= =

8 септября

—-

1942 г, № 2М (1162)

КОМИССАР ПОЛКА

Полк, в который пришел комиссаром
Йекачяр Кужахуетов, был не на первом
счёту. Злесь воспитательная работа ге лич-
ным составом была поставлена плохо. Вге
это наложило известный отпечаток на
боввые дела. В полку нашиансь отдельные
малолушные, неустойчивые люли, которые
рояли достоинство советского воина,

Батальонный = комиссар — Кужахметов
виервые принял полк. До этого он был
военкомом батальона. Но опыт, накоплен-
ный в Политотделе, тде он был инетрук-
тором, и в батальоне, помог ему быстрее
ВилкНУТЬь в дела своей часла. Он устано-
вил, что отдельные  политработники и
командиры потеряли связь с подчаненны-
уп, отсиживались на командных /пунк-
тах,  поллерживали связь в передних
зраем только по телефону.

Войцы были приятно поражены, ког-
да узнали, что к им в боевое охранение
пришел комиссар полка — невысокай,
подвижной человек, ес мивыми глазами.
Кужахметов начал свою работу се провер-
хи несения службы в боевых охране-
ниях, Злесь о прежде всего начинается
схватка 6 противником, здесь паболее
опасный и ответственный участок перед
лото края обороны. Or бдительностя,
храбрости @ стойкости боевых охранений
зо многом зависят успех боя, Пужахме-
тов переходил из окопа в окоп. из укры-
тия В Укрытие, знакомилея © людьми,
расспрашивал их о расположении огне-
зых точек врага, об орнентирах м © том,
в какого прицела булут стрелять они в
тои или друтом случае,

Простой и непосрёлетвенный, он распо-
ложнл к себь бойтов. Они поняли, что
ловый военком -— обстрелянный человек,
фронтовик и опытный комиссар морской
пехоты,

Осмотрев все укрепления боевого ох-
ранения, гомиссар укоряаненно сказал:
Нельзя, товарища, так воевать,
Люли сллят за кампями, окопы слишком
уелка, в пих вода. укрытия ветхи, они
He спасут даже от осколков, Маскировка
отсутствует.

Три лия жал комиссар в боевом охра-
вении. Он хорошо узнал людей, их 0ое-
BHO качества, выявил ряд недочетов B
партийной и политической работе. On
вызвал командира батальона.

— Надо заново строить окопы, лзоты,

=>

заилянки, — сказал комиссар. — Игру-
печных сооружений на войве быть на
J01 HO.

Rowanimp я комиссар полка  созвали

хомандяров и политработников части, ла-
ли утазания о создании новых и укреп-
лепии старых оборонительных позиций.
Уи же вопросы была обсуждены на пар-
тийных и комсомольских собраниях, им бы-
ли полчинены атитационная работа, «Бое-
Bhle листки».

Всюлу подчеркивалось, что. петающее
условие обороны — стойкоеть бойца, за-
щиткакюицего рубеж.

Хорошо организованная оборона на той
линии, которую завимал полк, ‘сохрани-
лабь Хо сих пор. Противник мого раз
пытался перейти этот рубеж. но немзмен-
106 большими потерями  откатывался,
Целый тод враг топчетея на одяом месте.

Личную храбрость, стойкость и уменяе
руководить людьми комиссар показал не-
посредственно в бою, Олмн чз отрядов
Получил приказ сбить боевое охранение
противника, разведать его огневые сред-
ства п систему обороны. Комиссар пря-
мел в отряд. Ни в чем He подменяя по-
литруков, он вникал во все детали под-
тотовки: беседовал © бойцами, помогал
политрукам правильно расставить комму-
WICTOR и комсомольцев.

Ночью отряд моряков пошел в наступ-
ление, Отремительным броском бойцы coat
ли и сияли немецкие боевые охранения,
Вклинились в Ннеприятельскую оборону.
Завязался ожесточепный бой. Наблюдая
ва ходом сражения, Кужахметов лично
проверял, жак поступает  боезалае, Kak
организована эвакуация раненых, нала-
живал связь © политрукама подразделе“
вий. От двух из них донесения поступа-
ли регулярно, & от Абрамова сведений не
было, Комиссар сам пошел к высоте, где
вели бой Абрамюв и ero бойцы. На месте
Фухахметов установил; что это подразде-
пение находится в тяжелом положении,
его необходимо пополнять людьми.
похбодрил бойцов, a вскоре прислал под-
хрепление. Абрамов вместе со своими бой-
Цаун ринулся в контратаку и захватил
высоту, астребив много немцев,

В процессе боя Кужахметов информиро-
зал полигруков и атитаторов о лучших
бойпах и командирах, стойко и мужест
венно дравшихся против врага. Он рас-
сказал, как командир взвода Сергеенко,
потеряв в бою всех бойцов, олин елержи-
зал большую труппу фалиистов. Вее уз-
нали о подвиге и сметке бойца Квални-
на. On взобрался на самый гребень соп-
ки. Стреляя то из пулемета, то из авто-
ата, то из винтовки м меняя при этом

Подводная лодка «1.304» в боевом
походе, На вахте у горизонтальных
рулей краснофлотец П. Замарин. на-

тражденный медалью «За отвагу».
Фото А. Бродского,

позиции, он удержал
поткрепления,

Разведка боем прошла успешно: Около
пятисот солдат и офицеров потерял про-
ТивНикК В этой схватке,

Постоянно находясь в подразделениях,
компесар веесторюние познает людей, соз-
дает славу достойным воинам, всячески
поощряет их, К малодушным и неустой-
чивым относится жестко и сурово. В ог-
не сражений комиссар  прививает лю-
лим качества советокого воина — стой-
кость и отвагу,

— (Сами собой эт качества не при-
дут, — говорит он, — их надо развивать
и совершенствовать.

Боец Борава при получении боевых за-
ланий частенько ссылался на какую-то
болезнь. Комиссар установал, что он про-
ето трусил. Местом для «лечения» Борава
комиссар избрал боевое охранение. Он
назначал его подносчиком пищи. Это бы-
ла опасная, тяжелая работа. Несколько
раз в день приходилось преодолевать гор-
ную местность, подвергаться вражескому
обстрелу. День ото дня Борава становился
смелее, & когла получил первое ранение,
то после госпиталя настойчиво просил
военкома, чтобы его снова послала в bos
вое охранение.

боях воспитывал комиссар и бойца
Зоева, Кужахметов посылал его на самые
опасные участки, часто поялвлялея там
сам, интересовался поведением бойца.
30ев мужал на глазах, & однажлы в 600
героически защищал гранатами раненого
политрука от целой группы населавтших
титлеровцев. Имя Зоева стало попудяр-
ным, его приняли в кандадаты партии,

Вникая в работу политруков, комиссар
постоянно помогает им, праучает к тому,
чтобы они шире и конкретнее занимались
боевой агитацией, направляли ее на вос-
питание в бойцах стойкости и отваги,
Как-то Кужахметов разговорилея с. полит-
руком Варкановым, Из беседы стало ясно,
то этот человек плохо знает людей, ка-
зенно относится к обязанностям. В окопах
он появляется часто, но эти висаты ви-
какой пользы не приносят. Политрук —
вроде шефа: спросит о том, 0 сем, а в
тлубянт дела никогла не вникнет, `Форма-
лизм и казенщина чуветвовались во всей
партийно-политической работе. «Боевые
листки» выходили регулярно и в большом
количестве, но о содержании их политрук
ничего не знал, в них не было видно пе-
редовых людей, их боевого опыта. «Бов-
вые листки» не воспитывали бойцов, не
пользовались популярностью. — Заметил
военком м другой факт. `В подразделении
многие бойцы получали письма от родных
из мест, освобожденных Врасной Армией
от немецких оккупантов. Письма быля
проникнуты глубокой ненавистью к вра-
гу, рассказывали 0. зверствах гитлеров-
ских разбойников, © патриотизме русских
людей, Эти письма могли служить хоро-
шим агитапионным материалом. но их не
использоваля, Кужахметов проверил м
агитаторов. Их оказалось слашком много,
а качественный состав низкий,

— Так дело не. пойлет, — сказал ко-
миссар политруку.

Барканов получил от военкома cephes-
вое предупреждение и перестроил свою
работу в соответствии с его указаниямы.
Кужахметов частенько заглядывал в 910
тюдразделение, контроларовал деятельность
политрука, помогал ему советом и делом.

Полк крепко стоит на своих позициях.
Мужественно дерутся морские пехотинцы,
стойко защищают они каждую пядь co-
ветекой земли, ня на шаг не отошли на-
зал.

Кужахметов — человек дела. Фи про-
тел суровую школу войны. Как отца, лю-
Oat сто бойцы и командиры и во всем
стараются подражать ему. Искаир Кужах-
метов -—— верный сын казахского народа,
поллинный большевистский комиссар. Он
с гордостью носит па груди юбилейный
жетон своей республики. а рядом с них —
орлена «Красное Знамя» и «Красная
Звезда».

Старший политрук А. ПЕТРОВ,
Старший политрук В. АНАНЬИН.

Северный флот.

COMKY 30 подхода

Гвардейцы дивизиона моряков, кото-
рых командует  капитан-лейтевант Мос-

квин, залегли на позишии. Ночь прошла

спокойно. Но как только
занялась заря, в Небе вновь Появились
бомбардировщики. (Со свистом падали и
тде-то недалеко разрывались бомбы. Нем-
цы готовились к атаке.

Почти одновременно прибыло сообще-
ние разведчиков  дизизиона 0 TOM, что
гитлеровцы стянуляи много танков и атиа-
ции. Враг, сосредоточив крупные силы,
тотовилея к захвату большого населен-
ного пункта, очень важного в страте-
тическом отношении. Нельзя было» пускать
немцев вперел ни на шаг. Командир
приказал отстоять рубеж. Он выражал
уверенность, что моряки и па этот раз
прославят имя своей части, высоко будут
держать честь твардейцев.

Перед горячим боем недалеко от позя-
ции, в пустом кустарнике, состоялось
партийное собрание дивизиона. Первыми
пришли прославленный разведчик Шуст-
ров и зениттик  Солитерман, мичманы
Вобров м Петров, подошли автоматчики,
артиллеристы, водители.

Доклалывал твардии  батальонный ко-
миссар Юровский. Он говорил, что’ враг
собрал против моряков много танков.
Противник несет крупные потери, но все
еще рвется вперед. Командир  прика-
зал отразать атаки немцев.

— Коммунисты! — обратился к co6-
равшимея комиссар.—Достойно выполним
свой воинский долг. Пусть члены и кап-
дидаты партии в б0ю будут самыми му-
ественныма и стойкими бойцами, Ha-
стоящие большевики не могут бояться
немцев. Поклянемея своей — партии,
великому Сталину, Что в смертном бою
не покроем гварлейское знамя позором,
не уступим врагу ни пяди земли советекой.

Наступило минутное молчание. Первым
начал говорить гвардии краснофлотец Лу-

относительно

пежов. Om с начала войны  проя-
вил ceéa  бесстрашным бойцом. В
  тварлейскох дивизионе  dAyneaop 0

ет То И ПА ЗЕМ

_НПакануне боях

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Краснознаменный Балтийский флот, Летчик-истребитель гвардии старший

лейтенант Д. Соценко читает свежий
звена.

номер газеты техническому составу
Фото Д. Цимерман.

БИБЛИОГРАФИЯ

О любви к морго

Ю. ИНГЕ. «БАЛТИЙСКИЕ СТИХИ». АЛЕКСАНДР ОЙСЛЕНДЕР.
«ДАЛЕКИЙ КРАЙ» — СЕВЕРОМОРСКИЕ СТИХИ. ВОЕНМОРИЗДАТ, 1942.

0 любви к морю, о любви к людям, ко- * Хранило и валандало во мгле,

торые под горлым флагом Военно-Морского
Флота СССР сражаются за честь и с80боду
ролины, говорят эти две книжки стихов.

Юрий Инге вырос у моря. дед его был
лоцманом, а отец — служащих порта. Сам
ou погиб смертью храбрых на Балтике в
дни отечественной войны. Еще в детстве

Инге упивался стихией моря. Уже тогда.

он и ето товарищи

Дорогу в лавку мерили на мили,

А из простынь кроили паруса.

Он пришел на, море в первый лень войны
с белофиннахи; стал свидетелем и участ-
ником боевых походов балтийских моряков
в финскую войну, потом в отечественную
войну. В этих походах он ощутил свою
собственную судьбу в судьбе родины.

Пусть яхта крылатая мчится

Бок-0-бок с твоею сульбой,

И флаги морских экспедиций

Всегда шелестят над тобой.

Так товорит поэт, обращаясь в брату. Он
знает, что

‚не легко, не шуточно, не просто

Суровое морекое ремесло.

Но это — боевой пост. Ты поставлен
сюда родиной, ты должен быть достойным
этой чести! Пусть «клокочет море, сипло
завывая» и «холодный ветер палубы се-
чет», но тот, кто выбрал морское ремесло,
тот выбрал «бесстрашие верным спутни-
ком своим». И 06 этих бесстрашных caa-
тает Инге песни. Он поет © комиссарах,
которые идут

...CHOKOHHO, сурово,

Жак Сталин сказал — впереди.

Он поет об отваге балтийского летчика
Мартыщенко, © славном Кронштадте. ве-

личавое имя которого слышится ему B pa-
скатах дальнобойных орудий, о подводни-

ках, которые после удачного похода

...6 потрескавшейся кожей

Как будто льют живительный 93он,

Море у Инте полно жизни и борьбы, В
втом для Инге его красота.

Мужеством, облагорюженным огромно
любовью к морю и морякам, увлекающим и
вдохновляющим, — вот чем дышат стихи
Инте. И в этом их ценность,

Поэт Ойслендер пришел на флот Kar

боец, у которото оружие — стих, мыель и.

чувства, выраженные словом. С песней
вопел он в жизнь моряков Севера. Он
весь Под впечатлением чувства к морю,
К э710му романтическому и суровому
пладларму войны, Он восхищен всем тем,
что видит. Глаза ero разбегалотся, ловят
все на-лету, —— всо кажется значитель-
ным, заманчивым, решающим, бя во вла-
сти суровой природы Севера, где
Скрипит и вздрагивает дом
Or ветра, дующего © норда,
Его волнует отлив, когда море
„отдает земле
Все, что успело взять и терпеливо

боевой характеристике вступил в пар
тию. С тех пор его часто ставили в при-
мер за высокую личную дасцаплиниро“
занность и храбрость в бою.

Тупежов говорил горячо, и его волне-
ние передавалось. друтим:

— Немца все мы знаем. Не так стра-
шен чорт, как его малюют. Фриц храб-
рый перед малодушными. А если ветре
тить его дружно, по-гвардейски. не вы
держит, гадина. Товаращи мои! Приказ
командира — это приказ нашей map-
тии нам, коммунистам. Будем бить нем-
ца, как его били моряки в Севактополе.
Я тут, перед вами, прямо скажу: до по-
следнего дыхания буду драться и ни Ha
шаг не отетуплю,

Не успел закончить Лупежов, как по-
просил слова твардии старший политрук
Лысенко. Комуунисты дивизиона хорошо
знали этого человека. Тод назад он при-
шел сюда старшиной 2-й статьи. В бата-
рее любили слушать его рассказы о сол-
вечной Украине, чарующей природе села
под Киевом, rye Лысенко провел свое дет-
ство. Многим была известна печальная
судьба его родных, оставшихся в фаши-
стском плену. Дрался Лысенко упорно и
стойко. Тварлейцы с тадостью узнали о
назначении Лысенко комиссаром батареи,

Bor он стоял перед коммунистами, ©
которыми много раз шел в бой и гнал
назад гитлеровцев с их танками. Лыюен-
ко напомнил прошлые тяжелые бов гвар-
дейского дивизиона. Срели моряков тогда
не было малолушных. Не будет их на
этот раз, не будет и виредь,

Говорили еше шофер Малый, началь-
пик разведки Шустров. Й их выступле-
ния были клятвой — в бою быть ло-
стойными звания сынов героической и
мужественной партии большевиков.

Решение собрания, как и выступления,
было прелельно лаконичным:

«Партсобрание постановляет: всем ком-
мунистам обеспечить выполнение прака-
за командования -—— позиции отстоять.
Раз’яснить всему личному составу ответ-

Вохищает горизонт, далекий северный го-
ризонт, когда

Мерцает льдина тусклой синевой,
Й неподвижным глазом великана
Глядит в разводье сумрак штормовой.

Во всем этом непосредственное любоцыт-
ство новичка, впечатантельность гостя,
пораженного необычайностью обстановки.
Он любит далекий край, где «солью пах-
HYT мох и камушек, любой», и горол; где
«переулок. туманом увитый, и на рейде
большие суда», Признания его окрашены
нежным лиризмом.

В «Североморской хронике» — повество-
вательном стихотворном цикле — поэт де-
лает попытку обобщить свои впечатления
и дать некую летопись североморских буд-
ней. В этой вещи особенно сказались ха-
рактерные недостатки творчества Ойслен-
дера — неровность, калейлоскопичность и
многослевность. Стержень этого стихотвог-
ного цикла облеплен второстепенными те-
мами, деталями, здесь бушуют волны мно-
тословия, Поэту все кажется нужным,
действенным. Он затрулняется выбрать
из своих впечатлений самые яркие и
сильные. И говорит он, захлебываясь,
словно торопится сказать побольше, опа-
саясь, как бы ето вдруг неё перестали
слушать.

Такая спешка — мать неряшливости.
Некогда выбрать слово, отееять лишнее,
стройно и последовательно, просто и убе-
дительно говорить в читателем. Длинноты,
тусклые строфы рассеивают внимание, —
так возникают в произведении «мертвые
зоны». Вот к примеру такие строки:

Романтика шла наступлением(?),
Нахиуренным еопкам грозя
Глухим аммонала вторжением,
Или — `

И только без лишних длиннот (?)
Раскрыл в тишине напряженной
_ Исписанный... блокнот,

Таких мест немало.

Порой лирическое восприятие прирохы
Север» у Ойслендера перемежается с рав-
юдушно-холодныйг созерцанием. Оно омерт-
вляется глухими, тусклыми словами, срав-
пениями («страшно усталая земля», «лив-
ня разряд — обычное наше явленье», «мо-
ре вспахалось (?) подлодками». «лымный
сумрак»).

В эпилоге к «Североморской хронике»
Ойслендер предупреждает читателя-сверст-
ника, что в его записях — «быстрые етро-
кя», В книжке действительно много бы-
OTpO написанных строк, еще не подняв-
шихся на дрожжах поэзии и чувства. За-
чем было так торопиться? Поэзия не лю-

бит спешки...
М. МИРЛЭ.

«твенность предстоящего боя, необходи-
мость сражаться, не ототупая ни на шаг.
Членам и кандидатам партия показать в
б0ю пример, как должны сражаться ©
врагом твардейпы, защищающие свободу
своей родины».

Собрание было недолгим, но еколько
новых сил оно прилало его участникам!
Прикаэ командования и проникновенные
выступления глубоко запали в сознание,
нашли горячий отклик в сердце каждого
коммуниста. Тихо, пригибаясь, прижав К
трули автоматы, расхолились они в тран-
Wen, Важлый тверло знал: надо драться

и побелить. Каждый был уверен в себе,

в своих товарищах, в комаилирах.

Комиссар попросил членов бюро -
таться, Нужно было дать задание акти-
ву. Партбюро поручило секретарю комсо-
уольской организации т, Солитерману cob-
рать комсомольцев и рассказать им © ре-
шении партийного собрания, секретарю
парторганизации тварлии младшему лей-
тенанту Голубеву — побеседовать с 3е-
питчиками, члену партбюро Шустрову—
(0брать пюферов.

Коммунисты, вернувитиеся на свои ба-
тареи, рассказывали всем © приказе
“командования и © только что состояв-
шемся собрании. После беседы с комис-
‘аром возвратились агитаторы. Повсюду
можно было видеть этих людей в кругу
тварлейцев. Они обращали свои слова к
‹ердцу моряков. Враг пелалеко. Скоро
бой, от успеха которого зависит сульба
больтого населенного ‘пункта, жизнь Тты-
сяч стариков, жен, детей. Эта люди ве-
рят — моряки не лалут их в обилу, не
отбтупят.

Скоро все знали 0б обстановке п зала-
че ливизиона Прелетояла встреча © пре-
облатающим по числелности и технике
врагом. Близость боя еще больше спаяла
людей. Накануне смертельной схватки
кажтый чувствовал пеобхотимость сказать
своему лругу т0, что наполняло его Ay-
шу и мысли, сказать о своей верности
родине, готовности отдать за нее свою

ВЕ М ШЕЕ eee eee

НА ДОНУ

По вечерам на правом берегу Дона дро-
жало зарево, миллионы искр рассыпались
по небу, звезлы блекли в этой необычай-
кой иллюминации. Пылали положженные
неицами хутора и станицы.

Ва синеватой поверхности реки  сколь-
зили зловещие блики — это была кровь.
Ветры Сальских степей нагоняли волну,
ona прибивала к берегу изуродованные
трупы, № низовью Дона шли пловучие ви-
селицы, на которых раскачивались русские
люди — женщины, старики, дети.

В станице Л. уцелело одно лишь здание
больницы. Комнаты были набиты людьми,
здесь можно было только стоять навытяж-
ку, Теснота была такая, что потерявшие
сознание оставались в том же стоячем по-
ложении — упасть было невозможно. Трое
суток держали здесь станичных казаков и
их семьи.

В полночь распахнулись двери боль-
ницы, офицер крякнул по-русски:

— Выходи, казак] Мужики — налево,
бабы — направо, дети — сюла... Живо!

Образовались три группы. Около ‘сотни
стариков и детей осталось в помещении:
это были больные и умерптие, Офицер от-
дал какое-то приказание, и крестьян пог-
нали к Дону.

Шестые сутки не стихал бой, канота-
ла сотрясала землю, берег был. устлан

трупами немцев, их He убирали, пу ним

шли,

Вею неделю топтались гитлеровцы на
правом берегу Дона, советские войска не
давали им форсировать реку в этом месте
и топили их сотнями. Германское комав-
дованле неистовствовало, требовало любой
ценой завладеть левым бетегом,

Прибывших станичников выстроили. Йм
приказали ждать. Нал головой визжаля Ma
ны. Обезумевшие женщины прижиуаля 6
труди детей. Не дозволялось лаже прасесть
на землю. Три огромных плота только что
были спущены на воду. Казаки знали, что
немцы заставляли крестьян разрушать cob-
‘ственные хаты и стротть из бревев эти
плоты.

Группа офицеров и солдат приблизилась
в Толпе станичников. приказав пм UTTER Е
плотам и разместиться на них. Разлалиеь
крики и плач женщин и стариков. цога-
давитихся о кровавом замысле палачей. Ме-
шкать или сопротивляться — значило 119-
лучить пулю в голову, и донцы пошли на
плоты, как на этафот,

Когда станичники струлдилясь на двух
плотах, немцы дали мужчинам багры, вес-
ла и приказали грести в поотавополэжному
берегу. На третьем, заднем плоту размести-
лись солдаты с минометами. пулеметами #
орудиями. Несколько фаптиетских пулеме-
тов было направлено на русских. Неистов-
ствовавтиий ефрейтор обратилея к крестья-
Нам:

— Мужики и бабы, слушайте меня и
запомнате! Мы переправляемея через Дон,
вы будете прикрывать наши войска. Если
блатополучно переправимся. если лоститчем
левого берега, каждый из вас получит
обед и вино. Больше того. вы получите
«вободу! Если же будете во время перепра-
вы бунтовать, если задержите наш! войсЕА
хоть на секунду, мы булем расстреливать
вас, как собак. Утопим в Лону. Запомните!

Плоты отделились от берега и, скрипя
Ba перевязях, поплыли по рака. Немцы
нервничали, ругались, потрясали автома-
тами.

— Крепче гребите, скоты! Не сметь са-
диться! Женщины, берите на руки детей,
выше полымайте их! Не сметь закрывать
липа!

Ураганный огонь © противоположном
берега, не утихавший в течение пелой не-
дели, прекратился. Участок, откуда отошли

плоты, перестал оботреливатьея советов“
ми войсками. В глазах гитлеровцев вепыз
хивали огоньки торжества, — хищникам
вазалось. что открыт, наконоц, путь к 38
ветному левому берегу.

Когда плоты достигли середины lows,
произошло неожиданное. Несколько кате-
ров оторвались от левого берега и понес“
лись в обхот плотам. Они шли стремитель-
но, шумно рассекая синюю глаль Дона.

— Черная туча! — крикнул вожак-
ефрейтор и взвел парабеллум.

Черная туча! — кричали солдаты, и
в их голосах звучал ужас. — Черная туЧа]
Цурюк! Шнеллер!

Не каждый из них понимал значение
слов «черная туча», но слова эти  хавно
стали нарицательными среди германских и
румынских солдат. «Черная туча», «чер-
пал смерть» — так немпы прозвали совет-
ских моряков, действующих на суше.

Несокрушимое мужество и презрение Е
смерти советской морской пехоты хорошо
известны фашистам. Встреча с «черной
тучей» — это смерть. Й вот теперь. на 66-
редине Мона. предстояла встреча с совет-
скими моряками.

Желая сласти свою шкуру, немпы стали
перепрыгивать на плоты русских, но Te
сбивали их веелами и черпаками.

— К льяволу! Испейте, бандиты, дон-
ской воды!
Немцы падали в воду. Ефрейтор, зады-

хаясь от ярости, лхавал какие-то приказз-
ния солдатам, Но те его не слушали, и он
разпядил в них свой парабеллум,

` Между тем «черная туча» надвигаласъ.
Шесть небольших и юрких катеров шли
полукругом е нескольких сторон. зажимая
плогы в кольцо. Застрочили немецкие ав-
томаты. Смятение и сутолока мешали вем-
цзи стрелять прицельно. Донская вола ки
пела и пузырилась пол градом свинца.

Раздалась первая пулеметная очередь ©
моряков. Это был сигнал для обстрела. 20
ручных пулеметов обдали птквалом огня
ошалевигих гитлеровпев. Вемпы прытали В
воду. но тут их настигали пули моряков.

Неожиланно залнай плот, где находились
немпы, полалея вперед и. вздыбивииеь ©д-
нии краем, налетел на передний. гле вахо-
дились русские. Солдаты бросились в тол-
пу женщин п хетей, началась свалка. Ота-
ничники, орудуя веслами и 1осками. не
пускали на свой плот врагов Момент был
напряженный. Красвофлотцы прекратили
огонь,

Замешательство длилось две-три минуты,
но, казалось, прошли часы. Моряки быстро
нашлись, С каждого катера спрытнули В
волу по двое-трое парней. В правой руке
они Зержали автоматы, & левой рассекали
воду. Они ворвались в промежуток между
плотами; секунда — и они на плоту. где
стояли советские люди.

— Давай. давай! — кричали казаки, по-
могая морякам взобраться на плот. — Да-
вай, ребята! Ну-ка, наваливайсь, ХО!

А хлопцы уже были на плоту, и UX
автоматы ударили по немпам.

Фашистский плот перестал отетрели-
ваться. На нем лежали груды убитых и
раненых. Не менее сотни немцев барахта-.
лось в покрасневшей воле, Совсем юный
моряк. орудуя в воле сверкающим  пала-
шом, настигал гитлеровцев и прикалывал
их. Юго голое слышался далеко вокруг:

— В Дону хозяйничать вздумали! Да я

же, сукин ты сын, родилея здесь! Вот,
получай!
Стрельба прекратилась.  Враснофлотпы

взобралиеь на свои катера, взяли на бук-
сир плоты о станичниками и двинулись

к левому берету... i
А. ВЕРБИЦНИЙ.

Бородинский музей будет восстановлен

Исполнительный комитет Московского
Областного Совета депутатов трудящихся
принял вчера решение восстановить зда-
ние Бородинского музея, разрушенного
немепко-фалтистскими войсками. ‘Вылеле-
ны денежные  ерелства и строительные
материалы.

Злание булет полностью реставрировано
в прежнем виде. Наряду © экспонатами

Жизнь, всю свою кровь каплю за каплей,
` У инномета собрались командир ком-
мунист Степанов. беспартийные Сиирнов
и Тимохин.

— Хочу быть уверенным в вас, как
был уверен в прошлых боях, — говорил
команлир орудия. — Может, серлце ще-
MET y Roro?

С горькой обидой отвечал Смирнов:

— Bowem мы вместе, товарищ коман-
дир, больше гола. Кажется, нет основа-
ний для таких слов. Били иы эту падаль
немало. Точно зовут они нас «полосатая
смерть», Смерть им одна от нас в прош-
лом была. смерть и сейчас будет,

Й в крепком рукопожатии этих людей
чуветвовалось, что опи будут лраться до
послёлнего взтоха, не подведут.

Комиссар Юровский хорошо знал ка-
чества своих бойпов. Бискупский, Кале-
дин, Анпилов — в этих он был уверен.
Нужно поговорить ¢ Безбородовым. Он в
погледнем бою проявил недисциплиниро-
ванность. Беседы комиссара бодрили бой-
цов, вызывали ненависть, ярость против
титлербвцев,

Релакторы вывесили свежие номера
«Боевых листков». Заметки были немно-
тоеловными, как рапорт. Гварлейцы Кузь-
мин, Юзименко, ПНазаров обращались к
партийной организации, к своим коман-
дирам © RINTBOH — стойко отстаивать
родную звилю.

Беспартийные полхолили к комиссарам
батарей и взволнованно  бвообщали, что
присоединяют свой голое к клятве ком-
мунистов на партийном собрании, и. тут-
‘ке отдавали им в руки листки аккурат-
но сложенных эаявлений. На этих лиет-
ках они скупо выражали то, что голамя
выпашивалоеь во время стахановекой pa-
боты У себя ва заволе, в прельлущих
боях. 29 краснофлотцев подали заявле-
ния с просьбой принять их в партию,

Тот, кто только что закончил - разговор
в компесаром или командиром, спешил Е
своему миномету. Ею иеще раз со всей
тщательностью проверялась материальная
часть.  Гварлейцы жили  предетоящим
боем и уже нетерпеливо поглядывали в

степную даль, в сторону врага» и

Бородинской битвы в музее выставляются
материаль, отображающие наиболее яркие
эпизоды великой отечественной войны и
в частности разгром немепко-фаптистских
захватчиков пол Москвой. .

Все воестановительные работы 6yryT
закончены в течение полутора-лвух меся-

цев.
(ТАСС).

жяя

Когда день полходил Е концу, в ва-
блюдательной вышки сообщили: «Тан-
ки ». Векоре простым глазом можно было
увидеть, как из-за горизонта с грохотом
двигалась масса бронированных иашин.

Когда танки приблизились,  гварлейпы
встретили их ураганным огнем. От иет-
ких выстрелов сразу появилось несколь-
ко факелов. Ничто не могло остановить
наотупательный порыв моряков. Пот не-
прерывным огнем противника они лвига-
лись вперед и вперед. Меткими залпами,
ловкиии бросками гранат гваллейцы уни-
чтожали технику врага. Скоро в степи
осталось несколько десятков искарежен-
вых бронированных матин и сотни уби-
тых фрицев.

Наступление гитлеровцев захлебиулось,
Моряки вылержали мощный натиск боль
MOM числа танков, сопровождаемых пе-
хотой, и нанесли врагу жестокое пораже-
ние. Командир и комиссар ливизиона по-
лучили OT. команлования сообщение:
«Моряки свои залачи решали геройски.

Это поллинные сыны нашей ролины».

Эмт исключительный бй богат
бессмертныин подвигами гвардейцев Кан-
дилат партии лейтенант Павлюк метким ог-
нем поразил свыше лесятка машин и
уничтожил большое число фаптистов В бою
был тяжело ранен в спину ий в левую
руку лейтенант Бискупский, но он не
покинул товарищей. Вместе с ними он
поражал врага. Отважно сражались гвар-.
дейцы Балясный, Журавский. Солитерман
и многие другие.

Когла танки противника  полхолили к
позиции, Ha которой нахолилея гварлеец
Панкратов, этот мужественный моряк 6
воэгласом: «Хлоппы, 3a мной!» — ри-
нулея к машинам. Панкратов был емер-
тельно panen. Полбежавшям товарищам
он передал просьбу: «Позовите комиссара
Юровского». Раненый полал  комисгару
руку и тихо сказал: «Там у вас мое з4-
явление в партию Теперь я могу счя-
тать себя коимунпстом?»

Гвардейцы победили. Их вела в 00
клятва, рожденная накануне.

Н. КИШИНЕВСКИЙ,