——_-[` -—-ыЭ—

2 июня 1942 г, № 127 (1078)

Комсомольская организация
в боевом походе

Комсомольская организация одном 43
миноносцев Черноморском флота — на-
хежный помощник командования, Ее дея-
тельность целеустремленна и конкретна.
Дела и помыслы комсомольцев направле-
ны на то, чтобы лучше выполнить Goe-
noe задание. Вместе с тем члены ВЛЕСМ
— лучшие агитаторы. Они воспитывают
у лачного состава любовь к своему ко-
раблю, делают все, чтобы завоевать гор-
№0 и почетное звание гвардейского эки-
пажа.

Опыт. работы этой организации весьма
поучителен, Несмотря на частые боевые
походы, внутрисоюзная жизнь на мино-
носце бьет ключом. Корабль получил бое-
воо задание. ‘Вместе. c этим предстояло

WET и другую важную боевую задачу.

epes песколько минут военком  ко-
рабля старший политрук т. Крикуи
‹9брал  ‘члепов бюро и секре-

тарей президиумов комсомольских органи-
заций подразделений. На совещании ко-
хиссар похробно ознакомил  комсомоль-
сках активистов с боевым заданием. За-
тем он подробно рассказал, что должны
долать комсомольцы, В частности,  воен-
ком указал, что успех операции во мно-
TOM зависит OT скрытности перехода и
энезапности удара. Исходя из этою.
военком указал, вокруг каких вопросов
должны работать комсомольские организа-
пик кажлого полразлеления.

Перед комсомольцами пятой боевой ча-
сти были поставлены такие задачи: обес-
печить бесперебойную работу всех меха-
низмов, соблюдать полную бездымность,
держать нужное количество пара, давать
кораблю нужный ход по первому требо-
вапию командира. От членов ВЛКСМ вто-
рой боевой частя требовалось: совместно
в сигнальщиками вести точное наблюде-
Hie за воздухом м морем, в любую мину-
ту быть готовыми к отражению атак
вражеских самолетов м подводных ‘лодок.

После совещания члены бюро разош-
лись, по боевым частям. Беседуя с комсо-
мольцами и беспартийными краенофлот-
цами, они раз‘’яснялия бойпам их задачи
B престоящем походе. Так, член бюро
т. Мак рассказал личному составу пятой
боевой части, как он должен работать,
чтобы добиться беэлымности, обеспечить
кораблю нужный ход, напомнил © не-
обхохимости соблюдения. светомаскировки,
Подобные беседы с краснофлотцами во
время подготовки к походу т. Мак прово-
лил не раз.

Такую же работу проделали и другие
члены бюро в остальных подразделениях.
Комсомолокое бюро всегда было в курсе
дела, знало, как комсомольцы готовятся к
предстоящему походу.

В время похода комсомольцы хоропю
зыполняли свои обязанноста, проявляли
янециативу и находчивость. Когда ko-
рабль был в море, в машинном отделении
вышел из строя электровентилятор. Ком-
сомольцы Тищенко и Сахаров под руко-
водством ’старианы 2-й статьи т. Heike
пелицы вооружили переносный вентиля“
тор. В предыдущих походах малпинисты
первого котельного отделения допускалы
тымность. После беседы с комсомольца“
MH НА эту тему они заявили, что
впрехь подобного недостатка они He JON
стат. Свое слово машинисты _ сдержали.
Joss к кораблю, стремление как мож-
Но лучше выполнить боевое заданме про-
TRICO И В TOM, ЧТо BCC KOMCOMOIBILbE,
свободные от вахты, выходили на верх-
mon палубу и вели наблюдение за морем
и воздухом.

Кропотливая работа секретаря, умелая
расстановка членов бюро и актива дали
хорошае результаты. Все комсомольцы
знали, какие задачи стоят перед кораб-
му, как они должны влиять на беспар-
тийных. Члены президяумов низовых Op-
танизаций, находясь на боевых постах,
систематически информировали секретаря
© их работе.

При стрельбе по скоплению вражеской
пехоты отличились точной наводкой ком-
сомольцы .Конопученко и Федько. Когда
один из снарядных вышел из строя, член

x

‘обнаружив

‘тавизации.

корабля. От сотрясения
электротелеграф. Связь с командным по-

устранили повреждение.

самолеты пытались
дойти к кораблю.
поста комсомольца

ВЛКСМ т. Недоленко
работал за двоих. И, несмотря па это,
орудийный расчет не снижал ни темпа,
ви точности огня. Все эти факты быст-
рю становились известными всему лично-
му составу.

Агитационно-пропагандистская работа,
на походе сыграла большую роль. Ати-
таторы-комсомольцы  раз’ясняла личному
составу значение операций, воспатывали
У бюйцов ненависть к врагу. Комсомоль-
пы тт. Иванов, Мак, Маслов п другие
рассказали краснофлотцам © зверствах и
издевательствах
скими гражданами во временно оккупи-
рованных фашистами районах, 0б исто-
щении ресурсов Германим, раз’ясняли со-
общения Советском Информбюро. Атита-
тор т. Рыльский прочитал несколько ста-
тей из газет. у

Састематически выпускались «Боевые
листки», дупюй которых были  комсо-
мольцы, выходила радиогазета. Главным
в работе «Боевых листков» была попу-
ляризация опыта лучшах бойпов и млад-
ших командиров. Комсомолец т. Штанько,
вражеский самолет, первым
открыл огонь из своего орудия. Меткие
залпы заставили пирата изменить курс.
Когда угроза воздушной атаки миновала,
комсомольцы подробно описали этот факт

заменил ero, On

в «Боевом дистке». Здесь же рассказыва-

лось 0 методах стрельбы т. Штанько.
Кроме положительных фактов  отмеча-
лись также и недочеты, которые допускал
ли в своей работе отдельные краенофлот-
цы. Так, в одном из номеров радиогазеты
были отмечены недостатки комсомольца
т. Соколова, который плохо наблюдал за
воздухом? После радиопередачи т. Соко-
лов значительно улучшил свою работу.
Во время одного из налетов он первым

обнаружил вражеский самолет. В лаль-

нейшем т. Соколов не допускал оплоешню-

стей.

Примеры героизма комсомольцев, по-
вседневная работа с беспартийными крас-
нофлотцами ярко выразились в росте ор-
За время похода в члены
BIRCM был принят отлачившийся в бою
краснофлотец т. Кривошеев. Несколько
заявлений других товарищей были разоб-
раны после возвращения в базу. Члены
ВЛКСМ тт. Мокеев, Матвеев, Хиль \пода-
ли заявления в бюро с просьбой дать им
рекомендацию для вступления в рялы
большевистской партии.

Боевой поход показал, что комсомоль-
цы” миноносца тотовы на любые испыта-
ная. Для разгрома. немецко-фалтистских
захватчиков они не щадят ни своих сил,
ни самой жизни. Комсомолец ^ машинист
Коншин по боевому распясанию в сво-

‘бодное от вахты время должен находить-

ся в расчете зенитного орудия. Во время
налета вражеской авиация Коншин про-
явл исключательное мужество и само-
отверженность. Одна из бомб, оброшенная
фашястеким самолетом, упала недалеко от
вышел аз строя

стом нарушилась. Комсомольцы Никулин
и Рыльский, действуя в темноте, быстро
Связь главного
командного пункта с машинным отделе-

нием была восстановлена.

Во время одного из налетов вражеские
незамеченными  по-
Артиллеристы боевого
Федорова бдительно

несли свою ‘вахту. Фаистские стервят-

ники были обнаружены ими на предель-

ной дистанции. Мощный заградительный

огонь заставил самолеты противника от-
вернуть в сторону.

Основным методом в деятельностая бюро
и президиумов низовых комсомольских

организаций в походе была индивидуаль-

ная работа с каждым комсомольцем в от-
дельности, систематический деловой кон”
троль за выполнением  заданай. Этого
правила бюро придерживается в каждом
походе. Именно поэтому его деятельноеть
всегда конкретна и целеустремленна.

Батальонный комиссар Д. ГУЛЯЕВ,

патлеровцев над совет-.

Василисы», Они

Севастополя.

Зашитники
командиру бронепоезда
комиссару бронепоезда батальонному комиссару т. Порозову

Фото В.

Подполковник т. Рупасов
инженер-капитан-лейтенанту т. Харченко

(слева) дает указания

(справа) и

Микоша (ТАСО).

Пар

тизаны

ВЫСТАВКА В ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

Прадеды и правнуки как бы  вотре-
чаются в Историческом музее в Москве.

На одном снимке иы видим партизан

и их командира при исполнении

Первые принадлежал истории: Денис Да-\ задания. По блестящим на солнце  рель-

выхов и Курин, Дорохов и старостиха
Василиса, Чернышев, Фигнер, Сеславин.
Вторые — налии советские партизаны—
творят историю ‹егодняшнего дня, бьют
и уничтожают фаштистов...

В 1812 году полчища Наполеона
вторглись в Россию. В глубоком ° тылу
нарот встретил оккупантов огнем и же-
лезом. Вилы и топоры партизан первой
отечественной войны были векоре заме-
нены трофейными ружьями и орудиями.

Три картины Верещагина  символизи-
руют неукротимый дух русских людей,
их непримиримую ненависть к поработи-
телям, их волю к победе. На первой мы
видим седобородого крестьянина Архипо-
Ba. Нашествие французов привело па-
триот» в партизанский отряд. И вот он
в засаде, выслеживает неприятеля. На
второй картине Наполеон праказывает рас-
стрелять пойманного с оружием в руках
старика. Узнав 06 этом (третья карти-
на), сын Архипова с яростью бросается
н& вахвалчиков, метит за кровь  отпа,
увлекает 3a собой многих сынов отече-
ства.

Партизанское дважение успешно раз-
вивается, место убитого занимают сотни
народных мстителей. Преследуемым, обет
зумевшим от страха французам везде и
всюлу мерещалсея партизаны. Потерявиие
человеческий облик, жалкие, в отрепьях,.
солдаты Наполеона об’яты ужасом.

Не без юмора на лубке  тогдалинего
времени изображены «французы — 10-
додные крысы в команде у старостихи
пришли завоевать Рос
сию. Они были уначтожены на русской
земле. Как запоздалое раскаяние, звучат
слов» Наполеона, они’ как бы п0д-
водят итог ео нашествию на Росси:
действия партизан привели Французскую
армию к окончательной гибели...

Гордость охватывает посетителя вы
ставки, когда он входит в зал, где экспо:
наты говорят о борьбе советских парти-
зан с фашистскими извергами.

Документы, фотографии, панорамы,
личные вещи партизан, их оружие дают
возможность судить 0 подвигах русских
людей в немецком тыйу.

сам должен пройти вражеский поезд ©
боеприпасами. Маскируясь, & железноло-
рожному пути подползли советские патри-
оты. Поезд полетит под откос, боеприпа-
сы будут взорвапы! 4

Зимой и летом, в стужу и жару,
ночью ‘и днем, в предрассветные часы,
на шоссейных дорогах, в лесах и CTe-
пях советокие партизаны преследуют и
уничтожают гитлеровцев. В морозные не-
дели и месяцы, спасаясь от холода, не-
мецкие солдаты размещались в деревнях
н селах. Партизаны выкуривали их от“
туда.

... Железнодорожный мост взорван.
Чтобы доставить на фронт снаряды, па-
троны, нефть, гитлеровцы пытаются вос-
пользоваться проселочными дорогами. Под
охраной солдат и офицеров мчатся грузо-
вики и цистерны. Вдруг падает подруб-
ленное дерево. Взрываются мины.
всех сторон летят гранаты, свистят пули,
стучит пулемет. И вот цистерны об’яты
пламенем, грузовики  разворочены, Bar
ляются трупы солдат и офицеров.

... Седьмого ноября нах Красной площа-
ди выступал товарищ Сталин.

В темной землянке у радиоприемника
сидит партизан. При свете коптилки он
записывает речь вождя. Типография пар-
тизанской газеты отпечатала тысячи и
тысячи экоемпляров этой речи, слова
Сталина услышаны советскими граждана-
ми, временно находящимися в фашист-
ском тылу. Из недр народа поднялись но-
вые герои, новые борцы за родину, но-
вые отряды партизан.

__ Населенный пункт освобожден, враг
изгнан, над ломами развеваются краспые
знамена. Из лесных alll возвралцаются
партизаны. Онл приходят ломой. чтобы
обнять своих близких, поздравить их с
победой. И снова в муть: еще не вся
земля очищена от насильников, еще ето-
HYT пох игом убийц колхозники Полтав-
щины, жители Минска, Киева, Симфето-
поля, Пекова. Еще на оскверненных фа
шистами улицах возвышаются виселипы.

Палгизаны поклялись уничтожить ок-
купантов на всей советской земле, и эту
свою клятву они выполняют.

д. стонов.

ВЫСТАВКА „СТАЛИНСКИЕ СОКОЛЫ В БОЯХ ЗА ЛЕНИНГРАД“

СВЕРДЛОВСК, 1 июня. (ТАСС). Откры-
лась выставка художника-фронтовика Ана-
толя Яр-Кравченко «Сталинские соколы в
боях за Ленинград». Героические подвиги
и боевой быт летчиков запечатлены каран-
запюм художника непосредственно во фрон-
товой обстановке,

ную отвату и высокое летное мастерство
сталинских соколов, охраняющих подету-
пы к городу-воину. Многочисленные доку-
ментальные зарисовки показывают жизнь
аэродрома.

Особое внимание привлекает композиция
«Товаращ Сталин среди летчиков на аэро-

Экспонаты ярко отображалот беззавет-   дроме».

О чем говорят весенние письма

из гитлеровской Германии

Вез неспокойнее и тревожнее  стано-
вится германский тыл. Весна 1942 года
принесла тяжелые разочарования тем, кто
поверил гитлеровской брехне © чудесном
возрождении «преимуществ» германской
архии с наступлением теплого времени.
Улар, полученный фашистскими войсками

на Харьковском направлении, показал,
10 «сезонная теория войны», наспех
созданная фашистами для оправдания

своих зимних поражений, так же спешно
хлжна быть отменена. Шумиха, подня“
тая в Германии вокруг так называемого
решающего наступления весной 1942 го-
да, начинает затихать.

Речи Гитлера и Геринга, выдержанные
в самых мрачных тонах, подготавливают
население к тяжелым дням, новым труд-
востям и жертвам, требуют спокойствия,
грозят. Гестапо туже сжимает петлю на
шее германского народа, усиливает на-
блюдение в армим, душит всякое прояв-
ление мысли и недовольства. Но и 6e3
то народ Германии стал значительно
‹держаннее, молчаливее. Однако это мол”
чание красноречивее слов, & «сдержан-
ность» в письмах, посылаемых из тыла
на фронт, зачастую знаменательней, чем
открытое выражение ` недовольства титле-
ровским режимом.

Перед пами много писем, захваченных .

у немецких солдат па одном участке Ле-

винградекого фронта в течение ghee
лорины мая. Все они налисаны в 1ер-
мании, почти все датировапы апрелем.

( чем же пишут из Германии нА
Фронт весной 1942 тода? 0 чем хумают
немецкие семьи в Берлане, Гамбурге,
Дюссельдорфе, Мюнхене, о чем спрапти-
тают они своих близких на фронте, какие
перспективы намечают германские бюр-
геры, ещо недавно считавиие себя «побе-
дителями»,  восхищавтиеся немецкими

`кресенье праехала»

парадами на площадях чужих городов и
посылками © награбленным добром? Bors
шая часть писем состоит из небольших ли-
сточков, в которых солдат Курт или Гу”
став информируется, Что «..у нас все
по-старому, только отец немного больше
болеет, мать немножечко скорее устает, а
сестра немнолжко меныше бывает Joma, ибо
она несколько больше работает на фабрике»,
что «тетя Тилли из Дюссельдорфа в вос-
или что «невестка
Марта уехала».

0 чем думают и шопотом говорят на
заводах, в квартирах, в поездах, этого
во многих  писымах не найти. Письма
нё затративают ни одного из вопросов,
которые волнуют и тех, кто пишет, и
тех, кто эти письма получает, Лишь
нервный почерк м частое упоминание 00°
ra, который «может быть, сохранит
1ебё жизнь». да расплывшиеся кое-где
чернила от неосторожно упавшей слезы
товорят 0 тревоге и усталости. В этих
письмах физически ощущается жуткое
молчание застенка, в который гитлеровцы
превратили Германию.

Остальные письма позволяют весьма
скрыто за

точно установить, Что :
‘еблагоналежными» письмами. Только 33
письма содержат надежду Ha успех
ресенне-летнехо наступления, нЕ

в них обычный ‘изигранный, ходульный
пафос фаптястских чиновников отсутству-
et. Bee остальные  писыма, Несмотря
па попытки их авторов высказывать
слои мысли в макзимально  остерож-
ной форме, говорят о глухом недовольстве
войной, гитлеровской политикой, рисуют
резкое ухудиение внутреннего положе-
ния Германии. А сколько писем уничто“
жено цензорами, сколько таких писем
еще будет фигурировать в фашистских
‹удах в качестве обвинительного JOKY-

verral

«Все говорят,—пишет солдату 100-то
полка 5-й ‘горнострелковой — дивизии
Францу Фейту ero жена из города Гу“
синг, — что в России наши солдаты жи-
вут очень илохю, а писать приходится
обратное. Что же делать, — никто не хо-
чет пострадать по собственной  неосто-.
рожноети. Приедешь, поговорим».

Если взять письма, выражающие дей-
етвительные настроения в  терманском
тылу, и принять их за 100 процентов,
то они распределяются. следующим обра-
зам: письма, в которых  высказылает“
ся недовольство войной, связанное с по
терей ‘родных и близких на советско-
германском фронте, уныние, вызванное
трудностями и бесперспективностью затя“
нувшейся войны, — составляют около од-
ной трети. Примерно столько же писем,
выражающих недовольство, — связанное
с трудностями” самой Германии (недоста-
ток продовольствия и промтоваров, тяже-
лые условая труда, отсутствие всякой 3a-
боты © населении). Затем идут жалобы
на разоушения от воздушных налетов на
немецкие города, жалобы на мобилизации
старых возрастов, & также рабочих воен-
ных заволов. Характерно, что письма, го-
зорящие о глубоком  разочаровании В
войне, с требованиями мира любой це-
ной, указывающие на отсутствие целей,
из-за которых следовало бы продолжать
зойну, составляют большую часть. Очень
важно отметить, что среди всех писем
встречаются и такле, в которых содер
жалея, правда, пока робкие, намеки на
необходимость революции в Германии *
свержения Гитлера.

Недовольство, связанное с первыми
тремя группами вопросов, возникло B
Германия уже давно. Огромные потери
емецкой армии, наносимые ей советскя-
ии войсками с первых же месяцев вой-
ны, начали порождать уныние,  песся-

мизм в терманском тылу. Зимнее наступ-
ление и крепнушие удары Красной Ap-
мии и Военно-Морского Флота еще боль-
ше усилили эти настроения; ~

Сейчас отчаяние и безнадежность все
сильнее охватывают самые различные
слои населения Германия.

Солдату Карлу (2-й батальон 2-го пол-
ка 22-Й пехотной дивизия) пишет ero
невеста Гильда: «Несколько дней тому
назад здесь кто-то был из вашей полевой
почты. Он рассказывал, что из вашего
батальона только немногие остались в
живых. Скорей бы кончилась эта ужас-
ная война!». В письме старшему ефрей-
ру Гейнцу Мейенбергу (1-й батальон
2-го полка 11-Й пехотной дивизим) его
знакомая Герда из города Зелингер co-
общает: «Наш Отто теперь уже лежит в
госпитале. Очень много пришлось нам
пережить. Его рота в течение 60 часов
была окружена русскими и на три чет-
верти уничтожена. “Боже, когда всему
этому конец?».

Целый поток жалоб и нареканий вы-
зывают у германского населения углуб-
ляющиеся с каждым днем экономические
затруднения. Продовольственные нормы
снижаются. Сырье, промтовары на #хо-
де. На посылки с фронта никто больше
не надеется.

Фельдфебелю Елаусту Зунге (1-й 6a-
тальон 469-ro полка 269-й пехотной
дивизии) пишут родные: «Мы здесь ни-
чего не можем достать. Что еще можно
купить, то все сделано ‘из бумаги, а В
педалеком будущем и ато не будет».
Солдату Герберту пишут его родные из
города Фельгаммер: «Нашим родителям
теперь живется тоже плохо. У отца ноги
отказываются служить. Рацион на мясо,
хлеб и жиры вновь снижен. С каждым
днем становитея все хуже и хуже. Хотим
Анки сделать подарок ко дню ее рожде-
ния, но, поверь мне, при всем желании
ничего нельзя достать».

Фашистское командование. мобилизовало
почти все мужское население Германия.
Весённее пополнение татлеровской армии
состоит из бывших раненых, зеленой мо-

Возникнув из краснофлотской самоде-
ятельности, театр Краснознаменного Бал-
чийского флота стал професскональных
коллективом, завоевавшим: любовь и авт0-
ритет не только среди флотоких зрителей.
3а время войны бригады театра проехали
о сорока разным марпрутам и дали свы-
ше 2.500 концертов на фронте.

На каких только «оценических площад-
ках» не поработали за это время наши
актеры: в кубриках, трюмах, на палубах
кораблей, на своей агитмашине-пятитонке;
в палатках и землянках, в блиндажах и
тоспиталях: на снегу аэродрома, на зама-
скированных лесных полянках, где кон-
церт шел вполголоса и зрители о молча
полбрасывали бескозырки, чтобы шумом
аплодисментов не выдать врату располо-
жения части...

Одна из наших концертных бригад под-
считала. что она прошла пешком в общей
сложности около двух тысяч километров.

Трудные дни блокады. . Озверелый враг.
рвется к городу Ленина. На Неве стоят
боевые корабли, в окопах, на батареях
бойцы морской пехоты мужественно слер-
живают натиск врага.

А в холодных залах одного из Домов
культуры илет работа театра. Надо попол-
нять репертуар. найти новые формы 06-
служивания фронта.

вот возникли бриталы — «пятерки»
и «шестерки», которые могут быстро пе-
релвигаться пешком и легко выступать в
тесных землянках на передовых позици-
ях. В бюигаду вхолили обычно олдин—
два драматических актера, баянист, бала-
даечник или скрипач, певец и иногла, тан-
пор, плясавший на двухметровой «оцене»
блиндажа. А нашим акробатам — Барели-
ну и Минаеву — нередко приходилось рас-
стилать на снегу свой цнрковой коврик
и работать пот куполом неба..

В мепиталях обычно бригады лают
один — два концерта. для вызлоравливао-
щих, а затем расходятся по палатам, где
читают раненым рассказы, показывают
сценки и скетчи.

Как часто пол сводами Дома культуры,
вокруг которого иногда рвались вражеские
бомбы и снаряль, звучала  увертюра к
«Руслану и ase Нали симфоничес-
кий оркестр обслуживал части, располо-
женные в городе Но когда потребовала,
обстановка, оркестранты сменили скрипки
и трубы на винтовки и гранаты и ужли
в части морской пехоты сражаться за, род-
ной город.

Лечебная Физкультура возвращает бойцов в строй

Лучи утреннего солнца освещают. зда-   гигиенической гимнастики. Врач Полозова

ние военно-морского госпиталя. Сколько
фаз фангистские стервятники покушались
на него, сбрасывали бомбы, пытались на
рушить работу врачей, помешать им вер-
нуть в строй раненых бойцов! Но люди

в госпитале продолжают свое прекрасное   му 45, & в больной уже 28. Хорошо! Ар-

дело. Они возвращают к жизни людей,
возвращают флоту бойцов...

Скоро 8 часов утра. В палатах ярко
вспыхивает свет. Время под’ема. Раненых
бутит Ариадна Андреевна Ефимова: ^”
На зарядку!

Много лет т. Ефимова проработала в
области лечебной физкультуры в поликли-
никах и больницах Москвы. Теперь она
здесь, на Северном флоте, в базовом гос-
питале, отдает все силы благородному де-
лу возвращения раненых краснофлотцев
в строй, :

Кончилась утренняя гигиеническая гим-
настика. В палатах, в специальном каби-
нете начинаются занятия лечебной физ-
культурой. Военврач 3-го ранга Надежда
Павловна, Полозова осматривает новых .ра-
неных, назначенных лечацими врачами
на лечебно-физкультурные процедуры.

Вот краснофлотец И. Артемьев. Осколок
мины разорвал ему мышцы правого пред-
плечья. Занятия лечебной физкультурой
начались на шестой день после ранения,
когда рука имела большой отек и разги-
балась в локтевом суставе только на 120
традусов. Динамометрия в здоровой руке
была 45, а в больной — 0. Прошло три
недели. С Афтемьевым было проведено 18.
процедур лечебной физкультуры и 21 —

лодежи и людей преклонного возраста, &
также из квалифицированных  рабочах
военных заводов. Солдату Франку (217-я
пехотная дивизия) пишет Герман Таике
из Киля: «Здесь сейчас мобилязуют всех
учителей и поэтов рождения 1898 и да-
же 1895 годов. Они сильно возмущаются.
Да и мне непонятно, для чего забирать в
армию таких старичков. Все ранее 0сво-
божденные от военной службы теперь
перепроверяются. И если раньше говори-
ли, что верховное командование считает-
ся с нуждама промышленности, то теперь
я начинаю в этом сомневаться, так каб
в армию забирают рабочих военной про-
мышленности».

0 такой же, чуть не поголовной моби-
лизации мужчин сообщают солдату Кри-
стиану Штрейгеру (3-й батальон 2-ro
полка 11-й пехотной ливизии) из города
Нейштадт: «За последнее время творятся
что-то невероятное. Забирают всех муж-
чин, и скоро нали город будет совсем пу-
стой. Не ‘особенно-то нашя тыловики хо-
тят итти на войну. Но меня интересует
друтой вопрос: как мы этам летом спра-
вимся с работой?». Фрау Лотта Гибель из
Гамбурга пишет своему мужу: «Сейчас
в зрмию берут даже тех, кому раньше’
не верили».

Эти письма ярко показывают, какае

Театр на фронте

БТИ cee Seen ИЕН

резервы мобилизовал Гитлер для весен-’

не-летних операций. В армию забирают
людей, у которых нет никаких иллюзий
насчет войны, которые ни разу в жизни
не держали оружия в руках. Выкачи-
‘ваются последние людские резервы,

Во многих писымах упоминается, что
усталость от войны и неверие в победу
перерастают зачастую в принципиаль-
ную критику фашистского режама. Мно-
гие немцы начинают сознавать бессмыс-
ленность и безнадежность войны против
ССОР. Они жаждут мира, мира любой
ценой. Например, ефрейтору Кронфельду
(454-й полк 254-й пехотной дивизии)
пишет мать из города Берфенделя: «Мы
все хотям мира во что бы то на стало».
Солдату Кристиану Штрейтеру жена пишет:
«Сегодня как раз день памяти павших
тероев. А 3& что они пали, какую над-

к

Жизнь выдвигала новые задачи, требо=
вала быстрой перестройки, приспособления
к условиям войны. Помимо эстрадных но-
меров и сценок из пьес, театр приготовил
спектакль, рассчитанный всего на 8 ак-
теров и самое незначительное офоруле-
ние — фронтовой вариант комедии Дыхо-
зичного «Свадебное путешествие». Для
бригад, работающих в окопах, найдена
была еще олна интересная форма — двух-
трехминутные сатирические миниатюры,
разыпрываемые лвумя актерами.

Много новых боевых песен создано в
театре и для театра, они стали популяр-
ными в среде моряков. Таковы: «В поход,
в поход» — музыка В. Витлина, слова
А. Прокофьева, «Балтийская похолная» —
композитора, Н. Соколова и поэта Н. Бра-
уна, «Тельняшка» — композитора Н. Минх
и поэта А. Фихровском. Мы  возродили
флотское «Ябло4ко» в фофме краснофлот-
ских частушек отечественной войны, 1по-
стоянно обновляющихся. Новое. событие
на фронте находит свой отклик: пишется
новая частушка, а вечером ее уже ис-
полняют на очередном концерте.

Высоко оценили нашу работу руково-
дители Ленинградского фронта. Лучшие
люди театра натражлены орденами и ме-
лалями: художественный руководитель
А. В. Пергамент, актеры А. В. Трусов.
В. Т. Кузнецов, С. М. Мамырев, А. А. Гак,
П. 3. Гаврилов

Мы решили испробовать свои силы н&
постановке серьезной современной пьесы ©
войне и флоте, о море. Режиссер А. В.
Рыжов помог писателю М. Г. Тевелеву
найти сюжег для пьесы; Тевелев собрал
материал. Дважды езхил он нё передо-
вые линии фронта. Несколько картин
пьесы написано непосрелетвенно на фрон-
me. Penepryap налего театра обогатилея
пьесой, близкой налпему зрителю.

Мы систематически также пополняем
эстрадный репертуар. В него включены
рассказ батальонного комиссара А. Штейна
«Письмо на корабль», композиция, посвя-
щенная Герою Советского Союза 30е Hoc:
молемьянской, литературный монтаж о 28
тварлейцах, лесня-марш о баттийцах-гвар-
дейцах ит. д.

Театр сейчас готовит специальную про-
грамму, посвященную Дню Военно-Морско-
го Флота.

Начальник театра КБФ
старший политрук А. ГИТЦОВИЧ.

Краснознаменный Балтийский флот.

осмалривает ранено. Мышцы  окрепли,
отек исчез, рукз свободно раэгибается и
сгибается, рана зажила. Угол разгибания
в локтевом суставе достиг 175 градусов.
Динамометрия в здоровой руке попрежне-

темьев будет в строю. Его переводят В
команду выздоравливающих.

Работники кабинета лечебной физкуль-
туры Н-ского военно-морского гоститаля
Северного флота’ стали-на верный путь.
В целях популяризации лечебной физ-
культуры они провели семинарские заня-
тия со всеми врачами госпиталя,

Ф. М. Попов, получивший оскольчатое
ранение левого предплечья, был назначен
на лечебную физкультуру на четвертый
день после ранения. Отечная рука в это
время совсем потеряла силу, динамомет-
рия ее равнялась нулю. И вот, под влия-
нием лечебной физкультуры, сила руки
изо дня в день повышизлась. Через неде-
лю динамометрия — 14, через две неде-
ли — 23, через три — 30. Меньше чем
через месяц краснофлотец Попов с совер-
шенно здоровой рукой выписалея из гос-
питаля и уехал на фронт.

Раннее назначение лечалцими врачами
лечебной гимнастики, вдумчивая и серь-
езная работа врача Полозовой и методи-
стов Ефимовой и Челноковой сделали ле-
чебную физкультуру в Н-оком госпитале

Северното флота важнейшим средством
быстрейшего возвращения раненых В
строй.

Военврач 2-го ранга 3. ФИРСОВ,

УЗ

пись надо сделать на их гробу, чтобы
понять смысл войны? Сколько нам еще
придется вспоминать о тех, кто умер, не
зная за что! Разве это героизи?».

В некоторых письмах делаются прак-
тические выводы из отрицательного 0т-
ношения к войне. Таких писем немного,
но в действительности улельный вес
этих ‘настроений значительно больше. Еф-
рейтору 469-го полка 269-й пехотной ди-
визии Вилли Гартману пишут его родные
из Гамбурга: «Еели война продлится еще
долто, мы, женщины, все перевернем». В
пасьме старшему ефрейтору 344-го пол-
ка 213-й пехотной дивизии Герберту
Гейденрейху от ето брата Гельмута слы-
шится еще более серьезный протест:
«Нам эта война уже опротивела, и мы
сыты ею по горло. Будем надеяться, что.
эта война скоро сама кончится или MET
ее прикончим. 0 чем мне тебе еще пи-
гать, — ведь ты сам хорошо знаешь, где
у нас жмет сапог, а поэтому об этом те-
бе писать не нужно. Лучше изучать
опыт отцов. Старики кое-что понимали».

Таковы весенняе вести из германско-
го тыла.

«Война принесла. германскому нато-
ду, — указал товарищ Оталин в перво-
майском приказе, — большие разочаро-
вания. миллионы человеческих жертв,
голод, обнищание. Войне не видно кон-
ца, а людекие резервы на исходе, нефть
на исходе, сырье на исходе. В герман-
ском народе все более нарастает созна-
ние неизбежности поражения Германии.

Для германского . народа все яснее
становится, что единственным  выхо-
дом из создавшегося положения яв-
ляется освобождение Германии от аван-
тюристаческой клики ^ Гитлера — Ге-
ринга».

Письма, взятые у пленных на одном
из участков советско-германского фронта,
служат яркой иллюстрацией к этим
словам товарища Сталина,

Полновой комиссар С. ТЮЛЬПАНОВ.