Браге. Во Rr Aa aS Tee

м

=

9 апреля 1942 г, № 83 (1034)

АСНЫ

й Флот

Театр на Фронте

Весть о приезде артистов мгновенно об-
летела передовые позиции. Через короткое
время блиндак заполнили бойцы. На сво-
бодной площадке, жоло двух метров ши-
ривой, пох тускло светящейся «Летучей
мышью» пять человек спокойно и делови-
то снимали © себя белые маскировочные
халаты, раскрывали рюкзаки, готовились
к работе.

Аккорхеониет перебирал клавиши. Ак-
триса пудрила лицо. Цевеи пробовал го-
106, а двое других,  пуимостивииеь на
патронном ящике, расправляли складки
на слегка помятых костюмах.

Фронтовая пятерка тезтра Краснозна-
именного Балтийского флота, спев привет-
ственную песенку, начала концерт...

..В это же время на другои участке
Ленингралекого фронта другая  патерка
людей. тоже облаченных в маскировочные

халаты,  пробуралась на энский ферт.
Третья группа  адистов в теплом и
чистом  кубрике корабля в 9710 же
зремя по  настоятельному требованию
аудитории исполняла злободневные куп-

леты о капитальном ремонте. Краснофлот-
цы особенно живо вослеринимают куплеты:
они написаты на местном материале, в
них упоминаются фамилии передовиков,
известных на корабле каждому бойцу.

...В палату госпиталя входит девушка.
Здесь лежат тяжело раненные. Им трудно
самим читать. Они просили рассказать

что-нибудь смешное. Bor 3a этим-ю и

пришла левушка. Ей, актрисе театра,
признательны и блалодарны, ее не хотят
отпускать, заставляя читать некоторые
вещи по нескольку раз подряд.

..Медленно гаснет большая люстра в
зале Дома флота. Голубой бархатный за-
навес плавно раздвигается. На сцене три
койки, круглый ‹лол, болыпая теографи-
ческая карта. Это комната в московском
студенческом общежитии. Здесь живут три
друга  аспиранта-океанографа — герои
остроумной комедии Владимира Дыхович-
ного «Свадебное путешествие».

Вчера этот слевктакль игрался в менее

хомфортабельных условиях. Не было ни
занавеса, ни сцены, ни электричества,
ни скупого и выразительного офофиления,
построенного по эскизам художника Кова-
ленко. Возможно и даже наверняка, что
и завтра для артистов не будет столь
привычной театральной обстановки. Но
это ство Нисколько He  смутит
мопотнителей. Уровень игры не понизит-
ся. Пойдет тах называемый «фронтовой
вариант», в котором все предусмотрено
режиссером М. М. Королевым.
  B эфир полетели  бодрящие звуки
Хжаз-оркостра. Хоровую группу сменил у
хикрофона джаз театра Краснознаменного
Балтийского флота, руководимый Н. Г.
Минхом.

Радиокомитет получил письмо от груп-
пы командиров. По их просьбе испюлня-
ются песни:  «Тельняшка» (текст Фад-
ровского, музыка. Минха), «Краснофлот-
ская улыбка» (текст Фихровокого, музыка
Будалюкина) н «Яблочко».

Налряженной творческой жизнью жи-
вет коллектив театра. С начала войны
провелено свыше 2.500 выступлений.

Всеми видами  транопорта  добиратись
актеры до своего зрителя.

Преодолевая все трудности, коллектив
неустанно работает над созданием нового
идейно-целеустремленного репертуара. Пи-
сатели М. Тевелев, Л. Левин, С. Полюц-
кий, Н. Сурин, Е. Тарвид, композиторы
А. (околов, Н. Будашкин, В. Витлин ак-
тивно сотрудничали с театром. Много и
плодотворно пишет режиссер С. Фотель-
сон, чьи произведения пользуются боль-
шой популярностью на флоте.

В тесном сотрудничестве с театоом хра-
матург М. Тевелев создает пьесу о моря-
ках в отечествеиной войне.

Воскрешен  бесомертный  ташековский
«Солдат Швейк». Его похождениям в ок-
купирюванной немецкими фаптистами Че-
хословакии и приключениям на советоко-
германском фронте посвящен  смектакль-
памфлет Тарвид и Левина. Постановку
памфлета осуществляют режиссер Рыжов
и художник Борискович.

Над созданием новых эстрадных номе-
ров интенсивню работают участники всех
групп театра. Вюнцертная практика тре-
бует непрерывного обновления эстрадного
репертуара.

Попрежнему, как и в мирное время,
плавным вопросом остается вопрос качест-
ва. Никаких скидок, никаких творческих
компромиссов!

На аэродроме у летчиков гвардии пол-
ковника Преображенском, на пристани
торпедных катеров, в палатках, в окоме
актер остается таким же подтявутым и
собранным, как и в обжитых закулионых
помещениях театра.

Художественный руководитель театра
Пергамент, вот уже в течение восьми лет
воспитывающий коллектив, поглощен ки-
пучей и разнообразной деятельностью. В
нему приходят товарищи © самыми дерз-
кими планами, и именно у него эти пла-
ны находят свое первое реальное воалюо-
щение. Художественный руководитель не-
примиримо борется © будничностью и се-
ростью.

Равняться на зрителя, очитающето те-

атр родным, на зрителя, чьи тероические:

подвиги заслуживают восхищения! И зри-
тель в коротких письмах, налтисанных и
присланных © передовых позиций, пишет:

«Бойцы нашего подразделения зтросмот-
рели постановку театра ЮБФ «Свадебное
путешествие» и торячое благодарят  слаз-
ный коллектив тезлра за прекрасное ис“
полнение».

«...Сегодня прослушали два концерта
тезтра КБФ. Желаем успеха в вашей даль-
нейшей творческой работе. Будем громить
врагов словом, штыком и гранатой».

Постоянное общение © таким зрителем
духовно обогащает актеров. Не случайно,
что за девять месяцев войны более чем
вдвое выросла партийная организация те-
атра. В нее вошли ведущие актеры
Л. Головко, А. Трусов, М. Ладыгин и дру-

гие,
Старший политрук ЗПЕЛЬБАУМ.
Старший политрук ГИТЦОВИЧ,

Рост парторганизации корабля

3a время войны парторганизация ко-
рабля, где комиссаром т. Соболев, значи-
тельно выросла.

В партию вотупают люди, проявивтие
в боях мужество, храбрость, преданность
родине.

Кандидатами приняты машинист Соко-
лов. старпины Шишкин и Васильев. Ве
они отличились, ках отважньыю — Воины.
Главный старшина Немчинов, недавно
принятый в члены ВЕП(6), налразжден ор-
деном Красной Звезды.

Палугоргалтизалеия ‘уделяет большое BHH-
нание воститанию молодых коммунистов.

Члены партбюро проводят ‘© кандидатами
беседы 06 авантардной роли коммунистов,
учат их, как вести политическую работу
среди кракнофлотцев. Организовамы  бесе-
ды, помогающие молодым коммунистам
изучать устав и программу партии. Кан-
дидаты в члены В№П(б) выполняют пар-
тийные задания. Они работают атитагора-
ми, беседчиками, редакторами «Боевых ли-
стков», выполняют отдельные поручения
партийного бюро.
Старший политрук А. ЦЕЦОРИН,

Краснознаменный Балтийский флот.

(По НЫ от наш. корр.).

Народная забота © раненых

В кабинет комиссара госпиталя eTap- Cxap продукты начальнику хозяйствен-

шего политрука т. Черцец вошел старый
колхозник Иван Иванович Трепильченко.
Поздоровазщись, он доложил по-военному
четко:

—- Колхозники артели имени Сталина,
Бруглинского ‹ельсовета, Азовского рай-
она, прислали подафки раненьым бойцам.

Когда комиссар пригласил гостя при-
сесть, Иван Иванович раостегнух полу-
шубок и рассказал подробности:

— Уэзнали наши бабы, что в городе
открылея тоепиталь. Пришли к педсе-
дателю колхоза и предложили послать
0боз продуктов. За это дело взялось все
село. Ведь у кажлого из нас есть кто-ни-
будь на фронте. Каждому хочется ока-
зать посильную помощь фронтовикам. В
общем привезли две’ тонны муки, два ©
половиной центнера белого хлеба, пе-
сколько сот вареных яичек, жиры, кату-
сту, бурави, лук, морковь. Бабы нака-
зывали, провожая нас в путь, поговорить
C бойцами, хорошенько разузнать, что мы
еще можем сделать для пнапих бойцов.
Хотим взять пефотво над госпиталем.
Собрание колхозников заявило так: «Ра-
неным отдадим все, что имеем. Пусть
быстрее выздоравливают натти защитни-

ки», — закончил свой рассказ Трецпиль-

ченко.

Мы познакомились ¢ другими членами
делегации. Среди них быти колхозницы
Екатерина Петровна Бочурова, у которой
муж и сын на фронте, Матрена Гаври-
ловна Юхимова, y которой сын фронто-
вик, и другие.

ной части тоэпиталя, надев халаты, 1№9-
CTH разошлиеь по палатам, беседовали с
бойцами. Вечером они присутствовали на
концерте и только поздно ночью уехали,
тщательно защисав все, в чем нуждается
оспиталь.

Ha другой день ‘утром у двора госяни-
таля остановился новый 0603. кол-
хозники колхоза имени 13-Й годовщины
Октября, Высочинекого сельсовета, при-
везли раленым свои подарки: мязо, сало,
масло, кур, гусей, сметану, яйца. ;

Велика народная забота о раненых во-
инах. Она проявляется не только в по-
токе подарков, но и в горячем желании
MHONEX патриотов и  патриоток лично
оказать помошь. рапеным. № комиссару
госпиталя пришла семидесятилетняя ста-
рупва Мария Николаевна Рыбальченко и
заявила:

— Разрешите мне хоть несколько ча-
сов в день ухаживать за рачеными,

— Что вы можете делать? — cmpocmr
ев т. Чернец.

— Все, что прекажете, — буду топать
плиты, мыть полы. Я буду горда тем,
Ч помогаю напгим воинам,

Госпиталь нуждалея в столовой mocy-

06 этом узнали общественницы горо-
ха. На другой же день бойцы были 96бес-
печены посулой.

Теплой лаской и любовью окружают
советские патриоты раненьх воинов, в3е-
мерно содействуют их быстрейшему выз-
доровлению и возвращению в строй. —
Политрук И. МИРОШНИЧЕННО.

Помощь семьям защитнинов родины

ВЕЛОМОРСК, 8 апреля, (ТАСС). Тру-
дящиеся Карело-Финской ССР проявляют
горячую з&00ту © семьях защитников ро-

‘Дины. В селах, рабочих поселках и гото-

дах проводятся подворные: обходы для вы-
явления нужд семей бойцов и командиров.

В Пудожеском районе семьям фронтови-
ков Барышева и Богданова правление
колхоза «Буря» выдало по корове, семье
Елисеева из колхоза «Коммунар» выхеле-
на телка. Семья Коковурова получила от
сельхозартели имени Врасюина 1.300 руб-
лей, з семья Раранова — 1.000 рублей
Ha TOKYEKY коров и доматенего имущества.

Хорошо помогают семьям военностужа-
щих в другом районе. 187 жен, сестер и
матерей бойцов и командиров устроены
на таботу, десятки детей помещены в
детские сады и ясли, 26 семей аккурат-
но обеспечиваются дровами.

Кроме помощи от советоких и колхоз-
ных организаций, семьи военнослужащих
‘получают постоянные пособия от государ-
Ютва. Органы социального обеспечения
республики за время отечественной вой-
ны выплатили 5,5 миллиона рублей по-
wom и выдали свыше 600 тысяч руб-
лей в качестве единовременной помощи.

Искусство хирурга

Военврач 3-то ранта хирург Ишханов
делает сшожнейпую операцию. Ош берет
ланщет и спокойным, сильным движени-
ем ‘разрезает мякоть руки краснофлотца

в том месте, ме еще виден
след пулевой раны. Один за другим раз’-
единяет хирург покровы и ткати, пока
не находит белый шпалат нерва. Вот ‘on,
искалеченный, криво  сросшийся, Bech
в рубцах и наростах, перебитый пулей
немецкого  автоматчика. Не торопясь,
Ипханов «исправляет» нерв, удаляя все
лишнее, не позволяющее руке  краюно-
флотца свободно двигаться, несмотря на
то, что рана его давно зажила. Затем —
швы. Операщия закончена. Через несколь-
ко дней рука Алексеев» заработает, ©но-
ва залпевелятся  педвижные его пальцьь

Многих раненых Ишиханов стае от, ка-
залось бы, неизбежной ампутации рук,
HOT, MHOTAM вернул, казалось бы, уже ут
раченную жизнь. Рвались снаряды, звене“
ли разбитые стекла, — Итшханов, спокой-
ный, весь собранный, волевой, держал
ланцет, стоял у операционного стола.

После отнестрельного перелома, бедра у
краснофлотца-подводника  Храмова нача-
лось гнойное заражение крови. Ишханов
не захотел отнимать ногу бойцу. Он
вокрыл ему  межмышечные  флегмоны,
Удалил гной, влил Храмову  консервиро-
ванную кровь и опас человека 0ез ампу-
тации.

Санитар Зайцев был ранен на фронте
осколком мины в спину.  Образовалось
гнойное осложнение на сустав. Как и в
предтиествуютщем случае, раненому грози-
ла ампуталкия. Зайцев слышал 06 Ишха-
нове, о ето мастерстве и рептительности.
Он попросил:

Надежды Зайцева оправдатись. Четыре
раз»  оперировал ero хирург, но ногу

За время войны т. Ишханов провел
несколько сложнейших мозговых оера-

ций. Герой-коммунист, дважды орденоно-,

сец лейтенант Краснознаменного Балиий-
‘ского флота П. Малков был лоставлен в
госпиталь ©о страпеным ранением в голо-
ву. Часть серого вещества мозга вывали-
лась наружу. На глазах у медсестер и
врачей эти полуживые части пульсирюва-

Орудие комендора старшины 2-й статьи Родионова ведет огонь по фашистскому транспорту (Н-ская подводная лодка Се-

верного и

Фото Н. КВеринчука,

‘ли, бились. Положение казалось безназ
девным. Малейшая неточность при оие-
рации —— произойдет воспаление мозга,
&» за ним смерть. Ишханов подошел к
операционному столу, нахмурил свои гу-
стые брови и, не говоря ни слова, начал
работу. Операщия длилась свыше поту-
тора часов. Хирург yuarnr  размозажен-
ную и смятую часть мозгового вещества
(так называемая немая часть мозга, не
участвующая в работе сознания), вырав-
нял края поврежденного черепа, закрыл
рану мышцами и кожей co лба. Недалек
чае, когда Малков снова после отдыха
вступит в строй.

‚ Нейрохирургия — хирургия нервов—
одна из сложнейптих областей  совремеч-
ной медицины. Ватан Исаакович Ипиха-
HOB — один из её мастеров. До войны
он жил и работал в Баку, в больнице
им. Семалико. Война сделала ero Ффлот-
CRIM хирургом и послала в город Jenna.
Здесь, во фронтовом тороде, под осенни-
ми бомбежками и зимними  зртиллерий-
скими оботрелами врага, в суровых ус-
ловиях блокалы  зажалилось и окрепло
мастерство хирурга.

От наблюдал, обобщал  виденное, ом
думал, он продолжал на практической ра=
боте военно-морского хирурга свой рост
как медик, как ученый. Он столюнулся ©
новым явлением —— страшный заболева-
нием нервов. В иностранных журналах
оно было ‹писано под названием кау-
зальгии. Его симптомы — страшные 60-
ли в конечностях уже после того, ках
раны давно зажеити. Известно, что при-
чина Этого‘ явления — в перебитых, ис-
калеченных нервах. Ho наука еще на
изучила как следует природу каузаль-
гии, — в мирное время она была край-
не редка. В условиях войны у Ишхалова
была возможность изучить эту болезнь,
хелаютщую калеками раненых фронтови-
ков. Он провел десятки, сотни опералтий
по стащиванию разорванных нервов, он
искал и находил причины каузальгии, он
устранял их хирургическим путем. Нако-
Hey BO фронтовом Ленинграде он на-
шел силы, энергию, время для того, что-
бы написать научную диссертацию 9 Ka-
узальгии.

Он ходит по тоспиталю ‘спокойный,
властный, чуть иронический, — весь день
в трудах и заботах. Приходитея думать,
заботиться 060 всем, особенно в трулных
условиях Ленинграда. Ho замечательные
отеращии военного моряка хирурга-мо-
ватора Ипеханюва не прекралцалотся, как
бы сложны подчас ни были случаи ра-
нений.

«Ишханов сказал» —— это закон для
больных. Они подчиняются ету бестре-
вословно. Авторитет Ишханова среди pa-
неньх краснофлотцев, командиров, полит-
работников завоеван делом, и потому он,
безусловен- и незыюлем. Dror авторитех
подкренлен любовью, блатодарностью, ве-
ликой человеческой благодарностью за
спасение здоровья, 3» жизнь, за возмож-
ность продолжать борьбу с ненавистными
немещеиаги оккупантами и поработителя-
МИ.

Ипиханов ее заслужил.

А. ТАРАСЕННОВ.

НОВАЯ ОПЕРА КОМПОЗИТОРА
С. С. ПРОКОФЬЕВА

Комтюзитор С. С. Прокофьев закончил
работу над оперой «Война и » по бес-
емертному роману Л. Н. Толстого. Опера
состоит из четырех актов и десяти кар“
тан.

В скором времени предполатается при-
езд композитора в Москву, тде будет про-
слуптиваться его новое произведение.

(ТАСС).

ИЗ ОПЫТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ роты НА МАЛЫХ КОРАБЛЯХ

4. Агитация и пропаганда

Великая отечественная война советоко-
1% народа шротив  германоког фашизма
пред’явила к агитации и’ пропаганде вы-
сокие требования. И это вполне понятно,
ибо целеустремленная и оперативная али-
тационно-пропагандиютская работа среди
личного состава подготавливает базу для
успешного вышолнения боевого задатия.

Агитационно-пропатанлистская работа в
подразделениях катеров была направлена
на воспитание у краснофлотцев и млад-
ших команлиров высоких моральных ка-
честв. Мы стремились поставить дело так,
чтобы любой приказ командования был
понятен бойцам, вдохновлял их н& пюд-
виги в борьбе с пемецко-фашистокими ок-
хупантами. Необходимо было быстрее пе-
тедать личному составу подразделений
опыт перзых боевых походов, показать не-
збежность краха планов гитлеровской
Термании, вероломно напавшей на Совет-

ский (Союз.

yas Fo агитации и пропатандьЕ на ка-
терах по существу те же, что и на ко-
раблях других классов. Отличие состоит
чить в том, как их применять. В пре-
дылущих статьях мы указывали, что B
период нопряженных боевых действий
трудно было рассчитывать, что все кораб-
ми полразделепия булут  сосрелоточивалься
в базах. В связи с этим в летнее время
мам припыюсь отказаться от лежщий и до-
хлалов для  краспофлотцев и  млалших
команхиров и использовать такие формы
чтитации и пропаганды, как групповые и
индивилуальные беседы военкома, cenpe-
таря партбюро, командира катера и аги-
Таторов.

В условиях боевой деятельности наших
кораблей ведущее место во атитационно-
пропаганииетокой работе принадлежало
атитаторам. Нередко бывало, что калера
не заходили в базу по двадцати дней. Ни
зоенком, ни секретарь партбюрю нех мог-
ли, конечно, выходить в море с каждым
МЗ НИХ.

Некоторые товарищи в начале военвых
действий считали, что во время пребыва-
Щия калера в море вести атитационню-

и комиссар

М. ГОЛОВЛЕВ