<.

‚методов Маскировки Ha море.

‚ по кафедре строительной

12 апреля 1942 г.,

№ 86 (1037)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

. ete

Писатель Николай Тихонов.

Писатель Илья Эренбург.

Маскиоовка на море

oo ee последних лет научный co-
трудник Государственного оптического ин-
слитута Андрей Александрович Гершун ия
проводили болыпую работу по разработке
Нам уда-
лось достигнуть в ЭТОЙ области немалых
успехов. Правительство высоко оценило
нашу таботу. присухив нам  Сталинскую
премию 38 изобретение олного из методов
маскировки.

Современная война на море показала,
910 ИСКУеНо выполненный камуфляж ко-
\2абля очень часто лвляется неопевимым
союзником командира в бою. Многочислен-
ные примеры из боевой деятельности фло-
тоз всех стран подтверждают важнейшое
значение тщательно продумантюй и вы-
полненной маскировки кораблей всех клас-

CoB.

..В отсеках полволной лодки. раздается
пронзительный сипнат боевой’ тревоги.
Вахтенные сигпнальщики обнаружили на
торизонте силуэт какого-то корабля. Лод-
ха илот на сближение с ним. Что это за
корабль? Команлир. не отрываясь от пе-
рископа, пытается определить ем класс,
но начем не может понять в х2006 цвот-
ных пятен. Это боевой корабль или ша-
ланиа? Или это лва корабля, которые в
течение минуты очень четко видны, но
почему-то илут в разные стороны? Куда
wer 9T0T странный корабль? Какой ero
курсовой угол, скорость? Каково paceros-
ние OT Hero xo лолки?

Командир не может определить данные,
которые совершенно необходимы для вы-
хода в торпедную атаку, Проходят драго-
ценные минуты, и вдруг странный  ко-
рабль открывает огонь по обнаруженной
им лодке. Роли меняются: атака лодки
сорвана, она ‘уходит от преследования.

Почему же так получилось? Атака co-
рБана- Потому, что корабль был камуфли-
рован.

Камуфляж кораблей — основной метод
маскировки на море. Маскироваться на
земле ° горазло легче. Искусный маскиров-
щик применатся к местности, учтет вре-
мя года. употребит нужную окраску. ма-
скировочные сети, растительность — и
сделает офудие, самолет, танк и другой
об’ект совершенно невидимым для врага.

Другое дело — маскировка на море.
Корабль злесь всегла открыт взору врага,
и далеко вицен на фоне неба и воды. Сде-
лать Корабль невидимым днем — задача
почти неразрешимая. Поэтому маскировщи-
ки отремятея к совсем иной цели; они ста-
раютея исказить контуры корабля, соз-
дать неправильное предотавление у против-
ника о его типе, о курсе и скорости дви-
жения. Если враг не получит этих дав
ных, он будет бесполезно тратать боеза-
пас и его атака потерпит неудачу.

Искажение контура корабля достигается
Тибо хекоративныйи о приемами — уста-
новкой Ha корабле ложных труб. мачт,
фальибортов, либо 060б0й, камуфляжной

Еще осенью 1914 года английский
профессор зоологии  Грахам Карр предло-
жил маскировать корабли, раокрашивая их
наподобие зебры или тигра. Аналогичное
предложение в то же время сделал рус-
ский хуложник Шпажинекий. 0ба предло-
жения были тотла осмеяны и не приня-
ты, Но начатая немцами в конце 1916
rota неограниченная  попводная война,
варварское потопление большого количест-
ва судов. катастрофические потери торго-
вого тоннажа заставили англичан а а&ме-
риканцев вернутьея к продюжениям 0
камуфляже кораблей, Дело на этот раз
было поставлено на строго научной 0с-
нове. Лейтенант морского резерва и ху-
дожнию Норман Вилькинсоп в Англии и
Пойх Джоне в Америке созлали специаль-
ные лаборатории по камуфлежу. В этих
лаборалориях аспытывалиеь

сотни моде-
лей. Результат оказался  разительным.
Уязвимость  замаскированных кораблей
пезко спизилась. Практика подтвердила

отремное значение камуфляжа. Целыю кон-
вои замаскированных кораблей  борозхили
океан и благополучно приходили в порты
назначения.

После окончания войны 1914—1918
тг. корабля приняли свой прежний. вит.
Но в многочисленных морских лаборато-
рнях шла упорная работа нах усовершен-
ствованием маскировки на море. Такая ра-
бота была тем более необходимой, что по-
явился новый противник флота — авиа-
ция, затита от которой выдвигала новые
проблемы маскировки.

Современные с10с0бы камуфляжа заж-
лючаются ‘в 060бой продуманной системе
Тазрисовем ‘корабля цветныма полосами и
пятнами, Если корабль умело разрисован,
то саределить его класс и тп почти невоз-
можно. Во всяком случае. для этого тре-
буются большие ‘усилая и время, которое
и так весьма ограничено при выхоле в
ататуу.

Умелые камуфляжные рисунки совер-
шенно искажают курсовой угол корабля.
Даже опытные подводники порою опиба-
юаея в определении куроового угла тажо-
о корабля на 40—60 градусов,

Необходимо еще болеь совершенствовать
масокировочное дело на нашем флоте. Это
принесет неоценимую пользу командиру в
боях с противником.

Присуждение т. Герштуну ти мине Статин-
ской премин обязывает нас приложить
еще больше усилий тля совершенствова-
ния и рнелрения маскировки Ha флоте,
Мы благодарим name  офавительство и
товарища Сталина, за столь высокую оцен-
ку наших трулов и обещаем, что в даль-
нейшем” отдадим все свои силы и знания,
чтобы еще больше повысить — 60661060б-
ность советских кораблей.

Военинженер 3-го ранга И. ЛЕВИТИН,

Крупнейший советский
инженер

Ученые нашюй страны пою  достоииетву

Лауреат Сталинокой премии академик
Корис Григорьевич  Галеркин — крупней-
ший Ученый, инженер-новалор. Он внес
много Нового в творию упругости, в во-
просы строительной механики и инженер-
по-технической практики. Имя академика
Талеркина несыма популярно не только в
СССР, но и за границей. Многие сяециа-
листы Военно-Морского Флота хоропю зна-
ют Бориса Григорьевича Галеркина, имею-
щего звание коринженера.

Для Б. Г. Галеркина характерны ‘ко-
лохальная  работоопособноеть, постоянное
искание новых путей. творческое стремле-
ние к Новому решению теоретических и
практических 34,144.

(выше 30 лет пазал началась
прелодавательская деятельность т. Tastep-

> кина в Петербургском потитехятическом ин-
ституте — ныне  Ленингралоком политех-

никуме имени М. И, Калинина. После Ве-
жикой Озтябрьской социалистической те-
волюции Борис Григорьевич отдает много
сил и педагогической  леятельности. Ero
избирают заведующим к: фодрой строитель-
пой механики механического, а затем и
инженерно-строительного ° факультета Пе-
тропрадекого политехникума. В лальнейнем
он затималт. должность декана инженерно-
строительного факультета Ленинтрадевого
политехникума, состоял профессором по
каделре теории упругости в Ленинтрадском
институте инженеров путей сообщения” и
мехапими В
Лениитрадевом уиверсчигето,

В 1939 тоду Порие Тритгорьезич свя-
зывает CRO  деятельпоеть © обучением
будущих  специаластов — Военно-Морского
Флота — он занимает должность началь-
ника кафетры строительной механики и
теории упругости в Высшем военно-мор-
свом инженерио-строительном училище.

оценили крупнейшие заслуги Б. Г. Га-
леркина. В 1928 году его избрали членом-
корреспониентом  Ажадемии наук, а в
1935 году — действительным членом Ака-
демии наук по отделению технических на-
ук. Он сначала руководил группой техин-
ческой механики, а после того как она
была реорганизована в Институт механики
Академии наук Борис Григорьевич бым на-
значен директором инетитута.

Академик Галеркин не только теоретик,
но и практик инженерного дела: Он учает-
вовал и участвует в решении сложных
технических задач, возникающих при ©9-
здании и проектировании  ответетвенных
конструкций или новых сооружений, по-
лобных которых еще не бызало. Достаточ-
но сказать, что он консультировал ©трюи-
тельство теплоэлоктроцентрали «Красный
Октябрь»,  Boaxoncnpon, Коплдопожекого
комбината “и лр., он входит в состав техни-
ческих советов различных проектных .ор-
ганизаций. После окончания строительства
Днепровской  гнидроолежтросталиии” имени
Ленина он, вав член правительственной
комисони, принимая Уго граплиюзное строи-
тельство В THPOMBMILTeA Ty 10 экоплоатацию.
В 1936 году Совнарком СССР назначил
академика Галеркина председателем экс-
пертпой комиссии по конструкщии Двотука
Советов. С ето ‘участием были’ решены
Bea сложные расчеты конструкций ЭТОЙ
выдающейся стройки.

Паучиные таботы лауреата Сталинской
прюмии В. Г. Галеркина охватывало пли-
рокую групиву задач, Первые ero иселедо-
вания в области продольного изгиба от-
крыли огромные’ возможвости ия приложке-
ния этой теории к расчету на устойчивость
мостов. каркасов зданий и других систем.
В иальнойшем он отубликовываег работу,

=

Режиссер Г. Н. Васильев,

НОВАТОРЫ БОЕВОИ
ТЕХНИКИ ФЛОТА

Беседа с вице-адмиралом С. П. Ставицким

Из 250 передовых деятелей науки и
техники, удостоенных Сталинеких премий,

37 ученым, инженерам, изобретателям эта

почетная правительственная награда при-
суждена за выдающиеся работы в обла-

сти судостроения и вооружения  Воетно-
Морского Флота ОСОР.
Премии первой степени “присуждены

значительной группе работников советоко-
го кораблестроения. Эти талантливые ин-
женеры и конструкторы о вложили много
творческого труда, мысли и кипучей энер-
гии в создание новой боевой техники фло-
та, новых типов боевых кораблей, полно-
стью соответствующих сложным условиям
современной морской войны. Инженер
В. А. Никитин, конструкторы Ф. Е, Бес-
полов. Г. А. Гасанов H. H. Weanun,
А, И. Маелон, Б. С. Фрумкин являются
авторами конструкций многих  кораблёй,
успешно промящих сейчас врага на море.
Корабли; построенные по их проектам,
отличаются высокой живучестью, манев-
ренностью и быстрохохностью.

Такие же превосходные качества пока-
зали в обстановке боевых действий кораб-
ли, сооруженные по’ проектам коллектива
конструкторов, возглавляемого ВБ. Г. Чи-
ликиным.  Вонструктсры В. В. Ашик,
А. Я. Барсуков, Б. Я. Гнесин, Я. М. Мак
кин, В. И. Неганюв, 1. В. Татеев, С. $.
Форуакововий обогатили технику совет
ского кораблестроения крупными дости-
жениями, усиливающими боевую мощь на-
шего флота. 7

Присуждение Сталинских премий не-
сомиенню еще выше поднимет ‘творческую
актианость советоких кораблестроителей,
влохновит их на изыскание еще более
совершенных конетруюций кораблей.

Болыпой и ценный вклад в боевое oc-
нащение флота внесла творческая груп-
па, воэглавляемая профессором ‹физикб-
технического института Академии наук
СССР А.П. Алекеандровым. Изобретенный
этой группой. оригинальный. метод защиты
кораблей от мин © честью выдержал все
испытания в босвой обстановке. Наряду с
наузныеот Фотрутниками Сталинские пре-
мии за это замечательное  изобтетение
присуждены командирам Военно-Морского
Флота инженер-капитану 2-го ранга Б. Е.
Годзевичу и инженер-капитану 3-го ранга
И. В. Климову. Оба опи — опытные воен-
ные моряки, апособствовавшие своими `уоо-

Режиссер С. Д. Васильев.

вершенствованиями наиболее эффективно-
му применению противоминной защиты
кораблей.

Постоянное  совершенствокание надвод-
ных и подводных  корабаей Военно-Мор-
кото Флота — непременное условие 606-
вого успеха. Нащи ученые и моряки-спе-
циалисты неутомимо работают в этой ob-
ласти, Удостоенная Сталинской премии
группа научных работников во главе © во-
енинженером 2-го ранга И. А. Веребрю-
COBLIM созлала прекрасную новую ашпара-
туру для подводных лодок. Применение
этой аппаратуры раслииряет возможности
подводного флота, усиливает его удары тю
врагу.

В славном списке лауреатов  Сталин-
кой тремии военные моряки © удовлетво-
рением и гордостью встретят имена. твор-
цов боевого оружия флота. Прекрасные 0б-
разцы новой морской артиллерии дахти
Герой Социалистического Труда М, Я.
Юрупчатников, Е. Г. Рудяк, Г. П. Воло-
catos, Е. В. Синильщиков, А. А. Толоч-
ков. Орудия их конструкции показали
свою мощь в боях © немешкими оккупан-
тами, не раз поданляя огневым пиквалом
вражеские батареи, тромя фамгистекие во-
енные корабли и транопортьв.

Огромную роль в современной морской,

войне играет живучесть артиллерийского
вооружения. Продление срока службы цен-
ной материальной части имеет первосте-
пенное значение. Jaypear Сталинской
премии инженер-капитан 2-го ранта С. К.
Рябов многое сделал для успептного реше-

ния этой зажной задачи. Изобретенный.

им метод позволяет увеличать сфоки дей-
ствия, повысить живучесть мореких ору-
дий. Опытный моряк, питомец Военно-
морокой академии т. Рябов заслуженно
занял почетное место в „числе выпающах-
‹я новаторов советской нахки и техники.
‹ Сталинские премии присуждены туч-
шим творцам боевой техники Военно-Мор-
ского Флота. Эта. -техника. уже опробована.
в походах и сражениях, ее могучую силу
‘№6 раз чувствовали на себе. гитлеровские
пираты. Мы уверены, что лауреаты Ста-

линоких премий, вдохновленные высокой и’

почетной наградой, будут и зпрель не-
устанно множить и совершенствовать на-
ще морское оружие, пеутомимо помогать
военным морякам бить врага на’ воде и
под водой, на суше и в воздухе.

ОГРОМНЫЙ УСПЕХ ФИЛЬМА „ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА“

СТАЛИНГРАД, 11 апреля. (ТАОС). В
лучшем кинотеатре города — «Комеомо-
лец» — с огромным успехом демонстрирует
ся первая серия фильма «Оборона Царя-
цына», удостоенная Сталинской премии
первой степени. За первые два дня кар-
тину проемотрело более 12 тысяч чело-
век. Зрители дают высокую оценку филь-

му. Участнак обороны Царицына предее-.

датель осоавиахимовской организации 3a-
вода «Краеный Охлябрь» тов. Манжосов
заявил: ,

:.:

посвященную эффективному графическому
методу определения усилия в  стержнях
плоского шарнирного многоутольника. Дан-
ная работа весьма важна Для расчетов
пространственных систем.

Последующие труды Бориса Григорьеви-

’ ча болыше веего ‘касаются расчета пла-

стин. В первой из евоих работ в этой об-
ласти — «Отержни и пластинки» — автор
положил метод интегрирования диференци-
альных уравнений, ‘который получил боль-
Woe распространение. Советские ученые
успенно применяют его при изучении
вибраций крыла самолета. Этот метод, име-
нуемый методом Галеркина, распространен
не только у нас, но и за границей. В ино-
странной литературе, особенно в антлий-
окой. появились стещиальные работы, по-
священные методу Б. Г. Галеркина.

В 1933 тоху вышла в овет монография
«Упругие тонкие плиты» — итог много-
летних исследований по изгибу пластин.

Большой интерес для специалистов пред-
ставляют и другого рода исследования, вы-
полненные академиком Галеркиным: «К во-
тросу о выборе лишних неизвестных в
строительной механике» и «Ё расчету без-
раскосных ферм и жестких рам». В каж-
до0е. уравнение, полученное по методу
т. Талеркина, даже в самом общем слу-
чае входит пе болыне пяти неизвестных.
Инженеры хорошо знают предложенный
т. Галеркиным метод расчета ферм и
рам,— его преимущества очевидны.

Крупнейший клал составила книга
т. Галерюина «В исследованию напряже-
ний в плотинах и полпорных стенах тра-
пецолдального профиля». Результаты, по-
лученные автором, сведены им в удобные
для пользования таблицы и олужат осно-
вой теоретического расчета современных
плоти,

Еще ‘одиа труппа- работ академика Ta-
леркина отибеится в области теории упру-
гости.

Советекое правительство высоко оцени-
ле деятельность ВБ. Г. Галеркина, награ-
див его орденом Ленина.

moe влечатление. Она необычайно ярко,
правливо воскрещает в памяти начало ге-
роической эпопеи. Твердо осуществляя ге-
ниальный сталинокий стратегический
план, Красная Армия вместе-е царицьзн-

CRIM пролетариалом отстояла в жестоких.

боях красный Царицын. Мы отстояли род-
ной город потому, что © нами был Сталин,
У нае была непреклонная вера в победу.
Сейчас, в дни ожесточенной схватки с не-
мецко-фаптистокими = захвалчиками, MBI
тверхо знаем, что победа будет за нами,
ибо нас ведет к ней великий Сталин.

3 ee

Не так давно мы беседонали с акаде-
миком, Он полон сил и энергии, ведет

большую работу в Институте механики.

Борие Григорьевич  расоказывал 00 ocy-
ществляемых ‹ейчаю теоретических и экос-
периментальных работах по самолетострое-
нию (аэродинамике, прочности и устойчи-
вости машины), о работах, посвященных
артиллерии — вопросам баллистики и проч-
ности. Научные сотрудники института до-
бились немалых результатов. в области
фильтрации нефти м газов через пористые
среды. В институте ведутся также рабо-
ты по созданию нового типа подпорных
сооружений для железнодорожного транс-
порта и др. Во миогих этих работах ак-
тивное участие принимает Борисе  Гри-
торьевич Галеркин.

Konia фаптистокие орды вторглись в
пределы нашей страны, академик Талер-
кин принимал участие

той Борис Григорьевич отзывается 0
преподавателях Высшего инженерно-тех-
нического ‘училища  военно-мореких ин-
menepax —= специалистах по фортифика-
ции. которые активно участвовали в /©0-
элании этих оборонительных сооружений.
К работа былая привлечены таже ал’юнк-
ты и курсатты старпгих куреов училища.

Достойный сын своей родины, совет-
кий патриот, академик Б. Г. Галеркин
заявляет:

—-На Ленинтрахжоком Ффронзе, каж’ и ма

других фронтах, военные моряки показы-’

вают  иоключительное умение, выдаю-
щуюся храбрость, проявляют чудеса те-
рюлэма. Соединенными силами Красной Ар-
мии и Военно-Морского Флота враг будет.
разбит.

Побелу над вратом юует вместе co исем
советским народом и новый лауреат
Сталинокой премии — выдающийся уче-
ный-новалор академик Борис  Григорье-

вич Галеркин.
т я. КРАВЦОВ.

‘  RY.

в. специальных.
оборонных работах. С большой  тепло-

За действенную и конкретную

агитацию и

Атитация и пропаганда  способетвуют
успешному выполнению боевого приказ
командования. ° Поднимать. наступатель-
ный дух бойцов и комануиров, всемерно
пупуляризовать опыт передовиков, вдох-
новлять ‘личный состав Ha беспощадное
истребление фалтистских  оккупаетов,
учить военных моряков искусству побе-
ждать не только отвагой, но и умением,
ценою малой крови — благородная зада-
ча каждого агитатора, пропагандиста.

‚ Агитацию, прежде всего, надо прово-
дить непрерывно, в любое время, в лю-
бом месте и при ‘любых обстоятельствах.
Страстное большевистское слово должно
звучать повсеместно: на корабле и в зем-
лянках, в походе и на отдыхе, в развед-

ке и в боевом ‘охранении — всюду И
везде, тде находятся  краснофлотцы 1
командиры. ,

Группа краснофлотцев проникла в тыл
противника, На привале агитатор Шумов
начал беседовать © бойцами. Он. рассказал
0 действиях  бесстрашпых партизан  B
1812 г. в годы гражданской войны ив
войне с гитлеровскими захватчиками,

Оп говорил о великом русском полко-
водце Кутузове, о бесстрашии и героизме
русского народа. (Со словами Кутузова:
«Кто смело идет на врага, тот уже одер-
жал половину победы» — т. Шумов по-
вел бойцов вперед. Разведчики добыли в
тылу врага нужные сведения.

Боевая обстановка полна опасностей,

напряжения. Спокойный и уверенный го-
106 агитатора должен полбодрять людей,
звагь их на подвиг. 18 краснофлотцев
оказались отрезанными от своей части.
Двести фашистов атаковали горстку м-
ряков. Политрук Назаров собрал бойцов,
кратко об’яенил им обстановку.
- —— He mocpawum боевой славы балтий-
yes, — сказал он. — Будем биться до
последнего патрона. Покажем фрицам, на
что способны балтийские моряки.

Эти слова прозвучали как лозунг. Все
попытки немцев опрокинуть и  емять
храбрецов потерпели неудачу. Моряки,
вдохновленные словами и личным приме-
ром политрука Назарова, мужественно и
стойко отражали все атаки немцев. Фа-
шисты, оставив ‘нь поле брани много
убитых, отступили. Отряд краснофлотцев
пробилея к своим.

В боевой обстановке не всегда возмож-

ню собирать’ большие группы людей —

надо работать с каждым бойцом в отдель-
ности. Опыт. показал, что. успех индиви-
дуальных бесед зависит от того, в какой

своих людей, знают их настроения, заво-
евали личное доверие бойца,

Младший командир Василенко получил
сообщение из дому, что фашистские бан-
диты убили его сестру. Агитатор Карлик
первым заговорил с потрясенным.  тяже-
тым известием человеком.
ему о зверствах. чинимых гитлеровцами
над мирным населением, 00 их беспример-
HOM вандализме, варварстве, направил раз-
товор на то, что надо беспощадно метить
за убитую сестру, за истерзанных и за-
мученных фашистами советских граждан.
У Василенко еще не было боевого опыта,
Агитатор стал обучать его искусству ма-
скировки, знакомил с тактикой немцев,
действующих против их части, передавал
свой боевой опыт. Слова агитатора влива-
ли бодрость, укрепляли веру в свои си-
лы и указывали путь к расплате. Вско-
ре Василенко в боях стал беспощадно и
умело истреблять фашистов,

Пропаганда и агитация должны быть
ортанически связаны с повседневной бое-
вой деятельностью корабля, части,  под-
разделения. Группа кораблей получила
задание, выполнение которого было con-
ряжено < многочиеленными опасностями:
предстояло форсировать минные поля
противника, быть готовыми отражать ата-

ки торпедных катеров, подводных лодок
и налетов авиации.

Политработники и партийные организа-
ции постарались раз’яснить всему лично-
му составу сущность и значение постав-
ленного задания. Вот тематика бесед, про-
веденных в эти. дни пропаганхистами и
агитаторами: «Приложим все силы и зна-
ния Для выполнения боевого задания пар-
тии и правительства»; «Блительно и не-
устанно наблюдать за горизонтом, возду-
хог и водой»; «Внималельно следить за
пловучими минами»; «Стойко и мужест-
венно защищать великий город Ленина».

Партийно-политическая работа, прове-
денная вокруг конкретного боевого зада-
ния, сыграла свою роль: люди показали
в б0ю исключительные отвагу и выдеряж-

У кормы одного из кораблей взорвалея
вражеский снаряд, вышло из строя руле-
вое управление. Кораблю грозила гибель.
Надо было немедленно устранить повреж-
дение. За дело взялись старшина 2-й
статьи Ужегов, старшина Губенко и груп-
па краснофлотцев. В течение шести ча-
COB, под непрерывным обстрелом, они ра-
ботали не поклалая рук и исправили ру-
левое управление.

Краонофлотцы  Богучарский, — Задорож-
ный и др. стояли на полубаке у фориотев-
пя и воли наблюдение за водным про-
отранством. По 12 часов подряд ети неос-
лабно следили за морем. Их окатывало
ледяной водой, но они продолжали’ бди-

За последние месяцы значительно по-
люлнились ряды парторганизации части,
rye военкомом т. Земляков. Лучшие фрон-
товики, показавшие свою  предантость

родине, вступают в партию.

мере пропаганхиеты и агитаторы изучили

Он рассказал,

л-

пропаганду

тельно смотреть и своевременно доклады
вали на мостик о появлении и направле-

нии движения мин, За эти походы они
обнаружили и отвели 23 мины.
Агитаторы должны выбирать  паиболее

ценные примеры из боевой деятельности
своей части, чтобы  насыщать ими лек-
ции, доклады. беседы. Использование ме-

стных, известных людям фактов  помога-
er краснофлотцам и командирам лучше
понять величие нашей борьбы, предель-

но осмыслить поставленные задачи
ти их выполнения.

Интересен опыт боевой, наступательной
агитации гвардейской авиационной части,
Me комиссаром старший политрук Исако-
вич. Каждый летчик после возвращения
из боевой операции кратко сообщает obo
всем новом, с чем он столкнулея, что
влияло на его боевой полет, на что’ сле-
дует обратить внимание другим товари-
щам. Материалы эти обобщаются и выно-
сятея на совещания боевого актива. Лет
чик Львов, например, расоказал 06 опы-
те борьбы наших истребителей, показал
конструктивные — недостатки ° новейшего
немецкого самолета «Хе-113» и его уяз-
вимые места. К докладам  изтотовляются
схемы, чертежи, маршрутные карты. В
обсуждении принимают участие все лет-
Чики.

Каждое такое совещание боевого акти
ва обогащает летный состав новыми зна-
ниями. Пропаганда’ опыта передовых кю
мандиров имеет первостепенное значения:

Агитация приобретает более  действен-
ный и наступательный характер, когда
она подкрепляется примерами из жизни.
Проводя беседы о зверствах фашистских
оккупантов, `политработники олного авиа-
ионного тюдразделения использовали.
письмо, полученное летчиком Беляевым от
жены:

«Дорогой Сережа! На-днях получила
письмо от твоей мамы из г, Скотина. Она
сообщает, что у них в пригороде немцы
успели побыть всего несколько часов.
Но что они натворили! Немецкие танки
давили детей. Бандиты разрушили  до-
ма, многие квартиры сожгли. Сотни ста-
риков, женщин и детей убиты злодеями.
Сережа! Я должна сказать тебе все. Ма-
ма сообщает, что старшую сестру Ёлаз-
дию и четырех детишек  гитлеровские
банлиты заперли в доме и сожгли. Myx
Клавы ушел в партизаны, чтобы ото-
метить за жену и своих детей».

Писвмо было опубликовано в газете,
его зачитывали агитаторы во время бесед.
Оно вызвало новый прилив гнева и воз-
мущения варварством фашистов, усилило
жажиу мести. Сам летчик Беляев заявил:

— Клянусь родине,. клянусь матери
своей, что буду беспощадно громить, ист-
реблять, уничтожать проклятых злодеев
— немецких оккупантов. За мою сестру,
за. ее детей немцы отилатят сотнями 0во=
ях жизней.

Эту клятву поддержали Bee летчики
эскадрильи. И сейчас они с еще большей
силой и яростью  громят и истребляют
фаптистских захватчиков. у

№ сожалению, есть еще политработни-
ки, которые продолжают  неддоцентваль
значение высокого идейного содержания
нашей пропаганды, слабо готовятся к бе-
седам и порой не могут осветить 3.1000-
дневные вопросы, волнующие краснофлот-
цев. Что могли, например, получить бой-
‘цы от лекции  батальонного комиссара
Шалашюва о войне на Тихом океане?
Лектор начал с изложения закона 0 не-
равномерности развития капитализма в
эпоху империализма. Пояснив сущиюоеть
закона, т. Шалалюв перешел к истории
открытия Америки, рассказал о разложе-
нии Испанского государства, об образова-
нии Французской империи, о налюлеонов-
ских походах, колониальной истории Гер-
мании ит. д. ит. п, а до сущности те-
мы в течение часа так и не добрался.

В практике агитационной работы встре-
чаются факты, когда отдельные политра-
ботники и агитаторы замазывают трудно-
сти, обходят острые углы. Некоторые
пропагандисты и агитаторы в беседах 06
успехах Красной Армии стали допускать
много бахвальства и шапкозакидательства,
при оценке сил врага. Такая агитация
может принести только вред, ибо она не
мобилизует бойцов, а, наоборот, расхола-
живает, дает повод к благодушию и са-
моуспокоенности.

В приказо товарища Сталина от 23
февраля co всей силой подчеркивается:

«Не следует забывать, что впереди
имеется еще много трудностей. Враг тер-
пит поражение, но он еще не разбит и
— тем более — не добит. Враг еще си-
лен».

Священная обязанность наших пропаз
гандистов -—— довести хо сознания кажз
дого бойца и командира значение этих
указатий товарища Сталина. Надо учить
бойцов смотреть правде прямо в глаза,
памятуя, что только правдивая агитация
закаляет бойцов и мобилизует их на пре-
одоление трудностей.

Основное условие повышения качества
всей устной пропаганды — повседневная
кропотливая работа политорганов и воен-
KOMOB над  воститанием кадров агитало-
ров и пропагандистов.
Батальонный комиссар

И. РАБИНОВИЧ.

ипу-

Фронтовики вступают в партию

ВЕП(б) и 4 — в члены партии. Пар
организация, где секретарем т. Кузьмин,
приняла в кандидаты ВКП(б) краснофлот-
ца Кацмана, истребивиего 11 фаптистов,
и младшето сержанта Цустового, уничто-

Лишь за последнюю декаду парторгани-] жившего 15 гитлеровцев.

зация, где секретарем т. Матвеев, при-

Краснознаменный Балтийский флот.

няла 6 снайперов кандидатами в члены   (От наш. корр.).