‚

*

12 марта 1942 г., _№ 59 (1010)

ry
{ак сражаются большевики

Их имена становятся известными на
всех кораблях Черноморского флота. 06
их подвигах, стойкости м бесстрашии
проявленных в боях с немецкими захват.
чиками, говорят на партийных собраниях,
на их примере тысячи моряков Учатся от-
ваге, мужеству и героизму. Они пе про-
сто воины, они — большевики, сыны
великой ‘партии Ленина-—— Сталина. Эту
честь, гордость и почет они оправдалы в
многократных сражениях с врагом. Они
вели себя в бою, как подобает воинам-
большевикам, всегда впереди, на самых
сложных участках, выполняя наиболее
трудные задачи. Глядя на них, еще смелее
действовали беспартийные бойцы и ко-
манлиры, Ибо подвиг, ° ‹амоотверженный
поступок и бесстралиие одних вызывают
скрытые силы, у других, вееляют уверен-
ность, рождают храброють.

Трое суток вел крейсер жестокий бой
на мороких подотулах к городу. временно
занятоиу немецкими банлитами. Трое су-
ток сражалея этот корабль-герой за род-
ные места, з« священную советскую
землю, захваченную и опоганентую под-
злыми оккупантами. Мротивник обрушил
на крейсер весь отонь, каким он только
располагал на берегу. По кораблю били
артиллерийские батареи, минометы, пуле-
меты, в возлух TO м дело полнимались
фаплисиокие самолеты, пытавшиеся пото-
пить корабль,

Зенитными отневыми средствами ко-
бля управлял храбрый . уоряк-артилле-
рист коммунист старший лейтенант Kum,
Осколки снарядов м мин, пули беспре-
рывно свистели и рвались вокруг ору-
лия, пулемета. Часть бойцов зенитного
подразделения вышла из строя. но не
умел боевого поста большевик Иныш,—
ок продолжал вести отонь по батареям,
пулеметным тнездам и самолетам против-
ника. Онаряды его орудий метко поражают
цель, вражеские батареи одна за другой
выходят из строя,

Фашистские бомбардировщики залетают
то с носа корабля, то с кормы, хищно
кружат нал крейсером, тотовясь сбросить
нА него свой смертоносный груз. Нот.
Вныпт успевает рукеводить стрельбой по
берегу и вихит вое, что тотовят в воздухе
немецкие «ассы». Он закрывает корабль
тралом снарятов и пуль зенитою и, ото-
тнав стервятников, снова бъет по берегу.
В эмй блестящей операции ни одна фа-
шистская бомба не поразила палубу крей-
сера, борта, надстройки м орудия.

У коммуниста Вныша богатый опыт
борьбы ¢ воздушными налетчиками. Од-
нажды десятки вражеских бомбардировщи-
ков последовательно налетали на Севасто-
поль, пытаясь потопить стоявптие в бухте
хорабли, Орудия и пулеметы крейсера,
‘управляемые командиром зенитного под-
ралеления т, Внышем, вели уратанный
отонь, закрыв самолетам вое подотущье к
бухте Немецкме летчики сбрасывали бом-
вы в море.

Вю время стоянки в другой базе крейсер
отражал атаки 24 фашистоких самолетов.
Я на этот раз также ни одна бомба врата
 6 нанесла ему никажом вреда. В активе
старшем лейтенанта коммуниста Кныша
— ya Фитых вражеских самолета.

Торпедисту одного из черноморских ac-
уинцев коммунисту Аницой пришлось ©д-
HARI выполнять обязанности крючково-
№ ва резиновой лодке. Когда лодка, имев-

®

шая на борту группу бойцов, села вблизи
берега на мель, противник усилил py-
жейно-пулеметный отонь, Жизнь многих
людей подверглась серьезной опасности.
Тов. Аницой, не раздумывая, прыгнул в
ледяную воду, под огнем вытащил лодку
ближе к берегу и помог выбраться бой-
ам. Ему предложили переодеться и 06-
сушиться, но большевик-командир, зная,
что дорога каждая минута, наотрез отка-
залея. Более четырех часов он выполнял
обязанности крючкового, перевозя бойцов
с корабля на берег. Промокитий ло’ поелед-
ней ниточки, он не чувствовал ни холо-
да, ни усталости; заботясь лишь 9 ‘TON,
чтобы быстрее и лучше выполнить боевое
задание.

Имя военврача 2-го ранга члена пар-
тии Раквиашвили е глубокой благодарно-
стью, теплотой и’ уважением называют
все бойцы, командиры и политработники
крейсера. Начальник санитарной службы
корабля, он во всех похолах неизменно
находится на своем боевом посту — вопе-
рационной, с невозмутимым спокойствием
и уверенностью производит сложнейшие
операции. У самого корабля рвутся сна-
ряды, свистят пули, совсем близко пада-
ют бомбы, но большевик  Раквизшвили
продолжает ‘свое дело — перевязывает ра-
неных, извлекает осколки, оперирует.

Он оказывал помощь не только EpacHo-

флотцам своего корабля. Неоднократно
крейсер перевозил раненых бойцов c

фронта в тыловые госпитали. На пере-
холах Раквиашвили бессменно дежурил
возле Тох, кого поразили вражеские пу-
ли, осколки мин, снарядов и бомб, с не-
утомимой энергией облегчая ‘их страда-
ния. Вто мужеству, твердости и железно-
му характеру обязан своей жизнью не
один десяток моряков. В одном из послед-
них боев вражеский снарял попал в ме-
дицинокий пост корабля. Начальник _са-
нитарной службы не растерялея. Он не-
медленное организовал весь медицинский
персонал на быстрейшую эвакуацию pa-
неных в безопасное помещение и продол-
жал оказывать им помощь. Большевик-
врач сохранил флоту, армии и стране
много драгоценных жизней бойцов, коман-
диров и политработников.

Рана в левой части груди лейтенанта
Клемента уже успела зажить. Но оторван-
ный угол служебного удостоверения долто
будет напоминать этому смелому молодому
коммунисту о тяжелых сутках, когла он,
обливаясь кровью, крепко стиснув зубы,
продолжал лежать на земле м корректи-
ровать огонь своего корабля по вражеским
целям. Команлир второй боевой части эс-
минца коммунист т. Клемент управлял
стрельбой и на корабле и на берегу. Бла-
годаря его грамотной корректировке, без-
укоризненному знанию артиллерийского
дела, личному мужеству и выдержке ору-
дия эсминца уничтожили четыре артил-
лерийских и несколько минометных бата-
рей противника, много живой сылы. —

Так сражаются © врагами коммунисты
моряки во славу своей любимой родины.

Тлядя на них. сотни, и тысячи бойцов и

команлиров ‚ действуют в бою увереннее,
тверже, идя на ‘выполнение сложных и
опасных заданий командования Лучшие
люди кораблей говорят:
— Xovy arm в 60й коммунистом.
Старший политрук А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.
Действующий флот.

Подвиг политрука Таньева

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 марта.
(Слецкорр. ТАСС). Наша рота наступала,
нь деревню, которую немцы превратили в
‹ильно укрепленный узел. Все попытви
наших ‘бойцов продвинуться вперед не
имели успеха. Немецкие автоматчики, за-
кавшие в окопах перед деревней, вели
уратанный огонь.

Hexoy боя решил младший политрук
Таньев. Скрытно переползая от’ кочки к
кочке, от куста в кусту, он подобрался
& самым ноприятельскии окопам, перева-
тилея через бруствер и вскочил в окоп.
Вражеские автоматчики набросились на

fi НЫ

Контр-адмирал МАЙЛС

отважного политрука. Схватка была ко-
роткой м жестокой. Немны навалились на
смельчака и убили его. Но нескольких ми-
нут, пока продолжался рукопашный ‘бой,
было достаточно, чтобы красноармейцы во-
рвались в окоп (и стремительным пгтыко-.
вым ударом опрокинули фапгистов.

Героический подвиг младшего политрука
Таньева, пожертвовавшего своей жизнью,
чтобы выполнить задачу, поставленную
перед ротой, помог бойцам овладеть дерев-
ней и выбить из нее фаптистов. Гитлеров-
цы дорого заплатили за жизнь героиче-
сксго советского воина иламшего политру-
ка, Таньева!

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Наглядная агитация

В повышении качества и  действен-
ности устной пропаганды большое эначе-
ние имеет хорошо поставленная нагляд-
ная агитация, В ленинских комнатах ча-
CTH, The начальником политотдела т. Ma-
лышев, широко представлены  многочис-
ленные формы наглядной  атитации
Как правило, она посвящена вели.
кой отечественной войне с немецкими 3а-
хвалчиками. Карты с обозначенной на них
линией фронта дают возможность краено-
флотцам, слутающим сообщения Совет-
ского Информбюро, уточнять расположе-
ние названных пунетов.

Хорошо оформлены фотовыставки о 16-
роях отечественной войны. Имеются таж-
же фотовитрины, ‘где помещены портреты
отличивитихея в боях командиров и крас-
нофлотцев базы. На мноточисленных фото-
графиях изображены трофеи, захваченные
у немцев. Интересно сделана витрина
«Полюеика в карикатурах».

Вев формы наглядной атитадии прееле-
дуют одну цель — воспитание наступа-
тельного духа. В плакатах, рисунках,
диаграммах, лозунгах, фотографиях поБа-
заны наступательные действия советских
вооруженных сил, пропатандируются б0е-

в0й опыт твардейских частей, изумитель-
ные подвиги советских богатырей. Эти
формы наглядной атитации зовут налгих

воинов вперед, на окончательный разгром

ценавистного врага.

Немало внимания уделяют здесь воен-
ной пропаганде. На занятиях, в докладах
и беседах демонстрируются такие, напри-
мор, плакаты и карты, как «Борьба с
вражескими танками», «Умей владеть гра-
ватой», «Ручной пулемет Дегтярева»
Rit д,

В подразделениях части к лекци-
ям и доклалам готовятся специальные вы-
ставки.  Ботда на’ политинформациях и
собрапиях личного состава зачитывалась
нота товарища В. М. Молотова «0. повсе-
местных прабежах, разорении населения и
чудовищных эверствах германских властей
Ha захваченных ими советских террито-
рнях>, были созданы фотовыставки. Не-
опровержииые документы кровавых пре-
ступлений фаптистов разжигали в сердцах
краснофлотнев священный огонь ненавя-
сти к немецкии оккупантам.

Старший политрук А. ЦЕЦОРИН.

‚Краснознаменный Балтийский флот

В освобожденных районах

ПРЕДНРИЯТИЯ ВСТУПАЮТ В СТРОЙ

ВЛИН, 11 марта. (ТАСС). В Клинском
районе одно за другим вотутают в строй
промышленные предприятия. Немедленно
после изгнания немцев кадровые рабочие
№- кото завода стали восстанавливать
производство. Не дожидаясь, котла возвра-
тится своевременно звывезенное оборудо-
вание, они начали отыскивать ето на м9-
сте, собрали даже то, что несколько лет
лежало без употребления. Столяры А. Ta-
pacos, H Комков и другие целый месяп
работали без выходных дней, приводя в
порядок разрушенные цехи.  Слесаря
тт. Боровиков и Баранов быстро исправи-
ли собранный инструмент.

Сейчаю пущены семь цехов. Они 06ес-
печены всем ‘необходимым, Готовится Bau-
ная печь. В полной исправности газотене-
раторы. Калтитально отремонтирована элек-
тростанция. На заводе © каждым днем
растет прооиаводительноеть труда. Развер-
нув социалистическое. соревнование, pa-
бочие стремятся дать фронту как можно
больше  высококачественной продукции.

Расптиряется городское хюзяйство. `Рабо-
тают пекарни, водопровод, баня, торгуют

18 матазинов, открыты три колы, биб-

лиотека, детекий сад и ясли, женская вра-’

чебная консультация.  Отремонтировано
около 30 домов. Сотни семей получили
жилую площадь.

Трудящиеся Влина принимают все ме-
ры к тому, чтобы в короткий орфок восста-
новить город.

2 * *

КАЛИНИН, 11 марта. (ТАСС). Начина-
ют работать Boe новые и новые предприя-
тия и кустарно-проиыюловые артели.

Ткацкая фабрика имени  Вороптилова,
выработала десятки тысяч метров ткани.
( каждым днем увеличивает выпуск про-
дукции завод 1 мая, выполняющий зажа-
зы для фронта. Подготовлены к пуску и
в ближайшие дни ветупают в эксплоата=
цию завод резиновой подошвы, кожевен-
ный завод «Краеный Октябрь», ирасиль-
ный отдел ситценабивной фабрики, 5-й
автоматический цех ткацкой фабрики
«Пролетарка». Быстрыми темпами восста-
 навливаются цехи вагоностроительного за-

вода.

Подмосковный угольный бассейн на под‘еме

ТУЛА, 11 марта. (ТАС). Горняки Под-
московного утольного бассейна, выполняя
свой патриотический долг по восстановле-
нию хозяйства родных шахт, уверенно
‘набирают темпы. Добыча угля с каждым
днем возрастает. В ‘первой декаде марта
она увеличилась по юравнению © первой
декалой февраля во пять раз.

Вступают в строй новые пахты, увели-
чирается линия забоя. Рабочие, заменив-
шие товарищей, ушедиих на фронт, бы-
стро осваивают технику упледобычи.

В соревновании шахт на первом месте
идут горняки трестов «Товарковуголь» и

Глава британской военно-морской миссии в CEGR

Британский
в ВОЙНЕ

1. Основные проблемы н началу войны

27 июня 1941 года, через пять дней
после того, как СОСР подвергся  преда-
тельскому нападению гитлеровских орд, я
вступил на вашу землю. Я прибыл с ма-
WeHbKOrO острова, носящего название
Англии. Большую часть моей жизни я
провел там и в широких океанских про-
сторах на кораблях британокого Флота,
Вот почему мне — британскому морскому
офицеру — было несколько странно очу-
питья в валей великой столице Москве,
удаленной от моря не меньше чем ча 650
километров. Я останавливаюсь Ha Этом
тому, чм этой теографической особен-
Нолью рызвано основное различие в тен-
Денциях развития вооруженных сил на-
их стран. Нам приходится ввозить 13138
океана болышую часть необходимого сырья
и продовольствия; Вот почему мы воетха
Имели для защиты жизненных морских
Фоммуникащий относительно большюй флот,
Угра ‘вторжения на наши берега до
развития авиации была невелика, и МЫ
‘дали армию, достаточную ЛИШЬ длЯ
защиты налиего острова и империи OT Te-
отиданных атак местного характера.

В сентябре 1939 т., когда началась
война между Германией, Англией и Фран-
шей, мы послали небольшую армию Ha
понтинент. В то время основными вопро-
‚ами, занимавлтиии умы людей в нашей
‘тране, были —— будут ли немцы бомбить
паи горола и начнет ли Германия не-
ограниченную подводную войну против
британского судоходства?

‚ Векоре стало очевидным, что ответ на
первый вопрос был отрицательным, BO
всяком случае на какой-то период време-
ни. Ответ на второй вопрос был дан в
первый же день войны, когда германская
подводная лодка потопила лайнер «Ате-
ниа» в Атлантическом океане в несколь-

ких стах милях от ближайшего берега. .

Тотчас же волед за этим была начата ор-
танизация системы конвоев. Это — меро-

приятие широчайшего маспитаба, м по-
требовалось немало времени, прежде
gem вся система стала  действо-
вать бесперебойно. Сложность Op-
тализации конвоев становится  10-
нятной, бели учесть, Что еженедель-

но приходится конвоироваль свыше тыюя-
чи торговых судов. Одно из преимуществ
системы конвоев, креме защиты удоход-
ства, — это наступательные возможности,
которые обычно недооцениваются.. Вотда
подводная лодка хочет потопить торговое
судно, она должна прежде ‘воего отыскать
конвой. Вонвой обладают эскортом, KOTO-
рый в свою очередь хочет потопить под-
водную лодку. Таким образом, система
конвоев автоматически дает возможность
эскортным судам вести наступательные
действия против главного врага —— под-
волной лодки.

Крупные корабли британского Флота.
также не оставались в бездействии: они

патрулировали в открытом море в любую

погоду в поисках германевих кораблей,

лЮдки вместо’ того,

Английский линкор ведет огонь по

которые могли покинуть свои порты для
нападения на наши торговые суда. Тинко-
ры, авианосцы, крейсера и эсминцы —
Bee классы кораблей принимали участие
в этой погоне. Я был командиром линкора
«Нельсон» в те дни и провел в море 77
суток за первые три месяца войны. Один
из наших крейсеров находился под пара-
ми в течение 101 дня из 105; казалось,
что эсминцы ни на минуту ве прекраща-
Ти евоего движения. Эсминцы не только
использовалиеь для охраны крупных ко-
раблей — они часто выходили из портов
для поисков и нападения на подводные
чтобы использовать
свой короткий отдых.

‚ Вольная программа военном  корабле-
строения, находимиаяея в процессе вытюл-
нения в начале войны, была распирена
заказами на эсминцы,  эскортные суда,
предназначенные для охоты за Подводны-
ми лодками и сопровождения конвоев. Ho
ве это требовало времени, и в первые
несколько месяцев войны, прежде чем эти

«Сталиногорскуголь». Полным ходом раз-
‘вернул работы трест «Сталиноторекшахто-
  строй». восстанавливает наиболее
  крупные пахты бассейна. План работ по
тоесту 3a мервую декаду марта выполнен.
Bee задания он предполатает закончить
досрочно,

В марте трестом будут сданы в экепло-
алацию семь крупных, полностью механи-
зированных тахт против четырех, указан-
ных в приказе наркома утольной про-
мышленности. Пуск этих шахт даст в03-

можность значительно повысить добычу

угля.

вражеским самолетам на Средиземном море.

корабли были построены, весь британский
флот испытывал большое напряжение.

У нас, моряков, было много разочарова-
ний и волнений. Атлантический  океаз
очень велик, & терманский рейдер — ма-
ленькая песчинка, которую трудно обна-
ружить, в особенности в долгие зимние
Ночи во время снегопада и дождей. B
этих условиях германский «карманный»
линкор «Дейчланд» потопил нат воору-
женный лайнер «Ройял пинди» и сумел
скрыться.

т конце первого года войны Великобри-
тёния потеряла линкор «Ройял Ок», авиа
носец «Керейджиес» и три или четыре
зоминца. В дополнение ко многим потои-
ленным германским подводным лодкам и
различным успешным действиям наших
Чюдводных лодок против неприятельских
крейсеров в Гельголандокой бухте антлий-

ские крейсера  «Эксетер», «Аякс» и
«Ахиллес» нанесли тажое повреждение
DOPMATCKOMY «kaApMaHHoMy>  § IWHROpY

Граф Шпее» (лействовавшему на наших
коммуникациях в Атлантике), что комая-
дивалие линкора предпочло взорвать его,

СРЕДИ НЕМЕЦКОГО` НАРОДА
УСИЛИВАЕТСЯ НЕДОВОЛЬСТВО ВОЙНОЙ

С каждым днем немецкий народ все
  больше и больше проявляет недовольство
войной. Гибель миллионов немецких сол-
лат на советско-германском фронте немец-
кий народ воспринимает, весьма чувстви-
тельно. Почти в каждой семье отец, сын
или близкий родственник убит на совет-
сво-термансвом фронте. Их смерть не толь-
KO горько оплакивается, но заставляет
‚близких и родных взглянуть иными, трез-
выми глазами на сущность войны, 3a-
теянной гитлеровской кликой,

Из глубокого тыла в оконы к немецким
солдатам, нередко минуя цензуру, идут не-
скончаемым потоком письма, полные тре-
воги за жизнь близких, полные горечи и
печали 3& погибших ради кровавой аван-
тюры гитлеровской банды. Немецкий народ
пока еще смутно, но все же начинает по-
HuMaTb, что война с Советским Союзом
выгодна только гитлеровской  камарилье,
алчным немецким империалистам. а н2-
мецкому народу она несет толод, нужду,
лишения, несчастье и смерть.

Ч сейчас особенно характерно в `на-
строениях немецкой семьи? Приведем не-
сволько писем.

Солдату Гансу Кюну пишет сестра из
Магдебурга:

«Ганс Бостель ранен и лежит в Дрез-
neue. Ws ето части осталось немного
Большинство пропало без вести либо
убито. Россия нанесла нам самые боль-
шие потери. Газеты ежедневно переполне-
пы об’явлениями 06 убитых— столько еще
никогда не было. Мадеюсь, что ты туда
пе попадешь».

А вот второе письмо, не менее тревож-
вое. Оно адресовано унтер-офицеру Иотан-
ву Гартману и послано из Рогенберга в
конце прошлого года:

«Новости у нас только печальные. Не-
вмотря на то, что солнце светит ярко,
во многих семьях пасмурно. Ты, конечно,
знаешь, что твой лучший друг Cen mo
гиб... Многие у нас ве знают о судьбе
своих мужей и сыновей».

Не так давно жена неизвестного волда-
та сообщала мужу из Пельтингама:

«У нас уже погибло 12 человек, и все
в Россия. Это большое число. Я не mony
тебе 0бо0 всем написать, а могла бы со-
общить очень мното Говорят, что лучше
будет, если помолчим».

Некоторые семьи, тяжело переживая
тибель отцов и сыновей, боясь угроз Геб-
бельса, молчат. Некоторые хотят найти
другой выход — искусственно забыться.
В этм отношении весьма характерно
письмо жены немецкого солдата Ганса
Паульсека из Гамбурга:

«Здесь на нас опять свалился большой
удар, как молния. Самый младший брат
фрау Pose, лейтенант, погиб... Еели бы
можно было где-нибудь достать выпить. я
часто и здорово напывалась бы: так тя-
жело и досадно». :

Срели  пиеем попадаются и другие.
Между строк проскальзывает злая крати-
ка гитлеровской клики. Для авторов этих

ды и кое-чему их научила прежде веего
научиля видеть главную причину их бед-

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 11 марта.
  (Спещкорр. ТАСС). Отетупающие под уда-
рами наших частей гитлеровские банды
неистовствуют, чинят неслыханные звер-
ства над мирным населением и захвачен-
ными ими в плен ранеными бойцами
ЕВрасной Армии. Вот один из локументов,
свидетельствующий о новом  чудовищном
преступлении фашистских извергов:

«АНТ

Мы, нижеподписавшиеся, = лейтенант

Шоренков, политрук Никонов, красноар-
  мейцы Трофимов, Носов,
второго ранта Прохоркин,
стоящий акт в слелующем:
В землянках на окраине леса, близ де-
ревни Г., Киришекого района, Ленинград-
  свой области, по дороте к баракам обна-

военфельдшер
составили Ha-

чем принять новый бой с наатими крейсе-
рами. В целом, баланс не был неблаго-
приятен для нас. Не надо забывать, чте
в тот период корабли британском флота
находились постоянно в открытом море в
поисках врага и представляли, таким об-

писем война была суровой. школой ‚прав-.

ствий и несчастий, Еще робко, порой
только намеками, но они начинают уже
критиковать преступную политику Гитде-
ра, которая с каждым днем вее быстрее
приближает Германию к чудовищной Ka
тастрофе.

Родители прислали немецкому солдату
Тансу письмо из Нортгаузена:

«Везде, во всех уголках видны нес
частья этой войны, какой мы больше
никому не желаем. Единственная наша
мечта, чтобы ты вернулся домой жи-
зым. Сейчас ничто не радует. Вчера при-
был в отпуск один солдат из Николаева.
Он рассказывал много ужасов, которым
  прямо трудно поверить. Вас обязаны ©ме-
нить. Но чем замены“ фюрер свои поте-
ри? Фрау Гросе раесказывала нам, что ве
сын два года сидел во Франции со своей
[часть А вчера их послали на фронт
лля пополнения убыли. Фюреру приходит”
ся гнать в бой резервы... Мы уверены,
зто ты сегодня стал понимать кое-что
правильно, чего ты раньше понимать пе
хотел».

То же яастроенае сквозит и в письме
жены немецкого солдата Руди Рошаль:
  «Везде у нас работает новый народ:
итальянцы, ‹ поляки, болгары, французы.
  У многих из них уже содрали шкуру.
Многие привыкли и работают ничего...
  Для нас весе больше и больше приготов-
ляется  «эрзацев». Вообще вся политика
является для нас загадкой. Никто не

знает, Hora же и нан все это кон-
чится».

В ряде писем эта’ тревога перех неот-
вратиме надвигающейся катастрофой

ощущается особенно ярко. Авторы писем
видят грозные тучи, собирающиеся над
Германией, и предчувствуют бурю. кото-
рая вот-вот должна разразитьея. Эту тре-
рогу вызывают не только огромные потеё-
ри на фронтах, но и сила советского ору-
жия, которое наносит один за другим чув
ствительные удары немецкой армии.

В письме обер-ефрейтру Вурту Пун-
керту родители сообщают:

«Ты пишешь, что война на Востоке
ужасна. Курт, учти: будет еще ужаснее.
Твое последнег письмо мы читали е боль-
`шим вниманием, ибо ты писал, что име-
ешь счастье, так как еще жив».

В письме жены ефрейтора Вилле Шлит-
тера из Норддорфа находим строки, пол-
ные тревоги за судьбы Германии:

«Все думаешь и надеешьея на екорое

окончание войны, но я сомневаюсь, так,

как скопляются большие тучи, что озна-
чает новую. бурю. Дорогой мой, у нас
жиров уже нет, и карточек на мясо тоже
нет, и, повилимому, уже не будет».

Немецкий нарол все больше начивает
понимать, что его интересы коренным 0б-
разом раеходились и расходятся с интере-
сами гитлеровской клики. Й чем глубже
й шире будут обнажаться противоречия,
тем ближе день, когда немепкий народ
собственными руками истребит  преступ-
ную шайку бандитов.

Батальонный комиссар
В. КУДРЯВЦЕВ.

Еще одно чудовищное преступление
гитлеровских извергов

ружены трупы бойцов и командиров №рае-
ной Армии.

По всем признакам большинство това-
рищей потябло в страшных мучениях,
утинениых над ними гитлеровцами. Стра-
дальческие выражения лиц, всевозможные
неестественные позы говорят © том, что
раненые были свалены в землянки, где,
истекая кровью, замерзли. В олной зем-
лянке осталось свыше 50 обгорелых тру-
пов — раненые бойцы и командиры бы-
ли заживо сожжены. т

Защитники родины, героически погиб-
шие в справедливой войне против фашиет-
ских оккупантов, похоронены в братской
мотиле в полукилометре ог деревни Г. по

разом, удобную цель для подводных ло-
док и ‘авиации противника. Германский
флот, за исключением подводных лодок,
большую часть времени скрывался в Бал-
тике, и лишь изредка отдельные корабли
выходили в море для рейдерства.

2. Дюнкерк и после

В апреле 1940 тода немпы вторглись
й оккупировали Данию и Норвегию. В те-
чение следующего месяца они вторглись
в Голландию, Бельгию и Люксембург. Tor-
ja британские экспедиционные силы во
Франции получили приказ занять пози-
ции в Бельгии для осуществления еди-
ного плана — совместно с французской и
бельгийской армиями  сдержаль германское
продвижение во Францию. После ожесто-
ченных боев французский фронт был про-
рван на правом фланге английской армии.
Эм вызвало необходимость отхода англий-
ской армии по тактическим соображениям,
Но худшее было еще вперели потому, что
векоре после этого бельгийская армия, на-
ходившаяея уже некоторое время в за-
трулнительном положении ина левом флан-
 те англичан, сдалась. Это привело к тому,
 чго английская армия и часть француз-
ской 1- армии оказались отрезанными
от основных сил. Порты Булонь и Кале
уже были осаждены немцами, и общее
поражение Франции было лишь вопросом
времени, В этих условиях  британокое
правительство решило, что должна быть
сделана отчаянная попытка эвакуации
английекой армии через Дюнкерк — един-
ственный порт, остававшийся в руках
французов.

Дюнкерк — в нормальное время ожив-
ленный порт с внешней гаванью и ©
внутренней гаванью, состоящей из трех
каналов, Но к моменту эвакуации порт
уже в течение нескольких недель под-
 вергался регуляюной бомбежке германекой
авиации; в городе торели нефтяные ци-
стерны и там было много других пожаров.
  Внутренняя гаваяь не могла быть исполь-
зована из-за поврежденных шлюзов, а
` дамба влешней тавани была уже разруше-
на в нескольких местах. На востоке от

входа в гавань простирается длинная пес-
чаная отмель, окруженная песчаными дю-
нами. У этой отмели люди полжны были
собираться и ждать посадки. Они прихо-
дили туда измученные после тяжелых 60-
ев и длинных маршей; ожидая на берегу
момента посалки, они полвергались интен-
сивной бомбежке и пулеметному обстрелу
е воздуха. Было подечитано, что бомбы
падали на Дюнкерк каждые пять минут.
Германские воздушные силы в то время
значительно  превосхолили английскую
авиацию. И все же в течение 9 дней эва-
куации английской армии было сбито 377
самолетов противника, & мы потеряли
лишь 87 малтин.

Порт Кале пал на второй день начала
  эвакуации, и это позволило немцам уста-
 новить орудия на позициях, ¢ которых
они могли обстреливать суда, входящие в
Дюнкерк ‹с запада.

Тавово было общее положение, при ко-
тором английский флот должен был вы-
полнить свою залачу. Алмиралтейство 0об-
ратилось с призывом за помощью к вла-
дельцам всякого вила мелких сулов и л0-
лок. Ответ’ был великолепен: лодки при-
ходили из Портсмута, из Лондона, из Гар
вича и собирались в Дувре, где получали
дальнейшие указания. Кроме военных ко-
раблей, 91 торговое, 57 пассажирских су-
дов, 34 буксира, 34 спасательных лолки
и 881 корабельная шлюпка приняли уча-
стие в эвакуации из Дюнкерка. Органи-
зация такого многочисленного и разно-.
родного собрания судов была сложной за-
дачей и производилась под наблюдением
мореких офицеров. .

Hato помнить, что посадка произволи-
лась главным образом Ha маленькие сута,

(Продолжение см, на 4-й <тр.),