{2 ft

{и

\

6 января 1942 г., №4 (955).

ПАРТИЙНЫЙ АКТИВ
ЛЕТЧИКОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Педавно состоялоеь совещание партий-
поло актива летчиков-истребителей №-еко-
1% соединения Краснознаменного Балтий-
кото флота. Советание прошло под л0-
зум мобилизации личного состава coe-
динения на выполнение поставленной Be-
ini Слалиным задачи: истребить всех
земцев до единого, пробравшихея на тер-
раорию нашей родины в качестве ве
оккупантов!

Гневом и ненавистью к кровавым фа-
писеким разбойникам были наполнены
выступления ‘участников совешания. [Г9-
лозность биться с врагом до полной поба-
лы звучала в каждом слове ‘смелых ста-
жаских соколов.

— Мертвую хватку балтийских ‘лет-
ЧУВОВ хоро знают хваленые немецкие
аеы»-—товорит Герой Советского : бою-
з полковник Романенко, — От кстоеби-
телей нашем соединения фашистская
авиация и армия понесли отромный урон.
В тоде войны, в ожесточенных схватках
в душных ’ противником  воспитались
страшные и умелые летчики-истребите-
ли, готовые выполнить любое (задание
командования. Мы вполне ‹ознаем слож-
ноть И ответственность обстановки. Впе-
рдн предстоят серьезные решающие Hor.
Нам надо непрерывно совериленствоваться,
быстро овладеть новейшей материальной
частью, тщательно изучать тактику вра-
та, чтобы изо дия в день усиливать уда-
ры по нему.

Партийным организациям ‘нужно по-
тоянно обобщать и пропагандировать boe-
й опыт передовых летчиков, техников,
a также пелых подразделений. Надо до-
биватьея того, чтобы в каждом полете
летчик находил повые приемы ‘истребле-:
ния немцев, совершенствовал 3в06е такти-
ческое мастерство и чтобы это новое бы-
мо стаповилось достоянием всех летчаи-
ков. Возьмите для примера звено crapnic-
то лейтенанта Постылева. Вомандир звена
пусет на своем счету 14 сбитых npame-
ких самолетов. летчики т. Львов — 12
ит. Сухов — 6. Это звено внесло нема-
10 нового в тактику истребления врага,
В ‘подразделении правильно поступают,
когла вееми формами партийно-политиче-
ской работы распространяют опыт пере-
довых воздушных бойпов.

Далее т. Романенко  пюставил
партийным эжтивом‘ конкретные
Ta зимний’ период.

Содержательный доклад 0б итогах пя-
тимеслчной борьбы © неменко-фатистеки-
уи захватчиками и задачах партийных
организаций в свете выполнения указа-
Вий товарища Сталина по разгрому и
уничтожению немецких оккупантов сде-
лал бригадный комиссар т. Бессонов. При-
военные докладчиком цифры ярко сви-
детельствуют о героических лелах летчи-
вов соединения, виисавитих славную стра-
ницу в боевую историю сталинской авиа-
ЦИИ.

За пять месяцев войны летчики соеди-
RE упичтожили 241 вражеский” camo-
eT, из них 229 сбили в воздушных fo0-
ях и 12 уничтожили на аэродромах mpo-
ТаВНИКа. г

— Н№ от наших истребителей, — ro-
ворит докладчик, — понесла огромный
YDoH не только фапистская авиация.  Со-
крупиеельные Удары были нанесены всем
родам войск и флоту немцев. За эти пять
месяцев летчики соединения уничтожили
137 танков противника, 178. автомашин
‹ пехотой и грузами, 93 автофургона, 29
10возок, 3 автоцистерны, 11 батарей по-
вых и зепитных орудий, 97 пулемет-
Вых точек.

Только одна Эскадрилья, действующая
преимущественно на морском театре, по-
топила 12 фаптистеких ‘транолортов, 2
миноносца, 1 сторожевой корабль, 1 под-
зодную лодку, 3 тральщика и 4 торпед-
ных катера, повредила 3 миноносца! и
транспортов. В многочисленных пегурмов-
ках, изматывая врага на подступах” к
Ленинграду, истребители уничтожили тын
вячи фатиистских солдат. Релмая. многооб-

перед
задачи

разныв тактические задачи, летчики 00е-
динения наперывно содействуют успехам
наших наземных войск, громящих врага
под стенами и на дальних подетупах Е
городу Ленина.

За это время накоплен  богатейцьий
опыт истребления гитлеровеких разбойни-
ков. В каждом подразделении воспитались

и проявили себя в боях десятки замеча-

тельных летчиков. Их героическими под-
виргами

Терои Советского Союза,
Антоненко и Бринько. Железную выдерж-
ку, стойкость и героизм показали летчи-
ки Митин, Мартыщенко, Михалев, Бат-

рянцев, Зосимов, Горбачев и Гузов, смело
вражеские самолеты. Муже-
ственными и умелыми воздушными 60й-
цами проявили себя в боях с фашиетами

таранившие

летчики Костылев, Каберов,
Мироненко, Руденко
Правительство высоко

Бондаренко,
и многие

ния. 107 летчиков и техников награжде-
ны орденами и медалями Советского Сою-

за. Славным сталинским соколам Антонен-

ко, Бринькю и Михалеву присвоено зва-
ние Героя Советского Corsa.

Герой Советского Союза майор Конд-
ратьев поделился Ha совешании опытом
переучивания летчиков Ha новейших ти-
пах советеких самолетов. В отне стаже-
ний личный состав подразделения оеван-
вал сложнейшую материальную часть и

изучал тактику врага. Преодолевая боль-
шие трудности и временные неудачи, co-
вершенствовали они приемы  воздушното
боя, возмужали и закалились в борьбе.

— Без преувеличения можно сказать,
что подразделение, метко разившее врага
с первых дней войны, стало сейчас в не-
сколько раз сильнее и готово выполнить
любую задачу, — говорит т. Кондратьев.

И как бы подтверждая эти елова, pac-
сказывает о победах славных сталинских
соколов дважды орденоносец старший лей-
тенант Востылев. 7

— В нашем подразделении, — говорит
он, — нет пи одного летчика, который
бы сбил меньше пяти фашистских само-
летов, а секретарь партийной организа-
ции т. Ефимов сбил семь вражеских ма-
шин. Он служит примером для нае,
коммунистов. Успехи подразделения —
это результат умелых действий, больше-
вистской круговой  поруки, железной
спайки и упоретва. Е

В бою каждый из нас готов отдать
жизнь за товарища. Мы  «опелись» в
уничтожении фашистов, хорошо знаем
друг © друге, кто и как любит драться, и
именно пезтому в групповых боях стано-
вимся неуязвимыми. В течение трех ме-
сяцев бъем врата без малейших потерь
со своей стороны, Ho мы должны ютраба-
тывать четкое тактическое озаимодействие
не только между истребителями, HO MC
другими типами самолетов, в частности ©
нашими замечательными  пгурмовивами.
Удары нашей авиации по фалииетам будут
усиливаться с каждым днем. у

Согещание обсудило и наметило меро-
приятия по улучшению партийно-полити-
ческой работы в ©вязи © указаниями
товарища Сталина 06` истреблении немет-

ких оккупантов и задачами разрыва 6ло-.
 кады вокруг. Ленинграда.

Отметив беззаветную храбрость комму-
вистов и комсомольцев в боях за родину
и бурный рост партийных рядов, совеща-
ние ‘потребовало от партийных руководи-
телей еще более конкретного руководства
людьми.

«Быть  коммунястом — значит тю-
беждать!» говорится в резолюции  еове-
жания, призвавшего истребителей Балти-
ки с честью выполнить указание товари-
ща Оталина 06 истреблении немецких ок-
купантов. ‘

Старший политрук И. ВЛАСОВ.
Действующий флот.

гордятся не только Балтика и
трудящиеся Ленинграда, но и вся наша
страна. Неувядаемой славой покрыли ‹ебя
боевые друзья

другие.
оценило заслуги
летного и технического состава соедине-

КРАСНЫ

Эекадренный миноносец пел в кильва-
терной колонне в полном затемнении. 0т-
ставать нельзя — могут расстрелять свои
же корабли. И вот в этот момент лопну-
ла вологрейная трубха—вышел ‘из строя
котел. 1
— Товарищ комиесар, разрешите — a!

Это сказал котельный матшинист-комсо-
молец Никанор Фимин. В знак разреше-
ния комиссар крепко пожал ему руку.
Фимин быстро патер лицо вазелином,
обернул голову марлей так, что остались
лишь узкие шелочки для глаз и рта, взял
кувалду, стальную заглушку, лампу-пере-
HOCKY и полез в пышущий жаром котел.
Дышать трудно, почти невозмельно... Фи-
мин вдыхает воздух, потом полминуты ра-
ботает, затаив дыхание, потом снова на-
бирает воздух.

Через. четыре минуты он выбрался из
котла. Трубку со стороны водяного кол-
лектора он Уже заглушил, теперь ее наю
заглушить там, где она соединяется с па-
ровым коллектором. Там еще жарче. Еще
четыре минуты огромного напряжения CHI,
и Фимин в парящем комбинезоне вылезает
из котла.

— Hy, как? — спросили ем.

— Bee нормально, — ответил Фимин,
вытирая потное лицо. А через несколько
минут золотисто-соломенное пламя уже гу-
дело в топке, корабль, сохраняя безуко-
ризненный строй, пел в кильватерной ко-
лонне.

Такую же самоотверженноеть проявил в

й Флот

Отвага комсомольцев

походе хруг Фимина торпедный электрик
комсомолец Петр Деров.

Шторм был такой, какой даже на бур-
ном Баренцовом море бывает редко. К9-
рабль черпал бортами воду. На палубе
волной срубило флагпиюк, полетели в мо-
ре стойки, на кожухе трубы появились
трещины, лопнула от напряжения питье-
вая магистраль. Скрипели снасти. Огром-
ная волна страшным ударом исковеркала
крепления глубинных Goud. Командир при-
казал главному старшине Холину и крас-
нофлотду Дерову разоружить бомбы.

Ходить по палубе невозможно, но Деров
пошел. У поста энергетики Холин обвя-
зат его фалинем, Деров сделал несколько
шахв по направлению к корме, — когда
волна накрыла ето и смыла за борт. Уце-
пившись 3а стойку, Холин подбежал и по-
мог повисшему за бортом Дерову  вы-
браться.

20 минут пробирался Деров от ростр до
стеллажей. Это был тяжелый путь. Нако-
нец, добрался, лег на палубу и стал от-
вертывать болты. Опять седой вал. Но
ничем — североморец выдержит. Пошла
волна, Деров снимает кольцо, вытаски-
вает взрыватель. Так он. рискуя жизнью,
проделывает со всеми бомбами.

Участвуя в боевых походах, комсомоль-
цы Фииин и Деров показали пример му-
жества и высокого сознания краснофлот-
ского долга перед родиной.

% Пслитрук А. МАЦЕВИЧ.

Действующий флот. (Наш керр.).

В ОСВОБОЖДЕННОМ БОРОВСКЕ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 5 января. (Спец-
корр. ТАСС). Мы пог’езжаем к деревне
Комлево, чо лежит на пути в городу Бо-
ровоку, освобожленному нашими войска-
ми. Комлево являлось одпим из важней-
ших опорных пунктов немецкой обороны,
созданной на подступах в городу. Эту де-
ревню немпы считали ключом в Боровску.
Здесь они накануне боя’  сосредоточили
свыше 2.000 солдат, построили сильные
заграждения ¢ больивим количеством
ДЗОТ?ов, возвели систему снежных 0K0-
пов, установили много артиллерии и ми-
нометов, & в домах самого селения
укрыли огневые точки. Укуепленный рай-
он пал все же очень быстро. Напти бой-
цы, заняв ночью исходные тюзиции для
атаки, на ?аобвете неожиданным комби-
нированнымх ударом овладели райюном.

В снежных окопах, в разрушенных
блиндажах и’ДЗОТ’ах валяются трупы не-
мецких солдат и офицеров, тут м там —
разбитые орудия, исковерканные автома-
шины, танки. х

—-

Вот и ворота города. Тяжелая картина
разрушений. Дымятся развалины, в возду-
хе пахнет гарью. Боровск не узнать. Мно-
гие его дома и школы разрушены и с0ж-
жены.

У домов, на перекрестках — трупы фа-
Шистов, сотни немецких автомашин, гру-
женных награбленным добром и военным
снаряжением. Пути отхода немцев также
усеяны их трупами, танками, автомаши-
нами, орудиями.

В конце улицы Ленина, вблизи сосно-
вого бора, — трупы убитых советских
граждан. Местные жители опознали среди
них счетовола фабрики «Красный On-
тябрь» Ивана Мелихова и ero б-летнего
сына, горожан Бочкова, Тичкина и дру-
THX,

Город оживает. Возсрраталтся местные
жители, скрывавшиеся в окрестностях. Из
Москвы по направлению к гороху идут
машины ¢ продовольствием. Приступают
% работе районпые организации.

А. ВИНТОРОВ.

Зенитчики орудийного расчета старшины 2 статьи А. Т. Смирнова, сбившие фа-

шистский бомбардировщик. (Черноморский флот).

Фото B. Шейнина.

_ ПО СЛЕДАМ ЗВЕРЯ

Враг откатываетея от Москвы. В бес-
сильной ярости он срывает злость на мир-
ных жителях. Фапистокие звери зтут,
терзают вое на пути овоето поспешного
бегства. Сегодня мы были в ряде деревень
на дальних подступах к Москве, вернее—в
ряде бывших деревень. Неуемная злоба,
страстная жажда мести закипает в душе,
когда вилишь ати груды дымящихся раз-
валин, котла вдыхаешь горьковатый запах
тари, заполнивший воздух Подмосковья.

Село С. Весть о том, что немцы выби-
ты отсюда, с быстротой молнии разлете-
лась по округе. Из лесов и окрестных сел
жители возвращаются в родное село. Но
соло с добротными, уютными домиками,
еще несколько дней назал бывшее краси-
вым и общирным, выглядит теперь булго
после извержения вулкана. Ни одного до-
ма не осталось. Все сравнено с землей.
Только одиноко торчащие печные трубы
налюминают, что здесь стояли избы. Лю-
ди копошатся в развалинах, тщетно на-
деясь найти хоть что-нибудь из своих до-
машних вещей, .

— Иродьы, чистые ироды. — говорит
пожилая женщина, разглялывая  заторо-
шенное снегом пепелище родного дома. В
глазах — ни слезинки. Она смотрит дол-
тим, тяжелым взглядом и вдруг замечает

исковерканную, черную от. огня желез-
ную кровать.
— Тьфу, — плюет женщина. Она п9-

ворачивается лицом на замад, откуда до-
носятся глухие, тяжелые звуки артилле-
рийской кононады. С минуту она молча,
прислушивается и вдруг  обращаетя Е
группе воманлиров: x

— Гонят ero?..

— Гонят, мамаша!

— Хорошо, гоните его, сынки, м бей-
те, бейте за нас, за всех...

У лрутой развалины стоят маленькие
санки. На них несколько мепгков кресть-
янского скарба. № санкам жюмется детвора
— мал-мала меньше.

— Шестеро у меня ` их, — говорит
женщина лет тридцати двух, показывая
на ребятишек. — Ну, куда я, думаю, де-

нусь с ними? Так и оставалась в еле, поз
куда  немеп тут был. Иотом, когда подо-
шли наши, как начали немцы жечь избы,
олну за друтой, одну за другой... Уж и
просила и плакала, чтоб хоть одну 0678-
Вили, чтоб было мне где ребят ототреть.
Так нет же, проклятые, — сожгли. Да
еще пригрозил мне ихний начальник ку-
лаком. Вот и осталиеь мы без крова. За-
TO, — ее грустные глаза весело оживля-
ются, -— зато и бежали они потом. Так
бежали, что никто бы и не угналея 3a
НИМИ.

Она показывает на могилу немецкого
солдата. Их много тут, этих аккуратных
холмов с воткнутыми такими же аккурат-
ными крестами.

— Думаете, по одному лежат? Тут их,
чертей, по пять, по шесть в каждой.
Только дощечка на олного-——для  вилимо-
сти. Сама была. когда хоронили. Застав-
ляли меня немпы засышать могилы. Пря-
мо на улице хоронили, возле самых до-
MOB.

В деревнях Т., В. и других — та же
страшная картина, тот же дикий хаос,
следы ужасающих преступлений. Садиет-
ские насилия, утонченные пытки и отонь,
огонь, огонь... В одном месте нам расска-
зывали, как немцы истязали детей, B
другом —как надругались нал  беззащит-
ной девушкой и потом безжалостно ее
пристрелили. в третьем — как немец-
кий шофер, завиля ипгралщую на улице
двенадцатилетнюю Марию Тарасклну, не
только He дал сигнала, & нарочно, раз-
вив большую скорость, тяжелыми колеса-
ми грузовика проехалея по детекюму те-
ay.
© notes взметает сугробы пючерневшего
снега, разносит по всей округе резкий
залах. тари. Люди, оставшиеся без крова,
бродят по своим родным  опустошенным
местам. Здесь прошел зверь -—— злобный,
дикий, кровожадный.

Политрук Я. ОСТРОВСКИЙ.
Западный фронт. (От нашего спец.
корр.).

Там, где был фашистский застенок

7-я школа была одной из лучших в
тор. Калуте. Здесь учились сотни счастли-
вых советских детей, показывавших всем
школьникам пример отличной учебы. В
первый же день своем прихода в Калу-
ту фашисты разграбили и разгромили
школу, а еще через несколько дней было
об‘явлено, что «занятия в школе до 000-
бого распоряжения производиться не бу-
дут». Гитлеровцы разместили здесь геста-
повцев. Каждый день фашисты направля-
ли сюда на допрос и на истязания десят-
ки советских людей. Кто попадал в за-
стенок к бандитам, тот, как правило, уже
не возвращался домой.

При первом известий об опасности, уг-
рожавшей немецким войскам,  находив-
шихся в городе, раньше всех ге-
стаповцы. Справедливо опасаясь народной
мести, негодяи улепетывали так поепеш-
HO, что даже не успели скрыть следов
своих кровавых злодеяний. Когда бойцы
‘командиров Фоканова и Борисова на рае-
совете вошли в город, во дворе школы ле-
жали еще теплые трупы несчастных, за-
стрелянных гитлеровцами в самую пос-
леднюю минуту.

Двор школы был усеян трупами совет-
ских граждан, расстрелянных — немцами.

‚Мы насчитали 42 трупа. Многие из них

сохранили следы диких пыток. Вот лежит
старик, череп которого проломлен каким-
то тяжелым предметом. Рядом в ним —
молодая женщина, У нее бандиты выко-
лоли глаза. Умерщеляя ‹вои жертвы, фа-
шисты стремились причинить им как
можно больше мучений. Они стреляли в
них 0 нескольку раз —— сначала в жи-
вот, затем в ноги, в руки, в отину. На

одном из трупов мы насчитали 12 пуле-

вых ран и 2 ножевых. Но, даже убив че-
ловека, фашисты не оставляли его в по-
кое и продолжали глумитьсн над его тру-
пом. На некоторых трупах отчетливо вил-
ны следы ‘ударов топором, явно нанесен-
ных уже после того, как человек был
зверски убит.

С чуветвом омерзения и ненависти Е
гнусным убийпам заходим в комнаты, ‘тде
размещались и допрашивалиеь арестован-
ные. На столе, забрызганном кровью, ле-
жат окровавленные резиновые перчатки и
какие-то металлические предметы:  ин-
струменты для ныток. Возле стола ва-
ляются два топора, недалеко от них —
отрубленные руки, ноги,  бесформенные
куски мяса... Здесь фашисты  расправля-
лись не только с советскими гражданами,
вю и С солдатами немецкой армии, запо-
дозренными в недовольстве кровавым гят-
леровским режимом. Слева у окна лежит
труп немецкого солдата е обожженным ли-
цом и другими признаками пыток.

Все эти чудовищные злодеяния гитле-
ровеких негодяев заснял на пленку совет-
ский кинооператор; в числе первых BO-
шедиий в Калугу. Этот  киводокумент
явится новым обвинительным актом про-
тив потерявших человеческая облик гит-
леровских мерзавцев.

Поганая немчура хотела превратить всю
Калугу в кошмарный фаптистский застеное.

В загородном саду немцы ежелневно рас-
стреливали десятки людей Мы видели
здесь 15 неубранных трупов наптих граж-
дан, умерщвленных немцами,

До последних лней на Центральной
площади висели 4 трупа мирных граж-
дан, повешенных за то, что партизаны
порвали немцам связь. :

Немцы провели в городе перепись на-
селения. Девушек согнали в офицерский
и солдалокий публичные дома и в немец-
кий лазарет для того, чтобы они ухажи-
вали за обмороженными вшивыми Фрица-
ми, Ганками и Адольфами. Не выдержав

позора, несколько девушек  покончило
жизнь самоубийством.
Калуга стала советской. Ho  тнуеные

злодеяния немецких оккупантов не будут
забыты никогда. Они за них заплатят

сполна.
Г. КРЫЛОВ.
Калуга, 5 января. (Спецкорр. ТАСС).

„В. КЕТЛИНСКАЯ

Ленинградцы

Доцент
Алексей Смородинов

Доцент Смородинов был специалистом
по литературе XVII и ХУПГ веков. Он
был молод, но считался кабинетных уче-
ным, И мать его, Екатерина Васильевна,
мена профессора археологии, © улыбкой
рассказывала друзьям, что Алеша весь в
отца и не видит ничего, кроме своих
книг” и записок. Алексей Петрович тото-
BEY докторскую диссертацию. Он поседел
от бессонных ночей, от жизни взаперти,
без свежего воздуха. Ему было тридцать
два года, но по виду можно было дать и
808 Copan,

Война застала Алексея Петровича Bpac-
плох. Он понимал, что теперь нужно
RETR как-то иначе, но не знал, как
mero, Юго не взяли в Красную Армию
3-32 сильной близорукости, забраковали и
в народном ополчении. Диссертация поте-
ряла прежнее значение и cubic, было
даже неловко попрежнему сидеть над по-
яелтевшими старинными книгами и руко-
ПИСЯМИ.

Потом в институте Алексей Петрович
услыхал, что группа сотрудников уезжает
строить оборонительные укрепления,

— Я поеду! — заявил он.

9% было первым реальным воеяным де-
№, которое ему представилось. Он п0-
ехал и полтора месяца копал противотан-
зовые ры, окопы и котлованы. Сперва
он выглядел нелепо —— пенсна, серые, в
Влеточку брюки,  заправленные в чужие
охотничьи сатоги. Галстую болталел, нах
лопатой и пачкалея, пенсна сваливалось.
Нах нии посмейвались. Особенно весели-
лась аслирантка Оля Бычкова, умница, ©
острым язычком == она так и  точила.
язычок в шутках над допеятом. Алексей
Петрович сердилея, ожесточенно вгрызал-
ся лопатой в тглинистую звилю ‘и ве `00-
знавалел в том, что устал, Но шутки пре-
хратилиеь, когда он стал перевыполнять
норму. А сще через две недели Алексей

Ирович стал бригадиром, занял со Choe

бригадой первое место, и © нем пошла
слава и на стройке и в институте.

Фронт приближался. Немецкие самолеты
кружили над стройкой. Работающие ложи-
лись Ag землю, маскировались в кустах.
Олнажды самолет ‘на бреющем полете 0б-
стрелял их. Рядом © Алексеем Петровичем
убило аспирантку Олю Бычкову. Алексей
Петрович помрачнел и стал работать еще
ожесточенней. Когда начался ‚артиллерий-
ский и минометный обетрел, работающим
предложили уехать домой. Алексей Петро-
вич отправил всех женщия и © группой
мужчин остался заканчивать укрепления.
А потом, уходя, он видел красноармейцев,
занявших созданную оборонительную по-
лосу,

После этого он снова засел за диссер-
тацию, но понял. что заниматься ею боль-
ше не может. Он дежурил в ‘ияституте,
стал начальником пожарного звена, стоял
на крыше во время воздушных налетов,
однажды потушил две залиигательные бом-
бы.

В октябре Алексей Петрович в составе
делегации 9т рабочих и служащих своего
района поехал на фронт. Они на двух ма-
шинах привезли подарки. Митинг происхо-
дил в роще, и выступления проходили так
me организованно, как на  инетитутских
собраниях.

После ‘митинга делегаты тюшли на пе-
редний край обороны. Алексей Петрович
пошел в стрелковую роту. Он беседовал с
бойцами, рассказывал ям о научной рабо-
те, о пожарном звене, 00 убитой  аспи-
рантке Оле. Политрук шепнул ему: «Рас-
скажите еще такие случаи, ночью мы
пойлем в наступление».

Затем Алексей Петрович уже He MOT
говорить, потому что люди готовились к
наступлению. Ему предложили уйти в
штаб. но он отказался. Один из бойцов
сказал ему:

— Чю ж, за Олю, за родину — в
бой! Не уходите, ваше присутствие всех

дует.
es Нет, куда же я уйду! — сердито

.

сказал Алексей Петрович. — Я we для
тото приехал. Только я бы хотел полу-
ЧИТЬ BHHTOBKY, 4 TO 910. же я так буду...

И когда рота пошла, в ‘наступление, он
пошел, вместе co всеми. Он перебегал, за-
легал, стрелял. Вокруг рвались мины, виз-
жали пули... Ему было стралино, и как-то
очень весело, будто он впервые делает
максимум того, что может, и как раз тог-
да, когда это наиболее нужно. А когда
командир роты вскочил и повел бойцов в
зтаку, он поднялся одним из первых и
побежал вперед, с винтовкой наперевес,
как будто уже не раз ходил в атаку.

Позднее в инстятуте он уверял, что по-
пал в атаву случайно. А когда мать сха-
зала ему:

— И это с твоим зрением, Алеша! В
атаку! — он ответил виновато:

— Tax ведь атака была ночная, все
равно — темно,

Телефонистка Катя

Маленькая комнатка заводской  теле-
фонной станции погружена в ‘полумрак,
только” освещена доска коммутатора, и
непрерывно вспыхивзмот сигнальные лам-
почки. Вспышки лампочек успокаивают,
они рассеивают ощущение одиночества.
Катя соединяет номера, иногда © интере-
сом прислушиваясь к разговорам. Bor дя-

`спетчер звонит директору и докладывает,

что суточное задание выполнено и остав-
шиеся ло’ смены два часа’ пойдут на пе-
ревыполнение плана. Ато сейчас  дислет-
чер? По голосу — Павел Николаевич, ми-
лый, седой, ворчливый, он всегда сердит-
ся, если не сразу ответишь. А директор
всегда на месте — и утром и ночью.
Спит ли он? Есть ли у него жена, семья,
или только завод?’ Вот снова второй
nex вызывает № 23, наверное, насчет
детали 21-47, которая запаздывает. Таки
есть. Второй цех — это начальник цеха
Акимов, — оп ужасно рутаетея, лучше
не слушать. Но Катя сочувствует Амямо-
ву и тоже сердится на первый цех.

Снова лампочка, звонит старичок `Су-
хотин, плановик — он еще ва Месте?
Отдел снабжения — ну там Тимохина,
тоже круглые сутки...

Тревога!

Катя соединяет плановика с  отделох
снабжения и старается не слушать вою-

ий голос сирены. Она одна в этой ма-
ленькой комнатке, одна. Что бы ни слу-
чилось, ей нельзя уйти, даже если все
уйдут, потому что ни посты наблюдения,
ни начальник 0б’екта, ни пожарники He
гут обойтись без связи.

Она слушает. Сухотин начинает спо-
койно и пехантично проверять у Тимохи-
ной какие-то пифры. В комнату доносит-
ся пальба зениток.

‚ Звонит пост наблюдения  начальня-
ку об’екта. Катя слышит сообщение, и
одновременно гром  зениток начинается
где-то очень близко.

— Слышен тул самолетов, — 0006-
Maer пост.

Катя велушивается — нет, в этой за-

Hick gia комнатке ничего не слыпгно.
ервый пех вызывает второй. Что случи-
лось?

‚ —. Акимов, получай свою 21-47, боль-

ше не сорвем.
Пост наблюдения: «По переулку напра-
во — зажигательные бомбы. Две бомбы

по эту сторону забора», а Сухотин все
ещё сверяет пифры, и Тимохина спорит и
предлагает пойти к директору.

Грохот выстрелов, еще какой-то грохот,
будто торох посышался, только огромный
 и тяжелый... Очень страшно Кате. Ин-
стпиктивно она вотает и отходит в глубь
комнатки, в печке. Но снова вспыхивает
сигнальная лампочка -— пост наблюдения
сообщает странно спокойным голосом:

«Кассета бомб на наших врышах, вы-
шлите наверх дружины».

Катя не успевает даже сообразить, в
чем деле. Оглушительный гром обруши-
вается на нее, что-то швыряет ее в сте-
не, свет гаснет, пронзительный звон на-
полняет комнату...

Она очнулась и поняла, что лежит на
полу. Было очень тихо и совершенно тем-
но, Вдруг темнота слабо озарилась-—сиг-
нальная лампочка  вопыхнула,  погасла,
снова вопыхнула. Катя увидела знакомую
доску. и тогла сразу вернулось в гамять
все, что случилось.

Но лампочка снова вспыхнула, и Ватя
обрадовалась ей, как родвому человеку, —
то-то еще есть на заводе. попыта-
лась встать и почувствовала боль во ©пи-
не и ногах. Голова кружилась. Катя при-
поднялась, на коленях подтюлзла к стулу,
взобралась на нее, kak на гору. Вызов

‘слышит голоса, называющего номер,

был из второго цеха, от Акимова. Значит,
Акимов жив? Она натянула наушники, но
в них была странная титтина. Потом буд-
то издалека лонеслось:

—- Алло! Алло! 23-й!

— 23-й? Соединяю! — привычно от-
ветйла Катя и соединила. Ответит ли
23-й? Там, в цеху, сняли трубку, в
Rata ничего не слышала, и только голес
Акимова донесся до слуха сквозь какую-
то глухую пелену: « дадите
21-47 xo смены? Алло, ты слышишь, у
меня кончается 21-47...»..

`Вепыхивает новая лампочка. Rata не
ona,
уже понимает, что завод пел и тишины
нет, тишина только в ее ушах. Телефо-
нистка кричит: «Громче! Плохо слыниу!».
До нее доносится вызов, она соединяет.
Снова лампочка, потом еще, еще...

Диспетчер Павел Николаевич сердится,
Катя говорит умоляюще: «Не рутайтесь,
Павел Николаевич, я плохо слышу. Что
случилось? ».

— Ничего особенного, — отвечает ста-
рик, — фугасная во дворе брякнулась.
Вее в порядке. Дай-ка мне четвертый, я
уже десять минут звоню. _

В двенадцать пришла Соня — сменщи-
па. Она что-то говорит, но Катя не мо-
жет разобрать, что именно. Катя кричит:
«Громче! Меня оглушило бомбой, пони-
маеть?». У Сони расширяются глаза, она
говорит громче, но все-таки недостаточно
громко. Катя помимает скорее по выраже-
нию ее лица, чем по звуку: «И ты про-
должала работать?». В ответ Катя запаль-
чиво бросает:

—. Интересно, а что бы ты стала де-
тать нз моем месте?

На работу

Трамваи остановились по всему городу.
Вожалые, конлуктора, пассажиры спешили
в укрытия. Шюжектора шарили по небу,
и в облаках. Началась стрель-
Г

Из трамвая, замершего на пох’еме в
Литейному мосту, выскочил человек. Бы-
ло похоже, что он больше других торо-
пится в укрытие. № он не побежал за
всеми к ближайшим домам, а,  запахнув
пальто, зашагал через мост. В темноте пе-.
ред ним выросли две фигуры:

— Ван пропуск!

Карманный фонарик, осветил пропуск на
имя Филиппова, рабочего сборочного цеха
Кировского завода.

— Куда же зы в тажую пору?—©про-
сил часовой.

— На завод. Ночная смена.

— В этакую даль пешком?

— A wo ж делать-то? Чт0б, из-за нем-
пев на заводе перебои были — это нем-
пам много чести.

— Hy, счастливо!

Мост осталея позади. В тоннелях улиц
тулко раздавалось эхо выстрелов. С виз-
том упала неполалеку бомба, тяжелый гро-
хот взрыва прокатилея над домами.

Филиппов шел, не оглядываясь, ве за-
держиваясь.

— Ваш пропуск?

Люди. охраняющие город, спокойно де-
лали свое дело. И они сочуветвенно улы-
балиесь человеку, который шел делать
свое.

Силуэт триумфальной арки рисовался
на фоне неба, озаренного волтышеками от-
ня и розовым светом затухающих пожа-
ров.

Филиппов протянул нропуск и вглядел-
ся в лишю патрульного

— А, Дементьев! То-то я елышу —
знакомый TOES :

— A TH отработал

— Отработал. Теперь вот отдежурю,

оеплю малость и приду подсоблять,

— Как на ‹борке?

— Сегодня хоропю шло. Ни одна де-
таль не заторила.

— НУ, я побегу.

— Счастливо!

Он все-таки немного опоздал к началу
смены. Как ни шатай, трамвай не заме-
нитшь. С оторчением и злостью думал он,
что так же опоздали сегодня очень мно-
тие, ла и придут ли? Проклятая тревога!

Но цех был полон, и это была новая
смена. 90 были пришелние © разных
кониюв города рабочие, которых не оста-
новили ни бомбы, ни осколки снарядов,
покающие по мостовой.

Новая смена, как и прежняя, работала
пюд гул выстрелов,  сосредоточенная и
упорная, и боевые машины выходили 13
рув сборщиков еще не окрашенные, HO
грозные и страшные для врага.

i
i
}