9 ^.
и

Использевание торпедного

i

оружия с подводных лодок

Первый фашастекий корабль, шедшай
на восток, был отправлен’ на дно Барен-
цова моря торпедами. С тех пор прошло
более одиннадцати месяцев. Подводники
Северного флота завоевали славу в борь-
бе с врагом. Они потопали более сотни
фаттистсках транспортов и военных ко-
раблей. Торпедное оружие подводных 10
лок действовало и действует  отлачно,
Личный состав  третьах боевых частей
показал хорошее знание своей техники,
умение применять ее в сложных усло-
виях современного боя, в суровой обста-
новке заполярного морского тватра.

Североморцы-подводники топят корабли
врага в долгие темные полярные ночи,
находят м уничтожают  противнака в
штормовую погоду, в тумане. Они разят
корабли врага в круглосуточные поляр-
ные дни, настигают их в глубоких фиор-
дах и хорошо защищенных гаванях.

Наряду с первыма боевыми успехами
подводных лодок выявились и некоторые
педочеты в тактике @спользованйя тор-
педного оружия. Об’яснялось это прежде
Бсето тем, что личный состав не имел
еще достаточного боевом опыта. При
встрече с фашистскими кораблями наши
командиры старалясь поразать их с наи-
меньшей затратой имеющихся торпед, на-
деясь на свой расчетливый глаз. Такой
метод праносил недостаточный боевой ус-
пех. Разбирая операции этих подводных
лодок, анализируя первые промахи их
командиров, подводники не только в MO-
ре, но а на берегу ‘учались воевать.

Каждый командир, возвратившийся из
боевого похода, делает подробный доклад
на специальных занятиях командиров и
комиссаров подводных лодок. В докладах
освещаются такие вопросы:  подготовба
подводной лодки в базе. переход в месту
действий и возвращение в базу, дей
ствия Ha коммуникациях  противнива.
Особо детальному разбору м критическому
анализу подвергаются столкновения‘ под-
водных лодок с кораблями противника,
применение оружия и вопросы, связанные
с противодействием неприятеля. Таким 0об-
разом систематизируется, накапливается
боевой опыт подводников.

В первом боевом походе командир
Н-ской подводной лодки ммел соприкос-
новение с кораблями противника. Он
пооизвел несколько торпедных атак,
но добился незначительного успеха.
0б`яснялось это прежде всего тем,
что командир не имел достаточного
боевого опыта, 5 решению тактических
залач и использованяю своего оружия
подходил академически, стараясь выдер-
жать точные, может быть, несколько
устаревтие нормы. Он забыл 0’ том, что
война беспрерывно вносит коррективы в
тактику использования оружия. Напри-
мер, он старалея точно выдержать дис-
танцию{ при атаке и слишком ревностно
эковомил торпеды. ;

На занятаях командиры осудили такой
метод стрельбы, поделились своим опы-
том, опытом союзников и сделали опреде-
ленные выводы для дальнейших действай
ва море. В результате таких разборов опе-
раций отдельных подводных лодок команди-
ры непрерывно совершенствуются. Улуч-
шается тактика действий нашах подвод”
ных лодок, вырабатываются  определен-
ные, конкретные методы подводной вой-
ны. Тот же самый командир, который в
начале войны допустил ряд тактических
ошибок, сейчас роззрашается из походов
с неизменным успехом. Он утопил до по-
следних дней шесть больших транспор-
тов противнака.

Несколько слов 0 подготовке вахтен-
ного командира. В первые дни войны
были случаи, когда некоторые вахтенные
командиры пря обнаруженаи кораблей
противника не принимали  самостоятель-
ных решений. Они не производили на-
чального маневрирования для выхода в
торпедную атаку, & только сообщали 0
появлении каравана командиру подводной
лодки, и ждала его решения. Это приво-
двло к потере чрезвычайно пенного в та-
кой момент времеви, а иногда атака

een ee ee

совсем срывалась. После этих случаев
вахтенные командиры начали проходить
учебу в кабинете торпедной стрельбы и
непосредственно в Море, в боевой обета“
новке, Результат учебы уже налицо, Все
вахтенные  командары самостоятельно,
правильно и успешно производят началь-
HOO маневрирование, & иногда м само-
стоятельно выходят в торпедную атаку.

Наша подводные лодки, активно дей-
ствующие на коммуникациях, естествен-
но. встречают противодействие. Они стал-
киваются на своем пути с минама, про-
тиволодочными сетями, их преследует
авиация и т. д Чичному составу прихо-
длится действовать в сложной боевой o6-
становке. В такие минуты особенно ‚ тре-
буются, кроме смелости и мужества, OT-
личное, всестороннее знание своего ору-
жия, умение быстро и надежно исправ-
лять его. /

В начале войны на олкой из подвод-
ных лодок в процессе атаки вышла a3
строя автомат-коробка. Казалось бы, на-
чатая атака должна сорваться. Но crap-
шина торпелистов  орденоносец  Дряпи“
ков, отличный знаток своего eda, Ham
пел правильный выход. Выключив авто-
мат-коробку, он привел в действие бое-
вые тяги вручную и своевременно выпу“
стил торпеды. Корабль противника был
потоплен.

Мы ввели в практику обязательные
разборы подобных случаев отдельно ©
командирами боевых частей м со всем
лачным составом. Занятия проводятся в
специальном кабинете и непосредственно
у боевых механизмов. Такие разборы по-
могают изживать недочеты, обогащают
опыт использования торпедного  дру-
жия, развивают находчивость, смекалку
и рационализаторскую мысль.

Все стремления командиров и краено-
флотцев направлены к тому, чтобы эф-
фектавно использовать CBOe грозное ору“
жие в бою. Действия в различной \обета-
новке внесли коррективы в устройство
некоторых деталей механизмов и оружия,
в уход за нима и в боевую документа“
цию. Ценные  рационализаторокие пред-
ложения немедленно осуществляются и
распространяются на все корабли.

За все время войны не было в море
ви одного случая, чтобы наша торпеды
подвели командиров. Это — заслуга ба-
зовых торпедистов,  высококвалифициро-
ванных мастеров своего дела. Они хотя и
не встречаются с противником лицом Е
липу, но своим упорным самоотвержен-
ным трудом помогают бать врага навер-
няка. Старшины торпедной группы Пру-
саков и Киселев, командиры отделений
Суханов, Миловский и другие добились
исключительно высокой производательно-
сти в приготовлении торнед. Она быст-
ро и правально определяют а устраняют
малейшие недостатки в торпедах, добива-
ются исключительно точной регулировкя
и работы всех механазаюв.

Спросите, например, т. Прусакова ила
другого специалиста, о какой-либо торпе-
ле, @e состояния я особенностях. Вы все-
гда получите точный ответ, полную ха-
рактеристику механизмов этой торпеды.
Передавая свое оружие на корабля, базо-
вые торпедисты каждый раз инструкта-
руют личный состав боевой часта, рас-
сказывают до мелочей о каждой торпеде.

После возвращения подводной лодки из
похода они вновь приходят ° на’ нее, Y3-
нают 0 состояния  матераальной части
торпед и, если нужно, тут же на месте
устраняют выявленные в походе дефекты.
Личный состав подводных лодок, получая
от базовых торпедистов оружие, твердо
yonet что оно никогда He подведет в

10.

За оданнадцать  месяпев отечественной
войны ‘торпедное оружие наших подвод-
ных лодок принесло немало  замечатель-
ных побед. Оно и впредь в верных опыт-
ных руках подводников-североморцев бу-
дет разить врага без промаха.

Капитан-лейтенант 0. ВОЛКОВ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

флот.  Катер-охотник,

Черноморский
лодки, атакует ее.

Отважные действия

as
балтийских
Во время боевой операции, катер коман-
дир т. Веневаленского попал под

ураганный артиллерийский отонь. Невзи-
рая на это, катер приблизился к кораблю,
следовавшему под прикрытием его дымо-
вой завесы.

Вдруг один из снарядов разорвался У
самого борта. Осколком был убит управ-
лявший дымовой аппаратурой’ Kate
р& старший краснофлотец Воронцов.
Команловавшего катером т. Веневаленоко-
то тяжело ранило в грудь и руку. Нев-
зирая на это, Веневаленский бросился к
дымовой аппаратуре и обоснечил дальней-
шее. выполнение боевой операции. ‹_

Мужественные балтийские моряки под
иквальным огнем противника блестяще
выполнили боевую задачу и благополучно
вернулись нз свою базу. Приказом глав-
ного командования 3% смелость, проявлен-
ную в боевой обстановке, Веневаленокий
и старшина ‘1-й статьи Король награжде-
ны пенными подарками. Краснофлотцам

Неожиданный удар

В глубоком тылу врага, среди сопок,
тасположен вражеский аэродром. Штурма-
ны ведущих бомбардировщиков Ларин и
Сырчан первыми из североморцев прокла-
дывают курс к нему.

Исчезла земля, метеорологаческие усло-
вия на’ маршруте резко изменались, по-
явилась многоярусная облачность, стекла
кабин захлеетывает ливень, который за-
тем сменяется градом. Но моторы  гудяг
ровно,
_ Постепенко погода проясняется. Сли-
ваясь с нижней кромкой облаков, самоле-
ты незамеченными подходят к берегам
противника. a

Альтиметр показывает 1.700. Уже вид-
неются красноватая в отблесках полярного
солнца высокая скала, крутой берег и се-

ребристая полоска торной ‘реки. 3a Ha’)

ми — аэродром. Штурман Таран искусно
полволит самолеты на цель. -
Враг не ждал удара советских летчи-

ков. Двухмоторные пикирующае бомбарди-  .

рювщиви и транспортные самолеты стояли

ТАРА Н

Прикрывая отход советских бомбарди-
ровщиков после бомбометания по ‘назем-
ным частям противника, наши  истреби-
тели Сгибнев, Бабий; Дижезский и дру-
гие завязали бой < «Мессершмиттамя-
109». В коротком бою летчики уничто-
жили три немецких истребителя.

Вечером того же дня группа истребя-
телей старшего лейтенанта Сгибнева сно-
ва поднялась в воздух для ‘охраны бом-
бартировщиков. Й вновь завязалея бой ©
8 «Мессершмиттами».

Исключительный героизм проявил мо-
лолой летчик сержант Лопатин. В тот

О главных и второстепенных
факторах в бою

Чтобы умело выполнить поставленную
перед кораблем или соединением боевую
задачу, командир должен твердо, безопги-
бочно знать, что является в данной опе-
palit самым важным, на чем ему нуж`.
HO сосредоточить внимание в первую
очередь лля нанесения верного и точного
удара. Правильное определение главного
и второстепенного в тактической ‘обота-
новке; умение подчинить Bee второсте-
пенные мероприятия главной задаче, 0с-
новным тажтическим действиям — необ-
холимое условае успеха.

Самый одаренный, самый отытный и
подготовленный командир не’ в состоянии
OXBATHTh BECO события, прокоходящие на
его корабле в разгар боевых действий,
Поэтому в масштабе корабля для коман-
дира действительно то же правило, что и
во всем соединении: только главному от-
давай все свое внимание, все свои силы,
все свое умение; не распыляйся, не раз-
менивайся на мелочи, концентрируй свою
волю, свою власть главы корабля на том,
что сейчас решает успех сражения.

Умение отличить главное от второсте-
пенного и составляет военное искусство
командира. Для того, чтобы точно . опре-
делить, какие факторы в бою являются
решающими и какие  второстеленными,
командир должен хорошо разбираться в
любой тактической обстановке. А это тре-
бует солилных специальных поэнаний и
организаторских способностей. Только ко-
мандир, добившийся четкой ‘организации
службы на корабле, ‚ отличного знания
пюльми своих обязанностей и обраэцове-
TO взаимодействия подразделений, всегла
имеющий правильную информапию 06
всех изменениях и событиях, способен
безоптибочно ориентироваться и наметить
тлавное звено предстоящей оерапии. .

Только волевой, смелый и тепгитель-

ный командир сумеет при любых 610“

>

‘Капитан 1-го ранга
В. АНДРЕЕВ
<

виях направить силы личного состава Ha
решающий участок. Это co всей убеди-
тельностью показывает опыт  многочис-
ленных боевых операщий.

Bo время боя на морских подступах Е
горолу Н., захваченному немецкими окку-
пантами, наши миноносцы устремились
в порт. Для кораблей самым главным,
решающим на дапном этапе операции был
прорыв к стенке мола. Между тем обста-
новка была очень сложной. Развертыва-
ющиеся события могли отвлечь или рас-
пымить внимание командиров миноносцев.
Чтобы не допустить корабли в порт, про-
тивник пустил в ход все свои огневые
средства. Артиллерийские и минометные
батареи, пулеметчики. автоматчики били
наугал в темноту ночи; огневой шквал
бушевал вокруг миноносцев. В таких ус-
ловиях необхолима большая  вышержка,
чтобы не растеряться, суметь определить
главное и организовать весь экипаж ко-
рабля на достижение этой основной  це-
ли. И командиры миноносцев, невзирая на
вражеский огонь, не отвлекались, не от-
ворачивали, не изменили задуманный
план операции излишними действиями,
которые сейчас были бы второстепенны-
ми и мешали бы выполнению основной
залачи. Все внимание каждого команлира
было сосредоточено на том, чтобы быст“
рее прорваться к стёнке мола и высадить
десант,

Сумев определить главное на данном
этапе боя, командиры соответственно оп-
релелили и основную для себя залачу в
руководстве кораблем. Только умелое,
твердое управление кораблем требовалось

в эти минуты от команхира, — никакие
иные дела, никакие иные события HO
должны были его отвлекать.

Встати сказаль, во время боя’ на 50-
рабле иногда возникают повреждения и
аварии, имеющие местный, локальный ха-
рактер. Исправление этих повреждений,
восстановление вышедшего из строя ме-
ханизма можно и нужно организовать, не
отвлекая команлира корабля. Помошник
командира боевой Части, командир диви“
эиона, лаже старшины групп и команди-
ры отделений, если они обладают LocTa-
точными организаторскими способностями,
вели у них развито чувство ответствен“
ности и инициатива, © успехом справят-
ся с этой работой самостоятельно.
нечно, когда масштаб полученного  пов-
режления угрожает живучести и б06спо-
собности всего корабля, необхолимо. не-
медленное вмешательство самого коман-
дира. :

Возвращаясь в раэбору описываемой
нами операции, следует остановиться Ha
действиях группы  катеров-охотников под
команлованием капитана 3-го ранга
А. П. Иванова. Задача, поставленная пе-
ред этими кораблями, отличалась OT Har
чала до конца своей смелостью: они 0су-
ществляли первый бросок отряда моряков
для захвата порта. Выполнить такую 38-
дачу мог лишь командир, обладающий
сильными волевыми качествалеи,
ный быстро и грамотно оценить тажтиче-
скую обстановку. Уже в избранном  ко-
мандиром боевом строе можно было по-
чувствовать хорошо продуманный план,
правильно понятое главное звено опера-
ции, Катера-охотники ворвались в порт
врассыпную, заставив таким образом про-
тивника расоредоточить огонь. В резуль-
тате основная цель первого эташа опера-
ции — захват пристани — была достиг
Нута в кралч ров.

$10с0б-.

заметив перископ вражеской подводной
, Фото М. Редкина (TACO).

катерников

Фирсову и Захарченко об’явлена блато-
дарность.

Сейчас стала пзвестна самоотвержен-
ная боевая деятельность катера-охотника
под командованием старшего лейтенанта
Голямова.

Ночью корабль, сопровождаемый этим
катером, был обнаружен вражескими са-
молетами. Они развернулись для захода
на бомбометание. Старший лейтенант [o-
лямов, прелупреждая намерение противни-
ка, исключительно удачно поставил хымо-
вую завесу, плотно закрыв ею охраняе-
мый корабль. Несколько минут бомбарди-
ровщики противника фыскали a зали-
вом, безуспешно отыскивая корабль. Бес-
страшные катерники блестяще выполнили
боевую задачу — привели корабль по наз-
начению.

Старший политрук М. НИКИТИН,

Краснознаменный — Балтийский флот,
9 июня, (По телеграфу от наш, корр.).

по аэродрому врага

в линейку открыто на летном поле. Лишь
когла тяжелые Ффугаски и обБОЛОЧНЫЕ
бомбы стали рваться внизу, немцы отры-
ли огонь a3 автоматов. На аэродроме под-
нялась павика, солдаты и офицеры суетя-
лись в почсках укрытий. Стрелки-радисты
открыли по ним пулеметный огонь.

Бомбовый улар был нанесен исключи-
тельно точно. Только в результате дейст-
вий экапажа летчика Карыхова было
сожжено 6 самолетов и повреждено около
15. Клубы густого черного дыма подня-
лись над аэродромом — горели  бензино-
вые баки. пылали помещения летного 60-
става и большое зеленое здание, где, ви-
димо, размещался штаб. Зенатные бата-
реи противника открыли огонь с большим
опозданием. .

Летчаки-североморцы, успешно  выпол-
нив задачу, повернули на обратный курс
м возвратились на свой аэродром без по-
терь. к:

Северный флот. (По телеграфу от наш.
‘корр.).

момент, когда олин из стервятников 347
шел в хвост его машине, Лопатин от-
‚вернул вправо и пошел в лобовую атаку
на врага. Два самолета шли на ветреч-
ных курсах, и в самый последний мо-
мент, когда фашист, не вылержав, отвер-
нул вправо, Лопатин пошел на таран.
Левой плоскостью своего самолета он
снес крыло вражеской малтины. Кувыр-
‘каясь в возлухе, она тяжело рухнула Ha
скалы,

Истребители Сгибнев и’Бабий уничто-
жили по одному «Мессершлиитту-109».

П. ГРИГОРЬЕВ,

Во время высадки другого десанта ко-
мандование высадочными средствами пер-
вого броска снова было поручено  капи-
тану 3-го ранга Иванову. Скрытно, неза-
метно добраться к берегу, выбросить
уларный отрял — вот что на первом эта-
пе было главным для всей операции. Ме-
теорологическая обстановка в эту ночь
сложилась исключительно тяжелая: снеж”
вый буран затруднял движение даже
больших кораблей. Но волевой команлир-
организалор вел свои неболыние корабли
через все прегралы, преоюлевая трулно-
сти, ‘сосрелоточивая все усилия на осуще-
ствлении центральной  залачи первого
втата. Й в намеченное планом время ка-
тера-охотники успешно высадили ударную
группу краснофлотцев. 1

С еще большей полнотой развернулись
командирские способности т. Иванова, его
умение ухватиться 34 основное звено В
хрутой лесантной операции. Группа ка-
теров-охотников под его командованием’
хюолжна была ветретиться с главными ©и-
лами в определенной точке.  Предстоял
длительный переход морем. Ватера-охот-
ники прибыли в намеченную точку рань-
ше главных сил. Казалось, что это 0б-
стоятельство должно повлиять на ход так-
тической операции, Олнако разработанным
Заранее планом прелусматривалась тажая
возможность: даже в том случае, если от
ряд катеров не встретится с главными
силами, он должен был действовать так
же, как и намечалось планом,

Елинство тактического мышмения, в3а-
имное понимание, четкая согласованность
fern здесь решающее значение. Капитан
3-го ранг» Иванов прекрасно отлавал се-
бе отчет в том, какую роль играл в `этой
операции его отрял. Ему было поручено
довести все свои корабли при любых ус“
довиях и обеспечить стремительность на-
чала всей операции. Это было тлавным,
от этого зависел исход всего боя. He
встретившись © главными силами, Ива-
нов продолжал лействовать по плану. Он
сообщил флагману о своем местопребыва-

10 июня 1948 1. № 134 (1085)

a ad

Посты СНиС в обеспечении
боевого управления

С каждым днем

усиливаются удары во-
раблей и частей Краснознаменного

Бал-

тлйского флота по фашистским захватчи“

кам, засевшим на побережье Финского за-
лива. С наступлением весны вышла B MO
ре корабли; день и ночь действует на“
ша морская авиация. Огромную помощь
в их боевой деятельности оказывалт бе-
реговые посты службы наблюдения и
связи.

Личный состав береговой СНиС Балти-
ки накопил большой боевой опыт, в Co-

вершенстве освоил технику,  Подтотовил
рее нбобходимое, чтобы помочь кораблям,
самолетам и наземным частям  успешнее`

решить задачу разгрома немецко-фашист-
гкой армаи в 1942 году.

Особенность береговой СНиС состоит в
том, что, где бы ни проходила линия
фронта, посты . всегда ведут активную
боевую деятельность. Оли во всех слу-
чаях остаются на первой линии наших
войск. Обеспечивая боевое управление,
посты СНиС располагаются в специально
выбранных пунктах побережья. Место по-
ста необходимо выбирать с учетом всех.
элемектов, обеспечивающих плодотворную

работу личного состава, — дальности
и сектора наблюдения, гидрографических
данных, характера берегового района в

секторе паблюдения с точки зрения про-
тиводействия высадке вражеского десанта.
Желательно, чтобы пост имел максималь“
ный сектор наблюдения не только за мор-
ской поверхностью, но и за сушей, мог
вести круговую оборону, заранее наме-
тать и оборудовать запасное место поста
и в случаю необходимости перейти туда,
не теряя ни на минуту наблюдения и
связи. Во всех случаях обязательна тща-
тельная маскировка поста. Он’ должен
облалать не менее чем двумя ЛИНИЯМИ
связи, при этои линии должны быть
належно залцищены и тщательно замас-
кированы. .
Как показал опыт, посты He следует
загромождать стационарной техникой. На
их вооружении лучше всего иметь  под-
вижные средства наблюдения и связи, He-
зависямо от того, где’ данный пост нахо-
длится. Исключение составляют только
рейдовые посты. Бои показали, что пост,
обладающий должной маневренностью, Mo-
жет исполнять свой функлим в любых

жали выполнять свои обязанности.

Tlath непосредственно в боевое соприког-

вагу и находчивость.

Для успешной деятельности в. бою
чрезвычайно важны организованность
всей системы береговой СНиС и уточне-
ние боевых задач каждого поста. Приме-
ром ‘организованности может служать под-
разделение, где начальником старший лей-
тенант Филиппов. ml ae rie
_ Пост СНиС, где начальваком т. На-
торнов, находившийся в прифронтовой’ по-

Вралжеский дот, находившийся 4a
гребне высоты, беспокоил нашу морокую
пехоту. Капитан Родин решил овладеть
BBICOTO!.

150 метров по склону ползли лихие
разведчики пох руководством т. Натабв-
дяна, награжденного ‘орденом «Красное
Знамя». Разведчикам удалось без единого
выстрела подойти в переднему краю ofo-
роны противника.

Впереди — минное поле и проволочное
заграждение. Командир отделения  Рома-
шев © двумя бойцами быстро разминиро-
вал проход, искусно перерезал проволоку.

Bor a лот, Протявник открыл по мо-
рякам сильный огонь. Командир взвода
разведки Нагабедян начал корректировать

меняться сигналами © тлавными силами,
Но это обстоятельство не мешало Ивано-
ву самостоятельно выбраль момент лля
начала действий. Несмотря на изменив-
шиеся и усложнившиеся условия, он не
отступил от заранее разработанного пла-
на, не нарушил предварительной хлотово-
PCHHOCTH © совместных действиях с глав-
ными силами, проявив ясное и четкое
понимание главной задачи, грамотность и
настойчивость.

Следующий этап этой операции — не-
поередственная высадка отряда на берег,
Противник создал н& подходах к берегу
ий на самом берегу сильную  оборони-
тельную систему: минные поля, д30-
ты, окопы. артиллерийские и минометные
батареи, пулеметные гнезда. При высадке
на вражескую территорию отряда моря-
ков Иванов сразу же опрелелил главкую,
наиболее важную лля данного момента за-
дачу — подавить вражескую батарею, ко-
торая* фланкировала pation высалки. . Всё
остальное противодействие ‘противника
являлось пока меньшей угрозой и, стало
быть, носило второстепенный характер.
Иванов организовал сильный удар по ар-
тиллерийской батарее. Краснофлотпы-ав-
томатчики меткими залпами перебили при-
слугу немецких орудий. После этого от-
Pee прололжал очищать берег от

в, стечивая выса.
ee садку главных

Так смелый, инициативный, тактиче-
CHE грамотный командир, умеющий быст-
pO ориентироваться в сложной обстановке
боя, безошибочно выбирает главное звено
на каждом этапе операции и благодаря
этому неизменно добивается успеха при
любых условиях.

Правильное определение главного и
второстепенного в масштабе корабля за-
BICHT BO MHOTOM, как мы уже говорили
выше, от четкой организации, от умелой
расстановки людей. Для иллюстрации
возьмем такой момент, как атака враже-
ских бомбардировщиков на корабль. Что
в этих условиях главное? Разгадать ма-

нии. Обстановка тишала возможности об“ 1 невр фашистского самолета и не опоздать

сложных условиях. Например, посты под-
разлеления, которыми командовал старший
лейтенамт Галъянов, отходя с боем, сохра-
нили всю CROW технику, связь и продол-

Очень часто постам праходитея BCTY-

ноРене с противником. Многие связисты
проярляли в таких случаях мужество, от”

лосе, внезапно подвергся бандатокому д.
верзконному нападению. Балтайские сл.
зисты отважно вбтупили в бой, уничи-
жилл диверсантов и защитили свой уча.
сток связи — один из важнейших нерзоз
боевого управления. Связасты после этго
повысили бдительность, стали em тща-
тельней наблюдать за берегом B. ozpecr
ными селениями, Меры  прелосторожноми
оказались не напрасныхи. Однажды пр
тивник заслал в блажнюю деревню своего
разведчика. Зоркий сигвальщак Бирюков
заметил появление незнакомого человека,
Ou лоложил начальнику поста, готорый ¢
группой бойцов поймал диверсанта. Ис-
пользовав данные, полученные на допроса
пленного, связисты совместно © истреби-
тельным отрядом уничтожиля остатки зи
версионной банды.

Выла отдельные случая, вогда некото-
рые начальники районов недостаточно
четко ставили задачи перед постами, Это
Рызывало нечеткую работу, а  ногу к
‘потерю связи.

Может ли начальник берегового поста
СНиС самостоятельно принимать ретшония
о дальнейшей боевой деятельности лично»
го состава? Безусловно, в случае необт-
димости может. Но он обязан помнить,
что его решение должно  стособствовать
успешному выполнению , приказа выше
стоящего начальника.

Начальник поста СНиС на одном пз
островов, выполняя боевой приказ коман-
дования — обеспечить непрерывяое za
блюдение и связь, продолжал действовать
даже тотда, когда оказался в тылу у вр-
та. Он не только выполнял свои непосра.
ственные обязанности, но и активно прога
родействовал высадке десанта протавниха
H сообщал командованию важные разве
дывательные данные.

<

~

На друтом острове начальник пота

т. Хромцов хорошо организовал непрерыз-
ное наблюдение и связь во время бол на
ших. кораблей с авиацией противника,
Весь личный состав, не занятый на вах-
те, он нацелил на оказание максимальной
помощи кораблям, ведущим бой, Наблю’
дение и связь обеспечили успешнов or
ражение атак противника. Бдительность
ситнальцика и быстрое донесение сизеля
жизнь двум нашим детчакам, сделавиих
вынужденную посадку вблизи берега, Bpe-
менно занятого противником. Лачный со
став поста, не прерывая своей службы,
под яростным огнем противника crac
жизнь. многим нашим бойцам и команли-
рам. Руководивший спасением т. Хух
цов, несмотря на то, что был ране,
умело командовал подчиненными; показы”
вая пример мужества и отваги. !
Опыт, накопленный связистама Сис,
необходимо использовать в новых ожеото
ченных боях. А для этого его нужно TH
тельно изучать, делать достижения пере
довых постов общим достоянием.  Связт.
сты, непрерывно совершенствуя праехы
и’ методы своей боевой работы. обязаян
‘обеспечить’ `боевов ‘управление блательтых
наблюдением м надежной связью;

Капитан-лейтенант С. ДОБРЯН,

Блокировка вражеского дота

ве противника, то по лругой. Нескольб
вражеских пулеметов вышаю иэ ср.

В это время секрётарь комсомольской

организации Ременюк вплотную полз

к траншее. Глухо разорвались две граза-
ты.

Из дота начали выползать  немещкте
солдаты. Но здесь уже был  Натабелят,
Он из автомата строчил по проходу км
бразурам.

Дот был блоклрован. Немцы оказалиеь
0 всех сторон  окруженными паши
бойцами. Фашисты не стреляли больше
из пулеметов. Моряки контролировали 1%
мепкую оборону. минные поля.

В итоге этой операции дот был увичуу-
жен.

противопоставить ему свой маневр уе’
нения. В распоряжении комантира opis
ля считанные секунды, в течение ком
рых он должен продумать и осуществить
маневр; способный вывести корабль №

элипсиса рассеивания авиабомб, Мож
ли командио в эти секунды заниматья
организацией зенитного огня пли Tepe
клЮчиТЬ свое внимание нз другие дейст
ВИЯ ЭКИПАЖ?

Вся деятельность личного состава,
том числе и зенитный огонь, mpwobpet
ет теперь лля него второстепенный хак
тер. Главным же являемся наблюдение,
Вся служба наблюдения должна быть 9
танизована так. чтобы команлиру JOR
дывали Не ‘060 всех самолетах противат“
ка, если их много, а лишь 0 тех, ,
рые в этот момент непосредственно уг
жают кораблю.

Все, что представляет в критические
моменты боя второстепенное, должно быт
в поле зрения м распоряжении  стартего
помощника командира корабля. Можю
привести в пример помощника комаплирз
краснознаменного эсминца старше
го лейтенанта Кабистова. — Понимая
что при атаке фашистских бомбардир“
щаков нельзя отвлекать командира, 41
умело и решительно распоряжалеся на 805
участках корабля. Доклалы © поврежи’
ниях, о раненых бойцах — все это лить
доходило до него и он тут же СЮ
принимал необходимые меры. Тавам 0014
зом, командир имел возможность завиуать*
ся лишь тем, что в эта минуты 881920
тлавным.

Военно-морские знания и боевой соты

вырабатывают в командаре 060606 ЧУТЬ
интуацию для определения главного @
второстепенного в бою. Эта способность

важна и для командира соединения, и Я
командира корабля, и для командиров TO!
разделений. В конечном счете эм и ит
тот самый суворовский глазомер, который
составляет военное искусство командира,
его мастерство, его умение воевать и D0
беждать протавника.

A el A ELA I

ne