7—8

ТАУ

‚ скот, Фрунзе, Кирова

7 мая 1942 г, № 105 (1056)

Заметки © работе
корабельной библиотеки

Недавно мы спросили одного политра-
ботника, часто ли он обращается к ш-
мощи корабельной библиотеки. Посмот-
рев на нас с некоторым удивлением, он
сказал:

— Нет уж, почитаем досыта после
войны. Какие тут книжки, когда зенитки
бьют. бомбы свистят, снаряды падают...

Цесле этого разговора мы поинтересо-
зались библиотечной‘ карточкой этою то-
варища, политрука одной из боевых ча-
creii корабля. Карточка была абсолютно
чиста. За время войны этот политработ-
пик не прочел буквально ни одной кни-
Ги.

Невольно возникла мысль: нужно по-
интересоваться работой политрука, каче-
строи политических информаций, которые
проводит он среди краснофлотцев.   Оказа-
лось, бесела его, как правило, не выходи-
ла за пределы пересказа опубликованных
за последние дни статей в газетах. Кста-
ти сказать, пересказ был пеобычайно вя-
inv, не обогащалея яркими и увлека-
педьными примерами богалой, красочной
истории русского народа, русской армии,
русского флота. Иногда же этот  полит-
рук попросту читал вслух напечататяые
в газете статьи.

(лов нот, подобная подгомвка к заня-
тизи отнюдь не требует  усидчивости,
болью труда. Немудрено. что на этих
занятиях инструктор пропаганды  реги-
стрировал случаи, когда под моногмнные
и однообраэные слова политрука красно-
флотцы засыпали.

Пепоминается знаменитая затиска Вла-
лимира Ильича, адресованная в Публич-
ную библиотеку. Известно, что. Владимир
Hasna составлял длиннейший перечень
книг, которые ему были нужны: по фи-
аофки, публицистические, художествен-
ные. В самые тревожные  нелели граж-
аанской войны. руковоля разгромом ap-
мий интервентов, вторгшихся на терри-
торию нашей родины, Ленин находил
время для чтения литературы, присталь-
но следил за новинками, интересовался
Beem новым, что давала человеческая
МЫСЛЬ,

Как поучительно было бы прочитать
эти ленинские записи вышеупомянутому
политруку! Может быть, он понял бы
nora, что настоящий большевик, настоя-
щий политрабогник обязан уметь и в 606-
вых условиях выкраивать любой ценой
врехя для обогащения и своего опыта и
знаний своих бойцов.

Е сожалению, этот политработнию не
одинок на корабле. Есть у него последо-
ватели, вроде старшего политрука’ Белу-
тина, который за все время войны при-
энул K помощи библиотеки лишь один
раз, или политрука Сошенко, взявшего в
январе несколько брошюр © Ленине и
этим ограничившего свой интерес к кни-

те.

Правда, подобное отношение к библи-
отеке отнюдь не типично для личного со-
става корабля. Это легко доказать, стоит,
лишь внимательно просмотреть библиогеч-
ную картоеку. В самые напряженные,
горячие боевые дни карточки He пере-
ставали заполняться новыми записями
взятых для чтения книг.

Библиотека корабля не прекращата
своей деятельности ни на один день.
Книги обменивались часто сразу после
отбоя боевой тревоги. Зенитчики находи-
лись в готовности непрестанно, HO и
они пользовались корабельной библиоте-
вой. С каждой батареи, с каждом пуле-
Метного мостика выделили людей, кото-
рые получали книги для краснофлотцев.
Выбор литературы был самым ?азнооб-
разным, Разве ие характерно, что бес-
стрипный командир  зеватной батарея
старший лейтенант Овахимян, отразивший
множество ожесточенных — фалтистоких
ата Ha корабль, награжденный ведавно
опленом  Крабного Знамени, увлекался
хнигами о жизни замечательных больие-
веков. Героические биографии Дзержин-
вдохновляют его,
умножают его силы, зажаляют BOTW к
борьбе, к победе. Зенитчик увлекается
мужественными стихами Байрона, одну
2 хрумй читает поэмы великого англий-
ского романтика. Он стремится не отста-
вать от дизни, внимательно следит 90
всеми «Морокими  сборниками», урывает
время для самостоятельного изучения
антдийского языка.

Тяга к обогащению своего отыта, изу-
чению ряда дисциплин  звесьи» типична

генералиссижусе

ло книг на актуальные оборонные темы.
Тоненькая брошюрка
вклЮчившая две его известные статьи 0
зыците Москвы, зачитана, что называет-
си, до дыр. За статьей «Харьков
ел», 0 самоотверженных действиях укра-
инских партизан,
хвост читателей.

для многих командиров. Чтение носит у
них целеустремленный харажтер. Так, ан-
женер-калитан-лейтенант Фридман  на-
стойчиво изучает акономтеографию, исто-
рию народов СОСР, пополняет общее во-
енное образование, штудирует сочинения
Фрунзе, военные журналы. Инженер-ка-
питан-лейтенант Какстов находит время
для самостоятельного изучения истории
партии.

Политрук Балгмаков пользуется библио-

текой для самообразования, для агитаци-

онно-пропагандиотской работы, для по-
полнения военно-морских  знавий. Этот
политработник не ограничивается на по
литинформациях пересказом
то и дело заглядывает В. первоисточники,
использует художественную литературу.
Он берет в библиотеке корабля то один,
то другой том Ленина,
ник», «Военный

Читают ли нынче на корабле художе-
ственную литературу? Да, читают. Спроз
ва нее очень высок. Однако характер чи-

тательских требований резко изменился,
по сравнению с годами марного  строи-
тельства. Это можно проследить хотя бы
па чтении произведений Лыва Толетого.
В то время как строе на «Анну Карени-

ну» и «Воскресение» сильно понизился
п сравнению с 1940 годом, на несколь-

ко экземпляров «Войны и мира» огром-
ная неубывающая

очередь. Наибольший
интерес вызывают именно те части гран-
диозной толстовской эпопеи, тде renu-
альный писатель раскрывает величие ду-
ха русского народа,  сокрушившего на-
полеоновскую армию, считавшуюся непо-

бедимой. Из другах произведений Толето-
то запоем читают балтийцы «Севастополь-

ские рассказы»,  запечатлевшие героизм
русских матросов и солдат незабываемой

обороны.

у

*

Моряки ценят произведения, BocKpe-
шающие героическое прошлое русского
народа, показывающие талантливых пол-
ководцев и флотоволцев. Так, с повышен-
ным интересом читаются романы Зонина
06 адмирале Нахимове,  Раковского — 0
Суворове, Всеволода,
Иванова — о герое гражданской войны
Пархоменко. Вдумчивый, инициативный
агитатор старшана 2-й статьи Миронов,
недавно награжденный медалью «За от-
вату», читает романы, посвященные слав-
ным людям налией родины, увлекается
сборником «Бои в Финляндии», читает
книги антифашастских писателей.

Между прочим, из этих книг наиболь-
шим опросом пользуется роман Вилли

Бределя «Испытание», где методы геста-

по, изуверства  гатлеровских  людоедов

так хорошо и правдиво изображены авто-
ром. Агитатор-массовак пиироко
кает материалы книги для наглядной ил-
люстрации гитлеровского режима,

прявае-

KR сожалению, библиотека получает ма-

Алексея Толстого,

борет-
«выстроилея» целый

Разумеется, библиотека не в состоянии

удовлетворить этот спрос. Однако ресур-
сы, которыми она обладает, используют-
ся не на полную силу. Ведь сама библио-
тека должна
наиболее актуальные книги. Заслуживает
поощрения почин баблиотекаря
ского, время от времени дающего в мно-
гогиражке заметки © ‘новых книгах. Но
эти заметки носят чисто случайный ха-
раклер и очень редки, Почему в бяблио-
теке нет такой элементарной вещи, каъ
каталог,

активно пропагандировать

Покров-

почему нет  фекомендательных
списков, почему комплекты тазет и жур-
налов в беспорядке, почему библиотекарь
систематически не подбирает материалов
о большевистской агитации, не становат-
ся энергичным помощником агитаторз па
корабле?

Ясно, все этм задачи решить не под
силу самому библиотекарю. Ему «на вы-
ручку» должны притти и начальник клу-
ба и инструктор пропаганды, все полит-
работники. Надо помнить, что бяблиоте-
ка — неот’емлемая часть политической
работы на корабле.

Батальонный комиссар А. ШТЕЙН.

СОВЕЩАНИЕ ПАРТИЙНОГО АКТИВА
СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ БАЗЫ

Из частей морской пехоты и авиации,
в кораблей и береговых батарей пришти
на совещание партактива командиры, по-
литработники, руководители партгорганиза-
ций, паррийные активисты. Грудь многих
из них украшают ордена и медали Совет-
ско Союза. Во многих боях побывали
Эти отважные моряки. В первые месяцы
войны не было возможности собраться
веем вместе, чтобы обобщить опыт пар”
тийно-политической работы в боевой 090-
становке Это— первое за время отечествен-
кой войны совещание партахтива главной
базы флота.

( докладом о состоянии и задачах пар-
тийнюй работы выступил начальник По-
дитуправленяя AUBHGHOHHDE KOMMOCaD Бон-
даренко В героической защите Севаютопо-
ля моряки-коммуниесты = проявили себя
бехтрашными воинами, В боях они всег-
Ja шли впереди. самых опасных  №6-
стах, на самых решающих участках ком-
муниоты показывали личный пример,
являлись верныхи помощниками командо-
вания. Докладчик рассказал © бессмерт-
ных подвигах флотских большевиков Ha
подступах к Севастополю. (собенно он 0бра-
тил внимание на рост партийных рядов,
H& воспитание молодых коммунистов, Ты-
сячи лучших моряков-севастопольцев, OT-
личившихся в боях с врагом, связали
crow судьбу с партией. Товарищ Бонда-
енко ‘указал на типичные недочеты В
росте партийных организажий.

— Кое-где, — сказал он, — CORAM
BAI па лак называемых срелних циф-
ах роста всей парторганизаиия я 1® за-
Мечают, что в отлельных TON pas ere wimax
Уюй жо части рост илет слабо.

Докладчик отметил также, что в неко-
торых чатах затягивают оформление

приема в партию. Таково положение В
части, ме комиссаром т. Силантьев, В
отдельных парторганизащиях тыла. Серьез-
ное внимание докладчик уделил идейному
воспитанию коммунистов, внутрипартий-
ной жизни, воспитанию актив.

В оживленных прениях участники ©0-
вещания делились опытом, рассказывали,
как партийные организатии работают в
условиях войны, воспитывают коммуни-
стов, обеспечивают точное исполнение
боевых приказов.

Старший политрук Крыжановсвий рас-
сказал следующее. Так как в морской
пехоте ‘не всегда sea А поз
ние коммунистов всей части,
проводить кустовые партийные собрания.
Налример, на одном фланге части распо-
ложены две роты, вот и собирают ком-
мунистов этих двух рот.

06 пнтересном опыте воспитательной
работы с молодыми коммунистами  рас-
сказал секретарь партортанизации т. Ка-
лайла. Эта парторганизация значительно
выросла. Каждого кандидата В члены
РА 6) эдесь кропотливо воспитывают.

Воспитание боевого актива, подготовка
п повеление партийных собраний и яру-
гие вопросы паргяйной жизни птироко 06-
суждались ина совещании, Ono прошло
оживленно, на высоком идейном уровне,
Рассказывая о положительном опыте, пар-
тийные активисты вокрывали и недостат-
ки, вносили свои предложения, как улуч-
пить паргийно-люлитяческую работу,

На совощалии выступил член Военного
совета дивизионный комиссар Кулаков,

Старший политрук М. КОГУТ.

Севастополь. (По телеграфу от наш.

корр,).

статей. Он

«Морской сбор-
вестник». Он интере-
суется историей морских сражений, берет
«Правду о Ютландеком бое» Харпера, чи-
тает «Линейные корабли» Вильсона.

Летчик-гвардеец Н. Щеголев возвра-

тился после боевого полета (4-й Гвар-

дейский авиаполк, Краснознаменный
Балтийский флот).

Фото А. Дудченко.

ПОДВИГИ
КОМСОМОЛЬЦЕВ

Катера-охотники выполняют сложные
боевые задачи. Часто им приходится на
продолжительное время отрываться OT
баз, совершаль длительные переходьг.

В этих условиях особенно велика, роль
боевого актива, способного при любых
обстоятельствах повести за собой личный
состав, невзирая ни на какие трудности,
добиться победы над врагом.

Парторганизация. одного из подразделе-
ний катеров изо дня в день растит. бе-
вой актив, используя все формы воспита-
тельной работы. В первых рядах аютиви-
стов — комсомольцы. В боях за родину
они подают пример доблести и отваги.

Упорным трудом и ‘учебой комсомолец
Ермаков в совершенстве овладел несколь-
кими специальностями. Молодой боец знал,
как важно это для катерника. В бою ему
de раз приходилось быть и радистом, и
пулеметчиком, и мотористом.

Катер выполнял задание командования.
Bo время схвалки © фашистами Ермакова
ранилю. Но он не ушел с боевого поста.
Мужественный комсомолец нашел в cebe
силы заменить выбывших краснофлотцев
и оставался на вахте до тех пор, пока
корабль не выполнил поставленной перед
нии задали,

Самоотверженно действовал Bs 600 H
комсомолец Козлов. Под градом пуль и
разрывами мин он стойко сражался.

Катер выполнил боевое задание и в03-
вращалея на базу. В пути он подвергся
обстрелу. Снаряд попал в катер; возник
пожал, корабль попрузилея в воду. По
пояс в воде, Козлов продолжал стрелять
из уцелевшей пушки, прикрывая огнем
плывших к берегу товарищей.

Немеркнущей славой покрыл cela пруг
и боевой. товарищ Козлова комсомолец
Пастухов. Он яростно дрался © врагом,
ожесточенно уничтожал фаппистов. В бою
ему оторвало левую руку. Он собрал 9ста-
TOK сил и дал последний зал.

Еще несколько ранений окончательно
вывели из строя молодого бойца, он чув-
ствовал неизбежную смерть. Тогда Пасту-
хов достал гранату и крикнул краснофлот-
цам, плывиам к берегу:

— Бейте врага, товарищи!
последнего снаряда!

А сам, взмахнув рукой, ударил гранату
о палубу...

Так, мужественно и бесстрашно дерут-
ся наши комсомольцы — боевые активя-
CTE, готовые во имя родины на любой
подвяг.

Полковой комиссар К. СОРОКИН.

Бейте д

Когда сформировался наш отряд мор-

ской пехоты, партийно-политическую ра-
Gory мы начали с того, что прежде всего
учли партайные и комсомольские силы и
правильно их распределили. На каждые
тридцать краснофлотцев были выделены
партийно-комсомольский организатор и
заместитель политрука. Этим товарищам
мы вменили в обязанность Выявить ak-
тив, чтобы потом отираться на него в ра-
боте.
‘ Вольшинотво краснофлотцев нашето от-
ряда — люди бывалые. Они дрались на
Дунае, под Одессой, защищали Очаков,
отстамвали  Тендру, подступы к Крыму,
не раз омотрели в глаза смерти, Мы по-
ставили задачу —— наиболее отличивших-
ся в боях краснофлотцев и командиров
вовлечь в партию и комсомол.

Парторги и заместители потитруков 6e-
седовали © отличившимися В боях товари-
щами, знакомили их 6 уставом, програм-
мой партии, международной обстановкой,
е положением на фронтах отечественной
войны. Индивидуальная работа дала свои
результаты.

Накануне отправки” на новый фронт 13
лучших бойцов и командиров подали
заявления 0 приеме их в партию. Среди
полавших были: старшина 2-й стать
Сафошкин, ныне натражденный орденом
«Красное Знамя», комсомольский органя-
затор Сидельников, краснофлотцы  Кузь-
менко. Петров и другие. Сафошвин пысал
в заявлении:

«У меня немцы убили жену и двоих
детей. Я клянусь беспощадно мстить фа-
шистам за их злодеяния. Все силы отдам
на разгром фаптастов. у принять ме-
ня в какдидаты ВКП(б). Если в бою сра-
зит меня фалтистская пуля, считайте ме-
ня коммунистом»,

Bee эти товарищи, были приняты в ря-
ды большевистской партии. Выростшая
парторганизащия охватила своим влиянием
всех беспартайных.

Как мы организовали партийно-полити-
ческую работу в боевой обстановке — п9-
пажу на одном примере.  Командованию
отрядом стало известно, что через нес-
колько дней мы будем участвовать в на-
ступлении, За сутки до боя мы собрали
BceX парторгов, политруков, рассказала

ый ФЛОТ

Пытаясь обмануть мировое обществен-
ное мнение лживой картиной полного
благополучия в оккупированной Эетонии,
геббельсовские подручные задумали разыг-
рать в Таллине инеценировку по методу
сБоих берланских хозяев. Было решено
устроить фадиоинтервью репортера с ме-
стным  крестьянином. Беседа» транслиро-
валась из Таллинекого радноцентра. По-
еле обычной вводной части репортер за-
дал вопрос:

— Чего вам недостает?

И радиослушатели услышали ответ
эстонского крестьянина:

‚ —. Нет керосина, пользуемся лучиной;
нет кожи, нет сахара, нечего курать; ху-
же всего, что нет даже соли...

Чего еще недостает, крестьянин не
успел рассказать, так как интервью пе-
ожиданно прервалось. Крестьянин, види-
MO, забыл 0 шпаргалке, по которой он
должен был отвечать, и сказал правду.
Е б перечень отсутствующих в Эстонии
продуктов и предметов снабжения нетруд-
но. продолжить. Если даже исходить из
цифр, оглашаемых самими ставленниками
немецких оккупантов, а следовательно,
значительно преуменьшенных, то и тог-
да можно представить картину жесточай-
тего ограбленыя страны и народа фаши-
стокими захватчакамя. Гитлеровцы orpa-
били Эстонию, обрекли население на го-
лод, нищету, медленное умирание.

По офациальным данным фашистского
наемника д-ра Мяэ, к апрелю нынешне-
TO года немецкие мародеры успели зако-
доть 219 тысяч толов скота и угнать
52 тысячи лошадей, принадлежавших
эстонским крестьянам, этому же вре-
мени немцы угнали из Эстонии 70 проц.
подвижного железнодорожного состава,
85 проц. автотранспорта и 90 проц. су-
дового состава.

В стране нет ни одного грамма бензм-

на, транспорт стоит. Нет топлива, в го-
‘родах отсутствуют дрова.
‚ Большинство фабрик, производящих
предметы широкого потребления, закрыто,
& выработка действующих предприятий
сокращена до предела. Так, на текстиль-
ной фабрике Кренгольма вместо 8.000 ра-
бочих осталось всего 2.000. Продукция
полностью вывозится немецкими грабите-
лямМи.

Торговля в стране прекращена. Недав-
но в Таллине открылся магазин ‘детских
игрушек, и городское радио сообщало 06
этом как о большом событаи.

Население Эстонии голодает. Oreyrer-
вне продуктов приняло такие острые фор-
мы, что это вынуждены признать и сами
фашистские главаря. Городокой голова го-
рода Нарва, выступая по радио. заявал:
городе трудно с питанием. По-
ступление продуктов прекращено совсем,
удовлетворяем только больных и детей.

Врет господин голова! Даже больных и
детей немецкие ставленники не хотят, да
п не могут накормить, так как немцы
забрали м вывезли все, лю последнего
килограмма зерна.

По тем же официальным данным, в
Эстонии к началу марта насчитывалось

труппы черноморцев, оперирующей в не-
мецком тылу, сообщил:

— Везде на своем пути мы видели

следы диких зверств и разрушений, про-
изведенных гитлеровцами. Свой прихол в
Крым немцы ознаменовали  повальными
грабежами,  расстрелами, гнусным Ha-
другательством над женщинами и девуш-
КАМИ.
_ После массовых
ский палач командующий
войсками фашистов генерал
приказал выселить веех русских из при-
морских районов в степную часть Крыма,
за Симферополь. Русское население согна-
ли на тяжелые земляные работы

ии о значении расстановки. партийных
гал в бою, обратили внимание на необ-
ходимость обеспечения авангардной роли
Боммунистов. Через несколько часов после

этого партийному активу были розданы
специально отпечатанные памятки-обра-
щения.

За несколько чалюв до боя собрали за-
местителей политруков, обсудили вопросы
взаимной поддержка и выручки в Sow.
обратили внимание Ha маскировку, приме-
нение в местности и т. д. Мы предупре-
лили заместителей политруков, чтобы они
сами и при помощи актива вети реши-
тельную борьбу с малейшами проявления-
ми трусости, паникерства, потребовали,
ч1обы они личным примером мужества и
отвати увлекали за 6060й всех бойцов.
Заместители политруков, возвративтась в
свои группы, подробно раз яснили важдо-
му бойцу его задачу в предстоящем на-
етуплении.

Парторг Бублий и коммунист Баландин
шали в атаку на врага в первых рядах.
Вублий попал в очень тяжелую обстанов-
ку. Команлара ранило. Краснофлотца Ев-
тушенко окружили 8 немцев. Ранило
краснофлотца Сафошкина, подавившего хо
этого много пулеметных точек. Боец По-
насенко брозилея на выручку Евтутенко,
и вместе они уничтожили восемь фашис-
тов. Бублай оказывал товарищескую по-
мощь остальным  краснофлотцам. В кри-

тическую минуту Бублий пустал в ход
нем-

транаты и одержал победу над
цами. Заместитель политрука Харьков
заметил засевших в одном здании авВ-

томатчиков. Он был дважды ранен хо это-
то, потерял много крови, но, увидев вра-
тов, напряг последние силы. подпола К
автоматчикам и швырнул в ных гранату.
Автоматчики были уничтожены. Харьков
награжден орденом «Браспое Знамя».

Коммунисты шли в` б0й, презирая
смерть. Командир взвода Стаценко под
ураганным огнем побежал вперед как раз
в тот момент, когда большая группа крас-
нофлотцев залегла. Вражеская пуля проч-
зила ‹ерлие Стаценко, но он сделал свое
дело. Воодушевленные примером коммуни-
ста, краснофлотцы поднялись м ринулись
на врага. Они отомстили за смерть коман-

i

‚ Оставшиеся в деревнях жители об’еди- ный у берега расстреливается на месте.

24 тысячи детей, оказавшихся без Kpo-

ва и пищи, габнущих от голода.
Стремясь выкачать из эстонского на-

рода все живые соки, гитлеровцы, поми-

мо вооруженного разбоя, применяют са-.
мые разнообразные гнусные способы гра-
бежа. Страна наводнена оккупационными
марками. Установлена свирепая система

потрафов и налогов, причем налог 6 ме-
стного населения
посещение кафе.

Ограбление населения сопровождается
кровавыми  расправами и чудовищныма
издевательствами гитлеровских разбойни-
ков над мирными людьми. Массовые аре-
сты, пытки, казни стали  обыденными

явлениями в оккупированной Эстонии. В
тородах и селах немцы зверски истребля-

ют всех, кто им кажется пюдозрительным.
Палач  Меллер, руководитель полиции
«СС», установил в стране режим кро-
вавого террора, произвола и насилий.
Одна из распространенных форм мас-

сового насилия — это так называемые

мобилизации. Оккупанты ‘проводят их
беспрерывно и методично. Предварительно
произошла массовая перерегистрация на-

селения всех возрастов. Часть мужеского

населения насильственно мобилизовалая в
армию, всех остальных — на работы.

С февраля началась мобилизация насе-
ления на лесозаготовки. К этой повинно-
сти правлекаются все жители. Ежеднев-

но на работы стоняется до 70 тысяч из-
мученных, голодных людей. Лесные уча-
стки расположены в 70—100 вм ог го-
рода. Жители вынуждены проходить это
расстояние пешком и затем трудиться без
всяких нору, так как начальникам уча-
рабочий

стков дано право  увелачивать
лень по своему усмотрению.
Возмутительным актом

девательствами. «Вербуется».

wor в Восточную Пруссию.
Оторванные от

ремном положения,

дежь хорошо знает цену этим

ское рабство.
Террором и

Трудящиеся Эстонии. используют

Зверства фашистов в Крыму

КРЫМ. 6 мая. (Спец. корр. ТАСС). В нены в «общины».
беседе < корреспондентом ТАСС командир   постной режим. Все мужчины после
часового рабочего дня обязаны находить-

Для них введен кре-

ся в олном здании. отдельно от семьи.
Отлучка из этого дома жестоко  наказы-
вается. Олин крестьянин без разрешения
старосты ушел на несколько часов в CO-

седнюю деревню. Когда он вернулся, ег
привели в комендатуру п избили ло по-

лусмерти.

Гитлеровцы отобрали у всех крестьян
расстрелов гитлеров-   хлеб. Работающим выдают в день по 200
крымскиии граммов зерна. Тот, кто хоть на минуту
Манштейн  опоздает на работу, лишается на две не-

дели и этого гололного пайка.

Население жестоко гололает. У берегов

много рыбы, но население не имеет пра-
ва подходить к морю. Каждый  замечен-

ПЛАЧ ОВ

дира, истребили несколько десятков фри-

цев.

Бесстрално и Умело громили фашистов
секретарь партийной организации Дитров,
Героически
Мана
оторвала ему обе ноги. В это время боец
Шалахов ‘вел огонь из полуавтомата по
фашистам. Магомедов заметил, что Шала-
кровью,
на локтях подполз Магомедов к красно-
флотцу и стал помогать ему набивать ма-
тазин патронами. Так и настигла смерть

член партии Циба и другие.
погиб в бою парторг Магомедов.

хову одному тяжело. Обливаясь

этого коммуниста — с магазинной короб-
кой в одной руке и патронами в другой.

По примеру коммунистов весь отряд
беззаветной храбростью и
одержал победу. Немпы были выбиты с

сражался с

их позяций.

Когда кончились жаркие бои, мы 003-
вали партайное собрание и подвели итоги

работы коммунистов в бою. На собрания

мы расеказали, как героически сражались
коммунисты

и умирали партийцы.  Вее
поклялись жестоко отомстить за смерть
своих друзей. Собрание помогло еще тес-
нее сплотить партийную организацию.
Здесь мы обсудили и некоторые практи-
ческие вопросы. Наш отгрях захватил 6o-
татые трофеи. Собрание потребовало от
каждого коммуниста  раз’яснить беспар-
тийным, что захваченные трофеи надо
сберегать и полностью попользовать в ин-
тересах государства.

На партийном собраний мы договори-
лвсь провести в подразделениях несколь-
ко бесед о присяге и воинской дисципли-
не. Впоследствии это дало хорошие. ре-
зультаты. У нас не было случаев нару-
шения дисциплины краснофлотцами.

Шло время. Изменялась обстановка,
изменялись и задачи, Но где бы мы ни
находились. какие бы задачи ни выпол-
нял отряд, основное внимание в партий-
ной работе мы обращали на отличное вы-
полнение боевых приказов. Этому была
подчинена вся работа военкома, политру-
ков, парторгов и всех коммунистов.

Партийная и комсомольская организа-
ции пополнались настолько, ‘что векоре
можно было избрать партийное и комсо-
мольское бюро. Паотбюро выделило в каж-
JOM отделении из наиболее подготовлен-

взимается Даже... за

насилия яв-.
ляется принудительный вывоз эстонских
трудящихея в Германию. Отбор и пере-
броска людей сопровождаются дикими @з-
преимуще-
ственно молодежь 1920—1921 rr. pox-
дения. Рабочих сгоняют на сборные пузк-
ты, после чего их под конвоем отправля-

родины, от семей и’
близких людей, находящиеся на полутю-
«мобилизованные» с

не могут справиться обычными мерами
угроз и насилий. Поэтому фашисты яе-
пользуют свой излюбленный метод лжи и
обещаний. Мобилизованных уверяют, что
берут их только на один год, после ‘чего
они смогут вернуться хомой м будут при-
няты на старую службу. Эстонская моло-
обеща-
ниям и не хочет продаваться в фашияст-

насилиями гитлеровские,
палача пытаются полавить волю к борь-
бе у населения Эстонии. Но не так просто
закабалить народ, который имел возмож-
ность почувствовать, что значит свобода:
ве
имеющиеся в -их распоряженаю средства,

15-

партайной организации, были проведены
бо- совещания уладшего начальствующего со-

-—
lll OO

ЧТО ТВОРИТСЯ В ОККУПИРОВАННОИ ЭСТОНИИ

грывают мероприятия оккупантов, стое-
мясь приблизить день прихода Красной
Армии, час своего. освобождения. Bospa-
‘тает числ диверсий и актов открытого
саботажа. № весне O88  достагли таких
размеров, что фашисты вынуждены были
мобилизовать всю находящуюся в 96т0-
нии геббельсовекую армию, чтобы «обра-
зумить» народ. С этого времена начался
поток непрерывных выступлений фаши-
стеких лакеев в печати, по радио, fa
MHTHHTAX.

Несмотря на т0, что выступают обыч-
в› прожженные мастера фашистской де-
магогии, им не удается полностью скрыть
правду, которая является слишком оче-
видной.

Гитлеровский ставленник Аицман, Бы-
ступая на фабрике Лютер, заявил:

— Уровень заработной платы эстон-
ских рабочих не соответствует ценам на
хлеб и продукты питания,

Обронив это признание,  фаплястекий
ублюдок свалил вину на... самах рабочих,
которым-де надо побольше работать, что-
бы иметь «хлеб, театры, концерты, э5-
скурсии в юры и т. д.».

С глубоким презрением и ненавастью
относятея рабочие ко всему, что говорят
и обещают Лицман и друпне купленные
Гитлером холун. Рабочим не чужны (pa-
шистские театры, концерты и экскурсая.
как не нужен и вам. Лицман. Вот почему,
несмотря на обилие речей и митинтов,
производительность труда остается исклю-
чительно низкой и мероприятия фашчетов

№ю мобилизации населения встречают
  большие трудности, а Часто ‘рываются
  совсем. Так, за зиму 194142 г. бы-

ло запланировано заготовить 1.200.600
‚ куб. метров дров. Несмотря на террор,
аресты, «громы и молнии», котопые ме-
тал по адресу «саботажников» = иректор
`’ лесозаготовок .Вендет, з большим трудом

удалось заготовить всего 20.000 куб.
метров.
Учащалтся случаи открытых выступ-

лений против фашистов. Недавно крестья-
нин деревни Мыегава. 65-летний старак,
  явился к германскому офицеру и заявил,
  что бесчинства немецких солдат 0 ORRY-
пантов дальше выносить невозможно, что
бойцы Красной Армии. вели тебя совер-
шенно по-иному. Старика расстреляли н&

ужасом думают о предстоящей каторге.
Естественно пюэтому, что среди них ца- Tes
рят настроения, с которыми гитлеровцы ставшиеся в деревнях старики и жен-

щины не только активно помогают паф-
тизанам, но часто и сами берутся 8a Opy-
жие. Гитлеровцы вынуждены во всех рай-
онах страны держать карательные отряды.

Но карательные отряды, расстрелы и
висетицы не могут убить в народе стрем-

ление к жизни, к своболе Люди ждут
  прихола Красной Армии, готовятся  ак-
BHO помочь ей. Жители MHOT@X  дере-

вень имеют оружие и боеприпасы, кото-
рые пока зарыты в землю. Население
иногих городов и сотен деревень, He-
смотря на насилие и гнет. актавно по-
могает делу нашей побелы. Прилет вре-
мя, — советский народ услышит и с лю-
бовью назовет имена эстонских. патриотов.

Гр. МИХАЙЛОВ.

»

В городах и селах закрыты весе шко-
лы. интеллигенция по приказу гитлеров-
цев принудительно отправлена на земля-
ные работы.

Гитлеровцы разграбили прекрасные с&-
натории южного берега Крыма. Ве цен-
ности и мебель вывозятся. Бревна и кз-

мень разрушенных немпами санаториев
используются для блинлажей.
Население Крыма ненавидит. фашия-

стеких захватчиков и ни на минуту не
прекращает борьбы г ними. Ви днем, ва
ночью не дают покоя немчуре доблествые
крымские партизаны, ряды которых не-
прерывно растут, а боевой опыт мвожит-
ся. Население верит. что час освобожде-
ния Крыма от ненавистных немецких ок-

купантов близок.
М. ТУРОВСКИЙ.

Как мы ведем политработу в боевой обстановке

ных коммунистов и комсомольцев по од-
ному атитатору. регулярно инструктарова-
ло их. Агитаторы рассказывали  кврасно-
флотцам © подвигах’ героев отечественной
войны, в TOM числе и  краснофлотцев
нашего отряда, о положении на фронтах
и международных событиях. С помощью
атитаторов мы держали личный состав в
вурсе всех событай как в нашей стране,
так и за рубежом.

Газеты в отряд доставлялись редко.
Иногда нам удавалось достать только один
экземпляр свежей газеты. Тогда либо ко-
массат, либо один из политруков в сво-
бодную минуту собирал агитаторов, 3a-
читывал им отдельные статьи, налболее
яркие эпизоды боев, и агитаторы, сделав
короткие залиси, шли в подразделения и
рассказывали о материалах газеты бой-
цам.

Когда наш отряд отвели на отлых, не-
которые краснофлотцы нарушили  воин-
скую дисциплину. Партийная организация
сразу же обратила на это внимание. Мы
собрали полатруков, команлиров рот. 00-
судили вопросы воинской  диспиплины.
Вслед за этим по ротам. по инициативе

става, где обсудили вопросы воинской
дисциплины, требовательности к себе и к
подчиненным,

Почти треть личного состава  налиего
отряда Военный совет фронта наградил
орденами и медалями. Из 29 комсомоль-
цев правательственные награды получили
15 человек, яз 26 коммуниетов — 11
человек. Это — лучшая оценка деятель-
ности партийной  органазации, лучшие
показатели правильности и  целеустрем-
ленноста падугийно-политической работы в
боевой обстановке,

В последующих боях наш отряд, попол-
нившийся десятками новых  замечатель-
ных краснофлотцев, не раз громил фа-
пистов. В каждом из этих боев мы вы-
краивали время для непрерывной партей-
но-политической работы, которая пеликом
дыла  налравлена на обеспечение боевых
приказов командования. В этом-—жин из
источнаков боевых успехов нашего отряда.

С й полит . ПОНОМАРЕВ,
Действующий one Г