2 `щ“

Ю мая 1942 г, № 108 (1059)

Политичесное обеспечение

боевых

В период выполнения боевых заданий
мы применяли различные формы и мето-
ды парпийно-политической работы. На ко-
рабле проволилиеь политинформации, пар-
тиЙные и комсомольские собрания, сове-
щания актива, беседы агителоров, читки
газет. Но теперь все это делалось  нако-

porke, пю-военному. Каф бы ни. была
еложна обстановка, мы стремились 0бес-
печить политически каждую операцию.

На’ подготовку к одному заданию нам
предоставили сжатые сроки. Ознакомив-
шись с содержанием боевой задачи, вме-
сте с секретарем партбюро мы составили
план паргийно-политической работы НА
период похода. После этого созвали co-
вещание партийного актива, на котором
коммунистам сообщили о цели похода и по-

советовали, как раз’яснить это личному
составу, помочь командирам подготовить-
я к походу.

Инструктаж атитаторов провели по б66-
вым постам. Агитаторам второй боевой ча-
сли порекоменловали побеседовать с6 все-
ми артиллеристами, особенно с теми, ко-
торые недавно пришли на корабль и еще
не участвовали в боях. Им слеловало pac-
сказать о действиях орудийных расчетов
в прошлых походах. Сигналыщикам пред-
ожили провести беседы о блительности п
непрерывности наблюдения,

Когда корабль вышел в море, политру-

ки провели в боевых частях пюлитинфор-
мации, Они раз’яснили личному составу
боевую задачу, расоказали © лучших
краснофлотцах, отличившихся в прошлых
похолах, требовали, чтобы каждый боец
четко выполнял ‘обязанности,
‚ Затем агиталоюры беселовали с красно-
флотцами на боевых постах. Комсомолец
Кутузов говорил сигнальщикам, как надо
наблюдать. Он пользовался фактами из
Жизни личного состава своего подразде-
чения, и поэтому его ловохы были доход-
чивы и убедительны, Он напомнил това-
рищам, что в одном походе все сигналь-
щики, заметив вражеские самолеты с ле-
вого борта, повернулись в эту сторону и
перестали вести наблюдение в своих сек-
торах. А неприятельские самолеты в это
время запли справа.

— Фалтистские пикировщики, — гово-
рил.апитатор, — могли бы наделать много
бед, если бы их своевременно не замети-
чи зенитчики, которые и исправили отгиб-
Ky.
Вутузов призывал бойцов наблюдать
хак же Олительно, как комсомольцы Фе-
лин и Щукин. Эти краснофлотцы в одном
из походов заметили три плавающие ми-
лы и тотчас доложили командиру. Ж№-
рабль сманеврировал и обошел опасный
район,

— Так должен поступать каждый, —
товорил Нутузов.— Федин и Щукин четко
выполняли службу и во-время предупре-
дили © грозившей кораблю опасности,

Зенитчикам и комендорам  агитаторы
рассказывали, что корабль будет прохо-
ить вблизи вразжюеских берегов, и возмо-
Жон обстрел © берега. На опыте пюшлых
боевых походов они учили артиллеристов,
как надо действовать в предотоящем бою.
Агиталоры говорили о самоотверженном
поступке комендора Кондратьева, который
ло отражал яростные налеты фаши-
cron.

Атитмюр Дюкарь обстоятельно беседо-
вал с строевым Гвоздевым, недавно при-
шедшим на корабль и еще ни разу Ha
присутствовавииим при стрельбе из пушки.
На первых порах он терялся, робел. Ати-
татор часто встречался с ним, советовал
приглядываться к действиям в бою других
краснофлотцев, учиться’ у них 0бесстра-
шию и четкости.

Вскоре после выхода корабля в море
был выпущен «Боевой листок». Он при-
зывал краснофлотцев выше поднять бди-

SM were ae es Са ЕСИ

aS eee

походов

тельность Ha боевых постах, только от-
лично выполнять обязанности, популяри-
зировал опыт  краснофлотцев-алугиллери-
стов Солопа, Тухфетулина, Яковлева, от-

“HHO проявивших себя в боях с врагом,

После выполнения операции и возвра-
щения в базу мы на совещании партий-
ного актива подвели итоги похода. Коман-
дир корабля дал высокую оценку дейст-
виям коммунистов и комсомольцев, кото-
рые хорошо Бели себя в бою, словом и
делом вдохновляли личный состав. Он
говорит © старшем лейтенанте Иванове,
старших краснофлотцах Гридине, Жиль-
цове и других, проявивших мужество и
отвагу.

Мы обращали внимание активистов
главным образом на недочеты, с тем что-
бы их не повторяли в будущих походах.

Общий недостаток, первых наших вы-
ходов в море заключался в том, что не-
которыю политработники во время боя те-
ряли ©вязь с бойцами, которые не нахо-
хились вблизи от них. Эти политработники
забывати 0б отдельных постах, не интере-
совались их состоянием, не информировали
краснофлотцев © ходе боя. На первых по-
рах не сумели развернуться и редакторы
«Боевых листков» втопой и третьей бое-
вых частей. Они действовали старыми ме-
тодами: ждали, что им принесут заметки,
© тем чтобы потом пойти в Кубрик и рас-
крашивать там листки. Мы потребовали
выпускать «Боевые листки» непосредет-
венно на боевых постах, используя ко-
роткие перерывы между тревогами.

Состоялось также партийное собрание.
В подготовку к нему были вовлечены сек-
ретари низовых парторганизаций активи-
сты Неручев, Санин, Новобранец, Косты-
левский и другие.

Пюсле этого были проведены комсомоль-
ские собрания и семинар агитаторов.

Иначе мы строили партийно-политиче-
скую работу во время многодневного по-
хода. Ежедневно, а то и несколько раз в
день выходили «Боевые листки». (собой
оперативностью отличалея «Боевой ли-
сток» зенитчиков. Он состоял из двух-
трех заметок, поэтому выходил быстро и
достигал большой действенности. Отрази-
ли, например, зенитчики воздушную ата-
ку, и через полчаса-час «Боевой листок»
готов. В первый день похода в «Боевом
листке» часто фигурировали имена крас-
нофлотцев Сущевского и Нечитайло. Все
самолеты, против которых в тот день ве-
ли огонь зенитчики, замечали они. «Бое-
вые листки» вскрывали также недочеты,
подтятивали’ отстающих, B частности,
бойцов Галунова и Кузубова, которые от-
влекались от секторов наблюденая.

Когда была закончена первая часть по-
хода, партбюро совместно ¢ активом под-
вело итоги и наметило мероприятия по
второй части. Этому же вопросу были по-
священы небольшие собрания  коммуни-
стов на боевых. постах.

На втором, этапе похода никаких мас-
совых мероприятий не проводили. Люди
стояли по готовности и тут вели лишь
инливилуальную работу. Активисты ин-
формировали личный состав 06 обстановке,
рассказывали © действиях др боевых.
частей, неустанно напоминали людям о
необходимости внимательно следить за мо-
рем и воздухом.

Ham опыт дает основание сказать,
что на море, даже в самой сложной об-
становке, всегла возможно вести непре-
рывную политическую работу с личным
составом и содействовать таким путем вы-
полнению каждой операции корабля. Но
это обязывает политработников действо-
вать 0с0бенно оперативно и гибко, уде-
лять основное внимание индивидхуальной
работе с бойцами.

Батальонный комиссар А. КОВАЛЬ.

Мастер своего дела

Шли два советоких корабля: тральщик
и неподалеку от него, теснясь к берегу,
транспорт. Тральщик уже приближался к
базе, когда показались четыре фашист-
ских миноносца. Время позволяло избе-
хать боя, уйти, но тогда транспюрт ока-
залоя бы без защиты. Тральщик развер-
нулся единственной пушкой навстречу
врагу и открыл огонь. Ему ответили ору-
тя фашистеких кораблей. Изрешеченный
снарядами, тральщик продолжал маневри-
ровать, отбиваясь от стаи хищников.

Но вот транспорт укрымея в бухточку,
й только тогда маленький корабль Tad
отходить к берегу. Еще несколько пря-
мых попаданий — взорвался боезапас, кор-
Ma тральщика медленно погрузилась в во-
ДУ, нос высоко задралея кверху. На 0-
лубаже осталея в живых единственный
краснофлотец — комендор пушки. Он про-
холжал вести огонь. Осколком снаряда
ему оторвало ногу. Совершив нечеловече-
Choo усилие, он зарядил орудие и дал
залп — последний салют погибающего ко-
рабля.

Мичмат Пололяк на секунду оборвал
рассказ, посмотрел на взволнованных
краснофлотцев и тихо добавил:

— 9то, товарищи, факт. Недалеко от
Уста, где мы сейчас находимся, происхо-
Wit anor бой.

— 9х, мичман! — выосказалея за всех
жиорист Перков. — Душу  разбередил
enon рассказом. Вот это действительно
тей — комендор!

Гордость за подвиги товарища ощуща
м в словах моториста: «А B нашем
моторном деле разве будешь героем!».

Перкову не. дали досказать, на него
ополчились все мотористы. Подоляк У©по-
Kom их и снова завладел беседой.

— №о непременный участник всех
зварийных работ? Когда сопнуло топовый
Фонарь и нельзя было поднять перископ,
1% первым вызвался подняться наверх,
чтобы исправить повреждение? №то в ле-
Mio воде работал в надетройкю, кажлую
минуту рискуя жизнью? А в шахте доба-
очного воздуха? Причем учтите, товари-
щи, таинственную личность, которая вы-
полнила вое эти работы, предупреждали —
в случае чего лодка погрузится, м вас,
так сказать. поминай как эвати. Раскрыть
вам, товарищи, секрет, что ‘это за лич-
воть? — люд дружное одобрение _ мотори-
в щутил мичман. — Пожалуйста,

Подоляк раскрыл папку и вынул из
него красочный портрет.

— Узнаете, товарищ Перков, себя? Но

гот уже и зарделся, как красная девица.
Лосмотрю я на тебя: в бою — орел, а
BOT сам себя не можешь оценить. Пом-
чите, — подмигнув товарищам,  продол-
жал Подоляк, — нас штурмовал самолет.
Кругом пули. А Перков наверху © mac-
ленкой стоит. Можно сказать, единствен-
ное оружие под рукой. Ну, а «Мессер-
игхитт» тогда чуть за антенну не заце-
пился — низко шел. Так Перков со зло-
сти даже масленку бросил в самолет.

Помолчали.
теперь шутки в сторону. —В
толосе мичмана зазвучала суровая неж-
ность. — Будем говорить начистую. Люб-
лю я, товарилщи, моторное дело. И все мы
его любим. И Перков любит, потому тах
хорошо и работает. По секрету призналь-
ся: я вот сейчас рисую портреты героев
налней лодки.

Он стал вынимать из папки портреты.
‚ — Вот первый. Старшина 1-й статьи,
член В№П(б) Щеглов. Натражден орденом
Красного Знамени. Сбил фашистский са-
молет из пулемета. Герой? Герой. Вот
второй — комсомолец моторист Перков.
На лодке нет тлавных и неглавных
специальностей. И разве так стоять вах-
ту, как Перков, — не теройство? He uc-
правь он во-время повреждение — не по-
топить бы нам Фалтистокий транслюрт...

Теперь — моториюты энали — мичману
не остановишь: OH оседлал любимого
«конька». Теперь он будет со страстью
товорить, убеждать, доказываль, что мо-
торист —9то лучшая профессия, какая
только может быть в жизни,

Лодка под водой. Гудят электромоторы.
Молчат дизели, отдыхают мотористы. Ho
даже и сейчас каждый находит ©ебе де-
ло. Сломался валик насоса цилиндровой
смазких Не беда. Новый валик выточил
на токарном станке моторист Строганов,
‘фрезеровал его Подоляк, шпонки к нему
сделал моторист Коняхин. И нзоос cH
действует. Все — своими руками.

Когда работы выполнены, мотористы
любят послушать мичмана. Умеет он ярко,
увлекательно говорить. Й беседы его ин-
  тересны. 0 стойкости легендарного боль-
пюевика Камо и хуворовоких походах, ©
брусиловеком. прорыве и подвигах заю-
лярного летчика, Сафонова, о самом люби-

—

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ee

Летчики-гвардейцы эскадрильи истребителей, где командиром капитан Авдеев,
удачного вылета обсуждают результаты воздушного

после
флот).

Аки SPR

боя. (Черноморский

Фото Д. Рымарева.

Газета одного соединения

Раннее утро. Холодный туман висит
‘нах зэродромом. По дорожке, еще не отта-
явшей от зимних морозов, прошел к до-
мику радист  краснофлотской газеты.
В очередном ‘номере ‘непременно должно
быть сообщение Советского Информбюро.
Радист волушивается в тудящий фон и,
когда раздается голос московского диктора,
начинает быстро записывать.

нескольких стах метрах от домика
укрылась в сосновом леске походная ти-
пография. При свете керосиновой лампы
на американке печатается первая полоса.

полдень газегу уже будут читать в
кубриках, землянках, — всюду, где жи-
вут балтийские летчики-истребитети,

Работа идет без передышки. Сколько
дней войны столько же номеров. Сотруд-
ники газеты часто без отдыха оперативно,
тдумчиво, любовно делают свое дело.

& истекшие сутки сбито в воздушных
боях 6 вражеских самолетов. На следую-
щий день в тазете называются имена
отважных летчиков. Подвипи  героев-
истребителей Каберова, Мясникова, Льво-
ва, Костылева описаны на первой полосе.

Звонок полевого телефона. С площадки,
тде скрытно базируются истребители, за-
пратшивают, вышел ‘ли номер. Живая
связь с массами отличает эту фронтовую
многот ражку. Именно это делает га-
3€T) иркой, отсюда начинается ее авто-
питет. Возвратившись с боевого задания,
‘истребитель Каберов тут же, в редакции,
набрасывает статью об уроках боя с вра-
жескими истребителями — «охотниками».
После утомительных полетов, капитан
Мясников четыре ночи ‘вхумчиво, строку
за строкой, записывает выводы © боевом
опыте сопровождения штурмовиков. А по-
том, последовательно, в четырех номерах
появляются статьи капитана Мясникова.

Трижльй орденоносец. летчик Цоколаев
мастерски провел дхушный бой. С на-
шей стороны было самолетов, ‘возглае-
ляемых Цоколаевым, немецких — 23. Ше-
стерка балтийских истребителей без вся-
ких потерь выдержала бой < почти вчет-
вро превосходящим противником. Hs
пругой день тазета печатает материал,
рассказывает © тактаческой выучке Ha-
тах летчиков, 06 их героизме.

Простота, сердечность, с которой опи-   телеграфу от наш. корр.).

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТАХАНОВЦЕВ ГОРОДА-ВОИНА

ЛЕНИНТРАД, 9 мая. (ТАСС). Мното-
людные митинги прошли вчера на пред-
приятиях Ленинграда. Оружейники, мз-
шиностроители, сталевары в ответ Ha
обращение передовых ксамолетостроителей
и кузнецких металлургов ‘брали на себя
новые социалистические обязательства.
Все выступления были пронизаны одной
мыслью, одним стремлением: помочь

So

И ЕЕ A TOT OT

MoM и старейшем подводнике Cenepa RKo- rer подводной лодки никогда не изме-

лышкине, o фактах и событиях. вычи-
танных в книгах, газетах, журналах, —
060 всем этом рассказывает мичман TO-
вариал6.

Кандидат в члены ВКП(б) мичман По-
доляк— грамотный, начитанный командир.
Его беседы воспитывают в людях стрем-
ление к подвигу, блатородные черты со-
ветского моряка. Он умеет любую беседу
перевести на местные темы, умело и так-
тично расскажет о хорошей работе своего
же товарища, отметит неполадки. Он зна-
ет качества людей и поэтому знает, кого
и как похвалить, чтобы человек не заз-
налея, кого поругать, но так, чтобы он
не обиделся и`в то же время извлек урок
из беседы.

Все у мичмана спорится. Как-то еще

(0 войны ему захотелось стать боксером.
Над ним вначале  посмеивались: после
каждого матча он приходил на лодку с
разбитым носом. А потом вдруг Пололяк
занял первое место на флоте в соревно-
Banna по боксу в полусреднем весе. (ме-
яться перестали. Отали уважать.
* Мичман — художник. Свыше тридцати
картин — маслом, карандашом, акварелью,
пером — нарисовал ФШодоляк в условиях
суровой походной жизни на лодке. У ме-
ханика, инженер-капитана 3-го ранга
Добродокого, его первого учителя, в каюте
картина Подоляка: «Отлив в океане». Ка-
ют-компанию корабля украшает боль-
шая картина: «Лодка в шторме». И, на-
конец, картина «Д-3» в Гренландеком
море», за которую он получил премию на
выставке хуложников флота.

Мичман — редактор «Боевого листка».
В нем помещаются портреты лучших лю-
дей корабля, нарисованные рукой Подо-
ляка, стихи лодочных поэтов, простые за-
метки подводников © походной жизни, о
хороших бойцах, командирах. Даже когда
лолку бросает, в шторм, мичман урывает

время, чтобы собрать заметки, сделать
зарисовку для очередного «Боевого ли-
стка».

Но самое важное для коммуниста —
выполнение боевых обязанностей.

«№ 1> — заводская марка на дизеле
похвохной лодки. Это первый дизель на
первой нозейшей лодке этого типа. И
мичман Подоляк, пришедший на корабль,
когда он еще не вотупил в строй, сумел
пох руководством т. Добродского до дна
освоить вверенную ему технику
и по. чертежам, и на испытаниях, и не-

цосредотвенно в боевых походах, Двига-  Действующий флот, (От наш. корр.).

сывает газета подвиги наших истребито-
лей, волнуют читателя.

«Неиетовствозали. зенитки и автома-
ты; — читаем в одном из последних но-
меров. — Снарядом фанилю летчика Лазу-
кина. Правая рука у него беэлействова-
1a, HO мужественный гвардеец, собрав
вое силы, волю, привел истребитель на
свой аэродром. Через два часа команлова-
ние армии сообщило, что участок,  пол-
вергшийся  штурмовке, занят частями
Красной Армии». Е

Газета живег жизнью соединения. Всё
действия истребителей, оберегающих под-
ступы к Ленинграду, находят отражение
На, газетном листе. Газета обладает заме-
чательным большевистекям качеством: она

— подлинный органазатор и  пропатан-
дист.

’ Состоялось совещание оружейников
твардейского подразделения. Обобщенный

опыт совещания немедленно становится
известным оружейникам всего соединения.
«Пушки и пулеметы должны бить врага
без осечки», — так озатлавлена полоса, в
которой передается опыт лучших оружей-
ников.

Собрание комсомольского актива.  (о-
держательные выступления  комсомоль-
цев-истребителей газета публикует как
поучительный материал для всех летчи-
ROB.

Газета учит людей, воспитывает в них
волю к победе, и, как правило, истреби-
тели — читатели и постоянные корреспон-
денты газеты — возвращаются из воздуш-
ных схваток с победой.

Редакционный коллектив закалилея в
боях. Десятки раз приходилось менять
позицию. Походная типография, как boe-
вая машина, следовала в составе колонны,
перебазирующейся на новый рубеж. Де-
сятки pas вражеские истребители штур-
мовати типографию. В кузове машины
слилы многочисленных: пробоин. z

Газета живет и здравствует. Ее горя-
Че большевистекое о слово вдохновляет
ЛИЧНЫЙ состав, зовет вперед на оконча-
тельный разгром врага.

Старший политрук М. НИКИТИН.
Краснознаменный Балтийский флот. (По

Красной Армии быстрее разгромить фа-
шистские полчища.

Коллектив Н-ского дважды орденонос-
ного завода обязался перевыполнить ме-
сячную программу не менее чем на 6—
7 процентов, усовершенствовать техноло-
гический процесс плавки и добиться
  большой экономии дефицитных материа-
JOB. i

няли, не сдавали в боевой операции,

Когда мичмана попросили назвать иото-
фиста, который плохо работает, он с оби:
дой ответил:

— Нет у нас плохих краснофлотцев.
Bee трудолюбивы. Знают дело. Вахту не-
сут отлично. Если надо, умеют разобрать
И собрать любой механизм в моторном
отсеке, отремонтировать своими силами.

Мичман приложил немало усилий, что-
бы воспитать таких полноценных специ-
алистов. Главное, он приучил их любить
дело, лелеять механизмы, как самое до-
рогое, самое ценное.

’ Двигатели работают нормально. Из-под
пускового клапана чуть-чуть просачива-
ются капельки воды. Мичман уже беспо-
коится. Заносит в ремонтную ведомость:
«В базе обязательно проверить крышку
цилиндра. Очевидно, есть трещина».

На холостом ходу регулятор показал
больше положенного числа оборотов. Тем-
пература ‘клапана несколько повышена.
Как только остановили дизель, мичман не-
медленно приказал перебрать клапан и
сам отрегулировал обороты.

Всегда чисто выбритый, подтянутый,
словно врач, осматривает OH свой отсек,
вслунивается в работу дизеля, тонким
чутьем угадывает малейшее искажение в
ритиичном гуле, складывающемся из с0-
тен звуков, устанавливает точный диатноз
и немедленно приступает к лечению.

В отсеке ослепительная чистота. При-
борка производится не только, когда
дается специальная команда, — помикут-
HO обходят вахтенные Мотористы двига-
тель, обтирают ветошью потеки масла,
соляра, следят, чтобы в трюмах всегда бы-
10 сухо.

Строганов — старший краснофлотец.
Пирогов — командир отделения. Строганов
принимает вахту У своего командира. Хо-
тя он знает, что Пирогов вое точно вы-
полнил по инструкции, но нйё-слово не
верит, проверяет вахту тщательно, до
мельчайптих деталей. Так приучил их ра-
ботать мичман.

Если Подоляк берется за что-нибудь, то
делает это со страстью, умело, любовно,
и потому у него всегда получается так
хорошо, и потому ето моторный отсек
лучиеий на подводной лодке, и дисципли-
на среди моториотов самая высокая, и
знают они специальность’ отлично.

Политрук А. МАЦЕВИЧ.

Как ликие звери, ворвались в солкеч-
ный Крым изголодавшиеся, обовшивевшие
титлеровские полчища. Они принесли в
мирные цветущие города и села смерть и
разрушение. Фашисты арестовывают, под-
вергают пыткам и расстреливают тысячи
и десятки тысяч ни в чем неповинных
советоких людей.

Реками крови залили фашисты Симфе-
рополь. Они ежедневно убивают здесь
сотни женщин, стариков. детей. За время
оккупации гитлеровские палачи казнили
в Симферополе более тридцати тысяч
местных жителей. На улице Горького с
балконов свисают трупы повешенных фа-
шистами мужчин, женщин, подростков.
Страшное зрелище представляет собой Де-
вичье кладбище. Здесь на воротах, на па-
мятниках висят трупы замученных совет-
ских людей. Немцы казнят мирных жите-
лей по малейшему подозрению. Так, на-
пример, они фасстреляли известного про-
фессора Балабан за «сочувствие партиза-
нам». ‘

Могильная тишина и запустение царят
в городе, где еще недавно ключом бурли-
ла жизнь. © 5 часов вечера всякое дви-
жение замирает. Но и днем улицы почти
безлюдны. Люди избегают встреч с геста-
повцами, избегают выходить из дому,
чтобы не поплатиться головой за неосто-
рожный шаг. Всюду развешаны приказы,
угрожающие смертной казнью «за выход
на улицу после пяти часов вечера», «за
неслачу имущества», «за укрывательство
красноармейцев», «за выход из города без
специального на то разрешения», «за от-
каз от принулительного труда» и так да-
лее.

Котда немцы захвалили Симферополь,
они окружили городские кварталы, где
размещены магазины, вывалили все то-
вары на тротуары. У сложенных в шта-
беля товаров была вывешена табличка на
немецком языке: «Каждый солдат и офи-
цер может взять отсюда все, что ему ну-
жно». Так, в течение. трех дней фашист-
ские бандиты растащили все, что здесь
было, а магазины забили досками и боль-
ше их не открывали.

Население /голодает. От голода вымира-
ют целые семьи. Особенно велика смерт-
ность среди детей. Словно нищие, бродят
по задворкам ограбленные жители. Голод-
ные, опухшие дети и старики роются на
свалках в поисках об’едков.

Немцы издеваются и глумятся нал на-
селением. С Пушкинской улицы, с Крас-
ной Горки они выселили всех жителей в
разрушенные дома окраин, а хорошие
квартиры заняли под солдатские казармы.
Евреев, случайно спасшихся от расправы,
фашисты переселили в специально отве-
денный для них квартал на окрамне го-
рода. Немецкие банлиты и сейчас продол-
жают метолически истреблять еврейское
население. Под предлогом борьбы с под-
польными организациями, ‚действующими

давно сто мужчин, женщин и летей.

В гороле, где раньше работали десятки
школ, сейчас нет ни одного учебного за-
ведения. Немецкие власти обложили нало-
гом все население, имеющее детей школь-
ного возраста, якобы для обучения детей.
Деньги собрали, & школу так и не от-
KDBLUIE.

В таком же страшном кошмаре фапист-
ского террора, голода, нищеты задыхают-
ся все оккупированные немцами крымские
города. Некогда прекрасная  всесоюзная
здравница Евпатория с ее многочислен-
ными  санаториями и домама отдыха
превращена фашистами в кладбище. Здесь
гитлеровцы убили семь тысяч мирных жи-
телей. Это было сделано со свойственным
гитлеровским палачам цинизмом. Однажды
в городе появились об’явления, чтобы все
евреи явились с зещами к cOopHomy
пункту для эвакуации. Когда люли собра-
лись, фашисты усадили пришехиких в ма-
шины и вывезли за город. Здесь около
противотанкового рва OHH расстреливали
мужчин и женщин. После расправы со

выми сотни детей, а многих малышей
умертвили ядом.

Недавно немцы согнали полторы тысячи
мужчин, женщин и детей разных нацио-
нальностей, обвинив их в связях с пар-
тизанами. Их всех выстроили у высокой
стены. Подошедшие затем легкие танки
пулеметными очередями расстреляли ни в
чем неповинных жителей.

Ленинском саду немцы повесили хвух
парикмахеров. Трупы уже начали разла-
гаться, но гитлеровцы не разрешают их
снять и похоронить.

Все, кто покажется подозрительным фа-
пистеким властям, арестовываются «за ‹о-
чувстве партизанам». Без всякой вины
людей бросают в’сырые камеры, месяцами
держат там без следствия м суда, морят
голодом. В фашистских застенках гибнут
сотни мужчин и женщин.

Словно черная зловещая туча нависла,
над всем южным берегом Крыма. Всюду,

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 9 мая. (Спец.
корр. ТАОС). Весеннее солнце словно вли-
ло новые силы в партизанские отрялы,
действующие в оккупированных немцами
районах Харьковщаны. Летят под откос
поезда с боеприпасами, © солдатами.
Biorb шоссейных и грунтовых дорог ва-
ляются подорванные партизанскими гра-
натами автомашины и повозки. Каратель-
ные отряды, жандаруерия и полиция фа-
шистов не в состоянии контролировать
временно оккупированную немецкими 3a-
хватчиками территорию. Сопротивление ук-
ратнских крестьян растет е каждым днем.
Они саботируют все распоряжения нена-
вистных оккупантов, несмотря на звер-
ский террор, самоотверженно помогают
палугизанам.

Немцы согнали на заготовку леса сотни
крестьян. 06 этом узнали партизаны и
прислали ®на лесную делянку своего пред-
ставителя. Тот поговорил ¢ крестьянами,
и на фашистоких принудительных работах
не осталось ни одного неловека, — все

взрослыми тнусные убийцы закопали жи-,

гротив немцев, гитлеровцы казнили не-’

В одном из районов был такой факт.  е

Зверства немцев.
в Нрыму

где ступает немецкий сапог, льются кровь
ий слезы. Города и курорты,  замечатель-
ные своей красотой, — Ялта, Алупкз,
Алушта, Симеиз, Мисхор и многие  дру-
гие — разрушены и испоганены немец-
кими бандитами. Они сожгли санатории
и дома отдыха, вырубили цветущие сады
и парки, убили десятки тысяч людей.

Юрювавые зверства творят гитлеровцы и
над сельским населением.

Дикую расправу учинили фашистские
изверги над жителями поселка Чаир. Рано
утром поселок окружили эсэсовцы кара-
тельного отряда. Они выгнали всех жите-
лей из домов, заставили их вынести все
ценные вещи, привести скот. Всех жен-
щин и детей согнали на пюссе, а муж-
чин и неокольких детей — в один из
лворов поселка. На глазах жителей фа-
пистские разбойники поджигали один дом
за другим. В олном из домов находились
раненые  красноаомейцы Кожодуб и Ди-
зель. Немцы не позволили вынести их, и
бойцы «погибли в огне.

После поджога села гитлеровцы отобра-
ли из строя пюсть мужчин. Солдаты во
главе с офицером повели их к обрыву и
там расстреляли. Затем они стали водить
к обрыву лля расправы новые группы
more. Так были расстреляны: Петрик
Федор Митрофанович. Пономаренко Мак-
сим и его шестнадцатилетний сын Роман,
Захаров вместе с  шестнадцатилетним
Александром и трехлетним Виктором. восъ-
мидесятилвухлетний Бондаренко и многие
другие. Убив значительную часть мужеко-
го населения, фашисты пох конвоем уг-
нали. женщин с детьми в Бахчисарай.

В деревне Воуш немецкие насильники
схватили лвух женшин. раздели их 1она-
га и бросили в холодный подвал. В тече-
ние двух лней гитлеровцы гнусно излдева-
лись нал несчастными. а потом расстре-
ЛЯЛИ ИХ.

Напуганные грозным призраком нарол-
ной мести, гитлеровокие палачи © особой
жестокостью и остервенением чинят кро-
вавые расправы там, гле подозревают на-
личие партизан. В олном из сел они рас-
стреляли трех малышей от трех ло шести
лет «за сочувствие партизанам». Узнав
0 том, что жители села Лаки помогают
партизанам, гатлеровцы дотла сожгли де-
ревню, & всех крестьян — мужчин. жен-
щин, детей — согнали в одно место. раз-
дели догола и расстреляли. Так же уни-
чтожили гатлеровцы деревню Сарталы. В
деревне Айлянма фашисты расстреляли
тринадцать женщин и четырех грулных
детей.

Оккупанты установили в деревнях кре-
постнические порялки. Они запрещают
крестьянам ходить из одного села в другое
без специального разрешения старосты.
Нарушивший этот приказ подвергается
порке розгами. Недавно бандиты приво-
локли в Мухалатку одного крестьянина из
деревни Кучук-Кой, жестоко избили его
за то. Что он самовольно вышел из села.
Затем истерзанного гражланина заставили
ходить из дома в дом и сообщать жите-
лям. за что его избили.

В оккупированных селах на Южном бе-
регу все мужчины ежедневно с семи ч&-
сов вечера до пяти часов утра отрывают-
ся от своих семей и обязаны нахотиться
на казарменном положении. Тот. кто в
семи часам вечера не явится в казарму,
обвиняется в связях с партизанами и под-
вергается аресту.

В когда-то богатых крымских селах,
олавившихся своим изобилием, сейчас цз
рит голод. Все продовольствие из’ято гит-
леровской грабъармией. ‘

Немецкие разбойники используют самые
гнусные способы насилия и обмана для
того, чтобы выкачать из населения по-
следние крохи. В деревне Биясала и дру-
гих деревнях они об’явили крестьянам ©
необходимости пригнать весь скот «для
прививки». Был также издан приказ ©
лоставке на специальные пункты посевно-
го материала «для анализа». Но ни зер-
на, ни скота, жители обратно не получи-
ли: фашисты об’явили. что «все постав-
ленное является отныне собственностью
немецкого командования»

ни плач стоят над городами u ce-
amu Крыма, временно захваченными не-
мецкими оккупантами. Но сквозь этот
стон прорывается голос гнева и борьбы.
Советские люди никогда не склонят свои
головы, они никогда не будут рабами фа-
пгистеких захватчиков. Вее ярче и ярче
разгорается пламя партизанской войны.
Народные мстители истребляют немецких
бандитов, заливших кровью солнечный
Крым. Партизаны совершают налеты на,
фаптистские гарнизоны. уничтожают 06о-
зы, подрывают мосты, разбивают штабы
немецких войск.

Воины Красной Армии и Военно-Моз-
ского Флота еще крепче сжимают в своих
руках грозное оружие. Они принесут сво=
боду я лизнь родным городам я селам
Ерыма.

Старший политрук М. КОГУТ.
Черноморский флот. (От наш. корр.).

Растет сопротивление украинских партизан
немецким оккупантам

крестьяне разошлись по деревням. & мно-
тие тут же примкнули к партизанскому
отряду.

В этом же лесу увяз в болоте HeMen-
кий танк. Четыре дня оккупанты соби-
рали крестьян, чтобы выталцить иашину,
Они смогли согнать крестьян к месту ава-
рии, но не смогли заставить их выта-
щить танк. Так он и остался увязшим
чуть не по башню в болоте.

‚Несмотря ни на какие угрозы и реп-
рессии оккупантов, крестьяне отказыва-
ются обрабатывать землю.

— Не булем работать на проклятого
кемца! — в олмн голос заявляют они.

Холоки, пробирающиеся через фронт, и
наши самолеты доставили в оккупирован-
ные районы Украины тысячи листовок
первомайскии приказом товарища
(Сталина. Из уст в уста, от села к се-
Ty передаются слова вождя, выражающие
TO, чем полно сердце каждого советского
человека, сделать 1942 год годом окон-
чательного разгрома немецко-фашистских
захватчиков!