4 октября 1942 г., № 234 (1185)

Политическое обеспечение _
боевого похода корабля

Только что полученяый приказ гласил: ! Ничто we должно пройта мимо вашего зор-

хораблю скрытно подойти к пункту Н. и
нанести внезапный артиллерийскай удар
по скоплению войсы и техники поотивни-
ха. Пока командир эсминца производил
расчеты, комиссар старший политрук
Ввашнин ознакомилея с характером боевого
задания, с районом плавания м. исхоля
из этого. составил план политического
обеспечения операции. План складывался
из трех моментов: подготовка к выходу
‘в море, переход, бой и подведеные итогов.

Первая часть плана  препусматризала,
главным образом, тщательную подготовку
всех механизмов и заведываний. особенно
артиллерии и Штурманеких приборов. Ha
этом этапе подготовки основной своей
целью Ивашнин ставил контроль за выпол-
нением приказаний командира и проверку
готовности всех подразделений.

Борабль еще не прервал связи с бере-
гом, и о предстоящей операция зяал лишь
узкий круг лиц. Но уже на палубе, в по-
гребах, на боевых постах, в штурманской
рубхе кипела работа. Наводчики соглаео-
вывали прицельные линия, проверяли сов-
мещение электрической стоелки с непод-
вижных индексом,  торпедисты готовили
торпеды, группа краснофлотцев  розилась
У аварийных средств. Уже штурманскяе
электрикя запустили эхолот, запел гиро-
КОМПАС.

Краснофлотцы с особеяным Усердием го-
товили свои заведывания. Военком нака-
луне провел политинформацию. На ней он
подробно разобрал случай, проистедший
в расчете кормового орудия главного ка-
либра во время прошлой стрельбы по вра-
жескому берепу. По вине старшины 2-й
статьи Васильева тогда ‘не были провере-
ны как следует трубки. Это привело к
‘TOMY, что орудие дало несколько пропу-
<ков. Предупреждение, сделанное военко-
Мом, возымело свое действие.

Korda пришло время, военком вызвал
Е cede секретаря партбюро  Баркова.
Военком подвел его к карте, o3aa-
комил с оперативной обстановкой и
с боевой задачей. Варков  вниматель-
но выслушал  военкома, сделал замет-
ки. Он детализировал план работы  пар-
тийной и комсомольской организаций, про-
думал, как лучше расставить партийные
вилы по боевым постам. Затем решила
созвать партийный актив и совещание
комсомольцев, свободных от вахты, чтобы
информировать их 06 операции и © их по-
мощью довести боевую задачу до каждото
Браснофлотца. Военком предложил Барко-
ву выступать после этого по радио с об-
ращением к личному составу.

... Над бухтой стоял яркий сеятябрь-
ский день. Воздух был чист и прозрачен.
Эсминец плавно оторвался от стенки 4,
развернувшиеь, стал быстро набирать ход.
Сыграна боевая тревога, Вступила на свой
посты боевая вахта.

Состоялось совешание партийного актя-
за. Оно было кратким. Военком рассказал
® задаче, к решелию которой уже при-
ступил корабль. Каждый активист полу-
 чил свой Участок работы. Партийный
актив подсказал комиссару, как лучше
произвестя ков-какае изменения в составе
боевых смен, которые будут нести вахту
BO время стрельбы. Это значительно по-
высило эффективность ночного огневого
удара корабля по занятому противником
берегу.

_ Быстро, по-деловому прошло совещание
хомеомольцев.

Коммунисты и комсомольцы разошлись

по постам и приступали в работе. В
всех боевых частях вышли «Боевые ли-
CTR, ;

Ворабль приближался к цели. С ралю-
Узла раздавался громкий. голос:

— Дорогие ‚ товарищи! Будем высоко
держать флаг нашего корабля, честь Чер-
номорекого флота. Булем достойными по-
следователями героических защитников
Севастополя! У нас есть только один путь
5 победе: это уничтожение гитлеровских
банд.

— Июомендоры! Кажлый ваш меткий
выстрел приближает эту великую цель
нашей борьбы.

— Оитнальщикя,

будьте бдительны!

кого глаза!

— Котельные машинисты! Помните:
хоть одна чскра, вылетевшая из трубы
ночью, может  демаскировать корабль и
сорвать операцию,

— Пусть каждый из иас пронивнется
сознанием велачайшей ответственности за
судьбу родного яам Юга а Кавказа и сде-
лает всё, что может сделать черномореп,
достойный сын своего народа.

Партийно-полатическая работа велась
‚ непрерывно на всех боевых постах. Ком-
мунисты,  агататоры, беседуя с красно-
флотдами, не только  раз’ясняли общую
задачу, цель боевого похода, зо и умело
выделяли наиболее характерные для того
или иного специалиста моменты. Член
партии паводчик Балышев провел се зеныт-
чиками беседу о том, как лучше наблю-
дать за возлухом и горизонтом. Коменлор
кандидат партия Редькин собрал молодых
краснофлотцев cBoero орудия, подробяо
разобрал с ними все типичные случаи в03-
можных задержек и пропусков и указы-
вал, как их избежать. Член  партбюро
старший лейтенант Толейкие вел работу
с группой управленая. Коммунист стар-
шина 1-й статьи Евминов все время на-
ходилея средя котельных  матилистов,
турбинистов и трюмных, Он добилея того,
ЧТо корабль удерживалея ‘ла ровном киле,
днем над трубамн эеманца не появилось
ни одной шапки дыма. Турбинисты 066
время давали нужное количество оборотов.

Военком корабля Ввашнин систематиче-
ски обходил посты, инфориирозал бойцов
00 изменениях в обстановке н сам полу-
чал анформащию от коммунистов и комсо-
мольцев. А с наступлением темноты он
беседовал с красяофлотцами, выставлен-
ными в качестве лобавочных постов на-
блюдения за торпедными катерами  про-
ТИВНИКа.

Такая целеустремленная, ня ‘ча минуту
не затихавшая политическая работа дала
хорошие результаты.

Зарко вглялывалея вдаль  сигнальшик-
коммунист Сингаевекий. На предельном
расстоянии OH заметил две приближаю-
щаеся точки. ,

Слелует игновенный доклад:

— Высзга... курс... дистанции... само-
леты противника.

Зенитчики моментально открыли меткий
огонь. Фашистские самолеты обошли сто-
роной корабль и скрылись за горазонтом.

В походе было проявлено много приме-
ров самоотверженной работы. Краснофлот-
цы-турбиниеты Евгельев, Егоров, Мазков,
Кузнецов во Главе со стариитной  вэхты
кандидатом партии Джуньяном в течение
12 часов не покидали вахты, обеспечивая
заданный кораблю ход. Коммунисты Дмат-
рев, Бложко, Полов в теченае сутоЕ He-
сли ходовую вахту и одаовременно обелу-
живали орудия. 0 всех наюболее ярких
фактах отличной работы знал весь лич-
ный состав корабля.

Высокий под’ем во время похода видел
хотя бы из того, что 15 краснофлотцев
и комантиров подали заявления © прось-
бой 9 приеме ах в партию. Краснофлотеп
Лысов в заявлении macaa:  «Лраться ©
врагом желаю, будучи в радах славной
партии Ленина— Сталина».

Корабль пел заданным курсом в нэме-
челную точку. В тустой тьме скрывались
и море и берега.

Вот и линая фронта. Вдали вепыхивают
лучи прожекторов и отблески далеких
выстрелов, Эсминец прячется за мыском.
Немцы обстреливают залив, но, очевихно,
не подозревают о присутствии в этих во-
дах советского. корабля.

С мобтяка раздается
команда,

Командир орудия коммунист ур при-
вычным и легким движением закрывает
замок.

Наволурк-коммулист  Сябро нажимает
на педаль. Раздается дружный зали.

Корабль вел шквальный огонь по вра-
ту. Осколочно-фугасные снарялы бтли по
немецким танкам и автоматчикам.

Полковой комиссар Д. КОГАН.

Черноморский флот. (От наш. спец.

корр.).

долгожданная

Пенсии морякам судов морского флота

Совет Народвых Комиссаров СССР по-
юетановил распространить на моряков cy-
пюв морского флота, плавающих в райо-
нах военно-морских действий, и на их
семьи порялок назначения и разиеры пен-
вий, установленные для военнослужащих
РИВА. При назначении пенсии к выюле-
му, старшему и среднему начальствую-
щему составу относятся; капитаны, на-
‚мальники караванов, багермейстеры, пюм-

Группа автоматчиков
снимке справа), на привале.

полаты, пом. капитанов, пом. багермей-
стеров, отаршгие механики, механики, Ra-
раванаые инженеры-механикы, донкерма-
ны, электромеханики, радиотехники и
лопманы, № млалшему начальствующему

составу относятся: боцманы,  отаршие
мотористы, старшие ралисты, старшины
негамохолных судов. старшие  машини-

CTH, старлие электрики и старшие коки.
(ТАСС).

морской пехоты Северного флота из полразделения, которым

КРАСНЫЙ ФЛОТ

‚ Вторая мировая война выявила ряд но-
вых приемов в тактике крупных соедине-
ний флота. Сравнивая действия флотов
воюющих держав в первую мировую и
нынешнюю войну, мы нахолим много но-
вого в тактике морского боя.

С началом второй мировой войны немцы
развернули активные операции на ком-
муникациях англичан, используя подвод-
ные лолки, авиацию и налводные кораб-
хи. В Атлантическом океане появились
терманские линкоры типа «Адмирал граф

nee». С начала войны англичане ‘чемел-
ленно ввели в действие систему конвоев.
Для охраны своих конвоев, после появ-
ления германских «карманных» линкоров
в Атлантике, англичане начали приме-
нять крупные надводные корабли.

Первым серьезным столкновением анг-
лийских кораблей с германскими был бой
крейсеров  «Эксетер». «Аякс» и «Ахил-
Лес» с «Адмирал граф Шпее» 13 декабря
1939 года у устья реки Ла-Плата.

0 присутствяи линкора «Алиирал граф
Шпее» в южной части Атлантического
океана английское адмиралтейство знало.
Британские коммуникации в этом районе
обеспечивали: отряд контр-адмирала Хар-
вуда в составе крейсеров  «Эксетер»,
«Аякс», «Ахиллес»; крейсер  «Кэмбер-
ленд». Ароме того, в район Рио-де-ЯЖаней-
То должны были прибыть линейный крей-
сер «Рипале» и авианосец «Арк Ройял».

Завязка бюя произошла следующим 90-
разом, «Алиирал граф Шпее» был обна-
ружен крейсером «Эксетер» около 06 ча-
сов 13 декабря в 250 милях к востоку
от Монтевидео (Урутвай). Отонь был 91-
крыт противниками почти одновременно.
Германский ливкор, расечитывая распра-
виться © более слабым противником, по-
вел бой на острых носовых курсовых уг-
лах. Крейсер «Эксетер» вел бой на кур-
совых углах, близких к 90°, применяя,
очевидно, артиллерийский зигзаг. Так
продолжалось 20 минут, причем за это
время ofa корабля получили попадания,
болыше пострадал крейсер «Эюсетер».
06 часов 20 минут с германского линко-
ра были замечены английские крейсера
«Аякс» а «Ахиллес». подходившие в «Эк-
сетеру». Крейсер «Эксетер» резко повер-
нул на юближение с вражеским линкором.

Дистанция между противниками в мо-
мент поворота была 85 кабельтовых, Te-
перь дистанция стала более выгодной AIA
крейсера. Наступил самый решительный
момент боя. «Адмирал граф Шпее» начал
отворачиваль, чтобы увеличить дистанцию,
но. очевидно, уже было поздно; крейсера
обладали большим ходом и поэтому могли
командовать дистанцией. Инициатива В
бою перешла яз сторону англичан. Крей-
сера «Аякс» и «Ахиллес», умело исполь-
зуя дымзавесы, сблизились © линкором
ва  листанцию торпедного  выетрела.
1C 07.00 x0 07.20 крейсера «Аякс» в
«Ахиллес» выпустили 17 торпед, одно-
временно ведя артиллерийский огонь по
линкору. Ни одна из торпед не попала в
цель (англичане, очевидно, и не рассчиты-
зали ‘на попадание), во эти торпелы Cepb-
езно стеснили маневрирование и повлияли
та успешность стрельбы геруанекого лин-
xopa. B 19.00 60% возобновился.

Английские крейсера, имевшие сразни-
тельно слабое вооружение и бронирование,
запали порознь в начале боя на герман-
ский линкор, имевший сильную артилле-
рию и броню, и вавязали ему бой, кото-
тый был для него невытолен. Таким обра-
зом, белее слабые корабли нанесли про-
тивнаку повреждения, которые заставиля
его отказаться от выполнения своей за-
дачи и привели его в гибели.

*.

Северный флот. Пост
одной из северных береговых точек,
Фото Н. Веринчука,

наблюдения на

В освобокденном

районе

ПОГОРЕЛОЕ-ГОРОДИЩЕ (Калининская
область), 3 октября. (ТАСС). Погорель-
ский район полностью освобожден от. не-
мецких оккупантов. За время  хозяйни-
чания эдесь фашистов особенно пострада-
ли семь сельсоветов, в которых из сотен
крестьянских дворов в целости сохрани-
лись лишь десятки. В Ивановском сель-
совете, например, из 382 домов осталовь
лишь 71, остальные сожжены и paapy-
пены немцами при отступлении. Насо-
ление в районе значительно уменышилось.
В районном центре из 3.600 человек
убито, умерло от голода и пропало бе
вести 1.890 человек. В том же Иванов’
ском сельсовете из 1.569 жителей 06та-
лось 699 человек, а остальные погибли
от морозов, пыток, толода и частью уг-
Hann на фапгистскую каторгу. Только по
семи сельсоветам гитлеровцы насильно
узели в Германию более 300 взрослых
мужчин, девушек и подростков.

Сейчас в освобожденном районе снова
налаживается жизнь. В районном центре
открыты  промтоварный и бакалейный
чагазилы, хлебная лавка. Начали работать
два магазина сельпо. На-лнях открывают-
ся еще два. Две кинопередвижки направ-
лены для обслуживания колхозников.

Восетановленные колхозы нриступилик
чюлевыи работам.

О чем пишут
из немецкого

тыла

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 октября.
(Спец. корр. ТАСС). У захваченных в
плен и убитых немецких солдат найдены
письма, в которых отражаются настроения:
жителей городов Германии, подвертитихея
нападению с` воздуха. В письме ефрейтору
Эриху Мартину ero mena Гретхен пипет
из Кельна:

«Нашу квартиру отремонтировать после
бомбежки можно не раньше чем через
5—6 месяцев. А тем временем на наш
дом может опять что-то упасть или в00б-
ще мы не останемся в живых. А сколько
еще страданий предетоит нам в будущем!
Если мы даже живыми выкарабкаемся из
этой войны, то потом будем влачить жал-
кое существование. Мы живем в ужасное
время. Конец этой войны будет отраптиым.
С ума сойти можно! Если ты не вернешь-
ся скоро, то меня отведут в дом для, су-
мастелших. И когда кончится эта война!»

В другом письме, не прошедшем воен-
ную цензуру, некий Лейнер из Шюренберга
сообщает своему другу унтер-офицеру де-
сятой роты 213 полка 73 пехотной ливи-.
зии Герберту Чинковицу: i

«В последнюю субботу мы пережили
тяжелый налет и отсиживались от б60м00-
вото дождя в подвале. Наш Нюренберг тя-
жело изранен. Город горит со всех кониюв.
Сетолня похоронили первых 90 убитых.
Вокзала нет. Только в одном предместье
Сан-Петер осталось 8.000 человек бездом-
ных. Нет ни одного квартала. куда бы не
попала бомба. Самый тяжелый ущерб по-
несла промышленность: все здания, на ко-
торых были высокие трубы, уничтожены».

Появление авиации прежде веего обес-
печило флоту осковное и належное еред-
тво разведки. Кроме того, авиация внес-
та коренные изменения в тактику боя
®рунных соединений флота на море. Не-
емотря на то, что авизция на суше ши-
роко применялась еще в первую мировую
войну, на море она достаточно широкого
применения не нашла; это об’яснялось нё-
достаточным техническим совершенством
(малый радиус действия, малая скорость
и бомбовая нагрузка) самой авиации.

После первой мировой войны Англия,
Америка, Япония начали усиленное отрои-
тельство авианосцев. С течением времена
авиация достигла такого технического е0-
вершенства, чт превратилась в гамо-
стоятельный род войск, которому стало
пох силу выполнение ряда самостоятель-
ных задач. Но наибольшего успеха на
море авиация добивается при совместных
действиях с флотом, составной частью ко-
торого она и является.

Приведем несколько примеров. С захва-
тои немцами Норвегии и атлантических
тортов Франции положение англичан в
‘Атлантическом окзане значительно ослож-
нилось. Если до ЭТого англичане с успе-
хом могли стеречь немцев в проходе меж-
цу норвежским берегом и Шетландскиме
озтровами, то при базировании немцев на
французские порты это оказалось весьма
сложным. Англичанам прашмюсь в связл
© этим перестроить всю систему коммуни-
каций в Атлантическом океане. В процес-
‹е борьбы на атлантических KOMMYHURA-
пиях произошло исключительно интерес-
нов Столкновение между английскими си-
лами и германскими кораблями — линкором
«Бисмарк» и крейсером «Принц Евгений»,
высланными для операций на коммуни--
калиях англичан, 060б0е значение этого
боя заключается в том, что он дает ряд
совершенно новых тактических приемов,
Рызранных появлением нового средства
   борьбы — авиации.

Прежде всего бросается в глаза хоро-
Mo организованное взаимодействие англий-
ского флота и авиации наз огромном про-
страмстве Северной Атлантики. Выход
терманского отряда кораблей в составе
линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера
«Принц Евгений» был обнаружен англий-
скими летчиками 20 мая 1941 года. В
дальнейшем погола мешала действиям
авиации. из Сиену ей пришли крейсера
«Норфолк» и «Суффолк», которые обна-
ружили германский отрял В 19 ч. 30 и.
93 мая и наблюдали за иим до 03 4.
95 мая. Потеряли они из вилу германский
корабль лишь из-за исключительно ило-
хой видимости. Посланные па перехват
английский линкор «Принц Уэльский» и

командует лейтенант Н. Полежаев (на
Фото Е. Халдея (ТАОО),

линейный крейсер «Худ» нашли герман-
ский отряд и ветупили с ним в бой. В pe-
зультате этого боя англичане потеряли

«Худ».

Учтя опыт первого боя линейных кораб-
лей, англичане немедленно изменили CBO
тактику. Германский отряд после отрыва
от английских крейсеров, казалось бы, по-
терялся в просторах Атлантического окез-
на, но здесь опять сказалась хорошая
организация разведки: германскому лин-
кору не удалось ускользнуть в один из
французских портов. После второго обна-
ружения «Бисмарка» в 10 ч. 30 №
26 иая англичане оф уже из виду не
теряли и начали быстро смыкать коль
своих сил вокруг «Бисмарка».

Учтя печальный опыт «Худа», англи-
чане организовали несколько  предвари-
тельных ударов:

2) торпедоносная авиапия с авианосцеь
«Викториэс» м «Арь Ройял» несколько
раз атаковала «Бисмарк» и добилась по
крайней мере трех попаданий торпед;

6) в ночь на 26 мая английские эсмин-
цы атаковали торпелами «Бисмарк» и
добились двух попаданий.

Нанеся ряд предварительных ухаров
петкими силами) и авиацией, англичане
добились серьезного повреждения «Бисмар-
ка», и утром 27 мая английские линкоры
«Родней» и «Король Георг У» добили
«Бисмарк» артиллерийским огнем без по-
терь для себя. Окончательно «Бисмарк»
был потоплен двумя торпедами с крейсера
«Дорсетшайр».

Таким образом, в операции по потопле-
нию «Бисмарка» были пролемонстрирова-
ны новые приемы организации вэзимодей-
ствия всех сил флота: авиации, легких
Фил и линкоров.

Наиболее полно авиация нашла приме-
нение в морской войне на Тихом океане,
причем 3злесь она достигла значительных
‘успехов. Японцы на первом‘ этапе войны
широко использовали авиацию с авианос-
цев. Авианоецы под охраной крупных сил
японского флота в первый день войны
скрытно полошли к Гавайским островам на
таков расстояние, что смогли выпустить
свою бомбарлировочную и торпехоносную
авиацию. В этом напалении главная роль
принадлежала авматии. явившейся главной
ударной силой. Во второй коупаой япон-
ской операдни. уже против англайского
флота у Малаккекого полуострова, также
главной ударной силой явилась бомбарди-
ровочная и  ‘торпелоносная  авмадия,
базирующаяся Ha эвианосцы. Японцам
улалось потопить линкор «Принц Уэль-
ский» и линейный крейсер «Рипале».
В этом морском бою главные силы фло-
та — линкоры находились за много миль
друг от лруга, а действовала только авиз-
ЦИЯ.

Еще более разительную картину дает
применение авиации в таких морских сра-
жениях, как оражение у острова Мидлуэй
ив Коралловом море.

Сражение в Коралловом море также
представляет исключительно яркий при
мер широкого применения авианосцев в
современном морском бою. Напомним 9-
новные моменты операции. Соединение
американских кораблей под командованием
алмирала Флетчера 4 мая 1942 г. обна-
ружилю японские корабли на якоре в
тавани Тулаги (Соломоновы острова) ий
неожиданно атаковало их. Японцы при
этом, по американским данным, потеряли
12 кораблей, в том числе и транспорты.
Эскалры обеих сторон находились в море,
не имея точных данных об обстановке.

Вслед за этим 4 американеких истре-
бителя с авианосца «Лексингтон» встре-
тились ¢ 9 японскими истребителями,
сбиля из них 6. потеряв 1. Эта ветреча
вдали от берегов  свидетельствовала, что
поблизости находятся японские авианосцы.
В тот же лень в 50 милях от соединений
американского флота была обнаружена
японская эскадра в составе одного авиа-
носца, трех тяжелых крейсеров и шести
эскадренных миноносцев. Торпедоносцы и
бомбардировщики © авианоспа «Лексинг-
тон», сопровожлаеные истребителями, ата-
ковали японские корабли и потопили авиё-
носец  «Риукаку» и тяжелый крейсер.
В авианосец попало 15 60мб и 11 торпех,
и он затонул в течение трех-четырех ми-
нут. Атака торпедоносцев и бомбархиров-
щиков была произведена одновременно.

Bo второй половине дня японские ¢a-
молеть обнаружили в Боралловом море и
потопили миноносец и повредили амери-
канский нефтетранспорт, который впослел-
ствии затонул. На следующий день про-
изошло второе боевое соприкосновение сил.
На рэссвете американские самолеты-раз-
ведчики обнаружили в Коралловом море, в
200 милях от своей эскадры, 2 японских
авианосца. Против них были посланы две
эскадрильи, одновременно корабли приго-
товилиеь к отражению возможного налета
авиации противника. Американские само-
леты атаковали авианосеп «Сокаку», на
котором был обнаружен большой пожар,
корабль быстро погружался. Через 13 ми-
нут 103 японских самолетов напали на
американские авианосцы. Они шли груп-
nama по 18 машин. Авианосец «Лекеинг-
тон» получил попадание лвух торпед и
двух 60м0, в результате чего затонул.
Японцы, по американским данным, в завя-
завшихея воздушных боях потеряли 40
самолетов.

Таким образом, главной силой опять
явилась авиация, и основные удары были
напразлены не против линейных кораблей
(которые так и Не вошли в соприкосно-
ъенле), а против авианосцев. В этом 6010
корабли флота играли  вепомогательную
роль и занимались охраной авааноспев
главным 0бразом от воздушного против-
ника. Потеряв два авианосца, японцы 07
казались 0т продолжения операщии,

Такая же картина произошла и при
еще более крупном сражении у острова
Мидуэй 3—6 июня 1942 года. В этом
«ражении японцы (по американским дан-
тым) потеряли авианоецы «Вата», «Ака-
ти». «Сориу» и «Хириу», крейсера «Мо-
тами» и «Мякуха», три миноносца; по-
врежлены три японских линкора и три
крейеера, Уничтожено или погибло в №-
PO из-за отсутствия посадочной площалки
275 японских самолетов. В этом сраже-

О НЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ
ПРИЕМАХ БОРЬБЫ НА МОРЕ

нии, кроме авиадии © авианосцев, с ам
ряканской стороны Участвовала и звиз-
ция, базирующаяся на остров Мидуэй.

Линейные корабли в этом сражении
также He сталкивались. Исход  сраже-
ния решила зриация.

Тавим образом, полытоживая  сказан-

ное, можно сделать вывод, что появление
авиации коренным образом изменило тав-
тику боя крупных соедиаений.

% ++

0 новых приемах в подводной войне
можно прежде всего судить по прекрас-
ному опыту, который дали советские под-
водники в отечественной войне против
германского фашизма. Возьмем несколько
наиболее ярких примеров.

Подводная лодка пол командованием Ге-
роя Совотекого Союз» капитана 3-го ран-
та Фисановича проникла в порт против-
ника и потопила транспорт, после чего
блатополучно вышла из порта. После эт0-
то случая противник усилил противоло-
дочную оборону порта и фиорда. Олнако
это не остановило наших подводников.
Через некоторое время подводная лодка
под командованием  капитан-лейтенанта
Егорова проникла опять в тот же порт и
двумя торпедами потопила два транспорта.
Противник обнаружил подводную лодку и
начал ее преследовать. Но командир очень
остроумным ‹1п0с0бом обманул противника
и блатополучно ушел от соприкосновения
¢ HUM.

Через неделю после этого случая, не-
смотря на еще более усилившуюся ПАО
противника, подводная лодка под командо’
занием Героя Советского Союза капитан-
лейтенанта Старикова проникла в глуби-
ну фиорла и двумя торпедами потопила
два транспорта протявника. При’ выходе
из фиорда подводная лодка попала в по-
зипионные сети. Около лвух Часов она.
пыталась вырваться из сетей; вее это
время катера противника бомбили под-
волную полку. Командир принял ©мелое
решение:  веплыть и прорваться в над-
водном положении. Однако на глубине 6
метров полволной лодке улалось оторвать-
ся от сетей и благополучно уйти.

Bor другой случай нового способа
борьбы е противником. Подводная толка
под командованием  капитан-лейтенаята
Ковалева крейсировала ночью в глубине
большого фиорда. По неосторожно открыто-
му огню подводная лодка обнаружила
конвой: командир решил атаковать ето,
Находясь в надволном положении, и 6ро-
тился к нему полным холом пол лизелями.
Подводная лодка подошла в конвою Ha
очень малую дистанцию (около одного ка-
бельтовз), ee обнаружил сторожевой ко-
рабль противника. Пока тот лавал опозна-
чельные, подводная лодка выпустила тор-
пелы и потопила транспорт и сторожевик,
после чего полным ходом под дизелями во-
рвалась в самую тушу конвоя. Корабли
охранения открыли беспоряючную стрель-
бу, но подводная лодка, пользуясь замеша-
TeIbCTROM, благополучно скрылась в TeM-
ноте пох берегом.

До сих пор считалось. что подводная
лодка не должна вступать в артиллерий-
ский бой с кораблями охранения. Этого
правила придерживались как булто бы вое,
но подводники Север» опять внесли неко-
торые поправки в ато правило.

Подволная лодка, на которой находилея
капитан 2-го ранга Гаджиев, в фиорле по-
топила торпелой транспорт противника и
ушла на глубину. Фалтистские корабли
противолодочной обороны обнаружили и
атаковали 6. Бомбы рвались в непосред-
ственной близости от подводного корабля.
Было принято решение — всплыть и всту-
пить в артиллерийский бой с кораблями
противника. Через несколько мгновений
поел» веплытия  подволники открыли
огонь по сторожевому кораблю, который
бросился Е Подводной лодке и также OT-
крыл по ней артиллерийский огонь.

На третьей минуте после веплытия OT
прямого попадания снаряда на сторожевом
корабле противника взорвались глубинные
бомбы, и он затонул. Поспешивитий на
похоть один из фашистских катеров так-
же был расстрелян. Второй катер, видя
такой оборот дела, поспешил удрать; 78-
хим образом, смелые и энергичные дейст-
вия наших подволников внесли «поправ-
ви» ив это правило.

Появление авиации с большим радиу-
Com действия открыло новые возможности
использования подводных лодок. Посколь-
ву англичане с самого начала войны вве-
ли систему конвоев, полностью оправдазв-
шую себя в прошлой мировой войне, нем-
цы начали применять группвые атахи
подводных лодок. Дальние разведчики
или разведывательные Подводные люки
обнаруживали конвой в еле и
сообщали о ето движения группе под-
водных лодок, которая выходила на Куре
конвоя и атаковывала его, неся при этом
известные потери от кораблей ПЛО.

Пользуясь тем, что конвой идет неболь-
им холом, оставтиеся полводные лодви
в надводном положении, вне BHIUMOCTH
конвоя, обгоняали и снова ето атаковыва-
ти. Для противодействия этому англичане
начали применять в составе конвоев а9ро-
статы наблюдения. Они заранее обнаружи-
вали подводные лодки противника, чте
давало возможность конвою изменять курс
и уклоняться от встреч с фапеистскими
подводными лодками.

Для борьбы с подволными лодками анг-
личане < успехом стали применять авиз-
цию дальнего действия. Самолеты дальне-
то лействия, летая в районе движения
конРоя (но не в непосредственной близо-
сти от него), обнаруживают фашистские
подводные лодки или чаще загоняют их
пох воду. 06 этом сообщается  конвею,
команлир Которого принимает соответст-
вующие меры, а самолет, находясь В
районе обнаруження фалгистеких пюдвод-
ных лолок, загоняет их пол волу, не давая
UM воэможности сблизиться в конвоем.

Из этого можно сделать вывод, что
борьб» одиночных немецких  потволпых
IO © конвоями стала неэффективной,

понадобилось применение целых групд.
Такиз трупвые атаки подводных лодок
стали возможными благодаря появленяю
дальних морских самолетов-развелчиков.

Капитан 3-го ранга В, ЕРЕЩЕНКО,