=

wo

бамелет героя

— Это бывшая «десятка», — указывая
Ha истребитель, сказал старший техник-
лейтенант  Белосохов. — На нем  детал
Сафонов, когда еще командовал нашей
эскадрильей.

Тюбовно погладив плоскость самолета,

Белосохов рассказал 06 этом _ ястрей-
ке — машине, которую берегут в эскад-
Tube, Kak зеницу ока. Летать на «десят-
Ee» почетно.

Бывшая «десятка» — эт истребитель
«И-16». Во время войны в часть приш-
ли более современные самолеты. Ho
«И-16» попрежнему пользуется любовью
летчиков и техников, Советские истреби-
тели сбивают на ней лучшие немецкие
машины. Дважды Герой. Советского Con-
3a Борис Сафонов сбил на «десятке» 14
вражеских самолетов, на этом «И-16» он
водил своих доблестных гвардейцев и
одерживал изумительные победы.

Свыше 250 раз. поднималась в воздух
«лесятка» и ни разу за год отечествен-
ной войны не побывала она в мастерских.
Самый большой срок простоя самолета в
ремонте не шевышал 3/з суток, и TO
только при смене мотора, выработавшего
ресурсы. Много раз «десятка» возвраща-
лась из боев © серьезными поврежмения-
ми, иного раз приходилось заменять на
пей цилиндры ‘и поршневые кольца, &
пробоинам и счет потерян. Но все по-
вреждения исправлялись на аэродроме, в
перерыве между боями.

Инженер эскадрильи Белосохов умело
организует труд своих подчиненных. Он
приучил их работать ‘оперативно,  1300-
ретательню, быстро и в то же время точ-
но соблюдая инструкции и наставления.
Он сумел воспитать У техников любовь
х делу. В эскадрилье привыкли учаты-
вать каждую секунду, ©  пелантичной
строгостью выполнять все задания.

Этому немало способствует четкая ор-
танизация работы. Техник не теряет вре-
мени на поиоки материалов и инструмен-
та. Он всегда имеет © ©0бой все необхо-
димое и поэтому может, не прибегая к
помощи мастерских, своими руками в
кратчайший срок выполнять максичмаль-
ное количество работ.

Ни разу не было простоя самолетов у
техника «десятки» сержанта Колпакова.
С раннего утра он у машины, осматри-
вает винт, шасси, проверяет тросы шас-
си и рулей, крепление приборов, герметич-
ность бензосистемы — кажлый агрегат
любимой машины. Он обращается с ней,
как рачительный хозяин. Перел оемот-
ром он наводит чистоту, чтобы и песчин-
ка не оказалась в шарнирном соедине-
нии, ибо и она может быть причиной
заедания управления, преждевременного
износа частей,

Чистота «десятки» всегда была 0браз-
цовой. Сафонов созывал техников и 34-
ставлял их внимательно осматривать ма-
шину, а после спрашивал:

— Есть у кого замечания?

Никто не нашел в чем упрекнуть
Колпакова.

— Так. как Колпаков, содержать все
машины! — приказал Сафонов.

Летчик доверял своему технику, но пе-
ред вылетом-сам всегда тщательно ©сма-
тривал самолет, Затустит мотор,  прове-
рит, есть ли переход винта © малого на
большой шат и обратно, как реагирует
мотор на резкую смену оборотов. Перед
тем, как запросить старт, Сафонов обя-
зательно обратит внимание на положение
пожарного крана.

Долговечность машины завиент от тех-
ника и от летчика. Сафонов никогда без
надобности не перегружал мотор. Вэлетать,
хак тзвестно, можно на разных ofopo-
тах. На небольших оборотах мотор работа.
ет без перегрузки, тяга нормальная, &

В ТЫЛ ВРАГА

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 30 июня.
{Опецкорр. ТАСС). Разведчики под коман-
дованием младшего сержанта Головина по-
лучили задание привести «языка». Ночью
они бесшумно переправились через реку п
пробрались к немецкому боевому охране-
нию. Было необыкновенно тихо. Развед-
чики залегли в лощине и стали ждать
смены немецких постов. Векоре появился
вражеский караул из 8 солдат, Первые

ТЕ Е

уКивучесть мин заграждения

Тактическая ценность любой, даже са-
мой совершенной мины в значительной
степени определяется ее живучестью —
способностью после длительного пребыва-
ния под водой или лежания на грунте не
оторваться от якоря и не терять своих
первоначальных боевых качеств. Для
современных мин это требование настоль“
ко важно, что конструкторы нередко вы
нуждены поступиться некоторыми дру
тими элементами, лашь бы сохранить до-
статочную живучесть данного образца.

Обычно понятае о живучести склады“
вается из следующих основных конструк-
тивных и механических элементов: каче-
ства минрепа — его прочности, эластич-
носта и антикоррозайной стойкости; кон-
струкции узлов и деталей, с которыми
связан минреп (втулки, выюшки, бараба-
ны, всевозможные рычаги и пр.); качест
ва и степени первоначальной смазки мин-
pela и стойкости смазочных веществ в
воде; формы и остаточного запаса плову-
чести корпуса мины; амортизацаи рывка
при постановке и последующих рывков
от волны и теченай; качества материа-
лов, из которых изготовлены механизмы,
и пх стойкости при длительном пребыва-
нии под водой.

На жавучесть всех якорных мин влия-
ют и внешние ‘условия: утлубление, на
хакое мина поставлена, характер волны
в данном районе (длана и высота), нали-
чио течений (поверхностных, глубинных,
прихонных), их скорость и Т. д. Для мин
неконтактных. антенных или имеющих в
своей цепи батарею, дополнительным эле-
ментом является живучесть батареи.

Естественно, в современной войне все
страны пытаются повысить живучесть
мины даже за счет введения устройств,
усложняющих ее конструкцию. А так как
масштабы. минной войны транлиюзны, то
и размах мероприятий в этой области
очень велик, Следует добавить, что высо-
во развившаяся за последние годы техни“

пробег такой же, как и на предельном
газу. Сафонов держал минимальные 960-
роты и на взлете и в воздухе, на барра-
жировании. Но когда он шел в атаку, то
выжимая мотор» все, до предела, и ни
разу его машина не подводила,

В полете герой  внималельно следил
за приборами. Чуть повысился темпера-
тура головок цилиндров, он сейчас же
приоткроет жалюзи. Если замечен mepe-
грев масла, повернет дросель маслоради-
атора — он знал, что ненормальная ра-
бота мотора вызывает вибрации, ослабля-
ет уэлы крепления и т. д. Мотор этого
самолета, не считая, конечно, поврежде
ний в бою, всегда работал нормально,

Rak только Сафонов  возвращалея из
полета, Колпаков опять тщательно осма-
тривал шасси, механизмы управления,
рули, элероны. промывал зтрегаты, что-
бы случайно не проглядеть трещину илы
излом.

Как-то ударные фашистские батальоны
«ОС» прорвали на одном из участков ли”
нию нашей обороны и стали быстро
продвигаться. Части морской  пехо-
ты вместе с бойцами Врасной Армин
стойко отбивали натиск противника. Им
помогали соколы  морекой авиации. Не
зная отдыха, по 6—7 раз за день вы-
летали они на линию фронта. В такую
горячую пору после удачно боя «де
сятра» пришла с ®мью пулевыми и пу-
шечными  пробоинзии. Были  пробиты
стабилизатор и левая половина руля
глубины. Прехотоял очередной вылет. На-
до было во что бы то ни стало подм-
товить машину к бою.

Техник Волпаков, подготовив все не-
обходимые  матеэпалы — перкаль, эма-
лит, нитки, заклепки, дюраль, — быст-
ро заделывал пробоины на плоскостя. Не
услел он окончить эту работу, как к ма-
шине уже поднесли рулю глубины. Мото-
рист Кривошеев заправил «И-16» горю-
чим и маслом, оружейник Запорожец
прочистил и зарядил пушки и пулеметы.
В самые сжатые сроки машина верну-
лась в строй. Вогла раздалея сигнал оче-
редного вылета, первым на старт вышел
ястребок Сафонова. В тот день в воздуш-
вом бою Сафонов сбил на «десятке» еще
тва самолета. Наши летчики обратили в
бегство противника,

На аэродроме части некоторое время
находились рабочие одного из авиацион-
ных заволов. Тов. Колпаков, воспользо-
вавлтись их пребыванием, ознакомился сю
скоростным методом ремонта и умело
применил его на практике. Однажды са-
молет Сафонова прибыл из боя © проба-
тым цилиндром. Мотор тянул слабо. На-
до было перебрать все кольца, сменить
цилиндр и т. д. На всю работу была ол-
на ночь. Колпаков. Кривошеев и техник
Семенов добились поставленной цели —
за ночь они выполнили работу, на кото-
рую в обычных условиях тратят нелели.
На утро Сафонов в точно назначенный
срок вылетел на штурмовку войск про-
тивника.

Сафонов стал команлиром гварлейското
полка, ‘Он получил новую малину, а на
его «И-16» №, 10 питомцы и боевые то-
вариши продолжают так же неутомимо
разить врата. Летчики, которые летают
па этом самолете, техники и мотористы,
которые его обслуживают, любовно бере-
гут ястребок.

Еще три самолета прибавилось после
Сафонова к боевому счету «десятки»,
«И-16» с честью вылержал испытание в
боях. 17 сбитых вражеских самолетов —
лучшая аттестация этой машине, кото-
рой в совершенстве овладели  советекле

летчики.
Политрук А. МАЦЕВИЧ.
Северный флот.

ЗА „ЯЗЫКОМ“

тря фашаста шли прямо на разведчиков.
Воздух разрезала очередь автомата. Три
немца были убиты. Остальные 5 гитлеров-
цев  залегли и открыли  беспорядочную
стрельбу. Красноармейцы не отвечали. Они
подползли еще ближе и бросили в них
гранаты. Не стало еще четырех фашистов.
Пятый солдат взят в плен. Вместе с «язы-
ком» разведчики переправились через

ка траления и уничтожения мин также
повышает требования в живучести за-

граждевай.
Каждая поставленная мина должна вы
стоять в воде заданный ей срок, — ина-

че теряется ценность, а иногда и опера-
тивная направленность данного загражде-
ния. Если после заданного срока sarpam-
дение должно быть устранено, то для
Этого существуют специальные механиз-
мы, которые выводят мины из строя че-
рез определенный промежуток времени,

Тактическая ценность мины как раз м
состоит в том. что, несмотря на свою ав-
тономность, она все время сохраняет бое-
вые качества. Не случайно после войны
1914—1918 т. многие  специаласты
чрезвычайно скептически оценили роль и
оперативную значимость « cer
верного  затраждения», которое стало
классическим примером малой живучести,
Из 57.571 антенной мины. поставленных
в системе этого заграждения, спустя не-
сколько месяцев была обнаружены толь
ко 21.295 (43 проц.), a остальные по
гибли. Еще худшую оценку получили ве“
мецкие мины, Их качество было низко
оценено самими же германскими специа-
писталеи,

„Опыт прошлой войны был тщательно
@азучен. В ‘течение ‹ междувоенного пежо
да и в ходе новой войны конструктор
ская мысль во всех странах усиленно
работала и работает над увеличением жи-
вучести мин. При этом за отправной об-
разец живучести принимают русскую
шаровую мину, = устанавливающуюся
питерто-трузовым способом. Проследим пу-
ти м методы работ в этой области,

Какие изменения произошла с миной
заграждения после войны 1914 —
1918 гг.? Больше чем влвое вырос зарят,
дойдя до 300—350 кг. Увеличилась дли-
на минрепа, Появались разные дополни-
тельные приспособления. Это сказалось
Ha габаритах ворпуса мины, увеличении

‘. 1 д

ыы

Северный флот. Катер-охотник капитан-лейтенанта т, Бабанова идет с минонос-

цем Н. на выполнение боевого задания,

Фото Н. Вериичука,

Бой катера с тремя
фашистскими самолетами

Группе катеров под командхованием ка-
Tirana 3-1 ранта тов. Местникова было
приказано выйти в море лля охраны на-
ших кораблей, которые должны были. 0б-
стреливать побережье, временно занятое
противником. i

Катер, где командиром старший лейте-
нант Рыбажов, на тихом ходу подошел к
берегу. Фалтисты, видимо, усльшали шум
работающих моторов, ибо скоро луч про-
жектора стал’ шарить по небосклону.` Не*
найля ничего, кроме редкой облачности,
луч перекинулея на море. Н& нашем xa-.,
тере не стали ждать — боцман Нечахин.
несколькими очередями вывел вражеский
прожектор из строя. Немцы тотчас же от-^
крыли артиллерийский огонь. С вапето
катер» в ответ застрочил крупнокалибер-и
ный пулемет. Нечахин поджег олин из’
склалов врага, дал несколько очередей 1107
огневым точкам противника, 5

Выполнив задачу, катер, командование
которым принял калитан 3-го ранга Me-:
стников, ушел в море. Разыгралея шторм.
Вскоре налетели три фапистских самоле-
та «Хейнкель-111». :

Первым заходом фашисты сбросили
несколько бомб. Командир катера умело
маневрировал, и бомбы упали в море.
Весь экипаж четко выполнял команду
тов. Местникова — опытного  моряка-
катерника. Боцман Нечахин непрерывно
вел огонь по «Хейнкелям». #1

В разгаре боя боцман Нечахин сбил
фатпистокий самолет, тот фухнул в море.

`Олним стало меньше, но оставшиеся два

немецких самолета с еще большим оже-
еточениех накинулись на катер, слелав
еще лосять заходов. Векоре боцман Неча-
хин подбил второй «Хейнкель». Самолет
поел вниз и, с трудом выравпявшиеь у
воды, пустился наутек. Третий «Хейн-
кель» утрал.

Tak герои-моряки выдержали неравный
бой с тремя  фашистокими самолетами.

Пули градом овыпали поверхность во-
ды вокруг катера, сшибли каску © 1о-
яловы Нечахина, ударили по каске Мест-
никова, ©били прицел у пулемета. Фаз-
шистокие бомбы поднимали на десятки
метров водяные столбы вокруг катера, с0-
чтрясали ero корпус. Но ни пули, ни сна-
ряды, ни бомбы не сломили волю героев-
черноморцев. И советские моряки вышли
победителями.

Котла в бою одной из пуль был пробит
масляный бачок, моторист Масенко свое-
временно заметил это и рукой прикрыл
отверстие, обеспечив работу мотора до
конца сражения.

Экнпаж героического катера снова го-
тов в новым боям за родину.

Коллективный корреспондент
«Красного Флота»—газета «На
стране рубежей».

Успешные налеты на тылы
и коммуникации врага

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ФЛОТ, 30 июня. (По
телеграфу от наш. корр,). Подразделения
авиации Военно-Морского Флота нанесли
ряд успешных ударов по тыловым об’ек-
там фапьиотов и их коммуникациям. На-
днях группа напегих самолетов внезално
атаковала олин из немецких аэродромов.
Точно сброшенными бомбами взорваны
цистерны с горючим, выведено из строя
несколько самолетов, повреждено техниче-
ское оборудование аэродрома. : {

Образцы воинского мастерства показ
вает летчик H-croro подразделения

‘т. Наумов. Во время разведки нал морем

он заметил «Мессериииниуг-109». Немец
кий летчик пытался увильнуть от боя,
no Наумов настиг «Мессершиитта» иная
вязал ему бой. Он был коротким, но же
стоким. Через несколько минут m0cas
первой атаки фапшистский самолет рухнул
в воду. и
Нанося удары по тыловым об’ектам п
коммуникациям врага,  летчики-морязи
оказывают пашегм наземным частям боль-
myo помощь. Группа истребителей “В
palione T. обнаружила несколько 900308;
направлявшихея к линии фронта. С брею-
щего полета летчики атаковал и полно*  .
стью уничтожити два 0003 с боеприпасами,

р 1. =

ев массы и вызвало увеличение силы
рывка. Появилась необходимость  удли-
нить минреп, В некоторых образцах воз-
рос диаметр минрепа, но живучесть в ре
зультале не выросла, 2, наоборот, почти
во всех случаях снизилась. Началась no-
иски с10с0бов увеличения механической
прочности минрепов. Но так как это свя-
зано © большими техническими трудне-
стями, то после ряда попыток основное
внимание было обращено на другие фак-
торы, влияющие на прочность и живу»
честь. ;

Немецкие конструкторы, невзирая Ha
неудобство обращения н» кораблях с ми
нами большого диаметра, отказались OT
сферо-цилиндраческой и сферо-конической
формы корпуса и перешаи 5 шаровой
форме, как наиболее устойчавой на тече-
ниях и простой в производстве, Мины
стали ‘устанавливаться только с поверх-
ности. Это позволило уменьшить толщи
ну стенок корпуса, но в 10 же время
ухудшило условия работы соседних мин
при ворывах;, Установлено практикой, что
в немецких  запраакдениях при определен.
иых интервалах между мпнами в случае
взрыва одной мины соседние выходят из
строя —— деформируются корпуса, потают-
ся сварные швы, и мины тонут.

Раньше иногда применялся сдвоенный
минреп, заделанный в обух корпуса, без
буфера. Теперь такая конструкция почти
не встречаются, так как минрепы очень
быстро перетираютя друг © друга,
новной метод крепления в современных
минах — одинарный  минреп,  заделан-
пый коушем весильный буфер.

Итальянцы, напуганные  смехотворно
низкой живучестью своих мин, принес-
шей особенно много помех уже во время
интервенции в Испании, ввели цепочку,
заделанную в корпусе мины, Минреп
присоединяется в цепочке на некотором
расстоянии. Немцы приняли такую же

Особенно амтивно действуют  налги
подразделения по морским коммуникациям
противника. В Н-ском квадрате истреби-
тели заметили три вражеских мотобота,
труженные горючим. В результате пуле-
метно-пушечного обстрела два Ффатистоких

судна были потоплены, третье повреждено.

Стремясь . нанести врагу как можно
больший ущерб, летчики не упускают ни
одной возможности, чтобы сорвать движе-
Hie Ha вражеских коммуникациях. Круп-
ное соединение бомбарлировщиков, возвра-
щаясь после выполнения боевого задания,
заметилю вблизи одного порта большой ка-
раван судов. В бомбы уже были ©6ро-
шены на другие военные 0б’екты врага.
Тогда командир соединения решил алако“
вать фалпиетские сула пулеметно-пушеч-
ным огнем. Опустившись до минамальной
высоты, краснозвездные бомбардировщики
обстреляли цель. От их пушечно-пулемет-
ного отня затонули две больших баре,
два мотобота. погибло мно солдат и
офицеров противника, находившихся na
судах. Как и в предыдущих операциях,
мы не потеряли ни одной боевой мапьины..
Политрук И. МИРОШНИЧЕНКО.

Руб

Sears

систему для крепления нижней затенны,

_ подводя ее че медную цепочку к ан-

‚ тенному вводу fla корпусе.
Коренную реконструкцию’ _ претерпел
буфер. простом однопр ног он

превратилея в амортизалор сложного ти-
па с надетыми друг на друга двумя ци*
линдрическими пружинами, масленно-пор-
шневой амортизатор или амортизатор
телескопического типа; Широкое приме-
нение получил такдю иощный резиновый
буфер, работающий на растяжение.
Итальянцы, для которых глубоковолность
в силу особенностей театра крайне важ-
на, вынуждены были для сохранения ми“
нимально допустимой пловучести ввести
дополнительно второй пустой корпус. Это
прислюсобление удерживает  минреп и
разбивает ето на лв» самостоятельных
рабочих участка. Такую же систему
приняли немцы при увеличении глубо-
ководности своих минных защитников.
Попытки увеличить прочность минре-
па, довеля разрывиое усилие до 160—
кг На квадратный миллиметр, отра-
зились на его гибкости. Это, в свою оче-
редь, сказалось на стойкости  минрепа
при работе на изгиб. Чтобы уберечь мин-
рет от преждевременного ржавления п
образования очагов коррозии, во многих
образцах мин стали побегать вылеты
вать кнопы, мусинги, оговы, сплесени,
При такелажных работах минреп проби-
вается. с него слирается слой цинкового
или иного покрытия, и в этих местах
начинается ржавление еще при хране-

нии, В минах многих обраспов все за-.

делии минрепа, даже заделка коушей без
сплесени, выполнены специальными зажить
мами, прочно охватывающими минрет, нэ
нарушая ето конетрукции п свивки.

Большое внимание уделяется также
масляным и жировым покрытиям или
пропиткам минрепов. Они носят чисто
профилактический характер и ‹беретают
минреп при хранении, & также в воде,
Tie на какой-то срок (в зависимости от
стойкости покрывающих веществ) облег-
чают работу отдельных проволочек в
прядей, трущихся друг о друга.

на дорогу посыпалея град пуль.

—

июля 1942 г., Ne 152 (1103) _

THaporpadib! B GOeBbIX Ofepalliax

Ba время войны ruxporpadH показали
себя как смелые воины в борьбе ©’ ок-
купантами, как замечательные  специа-
диеты зв области гитрографии, геодезии,
ограждения, лоцманской службы, как OT-
важные моряки. Гидрографы работают

веюду: на боевых кораблях, на транепор-

тах, на подводных лодках, на батареях
береговой обороны, на линии Фронта,

В сложной обстановке отечественной
войны командиры гидрографии пох градом
пуль и разрывами снарядов выполняют
ответственные задания, обеспечивая Goe-
вые действия арули и частей морской
пехоты.

Наши части выбили немцев из насе-
ленного пункта и закрепились. Враг
усиленно сопротивлялея, обетреливая на“
ши  фланги 13 пулеметов, минометов,
артиллерии. Нужно было нанести силь-
ный удар, развить дальнейшее  наступ-
ление.

Перебросить тяжелые орудия на кате-
рах невозможно; это могли сделать только
крупные корабли и транспорты, Ho под-
холный канал к занятому нашими частя-
ин пункту проходил в расстоянии #не-
скольких кабельтовых от сильно укреп-
ленного немцами берега.

Командование приняло решение.

Проводку кораблей и транспортов 110
каналу поручили военному лоцману дей-
тенанту Яблоновскому. Он знает каждую
извилину фарватера, каждый камень и
банку. Не впервой водить ему корабли в
этом районе.

Ветреная ночь. В абсолютной темноте,
без единого ориентира вужво войти В
этот канал.

И Яблоновекий вошел.

Внезапно из глубины ночи послыша-
лись истошные крики ошарашенных не-
мецких офицеров. Загорелись осветитель-
ные ракеты, и лейтенант Яблоновский по
силуэтам знакомых берегов определился.
Головной корабль находилея на траверзе
сильно укрепленного мыса.

На паши корабли обрушилея  ураган-
ный огонь пулеметов, минометов и артил.
лерии врага.

Поворот,

Яблоновский хватается рукой за пере-
говорную трубу, подает команду: «Лево...»
и, не окончив, чувствует, что часть тру-
бы, срезанная пулеметной очередью, от-
делилась и осталась у него в руке.

— Лево на борт! — повторяет лоцман
уже в обрубок трубы.

Машины работают на «самый полный».
п корабли выходят из-под обетрела. Вот
и наш пункт. Идет интенсивная разгрузка.

Загремели наши орулия.  минометы.
Вздрогнула земля. Наши бойцы  рвану-
лись в атаку. Опорный пункт врага был

ВЗЯТ.
яя

Как могли корабли в темную. пасмур-
ную ночь точно подойти к гавани, 3a-
HATS заранее намеченные позиции, мет-
кам артиллерийским огнем подавить ог-
невые точки противника?

В этом и состояла задача гилрографи-
ческого обеспечения. План’ обеспечения
был тщательно разработан и реализован
оперативной группой гилрографов.

С первым броском десанта катера вы-
бросили в порт группу гидрографов во
главе < лейтенантом Вейнблатом, Эта груп-
п обеспечила вход и швартовку  тран-

спортов.

...Масмурный январокий день. Группа
гидрографов во главе © техник-интен-
дантом 2-го ранга Кущ шла выполнять
ответственное задание. Вдруг над хребтом
POP показалось несколько немецких бом-
барлировщиков «Ю-88», Заметив моряков,
они спланировали до „бреющего полета, и
Группа
мгновенно скрылась в складках  местно-
сти. Самолетов было семь, и каждый из
них дал несколько пулеметных очередей
п небольшой группе моряков. oil весе
безрезультатно: задание было выполнено.

Гидрографы создали небольшую истре-
Эительную группу по уничтожению куку-
щек-автоматчиков, засевигих в домах, на
хрышах, в развалинах. Сметку, находчи-
вость и хитрость в этом деле проявили
лейтенант Биюль м сержант Степанов.
Не один гитлеровец погиб от их метких
ПУЛЬ.

В послелних образцах мин изменена
конструкция соединительной скобы. Опа.
как празило, имеет болт (чекель), Ha
резьбу которого назертывается тайка ¢
разводным шилинтом. Такая конструкция
соединительных скоб делает систему
крепления значительно прочнее. Во мно-
тих минах вводятся даже по две таких
скобы. Munpen, буфер, скоба, выделки
конца минрепа привлекли к (66 060006
внимание, потому что верхние слой воды
наиболее подвижны и стоящая мина на-
холится в беспрерывном движении, пере:
нося всю силу перемещения своей массы
на минреп и сочленяющие элементы кон“
струкции. С этим элом бороться практи-
чески невозможно, и все ухитрения в
этой области, особенно немецких конет-
рукторов, ни к чему реальному не при-
вели,

Корпус мины, поворачиваясь вокруг
своей оси, скручивает или фаскручивает
минрет. Для борьбы © этим все совре-
менные конструкции мин снабжены 04-
ним или двумя вертлюгами. Каждый бу-
фер, как правило, несет в своей конст-
рукции вертлюг. Кроме того, часто встре-
чаются вертлюги. совершенно  ‹амостоя-
тельные и тщательно  выделанные, Но
все конструкции вертлюгов сохраняют
минреп лишь до тех пор, пока пе закли-
нятся. При болыпих нагрузках это на-
ступает очень быстро — опорные  по-
верхности задираются и перестают слу
жить. Остановку вертлютов ускоряет 0б-
растание их микроорганизмами, — в не
которых водах оно происходит очень ин-
тенсивно.

Немалую роль в сохранении живуче-
сти мины итрают конструкция втулок.
через которые пропускается минреп, и
материалы, из которых они изготовлены.

В большинстве случаев втулки pac-
положены на якорях, т, ©. в слолх во“
ды, наименеь подвижных. « Несмотря. на
это, наиболее употребительными матери-
алами являюлея  стойкле пластические

‘массы или 906060 прочные породы дерева

(бук, бакаут и т, п.), Случаю обрыва

ляют гидрографы,
батареям Os
расположения войск
месяца обороны М№-ской базы тидрографы
определили координаты
THBAHKA.

xe * я

Наши батареи береговой обороны стер“
ли © лица земли He один десяток немец-
ких батарей, дзотов, автомашин, танков,
уничтожили не одну тысячу Солдат 1
офицеров противника. Батареи стреляют
точно и часто с первого залпа накрызаь
ют цель.

Геодезическае данные батареи опреде-
они же дают наших

огневых точек п
противника. За два

бойцы

Выполняя задания командования,

и командиры гидрографы часто зотупа-

ют в соприкосновение с врагом, бьют гит-
леровцев из пулеметов и автоматов, шты-
ком и гранатой.

При выполнении боевой операции ваш
транспорт был атакован фалияетскимя Ca-
молетами. Командир судна был убит,
комиссар тяжело ранен. Командование
транспортом   принял военный лоцман
старший лейтенант Зеневич, Но вскоре п
он был тяжело ранен. Несмотря на 98%,
т. Зеневич остался в ходовой рубке By
когда к нему возвращалось сознание, проч
верял штурмана, давал время поворота @
очередные курсы. Транспорт благополучно
прибыл в базу. По прибытии в госпиталь
т, Зеневич умер. Перед смертью OH Y3-
нал, что представлен к высшей прави-
тельственной награде — ордену Ленина.

te: te

127 Garapek mpo /

Вместе ¢ бойцами морской пехоты гид* \

рографы ходят в глубокую разведку.

/

Морозной ночью, пройдя минные поля,

группа разведчиков проникла в 1асполо=
жение врага, засевшего в сально укрепм
ленном пункте. Фашисты открыли артид-
дерийский, минометный и пулеметный
огонь. Это м нужде было  разведчикам.
Укрывшись за торосы,  тгидрограф отзрч
ший лейтенант Сидоров нанес на карту
расположение многих огневых точек врач
жеской. линии укреплений. Задача вы“
полнена. Разведывательная группа скры“
лась в темноте.

В освобожденных от фаттистов пунктах
гидрографы в самые короткие сроки вос
станавливают ограждение, создают у©ло-
вия для плавания кораблей и транспор*
тов в сложной военной и навитационной
обстановке.

Когда мороз сковал море, котда кора
ли и транспорты стали во льдах, гадро-
графу лейтенанту Щелкунову было пору“
чено изыскать трассу лля организация
переправы войск и оружия на Важный
yuactos фронта. Щелкунов выполнил
ату задачу. По льду прошли войска, пе-
ребросили оружие п технику. ven

За время войны ° гадрография флота
подготовила и откорректировала для ко“
раблей и частей флота и армии тысяча
морских и сухопутных карт. Отремояти-
ровано и установлено на кораблях и в
частях береговой обороны много электро-
навигационных и штурманских приборов,
На один корабль или транспорт не выхо-

дил. в море 0ез уничтожения и определея о.
нмя остаточной, радиодевиации и девиации.

магнитного компаса,
Когда боевой корабль, транспорт пос“

ле операции или похода приходит в ба»
зу,
рографы. Они тщательно осматривают и’
проверяют — все
производят срочный ремонт всех повре

на нем немедленно появляютея тид-
штурманские приборы,

ъденных приборов и заменяют пришедх-
шие в негодность.
Ряд приборов,’ облегчающих работу
военных моряков, сконструировали сами
тилрографы. В мастерских  гидрография
освоено производство этих приборов —
она уже в большом количестве поступи“
ли на вооружение кораблей и частей.
Немало замечательных страниц вписа“
ли тидрографы в истораю отечествелной
войны. Большевистская партия и прави
тельство высоко оценили их работу Е
подвиги. Десятки командиров и красно
флотцев тилрографов награждены ордена“
ми и медалями Советского Союза.
Воодущевленные приказом товарища
Сталина, гидрографы продолжают веустан=
но работать для обеспечения боевых дей
(твий кораблей и частей, ‘тромящих не
мецких оккупантов.
Капитан-лейтенант А. АВГУСТИНОВИЧ.

*
минрепов во втулках в последнее время
стали наблюдаться реже.

В немецких минах наименее живучей
оказалась приборная часть. — Широкое
применение заменителей ни в. коей мер
не может компенсировать  водостойклх
качеств цветных металлов. i

Tak как все перечисленные меры пе
разрешили полностью проблемы борьбы
за живучесть мины загражаения, немцы
для безопасности плазания и борьбы ¢
тральными средствами вынужаены были
ввести специальное устройство, вэрыва”
ющее мину в случае отрыва от якоря. Но
это устройство еще больше снизило жи“
вучесть, так как расположено в основном
звене и, кроме того, также не решило
полностью залачи самоуничтожения мин,

Для неконтактных и антенных мии
основным влементом живучести являют“
ся батарея, а также механическая проч“
ность антенны. Для батареи основа жи“
вучести — качество компонентов, из ко

торых составлены отдельные элементы, 9

у выдержанный  рецептурный  рэ-
ИМ.

BOPMOMHOCTE утвьрждать, ATO и
многое «переращионализировано», и зак“

линания Фирм, выведенные на этикетках,

не соответствуют действительности,

Конструкторская мысль минеров нате“
TO флота, имеющего в своем арсенале яе-
мало хороших боевых образцов мин, п®
которых погиб уже не отин фалпистокий
корабль, много слелала для еще бюлыпего
уветичения живучести советской  малны
заграждения. Наши специалисты внима“
тельно слелят 33 всеми новинками, пояз“

Первое знакомство с батареями, по-
ставленныхи 80 врежеских минах, дает
310th

ляющимися в области минного оружия, .

используя богатейший опыт своих това“

рищей по борьбе — английских минероз,
Советские моряки слелают все для того,
чтобы наши мины были живучлмй в 16’
чение всего промежутка времени, необ:
ходимого для окончательно  раэгрома
вемецко-фапгистских войск,

Военинженер 2-го ранга
Г. ЛЕБЕДСКОЙ.