sa

3 апреля 1942 г. № 78  (1029).

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Командиры“агитаторы

Устная пропаганда и агитация — одна

из наиболее важных форм воспитания
личного состава. Особенное значение при-
обретает эта отрасль партийной работы
сейчас, во время Великой отечественной
войны.

Атитация и пропаганда в нашем соеди-
нении за последний периот стала более
конкретной и убедительной. В беседах,
проводимых Ha кораблях, апитаторы о
знанием дела, умело доводят до сознания
масс правдивое большевистекое слово. В
агитационной работе активно участвует
начальствующий состав. Для многих ко-
мандиров стало настоятельной необхолимо-
стью значительно чаще бывать в кубри-
фах, проводить беседы, вникать во все,
что интересует к волнует моряков.

На корабле, где военкомом старший
политрук Бут, весь начальствующий co-
став ‘участвует в агитационной работе.

Среди командиров оочень много това-
рищей, которые не уйдут из кубрика,
зе раз’яснив  краснофлотцам  возРакших

у них вопросов. Командир подразделения
Селецкий говорит, что проведение бесед
стало для него потребностью, без которой
OH, как командир, не может обойтись.

— Во время войны, — подчерки-
зает Селецкий, — мне особенно стало яс-
но, что я не просто командир, а коман-
дир-воспитатель. С тех пер как я стал
апиталором, в моем подразделении и у
меня лично произошли очень большие из-
менения. Я еще теснее сблизилея © лич-
ных составом, лучше узнал бойцов, все-
тла в курсе всех событий, которые шро-
исходят в среде краснофлотцев. “Теперь
боец идет ко мне с любым, волнующих
ето вопросом.

Военный инженер Селецкай не сразу
стал активным агитатором. Долгое время
OH скал формы и методы агитационной
работы, которые могли бы ближе и тес-
‘нее связать его с бойцами, сделать аги-
тацию повседневной, непрерывной. Селец-
кий не избегает острых вопросов, доби-
рается до существа, стремится доходчиво
осветить возвышенные цели Великой оте-
чественной войны, все, что интересует и
Болнует краенофлотцев.

В основу своих бесед Селецкий поло-
жил выступления товарища Сталина и
его приказ от (23 февраля. Рассказывая
O приказе и выступлениях товарища
Оталина, старший инженер приводит
фактические материалы из истории борь-
бы русского народа против иностранных
захватчиков, отдельные эпизоды и при-
меры героизма бойцов Краеной Армии я
Флота и советских партизан, a также
трудящихся нашей страньк кующих в
тылу победу нат озверелым немецким
фалтизмоу.

Весь материал  Селепкий тщательно
подбирает, ‘использует газетные и жур-
нальные статьи, делает вырезки. В беседе
он старается дать бойцам новые сведения,
расширить их кругозор, раз’яснить KOH:
кретные задачи, стоящие перед кораблем
и перед кажаым краснофлотцем в OT-
пельноеги. Селецкий не нагромождает в
одной беселе много вопросов, он берет
один, основной, и всесторонне его раз’яс-
няет. Его слушают © большим интересом,
высказываются, и таким образом розни-
кает непринужденная беседа, оставляю-
шая в памяти бойцов глубокий след.

Командир-агитатор Селецкий заслужен-
HO пользуется авторитетом и доверием.
Мичный состав, которым он руководит, в
боях < немецкими оккупантами проявляет
образцы героизма и отвати. На этом б0е-
вом корабле многие награждены орденами
и мелалями Советского С0ю38.

Очень хорошю работает агитатор стаф-
тий инженер-лейтенант Хасик. Так же,
как и Селецкий, он пользуется славой
олного из лучших атитаторов на корабле.
Хасик не только проводит беседы, — он

Инструктор

Наступили торячие дни. Немцы ценой
огромных потерь, через горы трупов CBOAX
солдат и офицеров рвались к Севастополю.
В тот момент, когда подразделение под
командованием капитана Родына, отбивая
яростные атаки врага, нерушимо стояло
на своем рубеже, прибыл старший ин-

. структор полытотдела Крыжановский.

За несколько дней до этого подразделе-
ние получило новое, отлично  обученное
пополнение. Новички не были еще 00-
стреляны, не имели боевого опыта. Ни-
ETO из ких еще не вотречался с врагом.

Инструктор понимал, что надо помочь
комиссару воспитать в молодых  бойцах
смелость, мужество, бесстрашие. Когда
представилась возможность, старший по-
литрук Крыжановский собрал бойцов и
зобеседовал о нихм. С большим интересом
слушали новички увлекательные рассказы
о славной боевой истории морской пехоты,
0 путях тяжелой борьбы, пройденных ею,
о боевых подвигах героев-краснофлотцев.
Крыжановский не скрывал от бойцов трул-
ностей и опасностей, которые ждут их
впереди. Он учил краснофлотцев быть го-
товыми K самопожертвованию во имя po-
лЕНЫ, разжигал в них ненависть к врагу,
Учил их не только пламенным словом, но
и личным прамером.

Нужно было быстро окопаться и 3за-
маскировать позиции. Приходилось рабо-
тать днем и ночью. Инструктор, как и
командар с комиссаром, почти не отдыхал.
Вместе они постоянно находились на пе-
редовом рубеже, учили бойцов, как нужно
бить врага, как строить укрытия от сна-
рядов. Когда людьми овладевала усталость,
Крыжановский обедрял их, подкимал дух
бойцов, работая рука 0б руку с ними.

Перед боем инструктор политотдела
вместе с комиссаром Беловым собрал ком-
мунистов и комсомольцев. Крыжановский
рассказал о задаче, которую должно ре-
Math подразделение, и 0 роли коммуни-
стов. Затем он побывал у бойцов подраз-
деления, где политруком Буравлев.
Хлопцы, знаете, какие перед нами
задачи стоят?

Й Крыжановский шел от одного бойца
в друтому, внимательно проверял боего-
товность подразделения, раз’яснял задачи.

Напил части пошли вперед... Немцы от-
крыли по одному из участков интенсив-
ный огонь.

По совету старшего инструктора полит-

рук Гордус возглавил подразделение, увлек

регулярно выпускает
корабельную радиогазету.

Радио для устной пропаганды широко
используется и на других кораблях, где
пая этого есть условия.

Как организует радиогазету т. Хасик?
Он подбирает материалы © тероических
пюдвигах бойцов и командиров на фрон-
тах отечественной войны и кораблях co-
единения, о жизни и делах людей своего
корабля, об их reponsme m ornare. B pa-
диогазете есть отдел  краснофлотского
юмора. Систематически передаются статьи
из центральных газет. Передачи происхо-
AAT, как правило, во время обеденного
перерыва и в вечерние часы, отвеленные
пля массовой работы,

Все болышо и больше командиров при-
общается к агитационной работе. Старший
лейтенант Калитеевский раньше © личным
‹оставом общалея мало. После разговора
« секретарем парторганизации т. Зимой,
давшим ему поручение как агитатору, Ка-
литеевокий провел с бойцами фяд бесед.

него поярмлея интерес к агитации, и
теперь Калитеевский проявляет много
ИНИЦИЗГИВЫ.

Старший лейтенант приходит в куб-
рик. Группа бойцов беседует. Он подса-
хивается к ним, принимает участие в
разговоре, коротко рассказывает о лослед-
нем сообщении Советском Информбюро.
Залем заходит речь о батальонном комис-
саре Коптелове, который в начале войны
был млалшим политруком. Бойцы задают
вопресы, агитатор отвечает. Так посте-
пенно развертывается содержательная бе-
села о бесстрашных сталинских комисса-
фах. Агитатор приводит все новые и но-
вые примеры, вепоминает тероев кино-
фильмов «Чапаев», «Мы из Кронштадта»,
рассказывает о героических делах боевых
политработников Пожарского, Хмельнип-
кого, Митракова и других. Беседа длится
целых два Часа. Вначале в ней участвует
всего 6—7 человек, а к концу кубрик
TO10H,

Агитатор  Калитеевский воспитывает
своих бойцов на примерах героической
борьбы комапдиров и бойцов Врасной Ap-
мии и Флота. Подвиг 28 гвардейцев, ка-
питана Гастелло и других героев Великой
отечественной войны воодушеваляет моря-
ков на славные дела.

В нашем соединении много комантиров-
агиталоров, пользующихея большим авто-
ритетом среди бойцов. Это — командиры“
воспитатели. Они учат людей м учатся са-
ми, воспитывают в моряках качества, ко-
терыми должен обладать боец нашей po-
дины. Их агитация целеустрехлена, mpas-
дива, доходчива и носит наступательный,
мобллизующий характер.

Агитаторы-командиры нуждаются в ру-
ководотве. Нужно повседневно помогать
им, используя такие формы, как семина-
ры, специальные беседы и т. д. Межлу
тем некоторые комиссары относятся Е
этой работе формально.

Нужно отметить, что и политотдел на-
шего соединения все еще мало помогает
агнталорам. Для устной агитации полит-
отдел дал на корабля материалы о. героиз-
ме бойцов и командиров кораблей _соеди-
нения в боях за родину, разработал те-
матику и подобрал литературу для нан-
более важных бесед. Однако инструктаж

содержательную

агитаторов-командирюв пока налажен
слабо.
Мы имеем определенные успехи в

устной агитации. Ona стала конкретнее,
целеустремленнее, более злободневной и до
ходчивой. Нужно смелее привлекать к это-
му почетному делу наши командные кадры.
Они показали себя прекрасными агитато-
рами, несущими в массы бойшов живое
большевистское слово.
Старший — инструктор
М-ского соединения
батальонный комиссар П. МАКАРОВ.
Черноморский флот. (По телеграфу).

политотдела

политотдела

на передовых позициях

бойцов личной отватой, и вскоре им уда-
лось взять высоту:

Немцы предприняли контратаку. Кры-
жановский, оценив обстановку, посовето-
вал организовать шквальный огневой на-
лет. После того, как заработали минометы,
артбатареи и пулеметы, фашисты дрогну-
ли и побежали. Разведчик Недорез, нахо-
дившийся в тылу немцев, видел, как фа-
шисты доотказа нагружали десятки подвод
трупами своих солдат и офицеров.

Еще не остыли стволы орудий и винто-
вок, а Крыжановский уже обходил пози-
цни, дружески беседовал с участниками
только Что закончившегося боя.

Большую часть времени  анструктор
политотдела находился в подразделениях.
Он подружилея со стрелками, артиллери-
стами, минометчикамм. Днем и ночью его
можно видеть в окопах, у орудийных рас-
четов: он беседует с краснофлотцами.

Одно из наших подразделений ‘упорно
защищало свой рубеж. Неоднократные по-
пытки немцев  перейм в контратаку
не увенчались успехом. Тогда фашисты

обошли моряков с тыла и окружили их..

Решено было с боем прорвать вражеское
кольцо и соединиться со своами.

Командир выбыл из строя. Командова-
ние принял на себя политрук, а Крыжа-
новский стал исполнять его обязанности.
Обстановка сложилась тяжелая: связь
прервана, запас продуктов питания и па-
тронов иссякал. Крыжановский по много
дней вместе с бойцами не выходил из
боев, совершал трудные переходы.  Наки-
нув на плечи плащ-палатку, он смело вел
моряков вперед. В первых же схватках
с врагом Крыжановский показал себя
бесстрашных большевиком. настойчивым и
умелым политическим вожаком бойцов. Его
всегда можно было видеть там, где завя-
зывалась жаркая схватка, где требовалась
железная стойкость.

Не только в бою, но и в повседневной
работе старший политрук Крыжановский
проявляет большевистскую настойчивость,
высокое чувство ответственности за пору-
ченное дело.

За постолнное общение с подчиненны-
ми, зА требовательность и заботу 0б их
нуждах бойцы полюбили боевого, всегда
жизнерадостного старшего инструктора по-
литотдела Крыжановекого.

Политрук И. КОЛОТОВКИН.

Действующий флот,

Краснофлотец БЧ-У миноносца «Н» А. Андреев на вахте в боевом походе.

(Северный флот).

Семья патриотов

Это обычная рядовая русская семья,
семья советских патриотов, вырастившая,
четырех воинов. Мать, Любовь Михайлов-
на Виноградова, с гордостью говорит 6
своих сыновьях:

— Шестеро их у меня. Четверо на
фронте, бьютея с фашистами, пятый —
Володинька — работает на оборонном 3%
воде. А вот этот, — она показывает на
сидящего рядом с отцом шустрого подрост-
ка, — больше всего хлопот мне доставля-
ет, Добровольцем на фронт собирается,
«Пойду, товорит, к Ване на Балтику
или к Павлу. Хочу, говорит, быть таким,
как терой Киеляков». А куда ему, He-
смышленому? Учиться, — говорю, —
тебе сначала надо. как © оружием
обращаться... А он твердит свое: «В 600
научусь!». Беда, да и только...

Любовь Михайловна прерывает свой
рассказ, со строгой лаской поглядывая на
беспокойного сына. Отец, Метр Кузьмич,
любовно треплет по плечу своего меньшо-
го: «Быстрее подрастай, Михаил; догоняй
братьев».

И отец и мать полны радостной гордо-
CTH за своих сыновей-фронтовиков. Они
познакомили нас с их письмами.

— Вот письмецо от Георгия, — отец
вытащил из пачки один лист. — С Ёа-
лининского фронта пишет. Он у меня са-
мый храбрый...

— А Ваня? — вступился
Миша.

— И т правда, — подумав, ответил
старик. — Ваня Tome maxy we даст. В
сороковом году он на Балтийском финнов
крепко бил. И теперь на передовой линии.

— Вее“сыновья наши крепко свое сло-
во военное держат, — вставила Любовь
Михайловна.

— Погоди, мать, — остановил ее Петр
Кузьмич. — Они сами-о себе лучше’ <ка-.
жут. Вот послушайте, что Георгий стар-
шему брату Николаю пишет. Николай у
нае комиссаром на корабле.

Отец начал читать. Видно было, что
Письмо старик знает наизусть.

«Дела идут успешно От братьев не 91-
стаю. Or моей руки погибли десятки фа-
шистов, но меня He царапнула ни одна
пуля Боец-комсомолец отомстит врату за
все. Вызываю тебя на боевое соревнова-
ние...».

— А вот письмо от Вани, — продол-
жал отец. когда первое письмо было про-
чтено:

«Сейчас я командую орудием. Фашистов
колотим по-балтийски, не даем им HU OT-
дыха, ни покоя. Немчура мерзнет, закопа-

за брата

лась в землянки. Но мы выживаем вра-

га своей артиллерией, & кто не хочет вы-
ходить — засыпаем землей. У нас хва-
тит сил постоять за родину, за славный
тород Ленина. На меня можешь надеяться:

долг коммуниста выполню с честью. , На-.

днях 34 хорошую работу по уничтожению

«чистокровных» получил благодарность от  Северный флот.

RTE eee one Re ee

Во имя

— Ч можно сказать © смерти? —
сказал мне после налета, на город № пол-
ковниЕ морской авиации. —— Мы, летчи-
ки, мало думаем о ней. А если кома и
думаем, то так, как только может думать
0 смерти ‹оветекий летчик.

Ну. прежде воего самолет наш сам по
себе — боевое оружие Если у тебя пат-
роны вышли, ты все-таки найди. способ,
чтобы уничтожить врага. Бомбы все с670-
шены, — сумей драться безоружным. Вы
спросите у меня — чем? Самолетом! Оче-
вино. это мое рассуждение покажется вам
странных? Но ничё в этом странного
нет. Нормально. Вы помните, когда над
Финским заливом, на вражеском берегу
самолет Борисова был подбит зенитными
батареями? Изрешеченный крупнокалибер-
ными пулями, он должен был глыбой
упасть на землю и разбиться. И вы ду-
маете, что летчик Борисов не сознавал
того катастрофического положения, в ROTO-
ром он оказалея? Ясное же дело, Борисов,
думал и знал, что те доли секунды, кото-
рыми он располагает и после которых дн
навсегда распрощается с жизнью, нужно
истратить так экономно. так бережно, так
расчетливо и умно, чтобы успеть за мгно-
вение сделать больше, чем когда бы 70
ни было.

Летчики. — вы эт0 теперь хорошо
знаете, — если им приходится умирать,
любят умпрать с пользой для родины.

Полковник замолчал и на минуту заду-
жался.

— ‘А сила их смерти, — как бы
зепомнив чт0-то, продолжал он,—заклю-
чается не в том, чтобы совершить красп-,
вый предемертный воздушный жест, а в
том. чтобы, умирая. заставить прежде Bee-
ге врага принять смерть. Пусть пламя
бушует вокруг моего самолета! Пусть
рвутся олин за другим снаряды в моей—
твоей кабине! Пусть весь ты. об’ятый
огнем батарей, пылаешь и летишь камнем
вниз, к земле. Не хлолетая, ты лумай: а
что у тебя еще осталось, чтобы жить п
бороться? Что должен сделать ты? Чем

Фото Н. Веринчука.

командования, Фашисты He раз пытались
нас уничтожить, но ничем не получает-
ся. Павиан Геббельс в своих сводках
«уничтожил» нас уже раза два Если ве-
рить брехне Геббельса. то, следовательно,
я пишу тебе из царства «Нептуна»...».

Петр Кузьмич, улыбаясь, читал на-
‚смешливые строчки моряка, одобрительно
покачивая головой. Ему,видимо. доставля-
ло удовольствие велух произносить слова,
написанные ето отважным сыном.

`Залем он прочитал нам письуо от Пав-
ла с Северо-Западного фронта.

Сын писал: «Вызлоровев после ранения,
нахожусь на передовых позициях. Подви-
гаемся вперед. На-лнях меня приняли в
кандидаты партии. Обязуюсь беспощадно
истреблять фашистскую нечисть. Высокое
звание коммуниста оправдаю в боях с
врагами...».

Когда мы уже познакомилиеь с пись-
мами всех четырех  сыновей-фронтови-
ков, Петр Кузьмич особенно бережно достал
потертый синий лоскут бумаги, где чер-
нильным карандашом торопливо было на-
писано несколько строк.

— 9то старое письмецо от Георгия, —
с нежностью проговорил он — Долго мы
от него весточки не имели, мать уже
всплакнула. А потом вдруг получаем вот
Это: «Здравствуйте, дорогие родители-—отец,
мать-—и братишка! Сообщаю о себе, что я
жив и здоров. Не писал вам давно пото-
му, что находился в тылу у немцев. Раз-
рушали их коммуникации около одного го-
рода. Колхозники всюду помогали нам гро-
уить фашистов. Сейчас мы думаем, как
бы скорее разгромить врага окончательно.
Пишите, тде находятся братья и каковы
их боевые дела. За меня. мама, не бес-
покойся. Нас много, & ты одна. Зло-
ровье у тебя неважное, а мы вее хотим
видеть тебя после войны здоровой и бод-
рой. Целую всех. Ваш сын п брат Гога».

Наступила короткая пауза. Последние
слова отец произнес взволнованно. У ма-
тери на глазах заблестели слезинки Ста-
рик заметил их и шутливо сказал, обра-
щаясь к нам:

— Читали мы это письмо раз десять,
и всякий раз она плачет.

— 9% я от радости. — вытирая пе-
релником глаза, улыбнулась Любовь Ми-
хайловна. — А радостная слеза — как
р0са, глаза не выест.

Заканчивая беседу, Петр Кузьмич ска-
зал:

— Все сыновья у меня хороши: на-
стоящие, советские. Не уступят один дру-
гому.

Да. не уступят! Замечательных сыно-
Bell, славных воинов-патриотов воспитала
семья Виногралвых.

Старший политрук А. ЧИРКОВ.
Техник-интендант 1-го ранга
ф. КОРЕЛИН.

a

победы

можешь уничтожить врага? И когда по-
думаешь серьезно, найдешь: твой <амо-
лет-——оружие! Твое сердце, которое уча-
щенно бьется, — оружие! Твоя жизнь,
которая теплится в груди и с которй
трудно и жалко расстаться, — оружие!
Твои глаза, мозг, рукм, воля, все—бое-
soe оружие!

`’Детчик Борисов погиб. И все мы, бал-
тийцы, знаем: Борисов погиб 60 смы-
слом. Свой самолет он не бросил,
а вместе с собой швырнул на ба-
тареи белофиннов. Еще не коснулись ре-
вущие моторы его самолета  промерзлой
земли, еще не ударились о крепкую сталь
орудий ето пораненные крылья — враги
узнали смерть! Смертельный вой ветром
прошел по всем озерам, и страх, дикий
страх. узнали враги, стоявшие возле ору-
лий. Они погибли раньше, чем летчик
Борисов ударил по их черепам обломками
своей машины. Борисов ударил в сталь
батарей, уларил в снарядные ящики .с
такой богатырекой силой, как вряд ли
уларил бы лвеналцатидюймовый футасный
снаряд. Лишь мелкие обломки остались там
от вражеских батарей.

‚ Терой думал лишь о том, как бы сде-
дать так. чтобы смерть его, вернее, 10-
следняя вспышка жизни. могилой стала
для них, врагов заклятых. И он все сде-
mad.

Мы преклоняемся перед погибшим лет-
чиком и часто произносим: «Он наш,
родной. балтиец!»

Да разве мало знаем мы других таких
примеров! В нашем полку был летчик
Петр Игатев. Как оч жизнь ненил! Пу-
скай другой сумеет так ценить ее. Как
pebenor, он восторгалея всом, не огорчал-
ся мелочами, любил людей. Он и по земле
холил, любуясь красотой ее. Как мальчик,
раловался, когла березы весной“ распуска-
лись Лелеял ттицу, все шутя, любя
лелал. Горячо, нежно любил он жизнь.
Тут спросят у меня: а смерть? Отвечу:
смерть Петр Игалев. презирал! Он не лю-

На-днях в Ворошиловграде собралось
свыше 800 представителей молодежи Co-
ветской Украины на антифашистекий ми-
тинг. Здесь — молодые рабочие Харькова,
Днепропетровска, Одессы, Львова, колхоз-
ники Полтавщины, Сумщины, Запорожья,
партизаны, летчики, артиллеристы, тан-
кисты, шахтеры Донбасса, стахановцы во-
рошиловградеких заводов, писатели, уче-
ные Кнева. 1

В презилиуме — руководители партии п

правительства Советской Украины, героин

ховетского Союза Шашло и Федорок, гене-

рал-майор Румянцев, старший лейтенант

орденоносец Нешурко, красноармеец-
артиллерист Хижняк, ° слесарь-стахано-
эец ворошиловгралекого завода Демьянен-
ко, — колхозница-комбайнерка  Хохленко,
зьвовекая комсомолка Ких, молодой map-
тизан Федор, украинские пасатели-орде-
поносцы Иван Ле, Анлрей Малышко, Паз-
ло Усенко, заслуженная артистка УССР
Васильева и другие.

тебе. ролная ната земля, мать
Украина, сегодня обращаемся мы,—то-
ворит, открывая митинг, Герой Советского
Союза тов. Шашло. -—— Тебе. украинский
народ, народ-богатырь, посылаем слова
привета, клятвы и верности. Мололежь
Советской Украины, правнуки славных 3a-
порожцщев, сыновья героев Великого Ок-
тября. сыновья партии Ленина — Сталина
в боях за отчизну изо дня в день куют
победу над фашистами. Близок час вашего
освобождения! Мы илем к вам! Ролной
Оталин вёдет нас в bof.

На трибуне — молодой артиллериет 07-
деноносец Хижняк. Он рассказывает о гё-
роических делах своих товарищей — 16
комсомольцах батареи лейтенанта Отганова,
принявигих неравный бой © многочиелен-
нымн вражескими танками. Герои погиб-
ли, но врага не пропустили. В нелавнем
бою танкист Литвинов уничтожил расчет
противотанковой пушки противника, 3a-
хватил ее и открыл уничтожающий огонь
по убегавшим немцам.

— Зимой фашистам было холодно. Сде-
лаем так, чтобы весной им было жаркм.
чтобы земля горела под их ногами, —го-
ворит Хижняк.

Взволнованные слова произносит моло-

дая колхозница комбайнерка тов. Хох-
ленко:
_ — Милли мы в довольстве и достатке,
но чорт принес непрошенных фапгистеких
«гостей». Они временно захватили часть
пашей Украины, покалечили много совет-
ских людей, разрушили города и села,
ограбили Украину. Гитлеровцы привезли
С собой облезлых парпеивых петлюровских
собак. Голодные, как волки, немпы накину-
лись на наше колхозиое добро. Мы видим,
как они хозяйничают, вывозят в голодную
Германию все до последнего зернышка.
Фапгистские собаки излеваются над наши-
ми девушками, истребляют детей. за все
это мы потребуем ответ с проклятых ок-
купантов!

От имени бойцов, командиров и полит-
работников Гвардейской ордена Ленина ча-
сти тоз. Василенка выступил Герой (%-
ветского Союза тов. Федорок. Он говорит
0 геронческом подвиге секретаря  комсу-
мольской организации своей части Шуми-
лова, который в одном из боев вступил
в единоборство с 18 вражескими танками.
Бесстрашный наводчик открыл сильный
огонь. Й хотя он был ранен 16 раз, пуш-
KH He оставил и продолжал вести огонь,
пока не подошло подкрепление.

— Сердце каждого из нас, как и все-
го многомиллионного советского народа.
пылает единым желанием: скорее очистить
нашу землю от фашистской погани, ско-
рее освободить наших отцов, братьев и ce-
стер, которые стонут в фашистеком ярме.

Тов. Федорок призывает молодежь ешь
амоотверженнее работать на фабриках,
ВаРотах и колхозных полях, больше изго-
ОВЛЯТЬ ВИНТОРОК, пулеметов, минометов,
автомалов, снапядов для Красной Армии,

—-

—

ЛЕНИНГРАД, 2 апреля (ТАСС). Обще-
ственность Ленинграда готовится отметить
700-летие «Ледового побоища».

В инетитуте истории Академии, наук
СООР состоится специальное заседание, на

бил её, но и не боялся. «Вели когда и
ватлянет ко мне костлявая старушка,— в
шутку говорил Игашев,—я буду драться

с ней. Не тронь, скажу, не тобою жизнь
хадена». .

Петр Игашев погиб в одном бою. И как
погиб! Три немецких истребителя он встре-
THI, уже возвращаясь домой. Они нападали.
Первого он сбил: Игашев сбивает сразу.
Настойчиво полезли другие драться. Ну,
понимаете сами, все закружилось: дома,
поля в глазах поплыли, закувыркалось
все. Мы знаем хорошо, что такое нерав-
ный возлушный бой. Где бой. там кару-
селятся и жизнь и смерть.

Обычно принято у нас считать: кто по-
сильнее, тот побеждает! Но бывает очень
часто совсем не так. Он самый сильный,
и вдруг он падает на землю; а слабый
случайно остается жить — уходит.

Петр Игашев был сильным. И вот Ига-
mes Ham погиб. Два «Мессершиитта» ата-
куют. Игашев не уходит — честно бой
ведет. (0 смерти, я толовой своей руча-
юсь, он не думал. Игашев храбро лрался.
И долго дралея. Хлестнулое пламя. Огонь
побежал от моторов к кабине. Крылья за-
торелись, задымились. Самолет Игашева
горит.

Не стал Игашев Петр искать спасения.
Внизу враги. № себе домой на аэродром
чалеко. Свернуть. из боя выйти, — только
смерть! Что же делать? Продолжать бой и
погубить фашистских «ассов»! Игашев на-
вязал им бой. Горящим факелом гонялся
он за ними. Они спастись хотели. Уходи-
ли. Метались. Он же за ними гонялся.

Игашев пошел на таран. Ударил
«Мессершмитту» в бок горящим са-
молетом.  Переворачиваяь п  стреми-
тельно падая, крепко держал Игашев,
д0 последнего вздоха. свой боевой штур-
вал. Стрелок-радист, когда Игашев вырав-
нивал торящий бомбарлировщик, знал, что
и он погибнет, но стрелял спокойно из пу-
теметов по третьему. Третий  задымил,
свернул от них налево. Полетел, качаясь,
горящей головешкой. Два вражеских само-
лета и наш, Петра `Игашева, упали рядом.
Третий лежал в степи подальше. Обломки
самолетов и сизый пелел говорили; нет,

Шитинг украинской молодежи

чтобы ускорить окончательный
фашистских оккупачтов.

— Немецкая погань соверпает на Ук-
Palle нослыханные зверства, — говорит
молодой шахтер Буря. — Фашисты хотят
запугать свободолюбивый украинский Ha-
род, превратить его в рабов немецких ба-
ронов. Наши шахты немцы хотят сделать
своими. Этому никогда не бывать! `Шах-
ты, которые временно находятся во власти
немецких захзатчиков, станут могилой дая
всех фрицев и гансоъ. Мы, бойцы шахт,
рубаем уголь и чувствуем. что рубим фа-
шистов. Каждая тонна угля, что я выбра-
сываю на-гора, — это мои снаряды на
собачки головы оккупантов. Скоро придет
радостный день, когда доблестпая Красная
Армия полностью освободит нашу землю
эт немецких оккулантов.

Славным боевым делам бесстрашных
красных партизан посвятил свой рассказ
тов. Федор. пришедший на митинг через
линию фронта.

— Не один раз, — говорит он, — наш
партизанский отряд наносил удары фаши-
стеким, штабам и гарнизонам. За смерть
‘старого партизана дялька Петра наш отрях
уничтожил 500 фрицев, так будет и даль-
ше, 10 тех пор, пока не уничтожим всех
оккупантов, пробравшихся на нашу род-
ную землю. Мы обращаемся к тебе, со-
ветская молодежь временно оккупирован-
ных районов Украины! Шире разжигай
пламя наротной партизанской войны. Иди
в партизанские отрялы. Уничтожай фанеи-
стеких собак. Смерть немецким оккупантам!

В’ зале долго гремят возгласы: Да Здрав-
ствует товарищ Сталин! Слава напему
батьку ридному! Смерть   немецким окку-
пантам!

На митинге выступили украинский поэт
Андрей Малышко, стахановец воропгилов-
градекого завода Демьяненко, секретарь
Харьковского обкома JRCMY Радченко.
старший лейтенант орденоносеп Непгурко,
секретарь  Ворошиловградского — обкома
ЛКСМУ Емченко, пятнадцатилетний боец
Н-ского° соединения  натражденный ме-
лалью Коля Белостоцкий, секретарь ЦК
ЛЕСМУ т. Хоменко и зав. отделом пропа-
танды и агитации ЦК КП(б)У т. Литвин.

С огромным под’емом участники митин-
га приняли приветствие товарищу Сталину.

— Советекая власть, коммунистическая
партия и вы. торогой товарищ Сталин, —
говорится в приветствии, — дали нам, мо-
лодежи Советской Украины, зажиточную
жизнь, свободный труд, открыли перед
нами лвери университетов и школ. Вог
почему больше жизни, больше солнечного
света любим мы родную мать-Украину.
За нашу родину, за партию. за свобол-
ный труд, за счастье родного нарола мы
будем биться с погаными фашистами, не
жалея собетвенной жизни.

— Не булет украинец рабом! — тневно
отвечает наш народ.

— Смерть немецким  палачам! — гре-
мит по украинской земле. И этот боевой
клич слышит ролная Красная Армия, co-
крушая орлы врага в своем наступатель-
ном порыве.

Мы твердо знаем, что недалек чае 9с-
вобождения, когда

`° Солнце-Украина,
Сказочная песня,
Из-под пепелища
Снова ты воскреснемть.
Й полата кровью,
Отомщенной, вражьей,
Ты опять воскреснень

Украиной нашей.

За этот чае. за час победы нал врэгом
мы клянемся вам, родной Иосиф Виесарио-
нович, бороться до последнего дыхания,
до послелней капли крови.

Митинг принял обралщение к мололежи
временно оккупированных областей Украи-
ны. послал приветствия  руковолителю
украинских большевиков тов. Хрущеву,
героическим защитникам Москвы. Ленин-
града, бойцам и командирам Юго-Западно-
го и Южного фронтов.

разгром

700-летие „Ледового побоища“

котором будет заслушан доклад, посРящен-
ный этой дате. Лекторий горкома ВВИ(б)
организует лекции и беседы на предирия-
тиях, в рабочих клубах, воинских частях
и госпиталях.

не ‘умер наш Игашев. Он до конца борол-
ся и победил. Последние, дорогие, никогда
не повторимые минуты Петр Игашеь от-
дал своей отчизне...

А вот. Чевыров, Харлампович, Харчен-
ко. Вот Зильберштейн. Вы видели их тог-
да на аэродроме, летом. Какие скромные
ребята! Не раз бывали в переделках. Не
раз дрались, как черти,.-— смотреть было
приятно. Я в них души не чаял. Любнли
возлух, простор... А вот однажды бомбар-
дировщик Чевырова подожгли.  Садаться
негде. Берег далеко. Вода зеленая. холод-
ная. А падать только в воду. Чевыров
смертельно ранен. Он летчик. Харлёмио-
вич убит. Он штурман. Зильберниейн убит
—стрелок-радист! Машина палает. Улар в
воду, а пламя все бушует.

По пояс в ледяной воде стоит за пуле-
метом второй стрелок-радист, балтиен Хар-
ченко. Наш, украинец! Радист насторожен.
Машина грузнет в воду. Все ниже, ниже...
Моторы скрылись пол водой Лишь крылья
держатся. Качнется еще—-и медленно по-
гружается...

Проклятый враг вверху нал  тонушим
самолетом. Он пикирует. Как коршун па-
дает. Стреляет... Но Харченко упрям, как
дьявол. Он дешево не даст сейя убить.
Стреляет сам. Бьет по mean. I ‹амолет
врага так заревел, так взвыл. буд сто
самолетов падали в зализ Он падает на
воду близко, возле костра. Брызги ледяной
воды фонтаном взвились, лицо стрелка-
ралиста Харченко облили.ми словио девя-
тибалльной волной накрыло торящий са:
уолет. Качнуло, броеяло, и.все затихло.

Отрелок-радист полнялея на крыло, еще
торчавшее нал водою, п видел, как перох
чим в пютоках масляной волы в воронке
бесследно хоронили волны гнусного врага.

Мы Харченко спасли. Оя злесь, у нае,
в полку.

— Уж если умирать, — сказал в
конце полковник,—то слелай так: своею
смертью убей врага! А сам умри с поль-
30H, не думая о смерти.

Полковой комиссар
Г. МИРОННИЧЕНКО.

Краснознаменный Балтийский флот: