6 октября 1942 г., № 235 (1186)

Вечера. вопросов. и ответов

На кораблях и в частях Краснознамея-
кото Балтийского флота проведены вечера

вопросов и ответов по текущей политаке.

Эту форму работы мы стали применять не-

давно, опыт наш еще невелик, но кое-кз-

кие выводы уже можно сделать.

Вечера вопросов и ответов по текущей
полатике поляостью себя оправдали. Крас-
нофлотцы единодушно одобряют их. Такие
вечера проходят живо и интересно, лат
возможность каждому краснофлотцу полу-
чить ответы на все интересующие их
вопросы, А круг вопросов, затрагиваемых
нз этих вечерах, чрезвычайно широк.

Военные моряки интересуются между-
узродными событиями, положелием на
фронтах отечественной войны, боевыми
делами Краснознаменной Балтика. Посту-
пает много вопросов о борьбе народов Ев-
репы против германского фалнизма, о 10-
дожении в Индии и © позиции нейтраль-
ных стран, 0б экономических ресурсах
воюющих сторон. Можно сказать без пре-
увеличения, что на вечерах поднимаются
буквально все важные вопросы текущей
политики и аудитория ставит их пряуо,
остро и ждет не общих, а конкретных,
обосяованных ответов.

Из этого ясно, как серьезно нужно от-
носяться к проведению вечеров в0просоз
и ответов. Некоторые думают, что прове-
сти вечер — простое дело. Это неправиль-
ло. Успех вечера зависит от подготовки,
п провести его нужно всесторонне, шате-
реено, живо. Опыт показал, что на вечере
обязательно участие пропагандиста полит-
отдела и других наиболее опытных полит-
работников соединения. г

На вечерах, которые мы проводили, от-
веты обычно давали 2—3 человека. Опыт
показал, что участае нескольких пропа-
тандистов обеспечивает наибольший успех.
В таком случае каждый отвечает на опре-
деленную группу вопросов, по которой он
специально подготовился. Организуя вечер
вопросов и ответов, политотдел должен
сделать вее возможное, чтобы в нем при-
няли Участие все ето лучшие пропаган-
диеты. —

Перед одним таким вечером мы собрали
вопросы заблаговременно. Но обычно мы
отвечаем на вопросы, заданные тут же,
ва вечере. Эта форм» позволяет достиг-
нуть большего контакта © аудиторией,

Один товарищ накануне первого вечера
составил целый список вопросов. которые
его иятересовали, Пропаганлист потратил
много времени, чтобы обстоятельно на
них ответить. Это хоропю. Но другие то-
варищи уже не успели задать интересо-
вавшие их вопросы непосредственно Ha
вечере. Между прочим, товарищ, задавшай
эти вопросы в письменном виде, ‘яз вечере
не присутствовал.

На одном вечере мы попробовали пред-
послать ответам вводное слово, ‘чб ‘затем
от этого отказались ий ограничиваемся те-
перь тем, что организатор кратко раз’яс-
няет порядок проведения вечера. Дело в
том, что вводное слово все равно не ©мо-
жет осветить все вопросы, оно лишь от-
нимает время. А @сли вводное слово еще
и затягивается, то тогда интерес аудлито-
рии падает, и вечер превращается в обыч-
вый доклад с вопросами после wero.

Но зато заключительное слово, по наше-
иу мнению, необходимо. Ответив на во-
просы, пропатандаст должен сделать k0-
роткое заключение, связать все ответы
и поставить перед присутетвующами кон-

У могилы
ЯХРОМА, 5 октября. (ТАСС). Вчера в   шисты в районе. Но этого короткого сро-

деревне Степаново у могилы бойцов, пав-
ших смертью храбрых в декабрьских боях
за Москву, состоялся митинг колхознихов,
рабочих м интеллигенции Дмитровского
района. Он был посвящен годовщине
сформирования Н-ской части, бойцы  ко-
торой освободили от титлеровских окку-
пантов деревню Степаново, город Яхрому
и десятки других населенных пунктов,
Большая деревня Степаново стоит на
возвышенности, господствует нац всем
районом. Поэтому-то немцы и создали в
лей укрепленный опорный пункт.
Только девять суток хозяйничали фа-

форме, в- какой -они были заданы на ве-

1 ми хозяйство.

кретные задачи, вытекающие из оботанов-
ки. Такое заключительное слово — He-
большое, но проведенное с под’емом, у нас
вошло В практику.

Вопросов аудаторая задает много и, K0-
нечно, не хочется ни один из них оста-
вить без ответа, Поэтому надо стремиться
отвечать коротко, Бесспорно, общего ре-
цепта — сколько времеяи должен продел-
жаться ответ — давать нельзя; есть во-
тросы, на которые можно отвечать крал-
ко, а есть и такие, которыю требуют раз-
Рернутого сообщения, Однако в среднех
ответ не должен длиться больше 5—10
минут.

Иногда прежде чем ответать, пропагая“
дисту приходятся исправлять или расти“
рять постановку вопроса. Делать эт He-
обходимо всегда, когда вопрос поставлен
неправильно и самая формулировка исклю-
чает верный ответ. В таких случаях мы
старались показать аудитории, почему
этот вопрос нужно было поставить иначе,

Иногда задаются вопросы справочного
характера, на которые «с хола» не отве-
тит и сщецаалист. Так, например, спра-
шивали 9 водоизмещении потопленного
авианосца, о размерах зерновой продукции
в какой-либо стране, о населении города
ит. п, В таких случаях нужно иметь под
руками справочные иззания, На одном ве-
чере, который мы проводили в Вреншталт-
ском Доме Военно-Морского Флота, Ha
этот случай в зале находился библиотекарь,
готовый быстро навести нужные справки.
Если же справочников под рукой нет, во-
енком части или пропагаядист наводят
справки в ататпункте или библиотеке и
сообщают ответ задавшему вопрос в кон-
це вечера, лябо на следующий день, либо
через газету.

Опыт показал, что каждый вечер вопро-
сов и ответов по текущей полатике дол-
жен быть тщательно подготовлен. Главное
в подготовке -—— это подбор товарищей, от-
вечающих на вопросы, их собетвенная
подготовка. После 1—2 вечеров обычно
уже видно, по каким вопросам надо гото-
виться в первую очередь. Немаловажное
значение амеет и организация самого ве-
чера. Нужны толковые организаторы —
председатель и секретарь, запасывающий
все устные вопросы и следящий за тем,
чтобы на все вопросы были даны ответы,
нужиа бумага для присутствующих коман-
диров и краснофлотдев, достаточно света,
чтобы можно было написать вопросы и
прочесть их, ит. д. и Т, п, т

Вечер у нас в среднем продолжался пол-
тора-два часа, Позктика показывает, что
затягивать вечер на более продолжительное
время непелесообразно. Bee вопросы, за-
данаые на вечере, должны быть разобраны
и переписаны. Кое-когда это у нас не де-
лалось, и сейчас мы 06 этом очень жа-
леем. Для военкома корабля, для пропа-
тандиста политотдела оны — ‘неоценихый
матернал, позволяющий довольно точно
выяснить антересы краснофлотцев и коман-
диров, выяснить вопросы, недостаточно
раз`яснеяные, и наметить темы агитпроп-
работы в части, на корабле. При сборе во-
просов важно сохранить их именчо в. той

‚Чере. :

тюлатике — удачная форма агитюпрабо-
ты. Ее нало шире применять ‘аа Флоте.

Полковой комиссар Д. БЕТАНИ,

Краснознаменный Балтийский флот,

героев

ка им хватило, чтобы разграбить колхо-
зы, разрушить фабрики и заволы, захва-
тить почти все продовольственные запа-
CH колхозников и горожан, сжечь свыше
600 жилых домов. У могилы героев —
своих освободателей колхозники вчера ра-
портовали о том, как восстанавливается
разрушенное и разграбленное гитлеровца-

Участники митинга обратались к лич-
лому составу части с письмом. В нем
они рассказывают © своих трудовых YC-
пехах, о своей помощи фронту и призы-

_(6 остроте и правдивости
в агитации

Шестые сутки шел бой, Ото сорок чет-
вертый час вое, что окружало батарею, —
остовы домика, где некогда звучали звон-
кие 1040са пионеров, одиноко торчащий
вол, оставшийся от метеостанции юных
астрономов, высокие подсолнечникм, гля-
девшие ввысь, — все что было вокруг,
уничтожалось металлом и. огнем. День
быдло трудно отличить от ночи: днем све-
тело солнце, но его иногда  заврывали
хмурые облака; ночь была ясной от дья-
Вольского сияния ракет. Кончалась сна-
ряды. (От камбуза остался OJMH только
влед, и последний куль сухарей был на
исходе.

Может быть, пособят? Но откуда ждать
помощи? Батарея осталась в тылу врага.
На восток, куда отходили наши войска,
вонзился бронированный клин немецкой
танковой армии, Но люди наши воевали,
Глаза налились кровью. Губы пересохди,

Хотелось пить, — к воде He подойти,
Хотя бы цыгарку скурить, — кисеты
пусты. Часок соснуть, — нельзя, нет

такого местечка, гле можно было бы хоть
сесть и закрыть глаза. И люди, тряхнув
руками, как бы проделывая гимнаствгче-
ское упражнение  Тазминающее костя,
или бросив острое словцо, которое Her
вольно вызывало улыбку, или взглянув
на карточку невесты, жены, сына, —
снова набирали силы и сопротивлялись,

С первого раза трудно, да, пожалуй,
п невозможно, было разлачить, где были
злесь, на этом адском куске земли, коман-
диры, rie краснофлотцы. Bee они В
одинаковой мере, на пределе человеческих
усилий, боролись за жизнь. все  = Re,
kak Hu было круто, каким безвыходным
Ей казалось положение, стовло присмот-
реться поближе, и взору. представлялся
охваченный  елиной мыслью, стявутый
вольцои железной дисциплины воинский
коллектив, Уже чуть-чуть погодя вы раз-

‚ЗАРА

личили бы. кто комавдар, КТо ряловой.
Больше того — узнавала коммуниста,
агитатора, человека партийного. Узнала-
ли по всему, Что определяет поведение
человека в Такие минуты,

А минуты были, полны трагизма @ Be-
личественного сопротивления врагу. Не
каждый в одинаковой мере стоически пе-
реносил удар военной судьбы, BIN BIG
на долю морских артиллеристов. Ато по-
слабее духом — Чаще опускал голову,
й в душу невидимо заползало сомнение:
выдержим али, вырвемся ли? то посиль-
нее — крепалея и протяпивал слабому
руку дружбы, Так бывает из войне.

(то сорок четыре часа смерть, ецепиз-

шись с жизнью, вела отчаянную борьзу.
(rondo только оступиться, Пасть духом,
потерять самообладание — и смерть в9-
сторжествовала бы. Но победила жизиъ.
Победили морские арталаеристы, — они
измотали немчуру, щедро оросили землю
вражьей кровью, завалили подступы Е
пушкам растерзанными в клочья телами
немецко-румынскях бродяг и с боем ушли
к своим. ‚
. (то сорок четыре часа длилась борьба,
и не было той минуты, когда высоко He
звучал бы суровый голос большевистской
правды: держаться, товарищи, не падать
духом! Наша возьмет!

Сила большевистской агитации в этом
многодневном бою сказалась 8В0 всем
своем могучем величач.

Еще накануне боев, когда тучч Ha то-
ризонте только сгущались и Не каждому
представлялась грозящая опасность, при-
шел х пушках комиссар Бурунов. Ha
сей раз у разных пушек он произнес
одинаковые слова:

— Друзья!. Для вас настали  очель
тяжелые дни. Скрывать ве стану: поло-
жение созлалось такое, что пот силу толь-
ко людям, умеющим смотреть в лицо опас-

вают фронтовиков еще крепче бить врага.

Г ЗЕ

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Северный флот. Минометный расчет морской

сержант Е. Вавилин, ведет огонь по

ЛУЧШИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ
РЕМОНТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ФЛОТА

Своевременный и высоковачественный
ремонт боевой техники, быстрое и 01е-

ративное восстановление — вооружения
имеет в условиях войны огромное значе-
ние. В ответ на Первомайский приказ
товарища Сталина коллективы  артилле»
рийских ремонтных предприятай флотов и
флотилий включились в социалистическое
‹оревнование на перевыполненае планов,
досрочный и высококачественный ремонт
артиллерийского и стрелкового вооружения.

Социалистическое соревнование, развер-
нувшееся между предприятиями на основе
условий, введенных в действие приказом
народного комиссара — Военно-Морского
Флота адмирала тов. Н.Г, Кузнедова, выз-
вало волну трудового под’ема среди рабо-
чих, служащих и инженерно-технических
работников.

В ходе социалистического соревнования
арталлерийсках ремонтных предприятий
за июнь, июль и август на первое место
выдвинулось предприятие, где. начальни-
KOM подполковник т. Янив и комиссаром
т. Парик. Праказом народном комиссара
Военно-Морского Флота этому  предприя-
тию присуждены звание «Лучшее артил-
лерийское ремонтное предприятие Hap-
комата Военно-Морского Флота Союза ССР»,
перехотящее Красное Знамя НЕВМФ и пер-
вая премия,

Коллектив этого предприятия из месяца
в уммяц улучшал работу. В июне план
был выполнен на 103,6 проп., в июле —
на 127,2 проц. и в августе — на 145
проц. В июне процент работ, законченных

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 октября.
(Спец. корр. ТАОС). Два месяца хозяй“
ничают немецкие оккупанты в Ростове,

та. рассказывают, что цветущий  совет-
ский город з& это время превращен фа-
шистами в мрачный лагерь, место пыток
и страданий. Повоюду вилны следы вар-

] варских разрушений. Центральная часть

Ростова почти Полностью снесена. Ha
улице Энгельса, например, сохранились
только злания Дворца пионеров и банка:
в Нахичевани целиком разрушены 29) и
28 линии. сметен с лица земли район
завода «Красный Аксай». Водопровод в
тороде не работает, Электрического света
нет. Разграбленные гитлеровскими Mapo-
дерами магазины закрыты.  Продоволь-
ствие не полвозится, население голодает.

В первый же день прихода немцев в
Ростов бешеную деятельность развили
тестапо а специальный карательный от-
pay. На всех перекрестках были  1а-
склеены десятки приказов ибмепкой ко-
мендатуры, в которых на все лады скло-
НялоСь «слово «расстрел». Начались мас-
совые аресты и расстрелы мирных жи-
телей. Фатистокае метзавцы устраявают
казни прямо на улицах. Недавно жите-

SOT Eae

скаряла, до патрона последнего будем 0о-
ротнея за жизнь. Не хныкать, друзья! За
диспиплину! Панякеров и трусов среди нас
не должно быть. Покараем их сами, &

кара Hama  сурова. Пусть немец содрог-’

нется перед нами. Мы не поникнем го-
ловой.

Слова эти комиссар произнес не с лег-
кии сердцем. Тяжело так говорить, HO
иначе большевик не мог поступить. Прав-
ла. острая и горькая, — именно она
особенно нужна в такие минуты. Ona
способна пробудить тигантекую ал в
человеке, заставить собрать BCH энер-
TH воина и выработать в нем непреобо-
римую сопротивляемость.

Допустим на мануту, что  компссар
Бурунов в данном случае выступил бы
в роли утешателя, а о создавшейся об-
становке рассказал бы краснофлотцам в
мягких тонах и обнадежил их, что побелу
удастся добыть легко, без особых усилий,
без трудностей. Что было бы тогда? Тог-
ла он выбил бы из рук воинов самое
острое оружие — бдительность, и перед
напором врага люди, ждавшие успеха
без особой борьбы, оказались бы разору-
женяыми. Но в там-то и сила комиссара
Бурунова, сила агитаторов, воспитанных
ИМ, ЧТО во всем они были правдивы и
правду эту, какой бы торькой она на
была, говорили  краснофлотцам. В atom
глубокий смысл агитации. ее сила.

Так Ленин учил нашу партию ropo-
рить < народом, так учит товарищ
Сталин. Еще в годы гражлаяской войны
Влалимир Ильич подчеркивал, 970 только,
правдивая агитация может обеспечить
успех, только за правливым словом пой-
дет народ, Ленин говорил тогла:

«Ели наши противники говорили
признавали, что мы сделали чудеса в
разватаи агитации и пропаганды, 10 это
надо понимать не внешним 0бразом, что
у час было мното агитаторов и было пс-
трачено много бумаги, a 210 надо пони-
мать внутренним образем, что ту правда,
которая была в этой агитация, пробива-
лась в головы всех. И от этой правлы
отклониться нельзя».

В ОККУПИРОВАННОМ РОСТОВЕ

Люди, перешедшие недавно линию фрон-’

где

пехоты,
противнику.
Фото С. Шиашанского (ТАСО).

командиром

6 оценкой «отлично», был равен 40,7, в
июле — 62,3, в августе — 81,4.

Коллектив самоотверженно выполнил рят
оперативных заданий. Десять работников
награждены орленами и медалями.

namie орлевоносеш мастер т. Галабур-
да известен своим умением быстро м вы-
сококачественно ремонтировать  артилле-
рийские системы. Однажды он выполнял
на передовой позиции срочное задание и
справился © ним отлично, несмотря на
отсутствие специальных под’емных  Ye-
тройств. Рабочие тт. Федоров, Кренкин и
Филиппов трудилась без отлыха 43 часа
и в срок подготовили OO’ ERT.

Второе место в сопиалистаческом  с0-
ревновании и вторая премия присуждены
предприятию, где начальником  инженер-
майор т. Синицын. Несмотря на то, что
предприятяе это сравнительно молодое,
коллектив его успешно справляется © ре-
монтом артиллерийской техники.

Значительно улучшили работу за этот
период предприятия, где начальниками
военинженер 3-го ранга т. Завьялов и
старший техник лейтенант т. Горячкин,

дни ожесточенной борьбы в фашист-
скими захватчиками ремонтники, сознавая
грозную опасность, навистую над нашей
родиной, еше самоотверженнее трудятся,
отдавая все силы на помощь фронту.
Личный состав артиллерийских ремонтных
прегприятий Военно-Морского Флота озна-
менует ХХУ годовщину Великой Октябрь-
ской социалистической революции новыми
произволетвенными достижениями,

Инженер-порполковник В. ЛИБЕРМАН,

ли Буденновского проспекта были свиде-
телями кровавой расправы гитлеровцев
над 40 ни в Чем не Повинными Людьми,
Среди бела’ дня эту группу, состоявшую
тлавным образом яз стариков и женщин,
вывели на проспект и выстроали У тро-
туара. Некоторые женщины держали на
руках грудных детей, Немецкие автомат-
чики дали несколько очередей, и несча-
стные жертвы, обливаясь кровью, упали
на асфальт. Раненых немецкий офацер
пристрелавал из револьвера.

Па центральном аэродроме фашисты
создали концентрадионный лагерь, в во-
тором поместили до 30 тысяч мирных
Жителей. Несчастным узникам палачи не
тают По пять-шесть суток ни пищи ни
воды. .

Тяжелые испытания выпали на лолю
ростовчан, Ho ни пытки. ни репрессии,
ни жестокий террор фашистскях банди-
тов не сломили их воли к сопротивле-
нию. к священной мести. Немцы уже за-
ванчивали работы 0 восстановлению
железнодорожного = моста, когда of
свова взлетел в воздух. Неизвестные co-
ветские патриоты сожгли военные окла-
ды с горючим на Зеленом острове, в Ап-
парке, у вокзала, на нефтебазе,

ЕЕК ПЕ ЕНЫИ

зорить «остро и крепко,
правдиво. без прикрас, вак умел тово-
рать Ления»,

‚ Остро и крепко, во честно и правдиво,
63 прикрас! — так  всегд»  товорил
Ленлн, так говорит Сталан. В этом все-
могущая сила ‘идей большевистской аги-
тации. И стоит хотя бы немного укло-
RETBCH or aToro требования -— результат
скажется тотчас.

Вепоминается олин поучительный слу-
чай. Это было в прошлом году на одном
из участков  Ленингралекого фронта.
Группа ваших разведчиков получила 34-
дание выведать расположение огневых
средств вражеской обороны и гарнизона в
одном из ПуНЕТов. ie

Военком батальояа вапутствовал paa-
ведчиков, — он был обеспокоен многими
обстоятельствами: все ла взяли фляги ©
водой, достаточно ли сухарей и т. д.. и
т. п. речь его была такой: «Ничего,
ребята! Уж коль немец заметит вас, сам
побежит. Силы ето злесь, видимо, HeBe-
лики, от одною убежит». В таком же
духе уже на опушке леса, перед чистой
поляной, лежавшей против немецких до-
лов и дзотов, товорил руководитель груп-
пы, он же агитатор. Горячие и пылкие
ребята, — отчаянаые головы. кав их
называли здесь, — двинулись В ПУТЬ,
Накло не сказал развелчикам, впервые
вышедшим в такой путь, об опасности,
предосторожности, хитрости. И один крас-
нофлотец на чистом месте, где и кустика
не было, поднялея во весь рост, С трех
сторон застрочили автоматы. Засада не-
медкмх
краснофлотпев, и, пока они разобрались,
в чем лело. четыре бойца были убиты.
Краснофлотпы бились до последнего  па-
трона, они уничтожили свыше пятналиа-
та гитлеровцев, HO в Часть вернулся
только один разведчик. Задание не было
выполяено.

Очень дорого обошлась беспечность,
взращенная добрым словом, мягкам то-
HOM, утешительным увещеванием, Конеч-
во, вов могло быть иначе, если бы ко-
миссар говорил с развелчиками остро и
правдиво, если бы агитатор, кстати, сам

er Bic Si eas

дости, ве сощурив глаза. До посл Товаращ Сталин призывал учиться го-, человек бывалый, обстрелянный, не под-
HO

честно и дался этому TOAY.

разведчиков обяаружила наших “  татором, звучали од по-иному, и смысл

_ Почное

Еще в 1881 голу знаменитый француз-
ский астроном Франсуа Араго, имевшяй
отромный опыт наблюдений за ночным пе-
бом, сказал: «Чтобы увидеть очень слабо
светящийся предмет, не слелует на него
смотреть». Нелепо и странно, на первый
ватлял, звучит это утверждение: ведь мы
так привыкли в упор расематризать инте-
ресующий нас предмет, чтобы его лучше
разглядеть, Тем не менее Араго прав.

Научные  исслелования  покззаля, что
дневное и ночное зрение осуществляется
двумя совершенно различными аппарата-
ми светочуветвительной  сотчатки глаза,
С помощью так называемых колбочек мы
юмотрим лнем и с помощью  пазочев —
ночью. Различие же между ними огромное,
и потому виление в темвоте- резво отли-
чается от видения при дневном свете,

Законы ночного зрения должен знать не
только ученый, но и кажлый команлир и
боец Красной Армии и Военно-Морского
Флота: В нынешней войне исключительно
возросли роль и значение ночных боевых
операций, и надо быть максимально под-
TOMBICHHHIM K HAM.

Korla тлаз направлен прямо на какой-
либо предмет, то изображение его падает
на То место сетчатки, которое тает нап-
более отчетливое представление о прел-
мете, — желтое пятво. В желтом пятне
сосрелоточены почти одни только колбоч-
ки, которые облалают малой чувствитель-
ностью к свету и уже к концу сумерек
делаются лля нас бесполезными. Ночью
мы вилим исключительно палочками — их
в кажлом глазу около 110 миланопов, a
палочек в желтом пятне нет, они находят-
ся вокруг него, занимая вею остальную пло-
щаль сетчатки. Отсюда практический вы-
вол: вели ‘перед вами в темноте блеснул
очень слабо светящийся отонех, устреми-
те взор чуть-чуть в сторону от источника
света или вверх или, наконец, вниз OT
него. Он сразу покажется вам ярче: ето
изображение в глазу упадет теперь не на
зкелтое пятно, а на соседние, богатые све-
точуветвительными палочками участки
сетчатки,

На сколько же отводить вэор? Иселе-
дования показали, что наиболее чузетви-
тельное место сетчатки  ототоит от ве
центра на 10—20 градусов. Вытяните
левую руку вперед и разогните кисть так,
чтобы она стала вертикальной. Если те-
перь светящуюся точку поместить у 0сяо-
вания мизинца, то омютреть надо по на-
правлению конца большого пальца, Пю-
вторив этот прием несколько раз, в даль-
нейшем можно отводить взор уже не вы-
тягивая руки.

Ночное зрение имеет рят особенностей.
Прежле всего оно бесцветно, Чем сильпее
темнота, тем меньше виден цвет предметов.
Е концу сумерек в кругом беспветно:
и море, и небо, и зелень на берету, и
портовые сооружения. Ведь только кол-
бочки могут различать цвета, & они-то в
темноте бездействуют. Ночью глаз разли-
чает предметы только по светлоте: одни
кажутся более темными, другие — поовет-
лее. В частности, коричневые, красныю и
оранжевые цвета кажутся  коЧЬЮ почти
черными; а толубые и зеленые — значи-
тельно более светлыми,

Физиология ий психолотия зрения, опя-
раясь на экспериментальные исследования
последних 20 лет, доказывают, что можно
пренятствовать ухудшению зрения в
темноте и даже повысить  чувствитель-
вость палочкового аппарата глаза, рабо-
тающего ночью. Мы теперь научились п-
вышать остроту зрения, улучшать глазо-
мерную оценку расстояний и узеличивать
поле зрения.

Известно, что на каждом корабле в су-
мерки и ночью усиливается наблюдение за
поверхностью моря и за воздухом. На-
блюлатели обычно становятся на, свои по-
сты, выходя из освещенных внутренних
помещений корабля. Лля достижения мак-
спальной чувствительности глазу необхо-
димо 40-—50 минут, если освещение во
внутреннем помещении было ярким, и ло-
статочно 20 минут, если освещение был
умеренным. Отсюда вывод: в помещении,
TIe наблюдатели ждут выхода на пост, He
должно быть ярких ламп, все лампы надо

Слов нет — нашах
агитаторов любят за то, что они заботли-
вые друзья, участливые в беде товари-
щи, Надо поинтересоваться и тем, полна
ли флага, все лм в порядке, но и Фляга,
и, табак, и сухаря — все это может ока-
заться ненужным, если люди не воору-
жены бдительностью, правдивой и острой
ориентировкой. Так и случилось тогда,
котла группа разведчиков оказалась за-
стигнутой врасплох,

06 этом случае мы вспомнила  яедав-
но в одном из Пюдразлелений морской пе-
хоты. Прелстоял ожесточенный бой. Вы-
ступал агитатор Василий Федоровский.
Говорил он хоропю, речь лилась плавно,
но по выражению некоторых молодых
краснофлотцев, впервые уходивших в
бой, по их словам чувствовалось, что
нет ужного напряжения воли, что еще
не овладело ими ощущение трозной onac-
ности, которое порожлает истинн\ю храб-
рость и предприимчавость, готовность
перенести самые суровые лишеная, HO
добиться поставленной пели. Эту мыель
мы высказали агитатору. Федоровский
окилул взглядом расположившихся — по-
близости  краснофлотпев, улыбнулся и
широким взмахом откинул руку.

— 0, у меня орлы! Ha Bee пойлут,
а паниковать не приходитоя, — сказал
он.
Уже в самую последнюю минуту по-
литрук рассказал о боевой задаче, о вра-
те, с которым придется схватиться, его
силе и такгике. И хоть no сути полятрук
повторил много слов, произнесенных аги-

их был в остроте, которая электризует,
в правде, которая прабавляет сил, ведет
в бой.

Паника и острота — абсолютно не-
совместимые понятия. Большевистская
агитапия — острая, правдивая. без при-
крас — тем м сильна, что она лишена
подобия паники и пресекает ее, ‹

(стро и крепко. но честно и правдиво,”
без прикрас должны говорить агитаторы
Военно-Морского Флота, В этом их сила.

Политрук Е. КАМЕНЕЦКИЙ.

co

зрение

полжен попадать в глаза находящихся в
комнате.

Можно еще быстрее приспособить глаз
к темноте. Для этого нало непосредственно
перед выходом в темноту засветить 06а
тлаза красным светом в течение 5 минут,
поставив, например, перел собой на pac<
стоянии метра красную лампу. Полезно
также жевать в течение минуты 2 куска
сахара так, чтобы во всей полоети рта
ощущалея сладкий вкуе. В теплое время
гола перет выходом ночью на пост реко-
мендуется умыться холодной водой, смо-
чив ею и затылок. Эксперименты показа-
ли, что слабые раздражения других орга-
нов чувств, в ланном случае колбочково-
т аппарата (красный цвет) сетчатки,
вкусовых сосочков языка (сахар) или
органов холодового чуветва в коже (хо-
лодная в01аА) значительно ускоряют на-
растание чувствительности  палочкового
аппарата глаза (ночное зрение) и при-
способление его к темноте. aap

Каждый из нас знает mo собственному
опыту, что глаз медленно приспосабливает-
ся к темноте. Однако он чрезвычайно бы-
стро теряет свою чувствительность, есля
в условиях ночи на него упадет белый
свет (ярко освещенного циферблата при-
бора, свет фонаря, осветительной ражеты,
зарево пожара и обобенно прожектора).
Досталочно засветить приспособившийся к
темноте глаз ярким светом даже в течение
20—30 секунд, как его чувствительность
падает в сотни раз, и наблюдатель «елеп-
нет». Уже в первые 5—10 секунд умень- _
аелея чуветвительность более чем на-
половину. Так влияет белый свет. Хоро-
шо действующих срелетв против «ослеп
ления» ярким светом наука еще не пред-
ложила, но меры для ослабления слепяще-
го эффекта имеются. _

В первые же секунлы освещения про=
жектором нало закрыть глаза и отвернуть
ито, затем прикрыть тлаза чем-нибудь
‘непрозрачным (рукавом свободной руки,
самодельным козырьком и т. п.). Благодаря
‘этому чувствительность глаза после пре-
кращения действия прожектора восстанав-
ливается в течение. 2—3 минут вместо
десятков минут. В настоящее время разра-
батываются более действенные  ©тособы
борьбы © ослеплением прожекторами, что
особенно важно для морских летчиков-ноч-
НИКОВ.

Многочисленные эксперименты показа-
ли, что чувствительность глаза, полностью
триспособившегося к темноте, может зна-
чительно снизиться или, наоборот, весьма
повыситься. Команлный состав кораблей
должен знать, Что понижает и повышает
чувствительность ночного зрения. Мало
знать только технику, принятую на во-
оружение, но следует иметь представление
п о психологии и физиологии; войну Be-
дет человек, и ему надо обеспечить ус-
‚вия наибольшей работо- и боеспособности.

Непосредственно перех выхолом на пост
не надо плотно наедаться. Необходимо 06
вободить кишечник и мочевой пузырь; пе-
рел выхолом на пост желательно хотя бы
немного отдохнуть (лежа), если, конечно,
это ВОЗМОЖНО.

Повышение чувствительности ночного
зрения достигается также и напряжением
внимания. Опыты института психологии
Московского орлена Ленина Государствен-
HOMO университета показали, что напря-
жение внимания повышает чувотвитель-
ность зрения процентов на 30. Отвлече-
ние внимания посторонними мыслями, раз-
TOROPOM понижает чувствительность зре-
ния иногда больше чем наполовину. 1

К перечисленным выше мерам нам
прибавить одно-——двухминутную дыхатель-
ную гимнастику или прием нескольких
тлотков кофе или порока  кофелна
{0,1 г), чм также улучшает ночное зре-
ние. Каждый из спозобов, примененный в
отдельности, может усилить чувствитель-
ность на 380—100 проц. в течение 11/2—=
3 часов при однократном примененпи.

Вторичное применение одного и TOTO
же вли другого способа еще белыше уве-
личивает эффект и удлиняет ето дейст-
ве.

Отсюда вывод: для увеличения чувотви-
тельности ночного зрения во время пре-
бывания на посту (подозрительный шум
в возлухе, на воле или под водой или по-
явление света или контуров судов там,
тде их не лолжно быть) наде максимально
усилить внимание и применить один из
указанных выше приемов.

Способы повышения чувствительности
ночного зрения очень просты и доступ-
вы каждому, будь то на корабле man Ha
берегу. Исключительное значение ночного
зрения, столь ярко выявившееся в нынент
ней войне, должно побудить командный
состав и врачей Военно-Морского Флота
принимать все меры для увеличения эф-
фективности видения в темноте.

Проф. К. КЕКЧЕЕВ.

Чудовищный

приказ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5 октября.
(Спец. корр. ТАСС). Партизанами пере-
хвачены важные материалы венгерской
оккупационной группы. Среди них обна-
ружен приказ № 82 от 5 марта 1942 г.
по 3 батальону 47 Венгерского королев-
ского Гонведекого пехотного полка. При
каз подписан командиром батальона майо-
ром Керменди. В этом документе приво-
лится выдержка из приказа № 15 штаба
венгерской оккупапионной группы 00
установлении отличительных знаков LTA
советских военнопленных. Вот что говорит-
ся в этом документе: i

«Зачастую советские военнопленные
при побегах снимают ‹ себя отличитель-
ные знаки, и, таким образом, нет возмож
ности установить, являются ли они CO-
ветокими пленными. Для предотвращения
подобных случаев главный штаб  воору-
женных сил Германии распорядился каж-
дому советскому военнопленному делать
отметку алским камнем (ляписом) на ниж-
ней части левой руки с внутренней сто-
роны знаком KOCOTO креста». :
Вряд ли нуждается в комментариях
этот чуловишный приказ. По приказу
Гитлера немцы и их прислужники вводят
клеймение советоких люлей, как клейми-
лись когда-то каторжники и рабы. Совете
ский народ отометит фалтистской своре 34
этот новый акт неслыханниого излевательч
ства над человеческии достоинотвом.