eh TT ATR! etre) ay

Отвага,

находчивость,

умение обеспечили успех

В этом отряде морской пехоты было
300 человек. Отряду была поставлена за-
дача: взаимодействуя © другими подраз-
пелениями, занять западную часть по-
селка, выйти на близлежащие высоты и,
поддерживая левый фланг армия, c боем
продвататься вперед.

Немцы создали весьма сильную 96б0ро-
ну. В домах засели фашистские автомат-
чики и пулеметчикя. Они  пристреляли
каждый метр мостовой. Морякам  пред-
стояли тяжелые уличные бои, Чтобы из-
бежать лишних потерь, командование ре-
шило вести эти бои небольшими группа-
мн— п 5—10 краснофлотцев.

На рассвете моряки пошли в атаку.
Группа краснофлотцев наступала на
один из домов, где засел враг. Ливень
пуль заставил моряков залечь на  м0-
стовой. Тогда главный старшина Оста-
пенко поднялся во весь рост и Ерикнул:

— 34 мной товарищи!

Увлеченные отвагой командира, моря-
ки ворвались в дом и вышабли оттуда
фашистоких автоматчиков. Остапенко по-
лучил ранение, но продолжал драться.
Главный старшина Глеб Иванов вел свою
труппу бойцов к одному дому. 3a-
севшие на крыше автоматчики обстреля-
ли краснофлотцев. Тогда Иванов взобрал-
ся на балкон 2-го этажа м швырнул.
свяаку гранат в окошко чердака. Bpocor
был безупречный. Ошибись Иванов на
несколько сантиметров — м связка гра-
нат упала бы ему под ноги. На воздух
взлетела крыша, под обломками которой
погибли фатиистские автоматчики.

Главный старшина Остапенко чстребил
в уличных боях 65 фашистов, в том. чи-
сле 13 офицеров. Главный старшина Ива-,
нов уничтожил за это же время 160 вра-
жеских солдат и 3 офицеров, а 8 немцев
захватил в плен. Старшина 1-й статья
Михаил Матиенко в бою отнят у немца
автомат и из него уничтожил 25 фаши-
eros, Вместе со старшаной 2-й статья
Искорневым он захватил в штабе враже-
ского полка ценные документы и знамя.
Лейтенант Николай Третьяков  истребил
19 фашистских солдат и офицеров.

‚За несколько часов упорных боев от-
ряд моряков полностью очистил . замад-
ную часть поселка и захватил богатые
трофеи: 3 штаба © военным имуще-
ством и документами, 8 складов с 00е-
припасами, обмундированием и продужта-
ми, 54 грузовых a 10 легковых авто-
машин, 26 мотоциклов, 80 лошадей,
6, радностанций, 3 пушки, 8 пулеметов,
1.800 снарядов, 45.000 патронов. 2 ми-
номета, 120 винтовок, 38 автоматов, 12
фашистских знамен и многое другое. При
этом отряд уничтожил свыше 400 гитле-
ровских солдат и офицеров.

Не задерживаясь в поселке, моряки ©
боем стали продвигаться дальше, очищая
от врата сопки и селения. Отряд вышиб
фашистов ни m3 местечка №. Местечко
имело большое значение, и немцы
хотели BO TO бы TO ни стало
вернуть его. Пользуясь тем, что вокруг
быля высокие горы, покрытые густым
кустарником, глубокие долины и канавы,
враг начат подтягивать резервы в пере-
труплировывать силы, готовясь 5 контр-
удару.

Моряки заняли удобную для обороны
позипию. Разведчики пробрались в глу-
бокий тыл немцев и добыли важные све-
дения о количестве живой силы п тех-
ники врага. К местечку К. фашисты под-
тянули около пяти тысяч солдат.

Пять дЕей подряд немцы обстреливали
наши позации аз орудий и минометов.
Моряки не отвечали. Тогда фашисты пе-
ренесли отонь на тылы отряда, но и
здесь успеха не добились. На шестые
сутки зраг пошел в атаку. По широкой
пюссейной дороге в лоб отряду шли 6a-
лальюн пехоты и батальон автоматчиков.
Участок, чз который наступали немцы,
защищал взвод моряков во главе с лей-
тенантом Петренко и старшим политру-
том Маленко. Наступая, противнях @бру-
THI Ha наши позиции яростный огонь
пулеметов, минометов и автоматов.

‘

Лейтенант Петренко a старшина 1-й
статьи Шишкин залегли у станкового
пулемета. Когда немцы подошли на 150
метров, Петренко скомандовал  взводу:
«Огонь!» и первым стал поливаль Фа-
шистов свинцом. Бойцы били врага почти
в упор.

Потеряв свыше 200 солдат и офице-
ров, немцы откатились назад. Героиче-
окий взвод моряков отбил атаку двух вра-
‘жеских батальонов,

Прошло немного времени, и немцы
снова пошли в атаку. Два батальона
устремилась на левый флавг отрядз. про-
тив взвода млалшего лейтенанта Шарго-
родекого. Одновременно несколько впаже-
ских рот двинулись на правый фланг,
тде позиции защищал взвод лейтенанта
Жернова. Оба командира решили не стре-
лять до тех пор, пока немцы не подойдут
ближе, чтобы бить наверняка. Когда оста-
валось 80 метров, взвод  Шаргородского
открыл мз всех пулеметов, автоматов и
винтовок огонь. Цепи наступающих дрог-
нули. Передние ряды были скошены, зад-
ние стали отступать. Увидев замешатель-
ство противника, краснофлотцы выскочи-
ли из укрытий и с криками «ура» бро-
сились в контратаку. Враг был отброшен
на несколько километров.

На другой день под прикрытием авиа-
ции немцы сделали попытку еще pas
атаковать наши части,

Но ничто не могло сломить моряков;
Они стойко защищали свои рубежи.

Неудачи взбесили фашистов. Неменкое
командование решило любой ценой овла-
деть местечком. Новое наступление на-
чалось с утра. Два батальона вражеской
пехоты атаковали отряд в л0б, один ба-

тальон наступал ча левый фланг, &

полк зашел в тыл. Этот полк, видимо,
решил отрезать отряд OT остальных 98-
стей, окружить и истребить моряков.
Командир отряда снял с левого фланга
одну роту и бросил ее против вражеского
полка. На левом фланге против немецко-
го батальона действовал вэводх младшего
лейтенанта Шаргородекото.

До полудня моряки вели упорные 0б0-
ронительные бои. Во второй половине дня
рота моряков под прикрытием огня трех-
орудийной полевой батареи, разбившись
Ha мелкие труппы по 5—10 человек,
пошла в наступление ча  фалпистекий
полк. Артиллеристы вели исключительно
точный огонь, помогая краснофлотцам не-
заметно  приблизаться к врагу. Нодойля
вплотную к фашистским цепям, моряки
смело ринулись в штыковую атаку. Улар
был стремительным и внезапным. Немцы
растерялись. Они стали поспешно отсту-
пать, бросая раненых, оружие, обмунди-
рование.

В этом бою краснофлотцы уничтожили
свыше 900 немецких солдат и офицеров.
План окружения и истребления морского
отряда с треском провалился, хотя про-
тив отряда действовало на этот раз
свыше 4.000 немцев. Моряки дрались
отважно, умело. Характерно, что за все
дни упорных боев © фашистама отряд
потерял всего 18 убитых и 46 раненых.

Военный совет фронта высоко оценил
подвиги этого отряда. Главный старшина
Остапенко, лейтенант Ботылев, краснофло-
тец Евтушенко, лейтенант Петренко, глав-
ный старшина Иванов, старший  лейте-
нант Неживенко, старший политрук Ма-
ленко, старшина 1-Й статья  Шишкан,
медицинская сестра Суржева,  млатший
политрук Балута и многие другие коман-
диры и краснофлотцы этого отряда на-
траждены орденами и медалями Советско-
то Союза. Всего Военный совет наградил
около 70 командиров и бойцов.

Отряд победил потому, что командиры
умело руководили своими подразделения-
ми, правильно расставали и использовали
силу отряда. Люди освоили свое оружие
и отлично применили его в бою. Отвага
и стойкость в сочетании с умением и на-
ходчивостью обеспечили победу.

Старший политрук И. КРАВЦОВ.
Черноморский флот,

КРАСНЫЙ ФЛОТ

i 3 aa

Отличный наводчик, старший краснофлотец В. Копыл,

пяти вражеских самолетов, пытавшихся
батареи лейтенант А. Дорофеев,

С ФРОНТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВО

’ Предвидеть

я я :
x4 48 :

Он обеспечил уничтожение
Керчи. Справа — командир
Фото 0. Владимирова.

прорваться к

Смело искать, дерзко
атаковывать противника

(Заметки командира подводной лодки)

В сложной  оботановке командиры
подводных лодок настойчиво ищут против-
ника и уничтожают его, Война многому
научила подводников. Например, сейчас
лодки, как правило, производят торпедный
залп © малой дистанции. 970 надежнее,
Когда не удается потопить врата торпедой,
подводники блестяще используют артилле-
рийское вооружение своих кораблей.

Экипаж нашей подводной лодки унич-
тожил три фашистских корабля. Мы пер-
выми произвели ночную торпедную атаку,
в результате которой был потоплен тан-
rep водоизмешением в 10.000 тонн, rpy-
женный бензином. Это был интересный
ночной бой лодки © вражеским караваном.
Фашистские суда, используя темноту, пы-
тались. прорваться с военным грузом. Од-
нако врагу не удалось перехитрить нас.
Танкер был потоплен торпедой, два других
корабля противника были уничтожены
артиллерийским огнем.

Отправляясь в поход, экипаж всегда
живет одним стремлением: любыми сред-
ствами, не жалея сил, & если придется,
№ и жизни, найти и уничтожить врата.
В этом стремлении — залог moder. To
мере того, как увеличивается боевой счет
корабля, растет у людей вкус к бою, по-
вышается ‘наступательный порыв, стано-
BITCH сильнее уверенность в себе и в
своем оружии.

Приведу характерный пример. Орудие
командира  Кодаш билю пою вражескому
кораблю. Командир отделения электронави-
тационных приборов старшина 2-й ста-
тьи Мывзников подавал. на мюстик. ящики
со снарядами. Он запоминал число подан-
ных снарядов и затем считал, сколько
произведено залпов. Как только, по его
расчетам, снаряды кончались, он начинал
волноваться.

— Нал подать еще...

Каждый человек на лодке чувствовал
ответственность не только за свои  дей-
ствия, но и за действия всего экипажа.
В такой спаянности коллектива — одна
из причин боевого ‘успеха.

Старшина 2-й статьи Меркушев  при-
шел на нашу лодку уже во время войны.

В сложных зимних условиях Меркушев
образцово ухаживал за материальной ча-
стью орудия. Котда лодка находилась пох
водой, он наравне с рулевыми нес вахту
у рулей, a после воплытия прове-
рял, чистил и приводил в порядок
свое заведывание. Часто эта работа про-
водилась им за счет отдыха. В результале
стараний Меркушева напти орудия всегда
находятся в полной боевой готовности.

Старший лейтенант Луканидин, будучи
вахтенным командиром, обнаружил ночью
пражеский танкер. Ввиду того, что враг
был замечен своевременно, нам удалось
его потопить.

Старший лейтенант Батькевич, нахо-
дясь на вахте, обнаружил  фашистское
судно. Мы погнались за врагом. Коман-
дир БЧ-У воентехник 2-го рачта Магид
сумел использовать механизмы во всю их
мощь. Он поднял обороты дизеля до само-
то полного хода. На технике 910 He OT-
разилось. Когда лодка достаточно сблизи-
лась < противником, лейтенант. Бмелин
открыл меткий артиллерийский огонь.
Фашистекая посудина была потоплена.

Главными условиями боевого успеха яв-
ляются: четкое взаимодействие  команд-
ных пунктов и боевых постов JOAKA,
дружная работа и высокая выучка лично-
го состава.

На войне, особенно в боевой деятельно-
сти подводной о лодки, победа без риска
невозможна. Но командир только тогда
может рисковать спокойно, когда он уве-
рен, что любое ето приказание будет пра-
Вильно понято, быстро и точно выполне-
но. Такая уверенность в своем экипаже у

‚  меня есть. Наш дружный, спаянный. кол-

лектив будет и впредь столь же беспо-
щално разить врата, пуская на одно a-
шистские корабли.
Капитан-лейтенант В, ВЛАСОВ,
Действующий флот.

Винтовка в у

КРЫМ, 5 мая. (Спецкорр. ТАСС). Оре-
ди защитников Врыма имеются сотни бой-
цов, которые, отлично овладев обыкновен-
ной винтовкой, добились выдающихся 60-
евых успехов.

Красноармеец Антон Иванченко, 0
войны тракторист, a в свободное время —
охотник, теперь стал; ae определению то-
варищей, первым снайперов в части.

Ночью Иванченко незаметно пробифает-
ся к окопам немцев, тщательно маскви-
руется, высматривает цель. Иванченко

Залпы гвардейского эсминца

Такого налета не было уже давно.
Пемцы наверно надеялись, что 3а зиму
бдительность на кораблях ослабла, что
зенитчики, которым в последнее время не
приходилось особенно работать, потеряли
свою былую меткость. «Юнкерсы» наза-
лились на корабли к вечеру, когда яр-
кое весеннее солнще перешло в западную
часть горизонта. Они шли группами с
разных сторон.

Немцы, как всегда, просчитались. Их
заметили посты ВНОС еще далеко от ко-
раблей. Несколько машин фашисты поте-
ряли на подходах к городу. многие повер-
нули обрално. Но вражеских самолетов
было много. Некоторым удалось прорвать-
ся в район стоянки кораблей. Тогда за-
товорили корабельные зенитки И тут
немцы убедились, что завеса  затради-
тельного огня была попрежнему плотной,
непроходимой.

Зенитчики  «Стойкого» работали спо-
койно, быстро, уверенно. Скорострельные
пушки заставляли налетчиков отворачи-
зать © курса, бросать бомбы куда попа-
ло. Огонь был метким и разящим. Когда
олин «Юнкерс» спикировал в непосред-
ственной близости к кораблю,  пулемет-
чик Хомяков всадил в него очередь из
своего крупнокалиберного.

Бомбы рвались на берегу, вепахивали
рыхлый весенний лед, поднимая столбы
воды и грязи. Корабли оставались невре-
Дихыми.

После отбоя бойцы окружили зенитчи-
хов, пожимали им руки, хлопали по пле-
чу довольно Хомякова. В это время
прозвучал новый ‹игнал.

Большой сбор!

Eme возбужденные,  разбежалиеь кра-
снофлотцы по своим местам. Шеренти за-
етыли. Перех фронтом  выстроившегося
экипажа появились командир и комиссар
эсминца. Капитан третьего ранга Левчен-

ко, но скрывая волнения, прочел теле-
грамму:

«Поздравляю экипаж эскадренного ми-
ноносца «Отойкий» с присвоением звания
гвардейского... Желаю новых боевых yc-
цехов... Народный комиссар Военно-Мор-
ского Флота адмирал Кузнецов».

Левченко замолчал и осмотрел строй
моряков. Перед ним стояли гвардейцы —
краснофлотцы, командиры, политработни-
ки. прошедшие сквозь огонь сражений,
кипение штормов. ледяные рифы зимнего
моря. Они не дрогнули в жестоких боях.
не согнулись под тяготами войны. Они не
боялись трудностей, встречали их лицом
к лицу и, какие бы преграды ни ставила
на их пути оботановка, всегха вырывали
победу у врага.

.Путь пролегал по узкому, мелковод-
ному проливу, по которому давно никто
не ходил. Немцы считали его непригод-
ных для прохода крупных кораблей. Но
‘не зря русские мореходы издавна плава-
ли по Балтике. Командиры помнили, 4TO
этим проливом пользовались, и решили
воспользоваться им снова.

Всю ночь «Отойкий» шел, минуя банки
и рифы, ведомый мороким искусством
командира и штурмана. Не всегда они
могли © уверенностью сказать, сколько
футов воды под килем эсминца, Но они
твердо знали: там, где ходили их деды,
пройдут и они — наследники и продолжа-
тели великой морской славы, потому что
это нужно, чтобы обмануть врата, что-
бы добиться победы,

На рассвете, выйдя из пролива, «Отой-
кий» обнаружил у берега группу парус-
ных шхун и моторных ботов. В этом
районе рыбаки прибалтийских стран воег-
да занимались промыслом. На сей раз
такое скопление рыбацких судов показа-
лось подозрительным Уж больно тесно
жались они друг к другу, чересчур близ-
ко к берегу рыбачили.

— Не прячут ли они кого-нибудь?

Решили проверить. Комендоры стояли
наготове У орудий, и только прозвучала
команда, как корабельные пушки дали
залп. Шхуны и боты бросились врассып-
ную. Не зря возникло подозрение у ко-
мандира, не зря тратили боезапас артил-
леристы. Притаившись на фоне берега з&
«мирными» рыбацкими суденышками, пря-
тались три Немецких торпедных катера.
Наш корабль обнаружил опасность, пер-
вым нанес удар, опередил врага, сорвал
его замыслы,

Первым бить врат» — таков боевой
принции гвардейского экипажа. За осу-
ществление этого принципа борются все:
и командир, мгновенно принимающий
нужное решение, и артиллеристы,  на-
крывающие врага вторым залпом, и ма-
шинисты, умеющие выжимать Bee до

зредела из своих боевых механизмов.
Каждая новая операция становилась но-
вой победой корабля.

Эсминец шел к берегу. Там проходи-
ла линия фронта. Нашим частям, сдержи-
вающим наседавшего противника, нужна
была артиллерийская поддержка. Задача
состояла в том, чтобы помешать немецко-
финским войскам переправиться через Be-
ку и разгромить их скопление. Коррек-
‚ тировщики сообщили на корабль необхо-
  димые данные.

Финны переправлялись на Шлюпках,
лодках и плоскодонках, отобранных у’
окрестных жителей. Переправлялись ocTo-
рожно — по одной-две шлюпки. По та-
кой цели кораблю стрелять невыгодно —
уж больно мелка, не стоит хорошего зал-
па. Командир второй боевой части капи-
тан-лейтенант Яровенко принял реше-
ние — стрелять не по самой переправе, а
по причалам, откуда происходила посадка
и куда высаживались неприятельские пол-
разделения. :

Первые же залпы легли прямо в цель.

уже истребил 22 фашиста, его напар- ли снайперов.

EE EE Е Е

мелых руках

ник — снайпер Туренко — 17 фашистов.
За короткое время только снайперы под-
разделения командира Ковалева истребили
свыше 220 немецких солдат и офицеров.
Фашисты остерегаются показываться там,
где их могут подотеречь снайперские па-
ры. Тогда лейтенант Пупкин организовал
групиы емельчаков-минометчиков и, во-
оружив их ротным минометом, отправил
на передовую линию. Миномотчики 90бт-
реливают немецкие окопы, a когда оттуда
бетут фашисты, их настигают меткие пу-

Полетели щепки of разбитых лодок,
рассыпались по прибрежным кустам остав-
шиеся в живых солдаты. Корабельные
пушки умолкли. Через некоторое время
финны, осмелев. начали снова возиться
на берегу peru. Hak только их накопи-
лось несколько десятков, с моря снова
полетели снаряды Tora открыли отонь
финские батареи, Стреляли они трусливо,
0 одному орудию — тявкнут и замолчат.
Всеплески медленно приближались к к0-
раблю.

— Ну, что ж, пора вроде заткнуть им
глотку;—сказал Борис Петрович Яровенко.

Теперь корабль стрелял по финским
орудиям. Они замолчали очень быстро,
подавленные меткими залпами. Орудия

эсминца снова развернулись туда, где
финны, потерявшие от корабельного ог-
ня почти все свои лодки, пытались соору-
дить подобие парома. Вскоре корректиров-
щик сообщил, что паром разбит в щепки.

С берега снова открыли огонь уцелев-
шие батареи. Tax продолжалось весь
день: корабль громил вражеские части нё
переправе и время от времени подавлял
береговые батареи, пытавшиеся помешать
выполнению задачи. На это много сна-
рядов не требовалось — после шести-вось-
ми выстрелов огонь < берега прекращался.

Трудно сказать, какая боевая часть
корабля работала больше и лучше, но
результаты деятельности артиллеристов

особенно заметны. Им приходилось стрэ-
лять очень много — на ходу и на якоре,
днем и ночью, по кораблям и береговым
целям. Под огнем противника, отражая
воздушные атаки, преодолевая минные
поля, «Отойкий» приходил туда, гле ну-
жен был огонь его орудий.

— Только вперед, только к победе! —
этому было подчинено все.

(0 героических делах гвардейцев «Стой-
кого» по защите Ленинграда надо писать
отдельно. Пятьдесят четыре стрельбы про-
вел он злесь, уничтожив шесть и пода-
вив девятнадцать вражеских батарей ка-
либром от шести до восьми дюймов. взор-
вал заправочную станцию, поднял на воз-
дух множество автомашин и мотоциклов.

Wan 1942 г. № 104 (1055)

HH

Ы
в бею—

значит победить

Война явилась большим испытанием
для каждого лелчика-истребителя и ‹®-
рьезной практической школой воздушных
боев. В ходе войны непрерывно росла бое-
вая выучка летчиков, совершенствовалось
их умение грохить врага. Надо было бы-
стро распознавать все уловки противника
п противопоставить ему ©в0е мастерство.

В начале войны, пользуясь своим коли-
чественным превосходством в  BoIkyxe,
немцы пытались интенсивными налетамя
на аэродромы уничтожить материальную
часть нашей авиации, Но это им не уда-
лось. Жак только противник приближался,
мы своевременно взлетали, и во время
бомбежки наши самолеты уже находились
в воздухе.

Когда наши истребители ‘устремлялись
навстречу противнику, немецкие бомбал-
дировщики пытались заманить нае в 19-
шины, Где окрыино, н& бреющем полете
поджидали истребители «Ме-109» и
«Ме-110». Они стремились неожиданно
атаковать налти самолеты, взять их в кле-
щи. Сперва некоторые наши летчики, УВ-
лекшись погоней 3a фапистскими бомбар-
дировшиками, действительно  попадати В
весьма сложную обстановку, но вскоре
Этот тактический прием противника быт
разтадан. Наши истребители ютали подни-
маться двумя группами: одна  устремля-
лась против бомбардировщиков, другая
шла ‘уничтожать засаду истребителей.

Противник также стал менять свою
тактику. Немецкие истребители были вы-
нуждены сопровождать свои бомбардиров-
щики до самого об’екла. Бой между на-
шими и вражескими самолетами зазязы-
валея на высоте 2.000—3.000 метров.
Иногда фалгиеты прибегали к такой хит-

рости: группа бомбардировщиков заходила.

CO стороны солнца и пикировала на цель.
B of время сопровождавлиие груптву ист-
ребители устраивали несколько в стороне
между собой имитацию воздушного  00я.
Как только наши летчики бросались сю-
да, имитация боя прекращалась, и вся
группа вражеских истребителей навалива-
лась на наш самолет или звено.

Bee наши летчики извлекли очень цен-
ные уроки из первых воздушных боев.

Однажды по тревоте я во главе звена
поднялся в воздух. Сначала мы не могли
различить, где находятся самолеты врага.
Потом я заметил разрывы наших зенит-
вых снарядов на выкоте 3.000 метров.
Пошли в ту сторону. Далеко над морем я
увидел удаляющийся самолет противника.
Надо было перехватить его. Враг шел над
облаками на полной скорости. Мое звено
погналось за ним, Дистанция сокращалась
медленно. Здесь важню было предвидеть,
какой манезр может совершить противник.

решил, что он должен сейчас развер-
нуться влево — на свою территорию. Уч-
ТЯ. 970, я повел машину наперерез немцу
м срезал утол его полета.

Мои предположения оправдались, Пр
тивник — это был «Юнкерс-88» — ра;
вернулся влево. Дистанция между каму
реэко сокращалась. Я подошел в врали
скому самолету метров на 600 м откры
огонь по кабине  стрелка-радиота. Tor
вскоре перестал отстреливаться, Значит,
‹ ним было покончено. Toma я перенес
огонь на левый мотор и методически стал
посылать туда пулеметные очереди. Дых
все больше охватывал вражеский самолет,
Потом пламя вспыхнуло на левой плоско-
сти. «Юнкерс» ринулся в крутое пике,
перевернулся и упал в море.

Уход на пикировании—один из излюб-
ленных методов врага, когда он хочет
выйти из боя или уйти от преследования,
К этому маневру надо заранее  подгото-
виться и найти надлежащий контрыанев,
Летчик должен обогнать противнику в
несколько секунд, которые зачастую р
шают исход воздушного боя.

Немецкий разведчик корректировал аду“
отонь. Нам было дано задание сбить его
На высоте 1.500 метров мы пошли на #6»
о в атаку. Противник начал на полнох
газу пикировать. Наши истребители был
у него в хвосте. Вдруг немец резко yor
вил таз, надеясь на то, что мы пробко-
чим мимо него, & он зайдет нам в хвоя
и займет выгодную для боя позицию,
Кроме того, врат заманивал нас на отоль
своих батарей Но мы во-время pax
тадали вражеский маневр и осталиь
«висеть» в хвосте немецкого разведчиха,
Летчик Обувалов  пулеметной очередью
сбил ето.

Многие из уловок противника не я»
ляются сейчас для нас новыми и неожи-
данными. Однако мы не успокалваемоя
на достигнутом и продолжаем  глубом
изучать тактику противника.

Мы не только сами учимся, но 060бе-
но упорно учим нашу летную молодежь,
Мы указываем молодым летчикам, что Bae
до быть очень осмотрительными в возду+
хе, так как успех боя иногда решают де-
сятыю доли секунды. Истребитель должен
быстро принимать в воздухе решения,
причем единственно правильные из веет
возможных. Поэтому надо предвидеть, от
куда скорее всего может появиться по
тивник, как он будет действовать. Мы
учим людей искусству быстро и точ
разить врага.

В результате всестороннего изучения
тактики врага, превосходного знания ма.
териальной части своих самолетов Halle
летчики неизменно выходят из воздуш-
ных боев победителями. Задача  закаю-
чается в том, чтобы как можно полне
освоить и использовать боевой опыт, ва»
копленный в воздушных схватках © про-

THBHEKOM,
Капитан В. АЛАГУРОВ,
Северный флот,

Вражеские транспорты отправлены на дно

Прославленные командиры - подводники
капитан 3-го ранга Стариков и капитан-
лейтенант Фисанович вскоре после при-
своения им звания Героя Советокого Сою-
за вышили в очередной боевой поход. Bo-
одушевленные высокой наградой, они obs-
зались добиться новых успехов,

Недавно лодки возвратились в базу.
Герои сдержали свое слюво. Капитан 3-го
ранта Стариков, находясь на боевой по-
зиции, обнаружил караван  фаптистеких
судов. В одну из баз противника на-
празаялиеь два транспорта в охранении
значительного количества тральщиков и
сторожевых кораблей. Стариков решил
атаковать врата.

Избрав наибольший по тоннажу тране-
порт, командир смело пошел в атаку и
исключительно точно торпедировал врага.
Фашистские  сторожевики и тральщики
пытались бомбить лодку, однако Отариков
рядом удачных маневров ушел от пресле-
хования. Боевая задача была блестяще
выполнена.

Немцы охотились за эсминцем — засы-
пали его снарядами, атаковали © возду-
ха. Но все было тщетно — корабль про-
должал наносить им удар за ударом.

Однажды корабль получил прямое по-
падание. В погребе вспыхнули разбитые
ящики © боезапасом. Еще секунда — и
произойдет взрыв. Но пожар был поту-
шен. Корабль получил диферент на нос.
Надо было немедленно заделать про-
боину. Носовая аварийная группа действо-
вала безупречно. Мичман Сосненко m ero
бойцы — Токарев, Говорухин, Фадеев — в
рекордный срок завели пластырь. Пошли
в хол отливные средства. Пока откачива-
ли воду, пробоину заделали ‘изнутри, Лю-
ди работали в холодной воде, но им бы-
ло жарко.

Сменив
вести огонь.

В декабре «Стойкий» получил новое
ответственное задание. Эсминец отошел от
стенки и ушел далеко в море. Трудно
пришлось командирам и краснофлотцам
пятой боевой части в этих зимних похо-
1ах. Но была получена боевая задача, а
обстановка требовала безупречного дейст-
зия механизмов. Й они работали. Маши-
нисты стояли вахты непрерывно по мно-
гу часов. И не было ни одной жалобы,
НИКТО Не сетовал на трудности.

Темной штормовой ночью «Стойкий»
шел через минные поля. Волны окатыва-
лин палубу, она покрылась толстым сло-,
ем льда. Артиллеристы стояли у орудий в
тулупах и валенках. Их тоже заливало
волой. Валенки ‘покрывались ледяной кор-
кой и тогда не промокали. (бледеневали
пушки, их приходилось все время прово-
фачивать, счищать лед, менять на них!
смазку. И; когда потребовалось стрелять,
артиллеристы доказали, что они в любых

позицию, корабль продолжал

непрерывно отвечали.

Находившийся в море Герой Советском
Союза капитан-лейтенант Фисанович 34
метил вражеский транспорт, налравляв-
шийся к фашистским берегам. Сделав в%
необходимые расчеты, командир лодки 6
предельной точностью вышел в табу,
Цосле торпедного залпа подводники вид®-
ли. как фашистский транспорт © крен
Ha корму ушел под воду.

_В этом. же походе лодка обнаружила
още один караван вражеских судов, шед*
ший пох охраной катеров и сторожевиков,
Командир избрал об’ектом атаки танкер,
№тда после торпедного  залпь лодка
веплыла пох перископ, танкера на поверх-
ности уже не было. Над морем стоял 9т-
рюмный столб дыма.

Так ответили отважные подводники #3
высокую награду.

Старший политрук Л. ИВИЧ,
Техник-интендант 1-го ранга
Г. НОВОГРУДСНИЙ.

свч ei
рывались от поверхности моря. Красно“
флотцы Заноза, Богучарский, Задорожный
не прозевали ни одной мины Наблюдате“
лей обдавали волны. Их одежда покры
лась ледяной коркой, но  попрежнемя
твердо звучали их голоса:

— Справа по носу мина!

— Мина прямо по курсу!

Свыше двух десятков плавающих ми
обнаружили наблюдатели в ночном мора,

трое 38 стойкость и мужество . #8-
граждены теперь медалями. }

Командир корабля умелым маневриро-
ore уклонялея от мин. В машинах то

® звонил теле }

— Cron! м

— Полный назад!

— Малый вперед!

Старшие краснофлотцы Румянцев и
Павлов несли вахту у маневровых клапа-
нов. Они не видели мин, но знали, ч®
от их работы во многом зависит судьба
корабля. И команды © мостика исполня-
лись мгновенно. Румянцев и Павлов на-
граждены орденом Красной Звезды.

базу корабль возвращался в тяже-
лом льду. Медленно двигаясь за ледоко-
лом, «Отойкий» вел на буксире катера, 0
обоих берегов немецкие батареи обстреля-
вали наши корабли. Пушки  «Стойкого»
Мане (
льду было невозможно, и ры Gat.
ряды рвались вокруг. Куски стали и льда
падали на палубу. Комендоры не обра-
щали на них внимания. Вот замолчала
подавленная корабельным отнем одна 6а-
тарея. Вот удалось накрыть другую.
Прикрытые огнем эсминца, корабли про-
рвались в родной порт.

..Гвардейский корабль готов к выходу
в море, к новым походам, к новым боям.
Экипаж эсминца но терял времени Ja

условиях ‘умеют обеспечить боевую то- pow. Приводя в порядок свое оружие, он

товность своих
попрежнему метким и сокрушительным.

Идущие впереди тральщики подеекали
мины. Они веплывали иногда прямо на
курсе «Стойкого». Трудно было различить
в бушующем море эти темные, несущие
гибель шары. Наблюдатели не от-

орудий. Их огонь был одновременно осваивал богатейший опыт,

накопленный в многочислевных
С   сражени-
ях. Теперь гвардейцы буд
у дут а
еще сильнее. т
Старший политрук
Ю. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ.

Краснознаменный Балтийский флот.