_Птурмовые удары балтийиев
по вражеским норабляия

На-днях Советское Информбюро сообщи-
to о потоплении в Финском заливе двух
транспортов, одного тральщика и двух ка-
теров противника. Путь вражеских ко-
 раблей был прерван точными ударами бал-
тийских летчиков-штуруовиков, надежно
охраняющих подступы Е Ленинграду.

Передаем рассказ дважды орденоносца
майора Карасева.

ve ue we

Наша воздушная разведка обнаружила,
что в пункту Н. шли шесть Ерупных
транспортов в сопровождении трех сторо-
жевых кораблей.

Уничтоженае вражеского каравана было
поручено группе  штуруовиков,  нахо-
дящейся в готовности на одном из аэро-
дромов. [lo сигналу в воздух  подня-
лись штурмовики, пилотируемые  ка-
питанами Коржиным и Степаняном и
лейтенантамя Герасимовым в Карбуковым.

Стоял серый лень. Дымка заволокла все
побережье, сделала горизонт совершенно
невиламым. Отыскать цель в такой 06-
становке чрезвычайно трудно. Но развед-
чики, обнаружившие противника. 0безо-
тибочно вывели штурмоваки на караван.
On mex строем  кильватерной  колон-
ны, в голове которй и Ш обои
бортам шло охранение. В момент выхода
в атаку корабла противника обнаружили
ваши самолеты и. расчленивишись, стали
выходить на паркуляцию вправо п влево.

Капитан Степанян, выбрав для удара
толовной транспорт водоизмещением, при-
„мерно, около 7.000 тонн, вошел в пики-
рование и мощным бомбовым ударом
накрыл транспорт. Произошел взрыв.
Корабль накренилея и начал тонуть

В то же время Герасимов и Карбуков
били каждый по своей цели. № моменту,
когда охранение открыло огонь по само-
летам. летчики уже выходили из атака.
Среди огромных клубов дыма мы видели
два крупных транспорта, черпавших бор-
тами воду.

Примерно через два часа нам стало из-
вестно, что 5 месту штурмовки подошло
несколько мелких судов противника, ко-
торые стала снимать” груз © тонувших
транспортов. Мы решили добить врага и
поднялась в воздух снова четверкой. На
подходе к транспортам охранение я CTO-
рожевые корабли встретили нас сильным

заградительным огнем. Это. однако, не
сорвало атаку. Мы ввели  самоле-
ты в пике и ударалю по транспор-

там, окруженных мелкими судами. От на-

ших ударов поднялись столбы пламени,
По этому же скоплению сулов уларали
Мазурекко и Герасимов. Два  вспомога-
тельных судна сразу пошла на дно.

Транспорты, об’ятые пламенем. быстро по-
гружались. Вскоре на месте  шШтУрмовкя
остались лишь мачты. торчавшиае из воды,
а вблизи, беспорядочно ведя огонь. х0-
‚дела вражеские сторожевые корабли

В течение нескольких дней наша птур-
мовая группа уничтожала одиннадцать
вражеских кораблей. Четыре из них —
тральщика — были потоплены в базе.
В момент атаки мы застала там четыре
тральщика. один танкер, два гидросамо-

лета и несколько мелких катеров. Уже
на подходе нас встретил  заградитель-
ный огонь. Мне удалось заметить
четыре крупнокалиберных зенитных
батареи, прикрывавших Подходы к базе.
Bee же штурмовой удар был мощ-
ным, ках говорят «одним кулаком». Весь
боубово-снарядкый запас был выпущен ло
кораблям и танкеру противника. Над ба-
зой взметнулось огромное пламя, Видимо,
горела нефть на подожженном  танкере,
потому что пламя пожарища долго оста-
валось у нас позади я было видно на рас-
стоянии многих десятков километров. .

Я пришел на свой аэродром. имея про-
боику в плоскости, Тем не менее высокая
живучесть самолета позволила продолжать
полет и вернуться на свой аэродром. Из
опыта этих штурмовок  напраптиваются
некоторые выводы.

Самолеты-штурмювики могут вполне ус-
пешно быть использованы для ударов по
вораблям и транспортам противника. Бом-
бово-снарядное вооружение штурмовика,
использованное в точном прицельном уда-
ре. вполне позволяет поразить крупный
корабль Удар должен быть внезапным,
кратковременных, рассчитанным на пора-
жение с одного захода на цель. Его сле-
дует производить с небольшой высоты,
потому что вероятность поражения с боль-
шах  высот ‘резко снижается, При заходе
в атаку на отдельные корабли или транс-
порты следует пикаровать под углом в
45°. Это дает ряд преямуществ для ата-
кующего.

При штурмовых налетах в летнее вре-
мя очень важно использовать солнце для
обнаружения целая. Учитывая огромную
слепящую поверхность воды, следует за-
ходить от солнца или под углом в 90°.
Заход поотив солнца настолько ослепляет
летчика, что даже на малой высоте цель
обнаружить невозможно. Поэтому особев-

HO важно расечитать время удара и

строить свой маршрут в соответствии ¢
положением солнпа.
При наличие у противника средств

ПВО рекомендуется делать только Oman
боевой заход, рассчитав его как можЕо
точнее, так как при повторных заходах
зенитные средства могут легко накрыть
штурмующую группу. Вели удар все же
придется повторить, то заходить нужно
непременно с другой стороны. При нали-
чии большой штурмовой группы следует
выделять несколько самолетов специально
для подавления огневых  средотв против-
вика.

В штурмовых ударах по кораблям про-
тивника особенно отличилась молодые бал-
тейцы Герасимов и Карбуков. показавшие
воинскую настойчивость в уничтожении
заданной цели. умение бить врага в упор.
Осваивая опыт первых штурмовок по вра-
жеским кораблям, мы будем добиваться
новых боевых успехов. чтобы полностью
парализовать деятельность кораблей про-
тивника.

БОЙЦЫ ГРИГОРЬЕВ И ПЕТРОШ
ПОДОЖГЛИ 8 НЕМЕЦКИХ ТАНКОВ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 10 июня.
(Спепкорр. ТАСС). Фашистекие танки
тли на огневые позиции артиллеристов.
Орудия расстреливали их в упор с 07-
крытых позиций. Но силы были  нерав-
ны. На месте сожженного или разбитого
немецкого танка немедленно появлялись
два-три других. Казалось, с минуты на
минуту гусеницы танков сомнут орулия.

Артиллеристам помогли хорошо замас-
хировавшиеся по соседству © батареями

бронебойщики Гриторьев и Петрош. Когда
танки поворачивались к ним боком, они
посылали во вражеские машины пули и
поражали их как раз в ту минуту, когла
машины вплотную полхохили к огневой
позиции артиллеристов. :

8 немецких танков положгли Григорь-
ев п Петрош. Правительство наградило
каждого из них орденом Отечественной
Войны 2-й степева.

° Черноморский флот, Торпедный катер
лодку,

„ КРАСНЫЙ

>

лот

передает боевое донесение на подводную
Фото М. Редкина (ТАСО).

т иДиридидидидидиАи_ЦцкЬо ко

Вахтенный командир
подводной лодки

Опыт войны на море показал, что от
расторопностя и находчивости вахтенного
командира во многом зависит выюлне“
ние боевой операции.

Одна из подводных лодок Северного
флота выполеяла боевую залачу вблизи.
вражеских берегов. Вахту нес капитан-
лейтенант Донецкий. Дело было днем, 05-
матривая горизонт, он Через перископ 3a-
метил транспорт противника в охранения
военных кораблей. На море была боль-
шая зыбь, ‘видимость Переменная, — на-
ходили частые снежные заряды. В этот
момент командира лолки в центральном,
посту не было. Не теряя времени, вах-
тенный командир Донецкий принял пра-
вильное решение. Не колеблясь, он решил
атаковать корабль протавника. Прежде
всего он попросил командира к периско-
пу. Сам же. рассчитав боевой курс. начал
маневрировать, идя на сближение с про-
ливником, а затем дал сигнал торпедчой
атаки.

В результате проявленной анициативно-
сти, грамотности вахтенного командира
командиру лодки было легче и проще ата-
ковать транспорт, так как подводная лод-
ка уже маневрировала для выхода в ата-
ку. Большой транспорт протявника 6
военным грузом был потоплен.

В ночное время от верхней вахты во
главе с вахтенных командиром требуется
зоркое наблюдение за горизонтом, ибо. в
темноте OT того, кто первым’ обнаружат
противника, зазисят возможность торпед-
ной атаки и исхол боя. Торпедная  ата-
ка в кочных условиях, как азвестно, ско-
ротечна, и быстрота в принятии реше
является главным элементом победы.

А вот пример. который наглядно показы-
вает, к чему. могут привести медлитель-
ность, нерасторопность и_ нерешительность
вахтенного командира на подводной лодке
в море,

Ночью вахтенный сигнальщик, обнару-
жив корабли противника, своевременно до-
ложил об этом вахтенному командиру. Удо-
стоверившись в правильности доклада
сигнальщика, вахтенный командир, вм6-
сто TOTO чтобы сразу же принять ‘меры,
почему-то не торопился, не попросил сра>
зу: команлира.

Прошли буквально секунды. но как за
это время резко изменилась обстановка!
Подводная лодка продолжала итта преж-
них курсом, в то время когда нужно было
начать маневрировать для выхода в атаку.
В конечном итоге к приходу командира
корабля подводная лодка уже была обна-
ружена противником и не оставалось вре-
мени для того, чтобы нанести удар по
кораблю врага.

В таких же условаях
командир другой подводной

CEO И

вахтенный
лодки. обна-

Стрельба морской артиллерии

по береговым целям

Морская артиллерия благодаря своей
мощности, маневренности, точности и
большой дальности стрельбы с успехом
используется в Великую  отечествен-
ную войну. Она оказывает  огневое
содействие флангам армии, обеспечивает
высадку десанта, обетреливает ° важные
морские военные об’екты. расположенные
на побережье противника. Участвует в
обороне баз флота и т. п. При стрельбе
по береговым целям морская аюталлерия
тесно взаимодействует с наэемныма вой:
соками ‘или выполняет самостоятельные
‚задачи. Примером набеговых операцяй на
побережье противника может служить ус-
пешно проведенный кораблями Черномор:
ского флота обстрел неприятельской базы
Констанца.

Велики также возможности п эффек-
тивность подвижной береговой  артилле-
рии при действиях по береговым целям.
Эта артиллерия (особенно срелнего калиб”
ра) используется  непосрелетвенно для
нужд сухопутного фронта. Незаваеямо от
времени гола, что особенно пенно на мор-
ских театрах. замерзающих зимой. в лю-
бое время н в кратчайший срох нА у9а-
стках сухопутного фронта можно сжре-
хоточить необхолимое . количество огвевых
средств. подвижной беретовой  артилле-
рии для нанесения противнику мошных
ударов.

Огневые задачи. решаемые артиллери-
ей кораблей при взаимотействии @ на-
земными войсками, в основном свотятея
BR стрельбе по укрепленным пувктам, ба-
тареям тяжелой артиллерии, скоплениям
живой силы и техники, танковым ий м0’
торизованным колоннам, крупным 0бозам
противника (в этом случае используетея
артиллерия средних калибров). железно-
дорожным узлам ‘и скоплениям железно-
дорожных эшелонов противника @ Целею
повредить их и нарушить движение, к
стрельбе по узлам шоссейных лорог и по
целям, расположенным в глубине обороты
прогивника (крупные штабы, аэротромы,
крупные склады и т, п.).

{  Для убнешного решения этих залач не
Юбходимо четко организовать взалмодей-

ствие частей флота © наземными войсками
данного участка сухопутного фронта.

Важнейшие моменты при огневом взаи-
молействии артиллерии флота сухопут“
ными частями — это правильное распре-
леление целей межлу морской и сухопут-
ной артиллерией. организация вызова ог“
ня, Целеуказание, корректировка огия и
  остаточто надежная связь между мор-
ских и сухопутным коханлованием

При распрелелении целей всегда сле-
дует учитывать особенности и возможно-
сти морской артиллерии — настильность
огня, большая дальность стрельбы, боль-
Wad разрушителыная сила снарядов. ог-
раниченность  возимого  боезапаса Мор-
ская артиллерия, как правило. должна
вести огонь По целям, недосягаемым тля
сухопутной артиллерии, по целям, для
поражения которых ‘нужны более мош-
ные огневые срелства:‹ нежели Te. кото-
рыми располагает ва данном участке су-
хопутного фронта наземная артиллерия.
В процессе боя может потребоваться мас-
сирование огня по об’ектам, нахолящимся
в сфере лействия сухопутной  артилле-
рии. с привлечением для этой Цели KO
рабельной и береговой артиллерии флота,
\В этих случаях вопрос © распределении
‚ пелей приобретает особенно важное зна-
‚ чение.

Очень важен порялок вызова огня Кто
и когла имеет право вызывать ero? Какие
применять сигналы и средетва связа? Во
всех случаях слетует веемерно сокращать

время от момента обнаружения пели 10.

получения вызова,
корабле (батарее).

При взаимодействти флота е наземны-
ми войсками пелеуказание от сухопутно-
о командования на стреляющие корабли
(батарет) перелается всегда по сухопут-
ной карте и требует от морских артгилле-
риетов умения работать е ней. Хоролиее
знание сухопутных карт дает возмож
ность быстро наносить цели. основыяаясь
на полученном целеуказании, и снимать
необхолимые данные хля стрельбы, т. 6.
затрачивать для подготовки возможно
меныше времени: При взаюмодействии ©

огня на стреляющем

наступающими частями сухопутных войск
это играет весьма существенную роль.
Подготовка исходных данных должна
производиться на кораблях (батареях) со
всей возможной в данной обстановке точ-
ностью. Особенное внимание следует 0б-
ращать на точность выхола корабля в
исхолную точку для стрельбы. а для
батареи — определение ее места, т. е.
координат. Нужно учитывать. ITO
ошибки в месте нахождения  кораб-
ля (батареи) полностью войдут в ошиб-
ки  пототовки исходных  ланных для
стрельбы и вызовут значительные  от-
клонения первых залпов от пели. Это ус-
ложнит работу корректировщиков огня,
особенно на лесистой и пересеченной ме-
CTHOCTH, так как они могут не заметить
отклонения первых залюв и потребует-
ся спепаально вынести разрывы снаря-
лов на хорошо просматриваемые г наблю-
1зтельных пунктов участки местности.
Таким образом. пристрелка затянется и
вызовет излишний расхоз боезапаса.
Важнейшим моментом в поттотовке ис-
ходных установок является точный учет
всех поправок в угле вертикального и
горизонтального навеления на основании
баллистических и метеорологических хан-
ных. для чего корабли. и батарен олжны
быть обеспечены своевременно поланны-
ми  бюллетенями  аэрометеорологического
поста.
В случаях отсутствия автоматического
учета поправки на леривацию системой
ПУС или прицельными устройствами ее
  обязательно лолжен учитывать управля-
ющий огнем. Если же не учитывать де-
ривацию, то. особенно при больших даль“
ностях стрельбы, это ‘вызовет значитель-
ные отклонения залпов от цели по на-
правлению. Указывать на это  обетоя-
тельство необхолимо. так как в ряде елу-
чаев при стрельбе управляющие огнем за-
бывали учитывать пюправку на деривадию.
Не менее важна корректировка огня.
Во всех случаях следует стремиться 0бес-
печить стрельбу морской артиллерии кор-

на горизонте силуэты кораблей
противника, сразу принял решение ата-
ковать их. Он начал маневрирование для
атаки, и когда подоспел командир подвод-
ной лодки. то ему осталось только кор-
ректировать элементы атаки.

В результате ивециативных, умелых и
рептительных действий вахтенного коман-
дира был потоплен транспорт врага водо-
измещением в 8 тысяч тоян.

Опыт подводной войны на нашем мор-
ском театре, который отличается от дру-
гих морей своей суровостью, резкой пере-
меной погоды (частые штормы, снежные
заряды, туманы). требует от. вахтен-
ных командиров высокой морской выучки.
Вахтенный командир должен быть грамот-
ным моряком, в совершенстве знающим не
только свой корабль и ето технические
элементы, но и тактические элементы ко-
рабле] противника, ето противолодочные
средства. тактику ведения морского боя.

Вахтенный командир-подводник должен
уметь разгадывать в любой  обставовке
замысел врага и все @го уловки. Для
этого кажлый вахтенный командир обязан
повседневно совершенствовать свои зна-
ния и практический опыт, не ожадая
каких-то OCOOBIX кабинетных  занятай.
Только в бою он сумеет приобрести вее
необходимые качества: решительность,  на-
ходчивость, Умение воевать.

Вахтенный командир гвардейского эки-
пажа  старшай лейтенант Шекин ©
подводной лодки, которая за период оте-
чественной войны потопила 11 кораблей
противника, добросовестным отношением к
свом обязанностям. упорной учебой су-
мел достичь высокой морской выучки. Он
хорошо знает свой морской театр, спосо-
бы торпедных атак, знает, как нужно
маневрировать ‘для уклонения от самоле-
тов, кораблей, преследующах лодку, от
торпед, знает, как: поступить при обнару-
жении минного поля, противолодочных
сетей.

Отарший  лейтевант  ШЩекия,
вахтенных командиром, показал

ружив

будучи
себя

вполне подготовленным военным моряком-

подводнаком^ для решения сложных боевых
задач. Стоя на вахте, он ночью обнату-
жил и атаковал корабль противника. Все
действия его. по опенке старшего коман-
дира, были совершенно правильными.
Большую роль в Воспитании вахтенных
командиров играют командиры подводных
лодок. Они обязаны изо дня в день тре-
нировать своих вахтенных  комавдаров,
давать им контрольные задания, всемерно
развивать инициативу, самостоятельность
в принятии боевых решений.
Капитан-лейтенант А. КАУТСКИЙ.

ЕЕ ИЗБЕ

циально выделенных для данной операции
корректировщиков, & также наблюлателей
и корректировщиков взаимолействующих ©
флотом сухопутных частей. Не следует
забывать о средствах звуковой артилле-
рийской разведки в условиях плохой ви-
лимости (мгла, туман, сильный  снего-
пад. темное время суток).

Олних из важнейпеих вилов корректи-
ровки является корректировка артилле-
рийского огня © возлуха при помощи ca-
мюлета-корректировщика или  привязном
азростата наблюления. Корректировка ad-
тиллерийского огня © самолета-корректи“
ромцика требует надежных средств связи
самолета со стреляющим кораблем и XO
рюшо обученного и натренированного с9-
става ралистов. Успептность стрельбы 3
этом случае в значительной степени 34°
висит от того. насколько умело и точно
летчик-наблюлатель оценивает величину
отклонения разрывов снарядов от пели.
При применении лля корректировки ар“
тиллерийском огня  самолета-корректи-
ровщика или аэростата наблюления сле-
дует предусматривать необхолимость при“
крытия их соответотвующимхи срелствами
от атак противника с воздуха.

Для болев четкой организации огневого
взаимодействия с наземными войсками
флот вылеляет к сухопутным начальни”
кам офицеров связи — артиллеристов Их
задача основываясь на возможностях и
особенностях морской артиллерии, помочь
сухопутному команлованию наиболее эф-
фективно использовать огонь морокой ар-
тиллерии.

Все проведенные стрельбы надо по воз-
можности сразу же детально разбирать и
делать соответствующие выводы ¢ тем,
чтобы при послелующих стрельбах нал”
более точно обрушивать на противтика
сокрушительные залпы. При разборе
стрельб должно быть обращено внимание
на сочетание маневра корабля с артилле-
рийским огнем, на действия  управля-
тющего огнем. а также на работу коррек”
тирующих огонь корабля (батареи) Kop
ректировщиков. Кроме того, при разборе
стрельбы должна быть рассмотрена рабо-
та личного’ состава и материальной части
артиллерии. Все выявленные нелочеты и
положительные моменты в стрельбе лолж-
ны учитываться для последующих стрельб

рекллировкой. Для этого надо использовать   и доволиться до свеления. личного оста“

флотские корректировочные посты, спе

Ba корабля (батареи).

ТГ июня 192 У; ® YO [ma

`Пекоторые тантичесние присины

башистской авиации а Море

Характерная особенность действий не“
мецкой атмации на море заключается В
широком использовании минно-торпелного
оружия. Уже в первые дни войны ¢ U0-
ветеким Союзом‘немцы пытались путем по”
становки магнитных ман завупорить налии
порты ‘и базы и тем самым снизить бое-
вую активность нашего флота. Однако этм
пзаны ‚ немецкого командования были
сорваны аБтивными действиями советских

‘кораблей, авиации и зенятчиков.

Для постановки минных заграждений
немцы используют поплавковый самолет
«Хейнкель-115», который поднимает од-
ну торпеду или две мины. Противник при“
меняет в основном два типа мин: донные
магнытные и всплывающие с0 дна маг-
нитные микы. Мина первого’ типа пред“
назначена для  сбрасывания с больших
высот на парашюте. Ее используют для
создания полей в районах глубин до
25 метров. Она имеет форму авиабомбы и
весит 550 кг. Вес ззряда — 300 кг. Ми-
нз второго типа сбрасывается без пара-
шюта с малых высот. Ее нехцы исполь“
‘зуют для создания минеых полей в рай-
онах глубин до 120 метров:

Постановку минных заграждений ma
коммуникациях немцы производят одиноч-
ными самолетами или небольшима груп”
пами в 2—3 машины. Полеты проазво-
дятся преимуществекно в лунные и свет-
лые ночи. В дневное время мивные поста-
новки выполняютел редко и, как прави“
ло, лишь Ha удаленных коммувикациях,
Ставятсл мины банками, в зависимости от
задачи и места постановка, по
штук каждая. Еели минные заграждения
выставляются у баз п портов, тогда поо-
тивник посылает более  значательные
группы, в 2—4, а иногда и до 10 само-
летов. Для постаковок в районе баз, как
правило, используется темное время суток.

Если враг встречает. в районе баз саль-
ное сопротивление наших средств проти“
вовоздушной обороны, то тогда он асполь-
зует комбинированный налет, поддерживая
минные заградители  бомбардаровщикамн.
Вначале к базе стремятся прорваться бом-
бардировщики. Группой в 4—6 само-
летов они атакутот наиболее ценные об`ек-

ты п отвлекают внимание ПВО базы на
себя. В это время самолеты с минами пол-
натравления,
чаще со стороны моря, и производят по-
районе.
Сбрасывание мин проазводатся одиночным
самолетом ила парой. Если мана снабжена
паралиютом. то самолеты идут на высоте
600—1.500 метров. Беспарашютные ми-
мет-
ров. Чтобы замаскировать место постанов-
противника некоторое
время идут по курсу и лишь затем отво-

ходят с противополояжното

становку банок в  намеченном

ны сбрасываются с высоты 30—60
ки мин, самолеты

рачивают в сторону.
Для атак наших кораблей в море, кро-

ме «Хейнкелей-115», в качестве  тор-
пелоногнев немцы  чспользуют  спепа-
ально оборудованные Колесные машины

типа ‹Хейнкель-111» и «0-88». которые
полнимают по две торпеды или две мины.

Тактика торпедоносной авяации врага
ве блещет новизной. Иногда торпедоноспы
лействуют совместно с бомбарлировщика-
ми.  Гидросамолеты нередко производят
посадку вблизи коммуникаций и там, на-
ходясь в засаде, поджидают корабли. Не
менее охотно немцы используют и метот
ъызова торпедоносцев с сухопутных аэро-
дромов,

Самолеты. находящиеся вблизи нашах
коммуникаций в засаде, при появленаи
кораблей поднимаются в воздух и Ha
бреющем полете стараются скрытно по-
дойти к цели, Когла до цели остается 2—
4 кабельтовых, ви” в высоты 25—50
метров сбрасывают торпеды и немедленно
УХОДЯТ.

Колесные машины обычно наводятся са-
мелетами-разведчиками. Обнаружав наши
корабли, развелчик Бызывает торпедонос-
цы, находящиеся в немедленной готовно-

SEO

Опыт войны показывает, насколько
точно и эффективно морская артиллерия
стреляет по береговым целям. Это вялно
хотя бы на примере стрельбы эскалрен-
ного  миноноспа, которым  комянлует
т. Тыршклевич Получив пелеуказание и
приказание подавить неприятельскую ба-
тарею, команлир второй боевой частн тща-
тельно подготовил исходные ланные и от-
крыл огонь. Вторым залпом было лостиг-
нуто накрытие, a после нескольких зал-
пов наблюдатель-корректировщик = хонес,
что батарея противника прямыми попа“
JaHHAMH снарядов уничтожена.

Вторым примером может служить
стрельба крейсера Н. Занятый врагом на-
селенный пункт сильно защитщалея огне-
выми  срелетвами. Фланговый огонь ме-
шал пполвижению налиих сухотутных ча”
стей. Шолавить сопротивление было при-
казано крейсеру Н. Короектировку вели
армейские наблюдатели. Третьим залпом
артиллеристы пол командованием т. Юли-
Hell лостигли прямых попаланий в блин-
лажи и ‘лот. Поелелующими залпами
большая часть земляных укреплений ©
огневыми средствами противника была
уничтожена.

Не менее замечателен и образец стрель”
бы Н-ской береговой батарей во тлаве с
команляром т. Бондафевым. Батарея по-
лучила приказание произвести  огневое
нападение по скоплению неприятельской
техники и железнодорожных  эшьлонов,
расположенных в тылу противника.
Стрельба произволилась без корректиров-
ки. Благодаря хорошей подготовке. чет”
кой работе управляюлщего огнем и офу-
дийных расчетов батареи, противнаку был
нанесен значительный урон. За отлич-
ную стрельбу батарея получила  блато-
ларность Военного совета Ленинпралекого
фронта.

Так же точно и умело вели огонь по
немецко-фатистским войскам и другче’
артиллерийские потраэтеления Rpacnorna:
менного Балтийского флота.

Залача корабельных артиллеристов —
еще больше совертенетвоватьея в управ-
лении огнем с тем. чтобы марекая аптил-
лерия в их руках стала еше более гроз-
ной, чтобы каждый улар был сокруши-
тельным для врага,

Капитан 2-го ранга Ю. РОМАНОВСКИЙ,

ста на сухопутном аэродроме. Для разд
ки противник нерелко использует ноболь
шие. группы бомбардировщиков и 234
торпедоносцев. Бомбарларовлигки ведут ра
ведку в хорошую  ПоГолу 18 Bblcorax
1.000—2.000 метров, торпелоносцы — хз
высоте 30—60 метров. Излюблениое sp
мя немепких разведчиков, особенно пра
операциях в районах портов и 63, —
предвечерние и предутренние сумерки,

Сообщив на аародром 0б обнаруженвых “

кораблях, разведчики — бомбарлировщиея
или торпедоносцы-—сами атакуют корабли я
затем уходят на аэродром. Поднявииеся хз
с аэродрома основные силы мелкими груп»
пами, в 4—6 машин, начинают системати-
ческые атаки на указанные разведчихаит
цели. Следует отметить, что атаки протиз.
ник повторяет неоднократно. Такой xeroy
комбинированных атак бомбардировщиков
и торпедоносцев в течение дательного
времени применяется немцами в надежде
на то. что в конце концов удастся изо.
тать средства ПВО.

При действиях по кораблям фаптистские
бомбардировщики стремятся чаще всею
зайти с кормовых курсовых углов на вн-
соте 1.500—2.500 метров. Стремясь д»
патьсея точности бомбометания. пель ата.
куют обычно с пикирования, При ниаьой
облачности бомбардаровщики  полхолят к
кораблям за облаками и в непосредствеле
ной близости от цели уточняют навохт,

Торпедоносцы атакуют корабли MOIREME

труппами, в 2—4 машины, 4 иногда яв
олиночку. Намвыгоднейшими для Topney-
ных атак с низких высот немцы сзатают
курсовые утлы, близкие к 90 градусах,

Опыт войны показывает, что наибодез
эффективным средством борьбы с немепкой
минно-торнедной и бомбардировочной apni
цией, действующей против флота, является
также самолет. Активными лействиямя пр
тив аэгодромов, на которых  базируют:а
торпедоносцы а бомбардировщики, привры.
тиех с воздуха кораблей, находящихся в
море, можно свести на-нет все TONNER
Dhara нанести флоту какие-либо потеря,
Иля прикрытия кораблей, особенно нахоля
щихея далеко от наших берегов, целесоо“»
разно использовать не только  дальнав
истребители, но п бомбарларовщики и р3з.
ведчики, имеющие достаточно мощное во’
оружение для борьбы с самолетами op.
THBHURA,

Налетам на базу, как правило, преле’
ствует длительная я тщательная разве]
ка, которую немцы ведут и днем, и 13
рассвете, и перед наступлением  техвоти,
Даля развелки морских баз враг использует
скоростные самолеты «Me-110>, «I-88»
и «Хейнкель-111». Опасаясь огня зенит’
ной артиллерии ч атак наших истреблте.
лей. фашистские летчики стремятся п
ти над базой на больших высотах (5-—
7 тысяч метров) и сфотографировать вах-
ные об’екты.

Если налет на базу производится ночьи,
они посылают небольшие группы, эшелона»
руя-их-пе времени: В району ‘пели bows.
дировщики подходят на больлих высотах а
лишь в непосредственной близостя от ft
зы начинают планировать. С вымты
1.500—2.000 метпов они сбрасывают бу
бы. На одном из флотов немпы попытались
освещать об’екты. Электронные зажег»
тельные бомбы сбрасывались первым 21
лоном, Попадая в лучи прожекторов, в
мецкие летчики пытаются выйти из них
резким  пикированием или открывают
огонь вдоль луча, стараясь погасить ето,

Дневные налеты на базу в большинства
случаев враг пытается произвести групил»
ми в 8—12 самолетов, идущими под пря
5рытием такого же числа истребителей,

При отражении атак надо учитывать,
что до того, как’ бомбардировщики прялу’
$ району цели, немцы нередко 3a 30—
50 минут до подхода ударной группы вы“
сылают истребители. перед которыми cra
вят задачу — связать средства ПВО, втя*
нуть в бой истребители, отвлекая их 07
охраняемых об’ектов,

Бомбардировщики, как правало, идут к
пеля эшелонами по 30—40 самолетов. Этя
ударные группы сопровождаются истреби“
теляии непосредственного прикрытия, Под»
ход к базе осуществляется на высоте {—
5 тысяч метров. Когда до цели остаемя
несколько минут полета, бомбардировщики
рассредоточиваются на мелкие группы и
стремятся атаковать цель с разных на
правленый. Сбросив бомбы, немецкие дет”
чики уходят со снижением в сторону моря
или солнца.

При атаке об’ектов военно-морских 083
немецкие летчики переводят самолет B
пике на высоте 2.500—3.500 метров;
пикируют под углама до 80 градусов,
Выход из пике часто производят ва вы*
соте 300—400 метров.

период непосредственного удара оли
группа истребителей прикрытия находится
в вепосредственной близости от бомбарди»
ровщиков, защашая их от сатав ваших
иотребителей. Другая групоз обычно изо
дится на 600—800 метров выше. Когль
первая группа завязывает воздушный ©
с нашими истребителями, вторая, spy
пякируя сверху. стремится одним удамх
уничтожить наши машаены пля увлечь их
BHH3 WH тем самым оттянуть удар от boxe
бардировщиков. Иногда кроме этих ВТ
групп немцы посылают третью, которая
лолжна прикрывать бомбардировщики пре
выходе вх из пикарования. Эта треть
труппа находится обычно вблизи базы 1
старается держаться на высоте 1.000—
1.500 метров.

При палете на оду из наших баз в 81
пеле 1942 г. немпы применили следую’
щий боевой порядок: первая группа 13
{ «Ю-87», Б «Ме-109» и 10 «Ме-110»
шла на высоте 4.500—5.000 метров. Ве
PEIN п несколько наже бомбардировщиков
летели лва «Ме-110», чтобы отвлечь Е
себя нашя истребитела прикрытия. За 1
ми шли бомбаплировшики, сопровождаемые
пятью «Ме-109». Они шли несколько
выше @ сзади бомбардировщиков, BH
полняя задачу  непосредственного при»
крытия. Остальные восемь «Me-110»
подошли к району пели на высоте 1.500
метров и прикрывали  бомбардаровщякя
ппи выходе ‘их из пикарования.

Постоянно изучая тактаку действия
АРИАЦИИ противника, непрерывно совер

шенствуя свою боевую выучку, наши 2ет*

чики-истоебители морской авиации №

взапмюдействии с зенитчиками кораблей и

баз успешно отражают всё атаки врата
Майор С, МИХАЙЛОЗ,