пес en ОНТ,

©. 15 955

a soe

_—

4 апреля 1942 г, Ne 79 (1030)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Шире использовать боевой опыт моряков-гвардейцев.

СОНОЛЫ

Замечательные дела ‘творят летчики
полка, где командиром полковник Юмашев.
Они барражируют над Севастополем, за-
шищая этот героический‘ город от налетов

* т ма
‚ Сталинские   Герои тор

}

\
}

фашистеких стервятников. Они штурмуют

вражеские позиции, расстреливают немец-
кие колонны ‘на подотупах к тороду, гро-
MAT фашистские самолеты на аэродромах.
Нигле нет спасения немецким пеам ог
меткого огня и б0мб славных сталанеких
соколов, воспитанников смелого и наход-
чивого полковника К. И, Юмашева. Бо-
лее ста боевых вылетов сделал команлир
полка. личным примером показывая, как
Halo драться с врагов. Девятьсот трил-
пать возлушных бов с фашистскими
стеррятниками вылержал полк, и в каж-
лох бою побела оставалась за советекими
летчиками. Сто сорок фашистских само-
летов уничтожили летчики славного тюл-
ка. Три тысячи вражеских соллат и офи-
церов истреблены метким огнем летчиков
славного полка. Оталинокие соколы унич-
тожили с начала войны 114 полевых и
зенитных орулий, 19 танков, 24 броне-
машинь, 588 автомобилей, 244 минохэ-
та и пулемета, 452 повозки и много лру-
того военного имущесгва. Таков боевой
счет авиационного пюлка. Так сражаются
теронческие летчики славного полка, за-
шищая свою родину-мать от фашистских
захватчиков.

Многие летчики полка имеют уже свы-
ше 250 боевых вылетов. Летчики Спиров,
Давытов, Пономарев, Денисов и многие
другие уже имеют на боевом счету по ля-
ти и более сбитых фашистских самолетов.

Эскадрилья пол командованием трижды
орленоносца тов. Демченко в течение од-
ного хня уничтожила почти целияом ру-
мынский кавалерийский полк.

Немецкие летчики, как огня,  ббятся
истребителей полковника Юмашева. Бой
одного нашего летчика против двух, трех,
а иногда и пяти фашистов — обычное яз-
ление в боевой практике полка. Лейте-
nant Богланов схватился © шестью стер-
вятниками, одного сбил, & пятерых про-
гнал. Нередко дрался с двумя, тремя вра-
жескими самолетами и сам полковник
Юмашев.

Верный сын грузинского народа, лет-

чик Берешвили сразился с пятью враже-  0

скими самолетами. Двух немцев сбил от-
_Ражный летчик, но, спасая командира эс-
кадрильи, принял fo © третьим фашист-
ских стервятником, уже почти не имея
(оезапаса. Видя, что командиру грозит
гибель от наседавшего с хвоста «Мессер-
шмитта», Берешвили пошел на таран,
сбил третий вражеский самолет, но погий
и сам смертью героя.

В суровых боях учились драться лет-
чики полка. Побехы не давались легко.
Летчик Соколов в точности повторил бла-
горолный поступок Гастелло, врезавиись
вместе с горящим самолетох в колонну
тражеских войск. Дорогой ценой оплатили
немцы смерть героя. Отпненный смерч раз-
метал десятки машин © горючим, кучя
обгорелых трупов остались валяться на
хороге, рядом < обломками советского с3-
молота.

Сегодня радио донесет до славных ста-
линских соколов радостную весть © пре-
образовании их полка в шестой гвадщей-
ский авиационный полк.

Это радостное событие еще сильнее
влохновит крылатых гвардейцев на но-
зые подвиги в борьбе за освобождение
polnolt советской земли от фашистских
захватчиков.

3     6
„Малютки“
ными механизмами. Враги не знали точ-

HO, где она, и бомбили наугад. Часто,
очень часто они были близки в цели.

Какими крошечными, какими хрупкими
кажутся эти подводные лодки среди волн
моря или на фоне диких гранитных скал!

«Бэби» — сразу назвали их  пришед-
шие в Заполярье англичане.

— Малютки! — с нежностью и Ува-
жением говорят советские моряки.
С уважением, потому что эти самые

маленькие из наших кораблей, если не
считать торпедных катеров и охотников,
¢ первых дней войны обружены боевой
славой. Хрупкие на вит только для того,
{0 их по-настоящему не знает, они 95-
ладают высокими морсходными качества-
уи. Легкие и увертливые, они неуловиме
проникают во вражеские гавани, топят
фашистские транспорты прямо у прича-
JOB

Служба на «малютках» давно счита-
лась у подводников школой вынослив-
сти, неустрашимости, находчивости. у л-
дей: плававших на этих лодках, всегда
особенно ярко проявлялось чувство ответ-
ственноети за свой боевой пост, — ведь
здесь, как нигде, от расторопности и вву-
тренней собранности каждого рядовото
бойца зависят и успех операции и судьба
корабля. Люди © «малюток» — носители
лучших качеств и традиций русских мо-
ряков. И сегодня наш Флот ¢ YANBACT-
ворением встретит весть 0 том, что в
список первых кораблей-гварлейцев вклю-
чены две «малютки».

(ло семьдесят первая, сто семьдесят
четвертая... Этими лолками гордится наш
Северный флот.

Cro семьдесят четвертой командует ка-
питан-лейтенант Егоров. Шесть лет назаа
OH окончит военно-морское училище И
Bee ЭТИ ГОДЫ проилавал на ‘«малютках».
Полвотники знают, как много это значит,

dora, которой командует Егоров, всег-
2 отличалась исключительной сплочен-
BOCTE IO. команды. Здезь была создаша 0б-

хм
gts i

Бить врага По-

В морских боях, которые вели с вра-
гом моряки Краснознаменной Балтики, на
почетное место вышли младшие братья
уогучей и дружной семьи Балтийского
флота — торпедные катера.

Этими маленькими кораблями  руково-
днли люди необычайной силы воли, хра-
брости — командиры сталинской закал-
ки. В боевой семье катерников родилась
советские богатыри, ныне Гери  Совет-
ского Союза тт. Осипов, Афанасьев и Гу-
маненко.

В срыве немецкого плана молниеносно-
го захвата  Денинграда маловажную
роль сыграли торпедные И Балтики.
Ora с поразительной смелостью нападали
на крупные соединения вражеского флота
и превратили заманчивые для немцев
водные дороги Финского залива в кладби-
ще фашистских кораблей.

- Капитан-лейтенант Осиюв — один из

первых в славной  плеяде  катерников-
балтийцев. За ним уже укрепилась клич-
ка «истребитель немецких миноносцев».
Осипов потопил 3 немецких миноносца
и два подорвал. В его боевой список
входят 4 потопленных крупных фашист-
ских транспорта с вооружением, боепри-
пасами и тысячами отборных фашистских
головорезов, 2 сбитых вемецких самолета
и «мелочь» в виде’ нескольких уничто-
женных шхун.

Не отстает от своего товарища и
старший лейтенант т. Гуманенко. С ис-
каючительной дерзостью выполняя все
боевые операции, этот командир своим
личным примером увлекал подчиненных в
бой, воспитывал в них бесстрашие, му-
жество и дерзость. Два потопленных ми-
ноносца. один транспорт, два подорванных
миноносца, лидер и сторожевик и пущенные
ко дну грушюй катеров под его командой
крейсер типа «Кельн» и два миноносца—
вот итог его боевой работы.

Испробовали немецкие выродки и силу
лейтенанта Афанасьева. 3 миноносца,
6 транспортов, один сторожевой корабль,
2 самолета пущены ко дну этим бес-
страшным, мужественным командиром.
Путь к победе лежал через годы упор-
ного труда. Любовь к морю, любовь к
своей родине, к. партии Ленина— Сталина
закаляла поколение этих железных  хра-
брецов, «кавалеристов моря».

Когда бы врат ни появился в зоне
действия торпедных катеров, отважные
терои в любое время, при любой обета-
новке решительно и смело производили
атаки и пускали фашистские корайли ко
_ Воюют не числом, а умением. Советские
ватерники-балтийцы открыто нападали на
врага, обладающего подавляющим превос-
ходетвом в силах, и побеждали.

В операциях 26 июдя т. Осипов pac-
полагал тремя торнедными катерами, у
противника было 26 кораблей, среди них
% миноносца, 8  сторожевиков, 6 траль-
mukos и 8 торпедных’ катеров. Время —
полуденное, Чуть-чуть ослабляет  види-
мость воздушная дымка.

Осипов идет на сближение. Фапистские
корабли ставят сплошную огневую завесу.
Разрывы снарядов преследуют храбрецов
по пятам. Вот-вот, кажется, огненная
смерть настигнет их. Но катеша Осипова
мчатся вперед. Пятнадцать кабельтовых...

становка. в которой малейшее нарушение
дисциплины встречало дружный  отиор
всего. экипажа. Бойцы, как святое свя-
THX, берегли честь своего корабля, а в
JHE отечественной войны увенчали его
боевой славой. 3а отвагу и мужество. за
подвиги, соверщенные в северных морях,
вся команда лодки награждена орденами.

Вот один из этих подвигов,

Восемь суток дежурила лодка Егорова
на подходах к вражескому порту, олнаво
HH OJHH корабль не прошел мимо ee I~
зиции. Не хотелось возвралцаться в базу с
неизрасхолованным боезапасом, и коман-
лир решил проникнуть в самую гавань—
уничтожить корабли врага там, где они
считают себя в безопасности. Замысел
был дерзок и смел, но разве не для та-
ких дел готовил. Егоров свою команду?

Лодка убрала перископ и на большой
тлубине прошла узкий вход в залив. Ко-
мандир уверенно вел ее. пользуясь точ-
ными расчетами штурмана Усенко. Ког-
да перископ был TOIUAT, лодка находи-
лась уже во вражеской гавани. Вдоль
причальнойх стенки стояли один за другим
два транспорта: первый, тысяч на в0-
семь тонн, второй -— тысяч. на пять.

Морские часы над штурманским сто-
ликом в центральном посту показывали
17 часов 35 минут. А в 17.38 оба
транспорта уже скрывались под водой.
Две торпелы, выпущенные Егоровым, от-
правили их на дно бухты.

Ве огневые  срелства, имевшиеся в
тавани, открыли по ней стрельбу. Необыч-
ным, еще не применявшимся в практике
приемом Егоров ускорил уход лодки на
глубину. Но по гавани уже шныряли
противолодочные корабли.  Подволники
услышали над собой разрывы глубинных
бомб.

Чтобы сбить преследователей со следа,
лодка притаилась на грунте © выключен-

жжх

шедных катеров.

i
Ps

мандовать: «Товсь! Зали». Это уже навер-
няка. И ‘действительно, все’ пять  Торпед
попали в цель. Двух немецких миноносцев,
одного транспорта, одного сторожевика —
как не бывало. Взрывы, столбы дыма и
огня, обломки.

`Вторая замечательная операция проис-
ходит через пять дней. Яркий — легний
день. Полуденное жаркое солнце, Видя-
мость прекрасная. У Осипова четыре ка-
тера. У противника пять миноносцев.
Быстро зреет план атаки. Противник ви-
дит, как на ладони, мчащуюся к чему
четверку катеров. Он обрушивает на них
страшной силы артиллерийский огонь.
Но злоба не смелость, а ожесточенность
не сила. Когда катера осиповекого отряда
прорывают свою дымовую завесу, перех

их глазами открывается неожиданное. зре-
лище странных «маневров» противника.

Миноносцы прячутся друг за другом. Не-  )

Сокрушительные удары
бомбардировщиков

смотря на это, от торпед осиповского от-
ряда погибли 2 немецких маноносца, тре-
‚тий был основательно подорван.

Сентябрь оказался для наших катеров
выдающимся по количеству ударов, нане-
сенных врагу. сентября четыре совет-
ских катера атаковали в Ирбенском про-
ливе большой караван противника. Лей-
тенант т. Афанасьев участвует в опера-
ции; после которой противник теряет

рация длилась несколько минут. Без по-

тились в базу. Через несколько дней
капитан-лейтенант Осипов проводит новую
замечательную операцию. Два торпедных
катера атаковали 7 немецких миноносцев
и победили. Осипов с искусством‘ настоя-
щего мастера выбрал момент атаки,
С 18—20 кабельтовых катера бы-
ли замечены врагом. Фашисты не могли
себе представить, чтобы два катера атахо-
вали ‚ столь мощную флотилию минонос-
цев. Они предполагали, что идут свои,
и подняли опознавательные. Но, не дож-
давшись ответа, открыли огонь. Огнен-

Афанасьев поставил дымовую завесу и
дал залп по двум вражеским транспорта,
нагруженным ‚войсками. Торпеды попали
в цель. Транспорты один за другим взор-
вались и затонули. Еще залп делает дру-
гой катер. Еще транспорт взрывается.
Так смей атакой был сорван солидно
подготовленный и подкрепленный сильной
флотилией миноносцев план фашистских
десантов.

27 сентября враг бросил к острову
№ целую эскадру: крейсер типа
«Кельн», эсминец типа «Гане Людеман»,
пять эсминцев типа «Леберехт Маас». Они
ворвались в бухту и стали обследовать
Ram берег, пытаясь подавить огневую
точку. В этот момент старший лейтенант
Гуманенко вывел в атаку на врага че-
тыре торпедных катера. На одном
этих катеров был и Афанасьев. Фашиет-
ские самолеты пытались помешать атаке.
Но смелые катерникм открыли 10 ним
пулеметный огонь. Две торпеды Афанасье-
ва стремительно пошли на крейсер. В ту
же цель направилась торпеда с другого
катера. Произошел взрыв.
«Кельн» погрузился в воды Балтики,

Так изо дня в день самоотверженны-
ми, героическими налетами славные герои
отечественной войны Осипов, Гуманенко и
Афанасьев множили славу русского м09-
ского оружия. Своими дерзкими атаками
они нанесли большой урон гитдеровекому
флоту, оказали огромную помощь герои-
ческих защитникам Ленинграда.

Полковой комиссар С. АРСЕНЬЕВ,
Батальонный комиссар Е. ДОБИН.

cae SSCS SSS SS SS SSS SSeS r= sessment sees Sinmnees и в === р

м

От разрывов Gomi вылетали ‘стекла Ha
приборах, с подволока кусками  отвали-
валась пробка.

‹ Командир лодки Егоров, пармрг мич-
ман Гусев, секретарь комсомольской ор-
гавизации радист Боровков обходили от-
секи и ободряли бойцов. И люди, муже-
ственно смотря в глаза смерти. стойко
беролись за жизнь. Потух свет — вклю-
чили аварийное освещение. Начала mpo-
сачиваться вода через кингстоны и. кла-
паны забортных отверстий — приняли
Без меры,чтобы ее остановить,

— Это ничего! Важно, что фашистов
уничтожили, а с водой как-нибуль спра-
виуся! -— сказали командиру ториеди-
сты Кречетов и Баев, когла течь появи-
лась и в их отсеке.

Подводники были уверены в своем ко-
мандире и в собственных своих силах,
У них хватало выдержки спокойно счи-
тать разрывы глубинных бомб. Онил на-
считали 34 бомбы. Любй из них было
достаточно, чтобы уничтожить лодку Но
лодка уцелела. Когда все стихло, она на
предельной для своего корпуса глубине
вышла из узкого фъорда.

К этому времени лодка перекрыла ‘уже
  все обычные нормы непрерывного пе-
 бывания пох водой. Чтобы поддерживать
дыхание, люди брали в рот патрубки pe-
тенерационных патронов. Каждое лвиже-
ние вызывало болезненное серхцебиение и
тяжелую одышку, как у человека, про-
бежавшего несколько километров.

Мичман Гусев нес вахту на горизон-
тальных рулях. Электрическое управле-
ние вышло из строя — рули надо было
переклалывать вручную. Это тяжелая pa-
бота даже в нормальных условиях, Что-
бы выполнять ее, когда воздуха нехва-

—————ы—ыыы=—«„ А —А—А——/—А———/——’————/—„”„’/ —/—

один миноносец, один транспорт. Вся опе-.

верь и повреждений наши катера возвра-.

ная петля захлестывала смельчаков. Тов.

ИЗ

Крейсер.

R

гвардейски!

Е мо Ke

Артиллеристы-зенитчики подводной лодки, где командиром Герой Советского

Союза капитан-лейтенант И. Фисанович, ведут огонь по вражескому самолету

(Северный флот).

h

С первых дней Великой отечественной
войны авиационный полк Героя Советско-
69 Союза подполковника Токарева наносит
‘докрушительные бомбардировочные удары
по военным об’ектам и войскам врага.
Тетчики полка сделали свыше тысячи са-
молето-вылетов, потопив 11 транспортов,
3 монитора и канлодки. уничтожив 99
танков, 19 бронемашин, 162 автомашины,
27 орудий и свыше 7 тысяч фашистских
солдат и офицеров. Меткими ударами
взорвано 9 складов боезапаса, 5 нефтеба-
ков и подожжены 2 нефтезавода. Славные
соколы полка уничтожили 82 самолета
противника, из них 41 сбили в воздуш-
ных боях и столько же сожгли на а9р0-
дромах. Полк. Героя получил высокое зва-
ние гвардейского полка. Это воодушевляет
и зовет лачный состав на новые победы,
‚ Наши летчики будут свято хранить и
Унояить боевые традиции полка. Морские
бомбардировщивм Черноморского флота по-
казали образцы храбрости, тактической
грамотности и взаимной выручки в боях.
Они будут громить врага с новой силой.
упорно совершенствуя военное мастерство.
Сталинские соколы, презирая смерть BO
‘имя победы над фашизмом, проникали
всюду и наносили немецким оккупантам
удар за УДаром. Они будут ‘и впредь ра-
зкть врага с таким же воодушевленаем,
упорством и настойчивостью. Залогом на-
шей победы служит опыт гвардейцев. их
умение воевать. Вот несколько эпизодов
из боевых действий летчиков-гвардейцев.
`На аэродроме С. фашисты сконцентри-
ровали большое количество самолетов.
Сплошная облачность и дождь затрудняли
‘полеты, но группа бомбархировщиков под
‘командованием майора Костькина вылете-
‘1a нанести врагу удар. Летчики преодоле-
‘ли все препятетвия и уничтожали Ha
аэродроме 35 фашистских самолетов.

В другой раз майор Костькин сквозь
Чраганный зенитный огонь прорвался в
лыл противника и нанес немцам сокоу-
прительный удар. Меткий бомбардир штур-
хан Толмачев и стрелок-радист Коншин
Чничтожили 3 танка, 10 автомашин, 2
полевых орудия, пост наблюдения и де-
сятки фапилстских солдат. Ha обратном
пути, встретившись с двумя истребителя-
ми противника, они один сбили, а другой
‘Фбратиги в бегство.

”” Штурман орденоносец Толмачев за по-

‘следние 30 боевых выдетов, будучи ве-.

дущих в труппе бомбардировщиков, унич-

тает, H TOMY, KM сидит неподвижно,
нужна стальная выдержка. стальная, не-
сгибаемая воля. Эти качества нашлись у
мичмана Гусева. Нашлись они у торпе-
листов, у электриков, у всех бойцов под-
водного корабля, своею стойкостью 00ес-
печивиеих выполнение смелого замысла
‘командира. За это их и назвали гварлей-
цами!

‚ «Малютка» капитан-лейтенанта Стари-
кова отправила в глубины полярного мо-
ря пять фашистских транспортов, в чис-
ле их большой танкер. Когда лодка шла
Wa него_в атаку, акустик доложил, что
права и слева слышен приближающийся
шух винтов. — шесть кораблей охране-
ния искали подводную лодку, чтобы за-
бросать ее глубинными бомбами, Но Ота-
риков не свернул с боевого курса и успел
выпустить торпеды. Танкер взорвался, и,
когда спустя четыре часа’ лодка BCAA
в этом районе, над морем еще стояло за-
pero от пылающей нефти. Тысячи тонн
горючего недополучила в этот день ар-
мия гитлеровского тенерала Дитда!

Не раз Стариков проникал во враже-
ские гавани Олин из таких дерзких рей-
ов в тыл противника едва не закончил-
ся гибелью лолки.

В тот. раз, с большим трудом тиюбрав-
пись в бухту (сильный отлив мешал ит-
ти по счислению), командир обнаружил
у причалов лва фашистских корабля, Спе-
фели стоял лвухпалубный ‘товаро-пасса-
жирский пароход водоизмещением OKOTO
семи тысяч тонн, за ним— другой транс-
порт. ,

Двух торпед хватило, чтобы уничто-
жить 06а сулна. Лодке удалось незаме-
ченной лойти ло выхола из бухты, HO B
самом. узком месте она наткнулась на
прютивололочные сети. Одновременно на-
чалась бмбежка

Полтора часа Стариков  хлалнокрювно
пытадея освоболиться от сетей всеми воз-
можными способами. Срели разрывов глу-
бинных Goud, mp резких  лиферентах
команта лолки сохраняла спокойствие и вы-
держку. Эти полтора часа были непре-

Фото Н. Веринчука.

шин, 680 солдат и офицеров. Штурман
эскадральи дважды орденоносец Егельский
за последние 10 боевых вылетов, будучи
также ведущим в группе, уничтожил
% танка, 7 орудий, 4 миномета, 56 авто-
машин, 19 повозок и 385 фашистских
солдат и офицеров. Молодой штурман
старший лейтенант Куприянов в четырех
последних боях с группой бомбардиров-
щиков уничтожил 2 танка, 35 автома-
шин, 17 повозок и 280 солдат.
Героическимм подвигами прославились
летчики дважды орденоносцы Беляев и
Феофанов. В жестоких схватках с фаши-
стами выросли и закалились командяры
самолетов, штурманы, стрелки-радиеты и
техники. За мужество, отвагу и героизм,
  проявленные в борьбе с фашизмом, прави-
тельство наградило орденами 42 товари-

ща: среди них коммунисты  Костькин,
Толмачев, Беляев, Феофанов, Егельский,
Великов, Агапкин и другие. 9т0 люди

сталинской закалки, Они изо дня в день
умножают боевую мощь морской авиации.

Героическые подвиги коммунистов спла-
чивают комсомольцев и’ ‘беспартийных.
Любовь к партии Ленина — Сталина ярко
выражена в росте партийных рядов. За
это время партийная ‘организация полка
выросла больше чем на 140 членов и
кандидатов. Лучшие, проверенные в боях
летчики, техники, штурманы и радисты—
орденоносцы Беликов, Клименко, Борисов,
Родин, Гордеев, Тюфяков и другие —
приняты в ряды партии.

Вольшую роль в повышении боевой
мощи полка, в воспитании героизма и вы-
сокой организованности сыграли военные
вомуссары. Комиссар эскадрильи старший
политрук Карпов, летая в бой в качестве
титурмана, показывает пример отваги и
мужества. Будучи ранен, он не прекращал
огня и бил фашастов до последнего пат-
рона.

Летчики и техники, командиры и ко-
миссары 5-го Гвардейского авиационного
полка с честью оправдают высоЕое зва-
нае.

Военный комиссар 5-го Гвардейского
авиационного полка
батальонный комиссар И. МЕЩЕРИН,

Е ЕЕ

рывным подвигом горсточки героических
советских людей, положение которых
залось безнадежным.

Понимая. что в конце концов какая-
нибудь бомба неизбежно поразит лодку
прямым попаданием, командир решил
веплыть и попытаться вырваться из бух-
ты в надводном положении.

Команда с воодушевлением
это смелое решение,

— Веплывайте, товарищ командир.
Мы вам сразу обеспечим самый макои-
мальный ход, на какой только способна
наша «малютка»! — заявил, выражая
общее настроение, старшина группы мо-
тористов Соколов и в несколько секунд
изготовил дизель к пуску.

Орудийный расчет приготовился выско-
чить на палубу. Верхней вахте были р03-
ланы гранаты. Стариков сознавал, что
у него немного шансов выйти победите-
лем в слишком уж неравном бою Но ко-
мандир’ тверло знал одно: он не лопустит
захвата лодки противником. Гварлия по-
рибает, но не’ сдается! А подвохники. и
He называясь еще гвардейцами.   всегда
чувствовали себя ими.  Геролческая
команда единодушно выразила тотовность
взорваться вместе < кораблем. если нель-
зя будет вырваться. Инженер-лейтенант
Смычков добровольно взялся взорвать по-
греб с боезапасом. Он уже стоял нагото-
ве с гранатой...

В последний момент команлиру ула-
лось на перископной глубине -фореирю-
вать сеть. Через несколько минут лодка
печезла в открытом море, уйдя на пре-
дельную глубину. Фашисты так и не су-
мели в собственной бухте Уничтожить
славную «малютку».

Онз невредимой вернулась в базу и с
тех пор потопила еще не олин корабль
врага, завоевав своими побелами право
быть в первых рядах рожденной сегодня
полводной гварлии.

Командиру гварлейской полвотной лот-
ки Отарикову соголня присвоено высокое
звание Героя Советского Союза.

Н. ЛОГОВ.

ветретила

*
Лоблестные
подводники

Сегодья в славной плеяле Героев Co-
ветекого Союза наш флот и вся страна
прочтут имена капитан-лейтенанта Фиса-
новича, капитана 3-го ранга Лунина.
Немало доблестных дел вписали эти ге-
рои подводных глубин в историю отече-
ственной войны с немецкими захватчика-
ми. За Полярным кругом на широком про-
сторе северных морей враг не раз испы-
тал разящие улары полволных лодок, KO-
торыми команауют Фисанович и Лунин.

Герой Советского Союза Израпль Ильич
Фисанович— командир лодки «М-172». Се-
толня правительство наградило этот ко-
рабль орденом Красного Знамени. Цемало
дерзких операций провела эта «малютка»
во’ вражеских водах, лихо атакуя фашист-
ские корабли и пуская их на морокое
дно. Боевой счет потопленных кораблей
лолка открыла в первые нелели отечест-
венной войны. Тогла, выполняя боевое за
дание, Фисанович отважно и умеле про-
вел свой корабль в один из крупнейших
неприятельских портов. Форсируя проти-
володочные заграждения, минуя полвод-
ные скалы и мели. лодка лнем вошла
внутрь фашистской гавани. Фисанович н&
несколько севунх полнял над водой пери-
скоп. В глубине бухты стоял фашистский
транспорт водоизмешением около 7.000
тонн. Командир позел лолку в атаку. Вы-
пущенные торпелыь попали в цель. В та-
вани раздалея мощный взрыв. Лолка раз-
вернулась и стала уходить из гавани. Рея
операция произошла столь точно и быстро,
что противник не сразу пришел в <ебя. Фа-
шисты опомнились лишь  тогла, Ror
советской лодки и след простыл: она на-
холилась уже далеко в открытом море.

После этого «М-172» не раз`отважно
лействовала во вражеских волах, нанося
фашистскими кораблям разящие удары.
Однажды Фисанович повел свой корабль
в атаку на тоанепорт, который шел в
охранении фалтистских военных кораблей.
Несмотря на охрану, транспорт волоизуе-
нением в 6.000 тонн был пущен ко, лну.
Корабли бросились в погоню за полвотной
лолкой. Море векипало от десятков ‘сбро-
шенных глубинных бомб. Олнако Фисано-
РИЧ ИСКУСНО и смело вывел свой корабль
из-под ударов противника.

В боях с врагами родины повышалось
и оттачивалось боевое мастерство коман-
лира Фисановича. Смелость и решитель-
ность, дерзость и настойчивость в выпол-
нении боевых заданий — основные каче-
ства этого repos. B боевых походах, в
ожесточенных схватках с фапгистами Фи-
санович передает свои. знания и опыт все-
му экипажу лодки.

Герой Советского Союза Николай Алек-
сандрович Лунин — командир подводной
лодки «Щ-421». Эта лолка также сегод-
ня ‘пагражлена орденом Красного Знаме-
ни. Под команлованием Лунина  красно-
знаменный корабль в сложных навигаци-
онных условиях Севера отлично выполнял
все задания Командования по борьбе с
немецкими захватчиками.

Торпелнымн залпами «Щ-421» вычерк-
нуто из тоннажа фашистского флота око-°
ло 50.000 тонн. Отважно действуя на
коммуникациях противника, лодка пото-
пила 7 фашистских транспортов. Особен-
но удачным был один из зимних похолов,
когда за 10 дней пребывания в море пол-
волники пустили на морское дно три
неприятельских трапспорта. Первая встре-
ча произошла в зимний лунный вечер.
Лодка дерзко атаковала вражеский транс-
порт, который сопровождали сторожевики,
Транспорт пошел на дно. Оторожевики
бросились в погоню за лолкой и стали за-
брасывать ее глубинными бомбами, но
Лунин, умею маневрируя, вызел лодку из
зоны бомбежки. Потопив вскоре после
этого еще олин вражеский транспорт, лох-
ка в третий раз встретилась в море ©
противником. Огромный транспорг очевит-
но с ценным грузом сопровождала усилен-
пая охрана, состоящая из сторожевиков
и катеров-охотников. Лунин дерзко пошел
в атаку. Торпеды попали в цель, и транс-
цорт скрылся в пучине. Взбешенные по-
терей, фашисты бросились в погоню 3%
лодкой. Морская глубина сотрясалаеь от
взрывов 60\б. Додго продолжалась бм-
бежка. Но никто на лодке не дрогнул, не
потерял самообладания. Весь экипаж му-
жественно и умело выполнял свои обя-
занности, четко управлял боевыми меха-
низмами,

Побелно завершив боевой поход, лотка,
невредимой возвратилась в базу.

Ю. ДНЕПРОВ,

Смелый бросок

БРЯНСКИЙ ФРОНТ, 3 апреля. (Спец-
корр. ТАСС). Шел многочасовой ожесто-
ченный бой. Противник засел в лдзотах
и хорошое укрепленных блинлажах и бе-
шено отстреливался. Ломзя отчаянное co-
противление фашистов, наши бойцы упор-
но пролвигались ‘виеред.. В первых рядах
паступающих были комсомольцы во главе
с комесоргом Брагуновых Он первым вор-
вался во вражеские блиндажи, штыком и
прикладом расчищая себе дорогу. Бок о
бок © ним шел ero друг — помощник
пцомандира взвода Захаров.

В ходе боя комсомольцы намного
выдвинулись вперед своего подразделения.
Сопротивление врата усиливалось. Никто
тэ юных большевиков не дрогнул, не ог-
лянулся назад. Комсомольцы стойко 0б0-
роняли захваченные у немпев блиндажи.
Их боетой пример воолушевил всех б0й-
os потразтеления, Смелым броском опи
овладели еще несколькими блиндажаии и

ринулись в брешь, образовавшуюся в 000-
pone фаптистов, На поле боя осталось

свыше 100 трупов немецких солдат и
  офицеров.