r

5 ловека прилагают всю ©вою  беменую

Е

Смерть немецким,

Gib

Ста

оккупантам!

Горячий краснофлотский привет лауреатам

Ea

1 дд оодод88——ШФ6ФШ——————д———ддд
апреля 1942 г., воскресенье

Торжество культуры
велиного советеного народа

Сегодня народы Советского Союза © ра-
постью узнают о новом выдающемея co-
бытии в нашей стране — постановлении
Совета Народных Комиссаров Союза ССР
о присуждении Сталиноких премий за вые
кающиеея работы в области искуества и
литературы. Огалинекой премии удостоены
замечательные патриоты нашей родины,
внеслтие свой вклад в сокровищницу со-
ветской культуры. Имена писателей, поэ-
тов, композиторов, артистов и музыкач-
ов — лауреалюв Сталинских премий пги-
Токо известны всему совелокому народу.

Презренные фалиистские выролюи, веро-
ломно напаз на нашу землю. одной из
своих залам ставили уничтожение  совет-
ской культуры. В звериной ненависти ко
BeeMy русскому эти изверги в образе че-

ное внимание развитию ‹оветекой куль-
туры. Именем великого Сталина названы
премии за выдающиеся произведения ©0-
ветокого искусства и литературы.  Това-
pum Сталин повседневно заботится о том,
чтобы налие искусство было подлинно на-
родным, чтобы оно выражало и  будило
лучшие благородные чувства, народа. Ла-
уреат Сталинской премии проф. Алекеан-
дров в своих вослюминаниях 9 встречах с
великим человеком нашей эпохи приводит
интереснейшие примеры тот, как това-
pum Сталин лично помотает  Враенозна-
менному ансамблю красноармейской песни
и пляаки обогалцать их творчество.

Олнажды товарищ Сталин отросил про-
фессора Александрова, как он думает по-
полнять репертуар анкамбля народными
песняме. «Я откровенно рассказал това-
ришу Сталину о наштих сомнениях, —
пишет т. Алексанирюв. — Мы предетав-
ляли себе, что если паг ансамбль воен-
ный, 10 он должен исполнять военные
песни. Это ограничивает нашу работу, а
расширить ее рамки побаиваемся,

— Не бойтесь, — ободряюще сказал
товарищ Сталин, — используйте  народ-
ную песню как можно шаре. Включите в
свой репертуар и лучшие  клаюсические
проязведения. У pac есть все возможно-
CTH для этого».

Этот разговор происходил в 1933 г.
Каких огромных успехов’ добилея Краено-
знаменный ансамбль. выполняя  сталин-
ское указание о широком ислюльзовании в
своем репертуаре народного творчества!
Иосиф Виссарионович своей критикой и
мудрыми советами помог ансамблю. еще
выше Юднять искусслво исполнения та-
кого монументального произведения, как
«Гимн партии большевиков», Kak народ-
ные песни «Волжская бурлацкая», «Pac-
прягайте, хлопцы,  конюй» и т. д. Тов.
Алексаниров пишет:

«На одном из концертов товарищ
Сталин услышал в исполнении ансамбля
популярную песню «Раюпрятайте, хлопцы.
коней». Мы исполняли © в маршевом
темпе. у

энергию и банлитокий пыл для убийства
лучигих представителей советской интел-
лигенции — носителей передовой культу-
ры, для уничтожения памятников русской
культуры. Разпром усадьбы-музея Л

Толетого, погромы в домах. те жили
П. И. Чайковекий, А. П. Чехов, И. Франко,
изуверское плумление над могилой Тараса
Шевченко и многие другие злодеяния —
это звенья одной бандитской цепи, напра-
вленюй на удушение великой русской
Бкульпуры. /

Но гитглеровским банлитам не порабо-
тить народы Советекого Союза. не унич-
тожить многонациональную культуру ве-
ликого советекого нароха. Советекая куль-
тура растет и крепнет, несмотря на тяже-
лые испытания. которые выносит наша,
родина в отечественной войне. В суровой
обстановке осажденного Ленинтрада моло-
ой <оветокий композитор Дмитрий Шоста-
KOBE costar 7-10 симфонию — выхающее-
ся произведение наптих дней, отраскалощее
мужество и стойкость ‘советских людей,
дерущихея за свободу и честь нашей ро-
wont, Дмитрий Шостакович удостоен
премии первой .степеви.

Beat страна знает писателей и поэтов
Илью Эренбурга, Николая Тихонова, Алек-
сандра Корнейчука, Конотантина Самонова,
Самуила Маршака, С. Вургуна, С. Бо-

родина, А. Антоновскую, В. Янчевецкого —   — Мне кажется. ее нужно петь мед-
лауреатов Сталинских премий. Многие из  леннее, —— сказал Иосиф Виссарионович.
этих писателей с первых лней отечествен-  И, очевидно, заметив вопрос в тлазах

вой войны стати в ряды Красной Армии и
художественным словом помогают нашим
воинам громить врага.

Писалели-лауреаты Сталинских премий
— э0 мужественные воины, находящиеся
в опне Великой отечественной войны. Бой-
цы и командиры  Черноморекого derora
помнят, как писатель Константин Симонов
осенью прошлого года пошел вм 6 мо-
ряками нз полводной лодке выполнять от-
ветственное боевое задание Y вражеских
берегов. Он же дал и первые очерви 9 ге-
роических защитнаках Одессы.

Совелокий народ знает и трех талант-

‚ живейпших художников-карикатурихтов,
выступающих под псевдонимом Вукрынек-
сы. Оки умеют © помощью простого ка-
рандалиа вызвать У читателя гнев и жгу-
чую ненависть к проклять фаитистам, 06-
квернивитим налту родную советскую зем-
лю. Художники Куприянов, Крылов и С9-
KOO тоже улостоены Оталинской премии.
Статинежой премии удостоены и художники
Джатаридее, Савяцкий, Черемных, Соко-

собеседника, добавил просто и ‘убедительно;
— же степная, широкая песня».
На всех этапах своей истории партая
большевиков и советокое — правительство
заботилась о процветании советокого  ис-
кусства, о сохрамении ‘и развитии той от-
ромной культуры, которая нажоплена на-
родами Советекого Союза в течение всей
их мнотовековой истории. Известен фажт,
что коса в годы гражданской войны волех-
ствие недосталка топлива возник вопрос
о закрытии Большого театра в Москве,
В. И. Левин был против этого. Он поста-
BE этот вопрос на ззседание Совнаркома,
и было вынесено специальное решение тю
обеспечению теалра топливом и всем He-
обходимым для нормальной работы.
Партия большевиков. руковолимая ве-
ликим Сталиным. создала, все предюени-
ки для бурбого развития советского ию-
KYCCTBA и литературы. Созданы:  художе-
ственные, театральные и литературные
вузы, построены хотни и тысячи новых
леалров, домов культуры, клубов, библию-

люв-Скаля, Шухмин, Раплов, скультиу-  тек. Под сенью Сталинской Конституции
‘ры Сабсай, Лишев, Менделевич,  архи-  расцвела национальная тю форме, социа-.
теклор Таманян. листическая по содержанию культура иа-

родов Советекото Союза. :

Присуждение Сталинских премий за
выдающиеся работы в области искусства
и литературы — новое проявление ста-

Советские артасты, создавшие замеча-
тельные спектакли и кинофильмы в
1941 голу, всей своей творческой рабо-
той помогают Красной Армии и Военно-

Морскому Флоту еще  <окруцтительнее   линокой заботы © развитии советской
тромить врата. числе лауреатов   культуры, новое свидетельство могущест-
Сталинских премий — наши выдающиеся   ва русского народа, пворяжщего свою куль-

артисты, композитофы и музыканты Але-
ксаниров, Немирович-Данченко,  Хмелев,
Ливанов, Судаков. Мелик-Пааев, Мафеп-
кая, Ильинский, Пазовекий и многие дру-
тие вилнейшие ‘представители передовой
советской культуры.

Наше советское искусство — народное
искусство. понятное широким массам и
уходящее сзоими корнями в народное
творчество. Партия большевиков и совет-
ское правительство, выражая мыюли и
чаяния советекото народа. уделяют опром-

туру в суровые дни Великой отечеслвен-
ной войны.

Слава и боевой краснофлотский привет
деятелям советекого искхества и литера-
туры — лауреатам Сутазлинеих премий!
Пусть на страх врагам еще ярче цветет и
крепнет могучая, передовая  советокая
культура, поставленная на службу 0боро-
ны страны! Пусть правдивое наролнов ‘©0-
велское искусство июмогает нашим слав=
ным воинам еще кренче бить фашистских
разбойников! т

Народных Комиссаров СССР от 20 декабря
1939 тода и 11 января 1942 тода © при-
осуждении Сталиноких премий за выдаю-
щиеся работы в области искусства и ли-

чу, народному артисту

Васильевичу, Нрылову Порфирию  Ники-
тичу, Соколову Николаю  Алексанхрови-

Тбилиси в 1901 году».

r

за скульптурную фигуру Н. Г, Чернышев-
ского.

3% архитектурный проект дома, Правитечь- (г. Ереване.

д) Театрально-драматического искусства

новичу, народному аресту
Николалюо
СОСР, Ливанову Борису Николаевичу, на-
родному артисту РСФСР, Грибову Алексею
Николаевичу,
РОФОР — за спектакль «Кремлевские ку-
ранты» в Московском орденов. Ленина и
Трудового Краюного Знамени Хуложествен-
ном Ажадемическом театре им. Горького.

ному артисту ССОР — за исполнение роли
Киквидзе в спектакле «Киквидзе» в Тби-
исоком Лраматическом театре им. Руста-
вели. р

лиевичу, заслуженному

PCOOP, Muxaiinesy Максиму Дормидонтови-
чу, наролному артисту СССР, Бельшакову
Тригорию Фитипновичу,
леймону’ Марковичу, заслуженному артисту
РСФСР, Антеновой Елизавете Изановне —
за спектакль «Черевички» Л. И. Чайков-
ского в Государственном ордена Ленина

Сталинских премий — передовым людям советской
культуры, отдающим свой замечательный талант делу
скорейшего разгрома фашистских оккупантов!

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР

О ПРИСУЖДЕНИИ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИИ

ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ

РАБОТЫ В ОБЛАСТИ

ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 1941 ГОД

В исполнение  Постамовлений Совета

Комиссаров СССР постановляет:

а) Музыки
Премии первой степени в размере 100.000 рублей
1. Александрову Александру Васильеви-

симфонию.

= ° Премии второй степени в размере 50.000 рублей

1. Захарову Владимиру Григорьевичу,   2. Мшвелидзе

я «Зниадаури».

6) Живописи
Премию первой степени в размере 100.000 рублей

1. Кукрыниксы (Куприянову Михаилу

Премии второй степени в размере 50:000 рублей

1. Джапаридзе Уча Малакиевичу — за   Савицкому Георгию Коистантинювичу, Че-
картину «Первомайская демонстрация в  Ремных Михаилу Михайловичу, Шухмину
Петру Митрофановичу, Радлову ` Николаю
Эрнестовичу —за политические плакаты и

2 Cocbnony:Chaaid Навлу  Tlemoouny,! карикатуры.

в) Скульптуры

ее Пинхосу Владимировичу — за памятник С. М. Вирову,  сооруженн
. Баку.

Премии второй степени в размере 50.000 рублей
1. Лишеву Всеволоду Всеволодовичу —

в г. Горьком.
= \

г} Архитектуры

Премию второй степени в размере 50.000 рублей

1. Таманян. Александру Ивановичу —   ства  Армянокой ССР,

<

1. Немиревичу-Данченно Владимиру Иза-
ССОР, Хмелеву

Павловичу, народному артисту

заслуженному алулисту ir орю

«В степях Украины» в Г
атре.

1. Васадзе Акакию Алексеевичу, нафод-

совета.

е) Оперного искусства

Премии первой степени в

1. Мелик-Пашаеву  Алексаняру Шами-
деятелю искусств

размере 100.000 рублей
Норцеву Нанте-

Фрейднову Борису Матвеевичу, за

1. Насыровой Халиме, народной артист-   ском ордена Ленина театре Оперы и Ба-
ке CCOP—sa исполнение роли Лейли в
саюктакле «Лейли и Меджнун» в Узбек-

лета.

тературы за 1941 год, Coser Народных

Присудить Сталинские премии за вы-
дающиеся работы 1941 года з области:

2. Шостаковичу Дмитрию Дмитриевичу,
СССР, профессору   профессору Ленинтрадекой ордена Ленина
Московской Государственной Вонсервазюрии Государственной Консерватории — за 7-ю
им.  . И. Чайковокого — за «Гимн партии
большевиков» и за красноармейские песни.

Шалва Михайловичу.
заслуженному артисту РСФСР — за музы-   заслуженному деятелю искусств Грузия-
ку общеизвестных песен — «И к его   ской
знает», «Дороженька», «Два сокола»
др угию.

ССР —за симфоническую поэму

чу) — за политические плакаты и кари-

ый B

2. Менделевичу Исааку Абрамовичу —
за памятник В. Ц. Чкалову, сооруженный

сооруженного B

2. Судакову Илье Яковлевичу, народно-
му артисту РОФОР, Светловидову Николаю
Афанасьевичу, народному артисту РСФСР,
Зражевскому Александру Ивановичу, за-
служенному артисту РОФОР, Ильинскому
Владимировичу — 3a спектакль
гдаротвенном
ордена Ленина Академическом Малом те-

2. Марецкой Вере Петровне, заслужен-
ной аргистке РОФОР — за мополнение ро-
ли Надежды Дуровой в спектакле «Надеж-
да Дурова» в Московском театре им. Мос-

Академическом Большом театре Союза ССР.

2. Пазовскому Арию Моисеевияу, народ-
ному артисту СССР, Нелепп Георгию Ми-
хайловичу, заслуженному артисту РСФСР,

служен
ному артисту РОФСОР, Кашеваревой Ольге
Афанасьовне — ва спектаюль «Чародейка»
IL. И. Чайковского в Ленинтрадоком ордена
Телина теалре Оперы и Балета им. Кирова.

2. Паторжинскому Ивану Сергеевичу,
народному артисту УССР — за исполнение
роли Тараса Бульбы в спектакле «Тарас

Бульба» в Киевокюм ордена Ленина теат-
ре Оперы и Балета им. Шевченко.

ж) Балетного искусства

s
1. Моисееву Игорю Алейсанлровияу, ху-   даютщуюся работу в области народного
дожественному руководителю Государетвен-   танца.
ного ансамбля народного танца — за вы-

3) Художественной кинематографии

Премии первой степени в

1. Савченко Игорю Андреевичу, режис-
серу, Мордвинову Николаю Дмитриевачу,
заслуженному артисту РСФСР, ЭЗкельчику
Юрию Израилевичу, оператору — за, кино-
картину «Богдан Хмельницкий».

размере 100.000 рублей

Васильеву Георгию Николаевичу, заслуз
кенному деятелю искусств РСФСР, Гело-
вани Михаилу Георгиевичу, артисту, 60-
голюбову Николаю Ивановичу, артисту,
Жарову Михаилу Ивановичу, заслуженно-
му артисту РСФСР, Сигаеву Алексею Ива-
2. Васильеву Сергею Дмитриеничу, за-   новичу, оператору —за  кинокартину
стуженному деятелю искусств РСФСР,   «Оборона Царицьвна» (первая серия).

1. Эйсменту Виктору Владимировичу,
режиссеру, Михалкову Сергею Владимиро-
вичу, сценаристу, Розенбергу Михаилу
Яковлевичу, сценаристу, Федоровой Зое
Алексеевне, артистке, Раппопорту Вульфу
Абрамовичу, оператору — за кинокарфтину
«Фронтовые подрути».

2. Пырьеву Ивану Алексеевичу, режие-
серу, Гусеву Виктору Михайловичу, спена-
рису, Хренникову Тихону Николаевичу,
композитору. Ладыниной Марине Алексеев-
не, артистке, Павлову Валентину  Ефимо-
вичу, оператору — за кинокартину «Сни-
нафка и пастух».

и) Хроникально-документальной
кинематографии

1. Копалину Илье Петровичу, режиесе-
ру, Варламову Лесонилу Васильевичу,  ре-
жиссеру, Бунимевичу Теодору. Захатовиту,
оператору, Боброву Георгию Марковичу,
оператору, Касаткину Павлу  Алексанлро-
вичу, оператору, Крылову Анатолию Алек-
сандровичту, оператору, Лебедеву Алексею
Алексеевичу, оператору, Шнейдерову Ми-
хаилу Абрамовичу, оператору, Эльберт
Алексаниру Павловичу, - отератору -— за

кинокартину «Разгром немецких войск, под,
Москвой».

2. Кармен Роману Лазатевичу, режисее-
ру, Ошурксву Михаилу Федоровичу, опе-
ратору, Небылициему Борису. Рудольфови-
чу. оператору, Лыткину Николаю Алексави-
ровичу, оператору, Шоломович Давиду
Григорьевичу, оператору, Фреленко Влади-
миру Анисимовичу, олератору — за кино-
картину «День нового ера». -

Премию второй степени в размере 50-000 рублей

1. Слуцкому Михаилу Яковлевичу, ре-
жиссеру, Белякову Ивану Инановичу, опе-

ралору, Соловьеву Василию Васильевичу,
оператору — за кинокартину «Hama Mo-
оква».

к) Художественной прозы

1. Эренбургу Илье Toenopieniory — 38   2. Янчевецкому Василию Григорьевичу
роман «Падение Парижа». (В. Яну) — за роман «Чинтис-Хан».

1. Беродину Сертею Петровичу — за ро- 2. Антоновской Анне Арнольдовне— 3%
ман «Дмитрий Донской». роман «Великий Моурави».

л) Поэзии

1. Тихонову Николаю  Семеновичу —   сах, на полянах мииетых», «Растет, пвуз
за поому «Киров © нами», стихи «В ле- !мит вихрь народной славы» и другие.

1. Маршаку Самуилу Яковлевичу — за стихотворные тексты в плажатам и вари-
катурам.
ь м) Драматургии

1. Симонову Константину ео   2. Корнейчуку Александру Евдокимовя*
чу — за пьесу «Парень из нашего города».   чу — за пъесу «В степях Украины».

1. Вургун Самеду — за пьесу «Фархад и Ширин».

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР

ig 3 И. СТАЛИН
‘Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Союза ССР
и ‚ Я. ЧАДАЕВ

Москва, Кремль. 11 апреля 1942 г.

ор Gestion civ Han ни на Е И С

АНА Е И й a ig В
Военииженер 2-го ранга

и - Кап: ;
‘нженер-капитан 2-го И. А. Веребрюсов.

ранга
Б. Е. Годзевич,

. сотрудник Государственного
института

Оптического И, Б. Левзитил, А. А} Микулин.

Герой Социалистического Труда

FS Rees tas ares

Герой Социалистического Труда
В. А. Дегтярев.

Герой Социалистического Труда
Б. Е. Шиштальцый,