SS ee

= Sa о

ye

‚Ва в ЭТОМ ДОМЕ,

_10 марта 1942 г., № 57 (1008).

к ок

$ >
  Rt

аланы: АА Ио seo

Группа

— Фото Н. Аснина (TACC).

КРА

летчиков-штурмовиков Н

СЛОВО АГИТАТОРА

— А въ партизанка Таня часто бы-
— заметил  агиталор
томмуниот т, Игнатьев, когда прочитали
очерк «Таня», напечатанный в «Правде».

Бойцы оглядоли комнату, в которой
веменно расположились. Может быть, п
ori оФны видели замечательную патриот-
KY пашей родины, mo склонившую гордой
юмзы перед лютым  врамом, до конца,
в30й ЮНОЙ жизни оставшейся верной род-
в стране, народу. Лица людей были cy-
poo cocpexorowenbi, Жто-то сказал:

— (корой бы ва фронт. Надо MCTRTS,
(ипощадно уничмюжать немецких банди-
ТОВ.

— Мотять за все — за ограбленные и
разиренныею города и села Украины и Ве-
зсни, фетонии и Латвии, ‘за кровь
ROUMUN, детей, стариков, — добавил
агитатор, Оп привел еще несколько при-
зав дикого бесчинства гитлеровских мер-
завцез во временно оккупированных ими
COBLICKHX pPailowax, а заем сказал:

— № к фронту надо как следует го-
повиться, Мы-ю © вами пока B резерве.
(  то, как здесь обучимся, будет зави-
9ть наш успех в бою.

Бойцы и командиры этой части — за-
ирашиио фронтовити., Коммуниетьз и ком-
COMOIDTEE словом м делом стараются по-
Wi комадловалию быстрее и лучше 0бу-
ЧИТЬ ИО,

Мамиуниет Игнатьев, ‘боец отделения,
Me омандиром т. Николенко, с первых
ИИ прихода в часть упорно начал мзу-
чать оружие, тактические приемы зведе-
ия боя. Он почется за вое отделение, за
BOW Часть; старается поделиться © това-
(TAN опымом учебы, попразить  непра-
ВИЛЬНО действующего бойца.

ПЦииюдит ли Игнатьев беседу, читает ли
мау бойцам, — он постоянно натоми-
вает 0 задачах отделения, отмечает пере-
Юзиков, у кого надо учиться, кому сле-
Хуст подражать,

У Итизтьова— богатый жизненный OUIT,
‘юлышая проктика партийной работы. Лю-
бую беседу © бойцами он етроит в тес-
Hol (лязи с задачами части. Вечером бой-
цы с больим вниманием  зачитываля
приказ Народном Комиссара Обороны
мирища Оталина. Когда чтение закончи-
меъ, Итнатьев сказал:

— Замра мы илем на стрельбище. Ре-
зультаты прошлой стрельбы мало порадо-
but Romano. Неважно стреляли я.
\ мы ведь готовимся в боям,

На другой день Игнатьев и многие бой-
цы отделения хорошо и отлично выполни-
ли стрелковую задачу. Атитатор старается
во всем показать бойцам пример — лич-
HOM дисциплинированностью, четким вн-
полнением приказов командования. Недав-
НО В «б0ю» командир роты назначил Иг-
натьева наблюдателем. Он толково делал
порученное: подмечал, кто из бойцов, не
пригибаясь, ‘перебегал по полю, кто пре-
небрегал маскировкой и т. д. Своевременно
докладывал Игнатьев о завершении тем
или другим отделеныем обхода и охвата
точки «противника», о поведении послед-
‘него. Замечания коммуниста-атиталора, по-
могли Ha разборе командиру. Он предосте-
регал тех, кто приучает себя к.мальчитте-
CHEM, несерьезным действиям, предупредил
их, какое это может оказать влияние на
исход боя, как сами бойцы могут постра-
дать. А вечером, когда люди собрались в
кубрике, агитатор снова вспомнил об этом.

— Некоторые товарищи не понимают
важности настоящей подготовки, — заме-
пыл он. — Говорят, мол, здесь—не фронт,
что-де в настоящем бою мы себя покажем.
Это — вредное мнение. Сегодня вот
т. Кобзаренко бежал по полю во весь рост.
Раз-другой повторит и забудет © скрытно-
сти передвижения, — войдет в привычку.
А на фронге такая привычка вредна. Мало
того, что враг сразу ето поразит, но и 05-
наружит нале подразделение.

На другой день занятие повторилось.
Кобзаренко действовал так усердно, что 06-
ратил на себя вкымание командира роты
лейтенанта Куницына.

— Устали, товарищ  Кобзаренко? —
спросил она on) Span eal ee

—— Het! Rorga об усталости не думаешь,
тогда и не устаещь, — ответил боец.

Слова агитатора глубоко западают в ду-
шу бойцов, вдохновляют на достижение
лучших результатов в боевой учебе.

Часто атитатор обращается за помощью
к тем, кто уже был на фронте, привле-
кает их в беседе, просит рассказать 0
своей фронтовой жизни, ‘подвигах комму-
нистов и комсомольцев.

Дни агитатораткоммуниета проходят в
интересной созидательной работе, Бойцы
се уважением отзываются о нем. Недавно
командование части назначило Игнатьева
заместителем политрука роты, & вомму-
висты избрали ето секретарем фотной пар-
тийной организации,

Старший политрук В. АНАНЬИН.

Культурно-массовая работа
на корабле

Па корабле, где ‘начальником клуба
политрук т. Храпов, широко развернута
культурная работа. Условия военного вре-
уни, повыю походы корабля не только
18 снизили е уровня, но, наоборот, под-
вали, наполнили новым ‘содержанием.

Большим успехом пользуются радиопе-
чи корабельного трансляционного y3-
за. Выходящая через лень  радиогазета,
‘щает слушателям послелние известия
в фронтов отечественной войны, об уепе-
зах социалистической промышленности и
ельокого хозяйства, новости культурной
Яизни нашей родины, Раза три-четыре в
Амаду газет» целиком посвящается темам
1 фактам местной жизни, людям корабля.
Нахуиеь в кубриках и на боевых поб-
Tax (укажем,  котати, на  общирную
трансляционную сеть корабля), красно-
NUT и команлиры узнают из этих пе-
уедач о том, как действовали в боях луч-
Шть люди корабля, как они добивалиеь
поды. Радиогазета рассказывает своим
CHUM © том, кто и как выполняет
вон обязательства по судоремонту, Чья
‘ритеда идет впереди и т. д. 2

В услутах читателей превосходная биб-
тона, насчитывающая около трех ты-
“1 томов социально-экопомической, худо-
детвенной и морской литературы. Здесь
проводятся литературные дискуссии. В
библиотеке вывешиваются рекомендатель-
Th списки книг, хорошо налажен учет.

Серьезное внимание уделяют наглядной
апиации, которая за последнее время ста-
1% злачительно целеустремлениее и 01е-
мирное, Часто у витрины «Великая оте-
Фотвонная война» собираются  красно-
OTE и командиры, Опи прочитывают
бранные тут заметки, корреспонденции,
OPK шз газет и журналов © боевых лей-
твиях соретеких вооруженных сил, рас-
сливают фотографии,  ‘изображалющие
наших воинов, бесстрашно дерущихея с
пемоцкими фашистами и их прихвостия-
ут, Впимание личного состава привлекаег
также другая любовно оформленная вит-
рина: «Герои отечествевнюй войны», Ha
ей выставлены фотографии моряков, лет-
Чико, артиллеристов, пехотинцев, танки-
(0B, конников, сапер — людей, героиче-
оклии подвигами прославиих честь о-
мского оружия. Под каждым фото дано
описание боевого эпизода»

Есть на корабле Доска политической
сатиры. Она заполнена наиболее острыми
и меткими карикатурами, опубликованны-
ми в нашей печати.

Имеются Доска почета, на ней — o-
тографии передовых людей корабля, До-
ска героев корабля — лучших из лучших,
тех, чьими подригами по праву гордятся
вое бойцы, командиры и политработники.

Успешно работают многочисленные
кружки художественной  самодеятельно-
сти — струнный, драматический, эстрал-
ный, акробатический и т, д. В чих ак-
TUBHO участвуют He только  младигие
командиры и краснофлотцы, но и средние
командиры. В часы досуга личный состав
корабля с Уловольствием наблюдает твор-
чество своих товарищей.

Вечера, свободные от боевых походов,
проходят здесь живо, интересно, культур-
но. К ним специально готовятся. Началь-
ник клуба т. Храпов предварительно ©0-
ставляет специальный план, в выполне-
нию которого приступают после утверж-
дения его комиссаром. Вот, например, как
провели на корабле один из последних
воскресных дней. Утром состоялась ралио-
перетача па местные темы. Днем часть
зюдей смотрела спектакль в театре (ле-
ло происходило в одной из баз). Остав-
имея на корабле показали кинофильм.
Вечером в клубе был концерт художест-

венной самодеятельности, а затем танцы.

Пе meee интересно проходят свободные
печера, когда корабль находится в море,

Культурно-массовая работа стособствует
лобилизатии краснофлотцев и командиров
на лучшее выполнение стоящих перед ко-
раблем босвых задач. Но есть в ней не-
которые недочеты. Так, например, незна-
чителен круг воонкоров радиогазеты. He
приходится и говорить, как это отражает-
ся па 66 качестве. Слабо также пюпол-
няется библиотека. Оставляет желать мно-
то лучшего ‘и военная пропаганда на ко-
рабле. Важнейшее условие для устранения
указанных недостатков —— всемерно ши-
рокое привлечение актива к участию в
культурно-моосовых мероприятиях. И тог-
да это огромной важности дело пойдет
еще лучше.

Политрук Я. ОСТРОВСКИЙ.

“CKOH авиачасти.

СТАЛИН — НАШЕ ЗНАМЯ

За Сталина! —в бою мы восклицаем.
За Родину! — нам слышится тотчас.
Мы два понятия в одно соединяем,
И этот клич на подвиг движет нас,
Мы любим Сталина от мала до велика,
Любовь к нему народ несет везде,
Любовь к нему ясна и многолика,
Она в легендах, песнях и труде.
Пюбовь к нему у всех у нас — едина,
Мы с ним навек сроднились и сжились.
В нем доблесть воина и гордость
гражданина
С необычайной стройностью слились.
Мы верим’ Сталину, наставнику и другу.
Мы слово Сталина в душе своей храним.
И мы клянемся: сквозь огонь и вьюгу
Всегда и всюду следовать за ним.
i Сергей ВАСИЛЬЕВ.
Западный фронт.

Задача
выполнена

Морской охотник, которым командует
коммунист лейтенант Бондарев, шел Ha
выполнение боевой задачи.

Кютда катер подходил х дели, фашисты
обнаружили ето и открыли сильный ми-
нометный и артиллерийский огонь. Отетре-
ливаясь, катер продолжал итти к цели.
Вражеские снаряды падали то слева, то
справа, то впереди, то сзади. Умело ма-
неврируя. Бондарев уклонялея от огня.

Векоре осколком снаряда поврелилю ру-
левое управление. Лейтенант приказал бой-
ам устранить неисправность на ходу, &
сам продолжал выполнять боевую задачу,
управляя катером при помощи” ‘моторов.

Командир отделения рулевых Авраменко,
рулевой Афанютия, сигнальщик  Долрий
и моторист Давиденко пот огнем врага ис-
правляли повреждение. Едва они успели
закончить работу, как появились враже-
ские самолеты. Бойцы отбивали атаки вра-
га. Пулеметчик Козлов был ранен, но не
выпускал из рук пулемета. Метко стрелял
из орудия младший командир Звонов,

Фанистские самолеты сброеили на ка-
тер более десяти 60мб. Но командир, улач-
но маневрируя, выролил его из-под утаров.

` Бойцы` маленького советского корабля,
воспитанные мужественным командиром
коммунистом Бонларевым, $ честью выпол-
нили боевую задачу.

Политрук С. БАРАНОВ.

Батальон моряков
готовится к боям

`Ватальон, которым командует капитан-
лейтенант Востриков, занят напряженной
боевой учебой. Бойцы, уже побывавшие
на фронте, и их еще  «необстрелянные»
товарищи используют каждую минуту от-
веденного на учебу времени, чтобы еще
искуснее владеть оружием, Отличные по-
казатели боевой подготовки у командира.
отделения Ажищева, краспофлотцев-фрон-
товиков Поморцева, Il. Смирнова, Савчен-
ко, Скворцова и многих лрупих.

Отневую подготовку проходят не только,
стрелковые подразделения, но также и
шоферы, коки, писаря. Командир отделе-
ния пгоферов Махонин, повозочный Шус-
тов, кузнен Журавлев, шофер Заболоцкий.
отлично выполнили заметные задачи по
стрельбе. Все без исключения краснофлот-
пы, командиры и политработники баталь-.
она треняруются в стрельбе из ручного и
из станкового пулемета. Вышедлштего из
строя пулеметчика сможет заменить лю-
бой боец.

Личный состав батальона успешно 9с-
ваивает и трофейное оружие. Бойцы зна-
KOMATCH с немецкими пулеметами, автома-
тами, винтовками, противотанковыми
ружьями и тренируются в стрельбе из
них. В бою каждый краснофлотец сможет
немедленно ‘использовать против немцев
отбитое у них оружие.

Лейтенант И. ШИРЯЕВ.

ВЫСТАВКА
„ОБОРОНА ЛЕНИНГРАДА“

ЛЕНИНГРАД, 9 марта. (ТАСС). Управ-
ление по делам искусств при исполкоме:
Ленгорсовета и Ленинградекий cows co-
ветеких художников приступили к TOT-)
тотовке большой художественной выстав-
ки, посвященной обороне торола Ленин-.
града в дни Великой отечественной вой-
ны. На выставке будут  прелставаены
живописные, скульптурные и графиче-
ские произведения виднейших мастеров
изобразительного искусства города: лау-
реатов Оталинской премии В. Боголюбова
ий, Н. Томского, Д. Митрохина, П. Шил-
линговекого, В. Дишева, В. Серова и дру-
THX,

Выставку намечено показать в конце
июля.

лом Фишером:
  тей за, счет ослабления бронирования—важ-

СНЫЙ ФЛОТ

3 —
Живучесть современных
кораблей
we из важнейших проблем, стоящих   междупалубных пространотв приводило! Американская система бронирования
перед кораблестроением, — это уве-   к тому, что при подводной пробоине и по-   предусматривает только броневой пояс

личение живучести военных кораблей всех
классов.

Еще первая мировая война показала,
ЧТо живучесть боевого корабля — не менее
важный фактор, чем его наступательная
сила. Большим уроком в этом отношении,
особенно для англичан, был Ютландекий

Англичане извлекли из опыта Ютланд-

Комо боя должный урок и убедились в

несостоятельности существовавшего тогда у
чих стремления, поддерживаемого адуира-
увеличения скорости кораб-

нейшего элемента живучести. Гибель ан-
тлийсках кораблей в Ютлавдеком бою ре-
шительно отвергла эти тенденции, хотя
уже в то время на английских вораблях
броня по качеству была лучше немецкой,
Все дело заключалось в системе брониро-
вания и в разрешении других вопросов
высокой живучести боевых кораблей.

Вывод, сделанный из опыта первой ми-
ровой войны, относится к живучести ко-
раблей всех классов и, в первую очередь,
линкоров. Повышенное внимание к вопро-
CaM живучести вызвано также и тем, что
после первой мировой войны—и особенно

в последнее время — значительно возро-
‚вла боевая сила воздушного, минно-торпед-

ното и артиллерийского оружия. Резко воз-
росли дальность действия и пробивная
способность снаряда, скорострельность ору-
дии, увеличился заряд торпед, усовершен-
ствовалась мина. Быстрыми темпами ра-

стет и совершенствуется новый  могуще-

_ственный противник корабля — бомбар-

дировочная и торпедоносная морская авиа-
ция. Наконец, встала реальная угроза при-
менения на море отравляющих веществ.
Вее эти обстоятельства заставляют кораб-
лестроителей изысвывать способы наилуч-
шей защиты корабля от средств нападения.

Обеспечение живучести корабля весь-
ма трудная задача. Его размеры ограни-
чены многими тажтико-техническими тре-
бованыями— маневренность, огневая мощь,
скорость хода, дальность плавания, прохо-
AMMOCTh Ha малых глубинах, зависимость
9т стапелей, доков, каналов ит. п. Это на-
кладывает свой отпечаток на
элементы и водоизмещение корабля. На-
прииер, американцы не могут  увеличи-
вать ширыну своих линкоров свыше чем
32,9 метра, так как она ограничивается
шириной шлюзов Панамского канала. Даль-
нейший рост размеров линейных кораблей
США потребовал бы расширения  Панам-
ского канала. Правда, проект этого меро-
приятия был составлен, но так и обталея

‘неосуществленным. Поэтому всякие меры,

направленные на повышение живучести и
требующие обычно увеличения веса кораб-
ля, могут быть осуществлены только за
(MOT каких-нибудь других элементов. (во-

оружение, скорость хода, район плавания). ’

При проектировании и постройке корабле-
‘строители решают чрезвычайно трудную
задачу: построить корабль таким образом,
чтобы он обладал максимальной живуче-
стью и в то же время отвечал других
тактико-техническим требованиям.

Это не всегда удается сочетать. Исто-
PUA сохранила любопытный проект одного
корабля. Автор—бывиий германский ампе-
татор Вильгельм   — с гордостью ‘пол-
черкивал, что этот проект—плод ero «yHO-
толетних исследований, упорного труда и
долгих размышлений». Проект был дан
па отзыв специалисту по военному кораб-
лестроению того времени адмиралу Брину,
который позле тщательного анализа лю-
безно ответил  конетруктору, примерно,
следующее:

«Судно, которое ваше величество же-
‘тает построить, будет самым могуществен-
ным, грозным и притом самым красивым
военным кораблем, который когда-либо ву-
ществовал. Он разовьет такую скорость,
какая никогда еще не была достигнута:
его вооружение превзойлет все ло сих пор
существовавшее; его мачты будут самыми
высокими, а орудия — самыми дальнобой-
ными в мире. Великоленный корабль
‘ниеет только один недостаток: как только
будет спущен на воду— он немедленно
пойдет ко дну».

Порочность проекта, была в том, что ко-
рабль, полностью отвечая всем другим ус-
ловиям, не только не обладал живучестью,
но так был перенасыщен вооружением, что
пловучести (ввиду ограниченных размеров)
Нехватало даже на то, чтобы удержать на
Воде все нагроможденные на него боевые

механизмы.

Основные элементы живучести  кораб-
ля — непотопляемость его, т. е. способ-
вость держаться на плаву после получе-
‘ния повреждений в корпусе и затопления
отдельных отсеков, и живучесть корабель-
ных механизмов, вооружения, устройств—
всей многочисленной и многообразной тех-

‘ники, которая и обеспечывает боевую ак-
   тивноеть корабля.

Обеспечение боевой непотопляемости ко-
раблей за последнее время шло по трем
направлениям: рациональное распределе-
ние переборбк, техническое совершенство-
вание противоминной защиты и усиление
бронирования.

Опыт войн показал, что часто даже
крупные корабли, например, линкор тада
«Маджестик» и другие, гибли от върыва у
их борта только одной торпеды изй умны.
Это происходило из-за несоответствия в
распределении волонепроницаемых перебо-
рок как ниже ватерлинии, так м в над-
водной части корабля. Переборки зачастую
расставлялись без учета принципов не-
потопляемости. Известно, что запае плову-
чести и остойчивости обеспечивается не-
поврежденной надводной частью корабля.
Поэтому редкое разделение переборками

1 вучести.

Так, на современных кораблях устанавли-
`ваются центральные посты живучести, от-

отдельные

‘ров с жаждого борта. Для увеличения этой

ет в подводной части були.

вреждении ‘палубы в этом районе вода
разливалась по большому пространству,
создавала отрицательную остойчивость, и
корабль переворачивалея или в большим
креном шел ко дну. Между тем, правиль-
HO спроектированный корабль должен при
получении повреждений тонуть, не опро-
видываясь, т. в. исчерпав весь запас пло-

(350—400 мм), идущий по ватерлинии
в средней части корабля. Этот пояс, 3a-
щищая главнейшие жизненные части ко-
рабля, ограничен поперечными переборка-
мя — траверзами. Все вместе представля-
ет с0б0ю мощную бронированную цита-
дель, которая утолщена за счет сокраще-
ния брони в оконечностях и отсутствия
верхних броневых поясов. Большое вни-
мание уделено усиленному местному бро-
нированию: защите дымовых Кожухов,
барбетов башен, рулевых приводов и т. л.

Устранение этого крупнейшего недо-
Матка в конструкцяи кораблей решалось
рациональным распределением главных
вохонепроницаемых ‘переборок на основе
предварительных расчетов непотопляемости
корабля и разработкой методов борьбы за
непотопляемость непосредственно в бою.

За последнее время изменено также и
бронирование палуб. Современные круп
ные корабли имеют две-три таких палубы,
причем суммарная толщина их брони зна-
чительно возросла, достигая, например, на
американских линкорах тина «Вашингтон»
256 мм. Такая система палубного брони-
рования делает корабль менее уязвимым
от попадания в палубу не только снаря-
дов, HO и авиабомб, *

куда ведется централизованное управление
всеми средствами борьбы за жавучесть м
действиями аварийных групп. Совершен-
ствуютея трюмные системы и трюмная си-
гнализация. Важнейшее место в комплек-
<е вопросов борьбы за живучесть занима-
ют также боевые таблицы непотопляемо-
ста, впервые разработанные  вилнейшим
вашим кораблестроителем и ученым ака-
демиком А. Н. Крыловым.

Боевой‘ опыт показал также недостаточ-
ную защиту кораблей ол взрызов в их
подводной ‘части. Взрывы у борта торпе-
ды или мины с зарядом среднего веса
выводили из строя главнейшие жизненные
части, а иногда приводили к гибели даже
линейные ‘ корабли. — Кораблестроителям
всех стран пришлось приложить немало
усилий, чтобы найти наиболее совершен-
ные системы защиты полволного борта от
мин и торпех. Былое провелено много опы-
тов, начиная ат испытаний отееков различ-
ного масштаба и кончая изучением дейст-
BU полволного взрыва в натуре, На основе
этих опытов в различных страчах выра-
ботаны системы противоминной защиты.
конструктивно отличающиеся друг от лру-
га, но базирующиеся на одной м той же
технической основе.

Не останавливаясь подробно на конст-
руктивных особенностях этих систем, от-
метим только основные общепринятые
принципы, в них заложевные. При наля-
чии противоминной защиты наружная об-
шивка корабля делаетия по возможности
тонкой и расчет ее ведется только 13 ус-
ловий достаточной прочности. Делается
это для того, чтобы не увеличивать веса
осколков, летящих при взрыве внутрь ко-
рабля. По этой же причине и набор по-
зали наружной обшивки делается также
как можно более легким, За наружной
общивкой находится так называемая камера
расширения, представляющая собой пустое
пространство. Ее назначение— тать взрыв-
ным газам возможность расшириться и
уменьшить евие лальнейнее лавление Затем
идет камера поглощения. В. американскай
системе противоминной защиты. напри-
мер, оча состоит из ряда переборок, про-
странство межлу которыми заполняется
топливом. В итальянской системе — это
легкий пустотелый цилиндр, идущий влоль
корабля и окруженный также жидким топ-
ливом. Назначение таких конструкций —
дефориируясь, поглотить оставшуюся энер-
raw газов. Наконец, за камерой поглоще-
ния внутри корабля стапатея легкая водо-
непроницаемая (фильтрационная) перебор-
ка. Ona образует фильтрационный отеек, в
котором при повреждении переборки ка-
меры поглощения скапливается вода.

Система поотивоминной защиты, оено-
ванная на перечисленных принципах, за-
нимает на корабле значительное место и
имеет большой вес. На современных линч-.
корах, папример, ширина противоминной
зашеты (расстояние от борта до фильтра-
ционной переборки) достигает 6—8 мет-

Прежде чем остановаться на указанных
двух системах бронирования, во всех 0ос-
новных мореких странах быле произведе-
во большое количество опытов г броневы-
ип плитами и отееками, изготовленными
БАБ в масштабе. так м в натуральную ве-
личину. Например, в Англии проводили
опытные стрельбы по немецкому линкору
«Баден», поднятому англичанами после
войны; в США — опыты по воздушной
бомбардировке кораблей. Для этой цели
ахериканцы использовали свои линкоры,
как устаревиие, так и предназначенные
на слом по Вантингтенскому логовору. и,
кроме того, бывшие терманские корабли,
переданные США по Вереальскому дого-
вору. Эти опыты лали ценные результаты,
которые были затем использованы при
бронировании новых линкоров.

Немаловажную роль по усилению бро-
нирования сыграло улучшение качества
брони путем прибавления в ее состав вана-
дия, титана и других специальных метал-
лов. Конструкторы приложили много уси-
лий тля того, чтобы повысить живучесть
отдельных ‘устройств и систем,  механиз-
MOB, приборов и вооружения, от непрерыв-
ности действия которых зависит наступа-
тельная актавность корабля в бою.

На всех современных кораблях механиз-
мы располагаются или в эшелонном по-
рядке, т. е. машинные и котельные отде-
ления черелуютея, или же, как на немеп-
ких линкорах, между млтинными и ко-
тельными отлеленяями по длине корабля
размещаются другие помещения — вепомо-
гательных механизмов, погреба боезапаса,
средней артиллерии и т. п. Таким обра-
30M, при попадании снаряда или торпе-
ды мли при подрыве корабля на мине ов
9е теряет полностью своего хола. Многие
механизмы, например, генераторы. рулевое
‘правление, ‘различные вспомогательные
механизмы и устройства на современных
кораблях дублируются. Водяные. паровые,
электрические магистрали проведены коль-
цевым методом и разделены на секпии, мо-
гущие работать самостоятельно. Таким об-
разом, если на старых кораблях в случае
перебивания паровой магистрали корайль
терял скорость, то сейчас имеется возмож-
вость быстро отключить поврежденную
секцию магистрали и переключиться на
другую. Рассредоточиваются и важнейшие
командные пункты, посты м средства вне-
шней связи. Оборудуютея запасные ко-
мандные пункты и посты, в которые п пе-
реходит управление после выхода из гтроя
основных. Каждый современный корабль
обеспечен аварийно-спасательным имуще-
ством (пластыри, заглушки,  подпоры
ит. п.), при помощи которого личный со-
став уже во время боя может заделать
пробоины м ликвидировать различные по-
вреждения.

Противохимическая защита кораблей
обеспечивается при помопи герметизации
помещений, создания повышенного давле-
ния в постах, рубках м,балтнях, установ-
кой специальных устройств, подающих
туда профильтрованный воздух, и обору-
дованием изолированных кабин для управ-
ления машинами и котлами.

Опыт текущей войны на море повазы-
вает, что те достиженая, которых  доби-
лись кораблестроители в области живуче-
сти, еще не полностью удовлетворяют всем
требованиям, которые пред’являет к сов-
ременному кораблю усиление › мощи раз-
личных видов морского оружия.

ширины большинство новых линкоров име-

Однако большие потери веса м места
компенсируются огромной пользой, какую.
приносит конструкция для корабля, когда
у ето борта взрывается мина или торле-
да. Прежде чем создать подобную вонет-
рукцию противоминной защиты, например,
в США в течение нескольких лет произ-
волилось огромное количество комплекеных
опытов с подрывом сотен отсеков, изготов-
ленных в масштабе и в натузальную ве-
личину.

Опыт войны на море заставил корабле-
строителей пересмотреть также и вопросы
бронирования. Появление на море новых
боевых факторов — увеличение дистанции
боя, массовое применение бомбометания с
воздуха — побутило належнее защитить
орудийные балтни, погреба боезапаса ит. д
Все это наложило свой отпечаток на сов-
ременную систему бронирования военных
кораблей.

Известно, что нет никакой возможности
покрыть весь надводный борт абсолютно
непробиваемой броней. Такой корабль
предотавлял бы тяжелую, неповоротливую
броневую коробку, на которую нельзя бы-
ло бы ужь поставить ни вооружение. ни
механизмы, так как иначе он пошел бы
ко дну. После долгих исследований уста-
новились две системы бронирования — ев-
ропейская и американская. `

При первой системе толстый броневой
пояс (330—380 мм) идет по ватерлинии
в ередней части корабля, закрывая машин-
но-котельные отделения, погреба боезапа-
са и главнейшие центральные посты. В
оконечностях корабля ставятся тонкие бро-
Herbie плиты в 710—100 мм. Выше raas-
ного броневого поява иногда идет один илы
два пояса из плит толщиной 150—
200 мм. Это делается для того, чтобы
покрыть броней возможно большую пло-
щадь надводного борта и обеспечить ко-

фаблю максимальный залас боевой плову-
чести и остойчивости. х

ЗКивучесть продолжает оставаться важ:
нейтей проблемой кораблестроения. Круп-
нейшие морские государства, строя новые
линкоры, уделяют первостепенное внима-
ние их живучести. К лостижению постав-
ленной цели кораблестроители идут разлиз-
ными путями. Например, -американские
линкоры «Вапинттон» и «Норл Кароли-
на» имеют толщину брони. нревосхоля-
шую броневую защиту всех современных
линкоров других стран. На «Вашингтоне»
п «Норд Каролине» запроектированя йро-›
ня толщиной в 406 му. Or подводных
взрывов защящают були — спепилльные
утолщения снаружи борта.  отдаляющие
взрыв торпеды или мины от жизненных
частей корабля. На этих линкорах преду-
смотрено смециальное засекреченное при-
способление для борьбы г магнитными мй-
нами и торпедами. На английских же лин-
корах типа «Винг Джордж У» протино-
минная защита обеспечивается без устрой-
ства булей.

Проблеме живучести кораблей и в пер-
вую очередь линкоров безуеловно и в
дальнейшем будет уделятьея максимальное
Рнимание. Вторая мировая война. несом-
HOHHO, даст огромный опыт по этому важ-

нейшему вопросу современном — корабле
строения.

Инменер-капитан-лейтенант
П. ФАВОРОВ