2 октября 1942 г., № 232 (1183)

=

Комиссар балтийской.

i

Ha Балтике ев называют батареей
стойких. Название это целиком соответ-
ствует истиае. Своими дерзкими огневыми
налетами эта батарея хорошо известна
и немпам. Сколько раз пытались ока
уничтожить балтийскую батарею, но все
их попытки терпели крах.

Тогда’ фашисты призвали на помощь
свою «берту» и били по позициям крас-
нофлотцев сверхтяжелыми снарядами. Но
и «берта» оказалась бессильной. Батарея
попрежнему оставалась неуловимой. .

Пусть беснуются немцы, пусть oan
снова обрушивают шквал снарядов на по-
зиции батареи, — ам накогда не удастся
сломить волю и дух балтийцев. Балтийцы
< горлостью говорят:

— Не дрогнем,
шаг!

Непоколебимость и стойкость воспитал
У батарейпев комиссар Дматрий Подно-
з0в — человек смелый, требовательный и
чуткий. Комиссар воспитывает стойкость
силой личного примера, своим отношени-
ем к обыденным явлениям войны. А что
значат обыденные явления на фрояте?

и @сть готовность сражаться с вра-
TOM ло конца, презарать смерть м побе-
ждать ее. К таким людям и принадлежит
батальонный комиссар Поднозов — отец и
душа батареи.

Его стойкость выковаласв в неукроти-
„ МОЙ борьбе в фашистами. ‘On злаучился
’ презирать смерть там, где, казалось, она
неминуемо захватит его в свои цепкие
лапы. Однажды комиссару ¢ 25 красно-
флотцами пришлось охранять один важ-
вый рубеж. Немцы усиленно наседали.
Оли стреляли из пулеметов, били из ми-
нометов, обрушивали на рубеж шквал ар-
тиллерийского огня, но 25 балтайцев со
своим комиссаром не сдвинулись с места.

Поднозов каждому тогда сказал:

— OncrynaTs, товарищи, некуда —
дальше Ленинград!

И 25 военных моряков выдержали на-
TECK врага и вышли победителями.

Tox назад Поднозов пришел на бата-
рею. Она только что была сформирована,
и молодым батарейцам пришлось еразу же
принять на себя все тяготы суровых
фронтовых испытаний. Немцы пытались
форсировать реку. ы открыли по
фашистам огонь и нанесли им тогда зна-
Чительный урон. Комиссар поздравил
каждого с удачей.

— Так держать и впредь, — говорил
он, —и не давать немцам спуска, они
скоро начнут нас бояться.

Обозленные неудачей, немцы решили
отомстить. Олнажды они открыли по по-
зициям балтийцев сильный огонь. Полно-
зов направился на боевые посты, гле сто-
SIH молодые артиллеристы. Не обращая
внимания на разрывы снарядов, Поднозов
подходил то Е одному, то к другому крас-
нофлотцу. Они понимали, что комиссар
проверяет их выдержку и стойкость, Бы-
Zo бы просто стыдно проявить малодушие
перед комиссаром, и краснофлотцы, под-
ражая его примеру, не обращали внима-
ния на свист и разрывы снарядов. Они
несли вахту хладнокровно и спокойно.
После обстрела комиссар сказал им:

— Будут еще крепче немцы бить по
нас, но мы не должны поддаваться пани-
ке, унынию. Помните, что У балтийца
существует одно правило -— стоять до
онца, пока есть силы.

„В следующий раз во время стрельбы
батареи немцы открыли ответный огонь.

вязалась жестокая артиллерийская
дузль. Грохот пушек и разрывы враже-
ских снарядов сливались в единый гул.

мля около пушек покрылась черными
дыуящимися воронками.

Дуэль продолжалась. Снарял за снаря-
лом посылали балтийцы в логово зверя.
Немец дрогнул первым. Он ‘прекратил

не отетупим ни на

дуэль. его батарея замолчала. Балтийцы
поглядели на комиссара, вее время нахо-
дившегося здесь, и словно прочли на его
лице:

батареи

«Так держать и впредь!»

Это была благодарность Человека, не
знающего страха в борьбе, умеющего в
трудные, опасные минуты  подлержать
волю и дух батарейцев. Теперь на батз-
рее слова комиссара: «Стоять ло конца,
пока есть силы» стали нерушимым пра-
BHIOM для каждого.

Олнажды зарядный Щербаков проявил
малодушие — во время очередного 06-
стрела он неожиданно для всех начал
«кланяться» вражеским снарядам, пря-
Таться вт них, метаться Из стороны в
сторону. Немного позднее Щербаков при-
Шел к комиссару и сказал:

— Что хотите со мной делайте, толь-
KO хтучите меня кланяться вражеским
снарядам.

— Хорошо, — ответил комиссар. — Вы
будете ходить с команиром на наблюда-
тельный пункт. Но только имейте в ви-
Ay: там некуда будет бегать от снаря-
дов. Держитесь.

Несколько раз командир брал © с0бой
Щербакова на наблюдательный пувкт,
смерть не раз’ витала над ними, но крас-
нофлотец закалял себя, учился презирать
смерть и вырабатывал в себе волю чело-
века’ смелого и решительного.

Так шли дни. Опять был обстрел.
Щербаков стоял на посту. Ему разреши-
ли уйти в укрытие, но он не ушел.

Закон жизни каждого  фронтовика —
железная дисциплина. Ее никто не смеет
нарушить. Это стало принципом в дея-
тельности ‚комиссара Поднозова.

Всей своей работой он стремится при-
вивать каждому краснофлотцу сознание
высокой ответственности перех родиной.

Есть на батарее краснофлотец Apcen-
тьев, который в прошлом был недоста-
точно длисциплинированным. Сколько ©
нем было разговоров, и даже кое-кто го-
ворил: «Ареентьева не перевоспитаешь, та-
кой уж у него характер». И лействитель-
но, характер у Афсентьева был тяжелый,
упрямый, но краснофлотец до самозабве-
ния любил свою пушку и профежию &р-
тиллериста. Это заметил Поднозов. Быва-
10. проведут боевые стрельбы. и комиссар
сейчас же расскажет  батарейцам, что
наводил Арсентьев, и наволка его была
точной и безукориэненной. № работе Ар-
сентьева стали присматриваться другие
наводчики. Ему это льстило. Комиссар
рекомендовал  наводчикам УЧИТься наво-
дить, как Арсентьев.

Случилось однажды, что вокруг `Ар-
сентьева немцы положили 60 снарядов.
Но он стоял, как истый балтиец. Комис-
сар рассказал 0б этом случае на полит-
информации. И слава об Арсентьеве тот-
Час же разнеслась по батарее. =

Так перевоспитывал комиссар навод-
чика Арсентьева, он стал теперь первым
человеком на батарее.

Повышение стойкости бойца неразрыв-
но связано с воспитанием в нем ненави-

сти в врагу. И Поднозов в агитационной  .

работе убедительно. использует все, что.
разжигаег ненависть к фашистам. Ha-
днях на батарее состоялся митинг в <вя-
зи с письмом, полученным  замочным
Цейтлиным от старшего брата. В письме
сообщалось, что немцы сожгли одного из
братьев Цейтлина. Письмо призывало к
мщению.

`На митинге выступил Комиссар. Он
обратилея к Цейтлину и его товарищам
п оружию:

— Мы должны мстить кровавому вра-
гу. Мы должны помнить, Что защищаем
своей грулью и своей жизнью свою стрз-
ну. свой народ. свою честь и свободу.
Ярость балтийца, могучая ярость патрио-
та влохнет в Нас те силы, Еоторые ©0-
крушат врага. враг погибнет...

...На другой лень снова по логову нем-
цев била батарея стойких.

Батальонный комиссар В. КНЯЗЕВ.

Краснознаменный Балтийский флот.
(Or наш. спец. корр.).

‹оманиир в бою
3:

Военные моряки товорят: «Умри, з ©
родного корабля не сходи». Если тебе
трудно в бою, если вала врагов превосхо-
Дит твою лу, — не обращайся вепять,
не выполнив приказа. Будь стойким, и ты
“ побъешься цели. Лучше умри, но умри ©

оружием в руках. ‘

Суровую школу прошли командиры
Черноморского флота. Они  мужественяы
@ храбры. Война воспитывала их, опас-
ность испытывала волю, огонь врага за-
галял их стойкость. Они, умудреяные
боевым опытом, высказывают интересные
мнения 0 волевых качествах командира.

и рассказывают, что в ходе операция
оля командира напрягается в зависимос-
ТИ от степени натиска иля сопротивле.
ния протавнака. И чем сильяее  давле-
ние врага, тем больше упругость ‘воля. На
каждом этапе боя она проявляется в раз-
личных оттенках: в начале боя, Korda
стороны только завязали борьбу, воля
команлира—в твердости луха, в энергич-
пых действиях; в разгар сражения — в
решимости и Уупорстве; в момент язиболее
кризасных положений — в стойкости,
Когда чаша весов начинает явно ка.
лебаться и дыхание ‘кризиса Уже ощу“
шается во всем, стороны ‘напрягают все
силы, чтобы сломить стойкость протавни-
ка. И, как только одна из сторон лиши-
лась этого боевого качества, она пропг-
рывает. Наступает развязка: KTo  BBI-
стоял — тот победил, кто дрогнул —
тот побежден.

В суровой школе войны ролалось по-
вятие 0 стойкости. Обычные слова н@ё в
(tax определить ee суть. Мы знаем:
она — высшее проявление Воли. Содер-
жание ее велико @ многогранно.

На Черноморском Флоте есть ‘яепревзой:
ленные образцы стойкости, которые будут
леслтилетиями восхищать молодое поко-
ление моряков. волновать их сердца. Вос-
хищать и волновать потому, что наша
потохки узнают 0 подвигах, воторые Её“

зались немыслимыма, о стойкости. кото-
рая казалась’ невозможной.

Команлир подводной лодки старший
лейтенант Кукуев удачно атаковал у по-
бережья, занятого противнаком, каравав
судов. Метким торпедным залпом oa B30D-
вал большой двухтрубный Транспорт, a
второй ‘транспорт заставил вЫброситься на
прибрежные камни, Там он и Погиб.

От каравана отделились Катера. охра-
нявшие его. Они начала преследовать под-
водную лодку. Обстановка сложилась не-
благоприятная: Уйдя под Воду, корабль
лишился ° возможности — маневрировать.
Вблизи были минные заграждения, бли-
же к берегу — подводные камни, `неболь-
шие глубины. Командир решил  отлежи-
ваться на грунте. Но только лишь п0д-
волная лолка коснулась Ha, как над
ней начали рваться глубинные бомбы.
Вышел из строя важнейший механизи. A
вот тогда каждый задумался над сульбой
корабля, ‘лад своей личной судьбой. Веплы-
вем ли? -—— этот вопрос встревожил всех.

Когда боевая операция идет гладко,
удача окрыляет. Но когда На пути встают
трудности и. кажется, нехватит сил пре-
ололеть их, — тогда краснофлотец  смот-
pur Ha командира, стараясь Проникауть
в его сокровенные мысля. Таб было п
в эти минуты Ha подводаой лодке. Но
каждый прочел на лице своих начальня-
ков спокойствие и фешамость.

В эти трудные для корабля минуты
командиры вселяли своим хладнокровием
лух стойкости. Й каждый уверовал, Что
он вырвется со дна,

Когла катера, отбомбившиеь, ушля и
наверху затах Шум ваатов, старшина 1-й
статьи Фисунов принялся, По приказу
комантира, устранять повреждение. 33
два часа он сделал фаботу, которая была
пол силу только заводу. За два часа на
дне морском!..

Если армейскому командиру нужяз
стойкость на Поле битвы, TO воеяному

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Комиссар подвижной артиллерийской батареи балтийцев старший политрук
Стеценко проводит политическую информацию среди артиллеристов
i ims Фото А. Бродского.

ПАРТИЗАНСНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ

ЧЕРНОМОРОКИЙ ФЛОТ, 1 октября.
{По телеграфу). Бои в Крыму не прекра-
эпаются. Захватив Севастополь. враг He
освобохилея OT уларов  черноморцев. .
тылу у противника действуют партизан-
ские отряды военных моряков. Слава 0

вих гремит по всему Крыму. Они наво’

XAT на фашистов страх и ужас.

Семнадцать краснофлотцев пол коман-
юванием капитана напали на большой
отрял немцев. Неравный бой длился 13
часов. Военные моряки уничтожили не-
сколько десятков гитлеровцев, a сами
потеряли двух человек.

Неолнократно вступала в б0й ¢ mpe-
восхолящими по численности силами про-
тивника группа, которой команлует мич-
мав. *

В олном из боев 65 военных моряков-
партизан смело атаковали отрял TATITe-
posites. Краснофлотцы уничтожили 40

Фашистов, сожгли автомашины и цистер-
ны с горючим и скрылись в горах.

Бывший комиссалз» олной из зенитных
батарей пробрался в Topol. занятый про-
тивником. уточнил  месторасположение
вражеских складов с боеприпасами и го-
рючим, сообщил 06 этом в олну из на-

‘тих авиачастей. На слелующий день пос-

ле штурмового улара советских, самолетов
фапгистские боеприпасы и горючее взле-
тели на воздух.

Beccrpammo лействует в боях группа
военных моряков пол командованием по-
литрука Давила Семеновича. Она истре-
била 219 фашистов, уничтожила 12 авто-
машин и взорвала 4 моста.

В ПОДАРОК ФРОНТУ

САРАТОВ. 1 октября (ТАСС). Вверх и
вниз по Волге ежедневно идут баржи. В
мнстих грузах значится краткая надпись:
«Сверх плана в подарок фронту».

‘Это приволжекие колхозники  отправ-
ляют_свежие овощи, картофель, крупу и
другие продукты доблестным защитникам
Сталинграда, отважным воинам Западного
фронта, рабочим Москвы и Ленинграда.

Десятки тонн свежих овощей и карто-
феля, разной зелени отправил фронту
колхоз «Ерестьянский трул», Вязозского
района. Молодежь ушла на фронт, ва
смену ей стали женшины и старики. Ру-
ководство второй бригадой приняла Ha
себя Мария Константинова. Она  увели-
чила в этом году урожайность овощей в

полтора раза. Одну из бригал этого кол-
X033 возглавил. старик Иван Еремин.
Бригады соревнуются за лучшее coxpa-
нение нового урожая, сдачу государству
и армии сверхплановой продукции.

В этом году в колхозе впервые орга-
низовали массовую засолку овощей. От-
сутствовала тара. Волхозники запементи-
ровали три ямы и засаливают в них Ka-
пусту, помидоры. В 14 огромных  чанах
‘сохраняется для фронта свыше 100 цен-
тнеров соленых огурцов. В Октябрьским
‘праэдникам свыше 40 тонн различных
продуктов отправят колхозники на пере-
ховые позиции в подарок бойцам Ерасной
Армии.

«

Вышел в свет шестнадцатый
журнала Главного политического  управ-
ления РЕВМФ «Агитатор». Номер отЕры-
вает статья М. И. Калинина «Товарищ
Сталин 06 отечественной войне».

В журнале помещены статьй; полково-
го комиссара П. Морозова «Укреплять ве-
ру краснофлотцев в свое оружие, в побелу
над фашизмом» и инженер-капитана 2-го
ранга Л. Климова «Может ли Гермавия
восполнить свои потери на море?»

В разделе «Обмен опытом» помещены
статьи и корреспонденции: полкового ко-
миссара И. Слесарева «Руковоцство по-
литотлела партийными организациями»,
батальонного комиссара Л. Ланлина 2
полкового комиссара Н. Тарасенко «Из
опыта проведения митингов»,  батальон-
ных комиссаров В. Шибицкого и С. Мат-

ТИ ee

моряку она нужна” втвойне, втройне. В
морском ‘сражении смерть является в
всех видах. Ее несут для моряка бомбы
и снаряды, торпеды и мины, обломки
надстроек и вырванные снарядами кускя
бронированных плит. Какая изумительная
стойкость нужна мораку, чтобы побороть
В себе лух робости и малолушия.

После успешной ночной ‘операции эс-
минец возвращался в базу, но в пути его
атаковали немецкие самолеты. Невэнрая
за сильный зенитный огонь. они чики-
ровали олин, за другим, и бомбы крупно-
то калябра ложились рялом с бортом. Си-
ла взрывов была велака. В корпусе по-
явились пробоины. Вода ворвалась вчутрь
корабля, затопила таранный отсек, ка-
натный ящик, первый и третий кубризи.
Нос медленно погружался в Морскую пу’
чину.

Что могло спасти корабль в эту тра-
гическую миауту?

Стойкость.

В тяжках испытаниях побеждают толь-
ко стойкие. Они побеждают потому. что’
способны бесконечно напрягать моральные
и физические силы, и как бы ни были
тяжелы ‘удары, следующие один за дру-
гим, они все выдержат, вынесут, выетоят
и победят. р

Ночью был бой, Эсмияец отражал яро-
стные атаки вражеской авиации и тот-
педных катеров. В эту ночь люди видели
смерть в каждой бомбе и в кажзой тор-
педе. Но все выдержало морское серце.
И вот сейчас, после огромного морального
и физического напряжения, они бросились
вниз к пробоинам. Без замешательства и
растеряняости они встали на боевые по-
сты в ТУ самую минуту, когла пловучесть
была уже на пределе, а Носовая часть
корабля погружалась в воду.

Казалось — это последние минуты.
Пройлут они, и придет смерть—и лая
корабля, и для экипажа.

Но руковохимый командиром личный
состав самоотверженно боролся за живу-
честь. Даже раяеные поднамались и шли
на боевые посты, шли окровазленпые и

_ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ

Агитатор» № 16.

номер,

‚веева «Как мы проводили вечера вопро-

сов п ответов». редактора иноготиражной
газеты старшего политрука И. Кузнецова
«Как тазета «За родину» пропагандирует
боевой опыт» и полкового комиссара
А. Сорокина «Плоды казеншины и op-
мализма».

Писатель Леонил Соболев выступает в

журнале ‹ публицистической статьей
«Морская стойкость». С
В разделе «Библиография» помещена

статья младшего политрука А. Макарова
«Ценное пособие» (как агитатор лолжен
использовать в своей работе выпущенный
Военморизлатом сборник «Севастополь»).

В заключение лан каленларь боевых
операций Военно-Морского Флота за пе-
Тиот с 28 июля по 5 сентября и инфор-
мация о брошюрах. посланных на флоты.

обессиленные. Они ‘влохнули в экипаж
(вою долю героизма, корабль был спасен
й приведен в базу.

Еще Петр Первый говорил: «Храброе
сордце и “асправное оружие — лучшая
защита государства». Стойкость в бою —
не только в храбром серлие командира,
его моральной силе, Стойкость команлира
во сто крат увеличивается, когда ее под-
крепляет безотказное действие боевой тех-
вики, ввеоенаой ему и его подчиненным.
Такую стойкость трудно сломить. а если
и сломят воаги, то только пеной «Пирро-
вой побелы».

Пловучая батарея  капитан-лейтенанта
Мошенского много раз подвергалась на-
летам немецкой авмапии, и враг неизмея-
но нелосчитывалея нескольких  самоле-
Тов. Немцы решили уничтожить батарею.
В один лень на нее обрушили бомбы
лучшие немецкие «ассы». Стойко, как п
раньше, ветретили этот налет батарейны.
Олин из «Юнкерсов». пикировавший на
батарею, прямым  попадакием вывел из

зтроя дра орудия и их прислугу, cMep-
тельно ранил команлира батареи. Но
этот тяжелый удар не сломал русской

стойкости. Артиллеристы оправились, 4
‘поврежденные орудия заговорили. Дожи-
вая последние минуты. капитан-лейтенант
Мошенский продолжал руководить боем.
По его команде новые залпы разрывали
сумерки, и тысячи осколков рвались в
чебе. К умолкнувшему автомату, прислу-
Ta Которого была вывеена из строя взры“
зом бомбы. приполз, аненный в голову
младший командир Косенко. Он расстре-
ливал врага, пока не свалился сам. Тя-
Kero раненный краснофлотеп Филатов 5°
старшиной 1-Й статьи Самохвазовым за-
менили вдраем орудийный расчет и ягзст-
во истребляли врага. И враг бежал, отез-
завшись от своей залачи — уничтожить
батарею.

Стойкость рождается на базе железаого
Порялка, который остается незыблемым в
‹амой трудной обстановке а выхерживает
любое напряжение батвы, в атом по-
рядке. как в фокусе, мы видим власть
воманлира и его умение руковолять пу4-
чаненными в 6б0ю.

Батальонный комиссар
3, КУДРЯВЦЕВ.

Суда для десантных
операций`

(По иностранным данным )

Строительство специальных десантных
сутов приняло широкие размеры во фло-
тах крупных морских лержав сравнитель-
но нелавно. Первые свеления 0б этом по-
явились в иностранной печати зз год-лва
до начала нынешней войны. Но уже пос-
ле начала войны. особенно после Норвеж-
ской кампании 1940 гола, в печать стз-
ли проникать многочисленные свеления 6
постройке десантных сулов в различных
странах. \

В современной войне моря и океаны не
служат больше барьером, защищающим
тот или иной континент, ту или иную
страну. расположенную на побережье, от
вторжения вооруженных сил противника.
Но проблема транспорта. с военной точкР
зрения. имеет, несомненно, первостепен-
ное значение лля выполнения  полобного
pola десантных операций. Важно иметь
не только достаточное количество войско-
вых транспортов и грузовых судов. для пе-
ревозки войск и вооружения на боль-
THe расстояния; особенно важно иметь
тостаточно многочисленный флого малых
Куюв с небольшой осадкой. могущих под-
холить вплотную в берегу, чтобы можно
было выгрузить непосредственно на су-
шу не только живую силу. но и все необ-
холимое вооружение, артиллерию и танки.
Почти все крупные морские держазы име-
ют сейчас мощные флотилии такого рода
судов

Американский журнал «Мотор бот»
еще в начале 1941 гола сообщил o cne-
циальных морских лесантных катерах,
принятых на вооружение военно-морского
флота США. Эти малые корабли, специ-
ально предназначенные для высадки де-
сантов с военных транспортов, представ-
ляют собой быстрохолные моторные кате-
ра. Длина корпуса — 10—12 метров,
скорость хода без груза — ло 30 уз-
лов. При полной нагрузке в 35 человек
такой катер передвигается со скоростью ло
15 узлов. Особенности конструкции зак-
лючаются в плоском днище необычайной
прочности, плавно приполнятом тупом но-
се санного типз и металлических салазках
параллельно килю; салазки позволяют
подхолить к берегу вплотную. Десантные
сула этого типа отличаются очень малым
углублением — от 32 см. Столь  незна-
чительная осадка и специальные металли-
ческие щиты, предохраняющие винты OT
поломок, могущих произойти при скольже-
нии по дну, позволяют лесантным судам
вылезать на берег носовой частью корпу-

са.

Еще в 1938 году на судостроительных
верфях в Портсмутё производилась опыт-
ная постройка мощных самохолных брони-
рованных ботов, прелназначенных специ-
ально лля переброски танков с корабля
на берег. Такой бот с длиною корпуса ло
13 м го своему внешнему вилу напоми-
нает сани. Влоль всего корпуса прохохтит
стальной пояс. На носу и на корме ус-
троены скаты, по которым танк может
сходить с корабля на бот, а затем на бе-
рег. Эти боты вооружены лвумя пулемета-
ми в бронированной башне. Как правило,
почти все американокие десантные ‘сула,
того периола постройки имеют двигатели
большой мощности.

В процессе войны, изучая опыт мор-
«ких операций, амерлканские конструкто-
фы внесли рял изменений в чертежи ле-
сантных сулов. В начале текущего гола
американский журнал «Лайф» поместил
подробное описание © десантных шлюпок
фирмы Хиггинс, которые строятся сейчас
в США в большом количестве. Эти малень-
кие шлюпки, хорошо бронированные и от-
личающиеся высокой маневренностью,
развивают скорость ло 16 узлов, имея на
борту 24 человека и около 2.500 кг воен-
ного снаряжения. 0 маневренности этих
малых сулов можно сулить хотя бы по т0-
му, что они делают полную циркуляцию
на пяти третях ллины своего корпуса. Для
прелохранения от повреждений при подхо-
де вплотную к берегу они снабжены твой-
ными лнищами.

Часть десантных судов фирмы Хиггине
получила название «крокохилов» благоларя
зубчатым покатым скатам, устроёвным в
носовой части ий предназначенным для ло-
ставки с военных кораблей и транспортов
на берег легких танков, артиллерии,
автомашин и т. д. Как только судно
достигает берега, плоская носовая часть и
ютальной скат падают вперел книзу, и ма-
шины схолят по ним, как по мосту, пря-
мо на берег. По мнению военных спепиа-
листов, эти сула достаточно быстрохолны,
чтобы успешно уклониться от самолета, и
хорошо защишены от осколков снарядов и
от пуль.

Действенность английских десантных
судов специальной постройки была нагляд-
во продемонстрирована при послелних рей-
дах англичан на норвежекое побережье в
атлантическое побережье Франции, в част-
ности на Дьепп. Построенные нелавно в
Англии десантные суда получили название
«баржей вторжения». Это малые брониро-
ванные корабли, носовая часть которых
напоминает стальной щит: в ней имеется
несколько отверстий для установленных в
носовой ‘части скорострельных орулий.
Такая «баржа вторжения» вмещает
до 50 человек. Полобно американским,
английские десантные суда имеют тупой
нос, который в нужный момент лвижени-
ем рычага опрокилывается вниз, образуя
пак бы широкий трап на берег.

Начав войну в Европе, фашистская
Термания приступила к широкому строи-
тельству лесантных сулов. По полсчетаи
английского журнала «Сфир», гитлеров-
ские пираты имеют сейчас в своем распо-
ряжении большое количество  всевозмож-
ных десантных кораблей. Журнал указы-
вает, что большинство немецких десант-
ных сулов, прелназначенных для  пере-
броски войск, имеет свои двигатели. На
кажлой барже размешается пол палубами
ло 150 соллат; там же находится и
вооружение. Палубы, обычно защищенные
броней против пушечного и пулеметного
огня, почти пусты; на них только возвы-
шаются рулевые рубки. Носовая часть су-
дов специальной постройки — такая же,
хак и у всех кораблей этого типа: она от*
килывается, так что войска спускаются
прямо на берет.

Фашистские баржи для перевозки тан-

ков отличаются плоским лнишем.  длинз
корпуса составляет 20 метров, углубле-
ние — 130 сантиметров, квалратной формы
корма имеет своеобразную «лверь», которая
в полнятом виле непронипаема благодаря ре-
зиновым проклалкам. Нижняя часть «две-
ри» слелана на шарнирах, и Ora ata
«лверь» опускается, то танки быстро слу-
скаются по ним с баржи на берег. Баржи
передвигаются при помощи буксира; каж-
лый буксир. веля за. собой баржу с грузом
з 12 танков, может церелвигаться со ско-
ростью в 6 узлов. Часть немецких танко-
вых транспортов оборулована  лвигателя-
мя `— устаревшими авиамоторами; такая
баржа вмешает меньше танков, но отли-
чается большей полвижностью.

Иностранная ‘печать отмечает, что нем-
цы используют для переброски на баржах
специальные войска, хорошо натренирован-
ные в создании прелмостных укреплений,
Очевилно. и самые баржи имеют еще 10+
полнительное назначение, не менез важ-
ное. чем транспортировка войск и снаря-
жения: выстраиваясь у побережья одна
возле другой, они служат мостом лля ле-
сантных войск и тяжелого снаряжения,
разгружаемого с глубоководных транспор-
тов. Такое использование десантных бар-
жей не ново: известно, что еще во время
Ларланелльской операции в 1916 году
англичане использовали вереницы шаланх,
которые подволились к берегу на буксире
транспорта н служили мостками для пеоё-
хола се транспорта на берег.

Тихохолные десантные баржи фашист-
ского флота чрезвычайно уязвимы < в03-
духа. Очевилно, поэтому в последнее вре
мя гитлеровцы приступиля 5 постройке
специальных разборных металлических де-
сантных судов. Налажено их Массовое
производство по частям, они концентриру-
ются в каком-либо определенном порту,
тде могут быть в нужный момент быстро
собраны и спущены на волу. Длина кор-
пуса фашистских разборных десантных
барж — 18 метров, грузопол’емность —
50 тонв.

Английская газета «Ньюс кроникл» В
свое время сообщала, что на Рейне окото
двух лет назад произволились  испыта-
пия бронированных сулов, предпазначен-
ных лля высалки десантов. Эти суда
снабжены тизельмоторами и имеют броня-
Тованную палубу, пол которой могут уБ-
рытья 250 человек. Вооружение такой
десантной баржи состоит из гаубицы кз-
либром 4,1 люйма и нескольких пулеме-
0B.

В фашистском Флоте лелаются попытки
использовать AIA переброски десантов и
крупные подводные лодки. Шо  ланным
швейцарской газеты «Напиональ цейтунг»,
зв Германии в 1940 голу было сконструи-
POBAHO полволное транспортное судно. ко-
торое может перевозить олновременно не-
сколько сот вооруженных человек.

Скулное освещение морских  операпий
текущей войны, обусловленное военной
тайной, не позволяет установить. насколь-
ко правильны приведенные сообщения ©
фашистских полволных лесантных сулах.
Но незоторые широко известные факты
позволяют утверждать. что немпы делают
попытки использовать полволные лодки
для выброски неботыших десантов. Доста-
точно вепомнигь. что всего лишь несколь-
ко недель Hasal на южном побережье
Америки был захвачен лесант из восьми
человек. высаженный с германской пот-
водной лолки и лобравшийся ло берега на
резиновой шлюпке.

В военных действиях на Тихом океане
японцы широко прибегают к тесантным
операжиям, используя лля этого многочис-
ленные сула как специального  назначе-
БИЯ, Так и приспособленные для этой пе-
ли. Eme 10 начала войны морской обозре-
затель газеты «Санлей тайме» сообщил ©
появлении в Японии двух новых типов
военно-транспортных сулов. прелназначев-
ных лля лесантной операции в районах,
удаленных от стоянки боевых кораблей
и от военно-морских 633.

Сулно первого типа представляет собой
полобие большой баржи с мощными неф-
тяными лвигателями, приспособленной лля
перевозки войск и имеющей специальную
броневую защиту от ружейного и пуле-
метного огня. Такая баржа развивает зна-
чительную скорость. В носовой ев час-
ти установлены гусениць,  лающие воз-
можность, подойля к берегу, полтянуть
HOC и выкаживать войска без трапа.
Другое сулно, значительно больших раз-
меров, прелназначено лля погрузки на
ero палубу вышеописанных самоходных
барж. Оно должно перевозить баржи е вой-
ками на большие расстояния. Поэтому на
‘нем установлена артиллерия, обеспечива-
ющая сильную огневую завесу лля при-
крытия высалки лесанта. В кормовой ча-
{TH этого судна имеются мощные краны
для погема и спуска с палуб самохолных
барж с войсками.

Во время операций в районе Южных
морей японцы переоборудовали для вы-
броски десантов местные сампаны. Англий“
ский журнал «Сфир» сообщает, что лля
операций в этом районе японцы построн-
ли кроме того спепиальные десантные
шлюпки своего образца. Эти шлюпки
весьма незначительной ширины легко ук-
рыть в зарослях, которыми изобилует
большинство тихоокеанских островов и 95-
тровков Как местные сампаны. так и но-
вые японские лесантные шлюпки отлича-
ются острым вылающимея носом, кото-
рый хорошо врезается в берег. так что пе-
Тевозимые на них войска могут сразу
вступить на сушу. Журнал. отмечает. что,
как показал опыт, применение японских
лесантных судов специальной  конструБ-
пии и сампанов оказалось особенно эффек-
тивным при выброске войск на берега;
покрытые густой растительностью. В этих
условиях японцам почти всегла улавалось
добиться полной скрытности операции. _

«Сфир» полчеркивает, что войска, пез
Тевозямые на японских лесантных шлюп-
ках. имеют сравнительно очень легкое
снаряжение и экипированы гораздо mpo-
ше, чем морская пехота других стран;
Журнал указывает, что легкая экипировка
и несложное боевое снаряжение позволяют
высаженным на сушу войскам быютрее пе-
релвигаться и облегчают выполнение поз
ставленных заданий.

0. ПАВЛОВИЧ.