
слушивать нашим бойцам и командирам,
освобождающим советские города и села.
Подростек из села Революционное, Волчан-
ского района, В. Мафенцов рассказал:
«Как только немцы заняли Hale село,
они сразу стали расстреливать крестьян и
жечь их хаты. В первый же дель они
расстреляли бригадира тракторной бритады
Николая Баранника, его жену, Абрама Ко-
сяка, Евгения Гончарова, Александра Ме-

летнего сына и многих других крестьян.
Пятерых больных мужчин немцьё заста-
вили носить снаряды, мины, пулеметы.
Развлекаясь, они садились верхом на этих
крестьян и принуждали их
кругу. Вдоволь наиздевавиись над боль-
выми людьми, фашисты их раюстреляали»,

В селе Шербачево (Южный фронт) $з-
тистекие бандиты убили двух и ранили
трех детей трехлетнего возраста 3a то,
что они плакали в их присутствии.
этой же леревне з» отказ вымать семьи

колхоза Яков Высоков. Занимая населен-
ные пункты, красноармейпы находят изу-
родованные трупы замученных фашистами

наружили фастерзанное тело  нарсудьи
Суслова. Немцы повесили его на арке у
МТС. Лицо погибшего бъюю  разможжено
камнями, тело иоколото и изрезано.

Мощные удары Ерасной Армии и Врас-
ного Флота по фашистским полчилюм вее-
ляют страх в черные души немецких
‘разбойников. Уныние, неверие в’свои ви-
лы все больше и больше охватывает вии-
вых гитлеровоких вояк, теряющих свой
воинственный пыл люд  вокрушительным
огнем советской артиллерии, под ледяны-
ми ветрами русской зимы. Давно улесу-
чизея петушиный задор и хвастливый
тон в письмах и дневниках немецких сол-
дат. Документы, захваченные нами У
иленных, убитых и раненых немцев,
проникнуты тлубоким пессимизмом и от-
чаяиьем,

В пиевме от 1 декабря 1941 года
немецкий солдат Гюнтер Кромегольд пи-
сал: «Это просто чудо, что наши блиндая
еще уцелел. Вокруг нас все разрушено и
уничтожено. Уже три часа длится ура-
танный артогонь. Вот и приходится в
течение этих трех часов сидеть м ждать
смерти. Уже от одного этого сойдешь с
Ума. Начинаень желать, хотя бы скорее
пришел конец. На холод, вшей и блох
уже перестаель обращать знимание. Ни
от кого не услыптить ободряющего ©ло-
ва. Все уставились куда-то пустым в30-
ром и чего-то ждут, ва что-то надеются.
Иногла без разбора лезут друг на друга,

‚потому что нервы напряжены до послед-

ней степени».

Не менее характерно заявление воен-
нопленното обер-ефрейтора Германа Штау-
нер. Он показывает: «Пока мы продвига-
лись вперед на восток, настроение солдат
было приподнятое. Широкую известность
в армии получило заявление генерала Гу-
дериана, что через 8 дней будем в Моск-
ве. Перелом в настроениях солдат пачал-
ся в наступлением холодов. Офицеры co-
общили нам, что мы теперь будем отхо-
дить за Волхов, но солдаты считают, что
придется отетупать дальншю...»

Безнадежным унынием веет от письиа
солдата  Хасске своей жене, прожива-
ющей в местечке Инлерванг. 11 декабря
1941 года он писал: «Вот уже более не-
дели мы стоим на улице и очень мало
спим. Н№о так долго продолжаться не мо-
жет, так как этого не выдержит ни один
человек. От вшей можно вэбеситься. ОИ
бетают по всему телу, лови их утром, ло-
ви вечером, лови ночью — и вое равно
всех ше переловишь. Ре тело зудит и
покрыто волдырями. Скоро ли прилет то
время, когдь мы выберемся из России?

В непродолжительные перерывы между
боевыми походами личный состав Н-окой
подводной лодки нахолит время для рабо-
ты над повышением своего культутно-пю-
литического уровня. Недавно по инициа-
тиве комиссара на лодке проведе литера-

турный час, посвященный  освободитель-

ной войне советского народа. № этому ча-
ву тотовились ве краснофлотцы, и коман-
диры. Заблалювременио были подобраны
и подтотовлены чтецы я  декламаторы,
отобрапы литературные произведения, по-
священные отечественной войне,
Литературный час открылся читкой
статьи Алексея Толстого «Ёровь народа».
Глубоков зтечатление  пролэвели стихи

ринцова, Александра Мюосяка и ем 14-

бегать п

коммунистов был расствелян председатель.

людей. В селе Мантурово налти бойцы 9б-

е следы

оашистских зверей

Фозтистевие оккупанты бессильны mos
давить партизанские о отряды и с 96-
тервенением  вымещают свою ярость на
мирном населении. Обвинив крестьян
с. Бутовское, Тамарювского района, в том,
что они «ие сочувствуют германской ар-
мии», фаписты расстреляли 200 человек,
в большинстве женщин и детей. В селе
Биянны (Юго-Западный Фронт) немцы
убили 35 ни в чем He повинных колхоз-
пиков за то, что в этом районе активно
действуют партизаны.

Жестоко расправляются немцы ¢ теми,
кто проявляет малейшую попытку спасти

свое добро, хлеб, одежду от грабежа. Фа-
`шистские тромилы действуют методами

закоренелых преступников: они обирают
людей до нитки, а протестующих убива-
ют. Чтобы легче было грабить население,
фалтисты вывесили в селах приказ — не
залкирать хат и сундуков. За невыполве-
ние этого приказ они сожгли шестерых
крестьян в их избах.

В селе Шевченково немцы зверски за-
мучили 14-летнего Николая Солодовникова
за то, чю он сопротивлялея, когда фа-
шистекие. грабители снимали с него паль-
то. В селе Куськино немецкие разбойники
сожгли в сарае гражданина Филимонова,
его жену и двух детей.

С бешеным остервенением терзают кро-
вавые фалистекие собаки раненых бй-
пов и командиров, попавигих к ним в ла-
пы. Фашисты подвергают их неслыханным
пыткам и издевательствам, В селе Манту-
рово немцы долге мучили двух красноар-
мейцев: отрезали уши, выкололи глаза и
залем сожгли. В леревне Максимовке фа-
щисты обнаружили спрятанного крестья-
нами тяжело раненного краспоармейца. Они
вынесли юобессилевшем бойца на улицу и
изрубили его клинками. Так же был pac-
терзан тяжело раненный лейтенант На-
зарьян, найденный фапистами в селе Ше-
отировке. Немцы подвергли  команлира
страшным, мучительным пыткам, выколо-
ли ему глаза и добили его приклалами.

Гражданка Шевченко, выбравшаяся из
с. Белогорка, занятого немцами, расеказа-
ла о мученической гибели двух раненых
бойцов: «Красноармейцев привели з сарай
и устроили им допросе. Несмотря на звер-
ские пытки, бойцы не отвечали на вопро-
сы фашистов. Котда раненые. потеряли co-

В знание, немцы застрелили их».

Чудовищные злодеяния фашистов, не-
слыханные 10 своей жестокости, разжига-
ют священную ненависть налпих бойцов и
командиров к врату. Мы никогда не за-
будем эти страшные зверства врата, не за-
будем убитых и замученных советских
людей, разрутенные и опустошенные го-
рода и села. Кровью заплатят» фашистские
изверги за кровь, смертью — за смерть.

П. АЛЕКСЕЕВ.

О чем говорят и пишут
немецкие солдаты

Россия навсегла останется в памяти ©0л-
лат», :

Почти во всех письмах говорится ©
громадных потерях немецких войск. Тру-
пами убитых и замерзлиях солдат устилает
фаппистская тграбъармия пути е@воего от-
ступления. Страшные картины  тибели
солдат наводят немцев на мрачные раз-
мышления. Солдат Вольтер Флеммхиг пи-
шет своей жене: «Борьба продолжается, и

Hall потери должны  удгоиться. Здесь
нет никакого спасения. Русская  чудо-
пушка’ сеет смерть, — смерть. Ужасная

вещь. Мы лучше бы работали дома по 16
часов ежедневно, только бы прочь из это-
го ада».

Солдат Рихар Бирюнер в письме от 11
декабря сообщает родителям в город Мюн-
стер: «У нас каждый лень погибает не-
сколько человек. Нална братия е течени-
ем зремени все уменьшается в числе. То,
что мы не получаем новых людей (уже
истреблено третье поколение), это луч-
шее доказательство TOTO, что наши ре-
зервы полностью исчерпаны. Я уверен,
что мы скоро застрянем».

Дух сомнения и возмущения начинает
проникать в ряды «союзников», Захва-
ченный в плен 22 декабря ефрейтор 3
роты 141 пехотного полка  аветоиец
Иозеф Лейтингер, рассказал: «В беседах
друг < другом мы часто ругаем немецкое
правительство, которое послало Hac, aB-
страйцев, мерзнуть на Врайний Север.
Немцы омотрят па нае свысока. Недавно
перед строем были расстреляны солдаты
нашего пюяка. Один из 7 роты за члено-
врелительство, другой из 14 роты — за
отказ стрелять в русских. Потерь у нав
много. В победу Германии я нь верю,
так как Россия слишком велика».

Отступая из города Тим, немцы зами-
нировали много домов. Один австрийский
солдат предупредил of этом колхозницу
и просил передать. красноармейцам. В од-
ном из домов была обнаружена затиска,
‘па немецком языке татого содержания:
«Желаем много удачи друзьям». Поднисы
«Друзья из Австрия»...

Моральное разложениь гитлеровской ар-.
мии с каждым днем ‘усиливается. Пред-
чувствие неминуемой гибели все сильнее
овладевает ‘немецкими солдатами. Озю
будет расти TO ме TOTO, как будут
крепнуть улары Красной Армии и Врас-
пого Флота по фалтистоким ордам.

° Пюлиовой комиссар Ал, ПОПОВ.

Литературный час на подводной лодке

Козловского «Мость», ¢ пох’емом прочи-
танные старитиной т. Качиным. Внима-
тельно выслулали краснофлотцы рассказ
Ванды Василевокой «Бралетво народов».
Образ бесстраптното танкиста — комсо-
мольца Ириворотова, павшего в bow 3a
родину, глубоко запал в душу бойцов и
командиров. Очерк © теров-танкисте про-
чел сам комиссал.

Личный состав лодки осталея очень до-
волен литературным часом и выразил по-
желание систематически устраивать но-
добные мероприятия.

ф, АНДРЕЕВ.