Бой за Сталинград. и на Юге становятся все
более ожесточенными. ee

Военные моряки! Умело и искусно взаимо-
действуя с сухопутными частями, побольше
истребляйте гитлеровских солдат и офицеров,
уничтожайте вражескую боевую технику!

Смерть немецким оккупантам!

Chibi OAC

ОРГАН НАРОДНОГО KHOMMCCAPHATA BOEHHO-MOPCHOLO ФЛОТА

№ 235 (1186) ЦЕНА 15 НОП,

ОТВЕТЫ тов, И, В, СТАЛИНА НА ВОПРОСЫ КОРРЕСПОНДЕНТА
МИЕРИНАНЕНОГО АГЕНТСТВА АЕОШИЗИТЕД ПРЕСС

Московский корреспондент американского агентства
Ассошиэйтед Пресс г. Кэссиди обратился к Предсе-
дателю Совета Народных Комиссаров CCCP
тов. И. В. Сталину с письмом, в котором просил устно
или письменно ответить на три вопроса, интересующие
американскую общественность.

Тов. И. В. Сталин ответил г-ну Кэссиди следующим
письмом:

co

6 октября 1942 г., вторник

В боях

за Сталинград

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 5 октября.
  (Спец. корв ТАСС). Бой на северо-запад-

‚ Рост портим м воспитание
молодых коммунистов

3& пятнадцать в лишним месяцев войны
значительно выросли и закалились пар-
тийные организации Военно-Морского Фло-
та. Большевики флота — верный оплот
Сталинекого Центрального Комитета. они
цементируют ряды воинов. показывают об-
разцы героизма и стойкости в борьбе за
честь и славу ролины Лучшие люди фло-
та идут в ряды большевиков потому. то
«считают нашу партию своей партией,

i

Ответ. В сравнении с той помощью, которую оказы-
вает союзникам Советский Союз, оттягивая на себя A С .
главные силы немецко-фашистских войск, — помошь ни ыы
союзников Советскому Союзу пока еще мало эффек-   боибожками номиы пытаются расчистить
тивна. Для расширения и Улучшения этой помощя путь своим танкам и пехоте. но бомбал-
требуется лишь одно‘ полное и своевременное выпол- лировки He причиняют особого Bpela Ha-
нение союзниками их обязательств. учившимся искусно укрываться бойцам.

3. «Какова еще советская способность к сопротив-   ФаШистекие танки п пехота неизменно нал
Тталкиваются на ©тену артиллерийского,

Рост партии — важнейший показатель
связи партийной организации © массами,
качества ве воспитательной работы. Толь-
KO та партийная организация может ус-
нешно отбирать в свой рялы самых луч-
ших, самых проверенных воинов, которая
ведег широкую работу среди беспартий-
ных, не замыкается B CBOIO скорлупу,
умеет приблизить к себе актив, и исполь-

Господин Кэссиди!

зовать его творческую энергию. В сожа-

лению»?

партией близкой и родной, в расширении

и укреплении которой они кровно заинте-

ресованы и руководству которой они 19-

бровольно вверяют свою судьбу» (Сталин).

Не всякому лано быть членом ВКМ(б).

Коммунистом может быть только тот. кто

тотов всю ‹вою жизнь посвятить борьбе,

кто во имя побелы нашей ролины гогов на

. Фамопожертвование. Войнь самым верным

и належным образом проверяет качества
& людей.

Мы знаем тысячи примеров, когла смер-
тельная опасность обрушиваетея на воен-
ных моряков, и тогда первую и послед-
HOW CBO мысль они посвящают больше-
вистской партии. Мы знаем бесчисленное
количество примеров, когда последними
словами умирающего воина являются от

ные организации флота.

ся небрежно.

Совершенно недопустимо, котла живую.
повседневную работу с беспартийным ак-
TUBOM подменяют разном рола бюрокра-

сообщалось, как, например, в похразделе-

лению, так еще работают не все партий-

Чем можно об’яснить, например, то. что
партийная оргамизация корабля. ге секре-
Тарем т. Косенко, почти не растет? Ответ
может быть только один: секретарь пар-
тайной организации не работает с лольми,
не воспитывает их. То же самое можно
<казать и о парторганизации, где секрета-
рем т. Моисеенко. В этих парторганизаци-
HX разбор заявлений о вступлении в пар-
тию задерживается, документы офориляют-

тическими залеями, В нашей газете уже

Ввилу занятости и в связи с этим невозможности
дать Вам интервью ограничиваюсь дачей краткого
письменного ответа на Ваши вопросы.

1. «Какое место в советской оценке текушего по-
ложения занимает возможность второго фронта»?

Ответ, Очень важное, — можно сказать, — первосте-
пенное место.

2. «Насколько эффективна помощь союзников Со-
ветскому Союзу и что можно было бы сделать, чтобы
расширить и улучшить эту помощь»?

OT COBETCKOLO ИНФОРИБЮРО

Утреннее сообщение 4 онтября

Ответ. Я думаю, что советская способность к сопро-
тивлению немецким разбойникам по своей силе ни-
чуть не ниже, —если не выше,—способности фашист-
ской Германии или какой-либо другой агрессивной
державы обеспечить себе мировое господство

С уважением
И. СТАЛИН.
3 октября 1942 года.

сердца илущие слова: «Умираю коммуни-
стом»,

Когда моторист Зиновий Родькин уходил
ео своим кораблем в боевой поход, он при-
нес в партийную организацию заявление:
«Уходя в бой с ненавистным вратом —
немецко-фашистекими захватчиками. я
прошу партийную организацию считать
меня коммунистом Я обязуюсь. не щаля
сил и жизни своей, сражаться до полного
разгрома немецко-фашиетских варваров».
Моторист Родькин доказал, что это были
не просто слова. a клятва. Родькин завое-
вал в бою свое право стать коммунистом
и был принят в партию.

Во время ожесточенного боя в партий-
ную ооганизацию олной из частей морской
пехоты подал заявление артиллерист кд-
зитай Макаров. Он писал: «Я воюю
третью Войну, но я еще но видел такого
тероизма и бесстрашия бойцов и команди-
ров в боях, которые вижу сейчас. Этот
тероизм воспитани большевистской партией
и товарищем Сталиным. Коммунисты в
бою — бесстрашные воины и всегда впе-
реди. Я, не могу больше оставаться вне
рядов нашей большевистской партии в
столь опасный для страны час. Хочу быть
в партии и, будучи коммунистом, бороть-
ся с вратамй». Так пибал в заявлении
старый воин, так говорят и молодые. за-
каливлиеся з& месяцы отечественной вой-
ны краснофлотцы и командиры,

На-днях на одном из кораблей Черно-
морского флота после боя приняты в пар-
тию лучшие краснофлотцы и командиры.
Вот, например, командир зенитной пушки
старшина 1-й статьи  Данильченко. Его
орутие отразило много налетов фаллист-
ской авиации, сбило неприятельский ca-
молет. Александр Данильченко приняг в
punt BRIT(6).

Таких примеров тысячи. Все они сви-
детельствуют © возросшем доверии к пар-
THH, 00 укреплении связей партии с мас-
вами, о возросшей сплоченности военных
моряков вокруг ВЕП(б). .

Росту партийных организаций Военно-
Морского Флота в эначительной мере спо-
собствуют известные решения Центрально-
то Комитета ВЕЛ(б) с порядке приема в
паргию командиров и краснофлотцев. отли-
чившихся в боях © немецкими захватчи-
хами. Эти решения Центрального Комите-,
та и Устав ВЕЛ(б) являются основными
документами, определяющими порядок при-
ема в партию на Действующем флоте. -

SS aS

нии, где военкомом т. Киселев, были с03-
даны так называемые
роста партии», то-есть своеобразное уста-
новление «докандилатского стажа», Нече-
то и говорить, что эта бюрократическая
вылумка извращает решения Центрально-
го Коинтета ВКП(б) о росте партийных
организаций в Красной Армии и Военно-
Морском Флоте.

Богатый опыт, накопленный партийны-
ми организацияии флота, показал, что
там, где вокруг парторганизаций об`едини-
ли беспартийный актив, гле систематиче-
ски работают с беспартийными  краено-
флотцами и командирами, лают им пору-
чения по общественной работе, знакомят

их с уставом и программой партии, — там

постоянно растут партийные ряды.

Нужно покончить с волокитой при рас-
емотрении заявлений © вступлении в пар-
тию и выдаче партийных документов. Ус-
ловия фронта, естественно, усложнили рд-
боту партийных комиссий, но известно,
что, когда дело поставлено правильно, парт-
комиссии и парторганизации устраняют
малейшие задержки и соответственно тре-
бованиям партии оформляют дела быстро
и хорошо.

В партию -нало принимать
воинов, боевыми делами доказазших свою
преданность делу Ленина — Сталина, лелу
родины. Неизменным остается  требова-
ние активного, строго инливидуального от-
бора в партию. Самотек злесь вреден и
недопустим. Каждый вновь принятый в
партийную организацию должен усиливать
ее ряды, поднимать ее авторитет и 60е-
способность. Ни на одну минуту, тем бо-
лее в наше время, нельзя забывать о бли-
тельности, © необходимости влумчивой и
тщательной проверки всех принимаемых
в ряды партии,

Есть еще одна огромная залача, которая
непосредственно связана с улучшением
всей нашей работы по росту партии. Речь
идет о воспитания молодых коммунистов.
В любой обстановке надо неустанно во-
оружать мололых коммунистов идеями
большевистской партии, раскрывать пе-
ред ними перспеютивы, нашей борьбы ©
гитлеровскими захватчиками. Надо добить-
ся, чтобы кажлый молодой коммунист OLLI
авторитетным большевиком. чтобы он яв-
лялся страстным атгитатором напей пар-
тии, чтобы он силой личного примера

увлекал за с0бой краснофлотцев на раз-.

гром врага.

В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ

i

За проявленную отвагу в боях за отечество с немецкими захватчиками, за
стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного со-.
става преобразована 201 Латышекая стрелковая дивизия — в 43 Гвардейскую

Латышокую стрелковую дивизию.

Командир дивизии генерал-майор Вейкин Ян Янович.

Преобразованной дивизии вручается

Гвардейское знамя.

группы «резервы

достойных-

В течение ночи на 4 октября нашя
войска вели бои се противником в районе
Сталинграда и в районе  Моздона. На
других фронтах никаких изменений не
произошло,

хх

В районе Оталинграла налии войска от-
бивали атаки противника. Огнеи зртил-
лерии истреблено ло 200 немецких в04-
ат и офицеров, уничтожено 9 танков,
35 автомашин, 6 минометных батарей и
1 станковых пулеметов, На одном na yua-
стков нашни гварлейцы-минометчики совер-
пили успешный огневой налет и выну-
лили нротивника поспешне отетупить.

Южнее Сталинграда часть. под коман-
лованием тов. Макарчука разгромила
5 румынский нехотный полк. Захвачено
10 орудий, 30 пулеметов, винтовки, бе-
припасы и разное военное имущество.

een

Северо-западнее Сталинтрала Hallie 4a-
ети на отдельных участках вели актив-
ные боевые действия. Н=-окая: часть 3a-
хватила укрепленный рубеж  вемцев и
уничтожила ло роты гитлеровцев, 4 opy-

лия, 7 пулеметов и 3 ииномета. Сожже-

-3 вражеских танка. На другом учадт-
хе бойцы подразделения противотанковых
ружей подбили и сожгли 5 немецких тан-
ков и 3 автомашины противника.

жж

В районе Моздока продолжались бои В
одном населенном пункте, на’ окраину  ко-

торого вчера прорвался противник. Бойцы
Ч-ской части, отбивая атаки гитлеровцев,
полбили 2 танка и уничтожили более
100 немецких солдат и офицеров

kt

На одном из участков Северо-Западного
фронта наши части в бою © противником
разрушили 10 ЛЗОТов и истребили ло
двух рот немепкой пехоты. Наши бойцы
овладели железнодорожным мостом и ведут
бои на подступах к олному населенному
пункту Захвачено 6 минометов, 200 вин-
товок, 100 тысяч патронов. 2.000 мин я
другие трофеи. На другом участке пехота

BH Танки противника вилинились в нашу

оборону. Решительными контратаками, пе-
рехолящими в рукопалиные схватки, про-
нвижение немцев приостановлено.

x“ *

На одну из станций, гле стоял наш бро-
непюезя, налетела группа вражеских бом-
бардировщиков. Бойцы бронепоезда пол
командованием старшего лейтенанта Pac-
торгуева и военкома политрука Яковлева
сбили лва немецких сзмолета. Под бом-
бежкой врага воентехник 2 ранга Сит-
ников и красноармейцы т.т. Горев, Бог-

ханов” и Бзбов вывели в безопасное ме=

ст и тем самым спасли 150 вагонов,

груженных хлебом. .
- я * %

Около раз’езла У. партизаны пустили

пот откос поезд немедко-фашистских OKKY-
пантов. Уничтожено 4 ватона © солдатами

и офицерами  карательного отряла и 2
платформы ¢ оружиеи и боеприпасамя
tee

Tlepemermuii na eropony Rpacnof Армия
‘соллат 170 немецкой пехотной тивязяи
Алольф Х. рассказал: «Я прожил месяи В
Первомайске, на Украине. В этом городе
немецкие военные власти устроили маесю
вую реэню мирного населения. Ш при:
казу коменланта солдаты потнали несколь-
ко тысяч жителей за город. в противо-
танковым рвам и расстреляли их. Перед
разсетрелом солдаты грабили свои жертвы,
разлевали их логола. В расстрелах прини-
иали участие ве только немецкие солда-
ты, HO и штатокие немпы, приехавшие
из Германии управлять оккупированнымя
районами. Воманлир отряла штурмовиков
гор. Дюссельдорфа Гельмут Бенцен хва-
етал, что он собственноручно убил семь
‘мирных граждан. Вое эти факты могут
подтвердить соллаты Элвин Шаузр, Якоб
Тильлен и Губерт Майер».

eee

Голландские патриоты ведут самоотвер-
женную борьбу против немецких захват-
чиков. В городе Гааге за последнее время
без вести пропали 32 соллата и. 3 офя-
пера немецкого гарнизона. В’ Утрехте
патриоты ночью остановили автомобиль
€ немецкими офицерами, убили четырех
гитлеровцев и захватили их оружие.
конце сентября из канала Эй, в Амстер-

даме, было извлечено 6 трупов немецких.

солдат.

Вечернее сообщение 4 октября

В течение 4 октября наши войска вели
бой с противником в районе Сталинграда
и в районе Моздока. Ha других фронтах
существенных изменений не произошло.

За истемную неделю с 27 сентября по
3 октября включительно в воздушных бо-
ях, на аэродромах и огнем зенитной ар-
тиллерии уничтожено 257 немецких са-
молетов. Наши потери за это же время —
137 самолетов.

kaw

3a 3 октября частями нашей авизпии
па различных участках фронта уничто-
женю или поврежлено 12 немецких тан-
ков, до 40 автомашин ¢ войсками, взор-
Bano 3 склада боеприпасов, разбит же-
лезнохорожный состав, подавлен огонь 8
артиллерийских батарей, рассеяно и ча4-
стью уничтожено до роты пехоты против-
НИКа,

zeae

В районе Сталинтрала продолжались
ожесточенные бон. Противник силами пе-
хоты и танков непрерывно атакует наши
позиции. Два батальона немецкой пехоты
при поддержке танков в течение  дия
шесть раз атаковали позиции Н-ской ча-
сти. Напти бойцы при поддержке артилле-
рии отбили все атаки гитлеровцев и унич-
тожили до 200 солдат и офицеров про-

$ eae а

В районе Воронежа на олном из участ-
ков Наши пехотинцы и танкисты смелой
атакой ворвались в расположение против-
ника. Сломив упорное сопротивление гит-
леровцев, налии части захватили оборюни-
тельный рубеж. В результате боев за день
уничтожено до 1.800. солдат и офицеров
противника. Взяты трофеи и пленные.

ke

Пленный лейтенант 10 полка 6 румыч-
ской пехотной дивизии Ион Верде расска-
зал: «В прошлогодних боях напгу дивизию
разбили наголову. Жалкие ее остатки бы-
ли отведены в тыл. Здесь дивизия полу-
чила попотнение из солдат стариих воз-
растов. Их кой-как обучили, и вскоре ди-
визию снова отправили на фронт. Нака-
нуно от’езда два солдата из отдельной
иинометной роты повесились в казарме.
40 человек из полка лезертировалю, Нем-
цы бросили налту дивизию на опасный
участок фронта, и она в первые же дни
потеряла только убитыми свыше 2.000
человек».

**e

Пленный солдат 5 роты 254 полка 110
немецкой пехотной дивизии Рудольф Цепэк
рассказал: «В деревнях, где я был, все
русекие носят номера. Немецкие коменла-
туры прилумали это лля того, чтобы уни-
зить русских. Без номера ни олин pyc-
ский не имеет права показаться на ули-
це. Выходить из деревни запрещено. Не-
мецкие военные ` власти опасаются, что
жители убегут к партизанам, и поэтому
контролируют дороги, входы и выхолы из
крупных населенных пунктов».

ян

Немецко-фаптистекие мерзавщы обрекли
на голодную смерть население Макеевки
(Донбасс). Bee магазины и рынки 3a-
крыты Жителям под страхом смертной
казни запрещено выходить за черту горо-
да. конце сентября гитлеровцы схва-
тили 23 жителей Макеевки, которые шли
в ближайшие деревни в належде достать
там продовольствие. Все они были рас-
стреляны. За попытку уйти из Макеевки
титлеровцы повесили на телефонных

столбах рабочего металлургического заво-
ла ББ-летнего Релько Назара Алексееви-
ча, мать четырех детей Чуйко Анастасию
Теоргиевну и 14-летнего Леву Петренко.

И.

отойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного со-
отава преобразована 5 Краснознаменная стрелковая дивизия в 44 Гвардейскую
Враснознаменную стрелковую дивизию.

Командир дивизии полковник Куприянов Дмитрий Андреевич.

Преобразованной дивизии вручается Гвардейское знамя.

Новая победа летчиков-североморцев

ПОТОПЛЕН ОДИН НЕМЕЦКИЙ ТРАНСПОРТ
И ПОДОЖЖЕН ВТОРОИ

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 5 октября, (По телеграфу от наш. корр.). Четыре —
дировщика поднялись с аэродрома и взяли курс в @крытое море к вражеским a
регам. Низкая облачность, плотностью до 8 баллов, не послужила серьезным препят
ствием для действий опытных летчиков-североморцев, И

Внимательно следя за водной поверхностью, летчики первой пары аи Лап-
шенков и старший лейтенант Бордовский настойчиво вели свои ee ee
кому вражескому фиорду. Несмотря на быстро сгущавшиеся сумерки, морс ve
колы выслелили два больших транспорта водоизмещением 7—8 тысяч тонн, шед 7
под охраной военного корабля, Видимо, опасаясь нападения наших подводных a
‘док, фашистские суда жались к скалистому берегу: ры sas

a ‚ самолеты вали огневую завесу, штурма
и Meooanes м лейтенант Курбатов прицельно сбросили `бом-
бы на один транспорт. Последовал взрыв. Клубы огня и дыма окутали фашистское
судно, которое очень быстро, на глазах у летчиков, затонуло.

Вторая пара бомбардировщиков обрушилась на другой
Летчики старшие лейтенанты Кошляков и Федоров, штурманы
старший сержант Макаров сбросили бомбы, которые накрыли цель,
транспорте возник пожар.

Все наши самолеты благополучно возвратились на свой аэродром,

немецкий транспорт,
лейтенант Махнов и
На подбитом

ных батареи, разрушено 7  ДЗОТев и

ты.

тивника. Немцы пытались захватить
ДЗОТ, в котором находился красноармеет,
т. Назарьян. Отважный боец хладнокров-
ню расстреливал насехавлиих на него гит-
леровцев. Одного за другим он истребих
17 немецких солдат и отстоял ДЗОТ x0
тех пор, пока к нему были присланы
другие бойпы. На другом участке отнем
нангих гвардейцев-минометчиков сожжено
4 немецких танка, подавлены 3 миномет-

униттожено до трех рот немецкой пехо-
kee
Северо-западнее Сталинграда на отном
из участков наши войска вели активные
боевые действия, В боях 33 высоту бойцы
Н-ской части подбили 2 немецких танка и
истребили ло 150 вражеских солдат офи-
церов. Захвачено орудие, пулеметов,
4 миномета и боеприпасьь Труппа наших
разведчиков совершила смелый налет ча
командный пункт одной части противника
и захватила важные штабные документы.
kik

В районе Моздока продолжались бои в
одном населенном пункте, Бойцы   Н-ской
части в течение лня отбили шесть атак
пехоты и танков противника, Полбит 7
немецких танков и уничтожено до лвух
рот титлеровпев. Минометчики под коман-
хованием т. Бакалэе истребили до 100
титлеровцев и уничтожили 6 автомашии   ~

и станковый пулемет с расчетом, выполнение боевой операции.

Северный флот. Корабли ‘вышли. на

минометном и ружейного огня эащитни-
ков горола.

Фалпистские части на олном из участ-
ков пытались прорвать нашу оборону.
Многочисленные атаки гитлеровцев успе-
ха’ не имели. Противник понес большие
потери. Наши бойцы насчитали на мосто-
вой и пол обломками разрушенных 31a-
ний около 700 трупов немецких солдат и
офиперов.

„На улицах одновременно происходили
десятки схваток, в которых участвовали
преимущественно мелкие группы. B noc-
ледние пни немепкое команлование вы-
нужлено использовать в качестве стрел-

ков  соллат  саперных и строительных
подразлелений
Советские бойпы с исключительным

упоретвом дерутся за кажлый квартал,
дом. лвор. За олин день в лвух секторах
торола немцы потеряли около 1.000 сол-
лат и офицеров Только олно наше артил-
лерийское подразаеление рассеялю и ча-
стичяо уничтожило до батальона фаптист-
ской пехоты.
неа

ВОЛЖСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, 5 ок-
тября. (По телеграфу). Личный состав
флотилии наносят ощутительные удары
противнику, подлерживает действия ча-
стей Красной Армии.

Бронекалера под командованием лейте-
нанта Воробьева, выйдя на огневую по-
зипию севернее Сталинграда, открыли
ураганный огонь по фашистским войскам.
Снаряды ложились метко. Части Красной
Армии, поддерживаемые корабельной apr
тиллерией, улучшили свои позиции.

Во время стрельбы отно из орудий бро-
некатера получило повреждение. Старши-
на 2-й статьи Васильев под о©бстрелом
врага ликвидировал повреждение и про-
лолжал вести огонь.

Мужественным поступком прославился
краснофлотеп одного из бронекатеров т.
Шегла. Во время ожесточенного боя на
бронекатере возник пожар, пламя проник-
ле в радиорубку, загорелась обшивка.
Oroub угрожал артиллерийскоиу погребу.
Шегла вынеёе из огня раненого радиста,
после чего потушил пожар.

Самоотверженно действуют водолазы
флотилии. Нужно было заменять требной
винт у вололазного бота. На это требова-
лось не менее двух суток. Главный стар-
шина Никольский He выходил из воды по
3—4 часа и выполнил ремонт 9a 12 ча-
сов.  Водолазный бот тотчас же отправил-
ся на выполнение боевой опералгии.

В районе Воронежа

ЛЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. 5 октября.
(Спеп. корр. ТАСС). Вчера в районе Во-
ронежа наши части после короткого отне-
вого налета нь вражескую оборону пере-
‚шли в атажу. Враг оказывает упорное ©0-
противление, Советские войска в жеето-
ких схватках взламывалт вражескую 000-
рону и продвигаются вперед.

На‘ правом  фланте нашего ‘участка
Н-ская часть вклинилась в расположение
противника и продвинулась вперед. Бойцы
выбили немпев с занимаемых позиций. В
бою было уничтожено свыше 270 немцев,
10 пулеметов, 4 противотанковых орудия,
разрушено 6 ДЗОТ’ов, полавлено 4 мино-
метных и 1 артиллерийская батареи.

Наступалельные действия налиих ча-
стей поддерживала авиация. Летчики б0м-
били передний край противника, уничто=
жали его огневые точки.

Упорные бои продолжаются.

Фото Е. Халдея (TACO)