у“

—— 2

ro

ea th

13 августа 1942 г., № 189 (1140)

Агитатоеры-фронтовики

День и ночь не утихают кровопролит-
nue бои на юге. Родина переживает гроз-
ное время. От каждого бойца требуются
исключительная стойкость, упорство и са-
уоотверженность в борьбе е врагом.

Теперь, как никогда, должно звучать
пламенное большевистское слово  агитато-
ра-фройтовика. Оно должно еше сильнее
разжигать У наших бойцов ярость и не-
павиеть к врагу, звать советекого вочна
на рошетельный бой с фашистскихи пол-
ala Ma,

Работа агитатора на фронте необычай-
no трудна и сложна. Она тогда лишь бу-
дет плодотворной, когда агататор крепко
связан с мзесами. знает обстановку. умеет
подсказать бойцу, как надо действовать в
критические моменты боя. и сам показы-
заст прамер мужества и стойкости. Ara-
татор, у котором слово не расходится с
хлом, становится близким краснофлотцу
человеком, его лучшем другом и совет-
чиком,

Именно таким является кандидат в чле-
вы BRIM(6) т, Мирошнак, Не дожидаясь,
porta соберется большая аудитория, он
беседует с двумя-тремя бойцами, а иногда
п соднии, Живо и увлекательно расска-
зывая о событиях на фрояте, т. Мирош-
лик умело использует местные факты, и
поэтому его рассказы приобретают особый
лнтерее и злободневность. Примером мо-
жет служить проведенная мм беседа о ну-
хотю и стойкости в бою.

На героических делах  моряков-чеово-
open агитатор. показал моральные каче-
(тва советских воинов. ‘Тов. Мирошнак
рассказал 0 боевом подвиге краснофлотпз
своей батареи Бескровного. храбьо  отра-
давшего атаки вражеских самолетов.
Несмотря на три пулевых. ранения, он
no ушел с поста. Обливаясь кровью,
краснофлотет продолжал действовать до
тех пор, пока дружным ‘огнем батареи
(тервятники не были отогнаны, Рассказ
0 подвиге Бескровного вызвал большой
литерее у слушателей. Они заявили, что
будут действовать в бою так же, как их
товарищ по батарее.

(чу т. Мирошник — емелый я отваж-
НЫЙ младший командир — знает свое де-
№ ик тому же неплохо влалеет зенит-
вых пулеметом. В бою он действует ре-
пательно, быстро м в нужный момент
таловится ва пулемет.

Aratarop должен быть всегда с бойца-
ми. Нередко случается, что бойцы нахо-
лиея в индивидуальных и парных око-
пах, Днем связаться се ними нельзя, —
уалейшее движение вызывает минометный
п пудеметный огонь противника. И вот,
наши агитаторы ночью пробираются к
(опа, рассказывают им © сообщениях
(овотского Информбюро, © делах на фрон-
те, 06 отличивиияхся бойцах своей части
п подразделения. В таких аа Da-
fotaet RoMcoMONen-arutaTop. Tr, Геращеняо,

Весь день фашасты пыталась проовать
нию натей обороны. Но они ветрети-
1166 ‹ Уюрным сопротивлением  черно-
мордев,

В вечеру гул арталлерийской каноналы
утих. Перестали ‘выть назойливые мины.”
ить изредка доносились короткие 9ч6-
ми пулеметов м одиночные винтовочлые
выстрелы,

Комсомолец Геращенко сидел в окопе.
(п просмотрел короткие записи в своем
блокноте, прочел принесенные m3 полат-
отдела газеты, & затем отправился к бой-
цам в овопы. Здесь его давно ждали,

Началея разговор о сегодняшних  бое-
вых делах. Тов, Геращенко рассказывал о
тероизме помкомвавода т. Бойко. Бойцы
внимательно слушали.

— Будем так бить немцев, чтобы ско-
№ приблизить нашу победу, — сказал
в заключение атитатор.

Беседа продолжалась долго, и лишь
поно ночью вернулся Геращенко к себе.

Другой агиталор коммунист т. Roba од-
нажлы бым послан на Корректировочный
пет. Виереди располагался батальон м0-
ряков, Враг в течение этого AHA четыре
pase бросался в атаку, во напрасны были
его усилия. Моряки при поддержке ар-
тиллерии гнали немцев на исходные пози-

ции,Сотни вражеских трупов устлали по-
ле боя.

Ничто не ускользнуло от пытливого
взора агитатора. Вечером т. Коба узнал,
ч10 паши потери очень незначительны
благодаря хорошему окапыванию и ма-
скировке, & особенно благодаря стойкости
и выдержке моряков.

Вернувшись на батарею, т. Коба рас-
оказал об этом бое. Ов сделал правильный
вывод: для храбрых и сообразительных
людей ничто не страшно. На конкретных
примерах т. Ёоба показал бойцам, что
окапывание, маскировка, готовноеть ору-
жия к обороне и стремительноеть контр-
ударов принесли части успех. Горячее,
правдивое слово агитатора Кюбы было убе-
дительным и доходчивым.

При подготовке к десантной операции
агитатор т. Князев всю свою работу на-
правил Ha TO, чтобы обеспечить безотказ-
ное действие орудий. Он тщательно го-
товил свой расчет. Краснофлотца Анфимо-
ва, недостаточно опытного, он тренировал
отдельно. Так. занимаясь конкретно ©
каждым бойцом, т. Князев добился отлич-
ных результатов в стрельбе по воздуш-
ным целям,

Как только было получено боевое зада-
ние, он собрал своих бойцов и рассказал
им о боевой задаче.

В результате тщательной подготовки и
раз’яснительной работы, проведенной т.
Князевым, его расчет ‘действовал смело,
четко и слаженно. Краснофлотцы, промок-
шие, без сна и отдыха, стояли по 30 ча-
сов на боевых постах под жестоким вра-
жеским обстрелом,

Настроение у всех было бодрое. Катер
в течение восьми часов отражал воздут-
ные атаки. Пушки и пулеметы били по
врагу метко и безотказно.

Работа атитатора почетна и блатородна.
Его слово вдохновляет на подвиги, созда-
ет уверенность в наших силах, выковы-
вает у бойцов. мужество и отвагу. Агита-
тора всегда ждут, он желанный гость 7
краснофлотцев.

Атитаторы корабля, тде звоенкомом т.
Лоскутов, ведут большую работу. В их 60-
став входят коммунисты и комсомоль-
цы — передовые бойцы, многие из кото-
рых отличились в боях против немецко-
фаптистеких захватчиков. ie

‚Последние известия с фронтов отечест-
венной войны и все новости дня на ко-
рзбле узнают от агитатора Володинцева.
Каждое утро он записывает сообщение (0-
ветекото Информбюро и важнейшие теле-
граммы ТАСС и при первой возможности

пересказывает их содержание краснофлот-

цам и командирам. Радист  Володинцев
редактирует «Боевой листок», выходящий
через день. В него пишут многие красно-
флотцы и командиры.

Агитаторы широко используют художе-
ственную литературу. Тов. Филоненко. в
беседах использует произведения советских
писателей и сборники боевых эпизодов.
Часто он цитирует мыюли из книги вели-
кого русского полководца Суворова «Ha-
ука побеждать», приводит выдержки из
биотрафической повести o Вутузове.

У нас вопыю в правило ежедневно иро-
водить обзоры военных действий на фрон-

тах отечественной войны. Ряд таких 06-

зоров провел военком т. Лоскутов,

С бойцами, занятыми на вахтах, ати-
таторы проводят дополнительную работу.
В план атитадионной работы на корабле
включены интересные‘ беседы, коллектив-
ные читки газетных статей и отрывков из
художественных произведений. Партийная
организация умело руководит агитаторами,
оказывает им помощь в их большой и блд-
годарной работе.

Bor Tak в дни суровых и ожесточен-
ных боев работают агитаторы-больневики
Черноморского флота. Они пробираются
сквозь ураганный OTOH на передовые
линии к бойцам, становятся к пушкам, со
штыками наперевес бросаются на врага,
увлекая за’ собой краснофлотцев.

Старший политрук Н. АХЛЮЕВ,
Черноморский флот. ;

Библиограф ия
Певец мужества и стойкости

На плоту сидели трое мужчин и одна

Когда терманские фашисты подошли Е
Тенинграду, они напечатали пригласитель-
ные билеты на банкет в ресторане «Асто-
ия», — настолько они были уверены B
ноинуемом падении города. Но фаписты
потеряли сотни тысяч солдат, тыеячи Ca-
уол6тов и танков, а Ленинграда не взяли
ни штурмом, ни осадой, ни голодной бло-
вадой.

«Когда враг приблизилея к тороду, —
рассказывает Николай Тихонов в очерке
«Геронческай Ленинград», — он даже не
wor себе продотавить всю силу той нена-
зисти, какой кипели ленинградские люди,
кей мощи сопротивления, всей гордости
ленингралцев за свой город, всей их реши-
мости бороться до конца, бороться, если
910 будет надо. не только на подступах
К роду, но на его улицах, сражаться 34
каждый дом, за каждый перекресток».

Певцом непоборимой стойкости города
Ленииа выступил писатель и поэт Нико-
лай Тихонов.

Тихонов правливо рассказал © неимо-
верных трудностях и лишениях, выпавших
на долю защитников Ленинграда. Не было

CHT, стали трамваи, нехватало топлива,

квартиры стоял холодные. нехватало про-
вОЛьетвия,

По сильнее трудностей и лишений были
люди, советские люди, твердо решившие
8 сдаваться, но отступать. биться до по-
че ного, — и они отстояли город.

Ленинградские рассказы Тихонова так
л озатлавлены; «Черты советского чело-
ива». Они рисуют нравственный облик
‘озотекого человека, ето способность итти
18 жертвы и переносить испытания, его
тойхость, которая сильнее смерти и 10-
торая ведет к победе.

Вит один из этих рассказов — «Я юди
па плоту» Бомба ударила в верелину ко
рабля. Он стал тонуть. Срели людей, пры-
тнувших в холодную волу Финского зали-
м, был фотограф, у которого на плече ви-
‘д тяжелый фотоаппарат, Он захлебывал-
(я, шел на лно и вновь подымалея на по-
Зе рхность воды. Открыв глаза, он увидел,
10 ето подняло рядом © плотом,

женщина. Женщина была в последней
степени отчаяния, Она кричала истошно
и жалобно, Полузахлестнутый водой фото-
траф спросил, «как ему Показалось, гро-
новым голосом, чтобы перебать ‘крик жен-
THEI...

— Кто здесь кохмунист? о

Крайний к нему человек посмотрел Ha
него в упор сверху вниз и сказал: «Я...»
и протянул руку, чтобы помочь фотографу
взобраться на плот.

— Так что же вы, товарищ, — сказал
медленно фотограф. — Женщина так кри-
чит, надо же ее успокоить — BbI, TOBA-
рии...»

Тут огромная волна подбросила плот,
утянула фотографа в тлубину и, когда
его выбросило наверх, он никакого плота
поблизости не нашел,

Люди на плоту спаслись. Спасся и фо-
тограф. Когда один из мужчин на плогу и
фотограф встретились, последний спросил,
улыбаясь: «Ну, а как женщина? Успокои-
ли?» Ето собеседник смутилея, но все же
ответил: «Успокоили. Взяли себя в руки
и успокоили Ваш оклик вернул нас всех
к жизни. Вы тах неожиданно возникли из
моря п так неожиданно исчезли, что мы
потом, когда спаслись. все время хумали
о вас и говорили. И я пришел сюда спе-
пиально рассказать о вашем поведении...»

«— Ну, какое там поведение», — ма-

хлул рукой фотограф. Он был скромный
обыкновенный ленинградский человек. Он
даже не понимал, что вел себя отлично,
героически. В минуту смертельной опаено-
сти, полуутонувший, в холодной соленой
воде. под обстрелом вражеских стёрвятни-
ков, он думал не о себе, он ободрял лю-
дей, взывал к их мужеству, к чуветву то-
варищества и. Долга.

Преданность, товарищеская солидарность
и взаимная выручка, стойкость, железная,
несгибаемая, при всяких условиях, при
любых обстоятельствах — вот черты ‹0-
ветского человека, которые сделали Ленин-
град неприступным. 06 этом и рассказы-

= ее ы

РАСНЫЙ ФЛОТ

Действия торпеденосной

Северный флот. Пост CHaC, Ha снимке: начальник поста

Враг наступал, медленно окружая wop-
скую батарею. Краснофлотпы и коман-
диры ветречали фаптистов пгквальным 9г-
нем. Днем и ночью батарейцы вели огонь,
сокрушая технику и живую силу насту-
павшего врата,

Линия фронта изгибалась вое круче и
круче в том месте, где стояла батарея. Вот
уже батарея вклинилась полуостровом в ли-
нию фронта. Но никто из батарейцев не
думал оставить свой боевой пост. Моря-
ки стойко держали позицию. Батарея
оставалась неприступной крепостью 10
последнего снаояда.

Линия фронта замкнулась позади 6a-
тареи. Но и очутившись во вражескои
кольце, военные моряки остались верны-
ми своему долгу. Они до последней воз-
можности не покидали свою батарею, би-
ли до тех пор, пока можно было исполь-
зовать грозные орудия.

Кто-то из краснофлотцев в пылу боя
перефразировал стадую морскую песню, и
она зазвучала на окруженной батарее:

Врагу ‘не сдается нат горлый моряк,

Пощалы никто не желает...

Фашисты так и не взяли батарею.
Когда вышел весь боезапас и грозные
орудия стали беспомощными, моряки
взорвали орудия, штыком и пулей проби-
ли окружение и ушли по родным, знако-
мым тропам в крымекие горы и лесз,

Отсиживаться в горах. и лесах?.. Жлать

выручки?.. Нет, нео-такой характер у.

военных иоряков. Они везде остаются
моряками, готовыми драться в врагом в
любых условиях. Будучи отрезанными,
OHH стойко сражались с врагом. Когда
было использовано все, ‘что’ можно ис-
пользовать для истребления ненавистных
фашистов, моряки взорвали батарею в
ушли в леса, чтобы здесь партизанскими
методами истреблять врагов. Морской за-
кон: драться де последней пули, драться
до последнего дыхания ‚— закон военных
моряков живет в крови каждого батарейца.

Моряки разбились на две группы. Одна
труппа из 38 краенофлотцев во главе о
командиром батареи пошла в один район,
другая групиз из 10 краснофлотцев Bo
тлаве © комиссаром батареи осталась Ha
участке ближе к морю. Моряки, связав-
шись с партизанами, начали устраивать
дерзкие вылазки, налеты на коммуника-
ции и гарнизоны врага.

На-днях от батарейцев получено пись-
мо,

— Мы живы, — пишут они, — MH
действуем и будем действовать, пока хоть
один фашистский  мерзавеп топчет пога-
ным сапогом нашу родную советскую зем-
лю.

вает Тихонов в своих ленинградских но-
веллах, а

Тихонов — давний житель Ленинграда.
Он любит свой город, он разделял вместе
в другими его жителями все опасности и
тяготы осады, своими стихотворениями он
кревил мужество, упорство и стойкость
своих сограждан. Ленинградекие отихи Ти-
хонова времени войны собраны в сборни-
ке «Огпенный год». Сборник открывает-
дя стихотворением «Наш город»:

Нали город! В нем увидишь ты

Закалки ленинской черты,

Неиесякаемую волю.

Вглядись — в нем сталинокая стать,

Не может в битве он устать —

Врага он к бегству приневолит!

В сборнике напечатана поэма Тихоно-
ва «Киров с нами» — одно из тех про-
язведений поэта, за которые он был у10-
етоен Сталинской премии. В насторожен-
ной тишине, разбуженной грохотом ноч-
ного боя, Киров обходит Ленинтрад, что-
бы полдержать ето защитников, чтобы 3а-
калить их стойкость. Киров видит:

‘Стоит часовой над водою,
Моряк Ленинград сторожит,
И это лицо молодое

0 многом ему говорит,

И он вепоминает матросов
Каспийских своих кораблей,
Что дрались на волжеких откосах,
Среди астраханских полей.

И в этом юнце крепкожилом
Такая ж пригожая стать,
Такая ж геройская сила,
Такой же огонь не спроста,
Прожектор из сумрака вырыл
Его бескозырку в огне,
Названье победное: «Киров»
Грозой заблистало на ней...

Подлые атенты вероломного врата, на-

старшина 1-Й статьи

Г. Пысев, награжденный медалью «За отвагу» (слева), и старшина 2-й стать
И. Близнюк.. Фото Н. Верить

МОРЯКИ В ТЫЛУ У ВРАГА

`Моряки жестоко метят врагу. Ни днем,
ни ночью нет покоя фашистам от бала-
рейщев, ставших партизанами. То взлета-
от на воздух мост, то нарушаетея линия

связи, то вдруг загораетея или разлетает-
ея на куски от взрыва автомашина на
 крутом повороте. Враг. как зверь, вынуж-

aH ходить по крымеким дорогам © опас-
кой.

Батарейцы в письме ках бы отчитыва-

ются перед своими товарищами-моряками в

боевой деятельности в тылу врага.

С тех пор, как они ушли в леса, толь-
KO одна группа из десяти моряков, дей-

ствующая под командованием комиссара
батареи т. П., взорвала 4 моста, уничто-
жила 12 вражеских автомашин, истребила

219 фашистов. Тридцать раз моряки-пар-
тизаны нарушали линию связи в, фашист-

ском тылу. А каждая починка этой линии
очень дорого обходится врагу. Для тото
починить линию CBHI, фапгисты
крупные отряды,
ибо мелкие группы немецких связистов
  итреблятотея моряками.

чтобы
вынуждены посылать

Ценою больших потерь починив линию

евязи, враги не могут быть спокойны 3a

6в работу. Ераснофлотцы снова рвут связь
в другом месте и спокойно ждут в засаде
прибытия новой ремонтной группы фапи-
стов, чтобы опять перебать несколько вра-
тов. :

Батарейцы вместе © крымскими парти-
занами держат в страхе оккупантов и п0е-
лателей, выполвяющих тнусную работу в

тородах и селах, занятых немцами.

‚ Моряки-партизаны бесстрашно ходят в
глубокие развелки, наносят неожиданные

улары по врату Они тверло стоят на сво-
ей земле. Они знают, что эта земля при-

наллежит им — советским гражданам, что

всякий. кто ‘посягнул на нее. есть смер-
тельный ‘врат родины, и ето ‘надо беспо-
щадно уничтожать. Моряка стойко дерутся,
тде бы она ни очутилиеь: на море, Ha
суше, во вражеском тылу.

— Дерутея, как моряки! — говорят в
народе о стойких, мужественных воинах.

Эту народную славу завоеванную в боях

беспримерной храбростью и мужеством, ба-

тарейцы несут, как знамя. Врагу не
сдаетея наш гордый моряк!

Хорошие, бодрые вести идут от парти-
зан из вражеского тыла. Они ралуют <ерд-

це. Они поднимают боевой дух. Сердде

военного моряка бъется жаждой боя 6

врагом, боя не на жизнь, & на смерть,
ло полной победы над врагом.

Славз мужественным краснофлотцам, не

сложившим оружия и в тылу врага!
Политрук М. ВЕЛИЧНО,

Дет ee ПОСЛЕ

2S ЗЕЕ

защитниками Ленинграда и стойкими вои-
нами, опрокинувшими врага и погнавши-
ми его назад из-под Москвы.

Железная, несокрушимая стойкость —

верный путь в победе. Два героических
города. лва брата, два богатыря — Ленин-

трад и Москва учат выдерживать натиск
врага, не отступая, учат победе, ведут к

победе.
Не дорожа своею головой,
Испепелим врага, кровавым градом —
Блянемея в том могучею Москвой,
Елянемея в том любимым Ленинградом.
Она взойдет, победная заря,

Над тьмой немецкой, злобной и холод-

ной, —
Лва города, как два богатыря.
`Возглавят праздник славы всенародной!

Тихонов — поэт-романтик, романтик

подвига, долга, стойкости и выдержки пе-
ред лицом опасности. Его герой — чело-
век, не останавливающийся ни перед кд-
кими препятствиями, He

ло конца, хотя бы ценою своей гибели.
«Мёртвые, прежде чем пасть, делают шат
вперед», — написал он в одной из своих
довоенных баллад. Долг, воспеваемый Ти-
хоновым, — понятие не абстрактное. Долг
освящается великой идеей. Истинный под-
BUT, истинный герояческий поступок мо-
жет быть совершен только BO HMA JOB
Е родине и в0 имя любви к людям.
Тихонов — гуманист, гуманист воин-
ственный, знающий, это в истории быва-
107 нмоменты, когда гуманность надо от-
стаивать с оружием в руках. «Чтобы ни
кричали немецкие злодеи, — пишет Ти-
хонов в одной из своих сталей, — о «рас-
крбощении воли», об освобождении от
совести, о праве убийцы, претендующего
нА мировую власть, — на свете есть
правла, на свете есть справедливость. на

павшего без об’явления войны на СССР,   свете есть ненависть».

убили Кирова. Вся страна, все ленинград-
цы

...ето провожали

Как друга, вождя и отца.

Й Киров остался меж ними,

Сражаясь, в работе спеша,

Лишь вспомнят могучее имя,

И мужеством крелнет душа.

Тихонов в своих стихотворениях ведет

тероическую перекличку между стойкими! —

Слово Тихонова, поэта, писателя, гра-
жданина и патриота, зазвучало боевым
призывом с первого же дня вероломно
нападения Гитлера на СССР.

В газете. в листовке, на митинге и по
радио, в журнале, в брошюре и в кни-
те Тихонов зовет к ненависти, к отпо-
ру, к непоколебимой стойкости, к защите
отечества, к победе над врагом,

в, КИРПОТИН.

ты 15—100 метров, причем’

‘высоты 20—30 метров.

страшащийся
смерти, человек, выполняющий свой долг

=

авиации

(ПО ИНОСТРАННЫМ ДАННЫМ)

Вторая мировая война дала возмож-
ность проверить действенность  воздуш-
но торпедного оружия в разнообразных

‚условиях боевой обстановки. Не один де-

сяток крупных боевых кораблей и боль-
1108 количество транспортов была  торпеда-
рованы < воздухаи нашли могилу на дне
морей и океанов. Не удивительно поэто-
MY, что воюющие страны обращают сейчас
самое серьезное внимание на развитие и
совершенствование конструкции воздуш-
ных торпед и отработку техники торие-
дометания,

Основное назначение  торпедоносной
авиации — нанесение ударов по кораблям
и силам флот» в походе и на якорной
стоянке в базе. Инотда  самолеты-торие-
доноспы используются в качестве обыкно-
венных бомбардировщиков. Торпедоносная
авиация по существу является дальней-
шим развитием бомбарлировочной авиации,
приспособленной для действий по морским
целям. В качестве торпедоноецев исполь
зуютея и сухопутные и морские самоле-

Тты, базирующиеся на береговых аэродро-

мах или на авианосцах.

В зависимости от характера поставлен-
ных задач и оложившейся обстановки, са-
молеты-торпедоносцы используются само-
стоятельно, совместно с бомбардяровочной
и астребительной авиацией, с падводны-
ми и подводными &опаблями и средствами
береговой обороны, наконец, в полном
взаимодействии со всеми другими вадами
авиации, надводными и подводными ко-
раблями флота.

Изучение опыта. второй мировой войны
привело ряд иностранных специалистов к
выводу, чт главный удар, как правило,
наносится торпедой, & бомбардировочная
авиация, действуя совместно ¢ торпедо-
носной, обеспечивает  зтаку,  отвлекая
внимание противника, расерелоточивая его
отонь, подавляя зенитную артиллерию и
морально воздействуя на личный состав
вражеских кораблей. Атакуя корабли или
соединения флота, группы торпедоноспев
эшелонируютея по высоте и в глубину, и
самолеты подходят в цели обычно с двух
или нескольких направлений. Такой ме-
тол атаки почти исключает возможность
маневрирования кораблей, рассредоточива-
ет огонь зенитной артиллерии и пулеме-
тов по нескольким 0б’ектам, чем умень-
шает его плотность, & слеловательно, и ве-
роятность поражения  самолетов-торпело-
носцев. Шри торпедной атаке крупныма
силами самолеты обычно подходят к пе-
ли последовательными волнами, идущими
одна з» другой на дистанции 3—5 минут
полета. 2

В торпедоносной звиации применяются
‚‘етрои. илентичные строям бомбардировоч-

ной авиации, т. е строи клина звена или

Лина звеньев, строи пеленга звена или
пелента звеньев. Применение того или ино-
№ строя зависит от обстановки, условий
BUINMOCTH, количества самолетов и т. п.
Так как корабль представляет собой. срав-
нительно небольшую ‘цель, & маневр груп-
пы самолетов в строю крайне сложен и
стеснен, то обычно боевой порядок тор-
пелоносцев образуется ‘из отлельных зве
нъев (лва-три самолета) и даже олиноч-
ных самолетов, выходящих на цель по-
следовательно. Как правило, по стоящим
кораблям применяется одиночное торпедо-
метание, а по маневрирующей цели —
трупповое, Опыт нынешней войны пока-
зал, чт» пеленг — наиболее рациональный
строй для атаки, так как обеспечивает
лучшее маневрирование звена или группы
и самостоятельное прицеливание кажтого
самолета. Возможен подход к пели и в
строю клина с перестроением в строй пе-
лента перед выхолом на боевой курс.

Для атаки торпедоносцы либо полходят

‚на большюй высоте, с которой и пройзво-

AAT торпелометание, либо подходят на
большой высоте, затем пикируют й бро-
сают торпеду с малых аля средних
высот, либо-жезсразу подходят на неболь-
шой высоте. В зависимости от этого тор-
педометание бывает низкое или высотное.
Низкое  торпедометание наиболев  дейст-
венно. Оно производится обычно в высо-
наиболее
эффективным считается торпедометание ©
Сбрасывается
торпела е торизонтального полетах на рас-
стоянии 10—15 кабельтовых от цели при
скорости самолета 180—300 км/час; при
падении на воду она, как правило, не
отклоняется от боевого курса самолета и
идет к цели прямолинейно,

Во избежание случаев повреждения
торпед при низком торпедометании торпе-
ды имеют специальные приспособления,
улучшающие условия полета и удара о
воду.

Атаки торпедоносцев © низких высот
аналогичны атакам торпедных катеров.
Торпедная атака скоротечна:х для точного
поражения об’екта исключительно важно
правильное определение скорости движу-
щейся цели, куроового угла и угла уп-
реждения. Естественно, что вероятность
нопадания уменьшается али увеличивает-
ся в зависимоста от того, идет ли ко-
рабль-цель прямолинейным курсом или
маневрирует.

Маневр самолета при торпедной атаке
обычно состоит из трех последовательных
фаз: сближение с целью и выход на бое-
вой -rype, боевой курс, в конце которо-
го промзводитея сбрасывание торпеды, и
выход из атаки отворотом в какую-либо
сторону. Торпедоносцы должны подойта на
дистанцию торпелометания с намболее вы-
тодными курсовыми углами пели (сектор
средних курсовых yraoB-—30—90°). Ha
боевом курсе самолет должен сохранять
строго прямолинейное направление движе-
ния. так как при малейшем изменения

курса самолета неизбежно изменяется @
вуре торпеды.

Как показал опыт, наиболее выгодна
зтава группами из 2—3 самолетов в
строю пелента © интервалахли между Car
молетами в звене около 50 метров; при
этом достигаются хорошая кучность зал-
па и достаточная ширина фронта для на-
крытия большой площади, обеспечивается
лучший маневр и создается возможность
парировать контрманевр противника. 0т-
дельные звенья эшелонируются в глубину
Ha 200—300 метров. Целенг атакую-
щей группы или звена строится в COOT-
ветствии © бортом атаки. т.е. при атаке
корабля © правого борта считается более
рациональным подходить в правом пелен-
ге, при атаке в левого борта—в левом
пеленге. ,

Сбрасывание торпед производится либо
залпом по сигналу велущего, либо сериями
в пеленге по сигналу ведущего или же само-
стоятельно каждым самолетом по своим
расчетам. Еели на боевом курсе самолеты
сохраняют куре атаки неизменным, 10
после сбрасывапия торпед они обычно
уходят < маневром по высоте и направае-
нию, что уменыпает вероятность пораже-
ния от зенитных средетв корабля. Для
обеспечения скрытного подхола в цели и
выхода из атаки иногда ставится дымо-
вая завеса. Однако из опубликованных в
иностранной печати данных известно, что
большинство атак торпедоноспев по ма-
неврирующим кораблям производилось в
этой войне без применения дымзавее. Ряд
специалистов считает, что дымзавеса мо-
жет быть исюльзована противником для
обеспечения скрытности маневрирования.

Принято считать, что особенно выгодна
одновременная атака кораблей с обоих
бортов или с олного борта, но с двух на-
правлений. При атаке группами © раз-
ных налтравлений большое значение име’
ет предварительная договоренность коман-
диров групп о направлении отворота само-
летов после сбрасывания тортед.

Высогное торпедометание по существу
аналогично бомбометанию 6 горизонталь-
ного полета (т. е. торпеда сбрасывается
прицельно, как обыкновенная бомба) и
производия © высоты 1.000—4.000
метров. Торпеда сбрасывается © парашю-
том, который при соприкосновении ее ©
BOLO автоматически отцепляетея. 0ево-
бодивиись от параптюта, торпеда начинает
двигаться по криволинейной территорий
(по окружности, спирали и т. 4.) до тех
пор, пока не попадет в пель и пока ра-
ботает ее лвижущий механизи. Сбрасыва-
пие циркулирующих торпед е большой вы-
соты применяется главным образом Ф пе-
лью сковывания маневра . кораблей, но
иногда высотное торпедометание использу-
ют и для нанесения основного удара. В
этом случае стремятся к наибольшему
насыщению торпедами площали ебрасыва-
ния, чтобы кривые
покрывали площаль возможных положе-
ний корабля. Практика  торпелометания
показала, что при атаке в строю группы
нужно выдерживать интервалы, равные
ралиусам циркуляции торпед.

По общим тактическим данным. т, е. в
отношении скорости, дальности, грузопох’-
емности и т 1. самолеты-торпелоносцы
не отличаются от бомбардировщиков. по-
этому естественно, что для торпедомета-
‚ния используются  самолеты-бомбардиров-
ЩИКИ. -

Тактико-техническае ланные современ-
ных двухмоторных  самолетов-торпедоное-
цев: скорость — 350—450 км/час:
дальность полета — 1.000—2.000 км,
грузопол‘емность — 1.000—2.000  кг..
Сейчас наблюдается тенденция к лальней-
шему повышению ‚этих качественных 1п0-
казателей.

Для ведения оборонительного возлушно-
PO боя торпелоносцы обычно имеют три
огневых точки. обеспечивающих самоле-
ту почти круговой обстрел, т. е. носовую
для обстрела передней полусферы и зад-
ние (верхнюю и нижнюю) для обстрела
нижней полусферы,

Боевые качества и свойства современ-
ных авиационных торпех по существу
ничем не отличаются от торпед налвод-
ных кораблей н полволных  лолок. Кон-
структивное отличие состоит в усилении
стенок корпуса в целях  прелохранения
торпеды от смятия при уларе об волу и
в установке приспособлений. обеспечива-
ющих подвеску торпед на самолете.

Изостранные конструкторы усиленно ра-
ботают нал улучшением тактико-техниче-
ских данных авиационных торпед. Oco-
бое внимание обращено на увеличение ве-
а заряда, уменьшение габарвтов торпе-

ды (особенно длланы). повышение ее
скорости и прочности корпуса,  бесслед-
ность торпеды (торпеды, He  оставляю-

щие при лвижении слела в виле завих-
генной полосы воды). В иностранной печа-
ти неоднократно упоминалось о есозлании
торпеды с чувствительным реле, автома-
тически направляющим ee на шум
внвтов корабля. Такая торпеда, попав в
тень корабля, пол лействием специального
реле на фотоэлемент сама идет под киле-
ву часть корабля, гло а взрывается, уда-
гившись о корпусе. Наконел, в ряде фло-
тов применяются циркуларующие торпеды,
которые, пройля некоторую дистанцию
прямолинейно, в дальнейшем начинают
двигаться по окружности или спирали,
стесняя этим маневрирование противника,
Имеются торпелы с крыльями, Испытыва-
лись спепиальные самолеты-торпелы, уп-
равляемые по ралио, и ло. Многообразие
всех этих опытов говорит 06 огромном
значении, которое придается за границей
торпедному оружию.

Инженер-майор Б. БОЙКОВ.

ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ФРОНТОВИКОВ И ИНВАЛИДАХ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

СВЕРДЛОВСК, 12 августа. (ТАСС).
Среди многих забот местных советов и
общественных  органазапей Свердловской
области Ha первом месте — забота 0
семьях защитников роданы и анвалидах
отечественной войны.

С начала войны 45 тысяч детей крас-
ноармейцев и командиров определены в
детокие ясли и сэды, более 20 тысяч ce-
умей фронтовиков получила  единовремен-

ное ‘денежное пособие и 15 тысяч цент
неров зерна, }

В г. Свердловске отремонтировано око-
ло 500 красноармейских квартир, 98
гемьям предоставлены новые помещевия,
Для них заготовляется топливо на зиму.

Создана сеть школ и курсов для 06у=
чения инваладов отечественной войны
различных специальностям. 380 человек
уже направаены на предприятия, }

циркуляции Topnex