` Денина,

14 пюня 1942 г, № 138 (1089)

=>

Политотдел помогает
агитаторам

` Добтваясь высокой и благородной це-
и — сделать всё для окончательного
разгрома германских фашистов в 1942 го-
ду. каждая часть, организация,  учреж-
ние нашего соединения решает свою
хонкретную задачу. В зависимости от
1 политотлел руководит  агитаторами
иберенцированно,

В соединении много агитаторов ведут
систематическую работу среди масс,

Одна из (юрм помощи политотдела
агитаторам — это методические = разра-
Gorka. Мотолическое пособие, —об’емом
 }—4 странички на пишущей машинке,
союржит: план. указания, как лучше п
интереснее провести беседу, рассказ, ука-
затель литературы и наглялных — посо-
бий. Для подготовки и проведения Gero:
зы в первой части пособия  агитатору
раз’ясняется. на каких положениях п
фактах слелует особенно потробно оста-
новитьея, что лолжны  тверлто усвоить
слушатели. Нередко такие пособия раз-
рабатываются лля одной части/е учетом
66 специфики.

Наряду с метолическими разработками
политотлел излает в помощь агитаторам
по тех же темам лекпии. локлалы и ча-
о собирает и систематизирует для них
фактический материал Так. олновремен-
10 с метолическим пособием na тему
«Высокая революционная блительностьЕ—
оо из важнейших условий разгрома
фаптистоких оккупантов» йыла составле-
WA лекция на соответствующую тему,

Политотлел регулярно организует аля
агитаторов инструктивные локлады. Прак-
тика показала, что атитаторы нуждаются
не столько в фактическом — материале,
сколько в метолических советах. Исходя
п этого, мы и строим свою работу ди-
ференцированно,

Военкомы частей и подразделений 3a

последние  мегяцы особенно усилили
цассовую работу по вопросам борьбы
в хнщениями государственного  имуще-
им, повышения ответственности 5a
мо сохранность и расходование. По-
литотлел разработал отлельные планы бе-
61 лля агитаторов, работающих срели во-
вннослужащих и срели  вольнонаемного
CocTaBa,

Широко пользуются агитаторы, лозунга-
уп и цитатами, подбираемыми для них
парткабинетом политотлела. Вот олна из
иногих иллюстраций. К беседе на тему
«Умелов сбережение воинского и госулар-
ственно имущества — священная обя-
занность», парткабинет рекомендовал  та-
кие лозунги: «Сохранность военного иму-
щества, бережное и разумное расхолова-
ие 6го— оно из условий побелы над
врагом», «Вор — это тот же враг Hapo-

28, чо п шпяон и диверсант. Никакой
NOMA расхитителям социалистической
собственности» и лругие. На эту же

тому агитаторау были ланы цитаты из
(талинской Конституции, произведений
речей и ‘приказов’ товарища
(Малина. Кроме того, были полобраны вы-
зужки из т1зетных и журнальных ста-
nel, Эти материалы позволили строить
балы интереено и лохолчиво и добиться

действенности устной агитации,
Заботяь о постоянном — политическом
ете агитаторов, мы организовали - для

них цикл лекший на исторические, меж-
дуварюлные. воонные, литературные и
уго темы. В частности,  агитаторы
прклутали такие лекции: «Провал внеш-
веполитических планов Гитлера». «Ha-
pol, разгромивший Наполеона, разгрохит
и Гитлера», «Чем вооружен наш враг» ff
pyre. Кроме того, организовали просмотр
оторических и оборонных фильмов. Пе-
1 демонстрацией кинокартин мы прак-
пкуех небольшие беседы. помогающие
тучше почувствовать и понять существо
туюжественног произвеления.

Непосредственную помощь агитаторам
тазывают инструктора политотдела, 0ы“
мющие в частях, на проигволетвенных
Фектах, на кораблях. В подразделения,
сущие караульную службу, прибыло
пилнение, состоящее из участников боев
тив фашистских захватчиков. Прибыв-
по охотно рассказывали молодым бой-
ау о фронте. Эти рассказы носили слу-

БЕ ТЕ ЮВЕ

= ae

чайный хараклер и подчас были не co-
Beem правдивыми. Инструктор политотде-
ла вместе с военкомом собрал уча-
стников боев, посоветовал им составить
планы. даже конспекты своих бесед, что-
бы они <пюсобствовали распространению
боевого опыта. Затем политотдел

провел
совещание фронтовиков в масштабе сов-
динения. Политотдел призвал ах по-

могать командирам и политработникам в
воспитании молодых бойцов. После этого
встречи фронтовиков с молодыми бойца-
ми, рабочими, служащими носили более
организованный характер, стали  инте-
реснее по содержанию и форме.

Десятки бойцов подавали командова-

нию рапорты с просьбой о посыл-
ке их на фронт.  Инструктора  полит-
отдела совместно с политруками ча-

стей организовали пруппу агитаторов из
бойцов, ранее побывавигих на фронте, а
теперь отлично работающих na военной
стройке. После инструктажа агитаторы
провели инливилуальные и групповые бе-
сель с теми, кто недооценивал важность
своей работы в тылу. Личным примером
и авторитетом участники боев — агитато:
ры учили тому, как надо сейчае тру-
длиться, раз’ясняли, что и трудовым ге-
роизмом советские патриоты приближают
час разгрома фашистских оккупантов. Эта
агитационная работа быстро дала поло-
жительные результаты. ,

Аналогичное положение было и на су-
доремонтных предприятиях. Здесь моло-
лыв рабочие также стремились попасть
на Фронт. Агитаторы, в числе которых
было немало желающих сменить сталок
на винтовку, не могли как следует раз’-
Яснить этим товарищам значение промьиш’
ленности, непосрелетвенно обслуживающей
нужлы фронта. Тогда политотлел органи-
зовал встречу полволников с рабочими су-
доремонтной мастерской, Подводники рас-
сказали о своих боевых лелах и при
этом подчеркнули роль рабочих и слу-
жащих  судоремонтных предприятий 5
обеспечении их успехов. Олна из потвол-
ных лодок, выпущенная из ремонта
Н-ской мастерокой на шесть суток рань-
ше срока, успела в первые дни похода
потопить транспорт и боевой корабль иро-
тивника. Этот факт умело  тепользовали
агитаторы. Все это способствовало повы-
шению произволительности труда рабочих
мастерской. Люли поняли, что они своей
отличной работой помогают бить врага.

Или вот другой пример. В одной
из частей был выявлен случай,
когда мололой боец заснул на посту. Цо-
литотдел решил широко раз’яснить всю
недопустимость и пагубность подобного
проступка и порекомендовал военкому ча-
сти Полобрать агитаторов из числа бой-
цов старших возрастов, которые отлично
несут службу. С ними провели инструк-
тивное совещание. Агитаторы не только
говорили бойцам 06 уставе и законах,
HO И делились жизненным опытом, дали
понять, как. важно молодому _ советскому
человеку с первых же шатов военной или
даже гражланской службы созлавать себе
прочный авторитет. раз’ясняли ито, какое
неизгладимое пятно может оставить суди-
мость за проступок, совершенный в дни
отечественной войны. Эти беседы способ-
ствовали укреплению караульной служ-
бы, обогащению опыта молодых бойцов.

Выше мы говорили о положительных
примерах руководства агитационной рабо-
той. Это отнюль не эначит, что у нас
нет недостатков. № сожалению, их ещо
много. Часто агитационная работа вна-
шем соединении недостаточно  целеуст-
ремленна, не все агитаторы соответствуют
своему назначению. много еще формализ-
ма в этой работе. Над устранением этих
и других недостатков мы неустанно ра-

ботаем.
Советское Информбюро часто сообщает

о победах под водой и на море. в
воздухе и на суще.. Агиталоры 03
нают, что своей упорной  целеустрем-

ленной работой они могут еще больше
способствовать умножению этих побед.

Политотлдел деятельно помогает агитато“
рам сделать агитацию еще более яркой,
хоходчивой, наступательной.

Старший политрук Н. АРХИПОВ.

Резервные „ассы“

Фаптистское командование сосредоточи-
22 нз Северном Фронте большое число
молетов, надеясь победоносно провести
веннюю кампанию, отвоевать утерянное
теподство в воздухе. Командующий гер-
инским военно-воздушным Фаотом в Le-
крой Норвегии генерал Штумиф не
и причины обижаться на своего «фю-
Ира». В его распоряжение предоставили
имые новейпие самолеты и даже прис-
или «ассов» — сохранившиеся в резер-
№ лучшие летные кадры.

немецкихи  «ассами»
пнакомилиь с первых
93 на (Севере действовали такие
тмецкие летчики, как кагцтаны Шашко
й Тоевский оба награжденные
«делезными крестами». Шашке даже носил
6 собой золотую шпагу —— знак  0собого
MEWS, a Ha хвосте его самолета был
ирохный перечень уничтоженных им Ma-
шин и потопленных кораблей. Этим ма-
терым «ассох» немцы дорожили: он ни-
ма но вылетал один, его неизменно
тровождали два специальных истреди-
мая, Везде Шашке везло, и только на
етскох Севере опытный воздушный
Чилит быстро отвоевался. Его самолет,
Cur нашим летчиком, сгорел на ©0п-
мт. Капитан Лоевский прослужил в #9“
Цой армии свыше десяти лет. H
®\бил города Испании, Польши, Норве-
ши, Англии, сбил десятки машин. Но в
1х жо бою с советскими истребите-
аи и этот «асс» потерпел поражение.
Фашистские «ассы» буквально таяли

североморцы
дней войны.

1% млазах. Страта эрзацев стала поспеш-
№ тотовить  эрзац-леттиков. Глу бокой
изнью в одном месте упал ПЖ
Keune =“ зенитным снарядом «Юн-
ирс-88». Самолет пилотировал  лейте-
ют Шиппиуе. Это типичный  эр3аи-
terre, :
Шоедь двухмесячного кутежа в париж

вц ресторанах Шиппиус дозучил при“

каз совершить беспосадочный перелет
из Парижа на олин из прифронтовых
финских  аоролромов. On полетел, HO
оказался на 500 километров восточнее
назначенного пункта. Кто знает, куда
бы еше попал этот фашистский летчик,
если бы его полет не прервали советские
зенитеики?
апечатанном конверте,
soe для командования, давалась ха-
рактеристика экипажа «Ю-88». 0 и
то сказано: «Боевые качества командир
машины лейтенанта Шиппиуса весьма.
посредственные, самомнение большое».
Но все-таки  Шиппиуса послали на
фронт — требовалось чем-то возместить
тери.
и в ночь под новый год на Мурманск
налетели три пикировщика. Они  пыта-
лись бомбить жилые дома. Все три пики-
ревщика были сбиты нашими гвардеипа-

предназна-

won ‹ипаж Одного ИЗ

ми морской авиации. Эк

подбитых «Юнкерсов» совершил посадку

в море. Фашисты истерически Bown 0

спасении, освещали резиновую лы

ракетами. Моряки подобрали их. Блед
летчики моли-

ные, озябшие, промоклние
ли © сохранении жизни.
енерал Штумпф прекрасно
мс морских коммуникаций в Ба-
ренцовом море. Генерал знает. что с
такими, как Шипомус, летчиками мно
го не навоюешь. Он вспомнил времена,
котла в его распоряжении находились ея
кие первоклассные мастера BOs LY IM
боя. как Шашке. Гитлер пошел наветре-
чу генералу. Из резерва были взяты ©
слелние лучшие летчики И посланы if
(евер. Их буквально выскребли из be
личных районов Германии: брали a
структоров техники потирая, сн
мали кадры противовоздушной ороны

Перлина и других городов.
Так ПОЯВИЛИСЬ Н& Севере резервные

понимает

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Черноморский флот. Секретарь партбюро политрук С. Сорокин беседует с вновь *

принятыми в партию.

Фото Н. Митюрева.

Социалистическое соревнование
на судоремонтных предприятиях

Ilo примеру передовых заводов промыш-
ленности нашей страны рабочие и спе:
циалисты сулоремонтных заводов и Mar
стерских Военно-Морского Флота включи-
лись в социалистическое соревнование 34
перевыполнение производственных пла“
нов, высокое качество работы. экономию
материалов.

Воллектив судоремонтног предприятия,
где начальником тов. Федоров, обязался
месячный план перевыполнить на 5 про-

центов, ПОДНЯТЬ производительность
труда на 22 проц. вместо утверж-
денных 17 проц. внедрать  замени-
тели в  судоремонте, — снизить  на-
клалные расходы на проц., сократить
простои оборудования в ремонте на

15 проц., сэкономить не менее 5 проц.
основных материалов, используя отходы
производства и осуществляя рационали-
заторские предложения. и т. д.

Коллектив этого предприятия вызвал
Ha социалистическое соревнование рабо-
чих, инженерно-технических работников и
служащих  сулоремонтных предприятий
технического отдела, где начальником тов.
Филиппов.

Также включились в соревнование кол-
лективы судоремонтных предприятий
учреждения, Tie начальником тов. Cre-
пенко. Они обязались ежемесячно до ROH
ца гола перевыполнять производственную
программу по валовой продукцаи Ha

5 проц., поднять производительноеть тру-.

да протав запланированных нору Ha
5 проц. Путем внедрения новых техноло-

гических процессов, применения замените
лей, рационализаторских меропраятий они
обязались добиться экономия материалов

на 5 проц. от их еметно-плановой стои-
мости.
Кроме того решено подготовить значи-

тельное количество высококвалифициро-
ванных рабочих, максимально использовать
все отходы при ремонте кораблей. органи-
зовать сбор цветных металлов и т. д.

Рабочие и служалцие вызвали на ¢co-
пиалистическое соревнование  механиче-
ский завод, где начальником тов. Недо-
сеев.

На-лнях были полведены итоги работы
за месяц в сулоремонтной мастерской,
Tle начальником тов. Федоров. Результа-
TH показывают, что мастерская начала
работать более успешно и добилась зна-
чительно лучших показателей.

Месячный план по товарной продукции
перевыполнен на 7,6 проц., по судоремон-
ту — на 9 проц. и по изготовлению
новой продукции—на 19 проп. Коллектив
добился срелней выработки норм на 160
процентов. Нет ни одного рабочего, не
выполняющего нормы.

Эти данные показывают. что мастер-
ская выполняет свои обязательства в с0-
циалистическом соревновании. Закрепляя
успехи, коллектив мастерской борется за
перевыполнение полугодовой программы.

Инженер-капитан 2-го ранга
Г. ГОРСКИЙ.

Новые „Окна ТАСС“

В московской мастерской, на КБузнец-
ком Мосту. где создаются «Окна ТАСС»,
с утра до поздней‘ ночи кипит большая
творческая работа. Дружно трудятся здесь
художники. поэты, резчики,  трафарет-
чики. В содружестве пера и кисти рож-
даются «Окна ТАСС» — яркие и ocrpo-
умные плакаты, пользующиеся большой
популярностью во всей стране.

За последнее время вышло около 15
плакатов. посвященных военным ` моря-
кам. Большой популярностью пользуется
«Окно ТАСС» о морской гвардия. Оно
выполиено художниками Г. Нисским и
В. Штранихом. На фоне огромного крас-
ного знамени изображены три  моряка-
гварлейца. В облаках лыма и огня идут
в бой корабли» Пол рисунком — стихи
В. Лебедева-Кумача:

Морская гвардия идет уверенно,

Любой опасности глядит она в глаза.
В боях испытана, в огне проверена,
Морская гвардия-——для недруга гроза.

С этим плакатом перекликается тема
«Окна», сделанного В. Ивановым. Худож-
ник изобразил моряка-гвардейца, уначто-
мающего фалписта. Рисунок  сопровож-
ден текстом: «Выполним приказ На-
родного Комиссара Обороны товарища
Сталина — освободим нашу землю эт
врага».

Краснофлотцам морской пехоты посвя-
шен рисунок художников М. Соловьева и
Ф. Антонова © текстом

«ассы», появились летчики  высмего
класса на лучших немецких самолетах.

В конце концов Вилли Френгер не ху-
же Шашке. Он сбил за войну 36 самоле-
тов, натражден двумя «железными кре-
стами» и представлен еще к одной на-
траде — кресту в золотой оправе. Вилли
Френгер в последнее время преподавал в
одной из летных школ Померании искус-
ство’ высшего пилотажа и воздушного
боя. Френгеру дали новейший немецкий
истребитель «Мессершиитт-1 09-ф».

Но не везет «ассам» Ha советском
Севере, нет им житья в советском возду-
хе. Всего только. два вылета совершил
Френгер —и нет больше Френгера. А
между том условия воздушного боя, в
котором пришлось участвовать инструкто-
ру техники пилотирования, давали зна-
чительно преимущество фашистам, Че-
тырнадцать «Мессершмиттов»  сопровож-
дали восемь «Юнкерсов». Их атаковало
всего восемь советских истребителей. Во-
земь против двадцати двух! Френгер Ha-
брал высоту и хотел нанести совой излюб-
ленный удар сверху. Он уже видел
победу опытным глазом воздушного снай-
пера. И вдруг пулеметная очередь пора-
зила ero самолет. Машина загорелась.
Фронгер выбросился на парашюте. на ле-
ту лихорадочно срывая с френча «же-
лезные кресты».

На следующий день та же участь по-
стигла под Мурманском Людвига Дривлей-
на, пилота «Юнкерса-87». Он предста-
вил нашему командованию доказательства
своих «босвых заслуг»— «железный крест»
и справки о своем арийском, происхожие-
нии, начиная с ХУП века.

«Ассы» генерала Штумпфа пе принес-
ли ему военной улачи. В апреле бываля
дни. когда наши летчики уничтожали в
воздушных боях по 15 машин. Май при-
нес североморцам новые успехи: свыше
50 сбитых вражеских самолетов.

Наступил июнь. Битва за госполетво
в воздухе продолжается © прежним оже-
сточением. В первые же дни июня севе-
роморцы сбили около 20 вражеских стер-

А. Маптистова,.

«Будь. как они!» — так называется
«Окно» художника В. Соколова-Скаля, от-
клакающееся на Указ Президиума Вер-
ховного Совета СОСР 06 учрежденим Ор-
дена Отечественной Войны. В центре
плаката изображен орден. Вокруг него
представителя различных родов оружия—
летчик, краснофлотец, артиллерист, мано-
метчики др.

На подвиги их. товарищ, взгляни—
В бою будь находчив и твер. как

oun!
На-днях выйдет плакат, посвященный
краснофлотцам-пвардейцам, — это «Окно»

художника К. Вялова и поэта В. Лебеде-
ва-Кумача. Несколько рисунков передают
эпизолы морского сражения.

Фашистский пират. не надейся
Живым от гвардейца уйтя.

Коль враг повстречался гвардейцам—
Обломки плывут на пути.

С каждым месяцем увеличаваетея ти-
раж «Окон ТАСС». Сейчас плакаты «пе-
чатаются» в количестве 900 экземпляров.
Мастерская московских художников вы-
пускает 500 экз., Куйбышевская и Таш-
кентская мастерские — по 200. В бли-
жайшие дни Тираж вновь увеличится, —
начинает работать мастерская в Горьком.

Через несколько дней выйдет в свет
пятисотое «Окно ТАСС».

ЯКОВЛЕВ.

вятников. Наши соколы воюют умело. К
примеру, только в одном июньском бою,
когда наши летчики сбили 10 вражеских
машин. североморская авиация не повес-
ла никаких потерь. 2

` «Ассов» сбивают наши рядовые летчи-
ки. славные соколы Заполярья. Сталин-
ский счет истребителей растет © каждым
днем. Герой Советского Союза т. Сафо-
нов лично сбил 22 самолета и 4 совмест-
но с товарищами. В групповых боях лет-
чики Коваленко и Стибнев уничтожили по
12 самолетов каждый, Покровский —
9 самолетов. Курзенков и Орлов — по 7,
Амосов `— 6.

Ни модернизированные  «Мессершмит-
ты», ни мМодернизированные «асы», —
Ничто и никто не может поколебать на-
ступательный дух североморцев. их во-
лю к победе. Не выдерживает немецкая
авиация Уларов советских летчиков. Появ-
ляются некоторые признаки иысли, сом-
нения в головах фашистских летчиков.
Вилли Фрёнгер сокрушенно заявил: «В
первое время все надеялись на успешное
и быстрое окончание войны. Но неожидан-
но наступила зима. Думали, весной при-
yer побела. А сейчае кажлый нормальный
человек чувствуст, что Россию разбить
нельзя. Мы. оказывается. ничего не зна-
ли о силе и храбрости русской армии.
Раньше я верил в победу, а сейчас я
велкую уверенность потепял».

Так говорит резервный «асс».

Североморны уверены в своей побеле.
Правла. они ве любят 0б этом много го-
ворить. В позлухе фашистские самолеты.
Пусть лучше говорят советские пули ий
свапяты,

Июнь На Севере ет палает снег. лует
холодный. пронизывающий ветер. Шо в
заполярном небе становится все жарче.
Bee с большей неохотой вылетают на
боевое задание фапитетекие летчики, Воз-
лух Заполярья стал для них смертельным
пеклом, из которого возврашатются немно-

тие.
Политрук А. МАЦЕВИЧ,
Северный флот, (От наш. корр.).

Минные защитники
германского флота

Для предохранения минных полей от
вытраливания G для борьбы с тральны-
ми средствами немецко-фашистекий флот
использует несколько типов минных 38-
щитников. Они бывают или © подрывными
патронами или с противотральными реза-
ками. Защитники выставляются на неко-
тором расстоянии, обычно не меньше
1600 м от минном заграждения. между
рядами мин, или в комбинации (впере-
межку) с минами.

Минные защитники с подрывными пат-
ронама типа «С» бывают двух  вадов.
Для простоты назовем ax «0-1» и
«0-2». 0ба они однократного действия.

Минный защитник «(-1», с пружин-
ным раз’единителеми и предохранителем
состоит из каплеобразного Oya, соляного
раз’единителя, патрона, пружинного раз’-
единителя и якоря.

Каплеобразный буй изготовлен из штам-
пованного полушария, к которому прива-
рен конус. Буй выкрашен в темнозеле-
ный или черный цвет.

Соляной  разелинитель предназначен
для того, ч№бы удерживать патрон от
преждевременного выхода из  цилинлра
Oya, Разединитель состоит из корпуса,
тайки, поршня CO штоком.  предохрани-
тельно клапана и таблетки  тающето.
тела. Вставленное в гнездо тающее тело
отжимает поршень CO штоком внутрь
цилиндра. Шток своим концом ложится
пол опорное кольцо подрывного патрона и
выключает пружинный — раз’единитель.
После то как таблетка растает, пружи-
на выталкивает поршень, и патрон начи-
нает полдерживаться только пружинным
раз’единителем.

Корпус, в который заливается ВВ. от-
лит из бронзы и имеет три боковых при-
лива, входящих в прорези гильзы. B 10-
нышке корпуеа имеется цилиндрическое
углубление, в которое закладывается конус
холового конца буйрепа. Поверх патрона
надевается состоящая из двух частей
тильза в прорезями.

Вначале гильза удерживается от ‹ме-
щения предохранительным винтом. а п0с-
ле того как он вывернут — срезающейся
чекой. ввернутой в отверстие с резьбой.

Вместо запального стакана — в качест-
ве вторичного  детонатора — прямо во
взрывчатое вещество вставлены 2 тетри-
ловых шашки.

Вторая гильза для пружины и ‘ударно-
го приспособления посажена на резьбе в
верхнюю часть корпуса патрона. Эта
тильза несет на себе гилдростатический
предохранитель. боек и зажимную гайку
патрона Гильза укупорена крышкой,
внутрь запрессована втулка служащая
направляющей для стержня бойка. На
нижнем конце стержня бойка закреплена
втулка, в которую упирается боевая пру-
жина. Руорой конец боевой пружины
упирается в направляющую втулку
стержня бойка. В донной части гильзы
для пружины имеется отверстие с резь-
бой, в которое  ввертывается головка
катююля.

Для размещения гидростатического пре-
дохранителя ¢ боковой стороны  пильзы
имеелея прилив, на котором он ионтисует-
ся вместе со штоком, диском и резиновой
диафрагмой. В диск гидростата упирается
пружина, отжимающая его наружу. В
штоке гитростатического диска сделана
прорезь. в которую входит стержень бой-
ка. После того как давление столба во-
ды пересилит давление пружины, галро-
стат опустится, пружина вожмется. и
прорезь штока освободит бое. который
ударит по капеюлю.

Пружинный  раз’елинитель  предназна-
чен для разединения патрона с буем
при скорости буксировки трала свыше 20
узлов. Он состоит из крышки, ввернутой
в гильзу для пружины. нижнего кулачка
замка. втулки и стержня с вилкой. Стер-
жень имеет второй кулачок, Кулачки эти
образованы путем вырезки в цилинари-
ческой части стержней нескольких Ha-
клонных плоскостей. которые и образуют
замок. соединяющий патрон с буем.

Для того. чтобы замок не раскрылся,
на него надета втулка. в которую упи-
рается цилинлрическая пружина. Шри 3a-
траливании минного защитника натяже-
нае буйрепа возрастает. пружина сжи-
мается. втулка сходит © замка. кулачки
выходят из зацепления друг с другом, и
патрон выходит из гнезла в буе.

Диаметр стального буйрепа —8 мм и
хлина — 60 и Ходовой (верхний) конец
его залелав в конус, присоелиняемый к
подрывному патрону. коренной (нижний)
конеп пропущен ‘через скобу в основания
якоря и закреплен  тросовым  зажимум.
Длина каждого шлага буйрепа — 1 м.

Минный защитник «(-2» без пружин-
ного раз’единителя и предохранителя от-
тичается от «0-1» конструкцией буя, в
котором отсутствует труба для стержня
пружинного раз’единителя. У его патрона
нет опорного кольца. Вес взрывчатого ве-
щества в патроне равен 800 гр. и_ вместо
двух тетриловых шашек в гильзу для
пружины ввинчен запальный стакан.
гидростатического предохранителя имеется
стопор в боковом приливе. Пружинка пю-
сылает этот стопор в отверстие в штоке
тигростатического диска.

Минные защитники типа «С» славятся
с интервалами в 30, 80 и 100 и друг
от друга, что достаточно для вывода из
строя всех основных. тральных средств,
носимых кораблями. Минимальное углуб-
ление. на которое защитник ставится, —
3.5 м, максимальное — 50 м.

Зацитники типа «С» ставятся по за-
ранге измеренной глубине. Действуют они
следующим образом (рис. 1), После сбра-
сывания в воду буек отлеляотея от якоря
и плавает на поверхности воды лю тех
пор, пока < барабана не смотается необ-

ходимое количество буйрепа. Затем весом
якоря буй втягивается в воду и устанав-
ливается на заданное углубление, При по-
гружении — на 3-метровой глубине —
гилростатический диск опускается, стопо-
рится зацепкой или стопором и приводит
защитник в боевое положение.

Kona тралящая часть захватит буй-
реп, то. пересучиваясь, OH подтянет к
тралу подрывной патрон.
Тралящая часть надават
на  ПОДВИЖНУЮ — ГИЛЬЗУ,
чека  стянется. и гильза,
продвигаясь вверх, наж-
мет на рычаг кулачка.
Кулачок упрется во втул-
ку боевой пружины, по-
дымет стержень  бойка,
дойдет до положения, ког-
да совместится с прорезью
на стержне. и под дейст-
вием своей пружины
проскочит в эту прорезь.
Освободившийся стержень
с бойком силой боевой
пружины пойдет вниз. и
боек наколет  капсюль.
Пражамающаяся Е патро-
ну тралящая часть взры-
вом патрона будет переби-
Ta.

Минный защитник типа
«Д» (рис. 2) может уста-
навливаться на глубинах
до 160 м. Он состоит из
буя и патрона такой же
конструкции. каки в 3а-
щитнике типа «С», ›до-
полнительного буйка. верх-
него буйрепа, якоря с
важнаям буйрепом.

Дополнительный  буек Ри. 2.
введен В конструкцию i
защитника «Д» для увеличения  плоз

вучести, чтобы поддержать 160-метро=
вый буйреп. Дополнительный буек пред“
ставляет собой пилинлр. с обеих сторон
закрытый крышками. Для увеличения
прочности с внутренней стороны цилиндра
приварены шпангоуты. Это дает возмож-
ность устанавливать буек на глубине до
100 м. На верхней и нижней крышках
имеются скобы, к которым крепятся верх-
ний и нижний буйрегы, ‘

Верхний буйреп. длиной в 45 ми диз-
метром 8 мм, наматываелся на дополни-
тельный буек. В оба конпа буйрепа 3a-
деланы конуса. Нижний конус крепился
Е крышке дополнительного буйка. а верх-
ний соединен с подрывным патроном. ‘

Нажний  буйреп. длиной 63,5 м и
диаметром 8 мм, наматывается на барабан
якоря. Верхний конеп буйрепа имеет ко-
нУС. соединяющийся с дополнительным
буйком. нижний конец заделан в якорь.

Наименьшее утлубление этого защат-
ника—3—4 м, а наименьшая глубина ме-
ста постановки — 50 м. Он
пригоден для использования
только на глубинах моря свы-
ше 50 м.

Манный   защатник типа
«Д» — однократного  дейст-
вия. Действует он с момента
постановки и до момента з3-
хвата тралящей частью, так
me, как и минный защитвак
тапа «С».

Минные защитники с про-
тивотральными резаками типа
«КВ» (рис. 3) состоят из
каплеобразного буя, буйрепа,
противотральных резаков,
предохранательных = конусов,
якоря и талрепа.

Каплеобразный буй сварен
из полушарий, толщина его
стенок — 2,5 мм. и конуса.
Буй окрашен в темнозеленый
или черный цвет. Своей пло-

вучестью OH поддерживает
буйреп с четырьмя противо-

тральными резаками.

Буйреп, длиной 101 м и
диаметром 9,5 мм, одним кон-
цом заделан в Конус, соеди-
няющийся с буем, 3 второй
конец пропущен через скобу
и закреплен двумя тросовыма
зажнмама на якоре.

Противотральные резаки
предназначены для  перерезания попав-
шей в них тралящей части трала или
параважа.

Буйреп заложен в корпус таким обра-
зом. что при пересучивании по тралящей
части он беспрепятетвенно подводит резал
к тралу. :

Предохранительные конуса служат лля
прелохранения отрезка буйрепа, располо-
женного между буйком и верхним резаком,
от перерезывания резаками трала. На этот
отрезок буйрепа посажено 7 предохраня-
тельных конусов. Если один из них по-
палет в зев резака тралящей части, то он
заклинивает трал, и минный защитник
буксируется вместе © тралом. ,

Якорь состоит из основания. барабана
ий талрепа.

Талрет, соединяющий буй с якорем,
состоит из лвух рычагов — длинного ¢ го=
ловкой и отверстием в ней и клещевих-
ного. Клещевидный рычаг имеет два пле-
ча — коротко’ и длинное. В коротком оде-
ланы ‘отверстия для соляного раз’едини-
теля и упорного винта. В соляной раз’ели-
витель вставляется таблетка соли. кото-
рая улерживает длинный и клешевилный
рычаги от раз’единения,

Кюгла траляшая часть захватит буйреп,
он начнет перелвигаться. Тралящая чаеть
попалает в один из резаков и перерезает
ся. После того как тралящая часть будет
перерезана, буй возвращает минный 3a-
шитник в первоначальное боевое положе-
ние. Если в резак  попалает скоба пли
какая-нибуль лругая массивная деталь, то
затитнак булет букситоваться за тралом:

Минный защитник «КВ» — многократ=
ного действия, ставится по измеренной
глубине. Максимальная глубина места
постановки — 150 и. минимальная—8 м
плюс углубление. Углубление защитника
может быть от 8 хо 100 м — через каж-
дые 2 м. так как каждый шлат навитого
на барабан буйрепа равев 2 метрам. Про-
тивотральные резаки на буйрепе подве-
шены на расстоянии 1,4 метра друг от
друга.

= CRE a

Preeti eo)

Puc. 3

Военинженер 2-го ранга
Г. ТАМБИЕВ.