‘

a» tm

ot

Смерть немецким оккупантам!

У

СП ФаОтТ

ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР

#31 (988)

14 февраля 1942 г., суббота

_Разить врагов всей мощью
артиллерийского огня

Артиллерия кораблей и береговой обо-
ины — мощное оружие боя. Наши ap-
тиллеристы,  натренированные для дей-
(Вий на море, в процессе войны успеш-
№ овладевают искусством ведения огня
10 наземным и невидимым целям про-
яивника. В период яростного наступления
пемцев на Ленинграл и Севастополь НА
уорскую артиллерию была возложена по-
отная задача — могучим огневым шква-
хи подавить и остановить врага. С этой
млачей артиллеристы хорошо’ справились.
Шасированным ударом корабли Красно-
знаменной Ралтики и Черного моря по-
yormm частях Красной Армии и морской
ему остановить врага, потеснить его
8 рядо участков.

В ходе войны морская артиллерия Бал-
ки уничтожила десятки батарей про-
тивника. Разлетаются вдребезги немецкие
ты, дзоты. Меткая стрельба орудий на-
вит страх на врага, нанося ему боль-
пой урон в людях и боевой технике.

Высокое, артиллерийское мастерство по-
мзывают артиллеристы линкоров, крей-
(ов и миноносцев. Корабль, где коман-
шри капитан 1-го ранта т. Петров,
улчтожил отнем своих орудий немало
крупных вражеских батарей. Врати по-
(ылали свои бомбардировщики для нане-
вия кораблю ударов с воздуха, но эти
BMRCCKHO попки были блестяще. от-
(ты, Славный корабль Краснознаменной“
Ралтики продолжает наносить врагу серь-
юные удары. :

Пепытьвая на cede  сокрушительную
иплу отня кораблей, враг усиливает мас-
FIPOBRY огневых средетв, создает ложные
зтиалерийекие позиции, делает на них
фитыпивые вспьлики, Немцы перетаски-
мют батареи с места на место, пытаются
чистой передвижкой огневых средств 0б-
нуть наших наблюдателей, понизить
эффективность отня нашей артиллерии,
№ это требует хорошей организации
(BAW, HAGMAN и корректировки, что-
фы м-время разгадывать все ‘ухищрения
лоприятеля и неожиланно обруптивать на
Вет сокрушительный удар.

(ейчае корабли флотов активно под-
ерживают огнем своей артиллерии на-
(тулательные действия частей Красной
Чринк, Для успешного решения этой за-
1ачи кохандиры Ш боевой части должны
ироко использовать весь боевой опыт,
полученный в многочисленных  отневых
суратках с противником. Высокий эффект
14  в частности, широкое применение
уассиованного удара по наземным целям
зрага. Артиллерист корабля обязан пом-
ить, чо в известных условиях, не по-
давив олной огневой вражеской точки,
льзя перебрасыватьея па другую, ибо
3% приводит только к излишнему pac-
хованию  боезапаса и не способетвует
peau боевой задачи.

Атиалерия флота играет большую
ить в прорыве укреплений противника.

Артиллерийское обеспечение наших десан-,
наделены,

№ должно быть настолько
wit любая операция протекала успеш-

но. В каждом елучае десантные части
должны получать такое артиллерийское
прикрытие, которое бы обеспечивало ре-
шение поставленной задачи. Опыт пока-
зал, как велико значение артиллерии при
взятии с моря вражеских опорных пунк-
тов. Здесь уже нельзя опраначиваться
кратковременной — огневой подготовкой.
Надо громить вражеские оборонительные
рубежи мощным огневым шквалом до тех
пор, пока ими овладеют наши десантные
части. Всея тлубина оборонительного ру-
бежа противника должна находиться пол
непрерывным губительным огнем артил-
лерии. Надо непрерывно ‘ воздействовать
на пути. подхода неприятельских pesep-
вов, рассоеивать и истреблять их. Вее это
облегчает и продвижение наших сухопут-
ных войск.

Практика показывает, какое большое
значение в деле разумного расходования
боезапаса и повышения эффективности
огня приобретает деятельность корабель-
ных корректировщиков. занимающих по-
CTH на суше. Необходимо, следовательно,
шире и рациональнее ‘использовать этот
метод корректировки. При этом, однако,
не следует забывать, что не каждый мо-
жет быть корректировщиком-наблюдате-
лем. На эту работу необходимо посылать
смелых, грамотных артиллеристов, могу-
щих обеспечить успешное выполнение
порученного им дела. Это особенно важ-
но при артиллерийских поединках ©
дальнобойными батареями противника.

Артиллеристу корабля нельзя забывать
0 дальнейшем  совершенствовании своих
боевых _ качеств. Он обязан постоянно
добиваться высокой меткости и сокруши-

тельной мощи огня. В любых условиях”

боя управляющий отнем должен ‘обеспе-
чить максимальную точность корректиро-
вочных данных, держать огонь в Нужнои
направлении.

В набеговых артиллерийских операци-
ях на транепорты противника, его б0е-
вое охранение, береговые батареи следует
постояано помнить о своевременности от-
крытия огня, правильном выборе цели,
взаимодействии в работе со штурманом,
обеспечивающим кораблю выгодное манев-
рирование. Артиллерия любит’ точность,
сметку и..инициатизу. Нало развивать
эти качества у людей, действовать в б0ю
смело‘ и решительно, быстро ‘ориентиро-
ваться в созлавщейся обстановке, спо-
койно, ео знанием дела Туководить лич-
ным составом орудийных расчетов и ар-
тиллерийских подразделений.

Команхиры-артиллериеты накопили 60-
гатый опыт в борьбе с немецкими овку-
пантами. Опыт лучших необходимо по-
стоянно изучать, сделать достоянием всех.
Здесь велика Толь флагманеких артилле-
ристов. Постоянно общаясь с командира-
ми вторых боевых частей, они должны
организовать короткие  разборы хорошо
проведенных артиллерийских  операщий.
Bee это еще выше подымают грозную си-
лу морской артиллерии, призванной +ро-
мить и уничтожать врага,

Указ Президиума Верховною Совета СССР.

ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
СЕРЖАНТУ ПОЛЕЩУК В, J.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и
геройство присвоить звание Героя Советского Союза` с вручением
ордена Ленина и медала «Золотая Звезда» сержанту Полещук Василию

Лукьяновачу,

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН,
` Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. FORREH.

Москва, Кремль. 13 февраля 1942 года.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 мобилизации на период военного времени
трудоспособного городского населения —
для работы на производстве и строительстве

В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной
Шомвлиленности и других отраслей. народного хозяйства, работающих, на нужды
%ироны, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым на период военного времени мобилизацию трудосто-

‘чото городского населения для работы

по месту жительства на производстве

1 троптельстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности,
Промышленности вооружения и ‘боеприпасов, в металлургической, химической и топ-

зивной промышленности.

2. Установить, что мобылизации для работы на производстве и строительстве
Ю\межит трудоспособное городское население в возрасте: мужчины от 16 yo 55 лет
1 женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреж”

дениях и предприятиях.
3. (т мобилизации освобождаются:

4) лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, подлежащие
Призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные
Училища, согласно контингентов, устанавливаемых Совнаркомом COCP;

6) женщины, имеющие грудных детей,

а также женщины, имеющие детей в воз-

расте 40 8 лет, в случае отоутствия других членов семьи, обеспечивающих уход

3 ними;

В) учащиеся в высших и средних учебных заведениях.
4. Порядок, сроки и размеры мобилизации трудоспособных граждан для работы

18 производстве и строительстве определяет

Совет Народных Комиссаров СССР.

5. Установить, что лица, укловяющиеся от мобилизации для работы на произ-

стве и строительстве, привлекаются к

уголовной ответственности и подвергают“

и по приговору народного суда принудительным работам по месту жительства на

‘por x0 1 года,

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН,

Москва, Кремль, 13 февраля 1942 года,

ЦЕНА 15 КОП.

Награждение орденами
и медалями начальствующего
и рядового состава
Нрасной Армии

Указом Президиума Верховного Совета
СССР эа образцовое выполнение боевых
заданий командования на фронте борьбы
с немецкими захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество натражде-
ны:

Орденом Ленина — младший лейтенант
IL А. Борисов, капитан М. Ф. Васильев,
старший лейтенант В. Г. Вишник, млад-
ший командир А. М. Власов, лейтенант
С. В. Геец, младший лейтенант Ф. Л. Гни-
дин, сержант К П. Далакалвили, erap-
ший политрук И. Ф. Иванов, лейтенант
Г. М. Казаков, старший сержант Н. М.
Карлаков, полковник И. В. Вавалев. млад-
ший политрук Е. В. Козьмин, лейтенант
3. С. Косенко, лейтенант И. 9. Кукконен,
младший политрук В. С. Дабутин, млал-
uni лейтенант Н. П. Потемкин, старший
лейтенант Г. К. Рубан, генерал-майор
Ф. П. Судажов, младший лейтенамт И. А.
Тяпин.

Орденом Красного Знамени — 213 чело-
век: лейтенант Г. В. Абакумов, млалиеий
лейтенант Ф. Д. Барилко,  красноармеен
Н. М. Груздев и др.

Орденом Красной Звезды — 252 чело-
века: красноармеец В. Ф. Акимов, млад-
ий лейтенант П. Е. Бобовников, ефрей-
тор А. Е. Дацко и др.

Медалью «За отвагу» — 226 человек.

Медалью «За боевые заслуги» — 158
человек. (ТАСС).

Вручение орденов

и медалей Союза ССР

Председатель Президиума Верховного
Совета СССР тов. М. И. Калинин вручил
вчера ордена и медали награжденным.

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования на фронте борьбы c He-
мецкими захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество ордена и
медали _ получает группа командиров и
политработников Шрасной Армии. Среди
них бригадный комиссар Н. В. Абрамов,
полковник А. Г. Шацков, майор А. А. Ба-

банов, капитан В. В. Венников и др.

Ордена-и медали -вручаютея-залём- груп=
ше потраничников — участников боев 6
немецкими захватчикалеи.

0т. имени награжденных  выетупил
старший политрук П. П. Шаров.

Награды были также вручены комбри-
гу И. П. Врупенникову, старшему лейте-
нанту государственной безопаености А. Д.
Домареву и др.

Тов. М. И. Калинин сердечно поздравил
получивших награды товарищей и по-
желал им дальнейпгих успехов в их 605-
вой деятельности.

В районах, освобожденных

от немецких оккупантов

МАЛОЯРОСЛАВЕЦ, 13 февраля. (Спец-
корр. ТАСС). Районные организации под-
считали ущерб, нанесенный фапгистскими
оккупантами народному хозяйству и на-
селению района. Шо неполным данным, в
районе разрушено свыше 1.300 домов и
около тысячи общественных зланий. Окку-
пантами уничтожено более 2.500 толов
крупного ротатого скота, 5.500 овец и
свиней, отобрано у населения одежды,
обуви и других вещей почти на два мил-
лиона рублей. Особенно пострадали от фа-
шистов  Неделинский,  Коллонтаевекий,
Ильинский и Маклинский сельсоветы.
Полностью выжжены 12 деревень.

Сейчас ведется большая работа по вос-
становлению хозяйства района. Повсюду
илет ремонт тракторов.

Значительную помощь району оказыва-
ет Киевский район Москвы. Приеланы 15
автомашин с теплой одеждой, обувью и
посудой для населения, пострадавшего от
оккупантов.

КАЛИНИН, 13 февраля. (ТАСС). Фа-
птистекие бандитьь за время своего хозяй-
ничания в Емельяновской МТС. нанесли
огромный ущерб хозяйству, ° разрушили
ремонтные мастерские, подсобные поме-
щения. Сейчас вое это восстановлено.
Полным холом развернулся ремонт траж-
торного парка. Траклористы и механики
работают по 15—18 часов в сутки, me-
ревыполняя нормы выработки,

Оборона Севастополя, 1. Зенитчики корабля Н. ведут

Морская артиллерия—грозное оружие в бою.

Артиллеристы! Мощным огневым шквалом
истребляйте живую силу и боевую технику врага,
сравнивайте с землей его укрепления!

OT СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Утреннее сообщение 13 февраля

В течение ночи на 13 февраля проие-
ходили наступательные бои наших войск
против немецко-фашистеких войск.

ег

Наша кавалерийская ‹часть, действую-
щая на одном из участков Западного
фронта, выбила немцев из укрепленного
райрна и захватила 6 пулеметов, 8 ав-
томатов и большое количество другого
оружия и снаряжения. На другом участке
фронта часть под командованием тов. Вуз-
нецова отбила контратаку вражеского пол-
ка и уничтожила немецкий тяжелый
танк. На поле боя осталось свыше 200
убитых соллат и офицеров противника.

eae ae

На отдельных участках  Калининског»
фронта наши чазти за один день заняли
несколько населенных пунктов, захватили
280 автомашин, большое количество бое-
припасов, уничтожили 10 немецких пуле-
метов и несколько орудий. Противник по-
терял свыше 1.000 солдат и офицеров.

* * *

Нашими частями, действующими Ha OT-

дельных участках Ленинградекого фронта,

за один день уничтожено до 1.200 не-
мецких солдат и офицеров. Части коман-
дира Свирилова. атаковав немцев, разру-

шили 26 ДЗОТ%в, 3 наблюдательных
пункта, 5 укрытий для минометных бата-
рей, свыше 30 блиндажей, уничтожили
18 орудий, 26 пулеметов и захватили

большие трофеи.
kk

Минометный расчет кразноармейца тов.
Хромченко, открыв огонь по отступающей
вражеской  автоколонне, уничтожил 6
трузовиков с боеприпасами и продоволь-
ствием и штабную автомашину.

ие

Партизанский отряд тов. С., действую-
щий в одном из районов Харьковской 00-
ласти, оккупированных немцами,  совер-
шил налет на село, занятое противником.
Нападение партизан было настолько нео-
жиданным для гитлеровцев, что они не
успели взяться з& оружие. Партизаны пе-
ребили ло 40 ‹олдат и офицеров. Этот же
отряд разрушил во многих мезтах связь
между частями противника и его штабом,
взорвал две немецкие автомашины с сол-
датами. м.

wee we

Пленный ефрейтор 526 полка 298 не-
мецкой пехотной дивизии [Герберт  Гранс
рассказал: «Уже в декабре весь личный

состав 526 полка был сведен в два ба-
тальона. Во время последнего наступления
русских на Южном фронте полк потерял
11 орудий полковой артиллерии, 11 про-
тивотанковых орудий, много пулеметов и
минометов».

хх

Пленный ефрейтор 9 роты 21 танково-
‘го полка 20 танковой дивизии Эммануил
Шмидт рассказал: «По дороге между Bo-
локоламоком и Рузой я видел, как немец-
кие солдаты убили 15 красноармейцев.
Эти красноармейцы были ранены в 1пос-
ледних боях. Они шли’ очень медленно.
Тогда соллаты, сопровождавшие пленных,
расстреляли их».

И

В городах Гадяч и Зеньково Полтавской
области немцы замучили 280 советских
граждан. Трупы замученных гитлеровцы
свалили в ямы, туда же бросили живых
детей и зарыли их вместе с убитыми ро“

дителями.
жж *

Бурщик Сокольного рудника  (Возюч-
ный Казахстан) В. Й. Дементюк вышюлни“
сменное задание на 4.714 процентов.

Вечернее сообщение 13 февраля

В течение 13 февраля наши войска ©
боями продвигались вперед. Кюнтратаки,
предпринятые противником на отдельных
участках фронта, 6 отбиты © большие
ми для немецких войск потерями,

За 12 февраля уничтожено 16 немед-
ких самолетов. Наши потери — 7 само-
летов.

ee &

3a 12 theppana YacTaMN Halle apualun
уничтожено и повреждено более 100 не-
мецких автомашин с войсками и груза-
уп, 70 повозок с боеприпасами, 12 по-
левых орудий, взорвано 3 склада © бое-
припасами, рассеяно и частью уничтоже-
но 5 рот пехоты противника.

жа

„Часть, которой командует тов. Давы-
ловский (Западный `фронт), отбила не“
сколько ожесточенных контратак против-
ника. На поле боя осталось 300 трупов
вражеских соллат и офицеров. На другом
участке артиллеристы нашей стрелковой
части отразили контратаку вражеского
полка, поддержанномо 4 танками. Два не“
мецких танка подбиты.

x* er

Наша часть, действующая на одном из
участков Юго-Западного фронта, отразила

две контратаки немцев и, преследуя про-
тивника, захватила 15 вражеских дерево-
земляных огневых точек, 2 орудия, 7 пу-
леметов, 2 радиостанции, много снарядов
и винтовочных патронов. Противник по-
терял убитыми 150 солдат и офицеров.

ия

Командир взвода тов. Алиев с группой

разведчиков совершил ночное нападение
на деревню, занятую противником. В ре-
зультате боя наши разведчики истребили
20 немецких солдат, захватили два пуле-
мета, важные оперативные документы и
разное снаряжение.

и *жх

У убитого немецкого обер-ефрейтора
Эрнста Кротцингера найдено неотправлен“
ное письмо на родину. Приводим выдерж-
ки из письма: «...Наш полк почли. уничто-
жен. Прошлой ночью-в’ селе одна рота Ha-
шем полка подверглась нападению. Толь-
ко б человек из всей роты спаблись и
добрались до своей части. Сегодня утром
мы ходили в разведку и видели, как pyc

ские раз’езжали по этому селу на маши-

нах нашей разгромленной роты... Долгое
пребывание вблизи противника изматыва-
ет нервы. Мы уже не можем дальше
оставаться в таком положении. Две роты
полка полностью разбиты... Наиболее
сильные роты насчитывают по 50—60

солдат... Все время стрельба, все время
ототупление, все время потери. Mey ce-
ла, гнать мирных людей, женщин, детей,
полых и босых, в снежные пустыни.
Война! Что означает это слово — вы, на
родине, никогда не поймете. Невероятные
бедствия, смерть. За чт07..».

x* ue

Orerynan из деревни Атарыш, Смолен-
ской области, гитлеровцы расстреляли 37
колхозников и колхозниц. В деревне Л0-
маново немцы зверски замучили 70 плен-
ных красноармейцев и 12 колхозников.

& * *

Екатериновский ‘еельский совет, Кага-
новичекого района,  Ворошиловградской
области, подечитал, что за время пребы-
вания немецких грабителей и убийц на
территории--Екатеринавекого- ‘сельского ©0-
вета гитлеровцы разграбили у колхозни-
‘ROB только личного имущества на сумму
362.109 рублей.

xk k *

Забойщик шахты «Центральная» в &е-
мерово Никифор Систеров, став на ста-
хановокую вахту в честь ХХГУ годовщи-
ны Ирасной Армии, добился выдающегося
успеха. Работая отбойным молотком, он
перевыполнил норму в 10 раз, дав стра-
He около шести вагонов угля.

ОТПОВЕДЬ КЛЕВЕТНИКАМ

Мы, украинские ученые, не можем
оставить без ответа грязный выпад Гер“
манекого информационного бюро, избрав-
шего на этот раз об%ктом для своей п-
стылной клеветы Украинскую академию
наук,

Фашистские варвары, воскресившие в
наше просвещенное время злодеяния ©ред-
невековых изуверов, превзошедшие их,—
эти’ тромилы и разрушители культуры
осмеливаются писать о том, что будто бы
«nour 100 тыеяч томов» из библиотеки
Украинской академии наук «были com-
жены большевиками перед их отступле-
нием из Киева», Так профессиональные
поджитатели, любители костров из книг,
пытаются приписать другим собственные
вандальские подвиги. Нужно ли говорить
0 TOM, что ни одна книга, разумеется, не
была уничтожена при эвакуации библио-

теки Украинской академии наук из Вие-

ва.

Гитлеровцам, очевидно, нехватает лобы-
чи для новых костров, и они сокрушают-
ся: «Советы, покидая город, увезли чрез-
вычайно пенное собрание редких украин-
ских рукописей». Все истинные друзья

‚науки и культуры, разумеется, не могут

не выразить по этому поводу только из-
кренней радости, но академическая биб-
лиотека насчитывала 6 млн. томов И мы
все испытываем большое опасение 3з&
судьбу той части библиотеки, которая

оказалась в руках фашистеких варваров.

В своем клеветническом сообщении нем-
цы пишут © какой-то «Украинской ака-
демии наук в Киеве». Весь научный map
знает о том, что Академия наук Украины

была своевременно, благодаря заботам (Со-`

ветското Правительства, эвакуирована в
т. Уфу, в Башкирии, где она сейчас пло-
дотворно работает. Сюда были вывезены
вс» научно-иоследовалельские институты
академии со всем своим оборудованием.
Сюда выехали президиум акалемпи, ее
действительные члены и члены-коррес-
пенденты, научные сотрудники, Состояв-
шаяся в январе очередная сессия акаде-
мии подвела первые итоги работы на но-
вом месле. Они оказались весьма поло-
жительными, 0 чем свидетельствуют 90
научных докладов, заслушанных на сес-
сии.

Украннекая наука энергично помогает
советскому народу в его священной борь-
бэ против современных каннибалов — гер-
манских фашистов. Многочисленные тан-
ковые и авиационные заволы СССР шифо-

KO пользуются в своем производстве ме-
тодами, разработанными одним из инети-
тутов Украинской акалемпи наук. Наши
химические институты разработали новые
физико-химические методы контроля про-
изводства в оборонной промышленности,
успешно работают в области борьбы ©
копрозией металлов, активно участвуют
в помощи нашей нефтяной  промышлен-
ности. Эти ‘институты успешно работают
также над получением новых видов про-
мышленного сырья — заменителей остро-
дефицитных зеществ. Чрезвычайно важ-
ные работы выполнены и выполняются
всеми отделениями и институтами акаде-
уии. Нам созданы благотворнейтие уело-
вия тля работы, украинская наука по-

] прежнему окружена в СССР повседневной

заботой, почетом и доверием.

Академия наук Украины считает своим
святым долгом всемерно содействовать
скорейшему и окончательному разгрому
гитлеровекой Германии. И мы ни на ми-
нуту не сомневаемся в том. что близко
‘время, котда Академия наук Украины вер-
 нется в советский Киев.

Президент Академии наук Украинской Советской Социалистической

Вице-президенты

Действительные члены академии:

академики: A,

Республики акад. А. БОГОМОЛЕЦ.
ПАЛЛАДИН, А. САПЕГИН,
Б. ЧЕРНЫШЕВ.

А. ДИННИК, П. БУДНИКОВ,

Н. ГРИШКО, М. КАЛИНОВИЧ, А. ЛЕОНТОВИЧ, М. ЛУГОВЦЕВ,

ПЕНИ

А. БРОДСКИЙ, В, СЕЛЬСКИЙ.

огонБ по вражеским самолетам, 2 Боевая тревога на батарее,

Фото В, Шейвина,