ae

OO eee

6 февраля 1942 г. № 30 (981)

Комиссары

балтийских

летчиков

Мы силим в землянке батальонного ко-
хиссара Виктора Калашникова, комиссара
одной из балтийских эскадрилий. Мигаег
кержиновая лампа, жарко горит огонь в
тлиняной печурке. Калашников рассказы-
вает © том, как он, рядовой летчик, стал
ROUNCCAPOM:

— Вначале было непривычно, ноя
«разу сказал своим орлам; «Знало то-то и
70-10, летал на морских самолетах, спе-
циального образования не имею, Ha ko-
миссарской работе впервые, Требовать бу-
ду по службе все, что положено». Что же,
лечики притляделись ко мне, сейчас жи-
зем дружно, бъем врага крепко.

Калелитиков прекрасно знает свой лич-
ный состав. 0 кажлом из своих летчиков-
тероев, ночных бомбардировщиков, он мо-
MeT рассказывать долгими часами, вни-
хая в мельчайшие детали их биографий,
Врепкая дружба связывает комиссара с
майором Бакаповым — командиром ac~
хадрильи. Вместе они организуют непре-
фывные ночные бомбежки отступающих
яемоцких дивизий, помогая армии rene-
раль Фемюнинекото бить врага.

Ночь... Комиссар идет на снежный
аэродром. Олин за другим взлетают. в чер-
Hoe небо морежие бомбардировщики, по-
ставленные зимой на лыжи. Калашников
провожает своих летчиков в бой. На рас-
своте он подводит итоги проделанной бое-
вой работе,

у

Утром, получив. очередное сообщение
Советском Информбюро, Калашников op-
танизует беседы агитаторов и проводит их
cam. On привлекает свежий, интересный
материал. Нелавлю Калашников участво-
вал в допросе группы немецких унтеров
и солдат, приведенных в соседний гарни-
зон с передовой линии фронта. Тотчае ко-
миссар пришел в часть, поделился с лет-
чиками, техниками, мотористами свойми
влечатлениями. Жиро, ярко, образно он
рассказал 0 том, как мерзнут «фрицы» в
«воих летних шинелишках, как они 0б0-
виивели. Сообщал Калашников и © том,
как немиы оценивают работу балтийских
бомбардировщиков, — пленные на допросе
показали, что целыми ночами они вы-
нуждены скрываться в щелях, в лесах,
Kyla гонят их наши могучие  бомбовые
‘ухары,

Тетчики, штурманы,  стрелки-радисть,
техникя, могористы слушают своего ко-
мисвара © радостно воэбужденными лица-
ми. Им приятно узнать о результатах сво-
ей боевой работы.

— Да, — оворит
Зорин, — туго поиходится врагу. Будем
бить его еще крепче.

Он натягивает на руки свои кожаные
летные Перчатки, подбитые нежным бе-
jem мехом У Зорина такой вид, будто
BOT сейчас он сядет за штурвал — поле-
тит крошить немцев, хотя до ночи, № по-

“MOTORS EIS далеко; то,

— Чо ж, побьем Гитлера — пойдем
нова на Запад, в родные базы  наего
флота: Таллин, Ригу, Либаву...

Вылается нелетная погода, — комиссар
Калашников идет в землянки, говорит во
своим народом. Он ‘обладают счастливой
способностью вести беседу на политичес-
кую тему, поремежая eo шуткой, бытовой
репликой, И в то же время Калашников
строг, требователен, Надо было видеть его
в разговоре с начальником вещевого до-
вольствия, который запустил дело со
стиркой белья. В голосе комиссар» был
гнев, но он говорил спокойно и жестко.
Быт подчиненных ето интересует кров-
30, — ВИДНО, что Человек, как 1080-
Pures, вкладывает в это дело душу. Дол-

гими часами Калашников обходит пуле-

метные точки, проверяет охрану зэродро-
ма. Он возвращается в вечеру иззябщий,
HO бодрый,

Эскадрилья Калашникова по праву счи-
мается одной из лучших на Балтике. Де-
сятки летчиков награждены орденами.
бам Калашников награжден орденом Kpac-
ного Знамени. В недавнем приказе
кам своей армии генерал Федюнинсвий
указывает:

летчик-орденоносец

тропередачи, врезалеля в эемлю.

вой-

«В период боев на подотупах к гор.

Водхову летчики М-ской эскадрильи
Краснознаменного Балтийского флота
проявили в боях с германским фа-
шизмом подлинное мужество, настойчи-

вость, геройство. Действуя в непосред-
ственной близости к передовым позициям,
ночными бомбардировочными ударами они
прижали врага к земле, нанеея ему боль-
шие потеря.,, Всему летно-техническому
составу за проявленную настойчивость и
геройство в боях об’являю благодарность».

По всей Балтике гремит слава доблест-
ного комиссара Лукьянова, награжденно-
го двумя орденами Ленина. Он открыл
боевой счет своей части, сбив «Ю-88» еще
в начале войны.  Отоюда, из. части
т. Лукьяпова, вышли замечательные ге-
рон-истребители: Игорь Каберов, Косты-

‘дев, Руденко. Каждый из них имеет по

—

COHTHX  BpaMeCKUX , caMoreTos.
Дважлы орденоносец летчик-коимунист Ка-
беров живет интенсивной, общественной
жизнью: 9 и поэт, и музыкант, и редак-
тор «Боевого листка». «Боевой листок» он

выпускает во время отечественной” войны
ежедневно!

Взенхом Лукьянов работает напряжеяно,
с полной отдачей. Он все время как бы
держит руку на пульсе ввоей части. Ha
замеченные им самим или кем-либо из
командиров недочеты он реагирует бук-
вально молниеносно. Утром mma речь о
недостаточной подготовке товарищей, не-
давно призванных из запаса. Смотришь,
в вечеру Лукьянов уже все проверил, дал
указания, — и начальник строевой части
состазляет расписание занятий © ними,
Почти весь летный состав части Лукья-
нова — в рядах партии большевиков. Эт
огромная заслуга комиссара. Он умеет pa-
стить кадры.

Хорошо работает и старший политрук
Воробьев — комиссар одной из эскалри-
ini. В эскадрилье Воробьева привыкли Е
норме: 3—4 боевых вылета в день на
летчика. В результате трофейный счет
летчиков достигает уже 28 сбитых camo-
летов.

Коммунисты эскадрильи показывают
пример  самоотверженносоти в борьбе ©
BpArows. Cexpetaph .Taprémpo TexHun

т. Пушюин имеет уже 100 бозаварийных
вылетов. Недавно на аэродром сел горя-
щий самолет. Пушкин увидел: начал
рваться боезапае, охваченный огнем. Он
бросился с товарищами к машине и © рис-
ком для Жизни cnac ed,

Личный пример бесотрашия и отваги
показывает военком Сербин. Это настоя-
щий воздушный снайпер Балтики. 3a
время войны у него уже свыше 100 603-
вых вылетов, Олнажды Сербин вступил
в поединок с фашистским «ассом». Kan
ни хитрил тот, Сербин одолел врага. Лов-
ким  малевром он пропустил «M-109»
вперед и дал ©зади очередь из пулемета».
Немеш, ломая ‘плоскости о столбы  алек-

Целью дни и ночи Сербин проводит в
напряженной работе, в землянках летчи-
ков, техников, мотористов. Если он н8 в
возлухе — значит ищите его среди бойцов.
Он не ‘отравичивается политинформация-
ми, докладами, работой с агитаторами.
Он учит летчиков, как маневрировать,
чтобы избежать зенитного огня. Есля
летчик недостаточно знает район, в KO0-
тором ему предстолт драться, военком
Сербин поможет, растолкует,  об`яснит.
Типы самолетов врага, их уязвимые ча-
сти, — на эти темы военком говорит со
своим летным составом много п охотно.

Sa полгода войны  парторганизация
эекатрильи пополнилась 6 новыми члена-
ми и 12 кандидатами. Из них 8 чело-
век -—— боевые летчики, проверенные B
борьбе с титлеровской авиацией.

Так работают большевистовие комисса-
ры Балтики, преданные сыны родины и
партии.

Интендант 3-го ранга А. ТАРАСЕНКОВ.

Краснознаменный Балтийский флот,

Работа с боевым активом.

Боевой актив представляет собой луч-
шую, порвдовую Часть краснофлотцев в
каждом подразделении и в Части в целом.
0 — опора команлира не только в 60%,
но и в повседневном воспитании бойцов.

Прежде чем приступить -к созданию
боевого актива, среди личного состава на-
пей военно-морской базы была провелена
широкая раз’яснительная работа. Коман-
диры, политработники, агитаторы расска-
SHB о значении боевото актива и его
задачах, 06 060бо отличившихся красно-
флотцах. Когла командиры и политруви
батарей рместе в младшим начальствую-
щим составом организовали группы 606е80-
то актива, зачисленные в них восприни-
Malu это как большую честь, 060б0е до-
зерие, В первые дни труппы в подразде-
люниях состояли воего из 8—10—12 че-
зовек,

При отборе строго оценивались личвые
воинские качества краснофлотцев. Чтобы
попасть в ряды боевого актива, надо бы-
20 не только показывать выдержку пох
огнем врага, но и работать лучше,
рее, точнее на своих боевых механизмах.

В боевой актив зачисляли также шофо-
ров, мотористов катеров, орудийвых ма-
торов — знатоков своего дела, образцов»
выполняющих любое залание. В их числе
были; орулийный мастер млалший сер-
Зант Маценко, моторист илалший сержант
Золотов, телефонист краснофлотеп Пастоль-
пик, заведующий гаражом сержант Тиху-
нов ип другие. Впоследствии эти люди
вполне оправдали оценку комаплира, Та-
кли образом в боевой актив входили врас-
пофлотцы = разных специальностей, не
только артиллеристы, во и разведчики,
зальномерщики ий др,

кор» на батареях ощутили билу п
BINA foenoro актива, сплоченного RO-
тру командиров и комиссаров. В ле

быют-`

босвых активистов личный состав под-
разделений видел своих передовых това-
рищей, сочетающих отвагу с умением,
знанием дела. Чаще стали обращаться &
HUM за советами по специальности. Пе-
редко иожно было слышать такие слова,

выражающие одобрение и похвалу крас-.

«Ecru боевой активист взяя-
зделано». Каждый ста-
стремился

нофлотцев:
ся, значит будет
ралея подражать активиетам,
попасть в их группы.
Опираясь на боевой актив, с его дея-
тельной помощью, командиры и комисса-
ры быстрее и лучше осуществляли меро-
приятия, направленные на повышение
боевой мощи ‘подразделений. Нало быле
зобиться сокращения орудийных расчетов,
потребовалось, чтобы каждый краенофло-
тен овладел двумя-тремя специальностями.
Когла переловикам — боевым активистам
рассказали 0б этом, они проявили заме-
чательную инициативу. Враснофлотед Ва-
тушенок, 10 специальности приборист,
овладел еще двумя специальностями —
трубочного и заряжающего, и действовал,
ne снижая темпов стрельбы. Комантир

орудия Степанов так сумел организовать

работу своего орулийног расчета, так

натренировал. его, что вполне обеспечивал
стрельбу орудия при половинном COCTABe
расчета.

Олнажды на части т. Петухов ©0-
брал шоферов — бзевых
ai pei перел ниия вопрос, как перевести
автопарк Ha лоугой вил горючего. В ре-
зультате рапионализаторских мероприятий,
прелложенных активистами, все машины
были перевелены на иное топливо В
хальнейтием шоферы во плаве с сержантом
Тихоловым сами построили  газогенератор.

( паступлением штормовой поготы 603:
халась Угроза потери связи с островами
Боевым активистам предложили так Ha-

активистов И

КРАСНЫЙ ФЛОТ`

Любовь

Теплой заботой, отеческим вниманием п
любовью окружает. нал народ доблестных
защитнихов родной земли. Изо всех угол-
ков страны непрерывным- потоком итут
на фронт тысячи писем и посылок бойцам
и командирам, в. действующие части
приезжают делегации трудящихся, чтобы
лично перелать пламенный привет й 1)
желания боевых успехов.

Недавно на Северо-Западном фронте по-
бывала делегация трудящихся Челябин-
ска, ПКустанайской области, Чапаевского
района Куйдбытневекой области. Делегаты
привезли бойцам, командирам и подитра-
ботникам иножествое приветственных пи-
ем от коллективов предприятий и учре-
жденяй, а также ог отдельных лиц и
несколько вагонов различных подарков.
Представители трудящихся побывали Ha
передовой линич фоолта, где вручили пэ-
дарки и письма славным советским вои-
нам.

Ocodee внимание было уделено раненых

и больным бойцам. Делегаты побывали в

госпиталях, где задушевно беседоваля. ¢  !
ранеными, каждому из которых была вру-

чена посылка © письмом.

Зепитчики корабля упорно  отбиваля
возлушную атаку фашистов. Чтобы вести
бодее точный отонь и лучше видеть про
тивника, командир отделения коменлоров
комсомолеп Калинин лег на стальной
щит пушки и оттуда подавал команды.
Он не спускалея пол прикрытие даже в
те моменты, когда прямо на корабль пи-
кнровали налетчики, и смело продолжал
управлять огнем.

На-днях парторганизация пряняла Ва-

ПО ПРИМЕРУ
КОММУНИСТОВ

Корабль только что отразил возлтушную
атаку фапиотеких налетчиков. Вокоре по-
сле боя боцман Анциферов подал заявле-
ние о приеме его в партию. Он писал:

— Я видел, как мужественно и б-
страшно действовали в послелнем 60ю
коммунисты нашего корабля:

секретарь парторганизапии Смирнов, ми-`

нер Хенов н многие другие. Я хочу cpa-
жалься тах, как они, и бороться за свою
ролину вместе с коммунистами в партии
Ленина-— Сталина.

В позех похоле Анциферов доказал, что
он лостоин быть коммунистом.

Koria na винт корабля намоталея тол-
CTH железный трое, боцман, не залумые
ваясь, прыгнул за берт, лег на колотый
лед и, не обращая виимания на холол п
ледяную воду, голыми руками освободит.
винт. Блатодаря его самоотверженному по-
ступку корабль смот точно в назначенаое
время выполнить боевое задание.

J

Комиссар подводвой лодки М. Гранов и редактор «Боевого листка»

флотец П. Помещаев п

матривают
походе. (Действующий

ладить связь, чтобы она действовала при
всех ‘условиях. И бойцы установили не-
CKOIEKO видов связи. -

На регулярно созывавитихся совещаниях
боевого актива, посвященных отдельным
вопросам, передовики получали творческую,

зарядку, конкретные указания и советы
командир» и комиссара. Практиковались
совместные совещания активиетов двух-
трех слециальностей, например, дально-
мерщиков и прибористов, установщиков “И
связистов и т. п. Такае совещания содей-
ствовали болеь слаженной пеятельности
всего коллектива батарея.

Боевые активисты показали немало 05-
рэзцов выполнения ответственных зала-
ний, действовали исключительно отважно
и самоотверженно и в труде и в бою.

Вражеский снарял вывел из строя одно
орулле. Hymno было выполнить такой
ремонт, который обычно делал завол. Opy-
дийный мастер млалший сержант Мацен-
ко взялея восстановить орудие. Работа
требовала ‘не только умения, но и емело-
сти — полобный ремонт еше никогда си-
лами  артмастереких не производился.
Мапенко Вместе с другими боевыми aK-
тивистами в короткий срок исправил ору-
дие, и оно вновь вступило в строй. .

На одной из батарей была нарушена
связь © наблюдательным постом.  Коман-
лир батареи вызвал связиста Пастольника
и сказал: «Работа ответственная, требует
быстроты, Поручаю ее вам, как боевому
зктивисту» Отыскивая повреждения, Па-
стольник добрался до горящего леса. Ота-
ло ясно, что линия сгорела. Цожарищь
обстреливалось финской артиллерией. Пе
небрегая опасностью, Паетольник протя-
нул Apes пожарище на расстоянии кило-
метра нозую телефонную линию Связь
filly восстановлена во-время,

Bee эти и многие другие примеры за-
мечательной работы боевых активистов
сейча“ о становились известными всему
личному составу путем политивформаций
и бесел. Их опыт широко популяризовали

стер кадмиевог цеха свинцового завода.
Булюков привез в подарок бойцам, ко-

сервы, мед, масло, рыбу и др.

фронта трудящиеся ениногорска пишут:

ТЗ

Красной Армии в 66 героической борьбе
‚против немецко-фащистских захвалчиков.
Мы даем Красной Армии свинец, цинк,

сячи людей

лежиногорцы пишут:
‘сокрушительнее Balm залпы, Мы далим
вам еще больше

BOIGHE
eee ‚ционализаторекие

экономит wo 12 килограммов угля в час.

верный флот).

’] тыре-пять pas,

народа

мандирам и политработникам вино, KOH-

В письме бойцам Северо-Западного
«В палшем городе — крупнейшем ва Ad-
индустриальной = центре -— велетоя
большая работ, по оказанию помощи

медь, еурьму, кадмий, золото, серебро. Ты-
трудятся самоотверженно,
не щадя своих сил. Места ушелших на
фронт замимают их жены и сестоы».

Сообщая, что свинцовый завод выпол-
Нил годовой план досрочно, 16 декабря,
«Пусть будут еще

Не жалей
бан-

свинца,
врага, бейте миивых  фалистеких
литов!».

Письмо заканчивается сердечным поже-
ланием боевых успехов и скорой победы
‚нал гитлеровскими банлали,

- На-днях на фронт прибыл представи“
тель трудящихся далеко  Дениногорока
(Алтай) Алмазин Булюков — старший ма-

ЛУЧШИЕ БОЙЦЫ ПОПОЛНЯЮТ РЯДЫ ПАРТИИ

Батальонный комиссар Д. ГУЛЯЕВ.
Политрук Я. ОСТРОВСХИЙ.

линина в кандидаты партин. Бойцы и
командиры, присутствовавитие на партий-
HOM собранчи,  характеризоваля его как
мужественного и храброго бойца, готового
выполнить любое задание  команлования.
На этом же собрании в канлилаты пар-
тив были приняты командир отделения
машинистов Кузнецов и командир отделе-
вия пулеметчиков Филипенко. Оба они в
последних боях проявили мужество и от-
рагу.

› ЦЕННОЕ НАЧИНАНИЕ
КОТЕЛЬНЫХ МАШИНИСТОВ

Котельные машинисты корабля № Илю-
кин, Белоусов и Носов, обязались сэконо-
мять на стоянках по 10 килогоаммов угля
в час. Они систематически выполняют
обязательство.

Вотельные мапинисты, осуществив ра-
мероприятия,  сучеля
лобиться большой экономии топлива. Часть
ототительной системы, ‘которая не влияет
Ha движение корабля, сокращена. Паро-
отопление в кубриках включается теперь
лишь на несколько минут в 935 -—— и теп+
ла достаточно. Отработанный пар’ переве-
ден па теплый ящик, из которого питает-
ся котел. Сечение топок сокращено путем
завалки шлаком жарэвой трубы. Все это

Сейчас котельные машинисты, реализуя
ряд  рапионализаторских предложений
храснофлотцев, добиваются того. чтобы
экономить по 15 калограммов угля в час.

красно-
вомер «Боевого листка», выпущенный в
Фото 0, Халдея (ТАСС),

«Боевые листка». На совещапиях Kpat
нофлотцев айтивисты рассказывали 9 сво-
ей работе. На орулиях они наглялно yan-
ти бойцов овладевать специальностью по
их методу.

Многие активисты стали хорошими аги-
лалорами. Борясь за отличное качество
боевой деятельности, за высокую дисци-
плину, они простым языком  раз’ясняли
краснофлотцам задачи, обстановку, под-
бадривали товарищей,  подкрепляя свой
доводы фактами.

Боевой актив непрестанно пополнялся.
За один-полтора месяна в труппах стало
д0 20 человек, а в некоторых подразде-
лениях — и до 30. `

Расчеты орудий были сокращены в че-
и, несмотря Ha это, все
батареи не снижали темпов стрельбы и
эффектавности огня.

Практика нашей работы с боевым ак
THROM учит, что надо при помощи всех
форм массово-агитационной работы раз’-
яенять личному составу роль и значение
актива. Кажлый краснофлотец, особенно
каждый командир, голжен четко прехстав-
лять ©0бе, что такое боевой актив. Or-
бор в ряды боевого актива слелует вести
‘строго инливилуально. Сюда можно за-
числять ий тех, кто непосредственно не
связан © боевыми механизмами, но про-
являет смелость, решительность, отвагу
Необхолимо систематически работать 2
боевым активом, организовать обмен OBI
том, ставить  залачи не вообще, а КоН-
кретно и на опрелеленное время Надо ши-
роко популяризовать дела боерых акти-
виётов, добиваться, чтобы опий сами pac
сказываля о них, пропатанлировали свой
методы.

Выращиванием боевого актива. его воб-
питанием и эакалкой толжны занимальея
все, начиная от команлира и комиссара
части до’ командира отлеления и низового
агитатора.

Батальонный комиссар
М. ЛЮМИНАРСКИЙ.

На кораблях Краснознаменной Балтики
соревнование на лучшую подготовку

На снимках: 1. Передовики

навливают поршень главного двигателя.
подразделении занимает тральщик, где
носец т. Панов. Руководитель

В олном из эпизодов пьесы Владиуира
Соловьева «Фельдмаршал Кутузов» зри-
тёль видит французов, убегающих из-под
Мосввы. Они уже давно потеряли облик
победоносных воинов великой армии. Они
устали, их терзает холод, их уничтожают
партизаны, вооруженные вилами и топо-
рами. Грозой лдет за ними пеназисть на
рода. Не будучи в силах поодолжать бег-
ство. один из французових солдат просит
гвоего товарища застрелаять его.

Так родилея «выстрел милосердия» —
выстрел отчаяния и банкротства.

Эт было в России в 1812 году, боль-
ще века тому назад, — в дна нашествия
на нашу родину калюлеоновской армии...

Гитлеровская банла — Гитлер, Геринг,
Геббельс, с одной стороны, Браухичи, фон“
Born и фон-Леебы — в долой, была
глубоко убеждены в незыблемости и аб-
волютности германской стратегии молние-
носной ройны лля всех стран и народов я
считали себя выше Наполеона. Она неод-
вократно «доказывали», Что, начиная
свой разбойничий набег на Советский Co-
юз. они уже заранее учли все отибки
прошлых походов на Россию. Они, де
скать, все прелусиотрели. Raprany 48
пъесы «Фельдмартал Кутузов», где один
больной и полузамерзший солдат пристре“
ливает другого. еще более больного и 05°
мороженного, германский пллюстриюзан“
вый журвал «Вооруженные силы» считал
«плохой мелодрамой». i

Й вдруг в декабре 1941 гола немцы
услышали истерический вопль «505» —
«спасите!» В речи Гитлера от 11 декабря
он звучал дще с нотой угрозы против
внутренних врагов; 19 декабря в речи
Геббельса, поизывазшего немок  отдаль
часть награбленного в армию, он звучал
уже панически: «Давайте все... Давайте
французское каттне и ютославокий голов-
ной платок, норвежекие меховые туфли и
голланлекие шляпы, брюссельсвое полотно

11 немепкие эрзад-вальсоны, давайте. все,

160 все это — военное обмундирование
«непобелихой» германской армии».

Среди каноналы артиллерийского и ми-
нометного огня батарей, треска автоматов
все чаще и чаще разлаются одиночные
«выстрелы милосерлия». Немцы ‹замет-
зающие пристреливают немцев, почти за-
мерептих.

Фельдфебель 121-й пехотной дивизии
Эзглер, убитый 22 декабря 1941 года,
писал в своем дневнике:

«2 денабря. Какой ужас, мы начали oT
ступать. Кто бы мог полумать 06 отои
месяц тому назад! Проклятая война ий про-
влятый край. Неужели же и нашу армию
ждет сульба армии Наполеона.

6 декабря. Мы олять отходим. А ино-
гла и убегаем. Враги всюду. Вильленбанд
убит лубиной (только полумать!). Десят-
вп обмороженных. Мне помотают приобре-
тенные (украл, конечно!—6. Т.) русские
мягкие теплые сапоги © галотами. Двух
напих пристрелили из милосердия. Боже,
как это ужасно!»

В неотправленном письме. старшего еф-
рейтора Адольфа Куртитталта (иэ Эрикс-
лорфа) звучат ноты подлинного ужаса:

материальной
ремонта Н-ского тральщика
флотец орденоносеп М. Балдин (справа) и краснофлотец А. Романенко уста-

передовой
краснофлотец комсомолец Л, Кусочкин (внизу) и
сдают досрочно отремонтированный вспомогательный двигатель командиру бое-
вой части старшему инженер-лейтенанту В, Гейко.

„Выстрел милосердия“

широко развернулось социалистическое
части к кампании 1942 г.
старший  красно-
2 Одно из первых мест по ремонту в
командиром капитан-лейтенант  ордено-
ремонтной группы на тральшике
краснофлотец ©. Маров

Фото А, Дудченко,

«Милая Грета, прощай, я не верю, что
все это кончится. Мы отступаем, но это
еще не все. Мы бредем по бесконечным
лесам: еще вчера я но думал, чо мы так
далеко и глубоко забрались и брошены на
произвол еульбы. Нас обманули, нас оста-
вили на б’едение. Мы сами себя с’едаем.
Вчера группа товарищей была свидетет
лями, как наши добивали наших. Это Te
перь называется «милосердие». 3& 910
должны многие ответить... Милая Грета,
запрети Вонни ходить в СПОрт-влуб @
вообще все это свинство. Спортемены гиб-
вут еще быстрее, ибо, как более опытные,
они должны итти вперед».

Пленный 5-й роты 411-ro пехотного
полка 122-й пехотной дивизии Вильгельм
Бурше показал, что в их роте все чаще
й чаще практикуются и другие выстрелы.
Чтобы избегнуть «выстрела милосердия»,
солдаты идут на все, вплоть ло садюстре-
ла, предпочитая «выстрел на родину»
лружеской услуге — «выстрелу милосер-
лия».

Так стреляет только армия, которая‘ ие
знает, за что она борется

Пленный ефрейтор 405-№ю пехотного
полка Фридрих Нимайер (из местечка Вло-
стер Балерштадт в Вестфалии), несмотря
на свои профалиистекие убеждения, при-
звал наличие среди солдат случаев преду“
мышленного «легкого»  обмораживания
для того, чтобы скорей попасть в тыл.

Фельдфебель Make Пивель (506-й пе-
хотный поле) выражается весьма лако-
Еично. On — старый служака. Он пои-
выв стрелять. В июне он питал: «Сегодня
первые выстрелы по болышевикал». В ав-
тусте он писал: «Партизаны. Троих взя-
ла в плен. Расстреляли». В октябре Ши-
кель записал: «Гане Вебель  прострелил
себе рувт. Собрал взвол и сказал: за каж»
лый «выстрел на родину» получите от Mes
НЯ «выстрел в голову».

Как видите, фельдфебель Пикель выра“
жается просто и определенно. Выстрел
есть выстрел. Служака больше ни © чем
Be думает, и поэтому в декабре он запи”
сывает, пожалуй, еще лаконичнее: «Вы“
слрелом милосердия прикончил раненого».

Итак, война продолжается. Германская
армия еще стреляет, стреляет в руссвих,
но она начинает стрелять в в себя.

Коричневые мерзавцы просчиталиеь в
м 26, в ч6ы  просчитываются все вра-
ги России. Они просчитались в силе рус-
ского патриотизма, в мужестве русского
человека, в Меткости выстрелов нашего
бойца. И они совершенно не пояяли, что
лучшие традиции русевото народа и наро“
дов, населяющих нашу страну, во сто
Крат усилены советским строем.

Унтер-офицеры писали в своих дневни“
ках: сегодня первые выстрелы по боль“
шевикам,

Первые выстрелы — это еще не пос“

‚лелние..,
Последние ‘выстрелы в офицеров, унтер
‘офицеров и всех германских оккупантов
будут е советской стороны, Они не будут
выстрелами милосердия, они будут выстрез
лами пламенной, святой, блалоролдной ме
стй немецким ордам за их кровавые зл10=
деяния.

Полновой комиссар С. ТЮЛЬПАНОВ.

Фашистские звери убивают детей,

инвалидов

Гитлеровские бандиты 60 -

ий убивают ипрных жителей захвачентых
Ими сел ий деревень. В каждом освобож-
денном населенном пункте наши бойцы
встречают кровавые следы диких расправ,

В полевой госпиталь №-екой части бы-
ли доставлены 183 летей рабочих совхоза
«Красный Октябрь», недавно освобожден-
ного от немецких захватчиков: шестилет-
няя Нина СОпирилонова, пятилетняя Хри-
стина Воронова, четырехлетняя Валентина
Мельникова и другие. Все лети были ра-
нены осколками гранат. Занимая совхоз.
немпы отчетливо вилели, что в землянках
нет красноармейцев, что там живет иир-
Hoo население, находятся дети. Однако сни
бросили тула несколько гранат.

В деревне Ульяшево, Волховского райо-
‘на, немцы избили до потери сознания
75-летнего Михаила  Алэковевича Алек.
сандрова, который не мог быстро рабо-
тать, когла его заставили убирать окопы
и блинлажи Перел ототуплением венцы
согнали 75 жителей этой деревни в один
дом и заминировали выход из него.

звериной
жестокостью, без всякого повода мучают   тевательств фашизтов над мирными жи-

и стариков

Раосказав о многочисленных фактах из-

телями, 08-летняя Лазарева из перевни
Бережки заявила: «Это не ‘люди, в на-
стоящие звери. Они пришли в мой дом,
сломали верь, сорвали замки © сунду-
ков, облазили чердаки и все мое имуще-
ство забрали. Мне пришлось хоронить
колхознипу из деревни Залесье — Веру
Семеновну Лотонину, которую убили ети
эвери. У
бят».
Гитлерововие мерзавцы разрутили Дом
инвалидов в деревне Остров Октября, Ле-
нингралской области. Они забрали у инва-
Иов все теплые вещи. весь наличный
запасе продуктов. В результате умерло от
голола более 100 инвалилов. 55 трупов
людей, умеритих от голода, по приказанию
немецкого офицера были брошены в яму
Ha берегу реки Волхов, их лаже не засы-
пали землей Перед своим отетуплением из
деревни немцы подожгли корпуса Дома
инвалидов. ‘Три корпуса сгорели. Из пы-
лающих зданий улалось выползти тем, кто
мог передвигаться, многие инвалиды сго-
peau, One

нео осталось двое’маленьких pe-

°