АРТИЛЛЕРИСТЫ БАЛТИКИ

’ПО НЕНАБЛЮДАЕМОЙ
ЦЕЛИ

Каждый огневой налет на вражеские об’екты, буль то узел
дорог, железнодорожная станция, мост и т. п., требует от
командиров и личного состава батарей тщательной полтотовки
операции, Что мы делаем для того, чтобы добиться хорошах
результатов? `

Необходимо прежде всего произвести геолезаческое определе-
ние позаций. Мы с предельной точностью осуществляем пра-

вяЗЕу позиций и измеряем. отсчетом на ориентиры. Привязку

стараемся производить замкнутым ходом. Успех зависят от на-
ших геолезистов — инженер-капитана Карасева м старшего сёр-
жалта Каминского. Детально зная район действий. они отлично
производят привязку позиций не только днем, но и ночью.
Ночная привязка и ориентаровка орудий — дело довольно слож-
ное. Но нам и здесь удалось добиться положительных резуль-
татов. Следует отметить изобретательность Карасева в исполь-
зовании подручных средств привязки. Многям обязаны артил-
леристы и инженер-капатану Посову, который сконструировал
несложный, но весьма удобный прибор для ночной ориентиров-
Би орулай.

Ночью не всегда возможно освещать знаки и орментиры. 060-
бенно если они близко расположены в противнику. В этих слу-
чаях нало использовать сигнальные фонаря с направленаым
лучом света и проязводить прибором засечку на этот луч,

Исхохные дистанция и лирекционный угол мы рассчитываем
только аналитически с точностью ло метров. С такой же точ-
ностью мы определяем и поправки. Во всех случаях мы
стремимся учесть баллистические ветер @ температуру. Если
же по какой-либо причине этого слелать нельзя, то приходится
удовлетворяться наземными ветром и температурой.

Крайне важно делать поправки на прогрев орудия KO BTO-
рому и даже в третьему залпу. Величина этой поправки, как
показали опытные стрельбы, достигает 4—5 кабельтовых.

В результате, как подтверждает наблюдение, енаряхы пер-
вого залпа отклонялись в пределах одного-двух. вероятных
отелонений.

Чтобы обстрелять об’екты, расположенные в Дальнем тылу
противаяика, мы вылвигаемся поближе к переднему краю. Бла-
годаря этому можно использовать зарялы, дающие меньший
Изяос канала орулия. Вражеские наблюлатели обычно проемат-
ривают все улобные позиция, расположенные поблизости от
перелнего края. Мы выкатываем орудия преимущественно
ночью, а если днём, то только в туманную, мглистую погоду.

Стрельбы следует проводить обязательно е применением ма-
невра.

Маневр — это быстрая смена позиций. Чтобы осуществять
такой маневр с наибольшам эффектом и тем самым сохранить
личный состав и материальную часть, нужно максамально со-
вратить пропесс свертывания. За счет сокращения целого pala
операций. казавшихся прежде необхолямыми, и совмешения их
нам удалось добиться большой экономии во времена. Так, ба-
Taped, где комаздиром майор Меснянкин, сократила установлея-
ные нормы по свертыванию в 5—6 раз.

Маневр — это не только быстрота, но и скрытлость пере-
иешения. Необхолимо использовать все возможности для TOTO,
чтобы ввести протавника в заблуждение. обмануть его.

В тех случаях, когда прихолатся обстреливать цели небольших

размеров (отдельные здания, мосты, эшелоны и т. п.), мы ве-
дем огонь ча исходных установках ¢ расчетом, что таблачное
рассеивание покроет весь район расположения пели. Если же.
цель крупная. как. например, железнодорожная станцая, населеа-
ный пункт, скоплелие войск в лесу или’ на большюй поляне,
TO Mar прапела и целика надо рассчитать так, чтобы поразить
всю площаль. €

В прошлую зиму мы столкнулись е большими трулностями.

В сильные морозы величины поправок настолько значительны,
что стрелять на полную лальность чельзя. Тогла был исполь-
зован старый. испытанный на практике, но кое-где незаслу-
женно забытый способ повышения дальности. Мы переяесля
заряды из хололного блиндажа, в котором они хранились, в
теплое помещение. где жил личный состав. Температура заря-
лов повысилась. Дальность стрельбы была восстановлена.
Лучшим помошаиком артиллерии — наблюлателем и коррек-
гировтикам — является авиапия Нашу стрельбу несколько раз
корректировал самолет. Результаты веегла получались отлачные.
Особенно полезев возлушный корректировщек при действиях
на лесистой пересеченной местности. Мне кажется. что такой
самолет толжен находиться в распоряжения артиллерийского

Боманлира и вылетать на задание по его приказанию.
Таковы основные условия успептной стрельбы по невялямым

Майор И. КАЛАШНИКОВ.

пелям.

a Le

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Морская артиллерия под Ленинградом. На снимке: орудие старшины 2-й статьи Е. Волкова ведет огонь по

противнику.

Фото А. Бродского.

ВБелтийскоя морекся артиллерия

За взятие Ленинграда Гитлер обещал
фон-Леебу Петергоф © его дворцами и пар-
ками. Фон-Лееб обещал своим солдатам
квартиры и особняки нашего города:
«Выбирайте любой». Это было в сентяб-
ре’прошлого года. Где теперь солдаты
фон-Лееба? Каждый из них получил под-
земный особняк под Денинградом — два
аршина на& один труп.

Нынче фрицятник под Денинградом
пополнился новыми особями — Гитлер
пригнал сюла новые дивизии. Их ждет
еудьба прошлогодних фрицев.

Немпы, уцелевшие в сентябре прошло-
то года. долго вспоминали в письмах Ha
золину наши балтийские пушки. «Мор-
ская артиллерия — это ад. Снаряды 0б-
разуют чудовишные воронки». ,

В сентябре нынешнего гола балтийские
пушки прололжали делать свое святое
дело. Армейские части продвинулись к
пункту Л. Немцы бросили в контратаку
свежую 215-ю ливизию. На два полка
этой дивизии, занявшей исходную пози-
цию для атаки на стыке трех дорог. о-.
рушили свой отонь артиллеристы берето-
вой обороны. Взятые в плен солдаты из
215-й дивизии рассказывали 06 эффек-
тивности нашего огня: «В полках оста
лось не больше 35—40’ процентов соста-
ва. Нельзя описать того, что творилось
‘на стыке трех дорог. Там была свалка
трупов».

С того времени, когла вышла на огне-
BY позицию олна из старейших батарей
дивизиона —= капитан-лейтенанта Бобко-
ва, дивизион“ истребил не одну сотню
немцев. (Только за олин день батарея от-
разила четыре контратаки гитлеровцев.
Сухая оперативная сволка зарегистриро-
вала 452 случая,  когла батареи, raze
команлиром майор Тудер. заставили умол-
кнуть фашистские орудия, обстреливав-
шие Ленинград. В нынешнем гоху хиви-
зион сумел подавить 65 вражеских бата-
рей. взорвать 12 склалов © боезапасом,
разбить сотни автомашин. Наблюдатели
кажлотневно лоносят о результатах рабо-
Th балтийских пушек: «Полавлена враже-
ская батарея».  «Рассеяна автоколонна
противника». «Взорван эшелон © боепри-
пасами». р

Эшелон с боеприпасами был взорван

несколько лней назал. Майор Тулер и
комиссар Семененок были на наблюла-
тельном пункте. Заметили — к станции

К.. занятой немцами, полошел эшелон.

— Огонь!

Точна работа балтийских  артиллери-
стов. Хорошо стреляют  краснофлотцы
подразделения. гле комиссаром т. «Отепен-
ко. Безукоризненна выучка  наволчика
Фомина и панорамного Балюкова. Накрыт
паровоз. Взорвался котел. Еще снарял —
еше взрыв. На воздух взлетают вагоны.

вниз. Комиссар батареи приказал ему уйти.
в землянку полежать. Но краснофлотец

КОТО ОЕ РТ ЕВЕ

Вечером на батареи приехал зриейский
тенерал, известный артиллерист. ,

— Спасибо, балтийпы! Замечательно
стреляете!

Это не первые слова признательности,
услышанные батарейцами из уст коман-
дования армии. Армия‘ ценит балтийцев,
которые воюют вместе с ней на этом
участке фронта уже второй год. Армия
справедливо вилит.в этих людях послан-
цев балтийских кораблей, а за месяцы
‚обороны Jenwarpaya имя балтийца стало
синонимом стойкости, храбрости. верно-
сти воинскому долгу.

Здесь собрались посланцы разных ко-

раблей. С нежностью и любовью расска-

зывают военные моряки прибывшим б0й-
цам о жизни на море. Здесь, на. суше,
дерутся они за честь корабельного фла-
га. Непоколейимы флотские традиции.
командир дивизиона майор Тудер. ста-
рый балтиец. поллерживает, воспитывает
эти  тралиции как основу, фундамент
боевых успехов дивизиона.

Очень важно лля  команлира — иметь
ядро люлей, сильных волей,  непреклон-
ных и бесстрашных. на’ которых в ост-
рый момент можно положиться. как н&
самих себя! Недавно майор и комиссар
организовали на батареях группы истре-
бителей танков. Тулер собрал на учеб-
ный chop истребителей и без всякой
„лакировки, ничего He приукрашивая и
He преуменьшая, сказал им всю правду
of опасной и благородной профессии бро-
небойщика. Of говорил им о стойкости
севастепольцев, о том, как бросались чер-
номорцы под танки, гранатами ий жизнью
своей останавливая бронированные фаши-
стекив чудовища. чвоманлир потребовал
от истребителей танков такой же стойко-
сти, такого же героизма, Он прелупредил.
бронебойщиков of ответственности их пе-
рел товарищами в случае внезапной тан-
ковой атаки.

Двое — они недавно пришли в Дивизи-
он. сказали, что, пожалуй, ero это
лля их  злоровья  непосильное,  пожа-
луй, они несколько поторопились  запи-
саться в истребители. Тудер не удержи-
вал их, наоборот. он был рад, что «уточ-
нил» заранее. Зато за остальных он был
спокоен. Эти’ вылержат любое испытание,

Есть много общего в растуших нангих
балтийских  команлирах — штурмуют ли
они немца с воздуха. топят ли его в м0-
ре или истребляют нешално на земле; Мы
пием © Тулере, и невольно прихолят на
память Грищенко. дерзкий и раючетливый
рыцарь морских ‘тлубин.  потопивией
танкер. три транспорта и миноносеп. ка-
питан-лейтенант Иванов. храбрый и уме-
лый. зенитчик © линкора «Октябрьская
революция», отразивший  лесятки  8в03-
душных атак на ролной корабль, Афана-

тишья он говорит:

В И ВИНЕ И

этом полчиненным. В короткие минуты за-

сий Фокин, скромный и немногословный
советский асс, одним из первых открыв-
ший воздушную трассу к фашистекому
офицеры новой,
нашей, советской формации. Они принес-
ли на фронт большую военную культуру
флота, освященную  флотскими боевыми

логову. Это — морские

традициями.
Война не терпит невежества,
тдядства, работы на «авось».

ты,

куда попал  снарях,

ров © лейтенантом Бопейкиным,

та казенно, небрежно.

Старший лейтенант Вузьмицкий — грз-
смелый.
Но он был не очень силен в знании ме-
толов стрельбы на сухопутье. Тудер зз-
нимался с Бузьмицким теорией, давал за-
лачу, лавал жесткий срок на ве решение.

Иногда поздней ночью майор поднимал

мотный командир, напористый,

Кузьмицкого с койки: ¥
_ = Даю задачу; подготовьте
по такой-то пели.

Бузьмицкий старался
максимально короткие сроки, он не знал,
проверка это или же’ подготовка к бою,
Доклалывал по телефону:

— Готово.

Тудер выслушивал решение, говорил в
трубку:

— Хорошо. Теперь ложитесь спать,

Вюрча, укладывалея Кузьмицкий на
койку. Но он знал: командир по-настоя-
шему помогает ему.

Не так давно оперативная сводка 3ape-
гистрировала отличный успех батареи
Кузьмицкого. которая в течение дня де-
вять раз приводила к молчанию батареи
протявника.

Поговорите с бойпами-артиллеристами.
Они скажут вам, что у многих из них
матери, жены и сестры живут в. Ленин-
граде. Близкие бойцов прошли все испы-
тания блокады. Бойцы’ скажут вам. что
У многих матери, жены. сестры в окку-
пированных  немпами областях. Что с
Hen? Может быть, их замучали, растер-
зали, повесили?

Бойцы скажут вам. что они хотят
мстить. . мстить так. чтобы не умолкала
канонада, чтобы огненный смерч смыл
фашистскую мерзость © советской  зем-
ли — всех немцев ло одного.
Батальонный комиссар А. ШТЕЙН.

a

Навохчики,

верхо-
Й майор
Тудер требует от командиров <оставления
точных, безукоризненно точных докумен-
тов артиллерийской стрельбы. Он. строг,
беспощаден к неряхам в артиллерийском
деле. Он хвалит находящегося на наблю-
дательном пункте лейтенанта Курскова, У
которого отлично оформлены эти докумен-
благоларя этому просто определить,
лучше и точней
можно корректировать стрельбу. Он cy-
нахоля-
щимся на другом наблюдательном пунк-
те,-—этот отнесся к составлению докумен-

` стрельбу

уложиться В

подающие,
жмут. Их движения безонгибочны. Ramin

5 октября 1940 г, № 232  (ТЗ

КАЖДЫЙ СНАРЯД-ПО ВРАГУ!

о МАСТЕР ОРУДИЙНЫХ
  ЗАЛПОВ

чикам усилить наблю
гающей к пуакту В.
ляет фашистскому

позицию и открыть огонь по

бронепоезлу

крывает полотно железной дороги.
корректирует стрельбу. Вот и сегодня он на посту.

ведчик левого сектора.

огня бьют в небо.

знаменная Балтика.

хает огонь.

батарем, назойливо бившие по  чашему переднему краю.
Тишина, наступавшая пюсле огневых налетов, кажется в

останавливает его. Слышен свист вражеского снаряда. Немцы
наврыли наблюдательный пункт.

мысль властно заполаяет сознание.

Упругая волна взрыва валит © ног. Впереди справа выра»
стают огненно-черные столбы. Резкая боль в ноге, в груди. Ho
Торопов бежит. Вот и наблюдательный пост,

...Под Ленинградом стояли ‘яемецкие полчища. Наша части го
товились к броску на левый берег реки в районе селения Д.
Немцы также усилеано подтягивали на этот участок свой рез
зервы.

На рассвете дружно заговорили многочисленные пушки. раз
ных калибров. Гле-то на левом фланге уларила полевая трех
дюймовая. Справа откликлулся средней калибр. Уларили ору-
дия канонерской лодки, заговорила вторая линия обороны:
Включились в бой дальнобойные морские орудия капитана To-
ропова. i

В Б часов 20 минут Торопов провел огневой налет на район
восточнее селения. Злесь, в кустарнике и низких приплюсяу“
THX к земле сараях, концевтрировалась фаптастская пехота
Шесть залпов — и снаряды разметали скопление фашистских
головорезов.

7 часов 10 минут. Приказ: открыть огонь mo pome. Tox
сенью ее деревьев стояли группа танков и несколько десятЕов
автомашин с горючим, продовольствяем и оружием. Одина
цать снарядов выпустили пушки Торопова. Это был точный
улар. Корректировщик отметил прямые попадания в XBa spa
жеских танка. В щепы были разнесены три автоматаны. (коз
ло BMX валялось свыше лвух десятков трупов немпев.

8 часов 30 минут. Справа на опушке леса ‘засечен огояв
танков, завопаняых в землю. Наступающие пехотинцы нетер*

пеливо ждали артиллерийской подлержки. В третяй раз отЕры“.

ла батарея Торопова огонь. Bee реже п неувереннее били танки,
Два из них уже горела, Налпа пехота снова пошла вперел. ‘

Фашистсков комаадование бросило против батареи авяапию,
Звено немецких самолетов появилось ‘чад огневой позицией. Не
мецкие летчик долго петляли, то скрываясь за рехкими обла
ками, то снижаясь ло бреющего полета. Артиллеристы Выбор
нов, Савченко, Никатин, Форостянко. Меркулов. Степанов. Oro-
ляров. Смирнов умело замаскировали свои орулия. И немцы, ие
обнаружив их, пикировали на полотно железной лороги.

...Небольшой сал госпиталя. На подушках лежит вызлоравлия
вающий капитан Торопов. Рядом бойцы. командиры, врачи,
сестры, друзья. Они приехали поздравить своего любимого
команяира с награжленаем орденом Красного Знамези.

Часто и уютно в’его палате. На стене висит только что вы*
шедиий «Боевой листок» батареи.

«Дорогой Алексей Васильевич! Вражеский сйарял ранил тё“
бя, — пишет в нем т. Юринов, — но твой боевой дух с нама,
Грозна булет наша расплата!»

Этя слова звучат клятвой.

В сумерках гаснет лень. У орудий балтийпы,
Ine, обветренные липа артиллеристов.

Tammany нарушает властный голосе Савченко:

— По автоколонае врага! За кровь команлира — oronp!
Старший политрук Н. МАСОЛОВ.

Суровы моло

Sa ae

заряжающие   Тут метатлолом от crour Даля

пушек,
здорово! — успокаивает команлир.

Не отрываясь от стереотрубы, Торопов приказывает развел
дение за железной дорогой, змейкой убе-
Почти неделю капитан Торопов не позво -
выйти на удобную огневую
городу.’ Едва на горизонте покд- ›

жется дымок паровоза, как шквал балтийских снарядов ва-
Капитан искусно и 10349

— Товарищ капитан, бронепоезд показался, — доложил раз

На командный пункт. поступают координаты маяеврирующен
го бронепоезда. Где-то далеко от Торопова «на товсь» у орушй
застыли артиллеристы подвижных батарей. И влруг вопьтиея
Залпы сливаются в непрерывный грохот,

Языком огня и стали начнаает с немчурой разговор Rpacaos

По бронепоезду бьют артиллеристы Якубовича. Враг накрыт,
Он снова быстро уходит назад. На последней площадке полы-

Через полчаса капитан Торопов корректировал огонь своп
орудий. Их точный огонь заставил умолкнуть две вражеские
естествениой. Капитан спускается к заливу. Далекий выстрел

— Быстро на пост! Нужно продолжать наблюдение, — ors

— Не ослаблять наблюдение, враг попытается проскочить, —
слабеющим голосом праказывает капитан. 1

уэль

Этот лень был самым горячим, самым
‘напряженным за все время войны. Он oc-
тался в памяти командиров и красно-
Ффлотцев не потому. что в течение 12 ча-

сов. пришлось семналцать раз вступать в
On
что
орулия ра-
немецкий
осколки которого пронеслись
‘нал головой, не прачинив никому даже ца-
Нет! Его запомнили потому. что
В этот лень было наконеп покончено с
целью номер 647. Неларом морские ар-
тиллеристы называли ее сволочной. ‘Эта
150-инллиметровая четырех-
батарея не лавала им покоя.

умолкла
навсегла. Шесть напряженных минут, в
Течение которых смерть витала нал самой
толовой люлей. находившихся на открытой
ля осколков огневой позиции, шесть ип-
нут нечеловеческой вылержки и напря:

поелинок © фашистскими батареями.
остался в памяти Jame не потому,
в 15 иетрах от первого
Зорралея пятналпатитюймовый
 «чемолан»,

рапичы

хочующая
срулийная

Теперь ве нет. Сеголня ona

жения воли решили исхол дуэли.

В этот лень немецкие артиллеристы в
могли. как раньше. воровски выбросив не-
сколько снарялов. умолкнуть при первой
опасности. Наши части настойчиво штур-

мовали перелний край фаптистской obopo-
ны. огнем и сталью выкуривали немчуру
‘из сильно укрепленного пункта. Гитлеров-
пы Рынужлены были раскрыть свои огне-
вые точки не только на перегнем крае. во
и в глубине обороны. вынужлены быля
принять вызов на туэль. брашенный им
коветскими артиллеристами Морские артил-
леристы не жалели сил лля поллержки
аступления пехоты Мошным — налетом
‚ они полавили или уничтожили ве бли-
жайшие немецкие батарей. обстреливавитие
фланги наших частей Путь был расчи-
тен. Вот тогла-то и заговорила.  вытав
свое Точное место,  «сволочная  пель
№ 647». прикрывавшая  тействия еще
болез тяжелой 406-миллиметровой  бата-

Е

реи; она обстреливала пути полхола и

районы скопления ваших резервов.

Из штаба соселнего гвартейского артил-
лерийского полка позвонили
флотских артиллеристов:

— Помогите, друзья. Ваши морские л9-

станут скорей. Дайте по этим «бортам».

Получив от сосела необхолимые ланные,
ОГОНЬ.
Первые же снаряды легли в районе pac-
положения немецких «берт». И, видимо,
балтийцы так насолили за эти лни гит-
леровпам, что они, бросив основные цели,
открыли яростный огонь по позиции 6a-

капитан-лейтенант Вовк открыл

тареи Бозка.

Первый же снаряд разорвался на бугор-
плиту.
Началась самая серьезная из всех пере-
Жжитых хуэлей. Взрывной волной от сна-
ряла. разорвавитегося вблизи от землянки,
засыпало стоявшего на посту краснофлот-
ца Хмелева Приля в себя, он снова бро-
силея на пост. Земля дрожала от мощных
уларов. Но ни один краснофлотец не лрог-
нул. В 14 часов «берта» умолкла. Олно-
временный залп всех пушек морского ди-
визиона заткнул ей глотку. В 14 часов
15 минут огневую позицию моряков сно-
ва начала обстреливать 155-миллиметро-
вая батарея фапистов. спрятанная в яе-
су. Через семь минут она была засечена,
после 1вух
мошных артиллерийских утларов балтий-
цев она вместе с расчетами окончила свое

ке. Осколком пробило броневую

а к 14 часам 39 ипнутам

существование.

Немцы вволили в бой все свои срехства.
В луэль включились новые батареи. Они
яростно обстреливали позиции балтийцев

Люли работали уже иного часов. @ не-
большими минутяыми перерывами. Каза-
лось. лавно перейлен рубеж человеческой
выносливости. Но никто не ухолил Дуэль,
Tie B живых остается лишь Олин из
Уучаетняков, — прололжалась. Погребной
Смирнов, бледный. выккакивал на минуту
подышать свежим воздухом и снова бежал

Ha позиция

просил разрешения остаться на боевом
посту. Комиссар. иолча кивнул головой.
Смирнов остался. И хотя ему с утра
незлоровилось. он работал за лвоих, успе-
вал ве только справляться со своим ле-.
‘лом, но ‘и одновременно выполнять обя-
занности снарядного. Он не мог уйти.
ла туэль!

Балтийпы вели контрбатарейную
стрельбу. Они выиграли поединок‘ со
смертью Побелили балтийская стойкость,
ROMArROG Мастерство И  BBIROCAIMBOCTH.
Краснофлотпы выполняли свой долг, осу-
шествляли ©в06 самое горячее желание —
они уничтожали немиев.

С воэтуха позиция этой батареи похо--
Ma на тысячекратно увеличенный снимок
изуролованного оспой лица. На большом
прибалтийском поле не выберешь лаже
маленькой плошадки для. игры в волей-.
бол. Рваные раны бесчисленных воронок
покрыли ролную землю. Рязом ¢ пелыи
оврагом от огромного снатяла — 1есятки
маленьких канавок Только за июль. ав-
туст и сентябрь на позиции батарея упа-
ло около 900 снарялов Черная немецкая
оспа изранила этот кусочек русской зем-
ли, нах которым  полнимаются наши
пушки. Балтийцпы любят. этот ставший
ротным клочок земли. И украинеп Вовк,
растирая комочки глины. заброшенные
взрывом, вспоминает милую Полтавщину,
а москвич Львов — тенистые леса Ста-
линогорска. прохлалную чистоту Сенеж-
ского озера Пол Ленингралом они мстят
за свою землю. Им приказали стоять
злесь Они пойлут отсюла только вперед.

Побела в артиллерийской туэли завекит
от десятков люлей, от коллектива в пе-
лом — его  слаженности.  сработанности,
стойкости. и от кажлюго из этих  лесят-

лень.

Бойцы понимают

...Шел горячий
Немцы. озлобленные

отомстить батарее,

ку,

хоть промедление и

Ba:

— Артиллерия—это расчет, время, бы-
строта. Ее законы. в бою точны и суровы.
Опередил врага. рассчитал быстрее и точ-
‘Hee его — ты победил. Замешкался, стру-
сил, лопустил ошибку — ть побежлен.
Наиболее частая расплата
неповоротливость = смерть. На
войне холостыми не стреляют.

Эту же мысль командир орулия Львов
раз’ясняет своему расчету. Его выражения
проще (он стреляет лучше, чем говорит),
но дохолят они ло сознания глубоко.

— Тревога — спеши. Мы не ударим —
нам всыпят. А наши пушки лучше, & мы
сами — балтийцы! Понятно?

Лишь прозвучит первый улар рынды —
они у моханизиов, сколько бы ни выля
вокруг немепкие снарялы, как бы ни сви-
стели нал головой осколки.

артиллерийский

своей группы на назп берег реки, решили
которая
залпом накрыла и рассеяла их группиров-
Они сыпали на позиции балтийцев де-
сятки снарядов из всех орулий ближайшей
батареи.  Капитан-лейтенант спокойно го-
товил исхолные данные Он знал. Ч

суета еще опаснее. Команлир решил бить
наверняка. Бойпы жлали его
Азарт прелстоящей дуэли уже
людей. Наконец разлались знакомые сло-

— Ш батарее противника...

Грянул зали. лругой. третий. Ладно. вз-
село работали артиллеристы. Срели грохо-
та своих выстрелов и гула разрывов ена-
рялов противника тонули голоса красно-

жест рассчитан и отшлифован. Ни одного
лишнего взмаха руки. Они научились
экономить сантиметры, учитывать доли
секунды. За ними следит вся батарея, от
их работы зависит ее сульба, жизнь дру-
зей, с которыми прожит год, суровый
зоенный год. Бельше всех волнуется по-
требной. Он не слышит звонка с команд-
ного пункта, OH He видит   результата
стрельбы.

`— 9й, панорамщики!
вилите; молчит телефон.

Но вот раздается первый звонок ¢ ко-
мандного пункта.

— Большой взрыв у фрипев! Давай,
ребятки, лавай!

Из погреба непрерывпо идут снарялы.
Смпрвов, как хороший гастроли. разло-
жил их. У него не найдешь вместе сна-
ряда с плюсом и снаряха с минугом Jos-
ROH и СИЛЬНЫЙ, он успеваег написать
мелом пару слов. Их читают заряжающий,
наводчик, командир орудия олним гла-
30M, в какую-то полю секунлы, и улыь
баются: «Первый сорт!», «По заказу
тансам!», «По специальному — фрицам!».

Boe реже тявкают вражеские пушки,
реже воют нах головой снаряты. Красно-
флотцы не замечают наступившей после
выстрелов из орудий секунлной тишины.
Они увлеклись. Резкий телефонный зво-
нок с наблюдательного пункта:

— В расположении батарев врага воз-
ник пожар. Две пушки немцев разбиты.
Олну откатили. Огонь прекратить!

Балтийцы расправляют плечи. По ая-
пам бегут крупные капли пота. Но уста-
лости нет. Боевой порыв. азарт смертель-
Ной схватки, жажла мести налили их
энергией. Она еще не израсходована Хо-

3a ошибки,

Давай. точней,

своего командира.

бой.

срывом переправы

первым же

опасно, но спешка,

EOMAHIBI.
охватил

Вечером, когла за узким окошком зем
лянви монотонно шумит сентябрьский
дожль, команлир и комисеар открывают
тетрали. В них аккуратным почерком зач
носятся события за лень. Записи коротки;
лавоничны. Слева — лата. в пентре —
время и количество выпущенных снаря-
лов, характеристика целей: Справа — ре
зультат. Вапитан-лейтенаят помнит pa-
ость, когда своими глазами увилел раз
зорванные в клочья вражеские тела, осто-
вы сгоревших машин, исковерканные его
снарялами пушки и танки. Это за Поата-
зу, за ролной Севастополь, за Белгорол, где
в плену у немпев остались мать и сеет
ра! Он помнит. как учился у артиллери
стов Красной Армии не по веплескам, 3
To пыли и обломкам распознавать и опре-
лелять знаки паления Он научился это-
му, он освоил новейшие метолы веления
огня, он научилея е первого выстрела
класть снарял в пель.

Сеготня. через гол и 25 тней после
организации батареи. он вел стрельбу п
точечной цели. С утра возлух был по
осеннему чист и свеж. Иван Вовк лежал
на наблюлательном. пункте Орутия развер-
нулись в сторону врага Нрмпы построная
мост через речушку. Прогремело peer
пять выстрелов Четыре снаряда разорвае
лись на мосту.

Это и есть артиллерийское мастерство!
Оно пришло не еразу Оно ли ф9вал0с5
тогы — в училише имени JRCMY. na
черноморских крейсерах. Оно зегтигло CO
зершенетва в тни боев е врагом.

За 400 лней своей боевой работы лич»
НЫЙ состав батарев провел зесятки артил*
лерийских хуэлей. Сотни гитлеровцев 83“
тли себе смерть от енарялов морских ap-

ROB B отлельности. Дрогнет замочный Хме-
лев, замешкается первый снарялный Мя-
кишев. ошибется установшик панорамы
Дудко, командир орулия  Конлрашев,
команлир огневого взвола Федоров. коман-
тир батареи Вовк — побелы не бут.
Вацитан-лейтенант нередко напоминает 06

Флотцев Но они по жестам. по лвижению
туб научились понимать труг труга.

Боманлир орулия е любовью наблюдал
за точной и быстрой работой своих. навол-
чиков, мастеров меткой стрельбы Поло-
винкина и Шсаева.

`— Жыите, ребятки, жмите!

тиллеристов. лесятки фашистских mymes
превращены в обломки. ПЛальнобойная 63°
тарея балтийцев лействует. громит врага.
е команлиры и кралнофлотпы готовятся

— 9x, еще бы с лесяточек, влогонку,   ИТТИ вперел, расчишая себе путь отвех,
чтобы боялись раскрывать свою глотку. Они раечистят, пойтут в пройлут.

— Ничего. хватит и этого. Пусть 06-1,  Сучоший политоун П. СТАРОСТИН,

чется стрелять еще и еще. бить прокля-
тую немчуру целый лень. И первый сна-
рядный Шеенков с сожалением произно-
сит: о

\

\