И апреля 1942 г, № 85 (1036) КРАСНЫЙ ФЛОТ

С ФРОНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
Передовая зенитная батарея

Артиллерийские бои

Ему вручили орден Красного Знамени
на боргу корабля, который он вот уже
иного месяцев охраняет ог налетов не-
мецкой авиации,

Высоко в небе стояло зитрельское солнз
це. По большому сбору на борту выстро-
ились шеренги краснофлотцев. Играл ор-
кестр. воздухе, низко гудя, пролетали
наши истребители, Командир зенитной ба-

7 тареи старший лейтенант Акоп Овакимян

зыцпел из строя и принял нэграду из рук
командующего.

Овакимян волновался. Это видели все.
Пожалуй, он не испытывал’ такого волне-
пия полчаса назад, котда Увидел ‘в хо-
лодном небе силуэты трех «Мессершыит-
тов», летевиих курсом на корабль. On
ровным голосом отдал приказание: «К
fool», Три неприятельзких самолета,
встретив мощный затрадительный огонь,
сразу отвернули,

Пожалуй, он не волновалея так и вче-
ра, когда на корабль налетело свыше 30
пикирующих бомбардировщиков. Ето ба-
тарел вела меткий огонь и отогнала
врага.

Много месяцев Оважимян держит бое-
вую зенитную вахту на родном корабле,
где каждая мачта. каждый выступ, каж-
дая деталь — все так привычно и знако-
мо. как будто оп был здесь сызмальства,.
Суровые испытания еще больше сродпили

‚, @0 с кораблем.

..Ла ‘батарее все было готово к отоа-
щению атаки. Овакимян отдал призычную
команду. Ситгнальщик доложил ему, что

справа по корме идет группа «Юнкерсов-

88». Снова  эвучит ровная, стюкойная
команха, и снова доклад: «Слева по кор-
ме еще пять самолетов»... Еще три с дру-
гой стороны... Еще пять...

«Звездный налет», — подумал Ова-
кИМЯН И BOS Так же хладнокровно отхаз
песколько команя. Да, это был звездный
пале  фашислоких пикирующих  бомбар-
дировшиков. Но и он не был неожидан-
ным для зелитчиков корабля. Мололой
командир хорошо изучил тактику немеп-
кой авиации. Батарея открыла стрельбу
прямой наводкой, Отмнь был исключиь
тельно сильным. Небо, казалось. кипело от
разрывов. Огненная стена встала нах ко-
рабяем.

— Не пройдете. сволочи, — возбуж-
лено шептал Отажимян. Он увидел, как
задымил и с трудом вышел из пике один
из фапгистских самолетов. Начало обрадо-

ww,
вало командира и как будто прибавило
ему сил. Звездный налет окончилея для
фаппистов неудачно. Огонь зенитчиков не
позволял пемпам сбросить на корабль ни
одной бомбы. Зато зенитчики сфили четы-
ре вражеских самолета.

—

Удачное юражение и победа вызвали
в командире зенитной батареи какое-то
радостное возбуждение и огромный прилив
энергии. Ему захотелось обнять своих бое-
вых друзей — инициативных, бесстрали-
ных младших командиров Середова и Фе-
дорова, на которых он может положить-
ея, как на себя.

«Чудесные ребята», — подумал Ова-
вимян. Он вспомнил, как в одном из на-
летов мичман Иванников был тяжело ра-
нен, как его заменил Середов. Младший
командир отлично справился © обязанно-
стями старшины батареи и четко коман-
довал орудием. Он вопомнил много слу-
чаев поключительной отваги и находчи-
BOCTH людей.

Ramin бой с пикирующими бомбарди-
ровщиками, каждую атаюу врага старший
лейтенант Овакимян делал прелметом тща-
тельного анализа, детального изучения.
Теперь немцы стали куда осторожнее, они
уже не папалают строем пою 20—30 само-
летов, а пытаются просачиваться групиа-
ми по 3—5 самолетов и пикаруют с
больших высот — 1.500—2.000 метров.
Правда. как-то раз один самолет попробо-
вал стикировать на высоте 1.000 метров,
HO ef встретили таким мошным огнем,
что он беспорядочно сбросил бомбы далеко
от корабля и поспепеил ретироваться. Ова-
кимян подметил еще одну особенность на-
летов врага. Так, нашример, один самюлет
идет в пике, но бмб не сбрасывает.
Командир зенитной батареи знают, что
этот самолет прикрывает второго  пики-
ровщика, пытается отвлечь внимание 30-
НИТчиков,

«Не пройдет», — думает Овакимян, и
маневр врага терпит неудачу.

Зимой зенитчики не теряли времени.
Они учились упорно и настойчиво, они
тотовы встретить и отразить врага,  не-
смотря на все его уловки.

...Кюогда закончилось торжественное вру-
чение орденов на борту корабля, награж-
денных пригласили в кают-компанию на
праздничный обед.  Старшай лейтенант
подошел в Середову, награжденному орде-
ном Красной Звезды, к Федорову, на гру-
ди у которого сверкала медаль «За отва-
гу», И с 00бым чувством пожал их руки.
Это было рукопожатие товарища, коман-
дира. Он знал, Акоп Овакимян. что ему
еще придется потрудиться вместе ес эти-
ми боевыми товарищами, что их ждут
еще суровые и жестокие сражения. Ho
все они знают, что из этих испьтаний
они выйдут только с победой.

Старший политрук А. ШТЕЙН.
Краснознаменный Балтийский флот.

Боевой счет эсминца

Тичный состав-второй боевой части 9эс-   воминца дали несколько залпов, и обет-

—минца М участвовал во многих боях про-

тив немецких оккупантов. Фалписты не
раз на своей шкуре ощущали меткие зал-
пы эоминца под Севастополем и на Кер-
ченском полуострове. 0 результатах
стрельб ярко говорит боевой счет артил-
леристов. Вог некоторые итоги их хея-
тельности за последние несколько дней.

Корабль стрелял по окоплениям враже-
стих войск у одного из населенных пун-
влов. Метким отнем была рассеяна ру-
мынская бригада, За успешную стрельбу
воманлование 0б’явило артиллеристам эс-
иинца благодарность.

На следующий день вехи огонь тю
твум вражеским батареям. В итоге одна
батарея была уничтожена, друтая подав-
лена. Ироме того артиллеристы раобили
30 повозок с боеприпасами.

Один из дней был чрезвычайно насы-
щен боевыми действиями. Орудия кораб-
ля обстреливали немецкую танковую ко-
лонну. Артиллерийским огнем тали бы-
IH рассеяны и частично выведены 1a
строя. Тогда же велась стрельба по скоп-
хениям врага и его огневым точкам. “Од-
ну Фалпистокую батарею подавили днем,
другую — ночью.

В другой раз вражеская батарея ‘своим
отнем мешала одному из наших кораблей

` выполнить боевую задачу. Артиллеристы

рех корабля тнекратился. Несколько тюз-
же артиллеристы открыли огонь по от-
ступавшему противнику и обстреляли
ряд пунктов, занятых немцами, Однажды
корабль, подошел совсем близко к берегу,
занятому фашистами, и обнаружил там
немецкую засаду. Артиллеристы ‘расетре-
ляли караульное помещение и уничтожи-
IH несколько огневых точек,

П данным разведки, на одной из важ-

ных высот, окруженной неприятельскими
батареями, немцы оборудовали комапяный
пункт. Нужно было помочь частям Кра-
слой Армии занять высоту. Эоминец от-
крыл огонь по немецким батареям. Веко-
ре на корабль сообщили, что задача вы-
полнена.

Артиллеристь: этого корабля во главе
со старшим лейтенантом евским точ-
но выполняют боевые задания, несмотря
на любое противодействие противника. 06-
разпово стреляют орудийные расчеты пох
команлованием старшин 2-й статьи Сал-
талювского и Дзюбы. Все артиллеристы
хорошю натренированы. И с каждым но-
вым выходом эоминца на позицию’ они
множат боевой счет корабля, увеличива-
ют количество уничтоженных фаптистов и

их техники.
Политрук В. НОВИКОВ.
Черноморский флот.

Летчик-истребитель Гузов

на Севере

Славные североморцы, действующие на

сухопутном Учаетке фронта, ежедневно
производят огневые налеты на позиция
гитлеровцев и причиняют им серьезный
ущерб. В этих боях особенно ярко проя-
вился наступательный характер действий
наших артиллеристов. Ислользуя дально-
бойность орудий, они воздействуют на
вторую и третью линия фашистской 060-
роны, ведут интенсивный обстрел враже-
ских тылов и дорог, по которым против-
ник подвозит боеприпасы и снаряжение,
поражают крупные 0б’окты и склады,
бьют по скоплениям транспортных средств
и живой силы врага.
‚ В последних боях особенно отлячились
батареи под командованием Иванова и
Соболевского. На боевом счету каждой из
HAX много разрушенных дзотов и земля-
нок, взорванных складов, уничтоженных
автоматтн и пулеметных точек. Артилле-
ристам береговых батарей хорошо извест-
ны имена командирюв орудий  млалших
сержантов Кошелева и Боровика, коман-
дира отделения вычйслителей младшего
сержанта Леднева, командира отделения
‘разведчиков младшего сержанта Быстрова,
наводчика краснофлотца Калинцева, <вя-
зиста младшего сержанта ПШляпникова и
других.

В течение последних нескольких дней
наши артиллеристы вели ‘массированный
огонь. Батарен не давали фапгистам по-
коя ни днем, ни ночью. Меткими залпами
были подожжены 6 складов с боеприла-
сами. Наблюдатели зафиксировали взрывы
громадной силы. Пожары, во время кото-
рых рвались лежавшие на складах сна-
ряды, мины и бомбы, бушевали целый
день. Наши артиллеристы не только по-
дожгли вражеские оклады, но и не дали
немцам возможности тушить пожары. Ког-
‘да наблюдатели заметили, что к одному
из горевших складов под’ехали пожарные

автомашины, североморцы точными  зал- .‘

nase
машины. Склад сгорел дотла.
Артиллеристы разведчики тщательно
наблюдают за ами, по которым про-
тивник подбрасывает на передовые линии

Дерзкий налет моряков-автоматчиков

Темной ночью девять азтоматчиков ча-.
сти морской пехоты, которой командует
полковник Горпищенко, бесигумно двину-
лись к окопам противника. Впереди шали
салтеры. Ударную группу возглавлял лей-
тенант Усенко. Лейтенант с несколькими
бойцами продвигался вперед, а остальные
поддерживали их справа и охраняли с
тыла. Так прошли две линии вражеских
окопов. В них ником не было. Дальше
виднелось проволочное заграждение, 3a
которым притаился враг.

Бойцы разведали местность. Она была
заминирована. Саперы обследовали пзо-
щадь, извлекли мины и обезвредили их.
Впереди, метрах в двонадцати-пятнадцати,
темным пятном виднехся фаптистекий ча-
совой. Бесшумно перерезав проволоку,
разведчики ползком двинулись дальше.

“Часовой не заметил приблизивитихея моря-

Сторожевой корабль N выходит ва выполнение боевой задачи. (Северный флот).

Ударили по врагу и разбили ye  !

Младший лейтенант Гузов только что
прилетел на остров. Ему хотелось драть-
ся, бить фаптистов смертным боем. Он ис-
кал столкновения с противником в воз-
духе. И он столкнулся. Маневрами, ма-
CTEPCTBOM воздуитного пилотажа младпгий
лейтенант заставил удирать четырех не-
мецких истребителей.

Во втором воздушном бою младший лей-
Tenant Tyson показал себя прекрасным
истребителем. Он сбил новый самолет вра-
га. А через день он расстрелял и сжег не-
мецкий железнодорожный состав с бензи-
ном. Двадцать цистерн пылали факелами.
В тот день командир эскадрильи назвал
Гузова по имени и отчеетву. Он сиросил:

— Петр Фомич, вы устали?

—щ Никак нет, товарищ командир, —
огветил Гузов.

...Группа «Мессертмиттов»  приближа-
лась К аэродрому. Тройка молодых истре-
бителей — Tyson, Хромов и Швецов —
ринулась в атаку. Каждый из них пере-
считал самолеты врага: восемналцать!

Вихрь машин,  скрещивающиеся пуле-
метные очереди!

Гузов бросился в центр толовной чет-
верки, Хромов пошел в лобовую на семь
машин. Остальных принял на себя Шзе-
Цов.

В момент боя Хромов увидел: самолет
Гузова вошел в пике. Он пажал ниже и
ниже, У товарищей залцемило серце, но
вхруг Гузов, круто набрав высоту, снова
закружилея над четверкой. Без потерь,
разогнав, как выразились летчики, «ве-
ликую кучу», три молодых пилота верну-
лиеъ домой победителями.

Фашисты (в который раз!)

вооружение, продовольствие и боеприпа-
сы. Немцам редко удается благополучно
проскочить пою дороге к цели. Противник
снабжает свои части на переднем крае,
как празило, только ночью. Но и эта
возможность становится все более огра-
ниченной. Ночи на Севере уменьшаются,
и скоро полярный день окончательно
вступит в свои права.

На-хнях наши артиллеристы разгроми-
ли двигавшийся по дороге большой 0603
противника, уничтожили также 26  rpy-
зовиков, следовавших к переднему краю.

Враг прилагает все усилия, чтобы па-
рализовать действия советских артилле-
риотов, он ожесточенно обстреливает по-
зиции североморцев. Только по батареям,
которыми ‘команхуют Иванов и Соболев-
ский, немцы недавно выпустили свыше
350 снарядов. Однако противник не до-
‚Стиг никаких результатов. Дело обычно
кончаетея тем, что наши батареи друж-
ным и метким огнем быстро ° подавляют
Немецкив орудия.

‚ Как-то фашисты попытались  разбом-
бить наши батареи с воздуха, но и эта
ieee врага потерпела крах. Ни одна
мба не причинила нам ущерба, зато
фашисты потеряли во время налета один
:«Мессертмитт».
  На-днях . ожна из североморских  бата-
рей нанесла очередной удар по ближай-
шим тылам противника. Стрельбой упраз-
‘лял искусный  артиллерист Леонтьев.
Первые же снаряды попали точно в цель.
Прямыми  попаланиями уничтожены 3

больших зимних палатки с находивитими- пытались

‘я в них гитлеровцами, полностью  раз-  высащить на остров № десант. Транетюр-
‘громлен 0603 из 20 груженых подвод,   Ты, груженные танками, полевой артилле-

‘взорван склад боеприпасов. После этого
палета шесть немецких подвод почти це-
лый день вывозили убитых и раненых из

рией и пехотой, приближалиеь к берегу.
Тетчики-балтийцы тройжами и четверкамя
кинулись на врага. Они делали множе-

‘района a. CTBO заходов, летали низко, стреляли и
Старший политрук видели, как бросались в воду немцы из
Л. ИВИЧ. разбитых шаланд и транспортов. На кое-
Технин-интендант 1-го ранга   ЖатЫХ водвах тучами, батоввыми лен-

Г. НОВОГРУДСКИЙ._ г

На выручку транспоргам примчались
«Мессерпгииттыь». Они Увидели, что уже
некото защищать, — крупные корабли и
мелочь тонули, верывались, так и не до-
стигнув, казалось, близких берегов.

Фашисты бросили сюла еще один, более
крупный десант. Отважные летчики
Крайнов, Ильичев, Якушев. Гузов. Мура-
шов устремились навстречу врагу. Сквозь
хымку они нашли желанную цель, Шесть
кораблей противника потонули ог прямых
бомбовых попаданий. Летчики пошли Ha
штурмовку. Они атаковати один корабль
за другим и валели, как враги погружа-
лись в кипящую от взрывов воду.

«Юнкеосы» стали бомбить наши Oepe-
товые батареи. Гузов ринулся вперед м ‹
первой же атаки сбил` вражеский бомбар-
дировщик, Бензобаки, ‚ мотор, .. хвостовое
оперение «Юнкерса» разлетелись в в03-
хухе. Гузов не следил за падением врата.
Ведь на каждого нашего летчика из от-
важной пятерки приходилось по четыре
«Месосоимитта». Надо драться. Горючее
на исходе, кончались патроны, а boil
только разгоралея. Мурапюва подбили, но
он ловко ушел к аэролрому.

Гузову пришлось драться одному про-
тив девяти. Он слелал двенадцать дерзких
заходов, На триналцатом осколками сна-
рядов ему ранило ноги, но он продолжал
драться. На пятвадцатой атаке осколком

сд Северный флот, 10 апреля. (По теле-
графу от наш. корр.).

ков, и не успел он повеонутьея, Rat
краспофлотен Лопата сразыл его короткой
очередью из автомата. Не теряя ни ми
‚нуты, лейтенант Усенко, старшина 2-й
статьи Мещеряков и краснофлотец Лопата
первыми бросились во вражеский  окоп.
В ход пошли пгыки и гранаты. раздались
взрывы.

Налет моряков был настолько неожи-
данным и стремительным, что немцы и
румыны, находившиеся в’ других тран-
шелх, долго ме могли притти в себя и
открыли огонь только тогда, когла авто-
хатчики,- ветребив- взвод румынских” <од-
дат и захватив пленного и трофейный
пулемет, уходили. Наша группа в этой
пОЧНЮЙ схватке не потеряла ни одного

бойца,
Г. КОПТЯЕВ.

Действующий флот.

Немцы под Севастополем зарьмись в
землю. Они тщательно маскируют свои
орудия, минометы и пулеметы. Но защит-
ники города, наши моряки и красноармей-
цы, выискивают врага, выкуривают его
из нор и заставляют открыть свои огне-
вые средства, чтобы беспощадно уничто-
жать технику и живую силу фашистов.

На-днях бойцы во главе с младшим
лейтенантом Брызгуновым, рооружившиеь
ручными пулеметами, ротными миномета-
ми и автоматами, приблизились к враже-
ским окопам и открыли сальный огонь.
Немцы вополошились, думая, чт ит
наступление. Они начали стрелять из
станковых пулеметов и минометов. Наши
это тольк и ждали.

Фото Н. Веринчуква.

пробило руку Но он не сдавалея. не ухо-
дит © поля  пюзлушното боя. Истекая
кровью, он дралея на высоте 600 метров,
делал послелние усилия. чтобы рассеять
вражескую девятку, и он добилея своего.
Три «Месеершиитта» удрали, два отвер-
нули, но четверка еще осталась. Враги
заходили и справа и слева И Гузов пошел
на таран. Небо пл земля закружились, бе-
лые облака зарябили в глазах. Загорелся
мотор, оторвалась стойка, у «чайки» от-
летело левое крыло. Самолет Гузова поте-
рял уПравление и произвольно стал  де-
лать «бочки», одну за другой.

Земля в ста метрах. Параппют раскрых-
ся еще в кабине Вверху гудели самоле-
ты. Потом все стало тихо: Гузов потерял
сознание,

Он упал на поле вблизи деревупиеи, где

уже хозяйничали немцы Эстонские Ae
вупки Reais и Майя потобрали ето.

— Ложи, летчик, лежи тихо, — ска-
зали OWT.

Гузов отчетливо слышал немецкую речь,
PONOT салюг, рев мотоциклов.

Девушки отыскали наши чаети. Они
сказали о летчике. Притили высокий ca-
нитар и мололой политрук в кожаном
пальто. Политрувк и санитаф ночью вынес-
ли ранено летчика. Они несли ео Ha
руках по узкой тропинке, указанной’ де-
вушками-палриотками. Гузов енова поте-
рял сознание.

— Я должен драться, — сказал он в
забытье.

— Вы будете драться, — сказал врач.
— Вы будете еще сражаться и. побеждать!

И вот Гузов, натражденный  орюном
Красного Знамени, снова идет в воздух
бить ненавистных немецких оккупантов.
Двести сорок восемь боевых вылетов сде-

лал Гузов. В воздушных боях он сбил
«Юнкерс-86», «Юнкерс-88» и «Мессер-
шмитт-109».

Особенно напряженным был бй ¢

«Юнкерсом-88». Фапгиот, дымя правым
подбитым мотором, терял высоту, но уп-
рямо‘ тянул к берегу; стараясь заманить
советекого истребителя на свою зенитную
батарею. Гузов прошел сквозь сплоптную
огневую’ завесу, догнал немца в облаках и
сбросил врага на немецкую батарею.

И котла на 248-м боевом вылете моло-
дому истребителю припююсь вотупить В
бой против восемнадцати — «Мессертмит-
тов», Гузов таранил своей «чайкой» ¢ca-
молет врага и. тяжело раненный, упал
на территории, занятой противником.

Отважный летчик спасся и снова при-
шел в часть. И, как всегда, веселый,
жизнералостный, Гузов стал тотовиться к
боевому вылету. Унты. Шлем. Меховой

комбинезон. Чисто  протертые очки на
прлеме.

— Петр Фомич, здравствуй! Ну, как,
топравляепться?

— Отлично! А после того случая я
уже сделал 47 вылетов.
— Досталось вам тогда, товариш Ty-
— Да нет! Досталось, пожалуй, пе
мне, а немцам. Я таранил одного, а вЫ
видели бы, как улепетывали остальные.
Таков молодой истребитель Гузов. драв-
шийся нах морем, над Финским заливом,
на территории врага © превосходящими
силами противника и всегда выходивиий
победителем.
Полковой комиссар
4 Г. МИРОШНИЧЕННИО.

Краснознаменный Балтийский флот:

‚ Удары по огневым точкам врага

Корректировщик Косенко засек огневые
точка фашистов и сообщил лапные артил-
леристам.

Грянули залпы налпей батареи. Первые
жа снаряды  Пазопвались у вражеского
миномета. Прямым попаданием он был
разбит; его прислуга истреблена Еще
залп, и умолк немепкий пулемет. Второй
пулемет был уничтожен меткими выстре-
лами нанюго ротного миномета. Два не-
мецких пулеметчика пытались удрать, но
их настигли меткие пули военных моря-
ROB.

Старший политрук М. НОГУТ.
Черноморский флот, 10 апреля. (От наш.

корр.).

РЕ

ОСТЬ

В июне эсминец выпиел в свой первый   кость четко. Чтобы не выдать себя, мас-

босвой поход. Это было ровно девять ме-   кировали мины ветками, плащами. В ре-
сяцев назад.

зультате последняя мина была принята

Бойцы и командиры отлично помнят  на борт через двадцать минут после на-

этот день. Утром заседало комсомольское   чала погрузки.
бюро, утверждали выделенных на боевых
постах комсоргов, инструктировали актив.   сты во главе
Днеи приняли на борт мины.
д прикрыгием тьмы, вышли в море.

Именно в этот день трюмные мапвтни-
со старшиной труппы ком-
сомольцем Сныревым поставили свой pe-
корл. Время, необходимое для приемки
В тот же день впервые увилели воочию   полного запаса нефти, они сократили
врага. Фанкисты напали коварно, по-во-   вдвое.
psc, Неприятёльские бомбардировщики,   Все это было совсем недавно. Ничто
налетевшие на базу. появились внезапно.   не успело выветриться из памяти. На ко-
№ них но было ни свастики. ни черных   рабле многие вступили в войну двадла-
peoros, Сигнальщики отчетливо видели  тилетними. сегодня еще не всем ис-
зарисовапные Ha плоскостях самолетов   полнился двадцать один год. Он в Tex
кмепые пятиконечные эвезды. Самолеты   ле тельняшках, в которых шли в первый
бросили бомбы. поход, — не износились. И в 1 a
Ролыне гитлеровцы по повторяли свой   время люди, неузнаваемо К ak
поддый маневр. Hain зенитчики и ист-   менитиеь так. и и os es cee
обители быстро научились различать   ЦЫ и Ве И И wakes
стервятников под любой личиной и тс бойцов. И; обращ в т
правлялиеь с ними беопощахно. Е АИ тей Re Gea
№ломиная первый день босвого похола,  < улыбкой. ТЫ Navies
морякам ле приходится краснеть, о raise и Hay № И Io
И: Молодые моряки р ОК ит xopomye, Со
Груп, бойцов во Trane с комеоргом   школу ВЕНЕ а р
Тончарозым была послана в порт а про-   лась, и аа аа ПО
Хуктами, На обратном пути красвофлотцы тельна. нь
Lona в самое пекло: бомбы рзались со   Же, воля 2

Вечером,

Мех сон, осыпая машину десятками Если раньше корабль любили — и
олков, Но Гончаров. a ¢ TIM M 856 порь связь с кораблем стала ровно»,
ты знали: кажлая минута па счету,   поразрывной. Вместе © мим были пережи
пужбль пе может ждать. /Прорзалиеь. ты самые памятные и
Ha погрузку мин было 9 полчаса. MODE ORB: Mages st bi РЕ рав
Роном, ТАЛЬ ля’ самых нормальных тори м НЕ о пройденном
Условий, А пришлось грузить прямо с же- ме Вот мостик, откуда сигналь-
inde, а soit wie set nem Сусвалов первым ST ene a
bi sec кипииея BpamecKie Kopaomit, 10H ?

abu, Morpyary  оггашиосталыр перед

корабли покоятся на дне моря. Вот рель-
сы на верхней палубе. Здесь стояла ми-
на, загоревитаяся от осколков вражеского
снаряда. Еще песколько секунд—и взрыв
был пеминуем. За эти несколько секунд
раненый  комендор Уложенко и минер
Александров, рискуя жизнью, = сбросили
мину за борт. Здесь, у второго орудия,
стоял на посту его героический командир
Дмитриев. Когда во время боя вышел из
строя досылатель, расчет Дмитриева, дей-
отвуя вручную, не снизил окорострельно-
сти. В другом бою Дмитриев, будучи ра-
неным, продолжал вести отонь и только
после второго ‘ранения в грудь. свалив-
его его с Hor, позволил себя перевя-
зать. Командование претнял на ©ебя крас-
нофлотец Селезнев. Совсем юный Гришухин,
вотупивший в комсомол в дни войны,
пал смертью храбрых на боевом посту.
Последние его слова были. не 0 cede, He
о близких. Он спрашивал о своем кораб-
ле, об исходе боя и умер с улыбкой на
губах. узнав, что эсминен в стою и
продолжает вести огонь.

Бойцы годами изучали свою омециаль-
ность и свои боевые механизмы. На ко-
рабле есть десятки краснофлотцев и ко-
мандиров, отлично знающих вверелную им
боевую технику.’ Но толь война дала
их знаниям окончательную  шШлифювку,
устранила палет игкольности, условности,

развила гибкость, изобретательность, тех-.

ническую инициативу. В особенности на-
глядно свидетельствует 0б этом работа
аварийных групп. В ответственный  мо-
мект атаки Ha немецкую подводную лод-
ку вышел из строя котельный телеграф.
Электрик Клюнов; мгновенно разобравшись
в сложном переплетении проводов. немед-
ленно восстановил. связь.

Другой случай. Корабль был в дозоре,
когда пробило прокладку гепомогательной
матистрали. и пар устремился в мапгинное
отлеление. Температура резко порыюилась.
Бойцы Жуков и Worye не растерялись.

Не обращая внимания на нестерпимый
зар, они в четверть часа ликвидировали

стве прибора, заставила проникнуться
еще большим уважением к технике. Я
‘аварию. Раскаленный металл жег руки,   стал много самостоятельнее. Теперь He

только

было трудно дышать. Выручала
струя воды, которой их окачивали из
„шланга, пока шла работа.

Наблюдая, как молодые краснофлтцы
уреренно ш смело действуют в 6010, Ko-
мандир корабля, воевавший еще с бело-
‘финнами, человек бывалый и опытный,
‘‹ полным обпованием может заявить:
«Да, это зрелые воины. Настоящие моря-
ки. На них можно положиться. Они не
подведут . никогда». :

А что говорят сами бойцы? Как они

ждешь команды. — как только дан куТ-
совой угл, начинаешь готовить данные.
На этом выигрывается время, & в борьбе
с воздушным вратом быстрота — это все.
В бою приходится самюму принимать ре-
шения. Осенью, во время налета двенад-
цати пикировщиков, на наш корабль бы-
ла сброшена бомба. Я понял. что в этот
момент мой дальномер бесполезен — враг
над головой, — сошел с седла. взял
шланг и стал тупипегь возникший пожар.
В это время я не видел ни неба, ви са-

молетов, я знал. что нужно не допустить
распространения ‘огня. Затасив пожар ”и
оказав помошь раненым товарищам. я
вернулея на свой пост...

оценивалот пройденный путь? Bor м0ло-
дой коменлор Головченко. Ему peero 23
года. Он говорит:

— Я лальномерщик. До войны неплохо

умел определять расстояния до самолетов.
Но видеть мне приходилось только наши
самолеты. Вражеский самолет,  атакую-
щий корабль и сбрасывающий бомбы, я
представлял себе очень туманно, На вто-
рюй день войны я увидел вражеские са-
молеты. Оки выходили в атаку. Тогда я
пичуть не попугалея, но пикакой 06обой
храбрости в этом не было. Просто еще до
меня «ие ‘дошло». Шозднее я песколько
раз чувствовал страх и, только испытав
и преодолев его, могу теперь с уверенно-
стью сказать, что ничего не боюсь и пи-
какая сила не помешает мне, пока жив,
выполнять свой долг на боевом посту. Я
слышал вой падающих бомб, пилел раз-
выгы спаряюв, на моих глазах убило
моего друга Смирнова, — © тех пор я
етат тверже. спокойнее и злее.

До войны У нас, лальномерщиков. бы-
ла привычка доверять своему глазу боль-
ше. чем прибору. Смотришь в окуляры,
& потом нет-нет, да и оторвешься, . чтобы
проверить расстояние попросту, на-глазок.
Босрля практика локазала мне, что отры-
ватьоя пельзя ни На секупту, и вселила
в меня твердую уверенность в шеимуще-

Так оценивает совой боевой рост, свой
опыт мололой краснофлотец, А вот что
творит старшина 1-й статьи Снырев, на-
гражденный медалью «За отвагу»:

— Для нас,  трюмных машинистов,
основная задача в бою — борьба за жи-
вучесть корабля и ликвидация аварий.
Опыт войпы дал нам очень много. Ната
боевая подтотовка была, сравнительно с
друтими специалистами. наиболее услов-
ной. Комендоры когла учаля — стреля-
ют, торпедисты выпускают учебные
торпеды, радиеты — принимают и пере-
лают депеши. Нам же приходилось зале-
лывать воображаемые пробоины в корпу-
св и вобстанавливать прелполагаемые
разрушения. За девять месяцев войны я
научилея праменяться к конкретной 06-
становке. которую трудно предвидеть з3-
ранее. Кола во время бол отонь начал
угрожать алипогребу, я получил приказа-
Iie произвести затопление. В мирной об-
становке это проще простого, а тут, ког-
да огонь ‘не подпускает к клинкеткам, A
дым слепит и пе дает дышать. все ока-
залось много слолнее. Приниюсь проры-
ваться сквозь стену огня и действовать

нающупь, Для этого надо зпать свое XO-
зяйство наизусть. Обстановка научила ме-
ня так руковохить своими подчиненными,
ч\бы задание понималось с полуслова, е
одного взгляла.

Еще больше окреп и моральный дух
бойцов. Во время боя краснофлотпы, ра-
ботающие в трюме, всегда более напря-
женно реагируют на каждый звук, чем
находящиеся наверху. Трюмные не видят,
это происходит, люапены возможности не-
посредственно воздействовать на врага,
как артиллеристы и торпедисты. Вода ¢
большюй силой передает каждое сотрясе-
ние, даж от далеко упавшего снаряда
чувствуется  гулкий удар по корпусу.
Сначала это отвлекало. заставлялю при-
слупиваться. Потом привыкли, научились
различать по’ звуку. что за разрыв, на
каком расстоянии. Теперь пае ничем пе
удивишь и не испугаешь. Наше дело —
обеспечить боевые дейетвия корабля. что-
бы он был подлинной грозой для фапвиет-
ских пиратов. Этой задаче мы отдаем все
свои силы и умение...

Так говорят моряки, пропелитие боевое
испытание, на деле доказатиие свою пре-
данность родине и готовность боротьея ©
фашистами лю полной победы. до оконча-
тельного разгрома гитлеризма Это—елова
настоящих, зрелых BOOB. За девять ме-
сяцев босв против немецких дикупанитов
наши люди закалились, вызрело их воен-
ное искусство, сформировалея характер—
упорный, стойкий, не знающий попалы
и колебаний.

Враг уже почувствовал aT на
шкуре. Он будет это чувствовать
сильней и сильней. С кажтым лнем pac-
тет наступательный порыв наших 009й-
mon. И близок день, когда хололмые BYTE
Балтики вомкнутся над головой поеслетио-
го фапистокого пирата.

Ал. КРОН.

своой
Bre