me OS а

a

9 августа 1942 г, №186  (1137)

Слово и дело агитатера

Подразделение получило приказ выдви-
куться вперед и занять новый рубеж.
Агитатор т, Шушеров, раз’ясняя бойцам
задачу, прочел пм несколько строк из
письма, полученного бойцом  полразделе-
ния, и люли загорелись азартом боя. Что
же это было за письмо? Оно пришло из
села, недавно освобожленного от немецких
ЗахвАТЧИЕОВ,

«Наше село сожгли, — товорилось в
письме, — отца гитлеровскле иролы заму-
чили, дяльку Петро немпы расстреляли за
то, что на вопрос, где партизаны, он от-
perma: «He знаю».

— Вот что делают гады! — с жгу-
чей ненавистью сказал Шушеров. — [lo-
рляненся же, товарищи, быть в бою бес-
пошалными, без жалости истреблять фа-
HCTOB.

Простые и суровые слова агитатора ока-
зали сильное воздействие на моряков. Бой-
цы морской пехоты, преодолевая ураган-
ный огонь противника, дружно ринулись
в атаку и яростно крошили ненавистных
врагов, которые отчаянно сопротивлялись.
Завязалаеь рукопашная схватка. И тогла
Шушеров показал, что он мастерски вла-
1еет нетолько острым словом, но и ост-
рых штыком. Ловкими и сильными ула-
ами своего штыка юн продырявил пять
фашистов из горно-егерской ливизии.

В жаркоу бою Шушеров был тяжело
ранен, но не покинул поля боя. Он обо-
пряюще крикнул:

—Я жив, товарищи! По врагам роди-
лы — огонь!

Моряки с еще большим  ожесточением
улнулись на врага. Новый рубеж был
взят, и большинство фашистов истребле-
HO.

Так всем своим поведением Шушеров
ярко показал, что он хорошо понимает
сою роль агитатора и отлично ее выпол“
няет, Для него, как и для многих других,
совершенно ясно, что в работе агиталора
на фронте главное — личное . повеление,
умение самоотверженно вести себя в бою;
уастерски владеть боевой техникой, всегда
служить примером отваги и доблести. При
их условиях умное, ` сильное, во-время
‘хазанное . слово, агитатора -— большая по-
шщь в бою. За примерами не надо дале-
BO ХОТЬ.

феминец отражал атаку вражеских ca-
шолетов. Артиллеристы поставили надеж-
тю опневую завесу, и фашистские торпе-
юнцы, не рискнув подойти к кораблям,
фржили торпеды вдали от цели. В про-
зежутке между двумя залпами агитатор
1ебелев сказал своим товарищам из ору-
Тийного расчета:

— Вот вам и храбрость немецкого офи-
пера! «Молодец против овец...»

(чередной залп орудий корабля затлу-
шл окончание фразы, но краснофлотцы,
находившиеся нз боевом посту, поняли,
чо хотел им сказать агитатор, и еще
‘тльнее загорелись‘ желанием ‘бить: врага.
(ях стали точнее наволить, ускорили и
6 того проворные движения. И вскоре
аиллеристы сбили“ и’ подбили несколько
зражеских торпедоносцев, ah Fe

После этого боя агитатор рассказал кра-
снофлотцам, как наши войска успешно
Гоюмили лучшие гитлеровские дивизии, н
в аключение сказал:

— Немцы не так сильны, како. это
MM п0д9ае кажется.  Немен  наглеет
пить в том случае, если мы плохо стре-
лем, Но если наш огонь меток, силен,
любой фашистекий летчик ‘отворачивает,
будь он даже трижды «асс». Давайте же
вотда, товарищи, стрелять так, как с®-
туяя, и еще луче, -— сделал спра-
ВИЛЬНЫЙ ВЫВОД, подкрепленный ‘конкрет-
ным примером, проводивший беседу агита-
тор. — Пусть ни один немец не посмеет
оувутья в нашим кораблям, а если какой
в думает это сделать, то уж обязатель-
№ превратим его в покойника.

В verozax работы агитаторов тт. Шу-
перова и Лебедева заметно много общего.

Главное, что они сочетают воинское уме-

№ эсминце аврал. Принайтовывают все
пптормовому. Боцман Романов ‘проверяет,
м8 крепят шлюпки. Из бухты один 3a
утих выводят транспорты, сопровождае-
У унноноспами и тральщиками.

Вахленный командир капитан-лейтенаит
Путя рассматривает в бинокль закрытое
епельными облаками небо’и тихо гово
pat:

— Погода действительно конвойная.

„Эсминец разворачивается и покидает
буту. Корабля заняли своя места В
итою, На ходовом мостике, кроме коман-
тиания, британский офицер и несколь-
№ матросов,  прикомандированных ‘для
OBaaH,

Nope cnonofiuo. Низкая облачность. По
\8 удаления от берегов стущается ту“
Mad, Векоре видимость снажается до ну-
in, Й тогда кажется, что эсминец стоят
Ha сте под стеклянно-молочным колтпа-
Бом.  Силуэты транспортов едва ВИДНЫ,
Временахи оли и вовсе исчезают. Коман-
Ш ве чаще спрашивает рулевого: «На
Умба?

№ вот зарях ослабевает. Чуть. вырис”
зывается светлый круг солнца. Штурман
излфоров торошатся © секстаном на м0-
(THR,

В маленькой ‘рубке несут вахту аву-
ТИКИ,

Ham корабль ложится на новый курс.

„.демпиен, разрезая форштевнем волну,
ет по заданному курсу. Путь не обеша”
# быть легким. Только Что на мостик
принели  радиограмму. В ней указавы
мирдинаты немецких подводных ‘лодок,
тахлящихся на пути конвоя. Командир
хорабля Турин. возвращая радисту ‘бланк,
Myr:

— Вт кого не люблю; — и пПоказы-
Bier a радиста, — нет OT Herd покоя.

утка всех рассмешила. Гурина любят
м велый нрав и выносливость, Больше
HeT0 HARTO We BHICTORT Ha мостике. Поход
Пруолжается несколько  лней, и за “9TO
Вия командир почти ие бывает в своей

ние с ясным

сильным словом, но и личным примером.
Из множества фактов эти агитаторы уме-
ют выбраль тот, который лучше действу-
7 gi vera бойца, покоряет ero чув-
СТВА.

всеми . доступными ему срелствами нп спо-
собами передать свои мысли бойцам.

0 том, какой всепокоряющей,  вдохно-

с боевым действием, говорит предемертный
призыв .краснофлотца Павла Маркова. Он
служил на батарее и в одном из боев был
сражен осколком вражеского ^ снаряла.
Умирая, Марков, собрав последние силы,
приполнялея и воскликнул:

— Ребята! Держитесь злесь стойко и
до конца! Крепче крушите фашистов!

Этот пламенный ‘призыв направил все
чузствь людей в единое неукротимое
стремление беспощално бить и ‘истреблять
фашистов. Сердца товарищей впитали весь
тнев, всю ярость”и ненависть к врагу,
выраженные в прелемертных словах. Пав-
za Маркова. Батарея вышла победителем
из боя. Й после этого товарищи погибше-
го смертью храбрых североморца решили
написать письмо его родным.

«Здравствуйте, дорогие родители! Раз-
решите нам называть вас так. Пашут вам
незнакомые, но близкие вам люди. Близ-
кие вам потому, что мы были товарищз-
MH, боевыми друзьями, вместе лелившими
трудности и радости боевой жизни © ва-
шим сыном Павлом Ильичем Марковым.
Дорогие отец и мать Марковы, мы всё
вместе с вами скорбим о вашем сыне и
нашем любимом товарище. Доротие роди-
тели, Вы потеряли своего сына, а мы —
своего лучшего боевого товарища. Ваш
сын погиб на боевом посту. Последние
его слова были: «Ребята! Держитесь здесь
стойко и до. конца! Крепче крушите
фашистов!» Не. один  фашист-трабитель
нашел смерть от руки Ballero аю-
бимого сына Павла в снежных сопках со-
BeTckoro Заполярья. Бил он их нещално.
Ваш Павел был всегла бодрым,’ смелым,
решительным. он воодушевлял нас увоим
примером. Вы, советские мать и. отец,
воспитали храбреца, который всеми сила-
ми своей благородной души ненавидел

Родина вае не забудет. Вы не, олиноки.
Мы отомстим за вашего сына, нашего бо-
евого друга, геройски погибшего за честь
и свободу советского народа.

Лорогие мать и отец Марковы, не го-

Враг будет разбит, победа будет за
нами!». ;

Это письмо по поручению личного co-
ставь подписали  краснофлотцы Чертов,
Никитин, Шитиков и сержант Золотарев.

Велико было горе отца и матери, уз-
навших © гибели сына. Но вместе. с тем
Y них появилось чувство гордости за его
поведение в бою. Марковы прислали от-
вет краснофлотцам, которые свято выпол-
пяют предемертный призыв Павла:

«Дорогие дети, чудо-богатыри, coBeT-
ские моряки! Вам — горячий отповский
и материнский привет, Будьте беспощад-
нее в борьбе с врагом, еще крепче бейте
гитлеровскую мразь. Мы потеряли сына,
но мы не плачем. Своими еще крепкими
руками мы в тылу помогаем бить врага.
Мы посылаем к вам на место погибшего
Павла его младшего брата. Он готов отоу-
CTHTh з& родную. кровь. Военкомат уже
все слелал, милые дети, советские воен-
ные моряки! Вы знаете, за что вы 60-
ретесь, так никогда, не отдавайте и куска
из того, что нами завоевано. Вы сильны,
наш тыл тоже крепок. Он етин, как ни-
когда. Так сотрем же гитлеровскую клику
с лица земли!».

Какая сила в этих строках, какое чув-
ство благородной тревоги за судьбу рюля-
ны, непоколебимая готовность пожертво-
вать самым дорогим BO имя побелы над
ненаристным врагом!

Старший политрук М; ВАСИЛЬЕВ.
Северный флот.

каюте. Гурин на этом корабле с момента
ero закладки. С тех дней на эсминце и
он, старший помощник — капетан-лей-
тенант Васильев, и механик — инженер-
‘капитан-лейтенант Ротенфельд.

Пройлена уже не одна сотня миль.

C мостика, с палуб все. внимательно
осматривают поверхность моря. Трудно
часами смотреть на однообразное, всхолу-
ленное море и облачное небо, ве притуп-
ляя остроту зрения. Но сигнальщиви к
этому привыкли,

Погода в те дни способствовала  разви-
тию этого искусства. Верхнюю палубу 10
п лело окатывала грозная, вспененная ле-
дяная волна, и требовалось большое фи-
зическое и волевое напряжение, чтобы
стоять У орудай, торпедных аппаратов; на
сигнальной вахте.

Но вот море стало постепенно утахать
С берега надвигалея туман. Командиры
кораблей не очень доверяли этому зати-
шью. Они знали, что свирепый океан го-
товит им новую  каверзу. Время было
предобеденное, и командиры  распоряди-
лись быстро накормить людей, пока сно-

‘ва не разыгралея штору, `

Не успели дать дудку на обел, как гле-
тов Тумане прогремела канонада. Задре-
безжали звонкя боевой тревоги. По’ тра-
пам бежала бойцы. Ha ходу застегавая
бушлаты и надевая каски,

КВанонад» прекратилась, так
ожиданно, как и возникла.

же не-
Положлали

немного и опять дали дудку на обел. В

это время подошел английский миново-
cell.
Только успели разнести бачки °по куб-
ривам, как снова послышалась канонала,
Бойцы побежали на свои посты. В это
время в кают-компанию, вошел ралист и
перелал ралиограмму комиссару. Тот _бег-
10 прочел текст и помчался к командиру.

Английский крейсер радировал, Что в
районе конвоя находятся три немепких
миноносца. Крейсер вступил © ними в

пониианием задач нашей
борьбы, они умело атитируют не только

ороший агитатор нахолит не только
яркий факт, но и CIDBO, он всегда умеет

венной силой обладает слово в сочетания

врата и прямо смотрел опасности в липо.  .

рюйте. Фронт мы здесь держим крепко.

менно на курсовом 30

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Перец Маркиш
Ленинград.

На запад устремлен — гранитным изваяньем
Стоишь ты, величав, в пыланьях заревых,

Как зачинатель твой стоял пред будущим созданьем,
Великих полон дум, на берегу Невы.

Могуче вознесясь над покоренной топью,.

Орудий жерлами ты смотришь солнцу вслед,
Чтоб чрез раскрытое. окно в Европу

С востока лился незакатный свет

И мощь бессмертных дел, и гордость человека,
И справедливости великие слова,

Что миру ты несешь уж четверть века,

Как волны в море мчит державная Нева.
Балтийскими туманами’ одеты,

В неумолкающих раскатах канонад,

Бессонные твои приморские рассветы

Вокруг тебя дозорами горят. оо

На вахту встать’готов любой: гранитный выступ,
И каждый камень твой: для ‘баррикад готов,

Тот камень, что видал непокоренных декабристов,
_Запомнив навсегда звучанье их шагов.

Тебя огонь сжимает яростной осадой,

Но, славу буйную бестрепетно храня,

Не дрогнет над Невою Медный всадник,

Не остановит он летящего коня.

Не для того восстал народ твоих предместий

В январский грозный день, в суровый год боев,
Чтоб враг неистовый покрыл бесчестьем
Неомраченное величие твое.

Стоишь ты пред грозой, неколебим над взморьем,
Лицом к грядущему, — великих полон дум,

И вновь ты облочен в’ пылающие вори,

Светившие тебе в семнадцатом году.

Вещают крейсера разящим кодом дисков,

И бури мечутся, ревя в`подводной мгле, —

И снова на груди у моряков балтийских
Крест-накрест росчерк пулеметных лент.
Зарницы полыхают над’тобой“в` просторе

И, как знамена в час присяги, шелестят.
Навеки возвестил. октябрьский залп «Авроры»,
Что ни пред кем и никогда не дрогнет Ленинград.
Незыблем: строй твоих чеканных. линий,

Узор твоих оград на невском берегу, —

Пусть беспощадно бьют кронштадтские твердыни
По осаждающему подступы врагу.

Здесь затаили гнев и ярость бастионы, же,
Здесь жаркой ненавистью дышит каждый вал;

И видит мир тебя гранитно-непреклонным

И слышит кораблей разящий насмерть залп.
Тревожен взор твоих проспектов затемненных,
Но зори битв взмывают над тобой —

Стоишь ты, Ленинград, броневиком огромным,

С которого Ильич призвал народ на бой.

Полз белый генерал ‘к тебе, палимый вожделеньем,
В бинокль на тебя смотрел во все глаза,

Но выжгло навсегда ему глаза виденье,

И он, раздавленный, червем уполз назад.
Сегодня, в грозный час, под гул и рев орудий
Коричневый фельдфебель прет к тебе во мгле,—
В бинокль он’ взглянет на тебя, и это будет
Последнее, что он увидит на земле.

_ Перёвел“ © еврейского С. ЛЕВМАН..

Азовская флотилия. Отличный пулеметчик старшина 2-й. статьи Г. Чеповой,
вагражденный < медалью «За боевые васлуги». -

бой, но враги, пользуясь туманом, скрын.
лись. Видимость был& плохой. Кажлый
миг нало ожидать встречи с противни-
ком. Командир спокойно приказал:

— Сигнальщики, лучлю наблюдать!

Снова слышатся” артиллерийские зал-

пы. Командир ливизиона приказывает KO-
раблям развернуться для атаки. но. цели
Пока. не вилио. .
- Ветер крепчает. Видимость становится
тузше. Впербли вырастает силуэт ан-
глийского крейсера. Слышны глухие под-
водные взрывы. Позали крейсера взщы-
маются выбокие столбы воды. Ясно —
он бомбит немецкую подводную лодку.

Командир дивизиона приказывает под-
нять опознавательные. Крейсер отвечает
на эти сигналы.

Слова гремят артиллерийские залпы.
Снарялы  ложался за кормой. Одновре-
вырисовывается
силуэт немецкого миноносца.  Катритан-
лейтенант Исаенко быстро открывает
огонь. Силуэт скрывается в тумане, Нам
эеминеп Маневрирует, чтобы полойти бли-
же к врагу. Снова из тумана выступает
силуэт миноносца. Это уже другой, на-
верно, олин из.тех, © которых ратировал
английский крейсер. Снова капитан-лей-
Tenant Исгаенко открывает огонь. Первый
залп — перелёт. ` Исаенко мгновенно ле-
лает поправку. Второй залп — накрытие!
Вражеский корабль быстро заволакивает-
ся облаками пара и лыма. Снарял, вили-
мо, угодил в машинное отделение. Олин
за другим прогремели еще четыре залпа.
Враг быстро разворачивается и скрывает-
ся в спасительном лля него тумане.

В это время за кормой снова слышна
канонала, затем слева на вурсовом 120
показывается английский ‘крейсер, Он
сообщает: «Вел бой с немецкими мино-
носпами и один потопил».

— Счет неплохой, — говорит командир
ливизиона. — Олин эсминец, потопили, лру-
той подбили, все наши транспорты невре-
ДИМЫ.

— Булем смалеяться, что счет непол-
ЫЙ, — отвечает комиссар, —=придлется еще
кого-нибудь стукнуть.

подводную лодку...

1 мя на палубе был главный

казаний, бросился на корму

стика Лали команлу, тотчас

затрудняла бомбометание.

зерхность всплыли леревянные
MOTEL...
ветского Союза. Полярное
стран мира.

® месту назначения,
лечные позлравления

ТИВНИКоМ...2_

Морской лорд  ралировал:

противника,
моря».

ние шло на фронт!

=

Фото А. Воробьева.

Сильная зыбь все больше раскз-
чивает корабли. Врен порялочный, ветер
семь баллов. Вдруг все находящиеся на
палубах видят, как волна выбрасывает

Она, вилимо, веплыла пол перископ,
чтобы выбрать цель для атаки. Но не-
ожичанно оголилась ее рубка. В это вре-
старшина,
Пванов. Торпелисты. нахолившиеся у ап-
паратов, доложили, Что обнаружена пот-
водная лолка. Иванов, не дожидаясь при-
Е большим
тлубинным бомбам. И как только с мо-
разтались
взрывы. Иванов бросал большие бомбы, &
старшина Осипов — малые. Сильная волна

Девятнаяцати глубинных 60м6 оказа-
лось достаточно, чтобы немецкая подвол-
ная лодка навсегла погрузилась. На  по-
планки,

бумаги, какая-то сумка и ‘прочие пред-

Корабли приближались к берегам Co-
незахолящее
солнце золотило своими лучами корабли.
На транспортах. прибывших из-за океана,
можно было видеть людей почти всех

Все корабли конвоя и эскорта прибыли

Командующий флотом метрополии ра-
лировал из Лонлона: «Посылаю свой сер-
и восхищение по
поводу храбрости, проявленной команди-
фами кораблей в борьбе с сильным про-

Первый лорл замиралтейства и первый
«Поздравляю
всех офиперов и матросов союзных  торго-
вых’ флотов и союзных сил с самоотвер-
женным полвигом в борьбе конвоя, слело-
вавшего в Северную Россию, против сил
угрожавшего ‘© возлуха и

Транепорты пришвартовались у прича-
лов. Сразу началась разгрузка. Вооруже-

К, МИХАЙЛОВ,

Фашистские рабовладельцы

Из Украины, Белоруссии и других ок-
Бупированных немпами советских областей
непрерывно движутся эшелоны на Samat.
Душераздирающие крики. рыдания и сто-
ны несутся из набитых доотказа заплом-
бированных теплушек и товарных ваго-
нов. Кровавыми слезами залит весь этот
страшный путь из родных краев. в нена-
вистную гитлеровскую Германию.

Десятками тысяч увозят и угоняют нем-
цы советских люлей на каторгу в свой про-
клятый фатерланд. Матерей отрывают от
малолетних детей, девушек и позросгков
разлучают с семьями. Чудевищные жесто-
кости времен крепостного права бледнеют
перед ‘злодеяниями немецких насильников.

Фашисты - обращают русских, украин-
цев, белоруссов в рабов, торгуют русекими
девушками и женщинами, обрекают AX на
непосильный, позорный трул в хозяйствах
немецких кулаков, на вредных и тяжелых
произволетвах. Гитлердвекие мерзавцы ме-
толически. осуществляют. свою  рабовла-
дельческую программу в оккупированных
советских областях.

Фашистская газета «Брюсселер пей-

тунг» пишет: «Русский, украинский или

польекий крестьянин может работать под
присмотром немецких руководителей в лю-
бой стране мира, так как он вынослив и
привык веками работать на чужой земле».
Е:
разные лалы повторяется в письмах Ha
фронт из Германии.

Йз этих писем, написанных злобными ‘и
жадными фашистскими самками или хищ-
ными бюргерами, мы узнаем о страшной
судьбе советских людей; томящихея в гер-
манском плену. Сообщая солдату Шрелеру
® том, что им отдали в рабство трех бе-
люруссов, семейство фон Альтенштадт пи-
шет: «Прокормить этих белорубов иожно
очень дешево. Русские получают только
хлеб из свеклы...» Семье немепких баро-
нов вторит некая Анна-Лиза Гайе в пись-
ме ефрейтору Гансу Пассман: «Все. у ко-
го уже работают русские, говорят, что в
общем это — недорогое удовольствие».

Обреченные на каторжные работы и го-
лол, многие из попавших в неволю не вы-

‚  держиваюти кончаютс собей или погибают

от истощения п болезней. В письме, найз
денном у убитого солдата Теске, его. зна
комая Цуп из торода Гульца пишет:
«Опять похоронили двух русских. Теперь
их здесь на рладбише” лежит пятеро. A
еще двое при смерти. Их всех надо
убить! ».

Не только матерые гитлеровцы, оно
все алчные и кровожалные немецкие обы“
ватели, подогретые  воеленными успехами
фашистских войск, возомнили себя рабов-
ладельцами. Они не. только измываются
вал русскими женщинами и девушкам,
попавшиии в германский полон, но и меч-
тают о поместьях и крепостных на рус-
ской земле. У убитого немецкого солдата
Карла Гюнтера найлено письмо его мама-
шя. Она лает. наставление своему щенку:

«Кончайте быстрее русскую кампаяню
и обоснуйтесь скорее на русской земле.
Ваши газеты пишут. 9то солдатам-победи-
телям булет выделена земля и кто хочет
может переехать на новую территорию. Я
‚истосковалась по тихой сельской   жизни.
Нам немного надо — 50-—60 иоргёнов xo-
ротей русской земли, двух-трех работня-
ков из русских крестьян. Мы бы зажили
беззаботно. Правда. говорят, русские кре-
стьяне — непокорные, но Таких расетре-
ливать надо, & работники они выносли-
вые. Если хозяева держат их в строгости,
то они могут работать очень хоропю».

Немцы хотят превратить русских, ук-
раинцев. белоруссов во вьючных животных,
в рабочий скот. Немки хотят устроить се-
62 беззаботное житье на спинах рабов. они
разжигают рабовладельческую жадность У
своих мужей и сыновей, пьяных от разбоя
и грабежа, :

Мы не забудем излевательетв нал совет-
скими людьми в германском аду. Мы на
забудем замыслов фашистских волчип. Мы
вырвеи, выжжем огнем и железом алчное
племя  рабовладельцев. Им нет места на
земле. этим проклятым зверям! Убить фз-
шистекого зверя — значит спасти себя и

свою семью от озорной неволи, спасти
ротину от угнетения, спасти свободу 2
ЖИЗНЬ.

А. КРУТОВ.

ЛАГЕРИ

Немецкие лагема лля советских военно-
иленных — это страшные застенки. гле
люли. гибнут медленной мучительной смер-
тью от голола и пыток. Раненые бойпы ч
командиры, попавшие ‘в кровавые лапы
фатастов, полвергаются таким мукам. пе-
ред которыми смерть кажется желанным
исходом,

Рассказы очевидпев, вырвавшихея из
фаптистского плена, рисуют картины 4y-
‘ловищных издевательств гитлеровских па-
лачей над обессилевныма ‘люльми. Стар-
ший Фержавт М-ского зенитного  артил-

лерийского дивизиона В, Г. Иоганиосян:

рассказал:

«Меня с 40 пленными погнали в ла-
терь, в Старую Церковь. в районе. гороха
Лубны. На пути нас бали палкама. Пер-
вые четверо суток нам в лагере ничего
не давали есть. & потом стали давать по
нескольку ложек супа в грязных кон-
сервных банках.

Военнопленных жестоко избивали рези-
вовыуи палками. обервутыми медной про-
‚Ролокой. После зверских избиений из ла-
геря ежелневно выносили по 4—5 трупов.

Пленные работали с рассвета до ночи.

Toro, кто падал от непосильного на“
пряжевия, избявали палками. Когла один
уз пленных зэболел, немпы избали его
палками и винтовками так, что он упал,
ебливаясь кровью. Другой раненый боеп
ве был в состоянии работать от большой
потери крови. Неменкие солдаты выбили
Y него прикладом все зубы.

Охрана лагерей зверска истязала плен-
HBX ПО BCHKOMY ПоволУ и без  повола.
Каждое утро по свистку все должны былв
строиться по пяти человек Ито ошибался

и не вставал на свое место,  полвергался
AZROMY азбиению. .
Зимой я попал в лагерь на станции

Амвросиевка. Злесь почти все пленные об-
морозили себе руки и ноги, но им не ока-
зывали никакой  меляпинской помощи.

Razer ¢ почерневшиами, распухшими py-

ками и ногами гнали на строительство
железных лорог. Нас заставляли поднимать
рельсы — звену поручали поднимать 8
шпал весом, примерно. пулов в 18. Исто-
щенные и обесоплевшие ‘люли ‘не были в
состоянии выполнить такую работу. за что
их ежедневно избивали. Кормили людей
дохлой кониной, которая подбиралась на
полях». Ц

Бежавший из немепкого латеря дла
военнопленных сержант зенитного лави-
знона Н-ского соеданения Иван Иванович
Юдин говорит: о а

«Я попал в лагерь лая вооннопленных
„В селе Наколаевка, что в 12 километрах
от Таганрога. В этом лагере нас продер-

Взятые в плен немецкие

солдаты в
своих ‘показаниях

сообщают о зверских

расправах над ранеными советскими б60й-

цами и комантирами.

Ефрейтор Лантер Вальтер рассказал:
` «13 июля наша рота, участвовавтая в
прорыве обороны, захватила в плен не-
скольких раненых красноармейцев. При
лальнейшем наступлении  унтер-офипер
Елуге спросил старшего лейтенанта Боз-
манн, что телать с взятыми в плен крас-
ноармейцами. Он получил приказание от-
вести их назал и при первой возможно-
сти расстрелять.

По возвращении в свою часть унтер-
офицер Влуге заявил, что выполнил при-
казаниа».

Пленный Махула Иоганн, ефрейтор
442-го артполка, сбобщил на лопросе:

«В” середине июля в олной деревне
`разветывательный отряд. в Который я был
назначен, обнаружил шестерых раненых

СМЕРТИ

жали полтора месяца, а затем погнали ®
городу Сталино. По дороге в лагерь били
и убивали всех тех, кто отетавал от ко-
лонны или пытался подбирать кукурузу.
В лагере ежелневно умирало от 15 xo 20
человек, главным образом от голода,
так как на 5 человек давали один коте-
лок прелой капусты. Воду начали давать
поеле 20 суток заключения.

Спали мы в сарае. а затем в холодной
церкви. Пленных гоняли на работу по
очистке мостов п лорог. Людей, в конец
изнуренных работой, пристреливала. Ши-
нели и сапоги у нас забрали, и мы ра-
ботали на морозе раздетыми». a

Студент Дебальцевского техваякума Ми-
хаил Кап. бежавший a3 оккупированного
немпами села Калиново, Дзержинского
района, Сталинской области. рассказал 0
зверствах фашистов в лагерях:

«Вместе с шестью пленными бойцами
меня отправили в лагерь в Конетантанов-
ку. В лагере за зиму от голола и холола,
ежедневно умирало по 20—30 человек.
В олном тесном сарае помещалось 300
человек. Нас ‘заставляли грузить кирпич, *
рельсы, копать ямы. Вели пленные yera-
вали от непосальной работы, падали. их
избивали палками ло полусмерти. Тех же,
RTO @ после избиения не подымался, при-
стреливали на месте.

В Конетантиновке был лагерь для пол-
ростков. которые не успели эвакуировать”
ея. Их заставляли исполнять одинаковую
со взрослыми работу.

Пленных в лагерях MopaT  гололом,
Первые 6 лней веех пленных не кормили,
чтобы люли обессилели и не могли убе-
жать. И лействительно, все сильно ослаб-
ли. На сельмой день дали воды. Потом
через кажлые три дня вылавали буханку
хлеба на 12—14 человек (п 150—200
граммов на человека) и по консервной
банке баланлы (суп из картофельной me-
лухи, недоваренного проса и кукурузы).
Первые получали MYTHYW воду. только
последним доставалась ‘более густая жил
кость. При раздаче этого отвратательного
пойла немцы «лля установления порядка»
избивалм пленных резиновыми палками и
дубинками.

В чиеле 75 пленных я прелназначался
для перевода в другой лагерь. Как только
нас вывели из прежнего лагеря. pce
попадали от ветра: так сильно были все
астощены, прямо живые трупы. Комен-
дант лагеря пытался поднять всех пал-
вой, но люли опять падали от бессилия».

Такова страшная правда 0 немепких
латерях для советских  военнопленвых.
лагерях ‘голола. нечеловеческого трула @
гнусных истязаний. Фапистекий плен ху-
же смерти!

Показания пленных немецких солдат

красноармейцев. Я сообщил об этом Эуг-
Manny. Последний велел доставить плен-
ных и собственноручно застрелил их из
своего браунинга. Олного пленного он
только полстрелил и. садистски  наслаж-
дался тем, как тяжело раненный долго
мучилея перел смертью».

0 гнусном излевательстве нах раненым
краснозрмейпем рассказал пленный сол-
лат Фрип Пудлен из 6-й батареи 2933-го.
артполка: fe а

«Вблизи Петроково я вплел тяжело ра-
ненного красноаруейца. лежавшего в ка-
наве Наши офицеры запретили” оказы-
вать помощь несчастному. А военный врач
только язвительно ухмылялся, гляля на
Hero»,

Эти показания врагов ярко свалетель-
ствуют © чуловищной, жестокости фапти-
стеких солдат и офицеров,  утративших
все понятия о человеческой морали и
элементарных законах веления войны.

СОВЕТ ПО РАБОТЕ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

На-днях при Фрунзенском райвоенкома-

те Москвы соэдан Совет по работе срели

инРалилов отечественной войны. Руково-
лит пи фронтовик старший лейтенант
И. Эткин. Совет уже приступил к радо-

Те. созланы лая инвалилов курсы по пол-
тотовке экономистов, бухгалтеров, механи-

ков, фотографов, токарей. Слушатели бу-

дут обеспечены кроме пенсии стипенлией
п питанием.

Совет направил больше 150 инвали-
ов отечественной войны на работу в со-
зетские учрежления, на фабрики и заво-
лы. Опытные врачи оказывают медицин-
скую помощь инвалидам.

(ТАСС).