13 maa 1942. r. Ne 110 (1061)

Уклонение транспортов
от атак подводных лодок

Губительный

огонь батареи

по врагу

Тяжелая  беремвая батарея метко
тромит врата на сухопутье.  Поддер-
живая наши части, моряки изо дня В
день обрушивают на фашистов сокруши-
тельные залпы. На переднем крае обороны,
на путях подвоза, в дзотах и землянках
гитлеровцы на себе ощущают меткий
огонь североморских артиллеристов. Бата-
рея уничтожила 9 артиллерийских и _2 ми-
нометных батареи противника, 4 склада,
15 дзотов, большое количество манометных
и пулеметных точек, десятка автомашин и
подвод с боезапасом, мого землянок, зим-
них палаток, истребила сотни фаптистов.

Батарея стреляла по скоплению пехоты,
по огневым точкам врага, по его резервам,
по минометным батареям, по путям пед-
ъоза. Наблюдатели регулярно  доносили:
пехота рассеяна ч к передовой линии не
допущена, автомашины и повозки ¢ б0е-
запасом уничтожекы.

Фашисты. озлобленные меткими огневы-
ми ударами североморцев, пытались разде-
латься с батареей. Нащупав ее растоложе-
ние, они яростно обстреливали артиллери-
стов, выпускали тю нашим орудиям десят-
ка тяжелых снарядов. Это были трудные
часы, но батарея отвечала меткой стрель-
(бой. подавляя вражескае огневые точки.

Прохолили месяцы боевой жизни. Креп-
ae, закаленней стал личный состав бата-
геи. Люли возмужали на передовой пози-
ции, стали суровее. требовательней в се-
бе. Они научелись ненавидеть врага, бес-
зощално истреблять ero. бойцов и
зомандиров появились замечательные бое-
рые качества.

Однажды батарее пришлось oTpa-
жать налет фашистских самолетов. Бой-
цы хорошо проявили себя в этом бою.
Во время бомбежки и обстрела вели себя
мужественно и спокойно. В минуты смер-
тельной опасности они думали не о себе,
a 0 TOM, чтобы сохранить технику. Когла
начался обстрел, враснофлотцы Аносов 4
Субботин, забыв 06 опасности, сорвали с
себя каски и закрыля ими  прицель-
ные приспособления.

Люди стремятся своими действиями при-
нести как можно больше пользы любимой
ролине. Краснофлотеи  Кашинцев — хорэ-
mui специалист. Он тщательно изучил
0вое заведывание и старается сделать так,

чтобы в бою действовать с максимальной
эффективностью. Пришел он однажды Е
командиру огневого взвода т. Лобанову @
товорит:

— Хочу ¢ вами посоветовалься. Я тут
одно изобретение придумал... Оно может и
ле изобретение, & скорее ращионализатор-
ское предложение будет,

И Кашинцев рассказал © своем пред-
ложении, которое облегчает освещение
прицелов в ночное время. Польза от этого
огромная,

Сейчас предложение Кашинцева приня-
то, реализовано и дает отличные резуль-
таты. р
На батарее воспитались замечательные
люди. Когда переезжали на новую огне-
втю позицию, младшему сержанту Изано-
ву трактором повредило ногу. Его хотела
отправить в госпиталь,

— Не моту я быть в госпитале, когда
Moe орудне устанавливать надо! — ответил
Иваков.

Bo время обстрела батареи прервалась
связь между командным и наблюдатель-
ным пунктами. Невзирая на минометный
отонь, на «кукушек», т. Губочкин Boc-
становил связь в нескольких местах. Ба-
тарея продолжала действовать и рассеяла
батальон противника. В другой раз т. Гу-
бочкин под обетрелом быстро восстановил
связь огневого взвода с командным пунк-
том.. Огонь батареи не прекращался.

Командир орудия комсомолец Василий
Булыгин всегда говорил:

— Мое орудие может стрелять только
уетко. Иначе оно не обученю,

И верно — он и минометную баларею
разгромил, и зенитную батарею, много
землянок и блиндажей разрушил, acTpe-
вил сотни фашистов. Когда его ранило,
OH ло конца боя в госопиталь не ушел.

Меток огонь налних зенитчиков, и вВа-
длятся сбитые фалестекие самолеты B X0-
лодные воды Баренцова моря. Меток огонь
наших батарей. и вырастают на дорогах
труды разбитых вражеских 000зов, авто-
машин, повозок. Новые, весенние, тру-
пы титлеровцев устилают  почерневиие
склоны заполярных сопок.

_ Старший политрук Г. ГУРИН.
Северный флот, (По. телеграфу).

Огонь корректирует

На командный пункт батареи поступило
сообщение: «Обнаружил дот противника.
Ворректировать огонь буду я».

Орулийные расчеты изготовились к бою.
Снаряды первого залпа легли недоле-
том. Корректировщик быютро дал поправ-
ву. Когда смолкли последние разрывы, на
месте лота остались развалины.

В течение многих месяцев капитан Ни-
колай Попелухин корректировал. огонь
артиллерийских орудий кораблей, берего-
вых батарей, обеспечивал действия пехот-
ных подразделений.

капитан Нопелухин

В итоге нескольких стрельб подав-
лены и уничтожены артиллерийская
батарея и 3 пулеметные точки, разруше-
ны 14 окопов и блиндажей, 12 казарм,
дзот и большюй минный склал.

Коммунист т. Попелухин — замеча-
тельный командир, руководитель бойцов.
Воспитанные им телефонист Мальцев,
разведчик Клименко, пюфер Охмат и дру-
гие простыю и смелые моряки обеспечи-
вают успех действий корректировочного

поста.
Политрук С. ХЕСИН.

Учеба летчиков

На аэрохроме с утра до позднего вече-
ра беспрерывно шумят моторы. Здесь обу-
чаютея молодые учлеты, летчики совер-
шенствуют свое летное мастерство. Py-
коволит их воспитанием и учебой полков-
ник Смиренский, имеющий большой лет-
ный опыт,

Летный состав изучал новые машины,
успешно сдавал зачеты по материальной
части, Предстояли первые  самостоятель-
ные полеты. Полковник собрал летчиков
на аэродроме у самолетов и обратил их
внимание на некоторые ошибки, хопу-

Умело бороться за живучесть 1

Советский  катерный флот нанес за
время войны огромный ущерб немецким
захватчикам. Торпедные катера и морские
охотники отправили на морское дно не-

мало фашистоких военных кораблей, в
том числе крейсер «Кельн», ряд новей-
ших германских миноносцев, потопили

много транспортов © войсками, вооруже-
нием и военным имуществом противника.
Правительство высоко оценило отважные
и умелые действия катерников, награлив
лучших из них орденами и медалями,
Rpome непосрелетвенных ударов по врагу
поргедой и тлубинными бомбами, снаря-
дами и пулеметными очерелями, катера в
ходе войны решали и решают многочис-
ленные и разнообразные боевые  залачи.
Оня проводят разведку моря и вражеского
побережья. несут дозорную службу. ак-
тявно участвуют в десантных операциях,
полавляют береговые огневые точки про-
тивника, сопровождают наши транспорты.
Повселневная боевая жизнь катерников
налолнена — замечательными подвигами
команлиров и краснофлотцев, разящими я
хокрушительными ударами по фапгист-
склм мерзавцам.

Экипажи катеров, выполняя сложные
и ответственные боевые операции, He
раз попадали в трулное положение. Ho
благодаря умению и железной воле комая-
диров. мужеству и стойкости краснофлот-
цев катера выхолили  побелителями из
ожесточенных схваток с врагом. Война
показала высокую живучесть этого клас-
са советских кораблей — их способность,
воспринимая улары противника, не толь-
ко оставаться на плаву. но и продолжать
вести бой ло полном выполнения боевой
залачи. В этом — олна из причин успеш-
Horo действия катеров, одно из условий
их побед,

Олнако высокая живучесть. катеров не
есть какое-то ранее подготовленное явлэ-
ние. Ona завосвывалаеь в ходе войны
ценой огромных усилий экипажей. Высо-
кая живучесть катеров  обеспечивалаеь
прежде всего самоотвержениыми и умелы-
ми действиями личного состава. И там,
тде понимали, что высокая живучесть ко
рабля — важнейшее условие победы в
любом бою, тле не жалели для решения

te

скаемые при вылете, — уклонение на
взлете влево или вправо, неточные рас-
четы при посадке и т. д. Смиренский ена-
чала полетел сам, отрегулировал самолет
ий мотор, всо опробовал, а затем разрешил
вылетать остальным,

Полковник Смиренский личным приме-
ром показывает всему летному составу, с
каким упорством и пастойчивостью надо
осваивать новую материальную часть. Он
замечательных летчи-

воспитал десятки

Капитан И. ПОЛЯХ,

этой задачи сил и времени, там в
это в часы сражений с врагом давало за-
мечательные результаты.

Борьба 3a живучесть катеров суше-
‚ственно отличается от борьбы за живу-
честь всех других кораблей. Ватер — я6-
большой маневренный корабль, он более
чувствителен ко всяким повреждениям.
Если попадание одного снаряла, скажем,
в миноносец, как правило, в малой сте-
пени отразится на действиях этого ко-
рабля, то подобное попадание в катер мо-
жет стать для последнего гибельным.
Прежде всего катер может потерять спо-
собность перелвигаться и маневрировать.
Потеряв свои основные тактические Ka-
чества — скорость си маневренность, —
катер может превратиться в весьма уяз-
вимую цель для противника.

Отсюда важнейшая задача командира
катера — не допустить попадания снаря-
да или бомбы в свой корабль. Поэтому
командир катера в еще большей степени,
чем командир какого-либо другого кораб-
ля, лолжен уметь искусно маневрировать
как при отражении воздушных налетов,
так и при возлействии на катер огня с
кораблей и беремовых огневых точек про-
тивника. Опыт войны показал, что в
большинстве случаев искусное маневрирю-
вание не только спасало катер от серьез-
ных повреждений, но и позволяло ему до
конца выполнять боевую залачу,

Катер под команаой лейтенанта Куцае-
ва нес дозорную службу вблизи берегов

противника, По кораблю била немецкая’

батарея. Куцаев не давал врагу пристре-
ляться, спокойно и искусно уклонял ка-
тер то вправо, то влево. Когда немцы раз-
гадали этот простой маневр, Куцаев стал
‘совершать другие: то он отволил катер
под’ прикрытие берега и маскировалея на
ero фоне, то снова внезапно появлялся на
позиции, то поворачивал катер носом к
батарее, и прелпринимал различные хру-
тие манезры. Взбешенный противник‘ по-
пусту тратил снаряды, а калер тем вре-
менем до конца выполнил боевую задачу
и благополучно возвратился в базу. Ш№-
лобных примеров можно привести немало.

Умение маневрировать катером не при-
ходит само собой. Оно вырабатывается у

И ОИ ИРИ ИЕ

Черноморский флот. Штурман

СНАЙ

Рота под командованием лейтенанта
Еременко состоит в основном из добро-
вольцев. Ненависть к врагу, священное
чувство мести заставили этих людей взять-
ся за оружие,

Техник-строитель Василий Никитич
Чистяков, котда фашистские орды вторг-
лись в нашу страну, сразу же явилея, В
военкомат и потребовал зачисления в #р-
мию. Второй раз воюет в Ёрыму учетчик
тракторной бригады, ныне ефрейтор, Ни-
кита Афанасьевич Беляев.

Таковы бойцы лейтенанта Еременко.
Они занимают позиции во втором эшело-
не Halle обороны. Но это не вполне
устраивает добровольцев. Второй эшелон—
не передний край, отсюда до немецких
позиций больше километоа. А доброволь-
цы жално ищут ‚случая нанести фали-
стам удар покрепче. Поэтому, как только
в части начало развиваться снайперское
движение, оно налпло в роте самый горя-
uni отклик. У этих воинов оказались
зоркий глаз, твердая рука, железная вы-
держка. Из них вышли замечательные
снайперы,

Одним из первых был ефрейтор Георгий
Гатиев. По существу, он пришел в часть
тотовым снайпером. Охота на кабана, ту-
ра. даких коз в ролных горах Южной
Осетии давно приучила его маскировать-
CH, терпеливо! выслеживать и метко по-
ражать дичь.

Сейчас на боевом счету Георгия Гагие-
ва 39 уничтоженных немцев. На-днях
лучшему  снайперу роты вручена  ме-
лаль «За боевые заслуги». Напарники

ученик Гагиева в снайперском деле,
Павед  Ведмеденко истребил 26 фаши-
стов. Недавно они вдвоем  уничтожи-

ли за один день девять врагов. Немцы в
тот раз заметили, откуда бьют снайперы,
и выпустили по ним 17 мин. Одна уго-
лила прямо в снайперскую ячейку, но
Тагиев и Ведмеденко во-время перешли
на запасную позицию и остались невре-
димыми,

Развитая с детства  наблюдательность
торца, прекрасная зрительная память по-
могают Гагиеву бороться с немецкими
снейперами. Он сразу замечает всякий
новый предмет, появившийся в поле зре:
ния. pit

— Ты видишь, Ведмеденко, один sim:
ний куст, — товорит  Гагиев напарни{
ку. — По-моему, этот куст сейчас начнет
стрелять. Давай лучше  подетрелим ero
сами.

Ou  прицеливается в едва заметную
черную точку пох кустом. Шо краснова-

t

\ au

командира в результате огромной практи-

ческой и теоретической учебы, шлифует-’

ся в боях и походах. Нельзя искусно ма-
неврировать кораблем, если не знаешь
его тактико-технических элементов, не
знаешь, на что способны механизмы и
люди, их обслуживающие, как ведет ce-
бя корабль при воздействии Ha Hero вол-
ны, ветра, течения, какова у него пово-
ротливость, инерция и т. д. Таким обра-
30M, высокое умение маневрировать выра-
батываетея в процессе настойчивой и по-
стоянной учебы командира путем повее-
дневного совершенствования своих знаний
и практических навыков, детального ‘ изу-
чения своего корабля.

Вторая особенность борьбы за живу-
честь катеров состоит в том, что на этих
кораблях нет специальных аварийных и
трюмных подразделений, которые на боль-
ших и средних кораблях в основном и
устраняют полученные в бою поврежде-
ния. Значит, залача заключается в том,
чтобы весь личный состав катера был
обучен всем приемам борьбы за живучесть
своего корабля. Там, гле этому вопросу
еще до войны, и особенно во время ее,
уделялось должное внимание, там экипаж
быстро устранял в море весьма серьезные
повреждения материальной части, которые
иногла грозили катеру гибелью.

Олин из катеров получил в бою ряд
пробоин. Четвертая часть отсеков была
затоплена. Bola прорывалась в машинное
отделение. Вели ее не остановить, катер
пойлет на дно. Но люди здесь умеют от-
стаивать свой корабль от гибели. Стар-
шина 1-Й статьи Никулин и краснофло-
Ten Ситник надежно укрепили нахолив-
шуюся под большим давлениеу переборку
в малпинное отделение, умело использова-
ли водоотливные средства и смасли катер.

Опыт показал, что для успеха дела
каждый боец, независимо от тогф, кем он
сйужит на катере, должен отлично уметь
заводить пластырь, крепать переборки,
заделывать пробоины, тушить пожар,
клетневать трубопроводы, сращивать си-
ловые  электромагистрали, должен ‚уметь
делать все, что потребуется для лИиквида-
ции боевых повреждений, Этот вопрос
можно решить как путем специального

подводной
после всплытия определяет свое место в море.

0 В ТВ

‹атеров

Г,

Поползухнн

лодки лейтенант

Фото Б. Микоша.

ПЕРЫ

тому оттенку почвы Гагиев заключает,
чт эт» точка-—амбразура закрытой снай-
перской ячейки, обложенной свежей, еще
певысохшей землей. Ведмеденко видит’ в
бинокль, что  бронебойно-зажигательная
пуля попала в амбразуру, но убила ли
она вражеского снайпера? Друзья ждут.
Через полчаса они замечают немца, пол-
зущего. из-за куста к верхней траншее.
В нескольких метрах от нее немец оста-
навливается. Тогда из траншеи высовы-
вается другой солдат. Ведмеденко уже
взял ем на мушку, но Гагиев шепчет:

— Подожди, должен вылезть еще один

Второй соллат действительно появляет-
ся, и тогда раздаются лва выстрела. 0ба
немца падают у бруствера.

Ефрейтор Беляев был самым старшим
и, пожалуй, самым усердным учеником
проведенных в части десятилневных снай-
перских курсов. Не удовлетворяясь прак-
тическими занятиями в учебные часы, он
со своим напарником придумал дополни-
тёльную тренировку на бутылках. Один
расставлял бутылки, маскируя их среди
кустов и камней, другой лолжен был на-
холить их и расстреливать. Сначала би-
ли по бутылкам на 300 метров, & кола
научились попадать и с более дальних ди-
станций, перешли с бутылок на немцев.
Беляев уничтожил уже 15 фашистов, в
том числе двух офицеров.

Успехи снайперов станут особенно
значительными, если учесть, — Что
они велут огонь с позиций, удаленных н&
1000—1200 метров от немецких окопов.
Сначала иногим казалось, что на такой
дистанции просто немыслимо поражать
соллат противника, высовывающихея на
несколько секунд из своих траншей и
землянок. Командир роты, командиры
взводов сами ложились рядом со снайпе-
рами, чтобы убедиться, что их выстрелы
действительно наносят врагу урон,

Число снайперов в роте растет. С. Га-
тиевым посменно ходят его новые учени-
ки — Сербин, Бадоба, Криворучко.  Но-
вых  напарников тренируют и другие
стрелки. Много помогают снайперам за-
меститель политрука Брызгалов, раныше
работавший инструктором снайпинга в
Осоавиахиме.

С. холмов, которые занимает рота пох
командованием т. Еременко, все чаще раз-
даются отрывистые винтовочные выстре-
лы. Это снайперы беспощадно метят врату
3& разрушенные очаги, растоптанные пло-
лы мирного труда. За этим они сюда и
пришли. :

Шейнина и В.

Н. ЛАНИН

обучения людей борьбе за живучезть.
тав и освоением краснофлотцами вторых
специальностей. Польза от этою в Gow
огромная. Если пулеметчик будет обла-
дать также и знаниями мотораеть. то он
в случае нужды не только замениг вы-
бывшего из строя товарища; но и быстро
введет в строй поврежденный механизм.
То же относится и кб всем другим сле-
циалистам. Вог характерный примеу,

Катер, где командиром БЧ-У воентех-
ник 2-го ранга Плохотников, получил в
бою рях повреждений. Больынинство б0й-
цов электромеханической части было вы-
велено из строя. За ликвидацию повреж-
дений взялись раненый Плохотников, мо-
тористы Яровой и Бойко. Они исправили
рулевое управление, залелали пробоины в
корпусе,  бензоцистернах и масляных
бачках. Но моторист Бойко кроме своей
специальности неплохо знал еще и хо-
зяйство электрика. Это позволило ему не
только заменить выбывшего из строя то-
варища, но и обеспечить катер электро-
энергией,

Повышая живучесть своих кораблей,
команлиры катеров и должны направлять
свои усилия на решение этих задач.
Товарищ Сталин приказал «учиться воен-
ному делу, учиться настойчиво, изучить
в совершенстве свое оружие, стать Ma-
стерами своего дела...» Задача заключает-
ся в том, чтобы командиры катеров 10
конца освоили свои корабли, научились
искусно уклонять их от вражеских ула-
ров, организовали своих подчиненных на
тлубокое изучение корабельной техники и
оружия, на освоение ими вторых боевых
специальностей, воспитали у каждого
краенофлотца высок умение ло конца
использовать весе средства, чтобы отето-
ять свой корабль от ударов противника и
нанести врагу максимальный ущерб;

В решении этой задачи и состоит даль-
нейпее повышение живучести наших ка-
теров — важнейшего условия победы ка-
теров в боях с фашистскими захватчика-
ми.

Инженер-капитан-лейтенант
Г. ПАДАЛКА

Подводная лодка, атакующая транс-
порт, должна выполнить ряд условий,
обеспечивающих решение залачи торпед-
ной атаки. Если командир транспорта
знает-эти условия, он сможет произвести
необходимый маневр, помешать подводной
лодке занять удобную позицию и таким
образом ужлониться от торпедного удара.
Если залп уже произведен, но момент его
замечен, маневрирование трансиорта ‹©в0-
лится к тому, чтобы внести ошибки i
решенную противником задачу торпедно
стрельбы.

Когда залп не был своевременно
замечен, & обнаружена уже идущая k
транспорту торпеда, маневрирование да
но обеспечить уклонение от встречис ней.

Чтобы избежать торпедного удара, ко-
мандир транспорта должен заранее решить

задачу уклонения от атаки  подводн
лодки.

Готовясь к походу, командиру  тран-
спорта прежде всего необходимо тща-

тельно продумать курс корабля при перехо-
де морем. Вели позволяет обстановка, транс-
порт должен итти через те районы, в
которых атака лодок либо невозможна,
либо значительно затруднена. Известно,
что для безопасного движения подводная
лодка должна иметь под килем определен-
ную глубину. Средняя осалка подводных
лодок также известна. Следовательно, ес-
ли можно, надо избирать для плавания
районы < безопасными глубинами.

Правда, обстановка часто не позволяет
выбрать свои курсы по таким глубинам,
тогда необходимо итти переменными кур-
сами или, как говорят, противолодочным
зитзатом. Чем лучше видимость, тем
дольше корабль может лежать на частном
курсе. Один гале должен отличаться от
другого тю продолжительности;, чтобы на
полводной лодке не могли установать за-
кономерность маневрирования,

Идя зигзагом, транспорт каждым своим
поворотом сбивает расчеты подводной лол-
ки, вынуждает противника заново ре-
шать задачу торпелной атаки. Это в кон-
це концов может заставить. лодку отка-
заться от нападения, так как ее манев-
ренность в подводном положении невелика.

Разберем несколько случаев уклонения
транспорта от атак подводной лодки.
Прелположим, что транспорт обнаружил
подводную лодку в надволном или пози-
ционном положении` на значительном pac-
стоянии (больше 50 кабельтовых). Если
курсовой угол на подводную лодку близок
к траверзу или превышает 90°, то тор-
педная атака окажется невозможной из-
за нелостаточной скорости похволного хо-
ла лодки. Если же курсовой угол на под-
водную лодку меньше 90°, то лолка бу-
дет пытаться выйти в атаку. Однако
команлир транспорта, зная повадки под-
водного хищника, всегла сможет хотя бы
приближенно определить место лодки в
каждый данный момент, если она даже
и погрузилась. ,

На расстоянии, примерно, 30 кабельто-
вых необходимо привести лодку на кур-
совой угл  близкай к 90° и затем
попытаться обойти ее. Правда, изменить
курс можно и сразу после того, как od-
наружена лодка, но в этом случае на
обход потребуется гораздо болыше време-
HE.
Возьмем другой случай,

Перископ подводной лодки обнаружен
на расстоянии, превышающем 15 кабель-
товых. Этот момент, как известно, пред-

ществует зтаке. Чтобы  укловитья о
нее, необходимо резко измевить свой ку,
привести перископ как можно блажь
траверзу и, как и в первом случае, 061.
ти лодку.

Еели транспорт обнаружил  периско
на расстоянии 10-15 кабельтовых узи
меныше, то нало считать, что лолка ужь
выпустила торпелы. Мащеврярование пух
этом сводится к уклонению от самой тор.
педы. В такой обстановке могут быть два

решения. При обнаружении  периекош
на курсовом углу меныше 75° транс
должен резко изменить куре прямо ka

подволную лодку, отворачивать от полки
не рекомэндуется, так как это занимает
больше времени, & в частном случае мох.
но подставить борт транспорта пот то.
педный удаф.

При обнаружении перископа иь кур
вом углу больше 75° транспорт долж
резко мэменить KYPC таким образ,
чтобы  увелачить угод до 90° a boa:
ше, В результате такого Manenps
лолка . окажется или за кормой man ay
кормовом курсовом углу другого борта, В
обоих случаях атака лодки будет сорвав,

Может быть, что транепорт, не за.
тив подводной  додки, обнаружит ях
уже выпущенной торпеды.  Маневрир-
веть в данном случае . нужно так, у
бы привести транспорт в положен,
когда его диаметральная плоскость бут
параллельна следу торпеды. Если торе
замечена на курсовом углу меньше 75°,
то необходимо поворачивать на нее, а к.
ли угол превышает 75°, то от торпыы,

Атака подводного корабля окажется №.
успешной, если команлир транспорта 24.
ставит противника ошибиться в решент
залачи атаки. Нельзя расечитывать, 9
опытный противник допустит подобные
ошибки при выходе в атаку. Эти ошибх
надо создать искусственно, путем умею
мановрирования.

Уклоняться от подволной атаки необто-
димо решительно и быстро, только в
этом случае можно сорвать, все расчеты
атакующего Начало маневра рекоментует
ся приурочить к тому моменту, ко
лодка нахолится на боевом куре (1.
станция 25—30 кабельтовых). Торпедам
атака при атом булет сорвана наверия.
ка. Лолка не сможет снова повторить ха:
невр и занять улобную позицию 14
залпа. Ясно, что выжлать появления 201
ки на такой дистанции можно дить в
том случае, если она обнаружена заранее
и командир транспорта уверен, что 201%
в данный момент выхохит в атаку,

После того как подволная лодка обна-
ружена, и командир транспорта умелым
маневром опрокинет все расчеты топы
ного удара, нельзя успокаиваться, cal
тать, что опасность миновала. Наблюе
ние за лодкой нало всемерно усилить,
Атака может через некоторов время по
вторитьея или же в данном районе мм
могут действовать не олна, & несвольм
полвохных лодок, имеющих связь межу
собой, } ;

Таким образом, уклонение во мтоги
зависит от выучки командира корабля, 7
знания тактики действий подводного -
тивника, от умелого использования TART
ко-технических элементов транспорта,

Необходимо, чтобы командиры TDAH:
портов глубоко освоили опыт уклонения
от атак подводных лодок, накопленный в
ходе войны с фашистскими захватчикаут,

Капитан 2-го ранга Ф. БУЛЫЬШКИН,

Мастера авиационной техники

Техников и мотористов тю праву назы-
взют людьми, обеспечивающими победу
летному составу в воздухе. .

Наши морские ‹летающае лодки © пол-
цой бомбовой нагрузкой уходят за сотны
миль, чтобы громить вражеские  аэрод-
ремы, уничтожать живую силу и тех-
нику противника. Летчики на морских
самолетах идут на предельную дальность.
Они уверены, что матёриальная часть,
примтовленная умелыми руками техников,
He откажет, будет работать бесперебойно.

Недавно на одном из совещаний летно-
то состава Герой Советском Союза пол-
вовник Раков законно похвалил технаков
ской части, у которых нет на лицевом
счету потерь самолетов из-за отказа мате-
риальной части в воздухе.

Техники удлиняют сроки службы само-
летов и моторов, они научились выпол-
‘HATS сложные работы, которые раньше
производили стационарные  авиашлонные
мастерские. Регламентные работы выпол-
няются в короткий срок. Теперь в нашей
части трудно найти техника, самолет ко-
торого не имел бы 100 боевых вылетов.

Взять, например, воентехника 1-го ран-
га Пузенко. Самюлет. за которым он на-
блюдает, совершил до 150 боевых выле-
тов только на бомбометание ночью. На
последнем партийном собрании т. Пузенко
me кандидатом в члены партии.

турман-орденоносец т. Лян! -
uae op! ц т. Землянекий го

— Около двух лет я летаю на самюле-
те техника т. Пузенко, и где бы мы ни
находились, — буль то над сушей или над
морем, — экипаж чувствует себя, как

дома, ибо знает, что материальная часть
не подведет, она добросовестно подготов’
лена т. Пузенко.

Такую же оценку дает флагманский

штурман эскадрильи капитан-орденоносец
т. Зайченко.

Пузенко опрокинул все нормы, он пе
рекрыл все рекордные сроки, В теченаз
семи с половиной часов он снял старый,

поставил новый мотор на самолет и опр
бовал его.

Прежде чем приступить к работе, т, Пу.
зенко составляет план, учитывает. какой
нужен материал, инструмент, подготаваи:
вает рабочее место. Люди действуют бы
стро, энергичко. Благодаря этому на spy
гую ночь летчики смогли вылететь Ha
этом самолете в бой.

На-днях на самолете воентехника 2-10
ранта Бочарова нужно было отремонтих»
вать подмоторную раму. заменить ряд It
талей. Раньше такую рабогу выполнялк
завод или авиационные мастерские и тре
бовалось для этого не меньше пяти дней,
Бочаров и другие специалисты — взялись
сделать это своами силами. Ремонт пол
торной рамы, замену деталей они произ-
вели в течение шести часов.

Так же хоропю работают техника
тт. Урушадзе, Наберожнов, Гаврилюк, Po-
манов, Двалишвили и другие, Летчики ва
их самолетах каждую ночь наносят с9-
крушительные удары фашистским вой:
свам, уничтожают живую силу и технаву
врага.

Воентехник 1-го ранга
И. БЕРЕЖНИЦНИЙ,

НЕ ЗНАЯ

Великая отечественная война показала
что наш медицичский персонал — врачи.
сестры, санитары находятся на высоте
поставленных перед ними’ задач. Они то-
товы к самюпожертвованию, оказывая по-
мощь раненым бойцам и кемандирам.

Врач-хирург т. Куц была направлена в
район военных действий и вскоре на не-
большюм корабле прибыла к месту назна-
чения. Вражеские самолеты атаковали су-
да, стоявшие ва рейде. Олва из бомб ра-
зорвалась недалеко от корабля. Врача Куп
взрывной волной отбросил в сторону. но
она быстро прашла в себя. перевязала
раненых и организовала доставку их на
берег. Так она работала несколько дней
под огнем, вражеской азиации. Вместе с
другими врачами. она оказывала сложную
хирургическую помощь раненым.

Когда в один из районов потребовался
медицинский персонал, медсестры комсо-
молки Окс и Ляшенко и санитар красно-
флотец Сытников, не теряя ни МИНУТЫ,
в шторм вышла в море на. небольшом

СТРАХА

сейнере. Через несколько часов они при-
ыли на место, перевязаля раненых и 20°
ставили их в госпиталь.

Врач-хирург Белинский в любых усло.
виях под бомбежкой оказывал сложную
хирургическую помощь бойпам и команди-
рам, Вместе © ним, не зная страха и уст4*
лости, работали операционные — сестры
Стрелецкая и Котова. В таких же усло-
виях действовали военврач 2-го ранга Ве
рескунов, санитары врасонофлотцы Сытайе
ков и Крайний,

Однажды немцы прорвались в один 03
паселенных пунктов. Необходимо было
срочно эвакуировать тяжело раненных #
персонал госпиталя. Небольнюй коллектив
медицинских работников, приложив огрох*
ные усилия, вынес раненых на сейнеу,
стоявший у прастани. В это врёмя хирург
т. Белинский продолжал гипсовать нуу
тяжело раненному. Только ‘окончив эту
работу, он направился к сейнеру.

Старший политрук М. БУДНИЦКИЙ.

4=._.

у

(