‚ Ков-североморцев пришитли командиры и во-
-мяссары частей и подразделений, секрета-

7 воля 1942 г, № 157 (1108)

КРАСНЫЙ ФЛОТ.

Партийный актив
летчинов-североморцев

‘Ha собрание партийного актива летчи-, заданий им не дают, не нацеливают ати“
  таторов Ha разрешение элободневных во-
  тросов. Докладчик подробно прознализиро“
ри партийных организаций, Прославлен-   вал, почему это произопьло,
ные мастера воздушных боев собрались В прениях выступили тов. Бузнецов,
вместе, чтобы обсудить, как выполняется   секретари партбюро Соболевекий и Олино-
в соединении  первомайский — приказ
товарищь Сталина.

С обстоятельным докладом выступил

ников и другие, Выступавитие по-детово-
MY вскрывали причины; мептаютщие 0браз-

тов. Сторубляков. Он отметил значи“   цовому выполнению первомайского прика»
пельные ‘успехи Вроморцев. Только   за товарища Сталина, подробно останавли-
в мае соколы Заполярья сбили в вались на методах учебы в условиях нд“

пряженных летних боев.
Тов. Россов рассказал, как в ето пот

воздушных боях 52 вражеских самолета.
З& двенадцатый месяц отечественной вой-

ков, комиссары Стерехов, Россов, Маслен-

вера в

Мам пришлось столенуться с сильным,
  оварным и подлым врагом, Фашистокая
  Германия к моменту вероломного нападе-
  ния на Советский. Союз уже имела изве-
  стный опыт ведения современной войны.
  В этих условиях от советских подводни-
ROB, Как и всех воинов нашей страны,
требовались быстрые и смелые действия.
Надо было воевать решительно @ дерзко,
  чтобы вырвать у врага инициативу и Com
  хранить ее за с0б0й.

В начале войны помощнаки команди-
ров подводных лодок в большинстве своем

ны совероморцы провели 24 воздушных
боя и уничтожили 46 фалтистских мыпин.
Эти цифры наглядно подтверждают  в03-
росшее мастеротво и отвату наших летчи-

разделении личный состав изучает и еи-

стематизирует накопленный опыт. Техни“
  ческие конференции были посвящены а»
туальным вопросам: бомбометание по аэ-

еще не могла решать задали за команхи“
  ров. Многие командиры боевых частей еще
  не предетавтяли себе, как можно срочно

Непоколебима наша

победу

Однажды подводная лодка, на коре
\ командиром пятой боевой части т. Боль
Manos, оказалась без хода у берегов про
  тиввика, Отойкость, самообладание, ae
  ходчивость Большаков» и вое личного
  состава позволили подводной лодке успеше
  no выйти иЗ опасного положения. Мастер“
ство наших механиков выражается и в
том, чо они в самых тяжелых положе-
  HEAX умеют сохранить живучесть подвод
ной лодки и механизуов, ‘

06 использовании торпедного оружия
  красноречиво говорит тот факт, что наши

торпеды вм разу не отказывали в дейст”
  вии, Они всегда шли в цель. Командиры

ков. Коммунисты  Кюваленко, Спибнев,
Покровский, Амосов, Алатуров, Синев и
другие настойчиво помогают молодым
летчикам быютрее осваивать боевые маши-
ны, обучают их умело бороться © врагом,   вания. После кажлого боевого вылета
хитро менякщим тактику воздушного боя.   парторг этого подразделения т, Морозов
Почти во всех частях и подразделениях   организует подробный разбор.
состоялись технические конференции, под- ° Тов. Соболевский привел интересный
робно разобраны боевые операции по- коммунистьг Оружейники

сЕвм кораблям и портам и т. п. Доклад

ная часть самолетов противника, их Yast
вимые места. На этих конференциях
большинстве выступали коммунисты, за
служившие всеобщее уважение и почет   оакурсов. Летчики наглядно убедились,
своими боевыми делами.
— Однако есть еще немало промахов   бронированный истребитель,
в организации полетов ш в аролромной   Поучительным было выступление тов,
служб, — сказал докладчик. -— Кое-где   Вузнецова. Om подробно рассказал акти-
вместо повседневной учебы наблюдается   ву, какие промахи допустил командир од-
«классная осуетня», ждут специально He-
летной погоды, когда можно собрать всех   в котором тов. Кузнецов сам
людей потразделения, усалить их в каби-   участие как летчик. Серьезный партий-
неты и начать занятия. Забывают, что в   вый анализ действий командира  эскад-
нелетную погоду технический состав за-   рильт, данный т. Вузнецовым, — образец
AAT восстановлением материальной части,   того, как нужно руководить своими под“
поврежденной в боях, забывают, что в чиненными, глубоко вникать в суть дела,

условиях напряженных боев надо учиться   Тов. Кузнецов дал оценку некоторым таж-   А
тическим приемах фашистоких летчиков

систематически использовать
бедную минуту между боями.   на модернизированяом «Ме-109ф».

— Иной раз, — подчеркнул т. Cropyé-  — Мы товорим мно © пропаганде
ияков, — своевременно подеказанный  60-   боевого опыта проводам разборы воздуи-
BeT опытного мастера молодому  летчику   ных сражений, — сказал т. Кузнецов. —
может окрылить человека, придать ему   Но какой у нае основной недочет? На
уверенность, раскрыть его основную  1

вакдую сво-

разборах летчики лишь информируют елу-

ошибку. Старые кадры должны в наикрат-   шателей o ходе боя, рассказывают, под

каким  ракурсом они открывали отонь,

чайший срок передать молодым летчикам
сколько очередей дал «Месоеришмитт», от-

все своя знания, весь свой опыт.

Не организован как следует и обмен   Куда он зашел в атаку и т. п. Таким 0б-

отытом между частями и подразделениями,   2830м, они сообщают ю процессе самого
% обобщению опыта проведенных опера-
пий порой относятся пренебрежительно.   ВОРЯТ,
Так, знатный штурман Северх коммунист
Коваль кропотливо, из месяца в MECH,
писал свой труд по обобщению опыта   МеНЯТЬ TOT
бомбардировочных ‘ударов в ночных усло-  КаЕ лучше
впях. Эту весьма ценную работу затеряли   УМело используя
в пабе части. Есть и такие коммунисты-—   Подобного рода вопросы, которые должны
работники оперативных отлелов штабов,
которые большую часть времени отсижи-

какой боевой порядок лучше

или иной тактический прием,

боя, вообще опускаются. !

ваются в кабинетах, не живут жизнью   Тов. Бузнецов поставил фях задач в
эскадрилий, не принимают личного у94-   ПРедстоящих 803 BEX.   :
стия в выполнении летных заданий.   В заключение выютупил тов. Торак.

В связи с очевидными успехами севё-  —^ Боевые уопехи летчиков Заполярья

известны и признаны, — сказат он, -— во
  правильно сделал партийный актив, что
в первую очередь занялея выявлением
теневых сторон. Большевиютевою правило:

роморцщев среди части коммунистов появи“
лись «шапкозакидательские настроения»,
элементы зазнайства и ‹амодовольства.

— Недооценка сил противника, также   Me

восстанавливать поврежденные механизмы   научились содержать оружие в постоян-

родромам противника, удары по ‹ враже-

чиками выступали мастера бомбометания,
  отлично выполняющие вадания командо-

при каких условиях легче всего поразить

ной эскадрильи при выполнении задания,
принимал

боя, но BLIBOILI 3 ЭТОГО Не делают, не го

всего соблюдать применительно к дан-
  ному бою, как и в каких условиях при“

противостоять противнику»
его слабъю места, Часто

составлять сущность разбора воздушного

Северный флот. Сигнальщик И. Фокеев бдительно несет вахту по наблюдению
за морем и воздухом, Фото Н, Веринчука,

Гитлеровцы уничтожили

музей Н. В. Гоголя

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 6 as.) В первые
(Спец, корр. ТАСС). На-днях линию фроя-   вемцев в Сорочинцах
\та перешла группа колхозников-стараков   повешено и замучено
  из райопов Полтавской области, Все они   вев — женщин, стариков и детей,
крайне истощены и одеты в жалкие лох-
мотья. Многие из колхозников сохранили
следы недавних 10боев и ПЫТОЕ.

— Мет сил больше терпеть. Если бы
ВЫ только видели, BO что превратили
немцы ваше цветущее село, — говорит
60 слезама на глазах колхозник села Co-

на, сорвали © петель двери.
вынесли на улицу  редчайшие издания
произведений Гоголя и сожгли ах на KO-

Пн и Андреевич  Оглобля. —  бель, принадлежавшие лично Гоголю,   пеха.

зько людей перебили, сколько хат  } в 1

пережгли, 1 ти ты рек Районы, тде с начала войны  п-
   Колхозники рассказали 0 чудовищном Я и ыы not   требовалось ходить. нашим подводным:
надругательстве гитлеровцев над памятью   ников — писателей, RDUTHROB актеров. кораблям, были нам мало известны.

знаменитого пе писателя ° Николая
Васильевича Гоголя. В Сорочийцах, Tio
ролилоя и провел свом детские годы па
 хатель, сохранился ero домик. В нех
раньше был открыт музей; Музей‘ Гоголя
систематически пополнялся новыми экспо“
налами из государственных фондов и Ror
  лекций частных лиц. Тысячи экскуреан-
тов приезжали в 90 живописное села,

из пмстолетов и автоматов. Немецкий
‘лейтенант на ломаном русском языке ®-
явил: ©

tm

думали,
  Колхознаки открыто. везмущались эти-
  ми безобразиями. Фашисты даля три зал-

свыпе 120 чело-
Свора фатгистских головорезов во ГЛА-
ве с офицером опустошила  домик-музей

Гоголя. Фашисты выбили в доме все One
Затем они

тре, Были сожжены также утварь и Me-

Пьяные фалщисты стреляли в скульштуры

— Тотоль! Я такой писатель не звал.
Нет тажой писатель. Это большевики зы“

пох нетрекралцающимея воздействием про-

Bee это нашим людям приходилось oc-
 ваивать непосредственно в боевых у5л0-
виях. Бой — отличный педалуг.

В трудной и опасной обстановке быст-
рее находили правильные репюния, ибо

свои знания, всю свою энергию, делали
  вое для победы. Прошло немного времени,
и молодые командиры научились правиль-
  но оценивать обстановку и сразу же при-
  нимать необходимые решения,
  этому способствовали суровые условия
  зимнего плавания и полярная ночь,

Ночной бой — самый  скоротечный,
  Если в любом бою очень важно действо“
  зать мгновенно, то в этом — особенно. И
наши командиры замечательно проявяли
  себя в ночных боях, Помощник комачдара
гвардейской лодки старший лейтенант

да к тому еще при сильном снежном 3a-
ряде, во-время обнаружить корабли ‹ про-
тивника. Одновременно © вызовом наверх
  командира подводной лодки Шекин быст-
ро и правильно осуществил маневрирова-
  ние и обеспечил победу в бою.

Или вот другой пример. Помощние

ки старптий лейтенант Бутов
] войны неоднократно ° Умело
при встречах с кораблями и самолетама
  врата. Особенно характерны лействия Буто-
  ва в одном из последних походов. Шосле
успешной атаки и потопления вражеского
транспорта подволаая лодка  подвёрглась
  длительному и ожесточенному преследова-
нию. В течение нескольких часов ее за-
  брасывали глубинными бомбами. И -все-
тажи вражеские корабля” не добились yer

за время

Суровые пиормы, плохая видимость, 0д*
  вообразие берегов и прочие тяжелые на“
вигационные Условия затрудняла плава-
вие на нашем театре. Невзирая ви на что,
войва диктоваль. чтобы корабли находи-
лись в море при любой погоде, чтобы они
  точно придерживались заданных ‘районов
и не обнаруживали себя. Наши пигурманы

В
  Take минуты люди мобилизовывали’ все

Особенно .

Щекин, находясь на вахте, сумел ночью,

ии   командира Краснознаменной потводной лод-

было расстреляно,   действовал

как и их переоценка, одинаково вред
ны, — говорит докладчик,
В пропатанлястокой работе наблюдают

татам.

услоканваться на достигнутом, все   Расположенное на берегу реки Пел,
Около десяти месяцев назад B Copo-

чинцы рорвались фашисты.  Отрабив до-

Тов. Торик призвал Коммунистов ум  ‘Чиста население, немцы приступили к

па ‘по толие стариков и женщин, Многих
жителей села фашисты тут же арестова-
ли. Вею ночь гпатлеровцы истязали ape

научилась водать подволные лодки в у3-
  костях, при воздействии 0
только

стороны:

ся формализм и самотек. В примеру, се-
вероморские летчики выполняли ответот“
венную задачу — прикрытие наших  K0-
раблей от ударов вражеской авиации. &а-
залось бы, в этот период всю партийно-
политическую работу надо направить ис“
лючительно н# выполнение этой весьи&
конкретной задачи, Между тем комиссар
одной эскадрильи в такой момент удосу-
жился провести доклад на совершенно
Юотвлеченную тему. Ra
Ваенкомы недостаточно занимаются    Политрук А. МАЦЕВИЧ.
устной агитащией. Сами агитируют редко,   Северный флот. (По телеграфу от наш,
на беседах агитаторов не присутствуют,   корр-).

ножать и впредь боевую славу северо-
морской авиации. Он подчеренул, что
прогивник бробил на Север свой лучшие
резервы. На попытки врага нанести нам

шей силы,
Партийный актив принял конкретные

полнение первомайского приказа Народко-

Их слава бессмертна!

06 этих людях узнал весь мир, Двести   слелнето дня защитники торода сохраня-
пятьдесят раскаленных дней провели они   ли спокойствие, проявляли  неслыхан-
в севастопюльских боях. Имена этих лю-  ную стойкость и храбрость, творили
дей были временно заслонены от истории   свое великое историческое дело. В этой
их великими делами, бессмертными подви-   обстановке с первого до последнего дня
гами, которые творили они вместе со все“.
ми славными защитниками  Севастопо-   боевой работой десятков тысяч человек
Ля — моряками,  пехотинцами,  артил-  вице-адиирал Октябрьский, командующий
леристами, летчиками,  минометчиками,   Черноморским флотом, глава и душа Сева-
танвистами— братьями тю родине, по ору-   стопол обороны. Неслыханные труд-
RAW, по высоким целям служения своему   ности легли на плечи этого талантливого,
народу, Советокое Информбюро сообщило   горячего моряка, отличного организатора
имена главных организаторов тероической   и требовательного командира. Под ero
обороны Севастополя, и теперь имена эти   началом ‘оказались самые  разнообраз-
на устах всего человечества, слава об этих   ные ‘роды оружия —от его  родно-
людях вошла в историю отечественной   го Черноморского флота до пехоты, OT
зойны навсегда, навечно, как одна из са-   близких ему мощных береговых батарей
мых изумительных ее страниц. Всегда ©   до новых средств обороны. Это была очень
тлубоким уважением будут называть имее   сложная комплеюсная работа —в руках
на этих людей, имена героев — вице-   Октябрьского была война на море, на зем
здиирала Октябрьского, генерал-майора   ле, в воэдухе, и он вел эту войну ¢
Петрова, дивизнонного комиссара Кулако-   выдержкой большевика, = храбростью
ва, дивизнонного комиссара Чухнова, ге-   моряка и темпераментом патриота.
нерал-майора Рыжи, генерал-майора Mop-  Итоги многомесячной борьбы севаото-
тунова, генерал-майора авиации Ермачен-   польцев на суше и в воздухе известны
Кова, тенерал-майора авиации Острякова,   по сообщению Советского Информбюро.
тенерал-майора Новикова, генерал-майора   06 итогах борьбы на море можно  ска-
Коломийца, генерал-майора Крылова, пол-   зать очень коротко: корабли Черноморско-
‚ковнива Папитохина. го флога заставили немцев отказаться OT
- На маленький кусочек гористой совет-   плавания по Черному морю на более или
стой земли немцы бросили громадные CH-   менее крупных судах,-в первый период
лы. Не бывало еще в мировой истерии,   осады  Севастиюля вражеские корабли
ты на такой крошечный участок олно-   пробовали было ПЮлойТи К Южным бере-
временно нападали триста тыкяч солдат,  гам нашей земли, но обратно ину
свыше четырехсот танков, девятьсот само-   нулись. С той поры лишь маленькие ла +
аетов. Тысячи, десятки тысяч тонн раскан   бы, да и то только по ночам, о
пенного металла обрушились на город-   выходить в Море. А о том, как вели себя,
зрепость, Десятою июня над Севастопо-   черноморские экипажи, можно судить по.
лем было зарегистрировано шестьсот само-   случаю, который произошел с кораблем пох
то-вылетов вражеских машин. Это был   командованием тов. Ерошенко. В засорен-
чаегкай». лень. Обычно бывал» тысяча.   ных минами водах, под непрерывной бом-
Охуннадцатого июня -— тысяча четыреста   бежкой и артиллерийским оботрелом этот
пятьдесят.  Тридцалого — две тысячи   корабль доставлял в Севастополь снаряхы,
чыют. Шестнадцатого июня тоже был  татроны, мины,  транаты и BEIROGEL
«леткий» день: на тофод, на порт, на пе-   оттуда раненых. Однажды на этот ворабть.
едний край обороны упало две тысячи   напали сразу несколько десятков =
60%б. `Семналцатого — три © половиной,   рующих бомбардировшиюов, See Snr
ПРАДО — четыре тысячи. Был день,   даже надеяться нь спасение. у ae
Когла на Севастополь, немцы обрушили де  Фросили немцы, тяжело было кораблю, С
BET тысяч бомб. Каждые десять секунд   принял на себя. тысячу тонн вохы,
боба! ушел, вернулся в базу, и не было даже

В эй

обстановке ¢ первого до по- [намека на паниву среди черноморавих мо

решения, направленные на образцовое вы”

твердо руководил огромной напряженной

организованному истреблению ‘всёх запо-
дозренных в скипатиях х партизанам,

стованных.
3. ЛИПАВСКИЙ.

Меткие залпы зенитчиков Севера

На-днях Ффапгистовие бомбардировщики   пулеметчики подразделения,
в сопровождении истребителей  пыта- ром т. Терехов.
чись совершить налет на наши  воен-
ные об’окты, Коваротву и хитрости врага’
  Halt эенитчики противопоставляют me
лезную стойкость и боевое мастерство.
  Подразделение, где командиром капитан
  Новожилов, за два дня уничтожило три
  вражеских оеамолета. Один самолет сбили

хи батареи, которой командует ста
лейтенант Пророков, — они сбили тринад-
Tate по счету фашистский самолет.

Н. НИКОЛАЕВ,
Северный флот. 5 июля. (По телеграфу).

попутных  залцитников Севастополя. Ha
высоком  моральнополитическом
шл& все двести пятьдесят дней жизнь
тероев-севастопольцев. В этом — боль“

номорского флота дивизионного комиссара
Кулакова, который возглавлял весь поли“
тический аппарат Севастопольской obopo-
ны, Жулакова хорошо знали черноморцы,

номоревого флота, a ioe
является вице-адмирал Октябрьский.
Ближайшим  сподвижником вице-адми-
рала Октябрьском по обороне Севаютопо-
  ля был генерал-майор Шетров. Это сухо-
путный командир. Моряк и пехотинек,
One нашли друг в друге все, чего нохва-
 тало каждому в отдельности, они срабюта-
  лись на редкость дружно и слились в
единую силу, которая  двигала всеми
людьми, оборонявшими город. Не быдло че-
ловека в Севастополе, который не знал
ы Петрова, Лашь считанные часы OH
проводил на командном пункте, в штабе,
Все остальное время он находился в ча-
стях, на переднем крае обороны, среди
бойцов. В 010 спралиивали: где
  сейчас Петров? Отвечали: там, где сейчас
  самый горячий бой. Петров пользовалея
необычайной популярностью У 6682000-
польцев, уважением, дружбой и любовью
всех своих людей, И люди эти творили. обороны! Севастополя.
BONCTHRY Сказочные ПОДВИГИ, Советское Информбюро сообщило циф-
Подливным народным героем стал лей:  ры потерь, понесенных немцами за вре-
тенант Заскольный, который на своем тан    ия осады Севастополя. Сотни тысяч 604-
ке напал на целую роту немцев и разбил   лат, множество танков, пушек, самолетов.
ee, а На другой день на этом же танке   Немалую роль в ударах, _ нанесенных
уничтожил две роты немцев, вражеский   немцам, сыграла авиашия Черноморского
танк и батарею противотанковых орудий.   флот» и Севастопольского гарнизона.
Вошла в историю великих подвигов схват-   Ею руководили тенерал-майоры авиации
ка шестерки пулеметчижов Раенко, Доля,
Четвертахова, Поторелова, Еремко и Ёа-   ченков, Они увлекали в возлущные
люжного, которые вступили в № с 54-   своих легендарных героев-летчиков и ве-
  тальоном немцев, расстреляли его, сами  ли © немецкими авиациовными соелине“
  погибли, но не сдали порученные им ру-   ниями тяжелую и неравную борьбу. Ore
  бежи! Ефрейтор Воропаев с грушшюй крас-   чественная война застала Острякова на
  нозумейцев выдержал три атаки немепхо-   Дальнем Востоке. Уже не раз доказывав-
Го батальона. Немцы потеряли двести че-  пий свою беспредельную храбрость, лет.
ловек и не прошли, Старигий лейтенаят   чик Остряков, налражденный 94 прошлые
Пехтин с небольшой группой саперов бым   подвиги орденами Советского Союза, стал
окружен. Перед боем Пехтин  налтисал   просить высшее морское командование,
  тясьмо друзьям: «Пусть кажлый из вас   чтобы ero отправили в Действующую Ap-
  станет. героем Севастопольской обороны!»   иию. Он писал письма, слал телеграммы,
  Саперы уничтожили сотни немцев, Пехтин`  ць наконец, просьба его была уловлетво“
[сам ‘убил десяток гитлеровцев. Полраеле-   фена. 0 быстротой молнии явился Оетрякоз
ление Торбуна уничтожило за один день  в Севастополь и начал воевать, Имя Остря-
роту немцев, минометная батарея лейте-   ков» хорошю было известно его летчи-
нание Мельченко за один день — 150   кам, храбрость его в прошлом не раз
немцев, _Педужила предметом разговоров и Pacckar

(Севастополя. Своим поведением он внушал
людям отвагу и хладнокровие. Он дей-
ствовал отрезвляюще даже на самого воз-
бужденного человека. Он не терпел беспо-
рядка» даже нервозности. Он умеет гово-
рить с людьми, поворачивать их настрое-
  ние, Он знает, что смех, иногда ласковый,
  иногда  язвительный, — отличное  сред-
отв, и охотно им пользуется. Он — раз-
витой и ЗНАЮЩИЙ человек, пюлучил выю“
шее военно-политическое = образование.
Очень храбр, отлично владеет собой.
Спокойным, улыбающимся и храбрым он
оставался ло последнего дня Севастополь“
ской обороны, этот мужественный полит-
  работник, прошедший большой  путь—
‘or комиссара подводной лодки до одного
из главных организаторов героической

Увеличили свой боевой счет ш зенитчи-

дружба связала морских и 6у”
уровне.

пая заслуга члена Военного совета Чер-

Терой Советского Союза Остряков и Ерма-

противника. Часто, ориентируясь

жеских водах,

во вражеские базы — большая заслуга

наших штурманов.

но экоплоатировать механизмы, Своей ра-

хичиважг радиус действия и длительность
пребывания под водой.

зов. Ho он и в Севастополе не пожелал
быть только. командиром, он не мог pact-
статья © боевой машиной, Десятки вые
zeros совершил  Остряков во время 000-
  роны Севастополя, и неё раз севастополь-
цы восхищались великолепным универ-
сальным мастерством Острякова, который
летал на бомбардаровщиках а на истре-
  бителях, прикрывая бомбардировщики.
  Остряков — замечательный руководитель,
  верный товарищ и друг, заслуживший
1 любовь всех, кто сталкивался с ним. Лет-
  Чики, сражавшиеся под командованием
Острякова, оказались достойными своего

подвиге лейтенанта. Поспелова, на истре-
битель которого напало пять «Мессеров».
Два «Мессера» погибли под огнем Поспе-
лова, остальные удрали. Весь Севастополь
знал и чтил имена знаменитых летчиков
Героя Советского Союза Губрия, Голубева,
Талалаева, ИЕвграфова, Вартаняна, твар-
дии капитана Авдеева и многих других,
  которые ни разу не отступили перед мно-
гочисленным  протавником и всегда бес-
  страшно шли в boil,

_ Немалую роль сыграла в уничтожения
вражеских силе в обороне рубежей
морская береговая артиллерия,  ко-
Торой командовал генерал-майор Mopry-
нов. Он воскресил среди своих людей
славные традиция моряков-арттллеристов,,
защищавших Севастополь в ето первую’
осаду. Он командовал людьми, которых
сам ‘воспитал, обучил, вырастил. Старый,

свочх подчиненных, связанным с ними уза-
  ми самой крепкой боевой дружбы. Вго ба-
`тареи — возле Бельбека, у Херсонеса, в
  районе Балаклавы, у Малахова кургана—
нанесли немпам удары огромной силы,
его  батарейцы покрыли себя вечной
славой.  Одан из ‘любимых ето артил-
лерийских дивизионов — 1-й дивизион —
  получил высокую натраду— звание гвар-
дейского. Какима замечательными делами
‘прославились  севастопольские артиллери-
сты! Подразделевие Черномазова сожглои
разбило 20 танков, 28 автомобилей, уни-
чтожило несколько’ батальонов * немцев.
Команлир орудия Яурба, уничтоживший в
  одном из боев прямой наводкой тридцать
гитлеровцев и пулемет, был ранен в ру-
ку. Он’ продолжал сражаться и’ бровал
  гранаты другой рукой. Немцы окружили
батарею лейтенанта Шишляева и забра-
  лись в соседний блиндаж. Замполитрука

глубинам, они водили корабли во враз”.

Успешные прорывы подводников Севера

Наши механики, командиры пятой Goe-
Вой части в ходе войны научались отлич-

ботой они обеспечивают наиболее выгод-.
ные режимы плавания и этим самым уве-

руководителя. Весь Севастополь говорил о

опытный артиллерист, он стал отцом для

]} дов СССР, они вписали в историю

Ho готовности. у

Акустика активно помогает в зтаках
на вражеские корабля. Вомандары хоротио
научились пользоваться этими оружием.
  вю стало грозным для врага.

Год войны подтверждает а то. чт под.
водники Севера научились взаимодейство
вать с надводными кораблями. авиацией
п береговой  арталлерией. Недавно нашу
лодку в теченае нескольких часов пре
следовали вражеские корабли. Оторваться
от них нам помогла одна из батарей бере-
говой обороны. Свошм огнем она застави-
ла фалистов отойти,
  Самый замечательный и самый суще-
ственный итог 3 год войны — это рост
 и закалка наших бойцов и командиров В
  длительных морских походах, в суровых
условиях войны. Возросля ax  выносли“
вость и стойкость. Личный состав крепко
сплочен и уверен в победе, Люди целаком
  отдают себя службе. Не было ни одного
  случая, когда бы корабль раньше времени
вернулся из боевого похода по вине лич-
ного состава, и редко наши корабли Boa
  вращаются без боевого успеха,
  Командиры и весь личный состав
привыкли быстро передавать свой опыт
сразу же после возвращения из боевого
похода, часто пренебрегая заслуженным
отдыхом. Командиры подводных лодок,
командиры боевых частей, специалисты и
бойцы, несущие службу на разных  19-
стах. собираются группами и рассказы-
вают своим товарищам поучительные под-
  собности боя. Все интересное, новое, важ
  Hoo быстро становится достоянием аодвод-
  виков соединения,

После. похода люди меньше воет
думают 0б отдыхе, а сразу же горячо Gee
 рутся за подготовку в очередному выхо-
ду в море. В результате такой напряжен-
  ной работы наши подводные лодки не раз
досрочно заканчивали ремонт и имели
  ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЙТИ В ПОХОД.

Ham долг —— еще упорнее учиться, еще
быстрее. осваивать боевой опыт. BS
нас. не обманывает себя надеждой на лег»
кость предстоящего этапа борьбы против
фашистских оккупантов, Чем ближе час
  табели врага, тем отчаяннее будет его с0-
 противление. Опыт похводной войны под-
тверждает это.

Теперь, когдь наша боевая сила в03-
росла, когда моральные качества надгих
  людей выше, чем когда-либо, когда мастер.
  ство наше отточено мы © еще большей
силой будем бить врата до полного его
уничтожения, приложим в66 усилия, вов
свое мастерство и волю для выполнения
боевого приказа товарища Сталина — до-
биться окончательного разгрома немецких
оккупантов в 1942 roxy.

Герой Советского Союза
капитан 3-го ранга И. ФИСАНОВИЧ.

ee ат

Сирота убил из винтовки семерых немцев,
потом. подполз & блиндажу и гранатами
похоронил засевших там гитлеровцев.

Для того, чтобы дать некоторое пред-
ставление 4 масштабах  вртаалерайских
боев во время обороны Севастополя. о
размахе, которого достигали  артиллерай-
ские дуэли между осажденными п саж
давшими, мы приведем лишь несколько
цифр. Немцы выпускали из своих орудий
по полторы-две тысячи снарядов в день,
Четырнадцатого июня они  выпусталя
3.369 снарядов. В другой день — 3.650.

И еще 06 одном говорят эти цифры,
О беспримерной стойкости, o попотяне
безграничной самоотверженности граждан
Севастополя, мирных горожан, которые не
покладая рук трудились пол грохот сна
рядов в бомб, помогали армии и фаоту,
  делали все, что требовалось от них в эти
суровые месяцы. Севастопольцы показали
всему миру, на что способен советский
человек, отстанвающий свою родину, !

Все руководители Севастопольской 060
роны оставались на крымской земле до ио-
следнего дня, до последнего часа, ло край“
ней возможности. Командный пункт Ок-
тябрьского все время нахолалея в городе.
Ни беспрерывные бомбежки, ни Macca
ванный артиллерийский огонь ие могли
заставить командование покинуть свой
пост.

И только в последний день, когда в го-
роде оставаться было невозможно, когда
надо было выполнить приказ Верховного
командования Красной Армии; команд
вый пункт был перенесен на Херсонесский

маяк, Руковолители Севастопольской 0бо-

роны покинули крымскую землю в самую
крайнюю минуту, когда вокруг них стали
сыпаться винтовочные пули. Последними
ушли Октябрьский, Кулаков и Петров,

Так сражались за советский город ео-
ветские люди. Так руководила они оборо
ной Севастополя, так вели они самоотвер“
женную борьбу с врагом. Севастопольцы
обогатили славные боевые традиция ый
ели
кой отечественной войны против немецко*.
фашистских мерзавцев одну из самых

блестящих страниц.
3. ВИЛЕНСКИЙ. ©