*

by 10 апреля.

и 1942 г. № 84 (1035)

Sr a
CC ® P.O BT O.8:\0.7 BY EC TBE H.W OW BO a YO

ЗАМЕТКИ КОМАНДИРА-СВЯЗИСТА

4. Основные требования

Готовы к новым сражениям

На Юге весна вступает в свои права. дней выдержали штурмовой налет 65 фа-

Стоят. теплые, солнечные дни. Ждурча, ©  шистоких бомбардировщиков, смело отои-

Уклонение корабля

от воздушных атак

За время войны наш корабль успешно   ро наводить орудия по напра“лению звука

отразил около 70 атак фашистских само- и заранее
атаки © тажим расчетом, чтобы ‘© появле-

летов. Налетчики сбросили около 100 б0м5.
Но сочетание отня и маневра, ` высокая
выучка и самоотверженность личного со-
става позволили победоносно провести все
эти бои, Мы уничтожили олин вражеский
самолет и подбили три. ‘

Зенитное оружие корабля содержится в
постоянной боевой готовности. Перед каж-
дым выходом в море мы еще раз тщатель-
но проверяем материальную часть орудий
и пулеметов. Старшина 2-й статьи Шил-
KHH дополнительно производит  согласова-
ние ‘прицелов с осью качала ствола, про-
веряет стреляющие приспособления, при-
нимает все меры к тому, чтобы в бою не
было осечек. Краснофлотец Морозов удаля-
ет с крупнокалиберных пулеметов лиш-
нюю. смазку. Слелует отметить, что круп-
нокалиберные пулеметы играют большую
роль в борьбе с возлушным противником,
особенно с низколетающими торпедоносца-
ми.

Откуда бы ни появился врат, мы всег-
да встречаем его непврерывным уратанным
огнем. Чрезвычайно важно своевременно не
только заметить атакующий самолет, но и
определить его тип. Наши коменлоры и
сигнальцики отлично знают силуэты са-
молетов противника. Однажды немцы по-
пытались обмануть наших наблюдателей.
В базу возвращалось несколько напгих
разведчиков. Командир орудия Гнило за-
метил, что в хвост к ним пристроился
фаптистский  бомбартировщик. Мы немед-
ленно открыли по нему меткий огонь.
Попытка врага незаметно проникнуть в
базу была сорвана. Бомбартировщик сошел
с курса и бросил бомбы куда попало.

Как правило, одиночный немецкий са-
молет не решается вступить в бой © ко-
раблем. Фашисты налетают стаями. Их
атаки следуют поочередно, одна за другой.
Поэтому орудийным расчетам никогда не
следует увлекаться стрельбой по одному
самолету. Отразив его атаку, надо быть
тотовым немедленно перенести огонь на
другие цели,

С наступлением темноты приближение
вражеского самолета можно определить тю
звуку мотора, который ночью слышен за-
долго до появления противника над ко-
раблем. Наши коменлоры научились быст-

приготовиться к отражению

нием врага в зоне, видимости немедленно
открыть огонь. :

Немецкая торпедоносная авиация стара-

ется использовать для атак сумерки. Про-
ходя в это время вблизи берегов, мы по-
вышаем блительность, увеличиваем число

наблюдателей, тщательно просматриваем за-
темненную часть горизонта и беретовую

черту, фон которой противник любит ис-
пользовать для маскировки.
прицела Миронов, хорошо изучивший по-
валки фашистской авиации. своевременно
обнаружил подкрадывавшийся в сумерках
5 кораблю немецкий  торпедоносец. Дер-
зость фалшиста дорого обошлась ‘ему. He-

сколькими мелкими залпами самолет был

полбит.

Громадное значение в борьбе с возлуш-
ным противником имеет правильное и
своевременное использование маневренных
качеств корабля. Иногда, обнаружив пики-
рующий ‘на кобабль бомбардировщик, не-
обхолимо резко изменить вкурсе или увели-
чить скорость хода. Такое маневрирование
срывает расчет немецких летчиков, и их
бомбы падают в золу, не причиняя вреда
кораблю.

Резкое изменение курса и скорости во

многих случаях помогало нам успеньно
выйти из боя с многочисленным воздуш-
ным противником. Как-то, выполняя бое-
‘вов’ задание, корабль шел самым малым
ходом. Доложили, что приближается не-
мецкий бомбардировщик. Пеступил приказ
открыть огонь: Konya самолет пошел в
пике, корабль резко изменил ход на са-
мый полный. В мирное время ни один
командир не сделал бы ничего подобного,
но в данном случае этот маневр спас
корабль. Сброшенные самолетом бомбы
разорвались за кормой, на том месте, где
только что мы находились.

На собственном опыте мы убедились,
что всегда можно выиграть бой © воз-
душным врагом, если не дать застать се-
бя враоплох и встретить противника BO
всеоружни. ;

Капитан-лейтенант А. РАТНЕР.

Черноморский флот. (По телеграфу).

Из противотанковых ружей —

по немецким танкам

БРЫМ, 9 апреля. (Спецкорр. ТАСС). С

каждым днем бойцы Ёрыма обогащают

свой опыт истребления фашистских тан-
БОВ.

На-днях молодой донецкий ‘рабочий
красноармеец Петр Крохмалев еще ¢ Be-
чера заметил, что немцы подтягивают си-
лы для контратаки. Был слышен шум
танковых моторов. Доложив  0б этом
командиру, Крохмалев взял портивотанко-
вое ружье и выдвинулся вперед. Он вы-
брал удобную позицию, хорошо замаскиро-
вался и стал караулить. На рассвете фа-
шистская пехота, прикрываясь группой
танков, пошла в наступление. Взяв на
примету один танк, Крохмалев подпустил
его совсем близко. Находясь уже в так

называемом «мертвом пространстве»,
Врохмалев прицелился и выпалил из ру-
жья. С первого же выстрела танк зады-
мил, стал недвижим. Крохмалев вывело из
строя и второй танк. Остальные поверну-
ли обратно. Атака немцев сорвалась. —
На другом участке немецкий танк вы-
вели из строя бойцы Шкалов и Семенко.
После трёх выстрелов немецкая машина
вспыхнула, как свеча. Фанисты выскочи-
IH из люков и пытались спастись бегст-
BOM, но меткие красноармейские пули
уложили их всех до одного. Подбили из
противотанкового ружья вражеские тан-
кн лейтенант Поцелуев и многие другие
красноармейцы и командиры.

6. МОСКАЛЕНКО.

МЕТКИЙ ОГОНЬ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 9 апреля. (По те-
леграфу). Внимательно следя за против-
ником, артиллерийские наблюдатели за-
метили крупный  неприятельский 0603,
хвигавшийся к переднему краю. Доложи-
ти 0б этом командиру батареи.

— А вот мы их сейчас встретим, —
сказал командир.

Орулийные расчеты быстро заняли ме-
ста по расписанию. Короткие слова
команд, и батарея открыла меткий огонь.

НЕ СПБ a ee

СЕВЕРОМОРЦЕВ .

Снаряхы ложились кучно, у цели. He
ожлдавшие тажой встречи фрицы заме-
тались, начали разбегаться. 0603 числен-
ностью до 20 подвод был расееян и ча-
стично уничтожен.

После этого огонь был перенесен ва
другую цель — землянки, в которых ои-
дели немцы, и склад боеприпасов. Скоро
несколько землянок сравнялось с землей.

От попадания снарядов склад боеприпасов

взлетел на воздух.

PERSE es

Двадиать четыре дня

: Перед командиром пятой боевой части
зежал рапорт. Командир и политрук диви-
зиона движения лаконично сообщали, что
их подразделение закончило своими CH-
лами ремонт главных и вопомотательных
механизуов. Инженер-катитану 3-го ранга
не нужно было затлядывать в план: On
знал намзусть все сроки, за которые на-
пряженно боролись его боевая часть и
весь корабль. Сроки были очень жестки-
ми. Важдый день и час был рассчитал,
учтен, заполнен. И вот сегодня дивизион
движения закончил все работы на 24 дня
раньше, чем это предусматривалось  гра-
фиком.

Казалось, что этого быть не могло. Ка-
залось, время настолько  уплотнено, что
не только лни, но и минуты вытадать не-
возможно. Олнако ремонт закончен, меха-
низмы готовы к опробованию. Люди под-
разделения решили на первый взгляд не-
посильную задачу. ,

Как же это произошло? Благодаря чему
удалось выиграть 24 дня, таких дорогих
во время войны? Какими методами коман-
диры и краснофлотцы дивизиона движения
сумели почти на месяц раньше срока при-
тотовить механизмы к боевым ‘действиям,
привести их в образцовое состояние? °

Решакищую роль сыграли два фактора
— исключительно высокое политико-мо-
ральное состояние личного состава и
безупречная организация ремонта. Люди
работали, не считаясь ни е чем -— ни с
временем, ни © усталостью, ни © нелоста-
тком материалов и инструмента. Они зна-
ли, что на помощь някз® не придет, они
сами должны полготовить свой корабль—
одну из крупных боевых елинии Краено-!
знамемного Балтийского флота—в актива
ной боевой работе весной. Ремонтировать
нужно в условиях войны, котла кораблю
приходится отражать противодействие про-.
тивника и самому наносить улары. Враг
близко. От него не уйлешь, не спрячешь-
ся в тыловую базу, чтобы там в сюкой-

ной обстановке разобрать, проверить, от-
рементировать боевую технику. Bee нуж-
но было делать здесь, и так, чтобы ни
на минуту не выводить корабль из строя
и во время оемонта выполнять задания
командования.

Все продумали, учли, предусмотрели за-
ранее. Корабль плавал, вел ожесточенные
бои, громил немецкие дивизии на подету-
пах к городу, отражал налеты фаптистекой
авиации, — и в это время составлялась
ремонтная ведомость. Правда, ее приходи-
лось пополнять, включать новые работы,
ликвидировать повреждения, нанесенные
вражескими снарядами. Ведомость ‚полу-
чилась исчерпывающей. Ничто не было
забыто, упущено. На ее основе составили
план-график ремонта по боевой части, 8
затем план-график по  дивизиону дви-
жения.

Это был основной документ подразделе-
ния —Щ четкий, конкретный, © об’екта-
ми и сроками работ. Не была прехусмот-
рена только раюстановка ‘людей. Рабочая
сила использовалась на’ основе месячных
планов командиров групи. Но и этим не
ограничивалось планирование. Старшины
групп имели недельные, х командиры от-
делений — суточные планы-графики ре-
монта. Здесь уже были предусмотрены
кажцый об’ект и процесс работы, и не
вообще. г точно, < указанием отдельных
деталей механизма и исполнителей каждой
операции.

Благодаря такой четкости планирования
никому не приходилось задумываться над
тем, что же ему делать. Работа пыа не-
прерывно, охин ‘процессе последовательно
сменялея лругим. Рабочее место подготов-
лялось заранее. Краснофлотец, кончая од-
ну работу. немедленно готовился к той,
которая ему предстояла завтра, 1

Значение такой предварительной подго-
товки наглядно проявилось в мапгинной
группе. Предстояло вокрыть подшипники

Установщик -

гор ‘бегут потоки, на деревьях набухают
почки. Дети жителей освобожденных от
фашистских” захватчиков районов дарят
бойцам букеты подснежников. Ha Дону
почернел ^ лед и появились проталины.
Еще несколько дней, и начнется ‘весен-
нее половодье. `На Азовоком море тако
вихны большие разводья с белыми  0а-
рапками волн.

На кораблях Азовокой флотилии сей-
час 9собегно  приподнятое - настроение.
Люди работают не покладая рук, с УТ-
роенной энергией, заканчивают последние
приготовления к весенним боевым п9хо-
дам. Большинство кораблей уже давно
закончило зимний ремонт.  Опробованы
машины, пристреляно оружие, затготов-
лены запасы топлива, боеприпасов,
продовольствия, Но механики, комеглоры,
маптинисты, кочетары, сигнальщики, ра-
дисты He успокаиваются на этом. Они
еще и еще раз проверяют бойвую ‘готов-
ность своих  заведываний,  по-хозяйски
вникают во все мелочи, чтобы еще луч-
ше ин беспощаднее громить врага в пред-
стоящих боях. . ;

Первым ча флотилии захонтил ремонт
корабль М. Он не раз громил фашистские
орты у и м в дуугих пунктах ason-
ского побережья. Вто на флотилии
знают передезых люлей этого корабля:
лейтенанта Фролова, комачдийа, отхоления
рулевых Кныша, босстралиного разведчи-

ка краснофлотца Ракитянского,  мужест-
венного механика секретаря партлйной
оргатизации  Алякринского, отважных

комсомольцев Коломийцева п Еатуринце-
ва и десятков лрутих героев отечествен-
ной войны. Это они в дин из боевых

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 9 апреля. (По
телеграфу). Слаеные соколы-летчики Чер-
номорского флота, обороняя фолную базу,
проюлжалот наносить врагу чувствитель-
ные улары. Разведав, что на одном аэро-
дроме скопилась вражеская авиация, лет-
чики совершили внезапный

ОМИ Ир

HO]

налет. Ue-  «Moccepmmamrr ,

ли все их атаки и невредимым привели
корабль в базу.

`В боях с вратами  завалялись люди
этого корабля. Они многому научились в
боевых походах, восмужали, стали силь-
нее. Вею зиму ‘экицаю напряженно ‹ ра-
ботал, готовил свой корабль к новым. 60-
ям. Враснофлотны и команлиры отремон-
тировали. важнейшие механизмы. Замеча-
тельные образцы стахановского труда, на-
ходзЗизость и’юмекажзу ‘проявийи стгрии-
на’ 2-й статьи Дорохин,  краснофлотцы
Толииачев, Коломийцев и другие.

Ремонтируя механизмы, личный состав
корабля ‘не забывал о сотершенсцвовании
своих‘ опегпальных энаний. Мвотне 601-
цы за зиму овлалели смежными” отети-
альностями. Blech провели ‘немало такти-
ческих занятий. Артиллеристь корабля
учились мелко стрелять по пркируюмцим
целям. Старпиины 1-Й статьи Стеценко и
Могильникев, красонофлотцы Черников и
Лютенко показали Ha зачетных стрель-
бах наллучигую скорострельность и полу-
чили отличную юценюу.

Bompoc о предстоящих боевых дейст
виях на море обсуждался на собраниях
коммунистов, комсомольцев и всего лич-
пого состава корабля. Моряки единолут-
НО заявили: }

—щ Воевать будем отватой и умением.
С именем Оталина побелим врага!

С этим девизом моряки Азовокой во-
евной флотилии готовы вступить в но-
вые ожесточенные сражения с ненавист-
ными немецкими захватчиками.
~ Пелитоун И. МИРОШКИЧЕННО.

Азовская флотилия. (По. телеграфу
наш. норр.).

от

ЛЕТЧИКИ-ЧЕРНОМОРЦЫ УНИЧТОЖИЛИ ПЯТЬ ФАШИСТСКИХ САМОЛЕТОВ

тыре самолета были
повреждены.

При попытках вражеских истребителей
оказать противодействие чаши истреби-
тели сопровождения сбили ещо один

уничтожены, три

Младший авиатехник А. Дивич, награжденный медалью «За отвагу» за образцовое
содержание и подготовку боевых самолетов. (Черноморский флот).

Фото А. Соколенко.

Митчеля. В кормовой машине к работе
приступили сразу. Она заняла двое с по-
ловиной суток. В носовой машине посту-
пили иначе. Здесь подготовку к вокрытию
включили в суточный план как самосто-
ятельную работу. Заняла эта полготовка
два часа. Но зато ‘на самое вскрытие под-
шипников Митчеля в носовой машине
Удалось затратить только одни сутки, Из
этого случая немедленно сделали необходи-
MBIM вывод: каждую работу, а особенно
трудоемкую, обязательно готовить заранее.

Все материалы и инетрументы, которые
можно было найти на корабле, использо-
вались полностью. Часть инструментов из-
тотовляли сами краснофлотцы. Например,
притирочные. плиты имелись лользю для
больших клапанов. На корабле изготовили
плиты и для всех. остальных. Это позво-
лило ускорить работу, нисколько не ©ни-
жая качества притирки. Еели порт поче-

му-либо задерживал доставку в срок необ-.

ходимьх материалов, работы не останав-
ливались. В плане производилась  пере-
группировка и ремонтировались те меха-
низмы, для которых имелись все летати.

Командир дивионона инженер-капитан-
лейтенант Панченко редко бывал в эти.
дни У себя в каюте. Почти все время ов
проводил в машинах и кочегарках, словом
И делом помогая подчиненным. Энергич-
ный и подвижной, он успевал побывать
ъсюду, все заметить, притти на помошь в
трудную минуту, Когда в начале войны
пох носом корабля взорвалась немецкая
‘мина, Панченко действовал решительно И
умело, проявил высюжие боовые качества.
Эти качества развились и окрешли в о-
следующих болх. Командование паэначи-
10 инженер-капитан-лейтепанта комавди-
ром подразделения. Он оправдал это до-
верие, хотя ремонт ‘был для пего очень
серьезным экзаменом,

В руководстве ремонтом Панченко они-
рался на младших командиров. Ови яви-
лись основной силой, организующей крас-
нофлотцев. Несмотря на трулности в та-
боте, старикины умело распределили си-
лы, обеспечили вое участки, нышерывно

руководили бойцами. Старпеины 1-й ста-
тьи Ероптинский и Макаров личнь при-
мером показывали подчиненным, как ну-
AHO работать в военное время. Оли не
знали усталости и, казалось, никотда He
отдыхали, Все работали дружно ‘и ровно,
совершая подлинно трудовые тюдвиги.

Краснофлотец Терещенко один отремон-
тироват 940 измерительных приборов,
 Раныше этим занималась Палата мер и
весов. Терещеныо сходил туда, оэнакомил-
ся с приемами работы, взял необходимый
‘инетруменл. Краснофлотец внес много сво-
вго в методы ремонта приборов. Работал
он настолько быстро, что  проверявшай
готовые приборы представитель Палаты
мер и весов удивленню разводил руками:

— Panne на меня целея бригада ра-
ботала. Не понимаю, как © этим может
оправиться один человек!

Каждый вносил свой вклад в общее
дело. Время экономили по часам, по ми-
нутам, собирали и копили его. Нередко
раюоту прерывал сигнал боевюй тревоги.
Гремели залпы корабельных орудий, рва-
мись вражеские снаряды. Иногда приходи-
‚лось вступать в дело аварийным группам.
п Огромную роль сыграла взаимопомощь
подразделений. Котельная группа
начительно больший 06’ем работ, чем
мантинная. Чтобы не создалея разрыв в
тотовности групи, решено было иенользо-
вать. часть матлинистов ца ремонте в ко-
чегарках. Ставили их главным образом на
вотомотательные механизмы, с которыми
‚мапгиниетьг больше знакомы. Старщины и
Командиры котельных отделений помогали
товаритам освоиться в новой обстановке.
Результаты получились прекрасные: обе
труппы успешную закончили все работы,

Ремонт окенчет. Сэкономлено 24. дня,
за которые личный состав” подразделения
бумеет привести свою технику в ещо
лучшее состояние, еще выше поднимет
свою боевую выучку.

Старций политрук
Ю, ЗЕЛЬВЕНСКИЙ.

Краснознаменный Балтийский флот.

(От наш. корр.).

‘корабельную рацию. Корректировка отня

‘умелым использованием наиболее надеж-

имела. Н

Современный бой характеризуется боль-
шим размахом действий Ha  отромком
пространстве, окоротечностью операций,
чрезвычайным напряжениех ©ил, внезат-
ным ‘изменением обстаповки и взаимодеи-
ствием различных родов войск. Усовер-
шонетвование босвых средств пэменило
тактику боя, повысило маневренность
войсковых соединений и тодраоделении.
Иногда боевая обстановка может сложить-
ся так, что бывает необходимо быстро из-
менить ранее принятое резпение о прове-
CHEM операции, корректировать её уже
в ходе боя, в зависимости от действий
противника. Очень часто тщательно PAs-
работанная сперация в процессе ве вы-
псхнения перерастает в другую, треоу-
ющую дополнительных приказанийи pac-
поряжений. Участие в современном 6010
различных клаюсов кораблей и родов opy-
жия помыелимо б23 четкого руководства
ими, без теонсто взаимодействия па всех
этапах боевой деятельности,

Таким ебразом, методы ведения cospe-
менното боя, выкокая подвижность  ча-
стей и соединений, необходимость тесно-
о и постоянного взаимодействия прет’-
являют к связи чрезвычайно высокие
требования. И это вполне естественно.
Tat как выполнение основных функций
каждого командира и четкая работа шта-
бов в стромной степени зависят от
середетв связи.

В послелнее время эначение связи в
бою еще более возросло. Судьба некото-
рых сражений решается иногда в течение
часов и даже минут. В этом случаю во-
время переданное приказание,  прянятое
донесение или оповещение игратт отром.-
ную роль. Следовательно, главная задача
связи в бою: всеми наличными средства-
ми быстро, снрытно и без иснамений до-
ставить намандиру (штабу) все данные
для принятия им рэшэния, а такще пе-
редать это решение подчиненным и взаи-
модействующим частям.

Отсюда вытекают и основные требова-
ния K средствам есвязи в 60ю: быстрота,
надежность, скрытность и гибкость.

Быстрота передачи приказов, донесений
и приказапий обестечиваелея  безотказ-
ным действием станций и линий, безуп-
речной, слаженной работой всего личного
состава хвязи, умением бойцов и коман-
диров-связистов работать в любых, са-
мых юложных условиях. Проиллюстриру-
ем это положение характерным приме-
ром.

Ратисты Запорожченко и Марков о на-
холилиесь на корабле и корректировали от-
туда отонь кораблей по окоплению немец-
ких войск на побережье. В самом начале
боя противнику удалось вывести из строя

прекратилась, и меткость стрельбы кораб-
лей резко снизилась. Но радисты не pac-
терялись и быстро нашли выход из поло-
жения. Они использовали рацию танка,
который нахолился на этом судне, овяза-
лись © другими кораблями и продолжали
корректировку. Боевая операция была ус-
пешно завершена. ^

Второе основное требование Е совре-
менным средствам связи в бою — надеж-
ность их действий. Она обеспечивается

пого (в данной конирелной — обстановке)
CPLCTRA связи или дублированием ее на
всех направлениях, несмотря на проти-
водействие противника,

Важнейшее требование, пред’являемое к
современным средствам связи в 60ю —
это снрытность, т. е. Умение утаить ca-
хый факт работы станции связи, ие
дать возможности врагу выяснить место-
нахождение частей, пигабов и полраохеле-
ний, умение скрыть OT пеприятеля ©0-
держелчие наших переговоров, даже если
он их перехватил. Для скрытности необ-
ходимо, чтобы комамдиры и штабы пра-
вилыно использовали хорошо фазработан-
ные документы связи (позывные, перето-
ворные таблицы, таблицы радисситнали-
зации), коды и шифры, Большое значе-
ние имеют также безупрезная натрениро-
ванность и высокая дисциилига личного
состава органов связи.

Устатювлено, что телефон и телеграф
не обеспечивают скрытности управления.
В первую мировую войну, несмотря на
сущестесвание сложных германских
шифров, англичане знали 060 тсех пере-
движениях немецких кораблей. Здесь сле-

- ТИВНИК

к связи в бою

я

дует привести блестящий пример умения
скрытно шодготевить морскую операцию,
тщательно организовав всю систему связи
и радиюсипналов. Мы имеем в виду про-
веденную контр-адмиралом Хорвудом one-
рацию поимки и Упичтожения авхлийски-
ми кораблями в декабре 1939 года ве
мецкого линкора «Адмирал граф Шиее»,
который нахедилея в рейдерстве в южлюй
Атлантике. Англичане наблюдали за дви-
жениех питавших рейдер немецких вео-
могательных кораблей и радиопеленгиро-
вали их. Они выяснили район действий
германского линкора, устамовили в этом
районе дозор и  сосредоточили там необ-
ходимые силы, Место самого рейдера бы-
ло окончательно установлено по радио
грамме с тонущего парохода «Лорик-
Стар». Силы антличан находились дру
oT wpyra на расстоянии около 2.000
мель. Контр-адмирал Хорвух, получив -ра-
диограмму © «Дорик-Стар», приказал всем
вылеленным для борьбы е рейдером силам
немедленно собраться. Этот важнейший
приказ был отдан при тюмощи oor
лишь короткого радиосигнала. Затем Хор-
BYL собрал комапииров и лично лат int
подробные указания 0 предстоящем б,
От момента передачи радиосигнала 4 ti
pe m до боя с фашнетакам линкором алг-
лийскио радисты не нажимали на KAW.
Таким образом, четко и умелю организу-
ванная связь во многом способетвювала
успешному проведению боевой операции.
‚ Однако чрезмерная скрытность не воет.
да’ способствует успешным боевым дейет-
BIAM и иногда, если это полезно, следует
ею пренебрегать. Показательный — приуер
чрезмерной боязни раскрыть свов мест-
цахождение имел место во ‘время Ютлави-
оком боя. Адмирал Джелико тотда был
уверен, что, если его корабли обнаружат
противника, они немедленно ему допесут
06 этом. Но такие донесения ‘не поступз-
ли, хотя уже происходили бои ¢ ener:
кими кораблями. Оказалось, что большин-
ство командиров антлийских = линейных
кораблей, переоценив значение ©крытно-
сти, старалось во что бы то ни стало не
обнаружить овое местонахождение, Упор-
ное молчание кораблей оставило в пол-
пом неведении комалдующего.

Современные средства связи должны 0б-
ладать гибкостью, т. е. способностью
быстро перестраиваться в зависимости от
боевых условий. Гибкость связи обеспе-
чиваелся умелым построением всей си-
стемы связи, продуманной организацией
ее работы, правильным использованием
средств и резервов связи, исходя из сло-
жиршейся боевой обстановки.

Можно привести характерный трииер
гибкой организации связи в одном из од»
разделений пюлевой артиллерии. Две 6a-
тареи занимали огневые позиции на 2е-
систо-гористой местности. Установить
здесь телефонную связь было трудно, 4
зрительную и совсем невозможно. 05 6з-
тареи имели по нескольку боковых на-
блюдательных пунктов и, естественио,
нуждались в большой сети овязи. Комаи-
диры ‘не раюполатали достаточным Bpo-
менем, чтобы навести полевую связь, Оце-
нив обстановку, они привели в действие
сии рации и с честью выполнили 34-
дание. Батареи быстро и без ошибок по-
лучали все необходимые данные для ус-
пешиной стрельбы. Их огонь был согласо-
ван © наступлением — пехоты, благодаря
чему прогивник понес большие потери.

Неплохо, если штабы дублируют cpal-
ства связи. Так, например, и поступил
штаб М№-окого соединетия. Если одна те-
лефонная линия проходила от штаба к ча-
сти по кратчайшему марируту, то другая
связывала те же пункты обходным путем.
Когда отказывала одна линия, немедлен-
но в действие вотупала вторая. Воли mpo-
разрулпал телефонную связь, 10
телефонисты пемедленню передавали сиг-
налы флажками пили  светосипнальныхм
пииборами по азбуке Морзе.

Тажим образом, безотказно действующая
CBIBb стала непременным условием У
пенного боевого управления. Невозможно
представить себе какую-либо современную
боевую операцию без четко действующей
связи. Победа в калом сражевии в or-
ромной степени зависит от того, насколь-
ко средетва связи в бою чтвечают у5з-
занным выше требованиям.

Инженер-капитан 2-го ранга
Н. ЦВЕТКОВ,

Самоотверженность
медицинских работников

Страна послала на фронт десятки ты-
сяч медицинских работников. Большинст-
во из них находится на передовой линии,
самоотверженно выполняет свой долг пе-
ред родиной. Они честно и самоотвержен-
но делают большое

6 Aero, ciacas sen
раненым бойцам и командирам, возвра-
щая их к борьбе с ненавистным врагом

немецко-фашистскими оккупантами.
емало таких патриотов, отважных сынов
родины работает и на Азовской военной
флотилии. 06 их, подвигах можно расока-
зывать без конца,

Корабль выполнял боевое задание. В
море он подвергся ожесточенной бомбар-
дировке. Много раз стаи фашистских кор-
шунов кидались в атаку, сбрасывая бом-
бы и обстреливая корабль из пулеметов.
Но экипаж стойко и умело отражал на-
падение. На корабле появились раненые.
Несмотря на разрывы бомб и ливень
пуль, старший  военфельдшер Соколов
спокойно делах свое дело. Его не pas
предупреждали 0б опасности, но он нейа-
менно отвечал:

— Мой долг — быть здесь.

Bo время бомбежки Соколов спас ЖИЗНЬ
нескольким командирам и краснофтлотцам,
получивших тяжелое раневие. Своевре-
менная медицинская помощь позволила

их снова вернуться на родной корабль,
Экипаж тепло отзывается о свбем воен-
фельдшере,

Кто не элает в подразделении флоти-
лии врача Исенофонтова! В бю и 5
боя он одинаково спокоен, трудолюбие,

На бронепоезд неожиданно напалм
«Юнкерсы» и «Мессершмитты». Завлзал-
ся бой. Стервятнивам удалось сбросить
несколько бомб. Раздались стоны раде
ных. Бомбы продолжали рваться у бро
поезда, & старший военфельдшер Григо-
риян был на посту, Он перевязывал 1
неных, переносил их в более защищей-
ные места. Когда  зокончилея бой, гм
напомнили, какой опасности он себя пог
вергал. Григориян сказал:

— За родину тотов отдать жизнь.

Дезинфектор Сарра Осипова во ви
аварии одного корабля проявила иокаю
читольную заботу о. бойцах и команлирах
За короткий срок в ‘условиях тяжелых
морозов просупила обмупдироватие.

Медицинские работники ме жалеют си
жортвуют всем, чтобы спасти жизнь pi
неных бойцов, приблизить нашу modell:

Военврач 1-го ранга

М. КАРАБИНОВИЧ,
Азовсвая флотилия.

у”