В любых

условиях

искусно водить корабли

Подводники-североморцы потопили за
время войны десятки транспортов и воен-
вых кораблей противкика. Гитлеровцы ис-
пытали на себе силу наапего торпедного
и артиллерийского оружия, убедились на
практике в военном мастерстве советеких
моряков. Североморцы,  освамвая боевой
опыт, усиливают свои удары по врагу.

Но победы не приходят сами. ‘Надо
проявить много мужества, упорства и
умения, чтобы найти в море врага и уни-
чтожить” его. Подводную лодку в море
всегда подстерегают опасности. Противник
усиливает противолодочную оборону, ста-
вит противолодочные и сигнальные сети,
буи, мины, посылает в море свои охотни-
ки,  сторожевики, миноносцы, морскую
авиацию, создает на побережье многочис-
ленные посты наблюдения.

Кроме перечисленных препятетвий, на
нашем морском театре существуют и дру-
тие трудности: метеорологические и гидро-
логические. Они общеизвестны, это
частые свирепые штормы, снежные заря-
ды, большая облачность, приливные и OT-
пивные течения и Т. д.

Нам, шутурманам, приходится в любых,
самых сложных условиях TOUHO BOUTS
подводные лодки, помогать командиру В
решении боевых задач. Особенности пла-
вания на северном морском театре пред’-
являют к штурманской службе большие
требования. Каждый штурман должен до
конца использовать все возможности для
того, чтобы в любой момент точно знать
свое место. Из чего слагаются эти возмож-
ности?

Первым долгом надо тщательно подго-
товиться в походу еще в базе. Необходи-
м выходить в море с твердой уверенно-
стью, что вся материальная часть’ будет
действоваль безотказно. (с0бое внимание
всегда следует обращать на лаги. От точ-
ной работы этих важных приборов зави-
сит очень многое. Подводный механизм
лага подвержен значительному износу.
Поэтому нужно тщательно проверять, He
сработались ли шестеренка передающего
механизма. Чаще всего -в них кроется при-
чина ненормальной работы лага.

Относительно гирокомпасов. В зимних
Песловиях нужно обязательно перед выходом
из дока продуть змеернки. Чтобы не ждать,
пока они оттают, приходилось вспользовать
резяновые шланги, присоединенные прямо
Е помпочке охлаждения и пропущенные
через ванну с холодной водой.

Плохая валимость, которая бывает на
Севере больше, чем где-либо, очень повы-
сила роль эхолота. Часто при подходах в
берегам приходилось ориентироваться толь-
Бо по этому прибору. Но все-таки я счи-
таю, что этот $10606 должен применяться
как крайнее средство и всегда при ма-
лейшей возможности проверяться @ допол-
няться другими способами определения
своего места. В моей практике тоже был
случай, когда я несколько дней плавал,
ориентируясь почти только по эхолоту. №
и дело приходилось сличать глубены,
обозначенные на карте, с’ показанаями
прибора. В итоге я ошибся в своем ме-
сте на 8—9 миль @ чуть не вышел из
района плавания. Оказалось, что тажие же
тлубины были рядом.

В боевых условиях не всегда возможно
заранее по документам изучить район пла-
вания, изучение Halo продолжать на
самом переходе. По одной лоции театра
хорошо не изучишь. В лоцим часто встре-

чаются, например, такие выражения: «Бе-
рега имеют своеобразный характер. Тече-
ния достигают значительных величин и
различных направлений». Подобного рода

описание, конечно, мало дает изучающему `
театр. Я считаю, что каждый штурман, ©

посетивший новый район, если представ-
ляется возможность, обязан зарисовать бе-
рега, запомнить наиболее  приметные
ориентиры.

В изучении театра и его особенностей
нам хорошо помогает организованная Ha
обединении командирская учеба. Мы с00б-
ща разбираем почти каждый поход, соби-
раем и суммируем таким образом много
сведений и наблюдений по нашему теат-
ру. Особенно большую пользу . приносят
занятия, связанные с изучением *и уточ-
нением течений, с работой отдельных ме-
ханизуов.

Несколько слов об астрономии. Только
тот, кому в процессе плавания претилось
лично узнать, что значит быть «без ме-
ста», тот по-настоящему может оценать
важность астрономических определений.
Вепоминается первый боевой поход. Пять
суток подряд я не имел определений. По-
сле большюго шторма нам нужно было
войта в гавань. Каждому ясны гибельные
последствия, если не притти в назначен-
ную точку. И вот тогда мне помогла act-
рономия. В решении астрономических за-
дач, особенно на Севере, нужно проявлять
очень большое упорство. Ведь не всегда,
когда захочется, бывают чистое небо и
яеный горизонт. Приходится по нескольку
часов стоять ‘на мостике и ждать. Зато в
награду за свой труд точно определищь
место корабля.

До войны мне почти оне приходилось
заниматься практической астрономией, a
если и приходилось, то на решение зада-
чи уходило около полутора часов. Теперь
я укладываюсь в 20—30 микут.

Большое значение в штурманеком деле
имеет радиопеленгование. Вспоминается та-
кой случай. Однажды мы возвращались
из боевого похода. Стояла пасмурная по-
года, лодка несколько суток не имела оп-
ределения. Я взял пеленг на одну широ-
ковещательную станцию и быстро опре-
делил свое место. С тех пор я при всякой
возможноста использую — радиопеленгова-
ние.

Каждый штурман должен как можно
лучше изучить тактико-технические  дан-
ные своего корабля. Для этого надо чаще
бывать на мостике, следить за ходом ко-
рабля, тренировать и проверять глазомер,
сличать свои наблюдения с показанием
преборов.

В одном из походов у нас вышел из
строя лаг. Пришаюсь определять скорость
подводной лодки на основании собственных
наблюдений, несколько раз вносить  по-
правки в зависямости от ветра и волны.
В результате лодка пришла в назначенное
место с ошибкой всего на 3,6 мили (это
после сотни миль плавания в сложных
условиях).

Практика боевых действий показала,
что, только непрерывно совершенствуя
знания и обобщая боевой опыт, мы емо-
жем точно и уверенно водить корабли в
любых условиях.

Лейтенант В. ЧУРИПА.

Северный флот. (По телеграфу),

За первую неделю мая снайперы
истребили под Севастополем 500 фашистов

СЕВАСТОПОЛЬ. Черноморпы с каждым
днем увеличиватт счет истребленных не-
мепких солдат а офицеров. Первомайский
приказ товарища Сталина вызвал новый
пюл’ем среди защитников Севастополя. На
каждом участке фронта действуют десят-
ки снайперов. Фашисты боятся поднять
голову из окопов, ежеминутно ожидая
выстрела.

А стреляют снайперы метко. Только 3a

первую неделю мая на подступах к Сева-
стополю они уничтожили пятьсот немец-
ких оккупантов. Самый большой счет за
эти дни был 2 мая, когда снайперы ис-
требили 173 солдата и офицера против-
ника; 97 фашистов уничтожено 7 мая.

Все бойцы морской пехоты стремятся
как можно скорее овладеть снайперским
искусством, чтобы так же метко  разить
врата.

Подводная лодка, которой командует капитан-лейтенант А. Малышев,
торпедисты лодки старший лейтенант А. Жаров,

в походе. Эта лодка потопила в водах противни
старшина 2-й статьи А. Наседкин и краснофлотец К. Кульков в момен
и штурман старший лейтекант М. Пикарский у перископа,

ка пять фашистских транспортов. Слева —
т атаки лодки. Справа — командир лодки

Фото Н, Веринчука,

Летчики-истребители
бьют врага наверняка

Отвага экипажа
сторожевого
_ Катера
Сторожевой катер пюд командой лейте-

нанта Чуженова рано утром вышел в мо-
Катеру не раз приходилось отби-

ре.
ваться от наседавших на него вра-
жеских самолетов. Орудийно-пулеметный
огонь корабля был настолько  силь-

ным и метким, что фапшиостевим  лет-
чикам каждый раз приходилось отворачи-
вать с курса и поспенно уходить обратно:
Но враг был настойчив. Зная местонахож-
дение катера, немцы решили во что бы
то ни стало уничтожить его.

Под вечер катер подвергся атаке двух
«Мессершмиттов-109». Вот они уже с0в-
сем близко. Олин из них резко снизился

и успел выпустить три пулеметные 09е-

реди, но сам был встречен орудийно-пу-
леметным огнем. Пропеллер «Мессершмит-
та» был поврежден, и он, OTBEPHYB B CTO-
рону, упал в воду.

Второй самолет продолжал атаковать
катер. С малой высоты ему Удалось BBI-
вести из строя пулемет.

Презирая смерть, моряки яростно отби-
вались от воздушного врата. ]

Смертью героев пали в этом бою радист
Александр Кобяков и замковый Изот Сы-
чев. Образ этих храбрых советских вои-
нов никогла не изглалится из памяти 60-
евых товарищей. Стоя на носу катера,

коммунист Кобяков долгое время действо-

вал винтовкой. Чуть ли не в десяти мет-
pax oT себя он видел фалшистокого лет-
чика. Радист взял фашиста на мушку,
выстрелил. Немецкий летчик быстро спря-
талея за броню.

Исключительное мужество проявил
командир катера лейтенант Анатолий Чу-
женов. 22-летний комсомолец умело ру-
ководил отражением вражеской атаки,
личным примером  воодушевлял бойцов.

_ От зажигательных пуль на катере в03-
ник пожар. Рискуя жизнью, коммунист
боцман Александр ТГрицак ликвидировал
пожар, предотвратил ‘аварию.

Выкокую выучку; отвагу и находчи-
вость проявал моторист Владимир Глушин.
В машинном отделении оказались повреж-
денными охладительные трубы. Глушин,
He останавливая машину, заделывал про-
боины, наклалывал бугеля. Чтобы обма-
нуть врага, он создал дымовую завесу,
которая имитировала пожаф катера. Фа-
шистский летчик решил, что ва корабле
вновь возник пожар. и ушел.

Катер находился метрах в 150 от бе-
рега. Там стояла шлюпка. Волны накаты-
вались на берег и отбрасывали ee все
дальше и дальше от воды. Глушан выз-.
зался доплыть до берега и пригнать,
шлюпку в катеру. Получив разрешение
командира, он бросился в воду @ скоро.
был уже на берегу. Невзирая на трудно-
сти, отважный моряк  «прибуксировал»,
шлюпку.

Рулевой катера, Сергей Махортов ни на
минуту не отходил от штурвала. Даже ко-
тда он был ранен в ногу, славный комсо-
молец не покинул боевого поста.

(Уюйкость экипажа катер» в dTOM
неравном поединке является примером без-.
заветного служения родине.

С. БАРИНОВ.

Действующий флот.

‘бившись на пары, истребители

ков

К пункту Н. шла большая группа не-
имецких бомбардировщиков в сопровожде-
нии «Мессершииттов». Летчикам Аликте-
рову, Шутт, Дрозденко и другим было
приказано отбить налет врага. Через мину-
ту два звена краснозвездных истребителей
уже набирали высоту. Сделав круг над
аэродромом, они устремились навстречу фа-
шистскому эшелону. Хорошая видимость п0-
могла нашим летчикам быстро разглядеть
в синеве неба самолеты противника. Раз-
со всех
сторон накинулись на врата. Завязался
ожесточенный воздушный бой.

Старший сержант Аликперов заметил,
как один «Мессериемитт» вышел для ата-

‘ки на наш истребитель, ведущий бой ©

лвумя другими вражескими истребителя-
ми. Аликперов неметленно пришел на вы-
ручку товарищу. Приблизивиеись к фалти-
сту на 200—300 метров, старший сер-
жант нажал ташетку. Немец заметил
грозившую ему опасность, развернулся. и
начал отстреливаться.

— Ну, один на один тебе не сдобро-
вать, — процедил сквозь зубы  Аликпе-
ров и дал по врагу две очереди. Пули
угодили точно в цель. «Мессершмитт»
вспыхнул и свалился на землю. Второго
«Мессершмитта» в это время сбил лейте-

`нант Шутт, но на него «наседало» несколь-

ко вражеских истребителей. Это заметил
лейтенант Дрозденко, — он смело ринул-
ся в атаку. Остальные летчики похверг-
ли  ожесточенному обстрелу вражеские
«Юнкерсы» и вынудили их повернуть.
Врат не был допущен ® городу.

Вечером фалпистские бомбархировщиюи
вновь пытались совершить налет, и CHO-
ва наши летчики-истребители показали
высокое мастерство ‘воздушного боя, уме-
ние побеждать ‘противника. .Старитий cep-
жант Аликперов еще издали наметил
один из фашистских самолетов и смело
пошел ему навстречу. Только одна 0че-
рель потребовалась, чтобы сбить немецкий
бомбаодировщик.

Отважно бился старший сержант Ру-
кин. Группу фашистоких бомбарлировщи-
охраняло шесть  «Мессершмиттов».
Рукин один врезался в строй «Мессеров»
и стал поливать их свинцом. Враснозвезд-
ная машина молнией носилась между
вражескими самолетами и, несмотря Ha
многочисленные повреждения, была ули-
вительно послушна воле летчика. Летчи-
ка тяжело ранило в ногу, на самолете
перебило рули поворота и рули глубины,
но летчик вел бой ло тех пор, пока не
разогнал всех вражеских истребителей.

Это дало возможность остальным налпим
летчикам атаковать «Юнкерсы». Лейте-
нант Дрозденко сбил «Юнкерс». В этот
день наши истребители сбили пять фа-
шистских бомбарлировщиков и все в03-
вратились на свой аэродром. Мастереки
довел и посадил свою машину и раненый
летчик Рукин.

В этой части воспитаны летчики, в ‹0-
вершенстве владеющие искусством воздуш-
вых боев. Отарший лейтенант Незовименко

за короткое время сбил четыре вражеских
самолета, летчик Тевосьян -— три, из них
два «Хеншеля» он ©бил в один день.
По три «Юнкерса-88» сбили старшие
лейтенанты Довгаль и Меркулов, по два—
старший лейтенант Антонов и старииина
Севастьянов. Майор Вудряшев уничтожил
в воздушных боях три немецких истреби-
теля.

Крупные воздушные бои выдержали
истребители части 2 мая. В этот день они
уничтожили семь фалтистских самолетов.
‘Особенно отличились Незовименко и Алик-
перов. Первый сбил «Ю-88» и «Ме-109»
и имеет теперь наевоем счету шесть унич-
тоженных вражеских машин, & второй
сбил «Ю-88» и вместе со старшим лей-
тенантом Колючкиным сжег «Ме-109».

Каждый воздушный бой наших истре-
бителей с вражескими летчиками изоби-
лует многочисленными примерами умения
и отваги. С восхищением  расоказывают
летчики о подвиге старшего сержанта
Кончина. Он один вступил в бой с семью
фашистскими бомбардировщиками и «Мес-
сершмиттами», проявил исключительную
сметку, высокое летное мастерство и вы-
шел из схватки победителем.

Кончин не защищался, a нападал, дер-
жал инициативу боя в своих руках. Зная
уязвимые места «Юнкерсов», старший
сержант умело маневрировал и метко по-

Успешный налет
на вражеский
аэродром

Экипаж ночного бомбардировщика капи“
тана, Дроздова — один из лучших в слав“
ных рядах гвардейцев. Он закалиля и
окреп за время жестоких боев.

Однажды ночью капитан Дроздов шел
курсом к мысу М, где находился крупный
земецкий десант, намеревавшийся Butea.
диться на наш остров. Цель была видна
издалека: ясно вырисовывались очертания
мыса, на снегу контрастйо чернели стре-
ная.

Самолет лег на боевой курс, и серия
фугасно-осветительных бомб посыпалась нь
вражеский об’ект. При отходе от цел
стрелок-радист Кротенко доложил, что ви
ны три больших очага пожара.

Через некоторое время наши бомбардиров
щик снова появился ‘над той же целью. №
этот раз немцы пытались бить 10 са\оле
ту из зенитных автоматов, освещали еп)
лучами прожекторов. Но капитан Дроздов
строго выдерживал боевой курс, & штурмах
Котов производил бомбометание. Бомбы па.
дали по цели, уничтожая десантников,

В другой раз предстояло подавить авиа
цию противника на его аэродромах. Погода
была плюхая: стояла густая дымка, пере-
ходящая в туман. Но точно в назначенный
час бомбардировщик Дроздов взлетел и
скрылся в темноте. Над заливом шли ис-
ключительно по приборам, но штурман №
тов искусно вывел самолет.

При подходе к вражескому  аэродру
летчики были встречены сильным огнем
зенитной артиллерии, многочисленные пу
жекторы скрещивали свои лучи на совет
ском бомбардировщике. Дроздов уверенно

ражал их. Векоре ему удалось сбить один   лег на боевой куре и строго выдержив

бомбардировщик. Фашисты со всех сто-  его, пока штурман
Кончин  ‘ Груз.

рон окружили наш  ястребок.
взмыл вверх и, не упуская инициативы,
продолжал вести бой. Вскоре осколком сна-
ряда его тяжело ранило в голову. Летчик
потерял сознание. Самолет вошел в што-
пор. Когда до земли оставалось всего
триста ‘метров, Еончин очнулея ‘и сумел
вывести машину из штопора и посадить
ее на свой аэродром.

Секрет успехов летного состава этой
звиачасти состоит в том, что здесь хоро-
шо налажена ‘учеба. После каждого в03-
душного боя командиры подразделений со-
бирают своих подчиненных и разбирают
с ними итопи боевых вылетов. Летчики
повседневно делятся боевым опытом. Враг
меняет тактику воздушного боя своих ис-
требителей и бомбардировщиков. Наши
летчики внимательно следят за этими из-
менениями и на специальных сборах и
совещаниях подробно разбирают и 0бсуж-
дают, как легче и лучше побеждать про-
THBHWKA,

Приказ товарища Сталина — изучить’
свое оружие в совершенстве, стать мас-
терами своего дела, бить в упор фашист-
ско-немецких захватчиков до полного их
истребления — послужил новым стиму-
лом к еще более углубленной учебе лет-
но-технического состава части. Славные
сталинские соколы и впредь будут бить
фаптистоких стервятников умело, бес-
страшно, наверняка.

Старший политрук И. КРАВЦОВ.

Черноморский флот.

сбрасывал  бомбовый

*

Бомбы накрыли почти всю площадь
фаипистского аэродрома. После этого нале-
та многие вражеские самолеты He подия“

лись В воздух.
Е. СЦЕПУРО,

СБИТО ВОСЕМЬ
ФАШИСТСКИХ САМОЛЕТОВ

Летчики Алексеев, Санохин, Ткаченко,
проведя смелую  штурмовку наземных
войск неприятеля, ветретились в в03духе
с двеналцатью немецкими истребителями,
Наши , летчики ветупили с ними в Gol.

Несколько вражеских малин” наброси-
лось на самолет т. Санохина. Летчик пе-
решел на бреющий полет, и в TOT №-
мент, когда несколько  «Мессершмиттов-
109» атаковали его сверху, Санохин, улу-
чив момент, метким огнем сбил один 13
них. В это время Ткаченко и Алексеев
также сбили по одному  «Мессершмилту-
109».

Другая группа наших летчиков лейсте
вовала так же храбро и умело; Летчик
комсомолец Евстигнеев зажег фапгистский
самолет первой же очерелью. Вражеская
маптина, загорелась и, перевернувшись в
воздухе, упала.

Мастерски дрались в этом бою летчи-
ки Орлов и Бокий. Каждый из них сбил
по одному самолету. Всего отважные с-
вероморцы уничтожили восемь  фашиет-
ских самолетов.

Северный флот, 9 мая.
от наш. корр.).

(По телеграфу

Об инициативе командира.

В своем первомайском приказе товарим
(Сталин выдвинул перед командным 60-
ставом Красной Армии и Флота задачу
овладеть искусством побеждать врага.

Нет более почетной задачи, чем эта за-
дача! Волей советского правительства
и большевистокой партии лучшие коман-
диры поставлены во плаве полков и ди-
визий, кораблей и мороких соединений.
С боями они продвигаются вперед, ист-
ребляя врага, освобождая советские зем-
ли и воды от гитлеровских мерзавцев.

Военное искусство советских  команд-
ных кадров оттачивается в ходе войны,
на поле битвы, в морском бою.

Талантливый полководец и военный
теоретик Ирасной Армии М. В. Фрунзе
товорил:

«Врасный командир должен научиться
в полной мере владеть тем методом мыш-
ления, тем искусством анализа явлений,
который дан маркоистеким учением. Сущ-
ность этого метода сводится к тому, что
для нае не может быть ничего абсолют-
HOTO и залюстенелого; все течет и изме-
няетея, и всякое средство, всякий метод
может найти свое применение в извесг-
ной обстановке. Искусство  команлира
проявится в умении из многообразия
средств, находящихся в его распоряжении,
выбрать те, которые дадут  наилучигие
результаты в данной обетановке и в дан-
ное время». (Статьи и речи. Отр. 51).

Командир Военно-Морского Флота преж-
де воего диалектик, ему присуще чув-
ство ‘нового, а следовательно, проявление
разумной инициативы в выборе методов и
средетв борьбы с противником. Следуя
пказациям товарища Сталина, он в ходе
отечественной войны осваивает искусство
ведения войны в современных условиях.
В боях он учится умению действовать са-

мостоятельно, умению быстро и верно оце-
нать обстановку, принять в соответствии ©
общей задачей правилькое решение и вы-
полнить его, невзирая на трудности и
преграды.

Война совершенствует и изменяет сред-
ства борьбы на море и методы их исполь-
завания. То, что вчера казалось в военно-
морском деле устойчивым, сегодня вытес-
вяется новым, более эффективным средст-
BOM и тактаческим приемом борьбы. Ho-
вое, рожденное войной, двигает вперед
военно-морское искусство. Й тот коман-
дир, который не заметил этого нового, ко-
торый застрял на прошлом и стал неволь-
ным рутинером, который He проявляет
инициативы в выборе наиболее эффектив-
ных в данной обстановке м в данное время
методов и средств борьбы с противником,
тот не может подготовить, организовать и
одержать победу над врагом.

Комакдиры Военно-Морского Флота СССР
вооружены диалектическим методом о мыш-
ления. Они воспринял от русского
флота, его лучших офицерских кадров, пе-
редовой опыт. Они критически, с точки
зрения  марксистско-ленинской науки 0
войне и армим, переоценили и освоили
наследие своих знаменитых предшествен-
ников. Благодаря  неустанным заботам
большевистской партии, советокого прави-
тельства, великого Сталина. поставивших
грандиозную задачу строительства  боль-
пюго Военно-Морского Флота ОССР, наши
командиры в годы мирной учебы упорно
совершенствовались в военно-морском ис-
кусстве, приобретали боевые качества и
навыки подлинных боевых организаторов,
стюсобных проявлять разумную инициати-
ву при выполнения боевой задачи. Больше
того, наш командный состав воспитывалея
ва уставах, которые проникнуты духом

инициативы. «Быстро меняющаяся обстз-

новка современного боя требует соответ-
ствующей быстроты принятия решений 0
способах выполнения поставленной задачи,
что обязывает исполнителей к проявлению
инициативы в рамках поставленной задача
и на основе оценки сложившейся обстанов-
Би» -— так учит Корабельный устав. Раз-
витие инициативы всемерно помогало со-
вершенствованию организаторских с10соб-
костей командных кадров Военно-Мор-
ского Флота. Организалорские способности
ваенных моряков-команлиров наиболее ши-
роко проявились в отечественной войне
против германского фашизма.

В уставах и наставлениях Военно-Мор-
ского Флота СОСР собран и обобщен опыт
морских войн.” Уставы и наставления 0б’-
еданяют и целеустремляют волю и мысль
командиров, они помогают углублять и
совершенствовать  искусотво добывать
победу на море. Опыт Великой отечествен-
ной войны против немецко-фашистеких
захватчиков подтвердил правильность
уставных положений и тем самым внушал
вомандным кадрам флота еще большее до-
верие к этим боевым руководящим доку-
менталг. . ;

Война, рождая новое в морской так-
тике и средствах борьбы, обогалцает  от-
дельные положения уставов и наставле-
ний. Это отнюдь не протаворечит их ду-
ху, а, наоборот, развивает военно-морскую
науку. Наш команлир., вооруженный уче-
нием Ленина — Сталина, прежле всего
диалектик в военно-морском искусстве. Он
анализирует явления и делает правильные
выводы. Иго постоянно беспокоит мысль,
какие новые тактические. приемы может
применить враг, что нужно им противото-
ставить, как перехитрить противника и
нанести ему наибольший урон с наимень-
шими для нас потерями. В этом—разум-
пая инициатива которая решает исход боя.

Отдельные операции иля бой, которые
иногда, ка первый взгляд, ведутся «немио

уставным правилам», по сути дела выдви-
тают какие-то новые тактические празви-
ла, вытекающие из харахлера современной
войны. Так, блестяще проведенная десант-
чая операция на Аерченскай полуостров
обогатила уставные положения о десантах.

Командиры кораблей, экипажи которых
недавно отнесены к гвардейским, в ны-
пешней войне смело проявляли разумную
инициативу. Своими боевыми  действия-

мм на море они обогатили мор-
скую тактику, показали новые прие-
мы борьбы © sparom. Командир крей-

сера «Красный Кавказ» капитан 2-го ран-
та Гущин, командир  эскадренного мино-
носца «Стойкый» капитан 3-го ранга Лев-
ченко, командир минного  заградителя
«Марти» капитаЕ 1-го ранга Мещерский,
Командир тральщика «Т-205» кашитан-
лейтенант Шкребтиенко, командир  Крас-
нознаменной подводной лодки «Д-3» кати-
тан-лейтенаят Бибеев, командир подводной
лодки «М-171» капитан-лейтенант Егоров,
командир подводной лодки «К-22» капи-
тан 2-го ранга Котельников относятся к
числу тех командиров, которые в нынеш-
ней отечественной войне приобрели бога-
тый боевой опыт, Отлично зная тактику
противника и его средства борьбы, ози су-
мели найти и применить то новое, ` что
обеспечило им победу над врагом в трут-
нейпгих условиях.

Подводная лодка, которой командует ка-
питан-лейтенант Егоров, — гроза немец-
кого флота в Баренцовом море. Не одно
дно, шедшее под конвоем, не один транс-
порт, отстаивавшийся во вражеской rapa-
ни, пущены ко дну гвалдейским экипажем
этого подводного корабля. У Егорова свои,
новые тактические приемы борьбы с про-
тивником на море. Успешню применяя их,
он не раз скрытно проникал во вражеские
гавани и топил там неприятельские транс-
порты и с не меньшим успехом атаковы-

вал немецкие транспорты на коммуника-
циях.

Подволники Северного флота выработали
новые праемы борьбы на море. Результаты
ax боевой деятельности нередко находят
отражение в сообщениях Советского Ин-
формбюро.

Военно-морская тактика учит, что бой
должен быть решительным и упорным. с
нашлучшим использованием всех средств и
тактаческих праемов, но этот бой следуег
проводить с определенной целью — ре-
шить поставленную задачу. Опытные
комакдиры Военно-Морского Флота не
только используют в бою вбе” средства и
тактические приемы, но и вводят новые,
эффективно способствующие решенаю за-
дачи. Здесь следует сказать о мастерстве

капитан-лейтенанта Осипова, ныне Героя
Советского Союза.

До войны считалось, что скрытность
подхода к противнику — незыблемый
тактический прием торпедных катеров. Он
был рожден боевым опытом, который
утверждал, что самые известные операции
катеров во время мировой войны 1914—
1918 тг. (Зеебрюггекая, действыя итальян-
ских торпедных катеров против австрий-
ского флота) были совершены ночью ила
под покровом тумана. В текущей войне
наши командиры обогатили этот такличе-
ский прием.

Осенью прошлого года на Балтмке бое-
вая обстановка сложилась так, что от тор-
педных катеров потребовались новые мето-
ды борьбы с противником. И капитан-лей-
тенант Осипов, опытный и умелый, воле-
вой и отважный командир, нашел эти ме-
тоды. Он доказал, что торпедные катера,
обладающие большой скоростью хода, хо-
рошей маневренностью и мореходностью,
совершенным вооружением, могут действо-
вать против врага в условиях любой ви-
димости. В ясный, солнечный лень Осипов
тремя катерами атаковал корабли про-
тивника. Немцы обнаружили катера на

большюй дистанция. Сплошная огневая
завеса преграждала балтийцам путь. Ис“
кусно маневрируя между веплесками, ма
стерски избегая накрытия, три катера
вышли Ha дистанцию торпедного залпа,
легли на боевой курсе и выпустили пять
торпед. Два немецких миноносца и транс-
порт затонули. Из этой атаки катера воз-
вралились без потерь.

Для решения поставленной задачи ка“
петан-лейтенант Осито» применил искло-
чительно разумную инициативу и добился
победы. ‹

Тактика врага, его средства борьбы все
время изменяются и совершенствуются. В
процессе войны противник находит, исхо-
дя из боевого опыта, иные средства борь-
бы, иные приемы их использования. (ле-
дует трезво оценивать силы врага, 10-
стоянно искать и находить новое, И на
каждое новое средство борьбы. на каждый
новый тактический прием надо отвечать
вдвойне новым для достижения победы.

1942 год должен стать годом окон
тельного разгрома немецких захватчиков,
Он, несомненно, будет годом ожесточенных
сражений на фронтах отечественной вой:
ны, на Черном, Балтийском и Варенцовох
морях. Гитлеровская клика попытаетя
отсрочить неотвратимо надвигающутюся 13
нее катастрофу, бросит на поле решающей
битвы все резервы, которыми она 108
еще располагают, Вместе с резервами могут
появиться и новые средства борьбы, нов
в технике врата. Это нужно предвидеть,
чтобы победить.

Командир Военно-Морского Флота, 061
дающий чувством нового, в этих битвах,
которым суждено решить исход войны,
окажется на высоте положения,

Батальонный комиссар В. КУДРЯВЦЕВ,