>

pe

Pe

10 июля 1942 в, NE 160 (1111)
АА

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Воспитание мастеретва

Червомайский приказ товарища. Сталина
— программа работы всей нашей печата,
в том числе многотиражных газет. Каж-
дал многотиражка обязана на конкретных
примерах из боевой жизни своей части,
соединения ‘воспитывать мастеров своего
оружия, умеющих бить фашистских окку-
пантов наверняка. Как справляютея с
ato задачей многотиражные газеты Ce-
верного флота?

Перед нами газета «Огонь». По оперз-
TUBHOCTH а по количеству помещенного
материала ее, несомненно, надо поставать
на первое место. Она напечатала перво-
майский приказ товарища Сталина в спе-
циальном экстренном выпуске. Передовая
статья очередного номера посвящена во-
просам овладения боевой техникой. В
статье названы фамилии бойцов, B  co-
вершенстве владеющих своим оружием.
Газета призывает равняться по этим
бойцам,

Остальные материалы, помещенаые за’
первой полосе, об’елянены общам лозул-
rou: «Отать  мастегами своего дела».
Здесь даны заметки старшего ° сержанта
Копылова и младшего сержанта Кляман-
ского о пулеметчиках-снайперах. Однако
авторы ‘ограничиваются лить  информа-
цией 0 TOM, что те или иные бойцы в
совершенстве овладели пулеметом. но He
рассказывают, как это было достагнуто,
He популяризируют опыта переловиков.
Вот основная мысль из заметки Влиман-
ского:

«Не считаясь со временем. они вече-
рами в свободное от занятий ‘и работы
время ходили в пулеметный взвод и © по-
мощью опытных  пулеметчиков изучали
материальную часть a@ работу пулемета.
Нередко приходилось им сталкиватьея г
непонятными для нах вопросами Тогда
они обращались ко мне. Я всегда как
командир охотно принимал участие в
разрешении непонятных вопросов. а бо-
лее сложные вопросы разрешали в  по-
мощью командира взвода».

В заметке не сказано, какме вопросы
чаще всего возникали у бойцов при лзу-
чении пулемета, в чем конкретно вырз-
Malach помощь командаров бойцам. Такая
заметка не помогает читателю  многоти-
ражки лучше изучать материальную
часть пулемета.

Сейчас же после опубликования при-
каза в газете «Огонь» был введен новый
отдел — «Учись военному мастерству». В
этом отделе напечатаны консультации ну
тему «Неисправности, вызывающие 3а-
держки при стрельбе из винтовки». Га-
зета не только приводила наиболее  xa-
рактерные неисправности, но и советова-
ла, как их устранить. Это начинание за-
служивает одобрения.

15 мая в многотиражЕе  напочатана
передовая:  «Комнунит — передовой
боец». (Основная мыель статьи сводится к
тому, что коммунасты должны . локазы-
вать пример в овладении боевой техни-
кой. Материалы номера в значительной
мере посвящены этому же вопросу. 06-

щий недостаток материалов: упоминается

уного фамилий коммунистов, успешно oB-
‘ ладевающих техникой, передающих свой
опыт другим бойцам, но нет конкретного
показа методов наиболее успешного op-
ладения боевой техникой и форм пезелачи
опыта передовиков другим  краснофлот-
пам, Е

Хороша по замыслу пола «Они —
мастера своего оружия» в номере от
10 июня. Идея полосы, видимо, состояла
‚В том, чтобы показать опыт передовиков
части, но цель явно не достигнута, Ре-
‚дакция погналась за большим количест-
вом материалов, позабыв ‘9 качестве,
Большанство заметок рассказывает 9 б06-
вых эпизодах. Между строк можно’ ветре-
тить два-три слова: «Отделение Митамла
Челнева работало, как всегда,“ четко и
Точно, исходн

Правда о городе-герое

В этом замечательном и проникновен-
ном фильме нет ни одного  инсцени
ванного кадра. Вее здесь — правда. Де-
сятки операторов Ленинграда снимали его
в тяжких условиях блокады, часто 6
опасностью для жизни, на полях сраже-
ний, на батарелх; на аэродромах, на мо-
ре, в воздухе, в дыму пожарищ, на про-
спектах осажденного города, обстреливае-
мого из дальнобойных орудий, во льдах
Лалоги, в свинцовых водах Балтики.

Смекяются кадры, — и словно шеле-
ютят страницы золотой книги-эпопеи. Bor
он, город Ленина, Ленинград! Город бес-
смертия, Tle каждый камень  овеян
неумирающихи традициями революции,
родины, народа. На экране пох тихое зву-
чание мелодии проплывают дворцы, пло-
Wan, силуэты прохожих, резвятся в зе-
леных скзорах ребятишки, ‚мчатся авто...

Внезапно обрывается мирная мелодия, В
хадр входит грозный, все нарастающий
звук. В музыке явственно слышен ору-
дийный тром, тревога, набат. Это война.
Враг напал на родину нашу, № оружию,
ленинтралиы!

Й сжаты губы, и сласнуты кулаки, и
потемнели глаза. В заводских дворах, це-
хах, мастерских рабочие города Ленина
вслушивалтся в речь товарища Молотова.
Запомним эти лица. Мы увидим их еще
не раз — это те, которые отстояли
Тенанград.

Семьями уходят левангралцы на фронт.
Разве забудень кадр, где мать благослов-
ляет сына на ратный подвиг во славу
отечества! Разве уйдет из памятя сцена,
когда добровольцы идут в народное опол-
чение! Они еще в штатском, дыхание
войны только коснулось их. Но они креп-
ко сжимают только что полученные вин-
TOBRH, Киноаппарат проходит По лицам
этих людей, и каже лицо-—как клят-
Ba...

Молодые  девушки-дружанницы четко
отбивают шаг-—тольво что сформировался
отряд. Их ведут такие же молодые   де
вушки, но уже побывавшие в боях,
заклливииея в суровую зиму в ле-
сах Карельского перешейка. Шахгают из
вокзал колонны,  Кескончаемые колонны
ACHAT panes в лопатами, мотыгами, 0°
уауи, тачками, Район идет за ee
На поредовые! На строительство оборони-

для стрельбы’ да-

озаренные пламенем мартенов
  Ленинграда

вались быстро и беспрерывно», Вее в
хорошо, но нало было подробнее сказаль,
410 помогло Ледневу добиться такой чет-
кой и слаженной работы: Передача onn-
та —— это не сухая коноталация фактов.
& живой показ методов овлаления боевым
оружием. Of этом никогда нельзя забы-
вать работникам иноготиразжек.

Многотиражжа «В бой за родину» в
передовой статье «Изучать и претворять
в жизнь приказ товарища Сталина» ста-
вит вопрос о мастерском овладении тех-
никой, но не указывает. какие конкрет-
кые задачи’ стоят перел краснофлотпами: и
как их успешнее можно решить.

Под рубрикой «Ответ на приказ
товарища Сталина» печатаются материа-
лы 06 изучении личным составом своего
оружая, о развертывании  социалистиче-
ского соревнования. Газета сообщает о
том, чт на корабле Н. лучшие арталле-
ристы, пулеметчмки помогают всем крас-
нофлотцам в совершенстве изучить б0е-
вую технику. Но при этом газета не ан-
тересуется деталями, He ‘рассказывает,
вак конкретно проходит работа на кораб-
ле, не передает опыта корабля Н. другим
кораблям соединения.

В заметке «Растить мастеров
старший сержант В. Сова пашет:

«В чем сёкрет меткоети моего огня?
Прежде всего, чтобы бать врага ‘по-снай-
перски, нужно отлично владеть своим
оружием, вести огонь спокойно, хладчо-
кровно»,

Это, конечно, ‘верно, но ‘это общеиз-
вестно. Читателя интересует вопрос, ка-
ким же способом лучше овладеть оружи-
ем. На этот ‘вопрос в заметках В: Совы и
других авторов читатель не найлет отве-
та. Подобные недостатки. характерны и
для других многотиражек Северного фло-
та, Например, газета «Товеь» напечатала
ряд передовых статей о воспитании у врас-
нофлотцев боевом. мастерства, дала
неплохую статью о материальной части
винтовки. Но популяризация опыта пере-
довиков также является слабым местом в
работе газеты. На страницах мнототираж-
ки еще иного шумихи, трескотни, но нет
настоящего показа конкретного боевого
опыта, нет заботы © воспитании у ‘крас-
нофлотцев боевого мастерства. 0б одной
техвической конференции, которая ‘прошла
очень активно, сообщено в небольшой за-
метке, тотла как широкое освещение этой
конференции пранесло бы большую’ поль-
зу бойцам в изучении своето оружия,

В газете «За родину» большей частью
печатается случайный материал об овла-
денси боевой техникой. В номере от
19 мая помещена заметка  «Поучитель-
ная конференция» (0 технической конфе-
ренции в одном авиаподразделении). Oz-
нако в заметке не сказано, чем же быда
поучительна конференция. А в этом имел-
Но И заключалась ‘задача тазеты,

Отставание  мнототиражек Северного
флота от задач, вылвигаемых ходом вой-
ны, об’ясняется прежде всего ослаблением
руководства их работой со- стороны Moat:
органов. Надо решительно улучшать дея-
тельность мвоготиражных газет, сделать

огня»

каждую из них подлинным  большевиет-

ским организатором краснофлотских’ масс,
неутомимым воспитателем боевого «Мастер-
ства.

В центре внимания. многотиражки” лол-

‘щен стоять краснофлотец. Газета обязана
повседневно воспатывать в нем глубокую

преданность велакому делу Ленина—
Сталина, мужество и отвагу, смету и
военное умение, Многотиражка должна
тщательно обобщать опыт передовиков
своего соединения, части, помогать крас-
нофлотцам  дельным советом. Умелый,
опытный боец должен быть постоянным
и близким сотрудником своей многотиоаж-
ной газеты.

Полковой комиссар П. АНЧАРСНИЙ.

>

`’ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
„ЛЕНИНГРАД В БОРЬБЕ“
<

тельных рубежей вокруг города! Да, каж-
дый видит, как члет сейчас лилия фрон-
та. вокруг Ленинграда. Она проходит не
только в полях и лесах, она проходит
сквозь сердца тысяч патриотов. Эта ли-
ния фронта-——и в цехах индустрии, тде
рабочие
куют оружие для фронта.
Ушли мужчины, и женщины. стала на их
  место. венщины стоят у станков, делаю-
щих детали вооружения, у конвейеров, ©
которых непрерывным потоком сходят
снаряды, Женщины, шьют обмундирова-
ние бойцам Красной Армии — и вместе
с гимнастерками, вместе с шинелями они
хотят передать туда, на передний край,
всю свою любовь, вею ласку, всю тепло-
ту. сердца.

Марные кварталы = стали доротамя
фронта. Мадвигаются на экран сухопут-
ные броненосцы —— это идут m0 Литей-
ному, по Невскому, по улице Оталек на
фронт знаменитые KB...

Гитлер не ждал такого сокрушительно-
то отпора. Он бросает на Ленинград все
новые и. новые дивизии. Не смолкая, днем
и ночью идет великая битва за Ленин-
град.

‘Разве можно отдать такой город врагу?
Ни шагу назад! —  лают клятву опол-
ченцы и моряка, артиллеристы и ает-
чики, Зенитная артиллерия сбивает само-
леты, пытающиеся бомбить тород. Тонны
металла низвертают балтийские корабли
на моловы фашистов. Мы знаем, зо
что обошелся немцам этот огонь, эти
залпы! Мы знаем, как славная морская
артиллерия обороняла тород.

Тлубоко эмоциональны кадры, изобра-
жающив точную, влохновенную работу на-
шей морской артиллерии. Морякя Ерасно-
знаменной Балтики внесли неопенимый
вклал в дело защиты родного города.

Бьет  тлавный калибр,  сотрясаются
отальные корпуса кораблей — и будто от
ненная буря бметает с поверхности замли
орды дикарей, осажлающих нашу торлую
северную столицу. Неодолимая стена or-

a о: МЫ СИЕ ЕЕ ee ee nee eens

Заседание
снимке
секретарь. бюро А. Отенко и A.

Северный флот.

нитной батареи. Ha (слева

бюро

комсомольской
направо); Н.
Махонин. р

$

ганизации Н-ской зе-
узьмин, `Н. Каганков,
‘Фото Н. Веринчука.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР КОМИССАРА

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 9 июля. (Спец. корр.
ТАСС). Н-ское подразделение готовилось к
бою. Комиссар старший политрук Гарку-

шев собрал свой боевой актив-—коммуни-  .

стов и комсомольцев, подробно об’яснил
боевую задачу подразделения.

брешь в обороне гитлеровцев. В тылу у
них поднялся крик, затарахтели повозки
0б03а.

Вомиосар поднял бойцов для решитель-
Aol атаки, но в эту минуту был ранен .0с-
волком мины. Гаркушев не покинул поля

— Вы должны быть впереди, только ‘боя. Он продолжал командовать, подбодрял

впереди! Действуйте так, чтобы з& Balt

бойцы шли в огонь и воду. *
Начался бой. Комиссар шел впереди
подразделеная, показывая, как надо ©сто-
рожно я скрытно еближатьея с врагом.
‚ Немцы оеветили местность ражетами,
— Ложись! — скомандовал комиссар
и ползком стал продвигаться дальше,
Бойцы следовали за ним. Меткими вы
стрелами поражали они фашистов, пы“
тавшихся сопротивляться. Была пробита

йцов, указывал им цели. Видя. что во-
миссар истекает кровью, секретарь парт-
‚бюро Чиусскай вынес его в безопасное
} место.
   — Вы становитесь на мое место, —
  сказал Гаркушев, — идате к бойцам.
Бой продолжался. Воодущевленные при-
  мером комиссара, отважно дрались совет-
  ские воины. Боёвая задача была выпол-
  нена успешно,
i А. МАЛИБАШЕВ.

iy

ЗАБОТА ОБ

ИНВАЛИДАХ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ `

Вниманиех и заботой окружает Hall
народ инвалидов отечественной войны —

людей, выполнивших воинскую присягу,

свой воинский долг при защите родины
Инвалид отечественной
боевой славой, и он заслуживает почета
и любви. Государство. заботясь 06 инва-
лидах отечественной войны, создает для
них благоприятные бытовые условия, по-
Morac? им быть, ‘даже в состояний пн-
валидности, полезными членами общества,

Совет Народных Комиссаров Союза ССР
недавно вынес специальное  постановле-
ние © трудовом устройстве инвалидов. Ру-
ковотители предприятий, учреждений и
организаций обязаны без залержек предо-
‘ставлять работу инвалидам. Для них
должны быть созданы ‘все необходимые
производственно-бытовые условия. Инва-
лиды отечественной войны в первую оче-
рель обеспечиваются жилищной площалью.
Их обучают новым специальностям, если,
возвративитиеь из армии, они по состоя-
нию своего элоровья He могут быть
использозаны по прежней профессии. Для
нуждающихся имеются специальные Дома
инвалидов.

Сталинская забота о советских людях,
сталинокая любовь к героям отечествен-
ной войны нашли яркое выражение в
этих мероприятиях советского правитель-
ства. Такая забота и любовь сопутетвуют
человеку, тде бы’ он ни находился, —
повеюлу, где он честно выполняет свой
долг перед страной, перед народом: в bow,
когда по зову родины он громит ненави-

‘стных оккупантов, в тылу —— 33 станком,

на поле и в шахте, где он кует победу
над врагом, т

войны увенчан.

Для трудового устройства  инвалилов
1 отечественной войны в Москве,  напри-
мер, широко организована учеба инва-
  лидов 2-Й и 3-й груш. Для тех, кто

‘облалает недостаточными знаниями,
создана специальная подготовительная
труппа ¢ программой обучения  сред-

1 ней школь. В олном из инвалидных Jo-
мов организованы швейные, портновские
и сапожные — мастерекие. Московский
учебно-производственный комбинат отде-
ма социального обеспечения готовит
электрообмотчиков, электромонтеров. тока-
рей по металлу. Многие инвалиды изуча-
ют Овощеводство и птицеводство.

Курсы для переквалификации инвали-
Дов отечественной войны созланы BO MHO-
тих городах. В гор. Фрунзе (Киргизская
`С0Р) на курсах занимаются 200 человек
Ou получают квалификацию — столяров.
бухталтеров;, очетоволов, фотографов. 05у-
чающимея дается стипендия — 150 руб-

мнзалиды обучились профессий часовти-
ков, А в Уфе — киномехаников. Многим
инвалидам поручается руководящая рабо-

Ta на предприятиях, в МТС. совхозах п’

колхозах.
Пройлет немного времени, и тот, кто
по состоянию своего зторовья не может
‘вернуться на прежнюю — до Фронта —
работу, найлет применение cromx с10с0б-
‘ностей на других участках промышилен-
ноети, сельского и ToporcKoro хозяйства
И на этом новом посту инвалилы отече-
‚ственной войны смогут приносить боль
‚ую пользу, работая в меру своих сил п
помогая этим Врасной Армии и Военно-
Морскому Флоту тромить врата.
у - _Н. АБРАМОВ,

лавные советские пехотинцы. Немцы
‘бегут по дорогам, по болотам, по лесам.
Миноалпарат следует шо путям  это-.
‘То ототупления Горы трупов  Фалиет-

ня поставлена балтийцами вокруг Ления- СКИХ солдат, эавязшие в болотах пут-

града. Немцы навеегда запомнят тубитель-
ные залпы кораблей. сокрушавшие фаши-.
стов во время их осеннего наступления.
Немцы запомнят урон, нанесенный им
морской балтийской пехотой, и соколами
флота, и фортами Кронштадтской крепоети,

Фильм показывает, ках немцы звереют,
вотречая невиданный и  нежданный
отпор. Рвутся к городу  фашистскио

останки танков, машин.
Идут завязанные в бабъи платкй плен-
  ные, обросшие, немытые, ‘омерзитель-
‘ные — такие, какие они есть — фрицы!
Й снова кресты, кресты, кресты... Это
лежат те, которые хотели взять Ленин-
трад еще в августе, а уже декабрь на
дворе, уже пришел январь... Сорвалось!,.
Не удалось хваленым германским генера-

ко Круппа,

‘бомбовозы, неся на крыльях разрушение! ам Взять город в 106 — штурмом. И

и смерть. Бесстрастен  фотооб’ектив. On
запечатлел так
0б’екты», Ha которые сбросили тунны
ХХ столетия свои бомбы. Бесстрастен фо-

тооб’ектив, но страстной ненавистью опа-.

ляются сердца, когда видишь эти «воен-
ные обекты» — разрушенные мирные
дома, изуродованные
жа, обезображекные
памятняки мскусства, любовно оберегае-
мые народом. Свистят авиабомбы, горят
жилые дома. И здесь, как на полях сра-
жений, ленинтрадцы принимают креще-
ние. Хладнокровно, мужественно, так, как
подобает ленинградцам, ‘тушат ови зажи-
талки, руками сбрасывают их @ крыш,
рискуя‘ жизнью, ликвидируют ‘очаги но-
вых Ложаров. Закаляютея в огне сыны
торода, учатся бесстрашию:

Немцы думали запутать таких людей!
Они сеяли ветер, они скоро пожнут бурю.

Вот она идет всесокрушающая буря!

Сталин в. Москве, на Красной площади,
произносит свою ‘историческую речь,
Вопоминаетнь её сейчас, в июле, и каж-
дов олово ев звучит как пророчество, как
точное прелначертание тото, что случится
в послелующие месяцы. Весь мир знает,
как целиком  отравдалоеь  сталинокое
предвидение,

Фильм показывает, как мощные удары
Красной Армии, моряков, авиации сры-
вают замыслы германского командования.
Немцы занимают Тихвин, подбараются к
Волхову, они хотят выйтя на берег Ла-
дожекого озера, соедиьитьея ¢ финскими
своима холопами, замкнуть наглухо коль“
по, блокады вокруг города-героя. Не уда-
ется! Влохновленная речью Сталина, идет
вперед наша Красная Армия. Наши танки
Ларят фрицев Hama артиллерия подни-
MaeT B воздух фашистские колонны (
кравами «ура» устремляются вперед

старяанные дворцы,

называемые «военные-

тогла в толову этим мерзавцам приходит
еще одна человеконенавистняческая идея.
‘Они хотят задушить город гололом. Льды
прекратили навагацию на Ладоге, дру-
тие коммувикации  перерезаны. Стало
быть, ленинградцам нечего будет есть,
ленантрадцы  помрут. © голоду, и горол,

кариатихы Эрмита ` обессилев, сам падет... Низколобые, тупые

мерзавцы. — они He знали, что такое
ленинградец!

Город прошел через самые жестокие ли-
шения — во имя победы. Фильм показы“
вает, во что обошлась горолу ‘зима. Эти
кадры, пожалуй, одни из самых сильных
в фильме: ведь ‘трудности не страшны,
если есть неукротимая воля, если есть
бестримерная стойкость, если есть неуто“
лимая ненависть в Bpary.

Лаконичная табличка возникает на по-
дотне — зимние » ленингралекие нормы:
ижливенцы и служащие получали 125

граммов хлеба в день, рабочие—250
траммюв. Запомните эти пифры! Это су-
ровыю цифры. На было жить ‘на
эти скудные нормы и работать. и бороть-

ся, и побеждать. .

‚ Да. тяжелы были ‘эти месяцы для каж-
дого ленингралца, тяжелы. Особенио. ec-
ли нег света в квартирах, если после эа-
60TH нельзя <огреть воду. и помыться
нельзя, потому что отказал волопровох. и
добираться нало после работы пешком че-
рез весь город, — трамваи не холят... A
немец бъет по городу, по улипам. 10 mo-
лым домам тяжелыми Э-люймовыми сна-
рядами. Тяжелая зима... Встали унылой
вереницей безлействующие трамваи. В
гнегах. в глубоких сугробах застыли 96-
леленевтие троллейбусы... Вот человек
Wer To дороге и тянет веревкой прямо
по снегу ящик © трузом. Его лом разру-
men, Om перетаскивает этот упелевшяй
нехитрый скарб в товарищу. Женщина

лей в месяц. В гор. Горьком некоторые

Было известно, что этот район небез-
опасен даже для мелкосилящих кораблей,
HO неотложная залача, поставленная 3Be-
HY «морских охотников», заставляла ит
ти Ha риск. Два катера благополучно
проскочили опасную зону. Третий,  He-
смотря на фореированный ход, подорвалея
Ha немецкой мине. ‘

За минуту до этого главный старшина.

Отепан Грек спуетился © палубы в н060-
вой кубрик Здесь катерного боцмана и
застала‘ беда. Страшный толчок сорвал
трал, опрокинул столик, отшвырнул лю-
дей в угол друг на друга. В катер
хлынула Bola. Он стал быстро валить-
ся на левый борт. Точнее -— не катер, &
То, что от него оеталось,—носовая часть,
оторванная по рубку. Все остальное ис-
чезло пол водой мгновенно.

В кубряке было ‘шесть человек. Долго
вязый радист Архипов оказался ближе
всех к люку и гсумел, ухватившись за
коминге, выбраться наружу. когла JWR
находился еще на обычном месте-—еверху.
Остальным было уже легче обходиться
без трапа, так как отверстие люка быет-
ро перемещалось на борт. ЕКраснофлотцы
один за другим молча выскакивали из
кубрика и прыгали в волу.

— Побыстрей, побыстрей! — торопил
их боцман, видя, что корпуе  опрокилы-
вается вверх килем. Как старший, он
остался в кубрике последним, Когда 09е-
редь дошла до него, вола уже ринулась
череэ коминге люка. Еще олин человек
не смог бы выскочить из кубрика.

Грек не стал, как другие, прыгать В
воду. Ухватившиеь за поручни, а потом
за выступ буртика, он прямо из люка,
скрывающегося пол водой, переполз Ha
екользкое днище, которое очутилось те
перь наверху. r

Злесь уже были минер Колесников, кок
Яковлев, коменлор Штанько. Краснофлот-
цы,  выскочившие из Кубрика, плавали
вокруг, держась за спасательные круги.
Из пол борта показалась чья-то кожанка.
Штанько и Яковлев ухватились за нее и
выталцили на днише воентехника _ Моисе-
вва с ноузнаваюмым побитым липом. Ме-
ханик катера был без сознания.

— А мо же лейтенант? — спохватил”
ея боциан.

Он вспомнил, что, опускаясь в Кубрик,
вилел командира на мостике. Сигнальщик
`и рулевой, бывшие рядом е ним, невре-
димы, хотя и отброшены далеко. от. кате

ра. Значит. тле-то там должен быть и
командир.
Боцман продолжал  осматриваться и,

наконеп, заметил  поднявитийся из воды
ерптик светлых волос. Лица не было вил-
но, но Грек мгновенно узнал голову лей-
  тенанта Гопупова.
i‘ Контуженный или раненый  команлир
катера нахолилея на грани небытия. Он
еще шевелил руками. но эти судорожные»
бестюмощные требки были недостаточны
  таже для того. чтобы удержать нал в9-
дой ammo. Лейтенант. не замечал оказав-
Merocs совсем рялом спасательного кру’
та. Еще минута-лругая, и Гоцулов окон”
чательно скрылся бы в волнах,

Кажлый из катерников, только что вы
`рвавитихея из когтей смерти и нашедити»

друннба

ненадежный приют Ha екользком днище
перевернуюшегоея бака, готов был б00-
ситьея на помощь командиру. Но никто
He смог опередить боцмана. Степан Грек
Не стал лаже разуваться и как был — в
сапогах, кожаных брюках и ватной сте-
танке — поплыл к Гопуцову.

On подоспел  во-время — раскинутые
руки команлира и его светлые волосы
  уже исчезали под водой Роцман подтоле-
нул плавающий рядом круг. положил н&
него руку лейтенанта, но пальцы без“
Учаетно скользнули по спасительной опо-
ре, даже не пытаясь за нее ухватить“
ся. — Гопуцов потерял сознание.

Команлир не проявил никаких призна“
ков жизни и после того. как Грек при-
поднял над волой его голову. Боцман 96-
хватил лейтенанта левой рукой и, повер-
нувшиеь Ha спину, поплыл назад. Нач
полнивитиеся водой сапоги и кожаные
брюки тянули его вниз. В такой олежде
нелегко было бы плыть и одному. Грек’
захлебывалея, пускал пузыри, но из пс-
лелних сил удерживал нал водой голову
команлира.

Скоро боцман почувствовал, что идет
ко дну. Не выпуская своей nom, он
обернулея в катеру, чтобы попросить п-
мощи. Перевернувшийея корпус был уже
близко, и Колесников ловким броском
подал Греку оборванную при вэрыве ван“
ту. Ухватившись 3а конеп, ‘главный
старшина подтянул командира в борту.
Минуту спуетя, команлир был поднят на
киль. Вслед за ним тула в трудом вта-
щили отяжелевиего боцмана.

Елва отлышавитиеь, Грек начал делать
лейтенанту искусетвенное дыхание. Олна-
RO команлир долго оставалея безжизнен-
ным. Только уже Ha катере, пришелием
на помощь, боцман, не отхоливигий от лей-
тенанта, убедился, что Гопуцов будет
ЖИТЬ.

Их вместе доставили в госпиталь — У
Трека еще в кубрике был ло кости расе“
чен лоб. Шоеле перевязки боцман отпрач
BHICH разыскивать по палатам своего ко-
манлира. Он чуть было не проник в One
рационную. узнав, что тула пронесли лей-
тенанта, но строгий военврач задержал
Трека на пороге. .

А котда боцман через час пришел ©н0°
ва, Гопуцов спал на белоснежной поете-
an, Wool охватившей голову повязки
непокорным детским хохолком выбивалиеь
светлые волосы. Грек вспомнил, как этот
хохолок торчал из воды, и улыбнулся. Он
прислушался в дыханию команлира 4%,
подчиняяеь выразительному жесту сест“
ры, на цыпочках вышел из палаты.

Поговорить им так и не удалось. В тот
  же день боцман Ушел из гоститаля, yie-
  див врачей, что чувствует себя хорошо и
  может долечиться в своей санчаоти, Te-
перь он плавает на другом катере. Скоро
начнет плавать и лейтенант.

Быть может они, вместе воевавшие ©

начала войны, снова вотретятся на одном
корабле. И тогла лейтенант Гопуцов вновь

окрепшей рукой горячо пожмет руку сво”
ему верному боциану. ^^
г Н, ЛАНИН,

Черноморский флот.

Творцы советских пушек

ГОРОД Н., 9 июля. (ТАСС). Много пу-
шек сверх плана дал фронту орденонос”
\ ный завод имени Сталина, где директором
Герой Социалистического Труда тов. Baan.
ГВо Всесоюзном соревновании  коллеютив
занял первое место. Заводу присуждено
переходящее красное знамя Центрального
Комитета BRIT(6).

В цехах прошли сегодня многолюдные
митинги. Творцы советских пушек кля
лась работать еше лучше, давать фронту

еще больше оружия самого высокого каче

ства. Они приняли на ©ебя новые 9бяза-

вестный герой. ^

‚ Проспекты заросли глыбами несколотого
льда. Грузовик буксует в этих глыбах.

Хозяйки прорубили лед в Неве, стали
в очередь 3& водой с ведрами, < кастрю-
лями. с чайниками...

Да, тяжело было. невероятно тяжело.
Но в студеные зимние дни и ночи. как
никогда, кипела ненависть в сердце каж-
лото ленинградиа, пронизывая’ любое его
движение, каждую его мысль. Вю всем
этом виноват Гитлер, всему этому прячи-
ной Гитлер. Так будь же он проклят
трижды, людоед! Так говорили женщины
Ленинграда.

Фильм показывает. как большевистская
воля находит выхол из безналежного, Ka-
залось бы, положения. Зритель видит, как
пробивается сквозь торосы. ледяные хол-
мы замерзшето Ладожского озера вездеход-
снегоочиститель. С трудом идет машина,
но идет. Это — начало. Завтра будет легче.
Завтра пойдут по льду уже десятки Ma-
1 шин. Послезавтра — сотни. Й мы видим,
как возникают, словно в сказке,  ров-
ная, укатанная трасса — великая до“
рога жизни. Шо инициативе т. Жланова
вырастает на льлу эта невиханная порога
6 табличками. знаками поворотов. с 1о-
стами регулировииков. Поток мапиин идет
в Йенинграл лнем и ночью. Ничто We B
силах остановить этот мощный поток —
ни бвирепые бомбежки с возлуха. ви ©0-
рокатрадусные морозы. ни пурга. ни л6-
дяные ветры. Наступит вуёмя, и в огром-
ном эпическом полотне булет воссозлана
история этого пути, соединивием родину
 горотом-героем. Трасса лала лепингралиам
продовольствие, лала фронту боепитание,
горючее.

Снова лакопичная’ табличка. Новые,
увеличенные нормы хлеба. Население по-
лучило мясо, масло, кондитерские изделия,
табак. керосин. Илут. по трассе бесконеч-
ные автоколонны. Это страна несет лары
защитникам Ленингража, С Урала, Сиби-
ри, из степей Казахстана, с горных хреб
тов Памира илет помощь родному. люби-
мому городу.

Й немцы теряют. послелние надежды.
Они сидят «все в ТОЙ же позицьи» под
Ленинтралом. гниют.. мерзнут. Они уже не
жлут ‘паления города. Со страхом и тре-
петох они жлут своего конпа. Смерть пот
стеретает их на фтюнте. емерть жлет их

тащит  саночки, На них завернутый В
простыню труп погибшего. Это умер 6ез-
  в тылу. Вот снайпер метит фрицу пря-

тельства и сразу же начинали претворять
их в жизнь. Участки мастеров Болякова и
  Леснова сегодня в ночной смене Spenser
  ли сменные залания на 14 процентов. в
‘этот день’ стахановской производительнос
  ти добились многие мололые рабочие. н9“
  давно прищедиеие на завод. Впервые, на“
пример, молодой рабочий Карпунов 35“
  полнил Ворму #8 220 процентов, Byaas
  тов-на 269, Орлов — на 263 процента»
Во всех цехах трудились сегодня 6 небы-
валым под’емом,

мо в сердце. Не ошибся ^ снайпер. Tyza
ему и дорога — натлому захватчику. Bor
одна из засад партизан Ленинградской обла-
сти. Народные мотители действуют. 1е-
нинградекие партизаны дю того окрепли,
что сумели буквально пол HOcOM врага
вывезти и перебросить за линию фронта,
отправить в осажденный горол целый

с Проловольствием.

Весеннее солнце уже пригревает веля-
кий город, Снова берутся за лело ленин-
гралцы. Нало убрать проспекты, лома,
плошали. В ход пущены лопаты, киркя,
ломы. Городу грозит онзасность эпидемии.
Убрать город — значит выиграть еще OF.
но большое сражение. Партийный. совет-
ский. общественный актив мобилизуется
`на новый фронт. Ленинтрал убран. Вак
он преобразился! Куда левались горы сне-
та. мыбы льда, гигантские ‘сугробы!
Весенние дожди промыли ero,  ленинч
традские левушки заботливо убрали и YE?
расили его.

Оживают проспекты; вот уже пошел,
тремя на стыках рельс, трамвай. Ero
ЗвоП.. ЗВУЧИТ ‹6йчас для ленингралдев как
радостная симфония. Трамвай пошел! Rae
кая-№ женщина входит на площадку. и В
глазах ее такая радость. будто она в’еха-
ла в новую квартиру. В ряле домов 0то-
грели трубы, пошла вола. А тю Неве уже
движется лед. Идет лел тула, на Запад,
куда лежит лорога наших боев’ за @лиз-
кую окончательную побелу...

Нельзя смотреть без огромного волне-
ния эти киноюкументы борьбы за Ленинз
трал. Зритель поблаголарит авторов кино-
фильма — лауреата Сталинской. премии
Р. Кармена. В, Соловцова. Н. Вомеревце-
ва, Е Учителя, всех операторов. вложив-
ших свое искуство в правдивую повееть
о тороде-терое. Большое полезное тело
слелали эти товаритти.

Посмотрят этот фильм  ленинтрадцы,
припоинят трудный свой и почетный
путь. вновь станут на боевые посты. У
орулий, станков, Мулеметов, готовые К но
вым, ретаютщим боям. Этот фильу булет
смотреть страна, и она воэласто люеллное
несокруптимому и непоеклонтюму - городу,
стоящему na берегах Невы Увилят Это
фильм тоузья напти во всех частях све-
та. увитят: и скажут: тако надо драться ©
фаптизмом!

Это фильм, зовущий к победе.
А. ШТЕЙН.