`12 июля 1942 г, № 162 (1113) -

‚ Взаимодействие командира
и штурмана в бою

Прежде чем товорить © роли и значе-
ии отработки взаимопонимания между
зомандиром корабля и штурманом на хо-
довом мостике во время перехода, в бою,
при проходе в ‘узкостях, швартовке в
сложных условиях, необходимо обратиться
к документу, суммирующему богатейший
опыт многих кораблей и многих поколе-
ий моряков. Такой документ — наш Ro-
рабельный устав, который определяет ме-
сто штурмана,

«Воманлир пгтурманской части являет
ся непосредственным помощником коман-
дира корабля в вопросах кораблевождения,

Это налатает на него величайшую и
безоговорочную ответственность за тща-
тельность и точность своих навитацион-
‚ных наблюдений и аккуратность всех
‘ расчетов»,

Это и другие положения устава опре-
деляют поведение штурмана на мостике

в условиях окоротечности событий на
море. Штурман все время находится
около командара корабля, по его зада-

‘нию производит все предварительные и
ориентировочные расчеты. Перед штур-
маном встает задача — сразу понять
существо, смысл решения командира,
подкрепить ев, если нужно, точным
расчетом, изобразить графачески на кар-
те и быть, по сути дела, часто первым,

- “то это решение командиры будет прово-
ДЕТь В ЖИЗНЬ.

Здесь важно, чтобы специальная, & так-

{же  оперативно-тактическая — подготовка
‘штурмана быль на должном уровне, чтобы
замысел командира корабля был сразу
ясен и понятен ему. Тогда штурман cMo-
жет проявить творческую инициативу
при осуществлении решения командира ко-
рабля в части кораблевождения.

Такое единство мышления и действий
команлира корабля и штурмана происхо-
дит обычно после длительного совместного
плавания, когда командир корабля на ря-.
де случаев убедится в точности расчетов
штурмана, его инициативе, находчивости,
сообразительности, расторопности, в ero
отличном знании навигационной обстанов-
ЕН. С другой стороны, такое ехинство
достигается, когда штурман овидит, что
командир ему доверяет, не снижая, конеч-
HO, контроля; советуется с ним, учит ето,
& мавное— развивает ето оперативно-так-
тическов мышление. В таком случае на
мостике корабля все происходит четко,
нет суеты, шума. Штурман ¢ полуслова
понимает командира.

Слаженность работы на мостике особен-
но ощущается при проходе минных фар-
ватеров, при уклонении Of плавающих
ин, 0т торпед, от бомб, &х также в ар-
тиллерийском морском бою, когда имеет
значение каждая секунда,

Для полноты представления о четкостя
работы холового мостика необходимо учи-
тывать еще такую чрезвычайно важную
фигуру, как рулевой, Сложилось такое
упрощенное представление, что рулевой—
это краснофлотец, котор должен лишь
держать корабль на заданном курсе, И все.

В действительности рулевой — это мо-
ряк, который не только отлично держит
корабль на курее, но который понимает
и чувствует корабль, сознательно и ясно
представляет каждый маневр. Если, на-
пример, нужно уклониться от идущего в
‚атаку бомбарлировщика, то рулевой дод-
‘жен четко представлять этот маневр п,
тлавное, понимать, как он будет выпол-
няться. Поэтому неудивительно, что мно-
тие командиры кораблей, имея штат х9-
ропю обученных и ‘надежных рулевых,
806 же предпочитают вызывать на руль в
ответственный момент только одного по-
естоянного рулевого, к которому командир
привык, которому он ховеряет.

Прамером такой четкой  сработанности
может служить корабль Н. Для успеитно-
го проведения стрельбы по берегу необ-
холимо было особенно точно держать ко-
рабль на курсе. Эта трудная в условиях
бурной погоды и темных ночей задача до-
стигалась переменной работой  manmn,
главным образом з& счет влияния струи

РЕГ

_ За голы советской власти -— охы мир-
ного, созидамлельного труда bes помещиков
и капиталистов — трудящиеся  Белорус-
ской СОР при помотци великого русекого
народа добились огромных успехов в 06-
аасти культурного и хозяйственного стро“
ительства.

Наши люди знали, что все доотитнутое
ими — лишь начало, ведущее к полному
расцвету жизни. Бругом кипела бурная
работа. Белоруесия уверенно шла к еще
более зажиточной м культурной жизни,

Вак стая гододных и бешеных собак,
ворвались немецкие звери 22 июня 1941
гола на белорусскую землю. Первый удар
Убийц пришелся по белорусскому народу.
Мирное население белорусеких городов —
Бреста, Домжи, Грасва, Августова, Чижо-
ва, Белостока в 4 час» утра подверглось
бандитских налетам немецкой авиации.
Расстреливалось, уничтожалось;  сжига-
Woes Bee живое,

Отеломляютщим ‘ударом титлеровлы рас-
ечитывали оплушить белорусский нарот,

‚ прехупрелить возможность его сопротивле-
ния оккупантам. Не вышло! Уже в пер-
вые дни войны белорусский народ пока-
Зал образцы мужества, геройства и стой-
„эти в борьбе © захватчиками,

В первые же лни войны на весь мир
разнеслась весть © ‘легендарном подвиге
сына белорусского нафода капитана Гас-
телло, который бросил eno пылающий
самолет на колонну немецких танков и
Цистерны с торючим, Имя Гастелло стало
бессмертным.

_ Сыны и дочери белорусского нарола
Сражалотоя на фоонте в рятах Ерасной Ат-

> мии и Военно-Морского Флота, сражаются
8 рязах многочисленных партизанских от-
рятов.

Уже в первые лни войны немецкие бан-
WITH получили от белорусских партизат
утар в спину. В июне 1941 года в 10
километрах от советеко-германской тра-
ницы, в районе Автустова, партизаны, под
команлованием тов, Н. пустили под 0т-
Roc немецкий эшелон © боеприпасами и
Колдатами. 13 июля 1941 года партизаны

i eS gE SSL —

от работы винтов, а четкими действиямя
рулевого. Командир корабля управлял рабо-
той машин, & рулевой Леонили полностью
использовал переменную работу машин,
разумно и правильно действуя рулем.

Большую трудность создавало 1, 410
корабль обладал очень большой инерцией,
которую трудно погасить. Поэтому — oco-
бенно важно было знать все «повадки»
корабля, чувствовать его. И Леонии с
этим справился отлично, Во-время докла“
дывая, например: «Корабль сейчае ocra-
новится» или «Корабль начнет итти. вле-
Le он помогал командиру нааболее эф-
ективно использовать работу машин.

Несмотря на то, что в одной ‘из опера-
ций таким образом прашлось улепживать
корабль на курсе около двух часов. при-
казаний в машину было дано мало и кон-
трольные обсервация подтверждали, что
корабль вели исключительно точно. Та:
кая слаженность и взаимопонимание да
вали возможность командиру корабля
меньше следить за репитером гирокомпа-
ва и больше уделять внимания  наблюде-
Вию за ‘обстановкой. Одновременно и
штурман был уверен, что точность место-
нахождения корабля будет достаточной
для успешного ведения огня по береговым
целям.

Мастерство Леонили особенно  прояв-
ляется при следования по фарзатерам. На
мнопах фарватерах обычно бывают не-
большие тлубины, и крупный корабль в
таких местах подчас плохо слушается
руля, особенно при поворотах. Но коман-
дир корабля и штурман всегда могут
быть уверены, что благодаря мастерству
тлавного старшины Леонили корабль бу-
Aer атти ‘точно по курсу.

Взаимопонимание командира корабля и
штурмана также очень важно в вопросе
выхода Ha позацию при действий корабля
прогив берега. У ряда кораблей такому
действию против побережья противника,
как правило, предшествовал длительный
переход в сложных штормовых условиях,
при плохой видимости.

Навигационное обеспечение этих one:
раций иногда было недостаточно. А меж-
ду тем требовалось точно знать место ко-
рабля для решения поставленных задач,
зпачительно более точно, чем обычно до-
пускается в навигации. Если, например,
для навигационной  безопасноети корабля
было бы совершенно достаточно  опреде-
лить место с точностью до пяти кабель-
товых, то для решения ‘артиллерийской
задачи или десантной такой расчет был
бы совершенно недопустимым,

В темную ночь корабль по  счаслентю
подошел к заданной точке для стрельбы,
й можно было считать вероятность место-
нахождения в круге радиусом 4—5 миль.
Командир и’ штурман приняли исключи-
тельно смелое решение — в темноте
искать находящуюся в этом районе не-
большую уединенную скалу, определиться
по ней и выйти в точку стрельбы. Этот
план был блестяще осуществлен. Мошные
залпы обрушилиоъь на немцев,

Подобным же примером  слажеяности:
работы командира корабля и штурмана
может служить выход
лей в исключительно сложной обетановке—
при девятибалльном ветре и такой плохой
видимости, что буквально в пяти метрах
ничего гельзя было различить, Командар,
посоветовавшиеь 6 штурманом, решил
итти фарватером, которым обычно такой
большой корабль никогда не пользовался,
Кроме того, этот фарватер не имел лоста-
точном навагационного обеспечения. Но
на фарватере были большие  тлубины.
Командир корабля, зная, что навигащя“
онные приборы действуют точно, и дове-
тяя штурману, пошел на риск, и корабль
благополучно прошел узким фарватером
вблизи от береговых скал,

Подобных прамеров из боевой деятель“
ности кораблей можно о привести мното.
ня весьма поучательны и подчеркивают
важность четкой организаций ходовом м0-
CTHKa и отработка ‘взаимопонимания
комакдира корабля и штурмапз.

Капитан-лейтенант В. ДУКАЛЬСНКИЙ.

Белоруссия борется

<

Н. АВХИМОВИЧ

сенретарь ЦК КП(б) Белоруссии
>

решительным ударом выбили немцев из
местечка Любань, где фалнисты до того
погубили много мирных беззацитных жи-
телей; наролные мстители беспощадно
истребили фашистеких убийц и поджига-
телей.

Каждый шаг продвижения немцев по

белорусской земле рождал новых партизан,
Так белорусский народ отвечал на призыв
товарища Сталина, раздуть пламя парти-
занского движения, сделать невыносимой
жизнь. оккупантов.

У Кричева, Пропойска, Минска, Витеб-
ска, в Полесье ий ‘на Пинщине — везде в
Белоруссии возникли и поныне дейеству-
ют отряды смелых воветских партизан’

В борьбе с партизанами немцы метро
бовали все доступные им средства: от
особых инструкций своим войскам и с6-
циальных наставлений‘ старшинам до ка-
рательных отрядов и экспедиций. Но ни
вербовка доносчиков и предателей, ни по-
сулы болыних премий за головы партизан,
ни карательные экспедиции и зверский
террор не помогли немцам задушить пар-
тизанское движение.

Нет таких жестокостей, к каком пе
прибегали бы немепко-фашиотские мерзав-
пы в ©в06й преступной жажде истребить
белорусский народ.

Пытки, расстрелы,
люлей — вот излюблениыю
чинствующих гитлеровцев.

0 собенным  эверством отличаются 96-
эвовпы. В Минском районе немецкие бан-
диты истребили более 80 тык. жителей,
в Могилеве — 14 тыс., в Витебеке —
6 тыс., в Пинске — 10 тыс. Такие me
массовые казни произошли в Быхове, 0р-
те, Слуцке, Полоцке, Бешенковичах, Yep-
вене и других городах.

Злолеи © солеянных казнях доносят в
Берлин и оттуда получают  приветотвия!

сожжение живых
приемы бес-

одного из кораб-

И ИЕ ТТИ

КРАСНЫЙ

КАК БЫЛИ ПОТОПЛЕНЫ
ВРАЖЕСКИЕ КОРАБЛИ.

Вчера Советокоь Информбюро сообщило,

что наши летчики потопала одну кано-
неркую лодку и повредили — мино-
носец, две канонерские лодки и два

катера. Передаем подробности налета на
вражескую морскую базу, совершенного
летчиками-бомбардировщиками авиации
Военно-Морского Флота, В этом ударе про-
лвились высокое мужество и отличное во-
инокое мастерство наших сталинских ©о-
колов.

В одном из стратегических пунктов бы-
ло обнаружено скопление противника.
Морские бохбардировщики трижды атако-
вали с воздуха остатки сопротивляющих-
ся фашистских войск. В момент нанесе-
вия бомбового удара в районе Н. находи-
лись шесть канонерских лодок противни-
ка, несколько  сторожевиков и вопомога-
тельные суда.

Группу наших пикировщиков фапиеты
встретили ураганным зенитным огнем. Но
это не остановило летчиков. Они 6мело
атаковали корабли противника.

Велед за пикировщиками врата атако-
вали наши славные штурмовики. Они по-
явились над, целью внезапно и, подавив
огонь зенитной артиллерии, методично
уничтожали олин 0б’ект врага за другим.
Герой Советского Союзь майор Карасев,
капитан Степанян, лейтенант Карбуков и
их боевые товарищи точно сбрасывали
свой всеразрушающий груз, огнем пушек
и пулеметов беспощадно истребляаи фа-
шистскую нечисть. Взрывы-—и огромное
пламя пожарищ поднялось над об’ектами,
воторые атаковали штурмовики. Мощная
поддержка © воздуха помогла нашим м9-
рякам, действующим в этом районе, ye-
пешно выполнить боевое залание.

Благополучно возвратившись из боевого
полета, майор Немченко рассказал © ие*
которых подробностях этой замечательной
операции:

— Когдь мы получили приказ о вы-
лете, погода над аэродромом стояла очень
хорошая, & в районе цели, судя по Me-
теосводке, надо было ожидать резкого
ухулшения видимости. Но эти трудности
не остановили нас. Быстро покрыв назем-
ную часть пути, мы вышли на вол и
здесь набрали высоту. Отрелок-радибт

ФЛОТ

лейтенант Литвинов надежно поддерживал
связь © ведомыми, штурман капитан Гри-
горьев прокладывал маршрут, внося необ-
ходимые поправки в курс. Его безошибоч-
ные расчеты помогли нам точно выйти в
район цели.

Пробив тонкую облачность, я увидел
об’ект бомбометания. Недалеко от него на
воде находилось несколько кораблей. С
большой высогы трудно было определить
их тип. Совершив маневр, мы легли Ha
курс и пошли на снижение. Когда етрел-
ва высотомера остановилась на определен-
ном делении, я перевел машину в кру-
тое пике. Бомбардировщик почти отвесно
ринулся вниз.

Скорость пикирования была чрезвычай-
но высокой. каждым мгновением все
яснее вырисовывалея 0б’ект атаки. Это
был большой фашислекий корабль. Вдоль
ео обоих бортов вспыхивали желтоватые
языки пламени. Он вел огонь по моему
бомбардировщику и по самолетам моих то-
варищей, которые пикировали одновремен-
но. Но молодые летчики — сержант Ка-
баков, сержант Курзенков и другие — ве-
ли себя уверенно и хлалнокровно. Их не
  испугал плотный зенитный огонь,

Вот корабль очутилея в скрещении ни-
тей визира и заполнил всю рамку видо-
искателя. Уже можно было различить фа-
шистскую матросню,  разбегавшуюся п
укрытиям. нажал кнопку автомата.
Бомбы, пошли вниз. Самолет вышел из
пикирования и пошел вверх. Развернув
влево, я набрал высоту. Стали видны
смыкавшиеся над тем местом, куда мы
пикировали, волны и торчащие из воды
мачты. Фашистский корабль отправился
на дно. Из всех канонерских лодок, сто-
рожевиков, вспомотательных сулов на во-
де осталось лишь три корабля, остальные
тонули или горели, пораженные ударами
MONX товарищей. у

Мы три раза атаковывали вражеские
об’екты и добились неплохих результатов. Я
считаю этот лень наиболее успешным во
всей моей боевой деятельности. Воханло-
вание выразило полное удовлетворение ре-
зультатами налета. Мы вернулцсь без по-
терь.

‚ Действующий флот, 11 июля, (По теле-
графу от наш. корр.),

На немецком аэродроме

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 июля.
{Спецкорр. ТАСС). Разведка лонесла, что
противник  подтянул к прифронтовых
аэродромам большое количество бомбарли-
ровщиков. Фашисты, OFeBUIHD, TOTOBH™
лись нанести массированный удар по на-
шим военным об’ектам. Было релиено опе-
редить противника’ и внезапным ударом
уничтожить его самолеты на аэродромах.

уничтожено 28 самолетов

Наши самолеты шли одновременно с
трех аэродромов парами и ° поодиночке.
Через 5—8 минут они появлялись над
залита»

целью.и сбрасывали футаеные и
тельные бомбы,

На вражеский азролром были сброшены
сотви ‘авиабомб. Было уничтожено 28 не-
мецких самолетов. Налпи летчики He име-
ли потерь.

Зверства гитлеровских палачей на Украине, На снимке: трупы колхозников
Т. Алябьева, А. Саратова и третьего — неопознанного, повешенных немцами в

центре села Н. (Харьковская область).

(Оригинал снимка взят. украинскими партизанами у убитого гитлеровца).

оберлюлоедов, а командир ‘немецкой
бригады Фегелейн ¢ GecnpamepHol наг-
лостью донес гитлеровскому команлова-
нию, 910 при истреблении безоружног
населения бригада почти не имела потерь,
он в ответ получил следующую телетрам-
уу Гиммлера: «Я выражаю бригаде мою
благоларность` и признательность. Шаю
лучшие новогодние пожелания вами Ba-
им людям. Я знаю, что могу полагате,
ся на бригаду и в 1942 году точно‘ так
же, как в истекшем году»,

Остается прибавить, что бригада youfin,
получившая благодарность из Берлина,
за лве недели уничтожила в Пинской и
Полесской областях 13.188 мирных лю-
дей, в том числе стариков, женщин, мла-
денцев,

Белорусская земля полна стонов истя-
заемых жешмцин и детей, залита кровью
народа, покрыта копотью пожаров,

Немцы убивают советских люлей по
поводу и 663 повода. В дер. Костровка,
Жричевекого района, Могилевской обла-
сти, труппа немецких солдат и офицеров
торвалась в лом крестьянки Дригулиной.
Трабители забрали у н@® все вплоть 10
постельного белья, ‘подушек, одеял, про
дуктов питания. Когла немцы стали забя-
рать корову, крестьянка начала, плакать,
уговаривать захватчиков не обрекать ©
четырех малых детей на гололную смерть,
Офицер в Упор застрелил Дритулину 1,
не уловлетворивитись этим, показал cor
патам на детей, Солдаты схватили детей,
бросили их в погреб, притащили крестья
кина мира и приказали ему засыпать
пюгреб. Жмир отказался. Немцы тут же
расстреляли его и труп привязали к 3а-
бору.

Дикими казнями отмечен весь путь не-
мепкого зверья, ;

В тороде Петрикове немцы соглали к
реке большую чають населения, взрослых
расстреляли, & летей утопили, В Ельско
ammeter истребили 500 жетцин и де
тей; в Шклове расстреляли 6 тысяч мул-
чин и женщин, детей живыми бросили на

теплые трупы взрослых и всех вместе 34.
выпали землей,

Полных данных сейчас, понятно, нет,
но и то сведения, которыми мы фаспола
таем, товорят о том, что немециие пала-
чи убили в Белоруссии не менее 700.000
человек;

Немцы хозяйничают в оккупированных
‚районах с беспримерной наглостью. Часть
населения они истребляют, лругую часть
порабощают — насильно выводят на рабо-
ты в Гёрманию либо принуждают рабо
тать на, фаптистов в самой Белоруесии.

Белорусские торода ограблены. Все mpo-
мышленное оборудование, какоб немцам
улалось захватить (самое ценное эвакуй-
ровано на восток СССР), вывезено в Гер
манию. В Германию же вывезено и вы-
возится все металлическое: о рельсы 60
вторых ‘путей, кухонная утварь, лаже
лверные ручки и оконные  шиингалеты.
Захватчихи вырубают белорусские леса п
вывозят лес в свой фатерланл. Туда же
WAYT эшелоны с посильными вещами, ото
бранными у населения.

Колхозное крестьянство лишено земля.
По «новому порядку» землепользования
земля об’явлена Розенбергом собетвен-
ностью ‘оккупантов и передается немецким
помещикам, слетевшиися в Белоруссию
вех концов Германии. Белоруссы
крестьяне закрепощены 3a помещикам,
ойлваны беспрекословно работать на по-
слелних целыми общинами, в которых
установлена круговая порука.

Тупоголовые банлиты лумают поставить
белорусский нарот па колени. Ho наш
нарол не смирился и Ниногда не смирит-
ея. Он борется и будет бороться с неёмца-
ми по полного истребления всех убийц и
поработителей, до полного разгрома кро-
вавого гитлеризма.

Партизаны-белорусеы метят за страда-
ня своего нарола, уничтожают оккупал-
тов. вееми силами подрывают их тыл.

Клятвой звучит рассказ молодого пар-
тлзана Валентина В.

«Я прошел,-—товорит оп.-—иното верст
ло родной земле, захваченной врагами,
Рилел большое горе моего народа. В Су-
раже фалиноты штыками № пулеметами
загнали сотни советских лютёй на минное
поле, Тех, кто уцелел, бандиты расстре-
аяли. Я видел убитых женщин и детей,

оньна-ць

eng ageing

мецко-фаптистскт®)
‘чудовищными зверствами. Сразу же после
вступления в город Лепая гитлеровцы каз-
natn 10 тысяч иестных рабочих. В Дау-

Зверства гитлеровцев
в Латвии

Первые же дни оккупации Латвии не-
войска  ознаменовали

тавпилее они убили около 2 тысяч  чело-

век, в Резекне расстреляли восемьсот чело-

век причем сотни детей были заживо за-
топаны. Кула бы ни ступил фашистскай
сапог, всюду лилась кровь ни в чем непо-

ВИННЫХ Людей.

Особенно   жестоким зверствам подверг-
ли гитлеровские изуверы население ‹т0-

лицы Латвии — Риги. Каждая улица, по

которой проходили немецкие войска, бы-
ла усеяна трупами жителей Риги. В
каждого человека,  появлявшегося на
улице, будь то старик или ребенок, или
старая женщина, ‘титлеровпы стреляли
без разбора.

После первых массовых убийств по-
следовали повальные обыски, искали 60-
релских активистов, но забирали всех,
кто попадалея под руку. Около рижекой
пентральной тюрьмы и в пригородных
рижеках лесах  гитлеровекие  банлиты

казнили около 30 тысяч рижан. Десятки

тысяч людей были загнаны в тюрьмы и
концентрационные латери.
Проведя регистрацию всех мужчин B

возрасте от 16 до 55 лет и женщин от
16 до 50 лет, оккупанты отправляют их

партиями по 300—400 человек, как
рабов, на германские заводь. В первую
очередь были отправлены молодежь и
квалифицированные. рабочие.

Свой разбойничьи методы истребления
населения оккупированной Латвии гитле-
ровские захватчики с 060бым ` рвением
применяют по отношению к крохотной
Латгалии. Все каселение Лалталии в
возрасте до 35 лет поголовно увозится в
Германию. :

В Риге немцы открыли лом тертимо-
сти. Тула согнали после специального

бора свыше 300 латышеких девушек &
возрасте от 18 yo 25 лет. Девушки подч.
вергаются там пыткам, издевател

диким надрутательствам пьяных omnes:
ров. и

Голодные нормы отпуска  продовольа.
ствия для населения непрерывно сокра“
шаются. К тому же многое из этого го“
лодном пайка никогла не выдается. Ма4
газины пусты, рынков совершенно нета
Есть много случаев голодной смерти

Свирепетвует эпидемия брюшного и CBI

ного тифа. :

В исключительно тяжелом положении
находится латвийское крестьянство. Оно
живет на таком же голодном пайке, каБ
и горожане. Почти всю свою продукцию
крестьяне вынуждены отдавать герман-
ской армии. Им строго запрещено  что=
либо продавать или отдавать населению,
даже своим родственникам. i

Но ни террором, ни пытками, ни го-
лодом гитлеровекие захватчики не могут
заставить <вободолюбивый латвайский на-
рот безропотно гнуть свою спину перед
поработителями. Сами немцы вынуждены
признать, что население Латвии ожидает
прихола Красной Арини. С тревоой и
испугом начинают об этом открыто ‘гово

рить гитлеровекие сТтавленники: рейхско-

миссар Лозе, генеральный комиссар Дрех-
слер, генеральный директор Данкес и
фалтистекие газеты «Тэвия» и «Дейче
цейтунт ин Остланд». Гитлеровцы угро-
жают населению новыми расправами, но
все эти угрозы не могут запутать народ.
Растет партизанское движение, учащают=
ся случаи саботажа Ha предприятиях:
Борьба против гитлеровских поработите-
лей усиливается;

ЖАН СПУРЕ,
секретарь ЦК КП(б) Латвии.
Действующая армия, 11 июля. (ТАСС).

‚ ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Как немцы расправляются с ранеными
и пленными советскими бойцами

I,

AKT
вижеподписавимеся, составили
настоящай акт в том, что в районе села
Воскресенское, Ржевского района, Вали-
нинской области, обнаружены трупы двух
красноармейцев, зверски замученных и
впоследетвии расстрелянных немецко-фа-
шистскиим извергами,

При осмотре трупов установлено, что
У одного из красноармейцев, фамилию ко-
торого не удалось установить, с раненой
забинтованной номя была сорвана повязка.
После пытки, следы от которой остались в
виле ссадин и егняков, раненый был убит.
У второго красноармейца, фамилию. кото-
рого также He удалось установить. была
резаная рана’ брющной стенка с выпаде-
нием брюшных внутренностей. У раненого
была также сорвана повязка, п, каки
первый, он был убит выстрелом в висок.

Военврач 3-ro ранга МОЛОДЕННКОВ,
санинструнтор ОРЧАКОВ, — санитар
‹ АКИМОВ, техник-интенлант 2-го ранга
КАДОЧКИН, жители с.  Воскресен-
ское— ОРЛОЗА А. М., ОРЛОВА Н. М.».

И.
АКТ

«В одном километре северо-восточнее се-
aa Crpoxoso, Волоколамекого района, Мо-
сковекой области, был обнаружен блин-
даж, в котором паходчлось 10 трупов
военнослужащих.

В результате осмотра трупов  комисеи-
ей, а также из рассказов местных жите-
лей села установлено:

Немцы жестоко истязали раненых и
тлумились над тоупами убитых. У полит-
рука Павлова А. Ф. удером халодного ору-
жля разможжен череп. ему нанесен удар
ножом в Горло. У красноармейца Гениев-

i eo

«Мы,

видел, как Ветер колышет трупы на ви-
селицах в моем городе. Я дал себе клят-
ву, что, пока буду жив, буду мстить фа-
зпистеким варварам. Наш отряд за поелед-
ние три месяца уничтожил 317 немепких
солдат и офицеров». От имени народных
истителей Валенлин В. призывает парти-
зан: «Не выпускайте из рук оружие, по-
ка не изгоним онкупантов со своей земли!»

Партизаноких отрялоё в Белоруссии
‘сотни.’ Множество партизан за бестример-
ную доблесть и геропам в борьбе © 3a-
хватчаками награждено правительством
(Союза ССР орленами п ‘медалями, Выдаю-
миеся партизаны Бумажков, Павловский,
Сильницкий удостоены звания Героя Co-
ветского Союза.

Болыпе гола в тылу у немцев действу-
ет партизанский отрял пол. командованием
тов. Я. Нелавно этот отряд пустил пол
откос три фашистских эшелона; лва a3
них слеловали с танками, олин © войском.
300 гитлеровпев, большое количество
боевой техники налили себе здесь могилу.

Партизаны борются, не mata  св06й
жиани. Па ан Макаренко получил 3a-
данив пубтить под откос немецкий войн-
ский эшелон, Ему показалось, что уета-
новленная пм мина может не взорваться.
А поезл приближался. Тов. Макаренко
вторично подполз к полотну железной 10-
port и непосрелетвенно взорвал мину.
Поезх полетел пол откос вместе с фапгист
ским зверьем. Макаренко погиб. во On
уничтожил много убийц и грабителей.

Отрях тов. B. только © 15 апреля по
15 мая 1942 гола проповел 79 боевых
отеращий, истребил 780 неметких соллат
и офтщеров, ранил 114, 18 взял в плен.
За это время партизаны тов. Б., пустили
под откое три пемецких воинеких этело-
на, пассажирский moeal, взорвали паро-
pos, уничтожили 14 автомаптин, взорва-
ли 44 моста. убили 42 полицейских.

Белорусский napox при советекой вла-
CTH жил счастливой, зажиточной жизнью.
Немецкие бантиты ворвались в наш лом,
осквернили его, ограбили, залили кровью.
Кровью же немпы и поплатятся за со
свой злодеяния, :

Не хозяйничать немпам на белорусской
земле! Белоруссия не покорена. Велорус-
сия борется. Белоруссия была и будет
советской!

ского Il. Il. срезаны верхняя губа и ное,
у красноармейца Семенова В. И. в области
правого виска обнаружена  рвано-расплю-
щенная рана, нанесенная тупым оружием,
& в ГрУЛНОЙ клетке — 12 пулевых рав.
У красноармейца, фамалию которого не
улалось установить, — отрезаны нос, верх-
няя губа, уши, в области правого теменя
штыковая рана. У млалшего лейтенанта,
фамилию которото установять не улалось,
оторваны  толова и правое предплечье,
разможжены левая рука и. правая нога.
У остальных, фамилии которых не уста-
новлены, обнаружены слеующие  телес-
ные повреждения: у отного сломана левая
голень, У второго разбит череп, третьему
нанесена фрезаная рана в области серлиз,
у четвертого выколот правый глаз ий раз-
можжен череп, у пятого вырезана щека.

По рассказам местных жителей, немпы
и финны жестоко пытали раненых крас”
нозрмейцев а командиров. Млалиего лей-
тенанта, тяжело рапенного в ногу, они вы-
бросили на дорогу, запретив жителям села,
подходить к нему. Затем одан из финнов
снял с себя ремень и затянул его петлей
на шев младшего лейтенанта, а немец на-
етупил на ноги раненого: так. на глазах
у каселения фашисты задушили советско-
то командира,

Трупы были найдены бойцами баталь-
она, где комиссаром старшей полатрук По-
могаев. и похоронены в братской могиле

на Юго-восточной окраине села Строково,

у школы, 3 июня 1942 гола. i

Акт подписали: военюрист БОРИСО-
ВЕЦ, старший политрук _ СИМОНЬЯНЦ,
мларшие политруки  ФРОЛОЗ, ЖУЛИН,
вознзоачи 3-го ранга КРАСНЫЙ. СЛЮ-
CAPEB, младший политрук ФИЛАТОВ,
красноармейцы СЫЧОВ, ЯНОВЛЕВ, кол-
хозницы НЕДУМОВА, КАЧАЛОВА».

Ш.
К т.

«Мы, нижеподписавтиеся, составали на-
стоящий акт в том, что 5 июня 194% го-
да в одной из землянок красноармейпамя
Братцевых и Цыгановым найден еще
не разложивиийся труп сержанта Ерасной
Армии, фамилия которого неизвестна. При
оемотре обнаружены следы издевательств
неменко-фаптиетеких варваров над этим с0-
ветсках вонном. У него вырезаны обе ще-
ки, отрублен нос, руки связаны шпагатом,
& ноги — маскировочным  халатом, на
грудной клетке имеется несколько пуле-
BRIX и ножевых ран.

Подпасали: красноармейцы БРАТЦЕВ,

ЦЫГАНОВ, младший политрук ЯНИН,

младший лейтенант СМОЛЕННОВ, млад-

ший политрук ПАВЛОВ».

ГИТЛЕРОВСКИЙ ГРАБЕЖ
в ОННУПИРОВАННЫХ РАЙОНАХ

СЕВЕРО ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 11 июля,
(Спецкорр. ТАСС). Партизаны разгромили
несколько коменлатур и волостных управ
глтлеровмев в оккупированных немцами
районах Ленинградской и Калининской
областей. Как установлено по захвачен-
ным документам, фапиеты начисто гра“
бят местное население. Дважды немцы CO;
бирали денежный налог и отняли почти
все проловольствие,

Ha 360 лворов озерецкого сельсовета,
Великолукского района, Калининской 09-
ласти, фашисты наложили дополнительную
контрибуцию в 500 центнеров хлеба, 52
центнера картофеля и т. д. Конфискован-
ное прооловольствие непрерывно  направч
ляется в Германию.

Из-за отсутствия семян земля в окку-
пированных районах осталась незасеянч
ной. Населению грозит голодная смерть.

В олной из леревень Леловичекого рай-
она,. Ленинградской области, фашисты
сожгли все лома и расстреляли оставиюе-
ся население. В Старой Руссе гитлеровлы
на перекрестке лвух улип повесили 16-
летнего потростка, на окраине гор. Дно
казлена учятельница Мария Логинова.
лер. Скугры, Дновокого района, фалтисты
в течение трех дней истязали 7 левушек,
опоздавлтях на работу. Гор. Домьянек co-
вершенно разрушен фашистами. На улипах
лежат трупы людей, умерших от голода.

A

№