4 июня 1942 г, № 129 (1080)

КР

АСНЫЙ ФЛОТ

о ee
Как подготавливается успех
боевой операции

Когль стало ‘известно, что предстоит
((евой поход, руководитель партийной op-
ганизашии Бахтиаров, посоветовавшись 6
зохандиром и комиссаром подводной лод-
хи, составил план работы. При этом он
использовал опыт предыдущих операций,
старался учесть трулности, с какими мог-
ль вотретиться подводная лодка.

Отличное состояние и бесперебойное
действие механизмов, особенно дизелей,
электромоторов, торпедного вооружения и
рулевого устройства, — вот что главным
образох должно обеспечить успех. Учи-
тывая это, секретарь бюро обстоятельно
беседовал с коммунистами Аникиным. Бу-
зиных, Новицким, Егоровым,  Захаровым
и другима, требовал тщательно подгото-
вить их завелывания, действовать так,
чтобы коммунисты во всем подавали при-
мер беспартийным. Комиунасту т. .Мацуре
он поручил подобрать художесгвенную ли-
тературу. Затем секретарь бюро собрал
агитаторов и подробно рассказал мм, с
кем из краспофлотцев и о чем нужно по-
говорить. Все его наставления сводятся к
одному: лучше а всестопонне подготовить
людей к походу.

Положительный момент в зеятельности
парторганизации полводной лодки тот, что
работает не один секретарь, а все члены
бюро и многие активисты. Они помогают
коммунистам выполнять партийные зада-
ния, проверяют их работу. Это дает хо-
рошие результаты.

На корабле установилось такое прави-
ло: во время перехода на позицию коман-
дование сообщает о боевой залаче всему
личному составу. В беседах с краено-
флотцами и млалшими командирами кох-
мунисты раз’ясняют приказ командира,
мобилизуют бойцов на отличное несение
вахты, добиваются, чтобы все механимы
действовали безотказно,

На перехоле созываетея заседание пар-
тийного бюро, обсуждается план работь
партийной оргалтизации на периол опера-
ции. Затем партийный актив обеужлает
залачи кохмунистов в боевом походе. Чле-
ны бюро проволят совещания коммуни-
сгов по боевым частям.

В дальнейшем секретарь и члены бю-
 ® беседовали с коммупистами, напомни-
ли, что OT четкоста яч слаженности их
работы у дизелей, электромоторов и тор-
педных аппаратов зависит успех опера-
ЦИИ.

Секретарь рассказал © случае, когда
торпедисты, замешкавшись у аппаратов,
Ha носколько секуна опоздали с выстре-
лом. Этот случай едва не привел к сры-
зу атаки. Беседа сыграла огромную роль.
Каядую свободную минуту  торпедисты
оттавали осмотру боевого оружия. И они
хобились хороших результатов: апиараты
лействовали безотказно, все команды вы-
полнялись быстро и четко.

Другой товарищ, член бюро, беседо-
вал с сигналыциками Харитоновым и Бе-
сединым, ‘рассказал; почему ‘нельзя от“!
влекаться при ‘наблюдении.

3a время перехола коммунист Кокушн-

лодки растет счет потопленных

Так работает партийная организация
подволной лодки во время перехода.

Периох пребывания на позиции — ca-
мый ответственный этап операции, В это

м оперативность и  целеустремлен-
1OCTb

вот чего добивается  партбюро. Cexpe-
тарь бюро требует, чтобы каждый ком-
мунист примерно обслуживал механизмы.
Решение этой задачи начинается задолго
до похода. А на позиции основное внима-

ние партбюро уделяет работе с каждым
дает хорошие результа-

коммунистом. Это
ты.

В атом походе, каки в предьмущих,
члены и кандидаты ВКП(б) показали 06-

`

разцы работы. Коммунисты  торпедисты

Захаров м Мельников всегда четко дей-

ствуют у аппаратов, быстро выполняют

все приказы командира. По их вине ни-
когла не было залержки. Ни одна выпу-

щенная ими торпеха не прошла мимо це-
ли. Во время похода, о которм идет

себе
могилу на дне моря два вражеских тран-

речь, от их метких залпюв нашли

спорта и тральщик.

Разыгралея сильный шторм. Уларом
волны в Носовой части налоттойки отор-
вало дверцу люка Когда корабль нахо-
Дилея в подводном положении, дверца
стучала и демаскировала подводную лод-
ку. Командир приказал устранить  пов-
реждение. Сделать это лобровольно выз-
вались секретарь
лучших торпедистов Бахтиаров и комму-
пист Мельников. Находясь почти все вре-
мя в холодной воде, под ударами волн,
они быктро устранили неисправность.

Подобные факты не единичны. Беспар-
тийные бойцы стараются подражать ком-
мунистам, & в наиболее трудные момен-
ты они действуют особенно умело, доби-
ваясь высокой чести вступить в партию
Ленина — Сталина.

Противник обнаружил подводную  лол-
xy, Вражеские корабли забросали ее глу-
бинными бомбами. Силой взрывов порре-
пило электромоторы и дизеля. Липривитись
лвигателей, ‘полводная лодка легла в
дрейф. Волны, хотя и медленно, ‘гнали
корабль к вражеским берегам. Создалось
трудное положение,

В течение нескольких часов, не зная
отдыха, коммунист Новак и комсомольны
Алексеев, Чернявцев и Данилов устраня-
ли повреждения. Механизмы вновь зара-
ботали, Подводная лодка получила ход.

В течение всёго этого похода, в кото-
ром отважным подводникам пришлось пе-
ренести немало  трулностей и лишений,
парторганизация приняла в члены боль-
шевистекой партии шесть человек и в
кандидаты ВКП(б) — десять.

С каждым боевым похолом  подволной
враже-
ских транспортов и кораблей. В этих
славных боевых делах немалая доля тру-

хин выпустил несколько «Боевых лист:   Л Коммунистов, которые в борьбе с вра-

Ков», раз’яонявитих задачи бойцов pas-
лачных специальностей.

гом не жалеют ни сил, ни самой жизни.
Старший политрук С. ШАХОВ.

ВСЮ СИЛУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА-ДЕЛУ РАЗГРОМА ВРАГА

ФРОНТОВОЕ СОВЕЩАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 3 июня,
(Спец. корр, ТАСС). В Доме Красной Ар-
мии им. Кирова состоялось фронтовое со-
вещание ленинградских писателей. С до-
Raton об участии писателей во фронто-
вой печати выступил лауреат Сталинской
премии поэт Николай Тихонов.

— Свыше 100 литераторов работает в
эрмейских газетах, — сообщил он, —
произведения многих ленинградских поэ-
тов широко известны бойцам и команди-
рам. Писатели живут фронтовой жизнью,
И 910 положительно сказалось на их
творчестве. Онш стали писать доходчи-
вее, эмоциональнее. ‘Голос прозаиков и
поэтов обрел новую силу.

Особенное развитие во фронтовой печа-
ти получили сатирические стихи. В юмо-

ристических отделах газет живут и дей-
CTBYIOT такие популярные герои. как Ва-
ся Теркин, ефрейтор Минометов и др.
0 работе писателей на Краснознамен-
ной Балтике рассказал тов. Вишневский.
Писатели не только работают в редак-
циях военных газет, они холят в в 043-

ведку и участвуют в сражениях. В этой

боевой жизни накапливается тот богатый

материал. из которого будут создаваться

художественные произведения.

„Ма совещании выступил ответственный

секретарь правления ССП тов. Фадеев.
Совещание ¢ большим под’емом приня-

ло приветствия вождю народов

парторганизации исключительно
важны. Образцовая работа всего личного
состава, отличное несение боевой вахты-—

партбюро — один из

рассказывают © диком произволе,

бывшей школы №

электростанция,

-

краснофлотцем И. Баканевым и гвардейского

0. SRE TRCERH

СОВЕТСКАЯ ЛИСТОВНА

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 3 mons.
(Слец. корр. ТАСС). Советские листовки и
устные передачи на передовой линии ог-
ня производят большое впечатление Ha
немецких солдат. Несмотря на строжай-
шее залрещение, немецкие солдаты 6e-
режно хранят у себя наши листовки, 34-
читывают их до дыр.

В последнее время участились ‹лучаи
перехода германских солдат на нашу
сторону. Мысль о сдаче в советский: плен
возникает у многих солдат. Характерно в
этом отношении заявление добровольно
сдавшегося в плен солдата 6 роты 2 63-
тальона 257 полка 83 немецкой пехот-
ной дивизии Вильгельма Штрейха.

— Слатья в плен, — говорит он,—
я решил давно. Лично я три раза слыхал
‚русские звуковые передачи. (0 передачах
‚сразу же узнавал весь гарнизон города,
где я находился. Нам запрещают читать

(Секретарь партбюро крейсера «Красный Кавказ» гвардейского экипажа
политрук С. Ефимов беседует с вновь принятыми в партию гвардейского
экипажа краснофлотцем А. Чертополоховым, гвардейского экипажа старшим

экипажа старшиной 2-й статьи

Фото Б. Шейнина.

В НЕМЕЦКИХ ОКОПАХ

листовки, Несмотря на это, солдат. на-
шедший листовку, несет обычно ее в
свою землянку, и там она идет по рукам
до тех пор, пока не попадет к нацисту.
Особенно хороши листовки, обращенные
‘непосредетвенно в определенному полку,
батальону. Их читают с ‘удовольствием.
Оживленные разговоры вызвала листовка
с выдержками из приказа Сталина. 0
приказе Сталина знали все солдаты не-
мецкого гарнизона.

Показания Штрейха подтверждают не-
мецкие военнопленные обер-ефрейтор 404
полка 246 пехотной дивизии Фердинанд
Граф, ефрейтор Иоганн Бонк, врач-хи-
рург 7 мотоциклетного батальона 7 тан-
коБоЙй дивизии лейтенант Зигмунд Пенс-
ген и другие.

Bee они не верят в победу Германии и
проклинают Гитлера, затеявшего преступ-
ную разбойничью войну против Совет-
ского Союза.

Гитлеровцы опустошили Смоленск

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 3 июня.
‚корр. ТАСС). Через линию фронта пере-
  бралась труппа ‘жителей Смоленска. Выр-
 вавшиеся из фашистской неволи лю
0 K0-
шмарных зверствах гитлеровцев в ста-
ринном русском городе.

В Смоленске фашистекие варвары‘ во
время  бомбарлировок в прошлом году
уничтожили больше 75 проц. всех строе-
ний. Центр города буквально стерт е ли-
ца земли. Среди разрушенных зданий —
тородской театр. Дом Красной Армии,
Дом Учителя, здание горсовета и многие
другие. Сильно пострадала также Задне-
провская часть города.

Лучшие из сохранившихся зданий пре-
вращены в грязные фашистские казармы.
В кекоторых зданиях устроены дома тер-

‚`тимости. Сюда согнали левушек из ближ-
‘них в городу селений.

городе свирепствует сыпной таф. Из
54, превращенной ‘в
тифозный барак, каждый день вывозят
от 50 лю 70 трупов фашистов,

В Смоленске осталось всего около 30
ты. чел. населения, Большая часть на-
селения обречена на вымирание от го-
лодной смерти. Работу получить негде:
Все предприятия замерли. Все магазины

ая Несколько столовых обелужива-

ют только немецких офицеров. Городская
прачечная, бани обелу-

живают также только немцев.

Движение по городу разрешено лишь с

то Союза товарищу Сталину и руководи-   8 час. утра до 8 чаю. вечера, но и этой

телю ленинградских большевиков Тов.

А. А. ЖЩданову.

0 некоторых способах
заделки корабельных пробоин

Успех каждой боевой операция решает-
сл умением личного состава мастерски
владеть оружием, знанием своей  спе-
ниальности, Мастерство в каждом деле до-
стигается глубоким изучением своего за-
велывания, постоянной тренировкой.

В бою, кроме храбрости и исполнитель-
ности, от каждого бойца и командира тре-
буются  изобретательность, находчивость,
ч10бы в любой обстановке
чивать безотказные действия боевого по-
та, Наряду е выполнением основной за-
лачи в бою огромное значение имеет
борьба за непотопляемость, ликвидация
повреждений. Ответственен за это коман-
Дир пятой боевой части, который руково-
лат действиями аварийных трупп. Успех
борьбы с водой, за живучесть и непо-
топляемость корабля обеспечивается  BBI-
сокой боеБой выучкой аварийных групп
B сочетании с мужественным и отважных
выполнениех обязанностей — краснофлот-
цами.

Опыт ликрилация полученных в 6010
повреждений показывает, что наши легко-
водолазы и трюмные спепиалисты впоть-
мах, в дыму, в сложной обстановке хоро-
шо ориентируются и борются с водой. Они
будут действовать еще лучше, если втол-
не овладеют техникой, имеющейся в их
распоряжения, ип в полной мере будут
проявлять смекалку и инициативу, рож-
денную боевым опытом.

Необходимо ‘учесть, что крупные про-
‘аины от мин, торпед, авиабомб (при пря-
Мом попадании) можно заделать только
боевых пластырем. Способы заведения
пластыря азвестны, успех постановки его
в0 многом зависит от метеорологической
ц боевой обстановки, а также от харак-

=

тера и места пробоины. Но, как показал
опыт войны, в 6010 приходатея чаще
иметь дело с мелкими пробоянами и по-
вреждениями, поэтому необходимо быть
готовым к заделке их быстрыми и доста-
точно надежными способами.

Чтобы судить о масштабе этой работы,
достаточно указать, что количество OCKO-
лочных пробоин, преимущественно надвод-
ных, достигает 300 в даже 400 только
при разрыве 2—3 авиабомб вблизи ко-

рабля.
Заделывать нужно все пробоаны, Tak
как не исключена возможность новых

повреждений (подводных). При увеличе-
нии осалки корабля, вслехотвие приема за-
бортной воды, надводные туюбоины могут
оказаться ниже действующей ватерливии.

Корабельных  легководолазов нужно за-
ранее тренировать, чтобы они умели бы-

BOSMOMHOCTHIO HaACeIeHHe He пользуется.

стро отыскивать и належно заделывать
каждую пробоину. Ония должны в каждом
случае быстро определять размеры и ха-

раклер пробоины, ибо от этого завасит
выбор средств и с10с0бов ликвидации
повреждений.

В качестве праспособлений и материа-
лов, праменяющихся на кораблях пои
ликвидации мелких подводных и надвод-
ных пробоин от осколков авиабомб и сна-
рядов, кроме обычных, нужно иметь в ви-
ду также ряд других. Можно, напрамер,
применять мелкие — пластыра-заглутхм
(рис. 1). Их паготовляют заранее, разных
размеров. из досок эллиптического сечения
с мягкмм контуром. Шластырь заводится
через пробоину изнутри корабля, притяги-
вается к месту шкертом, взятым за обуш-
ки, вделанные в середину пластыря, и

кренитея по месту. Пунктиром показано

положение пластыря после его закрепае-
ния. Этот способ хорош для эллиптиче
сних отверстий. :

Большой аффект лают просаленные па-
русиновые мешки разных диаметров. Их
продевают через пробоину и затем наби-

гвозди — подушка

(Слец. ли,

: полицейские наряды, шныряющие
итикн. Досталочно встретиться со зна:
комым, чтобы попасть в число подозря-
тельных. По центральным улицам даже
днем можно ходить только по 060бым
пропускам. ;

В апреле и мае гестапо провело мас-
совые обыски и аресты. Злодеяния фаши-
стов. не знали предела. За этот -пернол
были расстреляны а брошены в концентрз-
ционные лагери сотни смоленчан.

На одной из улиц города был обнару-
жен порванный телеграфный провод, Фа-
шисты охватили 15 прохожих и apecro-
гали их в качестве заложников. Випов-
ных обнаружить не удалось, и все за-
ложники были расстреляны, У  железно-
дорожного переезда остановились три де-
вушки в ожидании, когла, пройдет воин-
ский поезл. Одна из девушек оказала.
что хорошо’ было бы сейчас перейти гра-
ницу. За эти слова все три девушки бы“
ли расстреляны. В близлежащей от Смо-
ленска деревне Саркино партизаны уби-
ли фашистекого солдата и сожгли авто-
машину. Партизан обнаружить не уда-
och. Раз’яренные гестаповцы сожгли вер-
вые попавшиеея 7 домов и хозяев рас-
стреляли на глазах их детей.

Исключительно высок патриотизм смо-
ленчан, которые знают, что нелалек час
освобождения. Недавно группа мололежи
разбросала на улицах антифалтистские ли-
стовки, Несмотря на голод, в Смоленске
не найти добровольцев, желающих отпра-
виться на работу в Германию. Советские
патриоты ведут непримиримую борьбу с
ненавистным врагом,

В. АРЕФЬЕВ.

мешок
НАБИТЫЙ МЯГКИМ
(KBAY)

вают ветошью, паклей, обстрижкой я т. п.
Таким образом, за бортом корабля обра-
зуется мешюк, набитый мягкам материа-
лом, и так как диаметр мешка больше
диаметра отверстия в борту, то, когда его
втягивают внутрь, он плотно  закрывлет
пробоину (рис. 2). Этот способ pexomen-
дуется для круглых (или близких к круг-
лым) пробоин, с рваными краями внутрь
корабля.

Для заделки щелеобразных отверстий,
разошедшихея швов, трещин^в обшивке,
кроме конопатки клиньями, пеньковой ня-
бивкой, паклей, ветошью и пр., хороший
результат дают замазки @ цементные ра-
створы. Растворителем лля замазок быва-
ют олифа. кузбасслак,  жилкое стекло
(с цементом): в качестве материала для
замазка наименее дефицитными считаются
мел и сурик. При значительном напоре
воды предпочтительнее зачеканйвать тре-
щины и щеда полосками свинцовых ли-
CTOB.

Хорошим материалом для залелки отвер-
стий служат также пробки, изготовляемые

Семья

Канонерская лодка выполняла ответст-
венное боевое задание. Случилось так, что
на винты намотались тросы, и корабль с
трудом выбрался из опасного места. Мно-
то и настойчиво работали моряки, чтобы
высвободить винты, но безуспешно.

Командир обратился на крейсер с
просьбой прислать на помощь водолазов.

...На канонерской лодке много говори-
ли 0 водолазах крейсера, особенно об 0д-
HOM из нах.

— На один винт намоталея стальной
трос, на другой — пеньковый. Наши ре-
бята ничего не могли сделать, а он по-
лез и вызволил нас из беды, — говорили
друг другу моряки.

Никто не знал имекси водолаза. Й тщет-
но старался узнать его фамилию коман-
дир второй боевой части. Он вышел на
палубу, Сзади кто-то подошел и спросил:

— Товарищ командир, нет ли у вас
спичек, прикурить?

Командир обернулея и вдруг бросился
© распростертыми об’ятиями к опешивше-
му моряку:

— Дорогой мой!

Водолаз был Пантелей Скорик, а коман-
дир второй боевой части — его брат.

Скорик — это фамилия хорошо изве-
стной семьи моряков. Ее называют  «м0-
ряцким гнездом». Й в этом — превели-
кое уважение к семье! Сколько честных
и бесстрашных морских орлов оперилось
в этом гнезде!

«Основателем» моряцкого рода Скорики
считают своего деда Демьяна. Ему перво-
му полюбилось море, и он перевез семью
на берег моря. Он плавал. матросом Ha
маленьких судах. Сынам своим он зака-
зал продолжать «моряцкую лолюшку».

— Тяжела эта моряцкая доля, да че-
стных людей море любыт, вот оттого и
хочу, чтобы вы моряками были: Глят-
Té, MCHA, старого, не осмешите делами не-
добрыми!..

Такое завещание оставил дед.

Олин из его сыновей, Афанасий, пла-
вал на военных кораблях. русского Чеэ-
номорского флота. :

Много ‘лет прошло. Й вот, когда под-
росли дети, Афанасий собрал их и сказал
строго:

— Шо моряцкой линяи пойдете, да
смотрите, чтоб рол наш не опозоряли. Сы-
новья — моряки и зять — моряк...
сказал он, обращаясь к дочери.

И вышло так, как он велел.

Николай, Петр и Филипп пошли Bo
флот, а Пантелей решил стать водолазом.

— Где трудно, там и интересно!

Началась война. Старый военный м0-
ряк  Афанасий Демьянович собрал евоях
в сказал: ” .

— Не все мы тут- Некоторые из на-
шего гнезда уже воюют. Нет Пантюха. —
дерется на Днепре, нет зятя Васютки, —
о его корабле мы уже слышаля кое-что
хорошее,

моряка

У Афанасая Демьяновича оставался
еще один сын, самый меньший — Геор-
1ий, Он пошел в морскую пехоту.

Крепко дерутся орлы из моряцкого гнез-
да! Пантелей восстававливал  разрушен-
ные фашастской авиацией мосты. Однаж-
ды он был на речном судне. которое M0-
пало у берега под обстрел врага. Фаши-
сты открыли огонь из пушек, минометов
и пулеметов. Чтобы обмануть врагов, Пан-
телей предложил выпустить пар. Немцы
подумали, что пафохол мелленно тонет, и
перестали его обстреливать. А в сумерки
судно благополучно ушло. Потом Панте-
лей дрался в Донбассе. Теперь эн — в0-
долаз крейсера. За мастерство его прозва-
ли на корабле «подводным дьяволом»,

Итак, все Скорика на боевых постах:
одни на кораблях, другие в морекой пе-
хоте. Николай сперва отстаивал  крым-
скую землю, потом ‘был на Западном
фронте. 0 его мужестве подробно расска-
зал в пасьме командир.

Филипп защищает Севастополь. Петр
дрался в прославленном соелинении  пол-
ковника Потапова. В разгар боя потапюв-
ский пулеметчик услышал вдруг голос
брата:

— Брат, Петруша, привет!

Фалипп, оказалось. тоже дрался в м0р-
ской пехоте. Петр узнал брата:

— Ну, как, братуха, ладно я немчу-

ру крушу? ‘

— Ладно! — ответил Филипп.

Фалпистская цепь редела. Влруг разор-
валея снаряд подле пулемета Петра. Фи-
липп подбежал. к брату. Петр только ска-
зал:

— Расскажи отцу, как я умер, чтобы
плохо 060 мне не думал старик.

Филипп поцеловал брата, укрыл
камнями труп и пошел в атаку.

Зять Василий Евтушенко был в десан-
те. Десант ‚высадился у врата в тылу.
Василий заколол нескольких фашистов.
Его ранали дважды, а он все держался “
бил врага. Из его рук выпала вивтовка,
когда перестало биться сердце.

0 тяжелой утрате узнала родители.
Мать стала плакать, а Афанасий Демь-
янович поцеловал старуху и сказал:

— Не плачь, мать, дети умерли храб-
рой смертью, ови не омрачили трусостью
наши старые годы и остались для наб
вечно живыми.

В письмах к детям и их двоюродным
братьям, бьющимея с врагами, Афанасий
Демьянович писал: «Мстите, метате не-
шадно за кровь братьев, за кровь совет-

3&

ских людей. Запомните, дети наши: не
смерть страшна, а. страшна бесславная
БИЗНЬ».

Й Скорики мужественно выполняют на-
5аз своего старого отца...

Матвей НИКИТИН.
Черноморский флот.

Новые книги

В боях за Москву

Гр. НИЛОВ, «По военным дорогам Подмосковья».
Военмориздат. 1942 г.

Журналаст Нилов. свидетель и участ-

На дорогах Подмосковья в захвачен-

ник великих боев за Москву, рассказал о   ных фашистами деревнях шла дикая; пья-

том, что он видел в те незабываемые” дни
на военных дорогах Подмосковья.

Живо встает перед глазами
ская пора, когда немцы прорвались на
дальние подступы к Москве, когда в со-
общениях Информбюро появились такие
направления, как Можайское, Малояросла-
ьецкое, Волоколамское, Клинское.

Наши войска с неваданным героизуом
отражали натиск врага, переходя в контр-
атаки я не давая немцам ни шагу сту-
пить вперед. Вечной славой овеяны име-

на героев, жизнью своей  преградивших
путь фашистским . полчищам.

По подмосковным дорогам уходили
своих сел и деревень марные жители.

Красная Армия, народ знали, что не-
мец никогда, никогда не будет в Москве.

ИЗ

из мягкого, вязкого дерева (липа, осина,
вяз, реже — ель, сосна). Эллиптаческие,
клинообразные, плоскокруглые пробки мо-
гут на практике найти большое примене-
ние.

Для этой же цели служат деревянные
клинья из более твердого дерева, с неболь-
шим углом (5—10—15°) клина а co
скошенными  на-нет сторонами, чтобы
образовался паз между двумя соседними
ЕЛИНЬЯМИ, и благодаря этому они лучше
прилегали. Всякая пробка или клин дол-
жны «стопориться» в пробоине путем
расклинивания дополнительными кливыш-

ками после окончательной установки
(рис. 3.)

Несомненно, боевой опыт и практика
дали, кромо перечисленных, еше немало

хорошах, быстрых с1юсобов заделки про-

Рис. 3.

боин. Нужно, чтобы все лучшие способы,
обеспечивающие живучесть, всячески п0-
пуляризировались и передавались на все
корабли флота.
Инженер-напитан 1-го ранга
В. ДЕНИСОВ.

октябрь-.

ная, сатанинская расправа над советски-
УМ ЛЮДЬМИ.

«Вместе с солдатами в овин вошел не“
мецкий майор.

— Hy, как вам, холодно?. — спросил
он.

— Холодно, — ответили колхознаки,

— А ну, подогреть их! — распорядил-
ся майор.

Немцы обложили овин трухлявой
мой и ПОДОЖГЛИ».

Смерть и разрушение, глумление & на-
силия, Пытки и виселицы, повальзый
грабеж яч унижение — вот с чем пришли
к нам, на нашу землю варвары с берегов
Одера и Рейна.

Но час возмездия был близок. 6 де-
кабря началось наступление советских
войск. Всей мощью боевой технаки, всей
силой ненависти она стремительно и не-
ожиданно обрушились на немцев.

Й на тех же почерневших
дорогах Подмосковья
начался
войск.

соло-

от огня
в стужу и метель
невиданный разгром немецках

«— Гнать и гнать! — говорит пол-
ковНИк. — Так и. передайте командирам
батальонов: ни секунды

селе, ни в лесу, ни даже в овраге. Пусть
они ночуют только в открытом поле».

Пресловутый «дранг нах Остен» прев-
ратилея в «драп нах Вестен». И подио-
сковные дороги были усеяны брошенной
немецкой техникой
солдат. у

Десятки городов, тысячи сел и дере-
вень были освобождены Красной Арувей.
Незабываемы подвига наших бойцов и
партизан.

Сержант Лобченко, огнем своей пушки
подавивший фашистскую батарею. лейте-
нант Лев Форнель. командир роты развед-
чиков, 14-летние развелчика Женя Иванов
п Коля Андреев. волоколамекие партиза-
‚ны Кузин, Андрианов, Периков, 16 гвар-
дейцев-панфиловцев и их полатрук Геор-
гиев, повторившие бессмертный полвиг
28 гвардейцев, — о них. о героях бит-
вы за Москву, будут сложены сказания, _

Талантливая книжка Григория Нилова,
журналиста — военного моряка. погибще-

о на боевом посту, написава проето,
взволнованно. со страстью, Эти очерка
созданы во фронтовых условиях, «Ha

кпаешке стола», как говорится в предис-
ловии. Но они близки я понятны, потому
что каждая строчка этих записей «из п0о-.
левой тетрали» лышит гневом и болью и
возбужлает в душе нашей ненависть в
врагу.

А, ЕФИМОВ,

передышки нем-.
mam. Не оставлять их на ночь — ни в”

и трупами немецких’