ah

Плоды умелого воспитания

В создинезии, тде военкомом тов, (в
застьянов, воспитанию молодых полит-
работников уделяют исключительное вни-
мание. Людей, проявивших себя в
боях, здесь смело выдвигают на руко-
водящую = партийно-политическую ра-
боту. Показателен в этом отношении при-
мер с т. Юркиным. За восемь месяцев
войны он прошел путь ог рядового крас-
нофлотца до инетруктора политотдела с0е-
динения. Расскажем © нем подробнее.

У одной m3 деревень разгорелся жар»
wail бой. Вражеская пехота перешла в
контратаку. Минометный расчет, где нае
водчиком был т. Юркин, вел интенсив
ный огонь по фашистам. Когда против-
ник подошел близко К позициям. мино-
метчик коммунист  Юркин © возгласом
«33 родину, за Сталина!» стал забрасы-
вать гитлеровцев гранатами, Оболренные
бесстрашием своего товарища, красно-
флотцы проявили исключительную стой-
воть, Их огонь вое усиливалея. Друж-
ные и меткие залпы свяли смерть в’
стане врата. Контратака была отбита.

Этот факт не прошел мимо внимания
комиссара подразлеления т. Алексеенкова.
Вскоре военком выделил Юркина агита-
TOpOM и поручил ему провести 6 краено-
флотцами беседу на тему: «Омелость и
зружный порыв в наступлении решают
wexo, боя». Комассар, об’яенив молодое
му аглтатору обстановку,  расбказал 0
задачах предстоящего наступления и по-
советовал, как лучше провести беседу.
Юркин простымя и доходчивыми словами
говорил ¢ бойцами о  наступательном
порыве, привел рял фаютов из жизни род-
ной части, обрисовал важность назначен-
ного на завтра боя.

Цаступление на населенный пункт Г.
началось утром. Минометный раечет про-
двиталея вместе с бойцами стрелкового
батальона, Фашисты ветретили наступаю-
Щих сильным огнем пулеметов и автома-
тов. Заняв позицию, моряки-минометчики
с небольшой дистанции принялись уни-
чтожать огневые точки противника и
вокоре успешно выполнили эту задачу,
Морские пехотинды продолжали наетул-
ление. Не ототавая ог них, двигались и
минометчики, Когла немцы перешли в
контратаку, минометчики усилили огонь,
Вражеская пехота залегла. Фашисты лви-
нули на помошь ей лва танка. Этим они
добились некоторого перевеса. Нужны бы-
ли исключительная стойкость. хладноюро-
вие и упорство, чтобы вылержать напор
врага. Метко бил Юркин по фашиетеким
машинам. Но запас мин к тому времени
начал иссякать, а доставка боезапаса бы-
л& сопряжена с отромным риском для
жизни, Й все же Юркин буквально под
огнем доставил мины, Огонь наших ми-
HOMCTOB еще более усилилея. И тома
стремительной атакой, поддержанные всей
мощью своих минометов, моряки выбили
фаптистов из деревни.

Задача агитатора — учить бойцов, как
лучше и быстрее  добяться победы, Но
неубедительны самые  торячие призывы
агитатора” вели свой слова“ он “не пох
крепаяет личным примером, Враенофлотец
Юркин показал себя атитаторох в полном
смысле атого слова. Вскоре его назвачи-
ли командиром минометного раечета, и в
последующих боях он с честью оправдал
это доверие, Комчесар т. Алексвенков по-
вседневно помогал молодому  эгитатору,
всегда лично инструктировал его, To
но могло не сказаться на качестве ин-
формации, Ему стали поручать полития-
формации с личным составом роты. Так,
беседу о зверствах немецких оккупантов
Юркин проводил we только в CRORM, HO Ш
в друтих pacdeTax. ;

_Во время боя за деревню И. т. Юркин
был уже политруком подразделения, Рога
иинометчиков, заняв участок деревни, по-
лучела задачу удержать его до подхода
подкрепления. Противник, поддержанный
танками, предпринял яростную атаку, Но
никто из бойцов не дрогнул. Атака была.
отбита, & к вечеру, подтянув ммнометы к
немецких  блиндажам, моряки буквально
выкурили их оттуда: Это был результат
зоспитаная бойцов молодым политруком,
Через некоторое время, как лучший artt-
татор и пропагандист, он был назначен
инструктором политотдеяа по пропаганде.

В боях с немецко-фашистскими захвале
чиками славные воины морской пехоты
прошли суровое испытание. Многие крас-
нофлотцы и младшие командиры накопи-
IM иИзветный опыт воспитания Mace.
Часть из них выдвинута na должности
политруков рот, Комиссаров  подразлеле=
ний, работников политотделов, Праздивым
большевиетеким словом, лячным  примен
ром отваги, мужества и бесстрашия mo-

tome  политработники воспитывают У
личного составь стойкость в борьбе ¢
врагом,  воблушевляют  краснофлотцев и

командиров на героические « подвиги BO

славу родины.

Жрабнофлотеи Васильев каждый pas
перед боем нахолил время, чтобы прочи-
тать бойцам статью о героических делах
наших войнов или рассказать о доблести
советских  минометчиков. В сражениях
т. Васильев проявлял исключительную
омелость и находчивость, Так, в деревне
Т. метвим огнем своего миномета он за
ставил замолчать огневые точки против
ника и этим обослечил нашей пехоте
шрюдвижение, Дело было так.

Ham стрелковый батальон шел в на-
ступление Hae деревню, занятую немцами,
Наступление задерживалось сильным пе
рекрестным пулеметным огнем врага. Ва-
спльев посоветовался ¢ командиром и
бойцами и решил подойти волотную в
тражеским точкам © фланта. Под свинцо-
вым дождем, презирая смерть, группа им-
нометчиков продвинулась вперед во фланг
врагу, Первым шел Васильев. Вак снег
на Толову, обрушились мины на враже-
ские огневые Точки, Один ва Другим 88-
молчали оба немецких пулемета. Наш
стрелковый батальон ворвался в дерелию
и Мнят ев.

9 июля 1942 № № 159 (1110)

ему оружию, высокий патриотизм, Ва-
опльев официально не был атитимром, он
просто выполнял свой долг коммуниста,
Через. некоторое время Васильев стал
парторгом роты, Работал ов хорошо и,
когда выбыл па строя политрук роты,
Вакильев заменит его. Ему _ присвоено
звание младиюто политрука. Сейчас ст.
Васильев. — один из лучших  политруков
в батальоне.

В соединении, где комиссаром ‘т; Се-
BACThAHOB, как и в другах, многие полит-
работники выросли на агитационной ра-
боте. Общаяеь с массами, атитатор растет
сам, расширяет свой‘ кругозор и может
стать хорошим руководителем. При этом
очень важно, чтобы комиссар правильно
ощенил деловые и политические качества
товарища, своевременно помогал ему.

Другим резервом политработнихов Яв-
ляются секретари партийных и KOMco-
мольских организаций, Комеомольцы, ру-
ководимые секретарем т. Ильяным, пока-
зывают образцы воинской выучки, зна-
ния техники, умелого использоватия CBO-
его оружия. Наводчик орудийного расчета
Шхьляр, например. научился снайперской
стрельбе из противотанковото орудия, Ero
расчет показывает образцы умелого иб-
пользования боевой техники, По срабо-
танности номеров, по знанию материаль-
ной части этот расчет занимает первое
место в ‘соединении,

Разведчик — она из самых ответет-
венных, самых почетных военных специ-
альноетей. Комсомолец  Суббоин стал
просить секретаря комсомольской органи-
зации посодействовать ему стать разведн
чиком. Просьба его была удовлетворена,
Субботин смело ходил в разведку в самое
логово врага и всегда блестяще выполнял
задания команхования. Олнажлы он был
ранен, но вернулся с нужными сведения-
ми,

...Осколок вражеского енаряла попал в
снарядный ящик. Ящик загорелся. Kpac-
нофлотец Субботин, рискуя жизнью, стал
выбрасывать из ящика снаряды,

Помиссар постоянно следил’ за 0400-
Той молодого секретаря комсомольской op-
танизация т. Ильина, ‘помогал ему. Иль-
‘ин propo бралея за каждое поручение.

„Перед боем Ильин собрал комоомоль-
цев, рассказал о характере операции. Co
многими, в частности с санинструктором
Чимульковой, он побеседовал отдельно, И
в жаркой битве  Чимулькова показала
подлинную отвагу и находчивость. В тот
день она вынесла с поля боя пятнадцать
раненых и их оружие. Имя комсомолки
Маруси Чимульковой стало почетным в
части, .

Так шаг за штатом, воспитывая друпих,
кам рос молодой комсомольский руковоли-
тель т, Ильин, Вомиесар. Путырекий ре-
ших испытать его на более ответосвенной
‘работе. Когда был сформирован Ударный.
отряд’ моряков ‘для иггурма одной из де-
ревень, Ильин был назначен заместите-

отрях лучшие комсомольцы. В бою вышел

из строя командир отряда. Перед самой
атакой был убит комисеар. Ильин принял
командование wa себя и блестящо cmpa-
Butch с задачей, Деревня была взята,
Сейчас краснофлотцу Ильину присвоено
звание политрука, он назначен комиоеае
ром батарей противотанковых орулий. И
надо сказать. бойцы любят евоето комих-
сара, готовы пойти за ним в огонь и в0-
ду. А ведь быть душой своей части —
главное качество политработника,.

В каждой части, почти в каждом под-
разделении соединения можно вотретить

политработника и командира, воствитанио-,

то и выросшего на практической работе.
Это, несомненно, положительный факт. Ho
нельзя, однако, сказать, что абсолютно всё
стали уже полноценными  руковолителя-
ми, хорошими ортанизаторами политиче-
свой работы зв` подразделениях. Manor

нехватает еще опыта, умения. Это 06я*
зывает политотлел значительно больше

работать нал повышением идейно-теорети-
ческого уровня молодых калров, над даль-
нпейтим их ростом, неустанно учить этих
товарищей пракбике
ской работы.

Старший

паргийно-политиче=

ук С. ГОЛОВКОВ,

о

политр

На верхней палубе, на мостике, у 90у-
дий главного калибра, автоматов, пулеме-
тов,—в0е видели происходивииий Hag Ko-
раблями в открытом море воздушный бой.
Пох верхней палубой миноносца отель“
ные машинасты и матинисты-турбиня-
CTH не видели боя, но они чуветвовали
все, что происходит наверху.

Сначала бухали орудия главного Ка-
либра. Это били, значит, по отдаленной
цели, — так понимали люди под верхней
палубой, Затем заговорили зенитки,
разговор ником не тревожил. Этот артил-
лерийсвий концерт сопровождал корабля
в море трелий день. Но вот  застучали
звтомать, и корабль палолнялея дрожью
и скрипом, как во время сильного шиюр
Ма.

Внизу под верхней палубой знали точ
BO! pas бьъютавиоматы по ‘фашистским сё-
золетам, значит враг находатея Ощути“
Mo близко,

Наверху ‘стрекотали пулеметы, ° крас-
ный пунитир чертили в небо трассирую“
ив снафяды, повиели, точно парапиотьт,
дымки от разрыва снарядов, 910 стреля-
ми корабли. Сбитый в курса огнем ми“
понооца, самолет ‘отвернул в сторону, Но
вот влепили в него прямым попаданяех,
и с мостика люди стали этлодировать Ko-
менлорам, Всего этого Be могли видеть
MOLT, которые несли вахту в минуты 18-
пряженного боя под верхней палубой.

Перед операцией к команлиру ВЧ-И
Путре приходили люли, занятые в погре-
бах на подаче снарялов, и просились:

лем комиссара. С ним вместе пришли B+

Радость победы

Пот крылом самолеть — мертвые про’
оторы вражеского тыль. Ночь. Звезды
спрятались за тяжело навиошими черны-
ми облаками. Нигде пи отонька, 3& кото’
рый можно бы «уцепиться» штурману,

Демия напряженно выпскивает радио“
отанцию, Ona лоллена, давать пеленг, Дол-
то и терпеливо прослушивае OM Bech
диапазон от первой волны до последней,

ман нервничает. В` этот момент возникает
передача.

Or неожиданноетй “Демин ведрагивает,
Ти-та-ат... Ta-Tacari., — ner воздух.

У кажлом фадиста ‘свой голос,
манера передачи. ^
Этому учил Демина ето друг Хаим Ва,
дружбу питала любовь к радио. Кап
был болышим мастером евоего дела, У не
го быти волшебные руки -—— ло двухот
знаков в минуту мог он передать.

‚.Хлополливое, бурное время студенче“
ской жизни, увлекательные занятия В
ралиокружке. Вт с  глубокомыслениым
видом садится Кац на высокое преподаван
тельское кресло, хмурит брови. Его тон’
кие пальцы нажимают ключ, ив эр
несутся потоки звуков. С каждым игно-
вением усиливается темп, кружковцы He
успевают, у когото спотыкается каран“
да и падает на пол, и

— Притормозй, Kan!
‚ На лице Хаима смутщенная улыбка.

—. Хорошо, — говорит он, — будем
жвачку жевать,

На всю жизнь запомнил Алексей Де-
мин чулесную работу друта.

своя

слышит родные интонаций.
— Хаим, ты?

Сухая перелача, лаконичные
Морзе, но как много в них дружеском
тепла, братской солиларноети.

Легко споритея работа, А перед глаза“
ми, как живое, лицо друга: широкий рот
© тонкими губами, черные волосы, емуг-
лая кожа и омешная привычка в минуты
раздумья часто моргать Гуазами.

Лемин жадно ловит каждый звук.

Но в тот момент, когда передача ста“
ла особенно ясной и чистой, Морзе вдруг
умолкает.

— Ничего, — думает Демин, — навер.
ное, переключатель рукой залел,

Он начинает заново’ подстраиваться. А
тлава е тревогой следят за показаниями
вольтметра и амперметра. Нормально!
Алексей офодвигает крышку приемника:
ровный совет ламп, правильная полача пи-
тания. В чем же zero? Почему так тихо?

Он снова пытается поймать радиостан-
цию —— никаких результатов.

Скоро выход па цель. Надо проверить
расчеты, а телефоны молчат. Сквозь ка-
пот проникает хололный ветер, Алексей
exutca. Ветер подбрасывает самолет

if

mar плоскости. Сильная болтанка,
В переговорный аппарал доносится Н0-
терпеливый голос летчика

Ленинградский фронт, Войцы

Рука его начинает работать pease, mTyp-

Й вот тревожная ночь войны, и Демин

знаки г

вверх, потом шШвыряет вниз, мелко до“

Мужество

— Какой пункт пох Нами?
турман по расчету времени проиэво-
дит вычисления,
‚Й вдруг телефоны вновь заговорили,
Только теперь они дают иные знаки. Де-
мин  насторалиивается. Он записывает
каждую букву, и когда он нашисал пол-
ностью слово, сердце его больно сжалось.
Одно слово, только олно: «Прощайте»,
Далеко внизу появляется пламя.
— Жии на ориентир! — хриплым re
10см говорит Алексей.
жа
„.В городке, занятом немцами, из всех
зданий уцелела одна пожарная каланча.
маленькую компатку второто этажа
забирается Кат, Тщалельно баррикалирует

дверь, сахится поудобнее и в’. темноте на-
Страивает передатчик.

Среди ночи в немецком пегабе раздает-

ся раз’яренный голое обер-лейтенанта:
^ => Эта станция погубит’ нас... Прика-
зываю: валлутить или уничтожить ве!

_ Но заглушить нельзя: у немецкого пе-
елатчика отсутетвуют лампы. Через не-
которое время их находят, Но передатчик
молчит. Немцы обнаруживают исчезнове-
ие переключалелей. Наконец вое удаетея
наладить.

— Найти ‹ станцию, в порошок сте

рты — ревет бер.
  А радио звенит, торжествует победу,

‚скликая советские самолеты. Немцы на-
или станцию. Аралучись, они окружили
‚каланчу. Но зоркие тмаза ралиста зама
чают, каждый их шаг. Он берет автомат.

Завязывается жестокая борьба,

Кац видит: выхода нет. Тогль он @ли-
Тает со стен оби и полжигает их. Заго-
рается стол. А немцы уже ломятея в
дверь. Хаим задыхается. Дым жжет глаза.
Неужели смерть?

Пламя рвется в окно на улицу. Немцы
отекакивалот-и становятся е полветренной
стороны.

Хаим вбирает голову в плечи, закры-

‘  вает лишю руками, прыгает в огонь. Тя-

жестью своето тела выбивает разу, ка-
  кую-то долю минуты, ему кажется, он
повисает в воздухе, затем тяжело палает
на землю. z

А пожар ширится, освещая немецкий
таб. Й в зареве ясно выступает цель
бомбежки. И. тогда штурман Лемин”. на-
жимает кнопку электрообраеьвалеля, и
бомбы летят на цель, вдребезги разносят
немецкий штаб.

ke *

Хаим Кап, обожженный, со сломанные
ми Ногами, поле через овраг.

Немцы не думали, что советский. боец
осмелится прыгать сквозь огонь, они
ждали его с другой етороны.

Летчик А. ДОНУЧАЕВ,

подразделения младшего лейтенанта Руденко в
Г Фото 0. Нордштейн (ТАО0).

Sr ee

Но не видели командиры БЧ-У тот,

“ano сейчае корабль отражал о не тольхо

атаку бомбардировщиков, но и уклонялея

я} i
бой. Важно только одно — ващитщаль  ее   7 TopmeLEn.

крепко, по-оевероморски. У пасту всех
одна залача: уничтожать

разгорячилея в бою, чо ‘обросил кожаный
‘реглан и осталея в одном китель, не 34
мечая совероморожой непогоды,

Командир БЧ-У инженер-капитен 3-го

ранга Румянцев находилея в посту энер-
гетики вместе 60 своим боввым замести-
телем Шамрицких, Румянцев привычно
смотрел на контрольные @ариборы, Он He
‘зидел пи облачного неба над хмурым мо-
рем Баренца, ни внушительной колонны
кораблей, Но он по приборам всегла знал,
что творится на море над кораблями. Нь
видя неба, он чувствовал, когда вражеский
вамолет идет в пике на его корабль nun
Фоседние корабли,

Торпелолосцы противника крутили,
‘итца наиболее уязвимые места, чтобы б6-
Зопаснее для себя сделать выход в ата“
ку. Один из самолетов Met на очень
большой высоте поодаль от веех, OH 600б-
щЩал по радио полводным лодкам фаши-
стов о курсе кораблей, У тлубинных бомб
на миноносце стояли наготове люди, что-
бы как следует ветретить осмеливиегося
приблизиться подволного врага.

Олелом за торпелоноспами появились
немецкие бомбардировщики, их на кораб-
AX еопращенио звали бомбарлирами.

хотя из пост» энергетики не было

BA, WO делалось вокруг корабля, все
же Румянцев почувствовал, Ч пикирует

фашистов, вы-
полнять приказ Сталина у
Капитан-лейтенант Путфя  @зомлько,

«Самый полный вперед», — ‘приказал
хоманлир корабля. Нало было немедлен-
HO произвести сложный маневр.

Перевод машины на самый полный в
обстановке боя означал напряжение’ всех

ole и механизмов в машине и юотель-

ном отделении,
Главный старшина котельных машини“
eros Олоев и главный старитина маптини-
тов-турбипиетов Суларев — вот кто сей-
чае держал в своих руках судьбу мино-
носка, Одовв должен был обеспечить пар
для машин Сударева, а Суларев «не cop-
вать» хода, о
 . Командир ВЧ-У Румянцев взглянул
Ha контрольные указатели телографов я
taxomenpos, Сердце командира затщемило
ве от страха перед т№м, что сейчае мино-

восец находится в опасном положении.

Мет, Румянцев видел и испытал немало

на соверомореком театре! Румянцев заме“
THI, Что телетраф из машины в котель“

ное еще не отработал. Пар стал едва за-
метно садиться. Иго давленые чуть-чуть
упало по манометру, значит машинисты“
турбинисты знали о полном ходе, но ко-
тельные машинисты еще пичето He зна-
ли. Они не включат  во-время все фор-
сунки, когда  турбинисты уже пустят
машины на самый полный ход, пар будет
«выхлачен» из котла и в0-время «не на-
бран»,

Команхир охватил телефонную трубку
и пройзнее два олова

— Форсировать котел!

Зепитный огонь дошел до своего пре

‘DEH германский империализм был

— Пущеу сюда! — командует обер, —
 Мы его и так уничтожим.

Уже залималаеь зарин; когда партиза-
‘ны подобрали Каца и отнесли его в гоо-
‘  TPA.

вестна. Массовые

a ee ЕЕ

Эстония под игом фашистов

Более семи веков немецкие бароны уг-
нетали  зетонский народ Великая Owra-
брьская революция дала свободу
эетонекому народу. В Году
эту свободу отняли у эстонцев немецкие
оккупанты. Они втормлись в Эстонию,
отдали немепким баронам земли, ограбили

страну, лишили  эсонцев права само-
‘управления,
С крушением вильгельмовской — имие-

вы-
нужден отказаться 0т прямого захвата
прибалтийских стран. На целых два с
лишним ‘десятилетия в Эотонийи устано-
вилось господство эстонокой буржуазии.
Но немецкие бароны и помещики отнюдь
не перестали мечтать 06 Эстонии, Герман-
кий империализм лишь прибег к другим
метолам захвата. Немцы создали в Эето-
вии целый pan свои; организаций, наин
более крупной из которых была фапеиет-
екая банла так называемых вабеов. Эта
организация особенно разроелась в 1930=—
1934 1., т. в. с момента прихода в Гер-
мании в вааоти Гитлера. Попытки эетон-
ских фашистов, ‘направляемых  питлеров-
цами, захватить власть в Эетонии ‘про-
валилиеь. Главари вабеов под видом нем-
цев перебралиеьв 1939—1940 гг; в Гер-
манию к свопы хозяевам,

Год назад, кома немецко-фашиотекие
банды вторглись в Эстонию, в 0603е зах-
ватчиков шли вабеы, верные псы титле-
`ровцев. Этих презренных, продажных лю-
дишек. знающих местность и эстонский
язык, гитлеровцы решили использовать в
своем разбойничьем аппарате,

Захватив Эстонию, немецкие фашисты
уничтожили свободу и независимость 9с-
Тонского нарола, завоеванную им в июне
1940 т. Немецкий тенерал барон Лицман,
назначенный Берлином «генерал-комисса-
ром Эстонии», является’ единовластным
хозяином страны. Вею Эетонию фашист-
ский тенерал разбил на округа, во тлаве
которых поетавил «окружных — комиеба-
ров» из числа офицеров гестапо. `Вабеы и.
немецкие бароны, как коршуны. слетев-
шиеся в ‘Эстонию, вошли, в аппараты,
созданные для бесконечных  реквизиций,
взыскания обязательных и принулитель-
ных поставок немцам, для борьбы
¢  антифашистским движением. Этот
аппарат угнетения и ограблении» 96-
TOHCKOTO народа оккупанты нагло наз-
вали «эстонским самоуправлением». „Во
тлаве «самоуправления» бароп Лицман
поставил привезенного с еобой из Герма-
нии фалииста-вабеовна Хяльмар Мяэ, а в
помощь ему приставил разных «директю-
ров».

В составе «директории» нет ни одного
хотя бы мало-мальски известного эетон-
скому наролу общественного деятеля. Весь

состав  «хамоуправления». начиная ©
Mae п кончая последним «директором»,
состоит из авантюристов, прощалыг, су.

тенеров, готовых предаться любым тем-
ным силам.

«Директор внутренних дел»  Ангелуе,
осуществляющий гитлеровский террор в
Эстонию, прибыл из Германии под немец-
кой охраной. Еще при буржуазном режи-
ме, Антгелус, тогда чиновник. миниеторства
внутренних дел, прославился на всю 9с-
тонию как взяточник и вымогатель. Ны-
не этот нетодяй создал в Эстонии сеть
полилейских органов по типу recrano, To
приказу Антелуса арестовывают не толь»
ко трудящихся; которые сочуветвуют е0-
ветокюй власти, но и людей, у которых
можно путем вымогательства выжать р88-
личные ценности. Полицией, организован
ной по указке тестато Ангелусом, убито
не менее 30.000 эстоноких граждан,
Столько же TOMATCH в тюрьмах и концен-
трационных лагерях. Только в OWHOM го-
роде Тарту зрестовано свыше 2.000 че-
ловек. Судьба несчастных никому не из-
аресты в Эстонии He
прекращаются. Так, недавно в небольлом
районном городке Выру за отказ Поехать
на работу в Германию фашисты арестова-
ли 200 человек.

На полицейский аппарат фаотисты воз-
ложили обязатноети «вербовать» рабочую
силу лля Германии. Вначале это делалось
при помощи обманных побулов: рабочим,
изтололавлтимоя в оккупированной немца-
ми Эстонии, обещали 3 Германии чуть ли
не райские Условия, Мо как тольк в.
Эотонию дошли сведения 00 ужасном по-
ложении иностраниьх рабочих в Tepwa-
нии, TO те, кто уме дал было согласие
на поездку, отказались от этого гибельно-

Получив приказ от командир»  BY-V
Румянцева, котельные мапинисты нача-
ли стремительно включаль одну за дру“
той форсунки. Зашумели вентиляторы.
Словно вихрь ворвался в котельное. Шю-
слышалось гудение пламени в TONKA.
Это была согласованная работа тех лютей,
которые боя He видели, но в бою участ
вовали и чувствовали друг друга по ©0-
стоянию механизмов,

Корабль рванулся smeper самым пол-
ным ходом и разошелся с вражеской тор-
пелой. Олна опасность был» устранена.
ЪЧ-У выполнила евою задачу,

„.Румянцев вышел на палубу  поды-
Math свежим возлухом. Он cromt  воэле
первого торпедного аппарата, заложив ру-
ки ва опину. Ем фуражка была надви-
нута на брови, и это делало еще более
строгим задумчивое лицшо командира. Он
смотрел на море, ища там перископ, по-
той устремил на торизонт глаза, чуть
воспаленные 0т бессонной ночи. На ко-
рабле каждый краснофлоец и каждый
командир были одновременно наблюдате-
лями.

— Ну, как?’— спросил его оживленно
комиссар.

— Bee B порядке, -— ответил Румян-
цев,

— Ну пу нас вов в порядке! = вб-
вело сказал комиссар. — Инюев прошил
me apromata «Юнкерс-88». Так и не дал
ему выйти из пике,, строчил по нему ло
самой воды. Пошел фрип треску кормить!
И с торпедой, разошлись!

Главный старина малнилиетов Сула“
фев тоже вышел на верхнюю палубу 1-
дьымтать свежим воздухом и, услышав ра-
дДостную весть. юренул BANS K Cede B Ma-

ro mara, Фиписты ответила новой волной
арестов. Как пишет выходящая в Таля
тине немецкая газета, все отказавшиеся
поехать в Германию арестованы и под
сильной охраной высланы из Эстонии. _

Промышленность в Эетонии разрушена,
мало-мальски. пригодное оборулование вым
везеню в Германию, В городах парит чрев-
вычайная безработица. Всех безработных
фашисты насильно отправляют в деревню
на работу к кулакам и немепким fapo-
нам. Тех же, кто выражает хотя бы ма“
лейшее недовольство ожидает еше худшая
участь: их отправляют в Гермагию.

При совегокой власти в Эотонии была
проведена земельная реформа 52.000 6ез-
земельных и малоземельных крестьян по-
лучили землю, государственную  кредит-
ную помощь. Немецкие оккупанты ликви-
дировали COBETCKYIO земельную реформу, -
обрати у крестьян землю. частью  в03=
вратили ее кулакам и балтийскии  баро-
нам. частью передали поемпам-колонизалю-
рам.

С первых же дней вторжения гитлеров-

ских банд в Эстонию началось ограбление
мирных жителей. После отюрытото гра-
бежа оккупанты начали обирать  эстон-
ский народ при помощи всяких принухи-
тельных поборов и обложений. У крестьян
немецко-фашиетекие разбойники отобрали
почти весь урожай прошлого rom. При
этом оккупанты заявили, что больше яи-
чего от крестьян требовать не будут. Это
оказалось наглой ложью, имевшей своей
целью усыпить крестьян, © тем. чтобы
они ие прятали ‘оставшееся зерно и ово-
щи, _
„Ирюшло несколько месяцев, и в марте
1942 мла фашисты издали распоряжение
‘9 новых обязательных поставках сель
окохозяйственных продуктов (в том числе
60.000 тонн зерна). Но оккупантам ула-
лось собрать едва одну треть того, что
они требовали. Эло об’ясняется тем. что
уже осенью прошлого года крестьянство
Эстонии было настолько огпраблено. что У
многих не осталось даже зерна для по=
сева. № тому же возросло сопротивление
крестьян поборам,

Эстонские города совершенно не снаб-
жаюися продовольствием, Фалиисты ary.
ПолИФИку голодного удушения городов на-
 зывают «самоснабженяем». Под последнии
оккупанты подразумевают те ничтожные
крохи, которые городским жителям yyaer-
ся получить в деревне в обмен на остал-
ки олежлы, случайно сохраненной от гит
леровских грабителей. ° Продовольственное

положение в городах Эстонии, настолько
тяжелое. что фалпистекий «лирентор зем-
лелелия» Caap вынужден был выступить
по радио с «раз’яенением». Всю вину з&
толод в городах этот фалпистекий сатрал
взвалил на крестьян. На почве истощения
в горах 6 распространяются в0в=
возможные эпидемии, растет  емерпноеть,
принявшая о6обенио угрожающие размеры
среди детей.

Весной текущего года оккупанты уре-
зали и bes того голодный паек эстонекого
населения. Они заявили, что мясо граж-
данекому населению вообще потреблять.
вечего, ибо мясо необходимо немецкой ар
мии. Эстония же окружена морем, и граж-
данское население может-де питаться ры-
бой. Фашасты пря этом  умолчали, что
рыбаки-эстонцы обязавы весь улов еда-
вать ‘оккупантам, рыбакам оставляют
лишь Столько РЫбЫ, сколько нужно для
одной семьи.

Поскольку надежды собрать проловоль-
ствие путем обязательных поставок про“
валилиеь, немецко- фашистские оккупанты
ввели для крестьян «подворные ввиги».
В эти «полворные книги» оккупантами
записаны обязалельные нормы елачи нем-
Цам продуктов крестьянском хозяйства
(зерно, мясо, масло, яйца, картофель,
шерсть, сено, солома, лен). Оккупаяты
«рав’яснили», что тот, кто не выполняет
указанных порм, будет считаться врагом
«нового TOPLIKA> и во может быть кре-
стьянипом, то-есть его прогонят © земли,
0 о пюборах дает прелставле-
ние закая пифра. С каждой коровы кре-
стьянин додежен слать 70 кг масла в год.
Надо учесть, что раньше даже кулащкие ко-
‚рвы при хороших воннентрированных кор=
‚ мах давали приблизительно 80 кг масла
в гот. Теперь концентратов мот, сено и
солома из’ять кормить скот нечем. Бел
няки и серелляки не в состоянии будут
ВЫПОЛНИТЬ ЭТИ Нормы, что и нужно фа-
шистам; окот и все хозяйство таких кре-
стьян будут переданы немпам.

Зимой оккупанты отобрали у населения
теплую одежду и все прелметы, сделан
ные из цветных металлов. Тенерь гятле-
ровцы приступили к «сбору» старой. по“
ношенной одежды, Грабители не брезгуют
и старьем! Внешне  слача  поношенной
олежлы — дело «добровольное». Но гит-
леровцы пролупрелили, что в волостях и
тородах все, не сдавшие вещи, булут за
носиться в особый отисок, который нае“
ление  окрестило «черным списком».
Вкюлючениьым в тажой список фаапистокие
сатраты приклеивают ярлык «большевян
стекий атент», им угрожают принулитель=
ной отправкой в Германию,  лишениеи
земли И т. д a!

Немецко” фашистские оккупанты bectto-
щално истребляют эотонскую культуру.
Барон Лицман издал распоряжение об из’=
ятии зитинемёцкой литературы. Известно,
что воя эстонская литература, начиная от
фольклора и поззии ранних времен и
кончая последними лучшими  произвеле“
пиями, направлена против немешких 1по-
работителей, призывает к борьбе 6 но
мещкими баронами. По сути дела, вся на-
ша литература — гордость эетонекого на-
Тода — поллежит по приказу пемпев пол-’
воиу уничтожению.

Поход фашистских варваров на эотон-
скую культуру этим не ограничивается.
Большая часть эстонских начальных
школ закрыта,

Так хозяйничают  номепко-фашистские
оккупанты в Эстонии. я

Эстонский нарол временно  порабмщен,
но он не побежлен, оп не прекратил борь-,
бы против оккупантдв. 06 этом красво-

речиво свилетельетвуют угрозы навуных

фалистских псов-—Мяо, Ангелуса и доутих

Йнициативный и Находчивый боец т.
Васильев был назначен командиром мино-
метного расчета, а затем и командиром
взвода. Компесар батальона не упустил.
из виду, что Васильев побтоянно и на-
отойчиво ведет воспитательную работу  — Вы боя ве вилите, но в bow yaa-
среди бойцов. разжигает в них наступае   етвуете. Для родины все ‚равно, те вы ©
тельный порыв, прививает любовь к 6в0-   защищает, — на палубе или под палу“

— Аоварищ капитая-лейтенант, пере-
зедите наб наверх хоть один раз. Мы лю-
бую работу выполним!

Команаир Путря ответах;

самолет, С главном командного пункта
приказали дать самый полный ход. Та-
кой ход требуется лашь тогда, когда #0-
раблю угрожает непосредственная onac:
ость. Й Румянцев ‘и его боевой замо:
ститель мгновентю поляля опасность. Зна-
комый грохот автоматов, зениток. орудий
главного калибра подсказал им это.

дела. В посту энергетики слетели чавы в
места крепления. Наступила минута, ког“
ла воздух, по выражению  артиллериста
Лутри, становился «эезстким»,

Селодия слова был  ралостный  Дая
командира ВЧ-П день. Путря стрелял
ВвОЛЮ.

пгину, «опакировалт», как говорили крас“

10 адресу «сопротивляющихея», «не вы-
полняющих обязательных поставок» ит, п.

Эстонский нарол ¢ налеттой обрашает
свой взоры туда, ‘где Красная Ар-
мия й Ирасный Флот тероически борются
с фаптистоктии орлами, гле вуется ‘победа,
над кровавым гатлеризмом,

И. СААТ.

нофлотцы. Судареву хотелось поскорее
поделиться радостью побельр с теми това
фитпали, которые боя не видели, но в 600
участвовали,

МАКС ЗИНГЕР.

Северный флот.