gt

pera es oh eM bikes obi ot а

1! asrycra 1942 r., No 187 (1138)

гл
1ак сражаются комсомольцы

В землянке было тесно, люди сидели на
нарах, плотно‘ прижавшись друг к другу
и стараясь ни одним своим дважением не
нарушить торжественной тишины. Они
слушали, как читал Горгуль, а читал он
тромко HW BHATHO.

«Мы принесли свои жизни на алтарь
отечества. Не проливайте елез у наших
бездыханных тел. Стиснув зубы. будьте
стойки! Мы знали, во имя чего илем на
смерть, мы выполнили свой воинский
your, мы преградили путь врагу, идите в
бой с фашистами и помните: пюбеда или
смерть! Другого выбора у вас нет, как не
было его и у нас. Мы погибли, но побе-
дили».

— №№ победили, — повторил  Горгуль,
Он остановилея и взглянул на сидящих
вокруг комсомольцев. В полумраке были
видны знакомые липа боевых друзей п то-
варищей, с которыма он почти каждый
день поднималея в голубую высь громить
врага. И там, высоко над землей, в смер-
тельных схватках с врагом познавал Гор-
туль каждого. Никогда никто из ных не
дрогнул в 6010, ne удрал от фашистов, не
опозорил чести и имени комсомольца. И
sa это любил их Горгуль, и они отвечали
ему той же горячей любовью.

С тех пор, как комсомольцы избрали
Торгуля своим секретарем, установилась у
зих крепкая и нерутеамая дружба. В нем
они видели не только хорошего летчика-
твардейца, но И товарища, вожака, чело-
века возвышенного и блатородного, чьи
поступки служат для Bax примером, И
часто, когда наступал вечер, собирались
они в землянке для простой и задушевной
беседы, и тут еще больше раскрывались
‘сокровенные думы каждого. Горгуль был
неизменным органазатором и участником
этих бесед. Bor и сегодня комсомольцы
собрались, чтобы послушать рассказ свое-
то секретаря 0 28 гвардейцах. .

— № побелили! — еще раз повторил
Торгуль. — Вот так сказал народ от име-
ви погибших 28 героев, встретившихся
B ноябрькую стужу с 50 вражескими
танками y раз’еэха Дубосеково, под Моск-
Bolt.

Горгуль поправил огарок свечи, ‘и в
звулянке стало светлей.

Назавтра был бой.

„.Плахута вел четверку истребителей.
Навотречу шли «Юнкерсы»— они собира-
лись бомбить военный 0б’ект. Плахута
вел самолеты уверенно. Заметив советские
‹амолеты, «Юнкерсы» повернули. Вдруг
Плахута увидел двух «Хейнкелей»,

— Атаковаль! — мелькнула мысль.
0 дал сигнал к атаке, Самолеты стре-
мительно бросились к фащистеким 6bow-
бардиромцикам. Один «Хейнкель» ушел в
облака и удрал, & другой, saropesmucs,
камнем упал на землю. Гвардейский улар
был точен,

Плахута снова шел искать врага, и
опять он заметил двух «Юнкерсов-88» и

‘опять атаковал их. Один из «Юнкервов»

CHILHO ототреливалея, трудно было к не-
УУ подойти.

— Врешь, гадина, не уйлешь, — вос-
иликнул Излахута. Он стал” наседать на
«Юнкерса», & э& ним и его товарищи.
«Юнкерс» ‘не выхержал натиска. Он по-
мел на снижение и... сел на нашей тер-
ритории, Гвардейцы вынудили его co-
зершить эту посадку,

Cauorer Плахуты ‘ возвралцалея на
вой аородром. Вот земля, вот он зару-
лил по аэродрому, мотор остановился.
Плахуть вымез из кабины, снял шлем и
вытер потное лицо. Он оглядел аэродром.
(ктальных самолетов еще не было.

— Сражалотея, — вблух произнес Пла-
xyra.

lla, onm сражались. Губанов и Батурин
тели смертный бой с «Юнкерсами», на-
летевшими Ha наши корабли. Один «Юп-
repe> уже был уничтожен  Батуриным,
пригие пикировали на корабли. Губанов
врезался в группу фашистских  бомбар-

дировщиков. Он атаковывал то один, то
другой самолет. Он заставлял их бтосать
бомбы в воду. Смерть не раз нависала
нал ним, но Губанов продолжал ‘праться.
Фашистские стрелки обстреливали

ветского летчика, и, казалось, не вый
лет он живым из эт

па. Но Губанов и н
искусно маневрировал, избегал. оня к

‘наводил своим хлалнокровием ‘смертель-
ный страх ua немцев.

Время летело стремительно. Бой но
утихал. Губанов pemmica ‘на омелую

атаку. Невзирая на ожесточенный огонь,
‘OH направил свой ястребек на. фашист-
ский «Юнкерс». Короткие ‹ пулеметные
залпы. «Юнкерс» скользнул на крыло и
< ревом полетел вниз. Губанов торжест-
вовал Он разверчулея для новой атаки,
но остальных «Юнкерсов» уже не было.
ни улетели, не лобившись своей пели.

‚.На аэродроме ждали самолет Горгу-
ля. Время для возвращения его из боя
уже лавно истекло, а Горгуля pee не
было,

«Неужели погиб», — мелькнула мысль
У тозарищей..,

Да, он погиб, но погиб как гвардеец.

н олин сражался лю конца с большим
числом «Мессершмиттов», пока были си-
лы, пока билось его горячее сердце.

К вечеру его налили. Все стояли у
бездыханного тела Горгуля, обнажив го-
ловы. Юрий Спицин держал в руках
блокнот Горгуля, на котором кровью бы-
ло написано .-

«Прощайте, ленинтрадцы! Умирало
Ролину... Да здравствует Сталин!».

Эт были последние слова секретаря
комсомольской организации гвардейского
истребительното авиатюлка.

— Отомстим за товарища, — громко
произнес Спицин. ‘

— Orowerum! —rnesHo nosropaxn ser-
 HE.

‘... была месть за товарища жестокой.
Комсомольцы-гварлейцы в горячих схват-
ках сбивали одиы за, другим гитлеровских
стервятников. Мазуренко, Абрамов, Шах-
базьян, Твердохлебов отличились в этих
боях как бесстрашные и храбрые летчи-
ки, И вместе © ними отличился Юрий
Спицин: он сбил 7 фашистских самоле-
тов. После смерти Горгуля он стал еще
более суровым, иужественным и сильным
В, своей ненависти к врагу. Ему хотелось
еще крепче метить за кровь товарища.
Юрий Спицин выполнил свою клятву.

Однажды подразделению, в котором
был и Спицин, лано было задание про-
‘извести штурмовой удар по вражескому
‘аэродрому. Самолеты ушли в воздух,
Юрий Спицин вел свой. истребитель, не от-
ставая от товарищей, Аэродром показал-
ся быстро. Летчики начали стремительно
пикировать. Отаратенные немцы He
ожихали такого штурмового удара. Пят-
надцать вражеских бомбардировщиков за-
полыхало в огне. Немцы открыли еиль-
ный зенитный огонь. Самолет Юрия Спя-
цина загорелся, Теряя сознание, он на-
правил свою горящую машину на вра-
укеский аэродром. ^ мт т

Взрывы потрясли воздух. Фалпистские
самолеты,  подожженные — истребителем
Спициным, взрывались от своих собет-
зенных б0мб. Черный дым стлалея над
аэродромом...

Налолго, на вое время в памяти Y
гвардейцев остались светлые образы двух
комсомольцев полка. i

„.Аажлый pas после  торячего дня,
когла наступит вечер, комсомольцы, со-
бираясь в землянке, повторяют. слова
своих боевых друзей;

— Завтра в Goi!

И на утро краенозвездные истребители
снова  поднимаютея в голубую высь,
тромят и уничтожают врага.

Младший политрук И. ВАРТ,
Краспознаменяый Балтийский флот.

3a

Помощь семьям фронтовиков

РЯЗАНЬ, 10 августа. (ТАСС). Трудя-
mmeca Рязанской области проявляют боль-
lyn заботу © семьях бойцов и команди-
(шв фронтовиков. С начала отечественной
войны семьи фронтовиков ‘области полу-
чили десятки миллионов рублей пособий
от тосударетва. Свыше 8 тысяч › членов

еемей устроены Ha различную работу. В  для скота.

Sa ee РИЧИ ЗВ

детские сады и ясли помещено более 22
тысяч детей военнослужащих.

Большую помощь семьям воинов OKa-
зывают. колхозные кассы  вззимопомощи.
(ни ‘выдали нуждающимся семъям более
150 тысяч рублей деньгами, 1.500 цент-
неров зерна, много картофеля и фуража

Коммунисты катеров

Третий день дул вестовый ветер и тре-
пал катера в открытой пгирюкой и мелкой
бухте. Глинский пошел на шлюпке co
«ионной вахтой. Он греб в первой паре,
командир звена, старший лейтенант Рой-
ов сител на руле и кричал против ветра:

— Hocumpcs, механик! Каждый день
проверяешь. А ведь известно, что ве В
порядке и что можно тебе отдыхать в ле-
очко, есть рыбку, лить молочко. С люль-
ми побеседовал бы. Ты ж и военком от-
яда! `

— И побеседую, не обязательно только
Ha берогу, — медленно отвечал Глинский.

На катере, скрежетамцем у якорных
тросов, было хуже, чем на шлюпке. Ради-
№ и командира отделения мотористов
Укачало. Зеленые и бледные после двенал-
Цатичасовой трепки, они бодрились, пыта-
THCh полшучивать,

Глинский, балансируя на палубе, схва-

тился за поручень и прыгнул в командир-
(кую рубку. Отадщшина мотористов поеле-
довал за ним. Они проверили. ве ли В
порядке,

Несколько дней катера стояли в этой
нсулобной бухте, чтобы быть натотове для
хоропкого удара по противнику. Bee эти
Дни роснтехник 1-го ранга Глинский, ме-
даних и одновременно комиссар отряда,
Просил командование, чтобы ето пустили
в поход. Сегодня ему почти улалось у06-
дить военкома части

Глинский оставался нечувствительным
® качхе, возраставшей с часу на час, и
10 вечера побывал на всех катерах. Он
побеседовал с бойцами 00 обстановке на
фронте, четыре раза прочитал письмо,
прииехтее на имя убитого лейтенанта Го-
пунова. Мать Голунова писала, что нем-
WM сожгли колхозные постройки, увели с
00б0ю всех здоровых женщин и мужчин,
че успевших уйти в лес, что отца они

———————

расстреляли и что учительница сошла ©
ума. И всякий раз, когда Глинский. закая-
чивал чтение письма, кто-нибудь из слу-
зпателей сумрачно говорил: ‚

Й эв них, и за лейтенанта заодно
отомстим. Пускай только вырвемея Ha
торпедный залп!

Глинский кивал толовой и молча пря-
тал письмо в боковой карман рядом ©
сообщением о гибели ето жены и pedeH-
ка. Да. метить, только метить!

Ha следующий лень Глинского вызвали
положить о состоянии материальной части.
Он сказал, что катера все ло одногР мотут
итти в операцию. Комдив. отпустил его, &
военком сказал, что © разрешения военко-
ма соединения он может итти на любом
катере.

Тлинский выбрал катер, которым ране
командовал Годунов, и отправился вместе
с6 старшим лейтенаятом Бобковым.

Катер Бобкова и Глинского шел конце-
вым. Когда в сумерках OHH пересекли
большую морскую дорогу между укреплен-
ным островом противника и его базой,
комдив дал сигнал переменить строй.

Внезалню они увидели караван из пят-
налщати кораблей.

Тлинский снял глушитель, дал газ.
Он видел размеренные, автоматически бы-
стрые движения боцмана.  соелинявшего
баллоны  дымаппаратуры, видел, kak
на пути катера стали скользить цветные
трассы неприятельских снарядов. А Боб-
ков застыл перед прицелом, и только руки
его осторожно перекладывали руль.

Глинский понял, что командир уже вы-
брал цель. но он не мог опрелелить —
то ли это шШирокоскулый двухтрубный
транспорт, пьяно меняющий курсы. что-
бы сбить атакующих с цели,

—

ea

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Личный

коммунист

Стойко и мужественно дерутся © врагом

6-   моряки Азовской флотилии. В ожесточен-
- пых боях
ого вражеского коль-   захватчиков коммунисты кораблей пока“
® думал о выхоле. Он   зывают замечательные образцы

против  немецко-фашистових
точного
выполнения ° боевых приказов. Умения
драться с врагом до последней возможно-
сти. Личный пример коммунистов °вдох-
новляет всех командиров и краснофлотцев
на новые подвиги во славу родины. Вт
несколько примеров из боевой деятельно“
сти доблестных азовцев.

Один из кораблей флотилаи одиннадцать
Часов вел упорный бой с противником Ha
морских подступах к городу, временно
захваченному немцами. Фащисты били по
кораблю из орудий, минометов, пулеметов.
С воздуха то и лело обрушивали удары
вражеские самолеты. Но ничто не могло
сломить упоретво моряков.

Корабельным огнем руководил  комму-
нист лейтенант Савельев. Он был трижды
ранен. Преодолевая боль, Савельев ocTa-
валея на посту и продолжал управлять
огнем; Меткие залпы подавляли одну 33
другой батареи и пулеметные точки вра-
га, срывали атаки самолетов. \

Примеру Савельева следовали коммуни-
сты Кобец, Сергеев и Балмасов. Они тёк-
же проявили в этом бою исключительную
выдержку и мужество. По ним равнялся
весь экипаж корабля. Раненые  красно-
флотцы помогали друг другу делать пере-
вязки и продолжали выполнять боевое за-
дание. i

Неувядаемой славой покрыл себя и ка-
тер, которым командует коммуниет  лей-
тенант Тафт. Как-то катер был в. дозоре,
В это время на берегу происходил жар-
кий бой,

-— Ходить, так с пользой, — решил
Гафт. — Будем бить фашистов и мы.

Артиллеристы катера открыли огонь по
врагу, истребляли ето живую силу и тех-
нику,

Весь этот день шли жаркие боя. С
утра несколько раз появлялись  фашист-

поимер
BeG@30BL,eB

РАЙ

ские самолеты, но меткий огонь зенит-
Чиков катера заставлял их уходить прочь.
Артиллеристы Боженко. Неживой, Фило-
нов и Темержнев под руководотвох  лей-
тенанта Гафта отразили все атаки фаши-
отеких летчиков. В итоге боев катер уни-
чтожил своим огнем несколько десятков
немцев, немало техники ий сбил два вра-
жеских самолета.

.. пункту Н. шли 26 вражеских са-
молетов. Навстречу им вылетели три
ИИ Они смело ринулиеь
в: бой.

‚ В. первой же схватке астребитель Лебе-
дев сбил ведущий самолет противника.
Через две-три минуты от меткого огня
Лебедева рухнула на землю еще одна 6з-
шистская машина.

Столь же отважно и умело дрались и
два других наших летчика. Фашисты не
выдержали атак сталинских соколов, по-

спешно сбросили свой груз кула попало и
ушли.

..Кюммунист Ковалев повел группу бой-
OB в развелку. Морякам было приказано
выяснить силу врага и привести «язы-
ка». Разведчики отлично выполнили это
задание и возвращались к себе. По пути
они неожиданно наткнулись на вражеский
1зот. Немцы открыли по морякам интев-

слвный ружейно-пулеметный огонь Чтобы.

продолжать путь, необходимо было уни-
чтожить дзот. Сделать это вызвалея мо-
лодой коммунист Хоменко. Он по-пла-
стунеки прополз около 300 метров и 3a-
бросал фашистский дзот противотанковы:
ми гранатами. Ни один из гитлеровцев не
ушел оттуда. Разведчики без потерь в0з-
вратились в свою часть,

Так сражаются © заклятым врагом ком-
мунисты Азовской флотилии. Глядя na
них, бойцы и команлиры действуют в
боях увереннее, тверже.

_ Старший политрук М. МАЛЫШКОВ.

Азовская флоталия,

Самолет в подарок Партизанскому краю

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, (Спец.
корр. ТАСС). Личный состав Н-скях под-
вижных авиаремонтных мастерских, ге
начальником  инженер-подполковник 7.
Иванов, в сверхурочное время построил
для славлых народных метителей самолет.
На фюзеляже боевой машины красуется
налиись «Партизан».

На-днях в торжественной обетановке с0-
состоялась передача самолета представит
лям Пэзртизанского края.

Бойцы и командиры части обратились
к советским патриотам, беззаветно сража-
ющимеся в тылу немецко-фашистоких за-
хватчиков, с пламенным письмом:

«Сейчас, когда над отчизной нависла
грозная опасность и Красная Армия в

ожесточенных сражениях отбивает  fie-
шеный натиск врага на Юге, мы переда-
ем вам, славным народным  метителям,
бойцаи Партизанского края, самолет
«Партизан», Родные наши човарищи-пар-
тизаны, вы самоотверженно выполняете
свой долг, Мы обязуемся в это тяжелое и
трозное для` ролины время  удесятерить
свои силы и выполнить августовский плач
зосрочно.

Так бейте же смело проклятых фаши-
crop!

Слава вам, народным метителям, громя-
щим тылы немецких захвалчиков!».

Боевой самолет поступил уже на во-
оружение. Партизанского края.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. 10 августа.

(Спецкорр. ТАСС). На имя знатного снай-

пера Н-ского ° подразделения  Наколаева,
который, как уже сообщалось в печатая,
уничтожил за 3 дня 104 фашиста, по-
ступают многочисленные письма с горя-
чим приветом и поздравлениями от тру“
дящихея города Ленина.
Мастер-орденоносеп одного
Буштырков пишет снайперу:

из заводов

`”^ Ленинградцы-—снайперу Николавву

— Узнал © твоем беспримерном подви-
ге. Это, дорогой мой боеп, великое дело.
Привет тебе и спасибо. Мы помним. доро-
гой товариш Наколаев, зиму, помним вась
этот суровый год. п мы знаем, что враг
заплатит нам за все, за все разрушения
ий страдания. Бей, родной, бей немцев так,
как в эти три дня. Учи товарищей высо-
кому искусству снайпера. Пусть в нашей
Красной Армия будут тысячи, лесяткя и
сотни тысяч таких, как ты.

МАТЧ АРХАНГЕЛЬСКИХ ФУТБОЛИСТОВ
И КОМАНДЫ АНГЛИЙСКИХ МОРЯКОВ

АРХАНГЕЛЬСК, 10 августа. (От наш.
корр.). Состоялся второй футбольный матч
между сборной командой английских м0-
ряков и сборной города, Первый матч
сборная Архангельска проиграла со счетом
4:1, Архангельць провели рял трениро-
вок и в последней встрече им удалось
взять реванш.

Игра сложилась очень интересно. На
протяжении ‘первых 20 минут центр-фор-
вард архангельской сборной, Перепелкин
забил три мяча, Обычная оборонительная
тактика английских футболистов на этот
раз не оправдала себя. Англачане  пере-
строили тактаку игры и, плотно «закрыв»

Eas ВЯ

Ви ЕЯ

Жгучая волна воздуха сорвала ¢ Глин-
ского фуражку и бросила ето в ралисту
Он с трудом выпрямился,  скользнул
взглядом по приборам. Тахометры действо:
вали, и ничем смущающего не было в
‘их показаниях. На голову военкома что-
то капало, и он догадалея о стралином
таньше, чем обернулся. Бопман-пулемет-
чик свисал над рубкой с размозженных
затылком. я застывшие глаза ем омот-
рели в нежное предвечернее ‘небо.

Глинекий вызвал из моторного отсека
старину и ветал вместо боцмана. У него
сейчас были универсальные  обязанное-
ти — пулеметчика, сигнальщика, боевого
санитара.

Большой пароход противника в клубах
пламени медленно уходил кормой в воду,
другой в мгновение перевернулся, показав
мшистый зелено-красный киль, и paccer ¢
шумом воду.

Бобков помахал рукой. Глинский крик-
нул:

— Позлравляю, давай второго.

н только сейчас сообразил, что паро-
хол, который мигом перевернулся, торпе-
дирован их катером.

Но Бобков спова прелостерегающе пох-
нял руку, и Глинский усльипал шум мо-
торов. Невилимый враг выбирал окно для
никирования. Вдруг Глинский увидел
длинную ‘тень на воле. Тень бежала на
советский катер -— тень шюдкоровекого
катера с автоматическихи пушками. Он
опустил ствол пулемета и дал длинную
очереть. Чеканная пробь перекрыла глу-
хие звуки стрельбы с катера противника.
Белефинн неправильно рассчитывал дви
жения Бобкова, и шрапнель рвалась недо-
летами, вспучивая воду. Только олин pas
по носу взлетел фонтан фугасвого снаря-
да. Бобков успел дать телеграфом сигнал,
и катер легко прошел мимо смерти. Теперь
Ravep снова шел в атаку. и силуэт гер-

то ли иино-   манского эсминца. мошното корабля, тре-

посец, торопливо стреляющий всем бор   ляющего из всех орудий главного калибра,
том, выходящий почти навстречу катеру.   быстро прибляжался,

=

ЕВЕ:

опасного центр-форварла, резко перешли
в атаку, У ворот обеих команд нефдно-
кратно создавались опасные моменты, но
до конца первого тайма сохравилея счет
6:3 в пользу Архангельска.

Во второй половине англичане еще бо-
лее усилили натиск и им удалось забить
два мяча, пропустав в свои ворота толь-
ко один. Общий счет ‘матча 7:5 в поль-
зу сборной Архантельска, которой удалось,
такими образом, в упорной борьбе с рав-
ным противником добиться реванша,

Восхищение многочисленных зрителей
вызвала игра центра нападения антличан
Платса и полузащиты Поэмбетона.

ЕЕ ПД ЗАТ ИО

«Уйлет, не уйдет», — галал Глинский,
продолжая наблюлать за горизонтом и воз-
духом.

«Уйлет, — решил он, — уйдет,
сын! Вынтустил Бобков».

Но миноносеп в это время ткнулея но-
сом в водяную гору и снова появился,
только уже без полубака, со стэанно по-
виспгим над волю мостиком.

-—- Лейтенант Стежкин! Стежкин olle-
редил! — крикнул Бобкову Глинский. —
Это, брат, все одно, нашего отряда. — на-
шего, в один котел.

— Определенно! — крикнул Бобков.

«Ах, Стежкин, мололчага,  молодчатз!
Неларом еще осенью послали мололото
старшину на курсы и приняли в партию
по боевой характеристике, Вак ловко пот-
скочтл, как элорово!». В глазах Глинского
собственный успех померк и первое место
он отвел Стежкину,

Но чересчур рано стал OH подводить

сукин

] итоги бою. Воздушное охранение немпев,

хоть и с запозданием, появилось, чтобы
спасти остатки каравана. Немецкие штур-
мовики срывались из-за облаков и осыпа-
ли катера шрапнелью, хлинными очередя-
ми ПУЛЬ.

Одну за другой сменяя ленты  Глин-
скай, пока рикошетировавлиий осколок не
позалил его рямму с бопманом.

Глинский пришел в себя
возвращения на базу.

Он лежал pa узкой койке и смотрел на
рарту. Перел глазами его была вся роли-
Ha,