—

Т августа 1942 г., № 179 ‘(1130)

РУССНИИ ЛО

Русские моряки не впервые скрещива-
ют оружие с немецкими захватчиками,
Наша борьба с немцами на море имеет
большую историю, в которой видное ме-
сто занимают боевые действия русского
флоть в первую мировую войну,

Koma германский империализм, стре-
мясь к мировому господству, разжег в
1914 голу пожар войны, русекий флот
не бым полтотовлен в достаточной степе-
ни к военным действиям. «Малая» су-
достроительная программа только начала
осуществляться. Весьма значительный пе-
ревес Германии в морских силах был
бесспорным фактом: германский флот за-
HHMaI Второе место в мире и был опас-
ным соперником английского флота. Тех
не иенее в первую мировую войну рус-
ский флот сохранил свои стратегические
позиции, поддержал устойчивый и благо-
приятный режим в своей зоне, успешно
произвел ряд наступательных операций и
не позволил вражескому флоту достичь ни
одной из поставленных перед ним опера-
тявных целей. Русский флот причинил
терманокому флоту серьезный урон, зна-
чительно превосходивший потери русского
флота.

Совершенство боевой выучки, отличное
энание и умелое использование боевой
техники и мореких театров и, наконец,
та исключительная доблесть русских мо-
ряков, благодаря которой на протяжении
мнотовековой истории русского флота ему
«лучше всего улавались предприятия не-
выполнимые» (Макаров), — вот что obec-
печило успехи русского флота в первую
мировую войну.

На Балтийском море превосходство тер-
манского флота над русским было 060-
бенно велико. Вильский канал пэзБолял
германскому команлованию в случае на-
побности значительно увеличить свои си-
лы на Балтике з& счет «Флота открыту-
го моря». Но успешно проведенные з на-
чаль войны минно-загратительные опера-
ции и активные действия русских крей-
серов и миноноспев сковали действия не-
мецкого флота в Балтийском море, прину-
лили его к пассивности. Несмотря на чис-
пенное преимущество. на Балтике враг
понес самые ощутительные потери.

Счет потерь германском флота на
Балтике ‘был открыт 26 августа 1914 г.
тибелью крейсера «Магдебург», причем
шифры и коды, захваченные на крейсе-
ре, обеспечили русскому и английскому
флотам до конца войны точную инфор-
мацию © намерениях противника.

Перейля к активным действиям, рус-
ский Балтийский флот с октября по ко-
ney 1914 г. выполнил девять  затра-
дительных операций, выставив © над-
водных кораблей 1.500 иин. Результаты
не замедлили сказаться. 17 ноября на
русских минах у Мемеля погиб герман-
ский броненосный крейсер «Фритрих-
Карл», а в конце левабря и в начале ян-
варя — 5. пароходов. и. тральщик. Загра-
пительные операции, заставшие немцев
врасплох и стоившие им многих кораб-
пей, & также смелые атаки русских под-
водных лодок нарушили доставку в Гер-
манию стратегического сырья из Швеции
и окончательно подавили активность тер-
манского флота. Таким образом, в резуль-
тате операций Балтийского флота уже в
1914 roxy был достигнут крупный успех
стратегического эначения.

Черноморский флог также в первые
же иесящы войны причинил немцам круп-
ный ущерб. Уже 26 декабря 1914 г. на
русоких минах у Босфора подорвалея и
надолго вышел из строя линейный крей-
cep «Гебен». На  дунайоком театре
команла из 44 минерв и торпелистов
Черноморского флота в результате непро-
должительных действий в сентябре — ок-
тябре 1914 г. потопила 2 и вывела из
строя 2 монитора австро-венгерской Ду-

найской флотилии, состоявшей. из 7 м0-

HATOPOB.

В 1915 году; продолжая смелые опе-
рации по постановке мин Ha коммуника-
циях и у баз противника, Балтийский
флот попрежнему держал инициативу В
своих руках, причинял врату большие

са

потери: Только. от русских мин немцы
потеряли в том году около 20 боевых ко-
раблей и 7 транспортов. Получили пов-
реждения 12 немецких кораблей (3 крей-
сера, 4 миноноеца, 4 тральщика и пло-
вучая авиабаза).

Высокие качества русских мин полу-
чили всемирную известность еще в
1853—1856 тг. С тех nop приоритет
России в минном леле ни у кого не вы-
зывал сомнений. Уже в 1914г. №
просьбе английского правительства рус-
ские минные специалисты доставили В
Англию крупную партию мин и обучали
минному делу английских моряков. То
же было ив 1915 г., когда русские ми-
неры Jame принимали участие в ряде
заградительных ° операций британского
флотв. Помощь английскому флоту не ог-
раничивалась только областью минного
дела. Английское адмиралтейство офици-
ально признало ‘превосходство русских
правил артиллерийской стрельбы и пере
вело весь британский флот на русские
правила стрельбы. ^

Дерзкие операции русеких  полволных
лодок, действовавших в 1915 г, совме-
CTHO с пятью английскими подводными
лодками ознаменовались новыми крупными
успехами. Балтийцы-подводники отправили
на дно броненосный крейсер «Прини
Адальберт», крейсер «Ундина», прорыва-
тель заграждения «Аахен», потопили и
захватили 15 транспортов и повредили
линейный крейсер «Мольтке», крейсер
«Бремен» и один миноносец.

Действия русских налволных кораблей

были не менее успешны. 2 июля русские
крейсер» вывели из строя [ep
манский  крейсер-заградитель  «Альбат-

рос». 16 августа русский эсминец «Но-
BERK», TOT самый, за, уничтожение которо-
то германская разведка назначала возна-
граждение в 50.000 рублей, встретилея
ночью с двумя германскими миноносца-
ми «\-99» и «\-100». Искусно ма-
неврируя среди минных полей, «Новик»
с первого залпа вывел из боя «\-99»,
через несколько минут т& же участь по-
стигла «\-100». Бой длился 17 минут.
«У-99» был покинут командой и за10-
нул, другой миноносец едва добрался до
берега. Немцы потеряли 21 человека уби-
тыми и 22 ранеными. «Новик» не имел
повреждений и ни одного убитого или
раненого.

Всего в 1915 т. терманский флот по-
терял на Балтике 33 боевых корабля, 26
транспормв и дирижабль, & общие поте-
ри немцев на Балтике за два толь до-
стигли 105.000 тонн, в. те время ках
русский флот потерял лишь 29.000 тонн.

В результате нат численно более сла-

-бый Балтийский флот заставил перман-

ский. флот перейти к обороне и сорвал
его взаимюлействие с армией. Немпы ca-
ми вынужлены были признать, что «мно-
гочисленные потери вызвали в стране
понятное беспокойство». А Вильгельм П
выразил это несколько иначе; «Война на
Балтийском море очень богата потерями,
без соответствующих успехов».

Черноморский флот в 1915 г. также
нанес немцам немало крепких ударов.
Минонослы «Гневный» и «Дерзкий», по-
казав высокий образец тактического
взаимодействия в бою ‹ немецким крей-
сером «Бреслау», нанесли ему поврежле-
ния своими артиллерийским огнем. Через
некоторое время этот крейсер поторвалея
у Босфора на минах, поставленных пер-
вым русским  полводным  загралителем
«Краб», и с трудом дошел до базы. В
декабре черноморцы уничтожили немеп-
кую подводную лодку.

Активные операции русских полхволных
лодок и смелые, искусно проводившиеся
минные постановки на Балтике в 1916 г.
не только лишили вражеский флот в03-
можности лостичь тосподства на море, HO
и связывали его в тех немногих актив-
ных операщиях, на которые он отважи-
BATCH.

Тогда немцы фешились на авантюру,

3 ПЕРВОЕ НИРОВО

КРАСНЫЙ ФЛОТ

i BORE

день осуществления которой получил наз-
вание «черном дня германского флота».
11 ноября флотилия германских  иино-
носпев (11 кораблей новейших типов)
варварски обстрелял» мирное население
Балтийского порта (Паллиски). Убив 10
тражда» и повредив несколько зданий,
немцы поспешили удрать. При проходе
через минные поля погибли 7 герман-
ских миноносцев из 11.

Нарушение морских коммуникаций Ha
Балтике и недостаточная поддержка CO
стороны своего флота болезненно ощуща-
лись германской армией. Ее продвижение
на побережье Рижекого залива было па-
рализовано благодаря тому, что русский
флот сумел сохранить благоприятный для
себя оперативный режим на театре,

Одновременно продолжались — актив“
HEIO действия нашего флота на Черном
море. В сентябре 1916 г. русский гидро-
план потопил у Херсонесского маяка под-
водную лодку. в ноябре погибла на ми
нах еще 3 германских подводных JOJ-
ки. В результате этих потерь немцы от“
казались от действий на коммуникациях,
& русские минные заграждения у Босфо-
ра вынудили германскае корабли вообще
отказаться от выходов в море. «Черное

море, — писал германский историк
Гайер, — поглошалю жертвы без лости-
жения каких-либо значительных  успе-
XOB>,

Это свидетельство врага MpuMeHUMO a
к северному русскому театру. 20 on:
тября 1916 г. миноносец «Грозовой» по-
топил артогнем в Баренцовом море враже-
скую подводную лодку. В 1917 т. нз ту
Же театре были потоплены еще две под-

ВОДНЫХ ЛОДЕИ.

В 1917 г. наибольшие потери гермая-
ский флот снова понес на Балтике.

Очень дорого обошлась немцам  мооя-
зундокая операция, проводившаяся герман-
ским командованием с целью обеспечения
захвата революционного Петрограда. Блз-
годаря упорному, героическому сопротяв-
лению балтийских моряков немцы понес-
ли весьма большие потери.

Для проведения этой операции немцы
ссередоточали 11 линейных кораблей, 9
крейсеров, 65 эскахренных и малых мино-
носцев, 6 подводных лодок, 26 тральщи-
ов, 94 самолета, большое количество
мелких боевых судов и транспортов с де-
сантом до 25.000 солдат. Против этой
«армады» русский флот мог выставить
лишь 2 старых линейных корабля. 3
крейсера, 31 эскадренный и 3 малых ии-
ноносца, 3 подводных лодки, 36 самоле-
тов, 13 тральщиков и небольшое количе-
ство мелких и вспомогательных кораблей,

В результале восьмалневных  напря-
женных боев, богатых примерами героиз-
ма, стойкости м отваги балтийских 0ев0-
яюционных моряков, немпы понесли ог-

ромные потери: 13 кораблей, в том числе
3 линкора, подорвались на минах, 3 RO-
рабля выбросились на берег, 13 кораблей

были потоплены. Значительное число во-.

раблей вышло из строя в результате
столкновений и от ударов о грунт. Потеря
русского флота составляли всего 2 кораб-
ля: старый линейный корабль «Слава»,
залопленный своим личным составом, и
миноносец «Гром».

Замысел германского командования —
уничтожить в этом бою русскай флот—
провалился. Заключительное сражение
между германским и русским флотами в
первую мировую войну снова Фще pas
показало, что численное превосходство
отнюдь не гарантирует победы, когда
приходится иметь дело с русскими моря-
вами.

Советские моряки с гордостью  веп-
минают славные боевые дела русского
флота в первую мировую войну. На при-

мерах прошлого наши краснофлотцы и.

командиры учатся бить врага не числом,
& уменьем, храбростью, мастерством.
Верные боевым традициям русского
флота, сильные своей боевой выучкой a
Бровной связью с `Красной Армией. воен
ные моряки громят и будут еще крепче
громить и топить немецких пиратов.

Н. КРОВЯКОВ.

Советская Летвия под ярмом

FHEMeCLIKMSX SOXBOTUMKOB

Много веков назад немецкие купцы,

плавая по Балтийскому морю, проклады-
вали торговый путь на северо-восток. В
середине ХП столетия они завязали тор-
товые отношения с латышами. На бере-
тах Балтики пошла бойкая торговля. Но
мирная торговая дорога скоро стала Еро-
вавой эвериной тропой немецкого разбой-
ника-захватчика. Шумливый говор бойких
оржищ сменилея грохотом войны, кото-
DY начали немцы в целях захвата цве-
тущего побережья Балтийского моря,
° Ничтожный бременский каноник Аль-
берг Апельдернекий в начале ХШ столе-
тия основывает «орден меченосцев». Вея-
кий сброд и преступные элементы стека-
ются из Германии в орденские полчища
под предлогом обращения латышей-языч-
виков в христианскую веру. Вскоре нача-
лись грабительские набеги этой банды,
опустошение богатого края, истребление
и жестокое порабощение латышских пле-
мен.

Современник тех событий Тенрих Лат-
вийский в своей «Хронике Ливонии», вос-
хваляя Альберта Апельдериского, подроб-
но описывает неоднократные походы «ры-
царей» в Прибалтику. Вот выдержки из
этой книги:

«Придя туда, мы разделили свое вой-
ско по всем дорогам, деревням и областям
той земли и стали все сжигать и опусто-
шать; мужского пола всех убивали, жен-
щин и детей брали в плен, угоняли много
скота и коней». (Генрих Латвийский.
«Хроника Ливонии», изд. Академии наук
СССР. М.-Л., 1938 г., стр. 169).

«..Шриля под вечер в Трикатую, они 34.
етали там Талибальда... схватили его И
© местокостью стали заживо жечь на
огне, трозя смертью. если не покажет им,
TY BCS ero деньги, ‘и OH Upel ABUL им

ночью,

>>
А. ПЕЛЬШЕ
Секретарь ЦК КП(б) Латвии
+>

50 озерингов, но те не перестали жечь
его. Тогда сказал Талибальд: «Если я
укажу вам все деньти мои и детей моих,
вы все равно меня сожжете», и не захо-
тел ничего больше указать им. Тогда они
вновь положили его в огонь и жарили
как рыбу, пока он, испустив дух, He
умер» (стр. 158—159).

«..Была же добыча... чрезвычайно ве-
лика, так как они обложили подземные
пещеры тарионцев, куда те обыкновенно
всегда спасались; зажгли огонь с дымом
при входе в пещеры и, дымя днем и
удушили... и мужчин и жен-
щин, Вытащив затем из пещер одних 34-
лыхающимися, других едва живых, треть-
их мертвыми, живых перебили или увели
в плен, а все имущество, деньги, одежду
и всю большую добычу захватили, Было
же всего задохшихся обоего пола во всех
пещерах до тысячи душ» (отр. 195)

Не из любви к древностям мы сняли
6 книжной полки «Хронику Ливонии» и
предлагаем отдельные ее места вниманию
читателя. Эта книга  современна. Ведь
так похожи чудовищные злодеяния воору-
женных орд Гитлера на зверства псов-ры-
царей ХШ века, что иногда кажется, не
повернулось ли в Германии колесо исто-
фий на 700 лет назал!

Упорное, почти столетнее сопротивление
латышских племен было сломлено огром-
ным перевесом сил псов-рыцарей. Латыш-
ский народ был впряжен немцами в ярмо
рабства, но никогда за все семь веков он

————————— р [ [————=—=—=—=—ы—ы—=——=—=—=—=

не покорялея немецким захватчикам, ни-
когда не переставал бороться за свободу,
Ето гордый дух не был сломлен, его само-
бытную культуру не удалось выжечь, на-
род не, удалось потопить в крови: он вы-
Жил.

Семь долгих веков латышекий нарох
хопил в ‹воей груди неугасимую священ-
ную ненависть против своих поработите-
лей. И когда в начале 1919 года, хотя
на короткие пять месяцев, в Латвии уста-
новилась советская власть,  латышюквий
народ согнал со своей земли всех ло еди-
ного последышей пеов-рыпарей — немец-
ких баронов и впервые вздохнул © ойлег-
чением. Но вокоре посланные германским
империализмом войска во главе ¢ Tenepa-
лом фон дер Гольцем заняли Латвию.

В течение двадпати лет Латвией пра-
вили проходимпы, плативитие дань немец-
ким баронам. Лишь в 1940 тоду, котда
латышекий народ крепко взял влають В
свои руки, установил советскую форму ro-
суларства, вотупил в (Союз ССР и навеки
связал свою сульбу © великим рускии
наролом, он почувствовал, что начинается
новая глава ето истории, начинается сча-
стливая, свободная жизнь в Еругу совет-
ской семьи народов.

Но в 1941 тоду. как и семьсот лет на.
зад. в Латвию вновь ворвались кровожах.
ные немецкие захватчики. Потомки псов-
рыцарей, фашистские орды людоеда Гит-
лера, ло зубов вооруженные современной
военной техникой, ринулись на нашу ве-
ликую родину. Им улалось временно за-
хватить пяд областей и в том числе (-
ветекую Латвию.

Что же сделали немепкчяе фашисты в
Латвии? Во что они превратили еще лишь
тот тому пазад пветущую молодую совет-
скую республику?

— к . - =

Черноморский флот. Спуск катера на
воду после ремонта,

Фото Б. Шейнина,

Чудовишные злодеяния
маннергеймовцев

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ, 31 июля.
(Спец. корр. ТАСС). Финские холопы
Гитлера подвергают пленных  красноар-
мейцпев чудовищным мучениям и пыткам.

Взятый в плен солдат финской армии
Хейки Койвисто заявил:

«На нашем участке фронта за послед-
Hee время было четыре пленных, ROTO-
рых заставляли работать из передовых
позициях, & порой лаже впереди окопов
пох огнем дусских. Ш приказу главного
финского командования за’ побег олного
русского  военнопленного должны быть
немелленно  расетреляны 10 его товари-
щей. Олин офицер приказал расстрелять
40 военнопленных за то, что в бою 0с-
колками ваших снарядов были убиты два
финских офицера».

Райволе, бывшем дачном поселке у
Финского залива, среди разрушенных до-
мов белофинны организовали лагерь для
советских военнопленных. Здесь происхо-
дят леленящие кровь сцены.

06 этом подробно рассказал взятый в
плен финский соллат Рийпонен:
Военнопленные в Райволе — это
живые мертвецы в лохмотьях. За малей-
ную провинность их нещално бьют пал-
ками. Злесь кажлый день умирают изму-
ченные. заморенные тололом люди. Как-
то лва пленных красноармейца под кон-
воем выполняли тяжелую работу. Мимо

прохолил. пьяный шюпкоровец, Он поло-,

шел к пленному, проворчал; «У. русс!»
и вонзил нож ему в трудь.

РЕСУРСЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
ДЛЯ НУЖД ОБОРОНЫ

По предложению президента Академия
наук CCCP академика В. 1. Комарова
труппа ученых приступила в изучению
ресурсов Среднего Поволжья.

Начавитиеся работы охватывают 5 06-
ластей и 6 автономных республик.

Создана и ведет геологоразведку в неф-
тяных районах Ишимбаева и Бугуруеслана
Башкаоская экспедиция.  Праступила Е
работе экспедиция в юго-восточной части
Татарии. Разведка с целью введения в
экеплоатацию новых площадей, рациона-
лизация промыелового дела и переработки
нефти, ев транспортировки и хранения —
вот круг вопросов, занимающих сейчас
ученых-нефтяников.

Обтирна сельскохозяйственная ‘темати-
ка: здесь и расширение посевных  пло-
male и внедрение новых культур —
сахарной свеклы, кок-сагыза. Большое

внимание уделено развитию садоводства в

Поволжье и Прикамье.

Ерасвки и образы Генриха Латвийского
бледны. чтобы отобразить разбойничьи И
кровавые деяния ето потомков. Ботатей-
шая фантазия писателя неспособна приду“
мать хоть что-нибуль подобное тому, что
натворили и творят в Латвии гитлеровцы,
устанавливая там фашистский «новый
порядок».

`Чудовищный массовый террор, проводи-

‘титлеровскими заплечных дел масте-
рами, вырвал из рядов латвийского наро-
ла уже более ста тысяч человеческих
жертв. В одной лишь Риге за год геста-
повцы убили 80 тысяч человек. Они дей-
ствуют, как заправские иясники. Еже-
лневно по 300—500 человек гуртом, как
скот, гнали фашисты на станцию Сорти-
ровочная и в имение Румпмуйжа под Ри-
той, где расстреливали несчастных из пу-
леметов, & потом убитых вместе с еще жа-
выми закапывали в огромные ямы. Казни
продолжаются и теперь.

В прекрасном портовом городе Лепая,
жители которого в течение многих дней
вместе © гарнизоном Красной Армии му-
жественно зашищались и не пропускали
захватчиков, немецкие палачи после взя-
тия города убили более 10 тысяч человек.

Жители маленького захолустного город-
ха Резекне почти полностью вырезаны:
здесь немцы убила 7 тысяч человек.

Жровавым вихрем прошлись орды гит-
леровцев по латвийской деревне. Вырвав-
шиеся из оккупированной Латвии граж-
дане в один т0лос заявляют, что в ла-
тышекой деревне не найти семьи, в кото-
рой кто-нибуль не был бы убит гитлеров-
скими мерзавцами.

В рижекой тюрьме и концентрационных
лагерях томится более 25 тысяч человек.
Судьба их предрешена Тюрьмы и конп-
лагери постоянно пополняются. Так. пот
первое мая нынешнего гола, опасаясь pe-
волюционных выступлений, в одной толь-
ко Риге тестапо арестовало более 10 ты-
сяч человек. 0 режиме мест заключения
можно судить хотя бы по тому, например.
что в Салпилском концлагере за полгода

умерло более 40 процентов заключенных.

===

КЕНШИНЫ-ПАРТИЗАНКИ

Тяжелые испыиания выпали на долю
советских граждан, подпавших во времен-
но оккупирюванных районах пол иго -фа-
шистеких бандитов. Особенно тяжело по-
ложение женщин. Но велика твердость из-
ших матерей, жен и сестер, сильна их
воля к сопротивлению, воля в победе над
проклятым врагом.

Женщины-паргизанки — это о вырази-
тельницы жгучей народной. ненависти %
немецким оккупантам. Нет, пожалуй, ни
охного партизанского отряда, в котором не
было бы женщин, пламенных советских
патриоток. Вместе ¢ партизанами-мужчи-
нами они ни днем, ни ночью не дают по-
коя немецким разбойникам.

Разнообразна и сложна боевая деятель-
ность партизанок. В их среле можно най-
ти отличных разведчиц. не раз бмотрев-
ших в глаза смерти: емелых пулеметчип,
автоматчиц, на счету у которых много
уничтоженных немцев; санитарок, чьи за-
ботливые руки спасла от смерти немало
партизан; поварих, хозяйственников, бла-
годаря заботе которых партизаны всегда
сыты, имеют чистое белье. опрятный ноч-
лег.
Належла Петровна (С. незалолго ло вой-
ны окончила институт и была назначена
директором школы. Когда фалпистевие ор-
ды докатились до района, где она жила и
работала, Надежда Петровна без колебаний
ушла © партизанами в леса. Началась
боевая жизнь, требующая претельного на-
пряжения физических и луховных сил.

Около тысячи километров прошла На-
дежла С. с партизанами по немецким тые
лам. Шестнадцать раз она перехолила ли-
нию фронта. Десятки раз встречалась ©
врагом лицом к липу. Отважная развехчи-
па, иного раз забиравитаяся в самее лого-
во зверя, взяла Ha себя еще и обязанно-
сти мелсестры. Великолепный автоматчик,
она отлично стреляет. Многих партизан
спасла от смерти медсестра Надежла Пет-
ровна. Много немцев навсегда уложил ее
автомат. i

Партизаны © горлостью рассказывают,
как Належла Петровна во время одного
боя вынесла вместе се оружием и доставила
в госпиталь командира отряда. равенного
пол леревней П., или о том, как олнажды,
выполняя важное залание. пошла она ©
донесением в ледохот через разливиуюся
реку.

Много таких „женщин в партизанеких
отрядах. :

Молодая, застенчивая девушка Шура
стала опытной паргизанкой. Смелая и
настойчивая, она пробралась на занятую
фашистами железнолорожную ecrannuw М.
Немцы грузили танки и самолеты. Шура,
не вызывая подозрений. узнала время от-
хола эшелона и. вернувииеь е отряд, до-
ложила командиру. Ночью партизаны на-
летели на станцию, забросаля грянатамгя
эшелон и уничтожили весь груз. В дру-
гой раз развелчица обнаружила раеполо-
жение немецкого штаба. В ту ж8
ночь паотизаны разгромили таб, унтечто-
жили ‹емь немецких автомаптин. тягач,
несколько полвол © грузом, взорвали во1о-
качку, расстреляли двух, полицейских и
‘фашистского старосту. . =

He так лавно команлир отрята поручил
Шуре перейти линию фронта с важным
донесением. Девутика, отправилась в путь.
Она шла и лесными тропинками и просе-
лочными дорогами, Шесть суток она про-
биралась к фронту, спала по лва часа в
сутки, забравитись в скирлы соломы. и
снова шла. Наконец она достягла цели,

вручила сведения и получила предиибанид
провести в тыл к немцам групну налтих
людей. Девушка и этот приказ выполнила
отлично.

Теперь Шура обучает своих подруг Be
куоству развелки.

Велика ненависть советских партизаное
к гитлеровеким палачам. Часто на их гл
зах оккупанты творят неслыханные 310-
деяния, Многие из партизанок потеряли
близких людей — родных, друзей, заму-
ченных гитлеровскими мерзавнами. Каж-
лая партизанка метит фалтиотским разбой-
никам и во имя побелы нал врагом илет
на великое самопожертвование.

Вот краткий рассказ © четырех подру-
гах- партизанках.

Немецкие оккупанты заняли украинское
село № Близкие подруга Галя, Одадка,
Маруся и Христя, воочию увилев фантист-
ские зверства, пошли в партизаны.

Началась суровая. полная  опасноста
жизнь. Дни и ночи проходили в схватках
е ненавистным врагом. Неприятельские
гарнизоны в глубоком тылу, далеко oF
линии фронта, чувотвовали себя. каЕ на
вулкане. Повсюду их подстерегала смерть.
Олнажлы глубокой ночью партизаны ре-
шили совершить смелую вылазку и на-
пасть на штаб венгерской части, расквар-
тированной в селе К.

Тщалельно развелав расположение  10о-
стов и огневых точек противника, коман-
дир послал вперед смелых левушек © 3a-
данием, & велел за ними повел отрях.

Девушки, хорошо знакомые © местно-
стью, незаметно тайными тропамв вели
партизан в самое лотово врага Вот п ок-
раина села. Начались вишневые сады. По-
сты врага остались позали. Вот и школа,
где разиестилея штаб венгерской части.

Бесшумно сняв нескольких часовых;
командир отряда со станковым пулеметом
проник на околицу. :

Галя подошла к хверям школы и, лука-
во улыбаясь, говорит часовому:

— Пан офицер! Пан начальние сказал,
чтоб пришла в нему ночью.

Слегка оттолкнув локтем солдата. Галя
прошла в школу. Все злесь знакомо. Семь
лет училась она в этих классах. Вот ca
изя большая комната. Здесь был класе вы-
пускников. Тут ей вручали свидетельство
0б отличном окончании колы. .

Галя резко открыла тверь. ’Склонив-
шись над столом, силел офицер. Осталь-
ные спали на кроватях, расставленных 7
стен.

Офицер полнял голову и © уливлением
посмотрел на вотелшую. Галя узнала В
нем того, кто приказал пороть. ее мать.

Взмахнув связкой гранат, она 30
всех сил бросила ее в сторону офицера.
Взрыв потряс злание.

Пол обломками навсегда остались ле-
жать фашисты. Среди убитых была и Га-
ля: осколок пробил ей висок. :

Часовые полняли беспорялочную стрель-
бу. С трех сторон в них полетели грана-
ты. Это Одарка, Маруся и Христя ловер-
шали начатое Галей дело.

С окраины застрочил пулемет, другой.
Партизаны обрушились на село. (безу-
мевитие от страха. венгры в панике раз-
бежались.

Сколько в партизанских отрялах тавих
тероинь, как Галя! О лелах многих из
них мы еще не знаем. Прилет время. и
нарол булет слатать о наптих партизанках
песни,

Батальснный комиссар М. МУРОВСКИЙ,

Под бичом надсмотрщика

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 moss.
(Спец. корр. ТАСС). Немцы рыскали по
хатам, забирая. вое, что попадалось под
руку. Много горя ‘хлебнули за эти дни
жители большого украинского села Ин-
тернациональное.

Фронт передвинулся ‘дальше на во-
сток. Однажды вечером в селе показалось
неоколько ‘машин. Они направились в
Усальбу техникума. На следующее утро
назначенный немцами староста  об’явил
жителям. что приехал помещик, к ROTO-
рому отныне переходит водяная мельница,
весь колхозный инвентарь и скот. Этот
помещик был немецкий ставленник Map-
ков. племянник известного в свое время
монархиста и погромщика Маркова.

Так немцы поступили во многих селах
Украины. В одних лишь западных obua-

Чтобы освободить побольше помещенай
пох госпитали для раненых немцев, гит-
леровцы несколько месяцев назад умерт-
вили всех больных, лечившихея в риж-
ских психиатрических лечебницах.

Таков далеко не полный перечень вро-
вавых  заодеянай гитлеровцев, замыслив-
ших уничтожить латышекий народ. Кроме
прямого убийства, немецкие захватчики
в Латвии применяют еще сотни различных
других приемов и методов. преследующих
ту же цель.

В последние месяпы широко проводится
насильственная отправка трудоспособного
населения Латвии на принудительные 08-
боты в Германию. Все мужское население
в возрасте от 16 до 55 лет учтено и раз-
био по возрастным и профессиональяым
категориям. Ежедневно 300-——400 человек
получают повестки о явке на сборный
пункт. Оттуда их под конвоем направляют
поездом до Лепам, а потом пароходом в
Германию. После отправки каждой такой
партия в фашистской печати появляется
сообщение, что столько-то «добровольпев»
отправилось из Латвии на работу в Гер-
манию: С кажтым днем труднее становит-
свя немецким  работорговцам найта таких
«добровольцев», ибо люлекие резервы ма-
ленькой Латвии уже почти исчерпаны. На
улицах городов иолодежи не видно: она
или истреблена или умирает ‘° мезленной
смертью в трудовых латерях фаптлетекой
Германии.

Оставтееся в живых население Латвви
зажато в тиски чудовищного режима окку-
пации, который охраняется не только не-
мецкими войсками. но и целуй армией
полицейских. Одна липть рижекая полития
насчитывает в своих рялах более 14 ты-
еяч титлеровских негодяев.

Блатолатная земля Латвии  опустошева
и разграблена. До самото плеледнето вре:
мени очень оживленно работали рижский
и лепайский порты, через которые Рле на-
грабленное в Матвии немцы. вывозили
в свой проклятый фатерланд. Вывозились
хлеб, мясо, масло и прочая снедь, до по-
следнего грамма отбираемая у населения,

Dur в победу

стях они ортанизовати на землях, отия-
тых у крестьян, 20 600 «экономий».

В других районах немпы передали
власть над крестьянами так называемым
«сельскохозяйственным офицерам».
Суиской области для крестьян установлен
зверский  крепостнический режим. Трух
стал полневольным. За невыхол на работу
в первый раз полагается штраф в разме-
ре 500 рублей, за второй невыход — от-
правка в концлагерь.

В селах Власовка и Задонецкое, Харь-

ковкой области, «сельекохозяйственные
офицеры» сгоняют крестьян на обработку
помещичьих земель в качестве тятловой
силы. Истощенных люлей впрягают в
плуг или в борону. Обессилевшие падают,
надомотрщик хлещет их бичом.

Celia ee ee

HOCHIbHEI€ вещи, постельные приналлеж-
ности. картины, мебель, ковры, посуда,
детские коляски, хаже игрушки. копоче —
806, что не влезало в широкие рюкзаки
фашистоких бандитов. грузилось на паро-
ходы. Грузилось. ибо теперь грабить уже
нечего: республика опустошена, и на па-
роходы грузятся ныне старые тряпки,
«добровольно» отобранные у латвайского
населения, чтобы обеспечеть эрзац-сырьем
терманские текстильные фабрика. Нз па-
Роходы грузится и оборудование тех лат-
вийских предприятий. которые не удалось
эвакуировать, грузится металлолом и поо-
чее.

Советская Латвия опустошена. разорена,
разграблена. Но нет и не будет в ней
клалбищенской тилины и спокойствия,
которого так настойчиво добиваются кро-
вавые псы Гитлера! т

Ни чудовищным террором, ни варвар-
ским оккупационным режимом фашист-
CKAM извергам не улалось сломить волю
латышей к борьбе, не удалось покорять
латышекий народ. Его лучшие сыны и ло*
чери в десятках партизанских отрядов на
латвийских дорогах, в лесах и болотах
беспощадно истребляют оккупантов. Лат
вийские стрелковые полки. впитавшие в
себя цвет нашего народа. мужественно bo-
рются в рядах героической Красной &р=
мии. Латвийский народ непоколебимо ве-
нал фашизмом и отлает
борьбе с немцами свои лучшие силы. На-
рол Латвии твердо уверен в том. что во
опуженные силы Советского Союза по
руковолетвом великого вожля и полко-
волна товарища Сталина полностью раз-
промят фаптистекую Германию.

Врасное советское знамя вновь будет
реять нал Ригой и другими городами и
селениями нашей республики. Корабли
Балтики вновь булут своботно плавать по
просторам нашего моря. и латышский. на
Ттюд с серлечной радостью встретит врас-
зофлотцев Краснознаменной Балтики. кав
родных братьев, как избавателей oT вош-
изр& фашистской коричневой чумы.