14 января 1942 г., № 11 (962).

РАСНЫЙ ФЛОТ

ее ee A ee ee gy te

Агитаторы-полводники

Личный состав подводной лодки стойко
переносил напряженные минуты морского
боя. Две торпеды, только что выпущенные
вз аппаратов. попали в цель: два транс-
порта противника пошли ко дну. Облег-
ченная лодка, находимнался во вражеской
тевани, рванулась Ha водную поверхность.
фапасты заметили ее и открыли пулемет-
ный огонь. Пули звонко цокали по сталь-

’ вюму корпусу. Слышалея гул моторов вра-

PY

aL О И Е а ева alii ia manent

деских катеров-охотников,

Систерны были затюлнены, но глубомер
продолжал показывать на воплытие. Ce-
KYW решали участь лодки и ее экипа-
Ra,

Тогда старпгина грутты трюмных, кан-
пит партии т, Банлуров, проявил ини-
плативу и решительность. Он принял до-
полнательный _баласт, ий лодка быстро
лопла на глубину.

Вскоре она вернулась в ролную базу и
вумя артиллерийскими залпами отюве-
emma североморцев о своей победе.

Этот факт умело использовал инструктор
птопаганлы старший политрук Кутовой.
(, потребно. рассказал своим агитаторам
06 инициативе и сметке старины Банду-
ровз и обязал их провести на эту тему
беоты с бойцами,

Йзо дня в день старший политрук Ку-
твой направляет деятельность агитаторов
оволных лодок, советом и показом учит
1х воопитывать у личного состава муже-
“во п выносливость, развивать инициа-
TRY И НАХОДЧиВЮСТЬ.

Вах только в базу приходит потволная
а, инструклор пропаганды сразу же
итет на нее и знакомит личный состав с
положениех Ha фронтах отечественной
войны, делает обзор межлунарожной обета-
вовки, информирует, какие события про-
worn wa Северном флоте, излатает,наи-
более поучительные боевые эпизолы. За-
тем инструктор беседует с кажлым агита-
тором, знакомится с работой. проделанной
mM B походе. получает боевую информа-
цию, ладт задания на бутущее. Сам инет-
укор также ведет активную пропаган-
merry работу, проводит политинформа-
ции и беселы.

(рети агитаторов потлволных лблок мно-
1® замечательных людей, заслуженно поль-
зующихся любовью и Уважением товари-
пей. Тов. Кутовой научил их работать
четко и оперативно:

(талщина труппы мотористов Смирнов

Коммунисты одной батареи

Hama батарея находится на подетупах
в Севастополю. Она отражает налеты вра-
деской авиации, не допускает воздушных
пиратов к морской крепости.

Много боевых испытаний пережили
зенитчики. И всегда в самые опасные
зомонты вперели были коммунисты, Они
сплачивали весь коллектив, вдохновляли

краснофлотцев горячим словом и личным.

примером.

В кажлом  коммунисте  краснофлотцы
вилят надежного боевого друга, ‘готового
помочь советом и  лелом. Коммунистов
Строльпова, Еваса, Школу часто можно
видеть среди бойцов. Они разясняют
краснофлотцаи боевые задания, делятся
своих опытом, учат молодых зенитчиков
метко тазить воздушного врага.

Отнажды сложилось очень тяжелое 1о-
жение: на батарею  наседал spar ©
суши. На одном участке было особенно
опасно. Туда мы послали коммуниста
Школу. Он умело организовал ‘оборону,
своей отвагой и энергией воодущевил всех
бойцов. Фашисты вынуждены были  0т-
ступить под ударами краснофлотцев.

Туда, где требуются решительные дей-
CTH, Tle создалось опасное положение,
мы всегла посылаем коммунистов, в пол-
пой уверенности, что они. справятея ©
зибых заданием. й

В конце декабря враг бросил большие
лы на нап: участок, чтобы захватить
батарею, проложить отсюда кратчайлтий
путь к Севастополю. Мы знали, что фа-
шисты  тотовят отчаянное наступление
на ваши позиции.

На рассвете, котда на фронте против
батареи было епь тихо, мы провели ко-
роткое партийное собрание. ` Командир
рассказал 0 том, ^ что враг готовится к
бетеноху натиску, чтобы прорвать

SE ИЕ ЕЕ

Начиная войну, Гитлер имел прзиму-
щество во времени. Его армия была отмо-
билизована. Ето промьтиленные, сырьевые
H проховольственные ресурсы были по-
составлены ‘на службу войне. Для того что-
бы побэдить, обладая ресурсама, , потенти-
ально много меныпими, чем ресурсы
ето противников, Гитлер нуждался в мол-
ниеносном успехе. Отсюда — блищериг
зак система. С

Основной причаной успеха Титлера в
ето войне на Западе было как раз то, что
OH HE давал опомниться своим противни-
хам. разбивал их по-одиночке, нанося ко-
риткие, быстрые удары. Правда, и на 38-
Пала вместо одного «блицкрита»  получи-

7авь серия небольших «блицкригов», pa-
стянувшаяся почти на лва гола. Но все же

Гатдеру несомненно удавалось предупре-
лить использование противниками их 19е-
восходящих ресурсов.

Отсюда понятна ето злоба против Coe-
диненных Штатов Америки. Поскольку
мобялизация американских ресурсов
оращалась на подлержку Англии си ADY-
THX противников гитлеровской Гермалии,
Задачей политики Гитлера было либо мак-
Симально помешать  фазвертыванию этих
Ресурсов, либо затруднить их поступление
B Espony, либо, наконец, путем грабежа,
найти для себя другие, адекватные амеря-
канским, ресурсы. Нало сказать, что Гит-
2ер пытался найти путь к победе, дейст-
Вуя сразу во всех трех направлениях.

Через «пятую колонну». в США Ритлер
Пыталея сорвать развертывание американ-
‘той военной ‘подтотовки. От дивзрсий и
Рэрывов до организации забастовок на во-
CHI заводах, от згитации против вету-
пления Америки в войну 20 Шионажа ——
№6 было пущено в ход немецкими аген-
Тами в США.

Путеи подводной блокады, организации

агитирует не только слозом; ‘но’ и‘ делом.
Он отлично знает “свои боевые механиз-
мы, в бою показал себя отважным, наход-
чивым и умелым специалистом. Как-то
ночью радио донесло в Заполярье весть о
том, что части Красной Армии на Затад-
HOM фронте нанесли новый ‘удар врагу.

рнов не спал: он внималельно слушал
AMRTOZ2 и залтисывал ero слова. Утром

агитатор сообщил бойцам радостную но-

BOCTh п показал на геотрафической карте
продвижение наших частей.

OFHO время краснофлотцы волновались

за судьбу наших заводов н фабрик, pac-
пюложенных о на временно захваченной
противником территории. Смирнов, чутко
утавллвающий настроения бойцов, прочи-
Tal им статью писателя А. Толстого
«Кровь народа», в которой бойцы нашли
ответы Ha CBO вопросы, узнали, что с0-
ветокие люди не оставили врагу ни 060-

рудования, ни сырья, ни самих предпри-

ATH.
Бомсомолец-огденоносец старшина пер-
вой статьи Лебелев — хороший радист,

вссгда точно определяющий расположение
кораблей претизника. Мо указанному им.
пеленгу полводная люлка уопешно торпе-
дировала фаигистекий транопорт,
Интересные и содержалельные  беселы
агитатора Лебедева всегда привлекают мно-
го. слушателей. Находясь в море, радист
первым на лодке узнает новости дня. за-
письтвает все интересные сообщения, а
затем рассказывает о них краснофлотцам.
В жилом отсеке к нему, как к свелуще-
му человеку, обращаются с самыми рав-
личными зопросами.
Возвратимииеь из длительного похода,
Лебедев просматривает накопившиеся за
это время газеты, подбирает наиболее
пенные статьи и заметки и затем разтает
их тю отсекам. Краснофлотцы с интересом
читают хорошо составленные материалы.
Теперь такой метод применяют атитаторы
всех полволных лодок,
Агитаторы-подводники  велут большую
работу в боевых походах и на берегу.
Личным примером и торячим большевист-
ским словом воспитывают они личный co-
став. Из двеналцати агитаторов, которыми
руководит старший политрук Кутовой, во-
семь за доблесть и отвату награждены ор-
денами и мелалями Советокото (ютюза..
Старший политрук А. ПЕТРОВ. :
Действующий флот.

оборону. Воммунисты поклялись сражать-
ся ‘до последнего вздоха, во что бы то
ни стало удержать позиции. В своем вы-
ступлении коммунист Стрельцов заявил:
Задачу, поставленную перед нами
командованием, мы выполним. До послед-
них сил будем бить фашистов, но с места
не уйдем.

Он выразил иысль всех коммунистов

батареи, всех наших зепитчиков. ® Шосле
партийного собрания комсомольцы также
заягили о своей готовности умереть, но
не отступить ни на шаг.
‚ Слово коммунистов и комсомольцев не
разошлось е делом. Батарейны ° храбро
дрались с озверелым врагом. Коммунисты
и комсомольцы проявили исключительное
бесстратие в этом бою с превосходящим
по’ численности противником. Смертью
храбрых погибли некоторые коммунисты
и комсомольцы. Во мы отстояли свою
позицию, разбили вражеский батальон, не
дали фашистам приблизиться в Севасто-
полю. ;

После этого Rapkoro bos, B котором
проверили ‘себя многле краснофлотцы, от-
личившиеся бойцы и командиры подали
заявления в партию. Среди полавших за-
явления— командир орудия Данич. Ero pa-
счет в один день подбил три фапистеких
танка, сорвал танковую атаку врага на
нашу батарею. Подали заявления лучитие
краснофлотцы и младшие командиры-—На-
голянский, Воробъев, Фролов и друтие.

В схватках с врагом коммуниеты 6a-
тарей накапливают ‘боевой опыт. Onn
вместе со вбеми черноморцами выполнят
приказ великого Сталина — очистить
Ерым от немецких оккупантов. `

Младший политрук А. ДОНЮШКИН.
Действующий флот.

пиратоких рейдов на английские караваны
морских судов, путем нападения на суд
противника с воздуха пыталась  титлеров-
ская Германия помешать поступлению
американском военного снаряжения. для
Англия, -

Но военная подготовка США нхуклонно
продолжалась. И чем дальше, тем больке
становилось ясным для всех, что Германия
He угнаться за амефиканским ‘военным
снабжением, как лягушке не раздуться хо
размеров быка.

Тогла Гитлер кинул ‘жребий. Он пы-
Tatts последний раз использовать ве
превосходство во’ времени: Он бросился на
Восток, напал на СССР. Он фассчитывал
таким образом выитрать время, необхолн-
мое ему для того, чтобы потом состязать-
ся с Апглией а Америкой. Он надоялея
смешать все карты, выстулчв . во главя
«крестового похода» против большевизма;
таким путем, полагал он, удается прив-
лечь на сторону Германии Антлию и Аме-
рику или, во всяком случае, временно вей-
трализовать их. А там опять-таки путем
молнизносной войны Гитлер думал спра-
виться с СССР, дойта ло Урала и Бавказа
еще до наступления нынешней зимы, 33-
хватить в нашей стране   хлеб и нефть и
приобрести новыю ресурсы для дальнейшей
борьбы за мировое. господство,

Неудача’ «блицкрита» на Востока была
поэтому самой очльной зеудачей Гитлера.
Проваая германского наступления был тем
сильнее, что контрудар  Ерасной Арман.
понудил немцев бежать от Москвы на’ за-
пад. оставить ряд занятых ими советских
тородов и многочисленные трофеи, Меяату
тем противники Гитлера получили цен-
нейшую для них передышку;  ееобходимую
для газвертывания их огромных потев-
циальных’ ресурсов.

До начала советско-германской войны
Англия не имела ни месяца поредьтгки.
Ее военпая промышленность ° в течение

Е ЕП ЕВ ГИР И РОЩЕ Е РЕВВА ЕЕ ed

-—— Почему  политработник ‹ командует
отрядом катеров?

На этот вопрос командующему  при-
ходилоеь отвечать не раз. Нелоумение тех,
кто не знал старшего политрука Фелото-
ва, было понятно. Но стоило им рахока-
зать хоть один эпизод из боевых действий
отряда, и удивление тотчас же исчезало.

В первом сражении тяжело  раниля
командира отряда катеров. Его место за-
нял комиссар стампий политрук  Федо-
тов-—коренастый, невысокого роста, круг-
лолицый человек. ›Вомиссар уепелно за-
вершил первый бой, проявив He только
исключительный героизм и хлалнокровие,
но и большие морские познания.

До этого комиссара больше Beero зна-
ли, как старшего заботливого товарища.

н всеми силами стремился как можно
крепче сплотить личный ‘состав, всемер-
но повышать его политический уровень.
Бойцы повселневно ощущали заботу ко-
миссара об их быте. Часто Фелотов инте-
ресовался, как готовится пища. в каком
состоянии одежда моряков. А теперь они
випели успехи своего‘ комиссара в новой
роли.

Много интересных боевых = операций

проделал отряд катеров под комаядой стар”

птего политрука Федотова, но особенно па-
мятным осталось очищение острова Н. от
фаптистской мрази. Это была очень важ-
ная операция.

На острове находилось 500 фаптистских
солдат с артиллерией. Отсюда противник
мог развить лействия по охвату фланга
наших сухопутных частей. Морякам был
дан приказ немедленно снять угрозу, на-
висшую над пехотной дивизией.

Когда накоротке собрались командиры
и военкомы кораблей, стало ясно, TO
операцию надо провести внезапно и мгно-
венно и что она потребует ‘большой ини-
пиативы и смелости. Известно было, что
все подступы к острову простреливаются.
Очень важно было обеспечить скрегпность,
поххота. Но. этому метало то. что на ие-
которых кораблях, лействовавииих совме-
CTHO ¢ катерами, котлы работали wa yr-
ле, и снопы искр валили из труб. Олна
или несколько пекринок могли сорвать
всю опсдацию. Как же быть?

Командир торпедного катера младший лейтенант П. Хапилин, потопивший круп-
ный фашистский транспорт. (Действующий флот).

РЕ

Комиссар. ведет катера в бой

Фото ‘ТАСС.

Моряки не знают безвыходных положе-
ний! На помощь пришла краснофлотская
смекалка. Олин из бойцов предложил:

— Когда корабли станут входить в по-
лосу противника, нало прекратить подачу
угля в Топки. Итти на накопленном в
котлах  пате.

В точню назначенный срок корабли вы-
шли из бухты и направились к острову,
рахваченному фалнистами. Сначала  спе-
ращия тшротекала, по плану. Но враг тоже
о дремал. Его наблюдатели, как ищейки,
рыекали со всех сторон, и им удалось ус-
таловить приближение советских  кораб-
лей. Положение сразу обложнилось: тот
час же вражеская ботарея открыла силь-
ный, но пока мало эффективный огонь.
В ответ на фалтистов посыпались  снафя-
ды, е наших кораблей, Катера, которыми
командовал старший политрук Федотов,
приближеолиеь к острову с севера.   Они
вели вонцентрированный  орудийный и
пулеметный ‘огонь. Врат, видя, что пюл-
жение становится критическим, принял
решение эвакуироваться. Но советские
моряки, охваченные жгучей ненавистью
& Ффатистоким захватчикам, ретили Bo
что бы то ни стало уничтожить всех вра-
тов до олного, пробразлтихся на остров. В
панике и боглюрялке фашисты  попыта-
лись трузитьея на мотожатера, шлюпки и
плоты. Шквальный огонь катеров заста”
BIN их вернуться Ha острое. Пулеметные
очетоля косити  вратов олного за лругим.

На пятой минуте артиллерийского боя
умолкла фашистская батарея.

Временами освещая островок  светяти-
мися снарядами, советские катера morxo-
лили к ному все ближе и ближе. С трех
кабельтовых напти корабли уже вели гу-
бительный для фашистов  пулеметный
отонь. Вокоре остров был окружен напи-
ми кораблями. Когда бойцы высадились
на нем, выяснилось, что ни одному a-

ащету не удалось избегнуть смерти. Стар”.

ший политрук Федотов доклацьвал коман-

дованитю:
— На острове осталось ло пятисот

трупов и ни олного живого фапииста,.

Старший пелитрук М. КРИЦМАН.

ДОСТОЙНО ВСТРЕТИТЬ ХХГУ ГОДОВЩИНУ КРАСНОЙ АРМИИ
И ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

На призыв молодежи

ВЛАДИВОСТОК, 13 января, (TACC).
Горячо откликнулся на призыв молодежи
автозавола им. Сталина коллектив ры6бо-
завода Владивостокского торрыбокомбина-
Ta.
Завод в каждым днем увеличивает вы-
пуск продукции. В декабре ве было вы-
пушено в полтора раза больше, чем в
ноябре, а за 10 дней января больше, чем
за вторую половину декабря.

Включаясь в соревнование в честь
94-й толовшины РЕКА. работнипы Чиб-
рикова, Кольченко, Востина, Венская п
другие, выполняющие сейчас нормы на
150 проц., обязались давать ежедневно

Не давать врагу ни малейшей передышки

истекшего полугодия не только фаботала
поляым ходом, но и значительно расптири-
ла свою производственную мощность. 0р-
`танизапия английской армии могла проае-
ходить не под утрозой немедленного втор-

жения, как ранее, а уже из расчета на

Участие Англии в большах боевых опера-
циях за морями. Показателем боевой пол-
готовки английской армии является ее
значитэльный успех в Ливии.  Вонечно,
операции в Ливии могут считаться прек-
расным началом. Успешно проходит манев-
ренная война танков, в которой ан-
тличане оказались, пусть пока только
на небольшом участке фронта — в Афри-
ке, сильнее немпев.

В результате советоко-германской вой-
ны упрочились связи и сообщения между
СССР, Англией и США. Услешное conpo-
тивление Красной Ариии не позволило
Гитлеру разорвать эти связи ни на wre,

ни на севере. Именно ‘зеухача  «блицкря-

га» Гитлера на Востоке позволила’ закрэ-
превратить Иран в 05-

парный мост, соединяющий союзников, и
использовать водные бассейны европей-
ского Севера как широкую столбовую до-
рогу воздушных сообщений,

Понятно стрэмление Гитлера в этих ye-
ловиях отвлечь силы своих противников
на’ другой участок фронта. Понятно ето
желание помешать использованию англо-
ауериканских военных средетв на. Восточ-
Ном — тлавном — театре войны: Й вся-
кая диверсия поотив Англии и США иуе-
ет ‘в OCHOBHOM эту задачу.

И том не мен положение Гитлера в
борьбе со временем остается совершенно
безнадежитым. Перечислим векоторью . по-
казатэли этого.  .

Первый показатель — людсвие ресур-
сы. Никакио силы, которые могут быть

завода имени Сталина

не менее двух норм. Bee работницы ре-
шили овладеть смежными профессиями.
СУЧАН, 13 января. (ТАСС). На шахте

‚ № 3 прошли посменные собрания, на ко-

торых горняки в ответ на призыв ста-
линцев обязались на 3 проц. снизить ce-
бестоимость тонны угля, на 2 проц. сни-
зить его зольность и на 10 проп. увели-
чить производительноеть труда,

За истекшие сутки все участки шах-
ты значительно перевыполнили задания.
Лучшие навалоотбойщики Барсуков, Рудо-
менко, Рассказов, Дерябкин, крепильщи-
ки Валиулин и Таланов дали по 2 нор-
МЫ.

двивуты Гатлером в ход, не уравновеши-
вают появления 130 млн. амеряканцев
среди военных противников Гитлера. , Гит-
леру нзоткуда возместить огромные поте-
ри, которые германская армия и армии
«союзников» и вассалов Гитлера понесли
на советеко-перманском фронте, Между тем
людокие резервы СССР, сами по себе. поч-
ти неисчерпаемые, только еще приходят в
движение, и свидетельством их значения
являются успехи свежих, но приобретптих
военный опыт, советских войск ‘в декабре
прошлого тода и в январе текущего года.

Второй показаталь — запасы горючего.
Попытка отказаться от маневренной войны
зимой связана не только с утомлением гер-
манской армии й с тем, что она He прис-
пособлена как следует к зимним услови-
ям, но ис тем, что Гитлер вынужден эко-
Номить горючез. Черная кровь войны бес-
покойт Гитлера не менее, чем недостаток
пушечного мяса. Никто не может точно
предсказать ‘котда запасы = тофючего у
Гитлера будут полностью ‘исчерпаны, но
всем, ‘в том числ? и самому Гитлеру, яз-
0. что этот срок приближается неуклон-
30, точь в точь, как часовая стрелка не-
YRIORHO дважется вперед.

Третий покавалель — недостаток дру-
тих важнейших видов стратегического
сырья, Перед войной гитлэровская Герма-
ния закупила запасы никеля, вольфрама,
олова, пинка, меди и дфугих важнейших
для войны материалов. Эти запасы не по-
полняются должным образом, и Германия
перейа ‘на заменители-—«эрзацы». Гер-
манское хозяйство стало в полном смысла
слова «хозяйством заменителей» — «ap-
запвиртитафт». Но вот беда — длительное
существование тако хозяйства невоз-

можно. Напряжение слишком велико, а
сопротивление ° Матервалов ° значитэльно
ослаблено. И здесь ‘poems,  омертельный

Враг Гитлера, полтачивает его ‘силы.
Четвертый показатель недостаток
прелмэтов питания. Гитлер ограбил всю
Европу, но ведь Европа’ никотла ке жила
собственным продовольствием, а нужда-
лась ‹в подвозе. извне. Теперь этого подво-

ред на «москалей».

О чем говорят письма
из. финского тыла

Предчуветвие близкой, неизбежной и
страшной расплаты за военную авантюру
охватывает все более широкие слои на-
селения Финляндии. Тоскливым
предчувствием проникнуты письма, иду-
щие из финского тыла на фронт, re
бойцы Красной Армии вместе с частями
морской пехоты методично увичтожают
немецко-финские войска.

они лежат груды писем,
отобранные У убитых и захваченных в
плен финнов. Kak не похов тон писем,
написанных в последнее время, на тон
писем первых недель войны! Тотда они
были пропитаны разбойничьими мечтами
9 «великой Финляндии»,  шовинистиче-
ским угаром. От писем же с ноябрьскими
и пекабрьскими датами веет отчаянием,
смертью, сознанием неотвратимой  ката-
строфы. !

Немцы уверяли финнов, 4T0 Onn cMO-
гут в короткий срок. без большого труда
поживиться за счет СССР. И полручные
поверили своим кровавым хозяевам. Мно-
гие мужчины и женщины Финляндии
прелвхущаля легкую победу над совет-
ской страной и богатую добычу.

Перед нами отобранное у убитого фин-
ского солдата письмо OT  девушюи из

Кемиятви, нашисаннюе через шесть дней
после начала войны:
«Воображаю тебя все  лвигающимся

втеред. Вы счастливы, ребята, что можете
быть там. Теперь настал тот давно жлан-
ный момент, когла красные должны сле-
лать несколько перехолов в сторону Си-
бири».

В первые недели войны финские жен-
щины, развесив уши, слушали хвастли-
вую брехню гитлеровцев, ° верили, что
пройтет полтора-два  мвеяща, (и м
мужья и братья вернутся домой с на-
грабленным добром, © карманами, наби-
тыми ордерами на право влалеть yuacr-
вами плодородной русской земли.

«Уже скоро полтора месяца, как на-
чалась война, — писала жена финското
прапорщика своему мужу. Увидим,
исполнятся ли хотя бы приблизительно
предсказания немецкого майора 0 том, что
война продлится  нелель семь-восемь.
Сегодня я видела Карьяла Юсси. Его сын
прибыл с фронта и сказал, что теперь
уже недолго будет длиться».

Нет, не исполнились предсказания ни
самоуверенного немецкого майора, ни
сына Карьяла Юси. Прошло восемь, де-
слть, двенадцать недель войны, и тревога
стала закрадываться в сердца финских
женщин. Тон писем стал иным. НИХ
уже нет визгливых призывов итти впе-
Появились первые
признаки отрезвления, первые робкие по-
пытки осмыслить действительность.

«Не идите так далеко в Россию, —
пишет жена солдата Мякикантас Хелли,
— пбо здесь боятся, что если  пойщете
далеко, то останетесь там».

Это письмо датировано августом. Уже
тогда в нем проявились первые нотки
страха, растерянности, опасения. как бы
финские солдаты «He остались там».

‚ времена должны измениться В

Постепенно это опасение превращается в
убеждение, дение — в страшную
уверенность. Финские женшины начинают
понимать, что им не увидеть больше сво-
их мужей и братьев, отправившихся раз-
бойничать в советскую страну. Ева Рю-
тинен из Товасткянка пишет:

«Слезы все вылились, высохло все У
меня, когла думаешь о мужчинах Фин-
ляндии. Да, ничего странното, если и
слезы льются и душа надрывается. Эти
Лучшую
сторону, должен быть мир в стране, что-
бы хотя вы, которые еще живы, могли
бы вернуться. У меня уже никого не
осталось. кого я могла бы ждать оттуда.
Не осталось и братьев. Осталась я 60-

всем одна».
«Из нашего cena Хярмя, — пишет
другая девушка, -— уже убито 70 чело-

век, много раненых»,
Сестра сообщает брату на фронт:
«Много от вас прибывает  инвалилов.
Й из нашей деревни Кярсамяки больше
двух десятков убиты, а раненых — каж-
дый второй из ушедиих на фронт».
«Все время думаю о войне, — пишет
девушка из Тавасткенгяе, — ужас, что
У вас там делается. Там уже убили из
нашей деревни неимоверно много ребят,
Вто из вас вернется? Видимо, никто».
из

В том же духе и такое письмо
финской деревни;

«Нам уже официально сообщили ©
смерти 18 человек. Кто знает, сколько

их на самом деле. Раненых же прямо
невозможно много. Наш Эйно тоже ранен.
Рейно еще жив. но все время на пере-
Jone линии».

Мозги  проясняются не только у тех,
Кто остался в финском тылу, но и. у не-
которых финских солдат, находящихся на
фронте. Пытаясь спасти свою шкуру, они
дезертируют. 0 таких сообщает девушка
из Ахонколя своему жениху:

«Вяйне возвращается ва фронт, или
куда его теперь после этого бросят. Ведь
Левиякенгае Пенка убили за то, что он
дезертировал с фронта. Слушай, Эйно,
только ты ‘не дезертируй, — кто ет зна-
ет, что сделают за это».

В более осторожной форме дает советы
солдату 9. Тарпинен его мать из  Мом-
мила: ‘

«Ты не старайся быть смелым, с и так
много уже погибло ребят, Какое тяжелое
время! Если бы кончилась война, может
быть, стало бы лучше. Еще раз — не
буль храбрым».

Границы Финляндии у Уральского
хребта — никак не меньше! Так хоте-
лось левушке из Кемиярви, письмо
которой мы приволили, Она и тыся-
чи других финских женщин  разделя-
ли разбойничьи вожлеления вояк в мун-
лирах армии Суоми. Так пусть же эти
женщины Финляндии пеоняют на себя,
пусть не ждут своих мужей, сыновей и
братьев. Им не Уувилеть их! Бандиты по-
гибнут от руки советских людей, защища-
ющих свою родину.

Г. ВОВОГРУДСНИЙ.

Северный флот. (Наш корр.).

Горол залечивает раны

КАЛИНИН, 13 января. (ТАСС). За
время своего двухмесячного хозяйничанья
в Калинине немцы нанесли отромный
ущерб городскому хозяйству. Фашистские
мерзавцы сожгли лучшие здания‘ города
— театры, школы, больницы, библиоте-
кл. Особенно сильно пострадал жилой
фонд. Свыше полумиллиона  квалратных
метров жилой площади приведено в не-
Годность.

Трудящиеся освобожденного Калинина
энергично взялись за восстановление хо-
зяйства. Город возрождается. Налаживает-
ся торговля. Полным ходом работают пе-
карни, магазины,
дым днем увеличивается. — Население
бесперебойно снабжается хлебом. От-
крыто несколько столовых. На-днях будет
пущен хлебозавод, исправляется водопро-
вод. Пущена первая электростанция, на-
днях начнет работать вторая. Спешно

SEE

See

за HeT и не прелвидитея. Нелостаток
предметов питания сказывается в Гэрма-
нии на производительности труда, а паде-
ние производительноети труда в свою оче-
редь-—на производстве всякого pola про-
AYETOB, B TOM числе и прелметов питания
в сельском хозяйстве, Получается, как
писал акалемик Варга в своей статье об
истощении ресурсов Германии, своето ро-
да «цепная связь». И эта цепь бьет по
Гитлеру, тянет его ко дну, как камень на
шее собаки, брошенной в воду.

Пятый и очень важный показатель —
утомловме от войны в самой Германии.
Татлер нарушил все свои обещания 0
скором конпе войны. — По мере тото, как
война затягивается, и конца ве не вилно,

в Германии растет народное недовольство.

бесцельнюй и разофитэльной. войной. Это
недозольство проявляется He только в
письмах солдатам на фронт, но и в пове-
дении оставшихся в тылу, и в Упалке во-
ли к победе. Неларом Гитлер угрожает
смертной казнью кажлому, кто откажэтся

участвовать в каутании «зимней помолти».

зимой 1941—1942 г. в Германии.

Наконец, шестой показатель рост
оппозиционных по отношению к Герма-
нии настроений в странах, которые ста-
ЛИ ee вассалами и рост невавастя к
Гэрманиий в захваченных ею странах.
Время тем более утрожает злесь Гитлеру,
так ‘как с каждым днем все больше мер-
кнет слава «непобелимости» гитлеровских
войск. В этом заслуга Красной Армии,
которая пэрвой уничтожила легенду о н6-
побелимости германской армаи.

В своей ргчи на парале Ктасной Армия
в Москве 7 ноября 1941 г. товарищ
Сталин сказал: «Еще небколько месяцев,
ще полгода, может быть годик, — и
гитлеровская Германия должна лопнуть
Юл тяжестью своих прзетуплений».

Время работает na нас. Но и мы не
должны упускать время. Чем больше. нам
уластея использовать в интересах победы
каждый месяц, каждый лень и каждый
час, тем ближе ната победа.

Проф. И. ЗВАВИЧ.

сеть которых с каж-

SR ees ee ee

новили 0бозно-санное производство,

заканчивается ремонт второй центральной
бани.

Ремонтируются жилые эдания. Населе-
ние деятельно восстанавливает жилой
фонд — собирает железо и другие необ-
ходимые материалы с обторевших домов.
В феврале трудящиеся получат тысячи
квадратных метров жилой площади. На-
чат ремонт гостиницы «Селигер» и До-
ма колхозника.

Из промышленных предприятий наибо-
лее крупным разрушениям подверглись
текстильные фабрики. В январе будут
восстановлены и начнут работать ткац-
кая фабрика им. Ворошилова, прядильно-
ткацкая им. Вагжанова, часть ситцена-
бивной фабрики, механический завод и
ПЯТЫЙ автоматический цех ткапкой фа-
брики «Пролетарка». Pax мелких пред-
приятий уже пущен в эксплоатацию и
выполняет оборонные заказы.

В артелях промыеловой кооперации ор-
танизуется массовая пошивка и pexor-
одежды, налаживается выпуск трико-
тажпых изделий и предметов домашнего
обихода.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА
В ОСВОБОЖДЕННЫХ РАЙОНАХ

Из районов Московской области, осво-
божленных ЁВрасной Армией от немецких
оккупантов, вчера в столицу с’ехались
председатели исполкомов районных и 19-
родежих советов депутатов трудящихся. В
Красном зале Моссовета состоялось сове-
щание, на котором были подведены пер-
зые итоги восстановительной работы, про-
деланной советскими органали в 0свобож-
ленных городах и селах. Восстанавливаюте
ся промышленность, связь, дороги, мосты,
открываются больницы, бани, столовые,
магазины, в колхозах илет подготовка Е
весеннему севу. Участники совещания
рассказали © том, какие на местах прини-
маются меры для скорейшего восстановле-
ния хозяйства и удовлетворения неотлож-
ных нужл населения.

В Клину пущены электроетанция, Bore
провод, работают поликлиника,  па-
рикмахерокая, открыты четыре столовых,
Двенадцать магазинов, чайные, ‘начала
выходить районная газета «Серп и мо-
лот». В городе сейчас уже 24 тысячи жи-
телей (при оккупантах оставалось лишь
1500 человек). Клинские рабочие восста-
Ba-
ляльную и овчинную мастерские, пусти-
ли киртичный завод, подготавливают к пу-
ску стекольный. В селах идет инвента-
ризащия колхозного имущества. Собрано
много плугов, телег. Затотовлены cemen-
ной картофель, льносемена, пополняются
и лругие семенные фонды. }

Возрожлается жизнь и в других рай-
онах области, освобожденных от немепких
оккупантов. На строительство жилищ от
пущено большое количество древесины,
выделен кредит, который в первую очерель
будет предоставляться семьям  фронтови-

КОВ.
(ТАСС). -