НА КОМАНДНОМ ПУНКТЕ

В практике был случай, котла два к0-
  рэбля вели артиллерийский отонь по од-
` ной цели, В залив участвовало на одном.
корабле два орудия, & на другом — три,
Ввиду того, что скорострельность была
высокой, падение снарядов двух 80-
раблей происходило почта одновременно.
Каждый из управляющих огнем, наблю-
лая за веплесками снарядов, считал, что
это его залп, и соответственно производил
корректировку. При таком положении хот
рошего результата стрельбы достигнуть
трудно.

Произошло это только потому, что бое-
вые посты не доносили © числе стреляю-
щих орудий. Орудая выходили из углов
обстрела, стрельбу прекращали, a В
командный пункт He докладывали, счи-

Четкое руководство @ команлного пунк-
та личным составом боевых постов иок-
лючительно важно. В современном  мор-
ском бою нередко используются все BH-
ды оружия и кораблю приходится вести
артиллерийский огонь по целям морским,
наземным и’ возлушным  олновременно.

Связь с постами не должна прерывать-
ся ни при каких обетоятельствах. В про-
Treces боевой подготовки надо приучить
томанлиров боевых постов и их замети-
телей, чтобы OHH докладывали 00% всем
случившемея, и немедленно резтировать.
на их доклады.

В случае выхода из строя поста или
связи необходимо принять срочные меры,
восстановить их.

Приведем пример.

20 августа 1942 г, № 195 (1146)

В ночь на 19 августа наши самолеты бомбардировели
немецкие горола Данциг, Кенигеберг и Тильзит

В ночь на 19 августа большая группа   черном дыма. В районе складов noprogy.
наших самолетов бомбардировала ‹военно-   го управления и данцщитокой верфи воз.
промышленные об’екты немецких городов   никло 10 очагов пожара и отмечено 3

сильных взрыва.

Данцига, Конитеберга и Тильзита.
В результате бомбардировки в городе  В Кенигоберге в результате Soudapm.
ровки возникло 13 очагов пожара x op

Данциге возникло большое количество

очатов пожара, из них 7 больших разме»   мечены сильные взрывы в районе Запад.
  ров, наблюдавшихея экипажами при ухо-  ного вокзала.
дв самолетов от цели до пределов  види- В Тильзите возникло 4 очага пожара п
` ’мости. Отмечено 16 взрывов, в том числе   один сильный взрыв.

5 взрывов большой силы с выбрасыва- Все наши самолеты ‘вернулись ва овот
  нием ярком пламени и больших клубов базы.

Артиллерист крейсера «Красный  Кав-
хаз» капиган-лейтенант В. Коровкан вел
огонь. Обстановка была исключительно

сложной. Ворабль обстреливало насколько

береговых артиллерайских и минометных
бэтарей противника и одновременно ата-
вовывали самолеты. Требовалось исключи“
тельное напряжение в работе командного
пункта. Нужно было своевременно выби-
рать наиболее опасные цели, правильно
распределять артиллерийскай огонь. Or-
дельные боевые’ посты имели значитель-
вые повреждения. Им надо было ввоевре-
менно помочь, ввести их в строй.

В башню попал снарял, часть личвого
состава вышла из строя, Некоторые ме-
ханизиы башни ‹ были повреждены. С
командного пункта последовало приказа-
ние ввести башню в строй, Часть бойцов
взяли ¢ соседнего боевого поста, осталь-
ных — из друтой боевой части, KO-
роткое время башня была восстановлена
я прохолжала вести огонь.

В случае перевода командного пуякта
В лотгое место боевые посты должны быть
немедленно оповещены 0б этом.

На кораблях, rie управляющим  отнем
ивлявтоя командир второй боевой Части,
требуется особая четкость в полдержанияй

связи с постами. В процессе боевой подго-_
товки нало учить команлиров поетов, по.
тем,

каким вопросам  локлалывать, ©
чтобы лишними доклалами не отвлекать
команлира от ведения артиллерийском
огня. Управляющего огнем лолЕНЫ
интересовать вопросы, связанные ©
боевой деятельностью и жавучестью бое-
вых постов, вопросы, влияющие на хол
стрельбы.

тая, что командиру это известно.

всем, что связано со стрельбой,

указания.

манской частей. Поэтому в бою
держится непрерывная

энергией боевые

NYARTH, соблюдать
столько хорошо. будет
Еели элементы маневрирования,
BST

посты п
заданный xox, Ha-
работать БЧ-П,

лерийското огня понизится.
Бозепособность постов BO многом  за-
висит и от того, насколько часто в пе-
рерывах между боями их тренируют на
оенове полученного опыта. Если вопросы

поврежденияма будут заранее хоропю от-
работаны, тои в бою ах будет легко ре-
mata. Особо следует отрабатывать  чет-
кость и быстроту выполнения приказания,

С закрытых постов личный состав, не
имеет возможности наблюдать 3a

ты, Поэтому ¢ командного пуйкта, ели
позволяет обстатовка, Halo периодически
информировать людей,

ясными ТЛЯ Всех и Не вызывать лвоякого
толкования,
Капитан-лейтенант Д. СОЛОВЬЕВ.

Удары балтийских летчиков

Байлый лень летчики Краснознаменной
Балтики наносят врагу сокрушительные
удеры, бомбардируют его базы, топят во-
рабли. уничтожают жявую силу.

Труп ‘летчиков-гвардейцев из части
Героя Советского Союза Преображенского
было лано залание бомбардировать один из
вражеских портов. На подходе к цели са-
молеты ‘были вотречены интенсивным ог-
нем зенитной артиллерия. Низкая облач-
ность и нлохая видимость осложняли вы»
полнение залания Шо с присущей баттий-
пам напористостью летчики вышли fa
боевой  куре. Смело пикируя Ha цель,
тварлейцы уничтожили вражеский склад
боеприпасов. В районе наблюдались вары-
вы огромной силы,

Другая группа летчиков этого же пол-
разделения бомбила сторожевой корабль
противника. При появления наших само-
летов враг открыл сильный огонь из aB-
томатов. Умело маневрируя между разры-
вами снарядов. самолеты снизились 10
400 метров. Летчики  сброили бомбы
точно на цель. На корабле возник боль-
шой вар.

В районе одного мыса были обнаруже-
ны лозорные
штурмовика на малой высот подошли к

пели нп сбросили бомбы. Олин сторожевой.
  вражеских истребителей. Завнзалаеь говя-

катер тут же перевернулея и затонул.

В одной из бухт противник производил
погрузку боезапаса на баржи. Работа уже
полходила в концу. У пира собрались
фашистские солдаты. Внезапно появились
ва наших самолета и сбросили бомбы,

oe ee et

Накануне отечественной войны Bumnes-
ского назначили командиром новой полвот-
пой лолки. Предетояло многое слелать, что-
бы превратить ев в грозный боевой ко-
рабль. Вместе с энергичным  комтесаром
Калашниковым командир торячо взялся 3&
дело.

Поалней осенью проптлого гола полвот-
ная лолка отправилась в лальний ответст-
венный похол. Осенняя птгормовая Балтика.
Минные поля, Одно. второе, третье, леся-
тов, тринадцатое. Минрепы иногла скребут.
Ci © корпус, но корабль упорно  проби-

Тается к пели. Дюли мужественно выпол-.

НЯюЮтТ свои обязанности в этом долгом со-
селетве со смертью.

Приля на позицию, командир заметил
лвь немопких транспорта. Они шли, тяже-
19 нагруженные, прижимаясь Е берегу,
Т16 из-за недостаточных глубин трулно
торпедировать врата. Вишневский потел
в атаку, Он сблизилея е немецким транс-
портом на минимальную листанцию в дал
торпелный gall из носовых аппаратов.
Через несколько секунд разлалея глухой
взрыв. А через 4 иинуты командир при-
поднял перископ, и увилел, что транспорт
быстро ухолит кормой в воду. Гротмачта
ero была уже в воле. Разэтались еще Ba
взрыва’ -—= лопнули паровые котлы. Hs
недр транспорта вырвался пар и окутал
ее вокруг, Вогла пар растворился в воз-
тухе, поверхность моря была  пустыннв.
Команлир молча вошел в отин из отсеков.
На него глялели ульыбающиеся липа, Эки-
паж от луши позтравил его е почином.

Полволная лолка продолжала обелелвать
район, вилела малые немецкие суда, ста-
рые угольные тральшщиеи, Ha которые He
стоило тратить торпел. Сутки з& сутками
шло наблюление за морем. полволная J0I-
ка воплывала только вечемюм. На мостиЕ
ВЫХАТИЛИ СИГНалЛьтТик., вахтенный коман-
лир и Вишневкий. Во мраке бились ©
борта хололные волны. Уже много суток
Никто из команлы не вилел дневного све-
та. Вели позволяет обетановеа, люлв вы-
SOINT наверх, чтобы выкурить папиросу,

катера врага. Два наших.

CRS ae ee

труженные боезапасом баржи сразу зато-

пюй силы. Затем петурмовики ударили по
скопившимся на берегу гитлеровцаи, рас-
сеяв и частично уничтожив около 400
солдат и офицеров.

В момент, когла наши летчики бомбили
  в штурмовали врата, пять «Мессершиит-

ковать советские самолеты.

Советскав самолеты  належео
врывала пятерка истребителей a3
части т, Кондратьева. Завязалея воздуш-
вый бой. Не выдержав стремительного на-
тика и огня наших истребителей, враже-
  ские самолеты пытались yira. Hamu ист-
ребители
этом коротком бою победили
Капитан Теплинский,
ИН и Ковалев. сбили каждый по «Мессер-
  ШУитРу-109». Выполнив задание,
самолеты вернулись на свой аэродром.

В этот. ше день произошел еще один
воздушный бой, также  закончивиеийся
победой балтийских летчиков, Четыре на-
ших самолета, выполнив — Задание,
возвращались на свою базу. Внезапно из-
3& туч в атаку на них устремились шееть

балтийны.

чая схватка. Вскоре один вражеский са-
хольт был ебит, другой подбит Остальные
поспентели уйти.

Краснознаменный Балтийский флот. (По
телеграфу).

ГаВЕТО

инет какое-нибуль подозрительное пятно

или огонек, и подводная лодка прекраща-
  ет перезарялку аккумуляторов и срочно
погружается. Слышны только быстрый 10-
пот ног, улар и ckpemer за
люка, и снова часами под вой. Внутри
корабля холодно, все отпотевает, кислоро-
да становится все меньше, лышать делает-
ея труднее. Но балтийские  потводникя
  стойки и выносливы. Сотнувитись, сихит
  редактор нал «Боевым листком». Возится
ROR У Своей электроплиты. Ралисты не-
  громко играют в викторину: «то сказал
«Рожденный ползать — летать не м0-
жет?», «Где похоронена княжна Тарака-
нова? »... Мерно подвывают электромоторы.
Похвохная лодка снова начинает  воалы-
  вать.
Однажды она воплыша посреди четырех
немецких тральщиков. Команлир с такой
  быстротой погрузился, что вемпы так ни-
чем и не заметили, Оказались боевая вы-
УЧЕз и железная лисциплина, установлен-
ная здесь командиром и комиссаром еще в
мирное время. 1

Пришел срок окончания похола. Повых
полхолящих целей не попадалось. Во вся-
ком случае один транопорт вохоизмещени-
ем в 3.500 тонн на личный счет корад-
ля был уже занесен, а кроме того были
  лобыты ценные разведывательные данные.
  Подводная лодка снова миновала уияные
‘поля. Через них искусно провели ев ко-
  манлир. и штурман Трубицын. В этом по-
  холе у штурмана были два памятных со-
  бытия: он был принят в ряды ВКП(б) и
‚ отпраздновал лень своего рождения — ему
исполяилея 21 год

Зимой полволный корабль стал в ре-
монт. 0б’ем работ был довольно крупный.

Раньше такие работы поручалиеь сулоре-

MONTHEDM заводам. Но в ету осалвую ле-
нинградскую эиму пришлось ремонт про-
волить своими силами. Виптневский поста-
  вил перед экипажем задачу-— закончить ра-
 боту досрочно.

Пришла весна Течение Невы унесло на
 ваморье послелние разбухшие льдины. Пря-

Воевые посты должны докладывать 06

Bea донесения © боевых постов должны
поступать быстро. Командный пунк? 10
каждому из них принамает меры и дает

Работа артиллерийской части во многом
зависит от электромеханической и штур-
с ними
связь, Насколько
хорошю БЧ-У будет обеспечивать электро-
командные.

измене-
скорости и курез корабля не будут
своевременно сообщены в командный ар-)
теллерийский пункт, успешность  артил-

взаимозаменяемости, борьбы е различными.

XOIOM
боя м не видит результатов своей рабо-

Улар был стремительным и точным. Две.

тов-109» п три «Фиата» пытались ата-

при-

лейтенанты Лома-

наше

ЕТ Se BS ee ee eo

Командир подводной лодки

зиваечмого

Азовская флотилия, Зенитный расчет
самолету противника. Слева направо:
краснофлотцы

Д. Аронович и IL.

моря советские корабли должны были 34-

вершить действия авиации.
Корабли легли на боевой вуре, Програ-

пожары, снова взметнулись столбы раз-
  DBLBOB.

Первое противодействие нашим  кораб-
\лям оказала береговая лальнобойная фа-
шистокая батарея. В это время с борта
крейсера заметили, что соседний корабль
‚ ведет огонь не только по берегу, но м по
другой цели. Разрыв осветил дель и ©

сигнального мостика доложили:

— Слева куровым... торпедный
противника.

Одновременно меткие залпы накрыли
` торпедный катер, и его обломки серылись
под водой. Но это было только начало.

катер

_   Наблюдатели непрерывно докладывали ©
Приказания должны быть короткими,

появлении новых торпедных катеров. Шо

два, по четыре они выходили в атаку с
  носовых м кормовых  куровых — Углов.

Крейсер встречал их шквальным отнем

орудий и пулеметов-автоматов. Разноцвет
  ные трассы скрещивались там, тле в тем-
  ноте белел бурун, полнятый катером.

Наблюдалели хорошо видели точность
  бомбометания наптих самолетов. Ударом ©

мели первые залпы. И там, где полыхали   самолетам.

Н-ской  авиачасти ведет огонь по
командир отделения В. Верешак и
Зощак. Фото Б. Гореловского.

Ночной бой кораблей
с катерами и торпедоносцами

— Пряю to корме самолет!

Это был вражеский  торпедоносен,. 3&
(‘HEM появился еще один, Потом еще...
  Теперь приходилось =‘ вести огонь
не только по катерм, HO Ш №
Торпедоноецы ^ по примеру
катеров пытались атаковать крейсер ©
‘темной стороны горизонта на малой высо-
те. Несмотря на это, зенитчики  <в0евре-

ким огнем,
В трудных ночных условиях боя луч-
шие результаты показали автоматы и пу-
  леметы, Дмитрий. Романюк умело управ-
лял огнем своего автомата, его наводчи-
ru Немчанинов и Тульнев мтновение на-
` холили Ужазанную цель и быстро пора-
`жали ев. Расчет Романюка сбил торпедо-
ногец противника.
  В трулных условиях пришлось  дейст-
 вовать расчетам тт. Чертова и Ивоплова.
  Сильный ветер и брызги затрудняли pa-

боту. Но краснофлотцы во-время замечали

появлявигиеся в их секторе самолеты. Они
сбяли второй торпелоеносец.

Тото как были сбиты лва самолета и один
подбит; атаки ослабли, & потом и вовсе

Вражеские катера атаковали крейсер   прекратились,

темной стороны горизонта. Силуэт ocpe-
щенного крейсера рельефно выделялся, &

нули, & на берегу произошел взрыв боль-   наши наблюдатели иотли замечать катера
Только. ТОгла, когда они подходили на Ко-

POTRYH листанпию.

В разгар боя краснофлотец
доложил:

Вуенной

Корабли вернулись в свою базу
Старший политрук Ю. ЗЕЛЬВЕНСКИЙ.
Технин-интендант 9-го ранга
Л. РОГАЧЕВСКИЙ,

Черноморский флот. (По телеграфу от
  наш, спец. корр.).

Успехи с
ВРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ

ФЛОТ, 19 августа. (По телеграфу). Снай-_

перы подразделения командира Кудряв-

mesa истребили в течение лня 25 фаши-

стоких солдат и офицеров. Враснофлотец   тет. число мастеров снайперского огня.
преслеловали противника В т

ПОДАВЛЕНЫ ДВЕ
НЕМЕЦКИЕ БАТАРЕИ

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ .
ФЛОТ, 19 августа. (По телеграфу). Артил-
леристы потразлеления, которым  коман-
дует старший лейтенант Шишков, полу-
чили приказание открыть огонь 109 вра-
жеской батарее, ведущей обетрел acer
ленного пункта. С первых же залпов ба-
тарея была полавлена. В районе ee To-
зиции был замечен сильный взрыв.

Четыре огневых налета произвела под-

Выходиля в ветряную белую ночь. Немцы
открыли артиллерийский огонь. Снарялы
 ногла рвались в 30 метрах от борта. Но
помешать походу немцы не смогли, Шод-
водная лолка прошла уверенно, в налвод-
ном положении, с артиллерийским расче-
тоу наверху. Командир в комиссар были
на мостике,

пахнуло в липо солоноватым ветром моря.
У одного из островов полвотная лолка бы-
ла атакована тремя «Юнкерсами»,
бросили несколько бомб и обстреляли ко-

рабль из пулемета. Вишневский искусно

ъманеврировал и сорвал все расчеты пики-
ровщиков.
Подволная лотка своевременно обнару-

ла опасные районы, прошла через минные
поля. Снова сказалось искусство штур-
мана Трубицына.

фарватеры противника. Иван
безотлучно нахолилея в центральном пос-

3—31/2 часа в сутки. /

У олном из островов Иван Макарович
обнаружил лва транспорта противника,
стоявших на якоре. Один транспорт — В
3.000 тозн, другой — в 6.000 тонн.” Ря-
Глом переменными курсами холил стороже-
  вик. Виттневский стал маневрировать для
атаки, Места были мелкие, и лавировать
прииюсь свыше двух часов. Комиссар по
переговорной трубе  перелал экипажу:
«Боевая тревога. Атакуем трапепорт».. На

след.

Перископ припотымалея Ha несколько
секунт и слова исчезал. Иа корабле абс
лютная тишина. Каждый на своем посту.
Наконеп листавция ло ближнего транопор-

Вишневский приказал дать зали. Торпеда
устремилась к пели. Иван Макарович,
  чуть приподняв перископ, видел весь путь

подышать чистым морским воздухом. Мель-   ваза © выхоле жлать долго не пришлось.   торпеды ло транспорта, затем взрыв. Or-

БАЛТИЙСКИЙ

подарков — 10 серебряных портситаров 9
вижная батарея под командованием каши»   6
тана Бобкова. Цель была накрыта, отмече-_
но прямое попадание в орудие противнлка.

ВОИ ЕЕ ee

За кормой остался Еронтеталт. Снова.

Они

жила лозоры катеров противника, обош-

Корабль вошел в район, тле проходили.
Макарович.

ту У порископа. Как правило, он 103в0-
лял себе, не раздеваясь, вздремнуть лить

море был зеркальный штиль. Даже чуть
зылвинутый перископ сразу же оставлял

та в 6.000 тонн сократилась ло прелела..

найперов

Достанко уничтожил 5 фамтистов, тт, Ан-
тонов, Винокуров, Петров — по три гит-
 херовца каждый,

В потразлелении ¢ кажлым днем pa-

ПОДАРКИ МОРЯКАМ
СЕВЕРНОГО ФЛОТА

_ НОВОСИБИРСЕ, 19 августа. (ТАСС).
Полмиллиона рублей собрали коМСОмольцы.
ий мололежь области на подарки отважный
` морякам Северного флота.

Молотые сибиряки отправляют героиче-

менно обнаруживали их и встречали мет-.

служить радио.

хлостанцией, которая установлена Ha Кд“.

Три часа продолжался этот бой. После   мавдном пункте, Летчики любят
  СВЯЗЬ

УПРАВЛЕНИЕ
В ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ

ПО РАДИО

ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА ЛЕТЧИКОВ Н-СКОЙ ЧАСТИ

Непрерывность и четкость управления
  самолетами в воздухе с земли могут быть
  достигнуты только по patito. Ocobo важ“
  ную роль играет управление по радио в
  истребительной авиация. Никакие зри-
  тельные сигналы, ‘то-есть посты целе-
  указания и стрелы наведения, ни в коей
  мере не могут заменить радио. Шри вы-
  ходе истребителей из поля видимости
эти средства вообще перестают действо-
  вать. Между тем очень часто по ходу
  боя нужно немедленно изменить задачу,
предупредить © появлении вражеской
авиация ит. д. Этого можно достичь
только е помощью радио.

Огромное значение имеет связь межлу

самолетами. Эволюции, путем которых ве-

лущей управляет ведомыми, не всегда
  удобны и возможны. Для того чтобы Be-
  домые поняли намерения ведущего,
  нужно выйти вперед и пюказать. Пра
этом теряется время и нарушается боевой
  порядок. А в воздушных боях  секучлы
решают успех. Поэтому и в любом воз-
душном бою паиболее быстрым и тибкин
средством связи между самолетами может

Каждый  летчик-истребитель должен
умело пользоваться ралиосвязью. В нашей’
части радио заняло прочное место. Важ-
ый  самолет-истребитель имеет то или
иное радиооборулование, предназначенное
главным образом для связи с наземной ра-

ралио-
И Полностью её используют. Rar
правило. ни один самолет в неисправной

радиостаниией в полет не допускается.

Особенно нужно отметить отличное ис-

пользование летчиками радиосвязи на 16-

ской. Поддерживали связь с друтами ра-
  тиостанциями
Затем

` затем с командирами звеньев

’ ми. Таким образом почти

ским защитникам советоких морских ру-
бежей 75 килограммов табака, трубки,
свыше 300 бутылок вина, 4 баяна, на-
бор струнных инструментов и ap. Cpe

золотых часов. На крьчике одних часов
выгравировано: «Герою Советском (Союз
Лунину от комсомольцев Новосибирска».

En es ie a
Точный выброс воды, лыма и mapa. B Te-
чение 30 секунл лержалея взрывной столб.
Витно было, как палают обломки  транс-
порта. У него был вырван весь левый
борт. Накреняеь, фашистское сулно быст-
ро тонуло. Сторюжевик рванулся вперед,
прошел за кормой полволной лодки и стал
сбрасывать бомбы. Началась яростная
бомбежка. Сюда со всех сторон кинулись
сторожевые корабли и авиация противни-
ка. Подводники считали количество взрывов.

Пока немцы  злобетвовали, подволная
лодЕа отлеживалась над грунте. № ночи
она осторожно веплыла. Поток свежего
возлуха вентилировал корабль. Полволни-
КИ ПО-ТВ0е выходили Ha палубу, оку-
рить, полышать. Ночью. же ралисты слу-
шали Москву, записали сообщение Ин-
формбюро и межлунаролную информацию.

и информировал экипаж.

НОМ, низко осевший, он шел в охранения
тральщиков. Иван Макарович решил пот-

вплотную в танкеру. Шли пол электромо-
Торами ‘средним холом. Старшина Тимохин
  идеально выдерживал скорость. Лодка
  шла на глубине, & нал пей, стуча винта-
ми, прохолили немецкие  тральшиел.
Командир расочитывал каждую секунду
и полвеплыл.

Маневр выполнен точно: в перископ
вилны иллюминаторы танкера, фашист-
ские сигнальщики, титлеровский флаг. На
море штиль. Полволная лодка тотова Е
атаке. Через 5 секунл был дан залп, Лве
торпеды вырвались из носовых аптаратов,
Разталея взрыв такой силы, что пюдвод-
ный корабль полбросило на несколько
метров вверх, затем  швырнуло вниз,
Из отсека в отсек перелавалось лавонич-
Не сообщение комиссара: «Потоплен». Ha
подводной лолке воеобщее ликование.

Через час © небольшим немцы забро-
сали бомбами весь район, гле был потои-
лен танкер. Они бомбили по площалям,
без веякото толка. Такая бомбежка про
лолжалась около суток Подводная лолкА

DOHY, легла на грунт. Подводники зани-

Е И

В 5 часов утра комиссар обошел отсеки)
Как-то Вишневский заметил танкер в.
  8.000 тонн. Налитый нефтью или бензи-

нырнуть пох корабли охранения и выйти

В это время ушла на иного миль в сто-.

вой материальной Специального
‘Времени на изучение

ва этих самолетах не выделялось. Попут-

части.

` но с изучением материальной части само-

летз и в своболное от полетов время лет-

радиостанции на самолете, Затем пелешли
Е настройке м запуску ее в радиомаетер-

ва близких расстояняях,
уже непосредственно Ha самолете
тренировались в запуске.

После того ‘как летный состав освоился
Ha земле, началась тренировка — нала”
живание связи в воздухе, уже непюсрелст-
венно при выполнении боевого задания.
Сначала связь устанавлавалась между
командиром эскадрильи и ето заместителем,
и межу
командирами звеньев и своими оэкипажа-
все  летчикя
научились пользоваться радио во всех ви-
дах воздушного боя. .

Радиосвязь очень помогает нам пря вы“
полнении боевых заданий.

0 том, насколько гибка и оперативна
радиосвязь и какое значение имеет она
при управлении б0е\, свидетельствуют

бителей под командованием Героя Совет-
ского Союза твардии майора

было дано задание вылететь на перехват.

ным курсом. Вскоре противник пошел в.
другом направлении. O06 этом истребите-

малиев своими лелами: перезарялитли тор-
пелные аппараты, лолили батарею, побе-
седовали, кое-что записали. Ночью опять
веплыли, увилели темный бесконечный
небосвод, усеянный звездами.  Поглядели
в родимую сторону, зарядили аккумуля-
торы и опять пошли,

Пефед окончанием похола приняли ко-
роткое и ралостное сообщение, что ко-
рабли их тивизиона, работавшие в дру-
том  районепотопали пять  фашиет-
ских транспортов. Иван Макарович 06’я-
вил 00 этои экипажу. Все  пораловались
успехам боевых друзей, но тут же сказа-
ли: «Отетавать нам нельзя». Еще оста-
‚ валея затаю топлива, пресной волы, про-
ДОВОЛЬСТВИЯ,

Випоневский повел корабль в райюн, где
он надеялся разыскать противника во что
бы то ни стало, В 8 часов утра по фарва-
теру прошли два паровых тральщика.
  Иван Макарович насторожился. В 12 ча-
сов лня показался  товаро-пассажирский
пароход в 8.000 тонн, Черные борты, бе-
лые надстройки, Рялом шли два конвой-
ных мотобота.

По отсекам вновь передали: «Боевая
тревога. Выходим в атаку на транопорт».
Вишневский прильнул в окулярам пери-
скопа и стал еближаться. Точно рассчитав
Момент и угол атаки, он дал зали, продол-
жая наблюдать в перископ, Торпеда разор»
вала носовую часть транспюрта. Взметнул-
ся столб воды, дыма, пара. Транспорт
быстро кревился. Немцы, все в одвотонной
одежде — это была войсковая часть, —
облепили корму, мостик и стали лезть на
мачты. Транспорт погружался носом, Иван
Макарович молча наблюдал картину гибели
целой воинской части. Еще секунда, еще
олна, еще одна... стала оседлать корма.
«Получите за все, что вы натворили на
нашей земле! Получите or Балтийского
флота!» — прошептал Вишневекий.

Перископ медленно опустался, По отее-
кам пронеслось тралиннонное: «Потоплен».
Через пять минут командир снова полнял
перископ — транспорта вв было видно.
Мотоботы все еще вертелись здесь,

Korda экипаж узвал о  потоплепий.
транспорта в фашистсками войсками, наз.
строенив стало совсем праздничное. Люди

ему

рахиооборулования

одиночного

многочисленные факты. Восьмерке истре-
  Tame
Коваленко

самолетов противника, шелилях определен-

два месяца,

‘лям немедленно передали по paso, Have.
  нив курсе, наи самолеты перехватили
  противника.

Встретив восемь  бомбардарювщитов
«Ю-838», восемь истребителей «М е-110»
  и девять «Ме-109», советские истребить
  ли стали проследовать врага. Завязалея бой,
Коваленко первый атаковал «М е-110»
и моткими очередями сбил ею. №
едва Моваленко  обрушилея на второй
«Ме-110», как летчик Бокий передал по
радио: «Товарищ. командир, вас сверху
` атакует звено  «отодевятых».  Вюваланио
1 умелым маневром вышел из-под удара.
  Вот другой пример. Эвено истребителей
по сигналу вылетело в воздух. Векоре по
сты ПВО донесли нз командный пункт о
  появлении над нашей территоряей бомбар.
  хировщика противника. Моментально п
радио передали истребителям. Самолеты
пошли на перехват. По команде дважды
  орденоносца летчика Покровского: «An.
` ковать!» летчики Морозов и Лищенко
пошли в решительную атаку и бам
  «Ю-88».
  Известен также исключительный слу’
чай, когда семерка отважных сталинских
соколов под команлованием прославленном
  летчика, дважлы [Героя Советского Сомза
гвардии подполковника Сафонова opara-
`лась против 52 самолетов противника, (3:
фонов дал команду по радио: «3a pom
ну», что служило сигналом к атаке, Лем
чики ринулись в самую гушу вражеских
  самолетов. Самолеты противника, побрюсаз
  бомбы в расположении своих же войск,
  бросились наутек, дав открытое радио:
«Окружены советскими истребителями», В
  этот день сафоновцы сбили десять сауо-
  летов противника. Подобных примеров na
ведения наших истребителей на противни“
  ва и управления ими в бою былое иного,
   Вражескые летчики прибегают в pas
  тичным  хитростям, стремятся  налететь
облаков и т. д. И здесь ралиосвязь

а

3-34

чики прежде веего освоили расположение   ОКазывает нам неоценимую  услуту.

ее помощью опытные летчики своевремен“
но информируют своих товарищей о вне
`запных атаках протевника.

Овладев ралиосвязью, мотребители ча
ети добились не только гибкого управле

ния самолетами, но и рапиональном 1»

пользования сил в. возлушных бонх. Рань
ше были случаи, когда ва олиночный са:
молет противника шла в атаку вся rpvil-
па. Теперь с помошью радио на атакт
самолета высылаются лин»
  два самолета, & остальные  прололжают
  выполнять ранее полученное залание, Or

пала Нужда в бесплерывном барражиро

ваний. По радио всегла можно посалить
  самолеты, если нет опасности со стороны
вражеской авиации. Для более гибкого ис
‚ пользования ‘истребительной авизтия прп
‚ патрулировании ве над наземными вой-
сками на линии фронта, для наведения
истребителей ‘на цели также необходимо
иметь ралиостанпии,

Rak показал опыт, не менее валю
иметь в достаточном количества
радиостанции и на постах ПВО для наве:
дения истребителей на самолеты против

Капитан А. РАЗМОЛОДИН,
Северный флот.

гордилась своим команхиром, своим Еораб

лем. Эти успехи бовпали с юбилеем Ивана
Макаровича: исполнилось 20 дет ero
службы на Краснознаменном  Валтийском
флоте. Комсомолец-еитнальщик стал одябу
йз лучших командиров  полволных 10108
флота. Юбилей был отмечен скромно, во
задущевно. Иван Макарович рассказал лю-
дям о пути нашего флота, о великой вой“
вв. которую ведет советский народ и ROT
рую он должен выиграть и выиграет. Вы-
пустили «Боевой листок», посвященный
командиру, выпилм по чарке,  воторая,
кстати, полагалаеь подводникам.

Шли дни. Постепенно расходовались 34

пасы топлива, пресной воды и продоволье
  ствия. Подводная лодка получила приказа“

ние возвращаться в базу.

В точно назначенный час и микуту
веплыли буквально в полукабельтовых от
пирса базы. Муновенно  взвилея вовЕНо
морской флаг СОСР, даны опознавательные,
Через раскрытый люк, впервые почта 38
стали выходить Ha дневной
свет герои-полволники.

После Кохода кое-где снаружи поогтв“

Ла краска, виднелась ржавчана — н6из-

бежные результаты долгого пребывания в
море. Подводники тут же принялись за де
10: чистили, мыли, драили. Командиры

‚ друтих кораблей пришли поздравить 1038

рищей и сказали: «Посмотрипть на вс, Е

Не видно, что вы были в похоле».

Вял у людей был свежий. В море 718
лось два раза сделать «баню». Использоя
вали теплую воду от дизелей и в пятом
отсеке, над трюмом, все помылись, wR
но, соленой воличкой. Пресную sory fe
речь приходится.

Подводная лодка вернулась в 6137 чя-
стая, надраенная. За олан поход унучто
жено 3 транопорта  волоизметевиея В
22.000 тонн и в полном составе олна и
фашистских воинских частей. елаловавшая
Ha советоко-германгкий фронт.

Это плол упорной в умелой работы Ra
питана 3-го ранга орденоноспа Ивана №-
каровичая Витптневского

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ.

Краснознаменный Балтийский флот. Ав
густ.

ь

©

‚А

—_ А

за а <> <> -ам а